Толкование некоторых статей второй главы Конституции Российской Федерации с помощью героев сказок.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Толкование некоторых статей второй главы Конституции Российской Федерации с помощью героев сказок.

Загоскина П.О. 1Загоскина В.О. 1
1МАОУ «СОШ №21 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дубровская А.Б. 1
1МАОУ «СОШ №21 с углубленным изучением отдельных предметов»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Конституция (от лат. Constitution – устройство) – основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства» [4].

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.

Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни. Можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Буратино, Карлсон, Колобок, Красная шапочка, Незнайка, Золушка и другие) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».

Настолько ярок, выразителен, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну. 

Мы решили заглянуть в эту тайну с точки зрения правовых нарушений.

Актуальность: знание Конституции сейчас очень важно, т.к. сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания, а доступное их преподнесение может повысить нравственное и правовое воспитание детей уже в начальной школе.

Цель исследования: анализ отдельных сказок и поступков сказочных героев с точки зрения нарушения статей второй главы Конституции РФ.

Задачи исследования:

Изучить отдельные статьи второй главы Конституции РФ.

Познакомиться с литературой по данной теме.

Проанализировать права сказочных героев на основе Конституции РФ.

Провести анкетирование среди учащихся.

Расширить знания о правах детей.

Создание для внеклассной работы лепбука.

Сделать выводы.

Объект исследования: поведение героев в сказках

Предмет исследования: детские сказки

Гипотеза исследования: с помощью героев наших любимых сказок можно очень доступно объяснить детям их права, закрепленные в основном законе нашей страны Конституции Российской Федерации, и повысить нравственное и правовое воспитание детей.

Методы исследования: сбор информации из разных источников, анкетирование, сравнение, обобщение.

Область практического использования результатов:

Результаты данной работы могут быть использованы для расширения кругозора учащихся при изучении предмета по литературе, окружающему миру и в качестве учебного пособия на классных часах.

Дата проведения исследования:

Исследование проводилось с декабря 2019 по январь 2020 года.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1.

1.1 Понятие «право человека»

Прежде чем более подробно приступить к рассмотрению конкретных статей второй главы Конституции РФ разберемся, что же такое права и свободы?

Понятие «права человека» получают все более широкое распространение и в научной литературе, и в обыденной жизни. Это не случайно, поскольку права человека являются неотъемлемым условием нормального существования каждого человека, а их нарушение ощущается как ущемление достоинства личности, её свободы, понятий о справедливости. Для того, чтобы уметь пользоваться правами, уметь их защищать и отстаивать, необходимо понимать их смысл и огромную нравственную ценность [5].

Права и свободы человека, закреплены в нашей Конституции 1993 года, полностью отвечают современным мировым стандартам. Мы считаем, что каждый с детства должен знать права, представленные ему основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Но текст самого закона для понимания детей очень сложен и совсем непонятен. Поэтому на примере всем нам любимых сказок будет гораздо проще понять смысл норм права.

1.2 Анализ некоторых конституционных прав на примере сказочных героев.

Статья 20 Конституции РФ гласит «Каждый имеет право на жизнь». Ярким пример, иллюстрирующим эту статью, может послужить сказка Р. Киплинга «Маугли», где мальчика постоянно пытается убить тигр Шерхан. А в русской народной сказке «Волк и семеро козлят», волк съедает последних.

Далее следует обратить внимание на статью 21 Конституции РФ, где сказано, что «Достоинство личности охраняется государством», это значит, что никто никого не имеет право мучить и унижать. В сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Незнайка рисовал и писал стихи. Это значит, что никто не должен смеяться над другим человеком, издеваться, унижать и обижать его, ведь рисунки и стихи для коротышек были обидными. Также в этой статье сказано, что «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Ярким примером нарушения этого права является эпизод сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», когда Карабас Барабас наказывал своих кукол, когда Лиса Алиса и Кот Базилио подвесили Буратино вверх ногами на дереве, чтобы отобрать у него пять золотых.

Статья 40 говорит нам о том, что: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». И этим правом воспользовалась Тыковка из сказки Дж.Родари «Чиполлино», поросята из сказки С.В. Михалкова «Три поросенка», Зайчик из русской народной сказки «Заюшкина избушка». А нарушителями этого права выступает Синьор Помидор, Волк и Лиса.

Кроме того, в Конституции есть еще одна статья про жилище. Это статья 25, которая гласит, что «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц…». Здесь примерами могут служить такие сказки, как «Три поросенка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят». Необходимо учесть, что Волк в последних сказках, не только проник в жилище, но и съел бабушку и козляток, нарушив их право на жизнь, указанное в статье 20 Конституции РФ.

Статья 22 Конституции РФ говорит нам, что «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». Такое право в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» нарушила Мальвина, заперев в чулане Буратино. В сказке Дж. Родари «Чиполлино» схватили и заключили в тюрьму Чиполлоне, отца Чиполлино, и Снежная Королева, заточила в свой плен Кая.

Следующее право, которым обладает каждый гражданин нашей страны – «…право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Данное право закреплено в статье 27 Конституции РФ и таким правом воспользовались: лягушка в сказке В.Гаршина «Лягушка -путешественница», барон Мюнхгаузен в сочинениях немецкого писателя Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», Волька и старик Хоттабыч из книги Л.Лагина «Старик Хоттабыч», колобок в русской народной сказке «Колобок».

Одно из самых важных прав на сегодняшний день – это право на образование. Данное право изложено в 43 статье Конституции и звучит так: «Каждый имеет право на образование». И этим правом воспользовались такие герои, как Чебурашка по сказке Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья», маленькая королева из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», Буратино и самый известный ученик из книги Дж. Роулинг школы «Хогвартс» Гарри Поттер.

А так как образованный человек способен что-то изобретать, писать стихи, исследовать и т.д., то он вправе законно воспользоваться правом, закрепленным в статье 44 Конституции, в которой говориться, что «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества…». И этим правом очень хорошо пользуются веселые изобретали Винтик и Шпунтик, поэт Светик, музыкант Гусля и художник Тюбик из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Также граждане нашей страны «…вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Это право дает Конституции. И этим правом воспользовались: дед из сказки «Репка», мужик из сказки «Вершки и корешки», заяц из сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок».

Хотя мы все и обязаны трудиться, чтобы хорошо жить, но принудительный труд у нас запрещен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также право на отдых. Это право закреплено в 37 статье Конституции. Воспользовались этим правом Коротышки из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», выбрав каждый себе профессию по своим интереса и способностям, старик – рыбак из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», Айболит из сказки К.И. Чуковского «Айболит», Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде». Нарушителями этого права являются Карабас Барабас, который держал своих кукол в рабстве и не платил им за работу; мачеха из сказки Ш. Перро «Золушка», которая не только не платила, но и нагружала Золушку множеством работы; сирота из сказки «Крошечка-хаврошечка». А вот Мороз из русской народной сказки «Морозко» является примером справедливого исполнения права на вознаграждение за труд, вознаградив Настеньку.

А чтобы мы все, как можно меньше болели, мы должны жить в хороших окружающих нас условиях, т.е. мы имеем право благоприятную окружающую среду. Но чтобы это право было закреплено не только на бумаге, но и в нашей жизни, мы обязаны беречь нашу природу и не наносить ей вреда. Говоря об этом праве сразу вспоминаешь сказку Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», когда они пытались спасти речку от загрязнения ее стоками из трубы от завода и очистили реку, а Н. Сладков в своей книге «Сказки леса» делится с читателями своими наблюдениями, пытаясь им привить любовь к природе родного края.

Глава 2.

Изучая литературу по теме, мы узнали, что ещё в Древней Руси забота о детях вменялась родителям. Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе. Много нового своими указами внёс в положение малолетних Пётр I. Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, состоящий из 54 статей в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.

Мы решили провести тестирование среди учащимся 4-х и 11-х классов, ответить на вопросы анкеты (Приложение). В опросе приняли участие 93 ученика. Итоги опроса показали, что знают о своих правах несовершеннолетние в рамках начальной школы и те, которые заканчивают школу.

2.1 Тестирование №1 «Знание Конституции и прав». Из приведенной таблицы мы видим, что учащиеся 11 классов, изучая Конституцию РФ на уроках обществознания, имеют четкое представление и систематизированные знания в сфере права.

вопросы

4 класс

11 класс

Что такое Конституция?

16%

98%

Когда была принята Конституция?

39%

98%

Сколько глав имеет Конституция?

13%

77%

Какое право нарушено у героев в сказках «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»?

78%

100%

У какого сказочного героя нарушено право на жизнь (колобок, Баба-Яга, Золушка)?

51%

100%

2.2 Тестирование №2 «Общие вопросы о правовой грамотности».

По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать еще на дошкольном уровне. В данном тестировании нам хотелось узнать: в каком объеме знают свои права учащиеся начальной школы и старшей; от кого получают информацию по правовой грамотности; в случае нарушения их прав к кому они обратятся.

Заключение

Таким образом, познакомившись всего-то с несколькими статьями Конституции РФ, мы изучили, как в сказках отражено большое количество нарушений прав человека. Мы считаем, что наша исследовательская работа полностью подтвердила выдвинутую гипотезу: сюжеты сказок демонстрируют нарушение прав человека.

Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конституции. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.

Работа может быть интересна и полезна учащимся школ   при изучении прав ребенка в рамках школьной программы (на уроках права, обществознания, истории), родительских собраниях, классных часах, а также всем интересующимся этой проблемой.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

Итогом нашей работы стала небольшая тематическая папка - лепбук «Права и свободы человека и гражданина» в Конституции Российской Федерации для детей», которая в доступной форме на примере героев сказок и мультфильмов помогает детям понять суть основных статей нашей Конституции РФ, в которых закреплены наши права и обязанности, а также поможет объяснить детям как жить, чтобы не нарушались права других людей, живущих рядом.

Литература

Большая книга сказок / Илл. И.Бодрова, В.Смирнов, В.Коркин. – М.: Махаон, 2008.

Конституция Российской Федерации. - Спб.: Питер 2013.

Обществознание. 5 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой — 3-е изд. 2013.

Советский энциклопедический словарь (СЭС). [Электронный ресурс] //https://ru.wikipedia.org/wiki/

Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений учреждений// Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е.А. Лукашевой, А.И. Матвеева. Глава 5.

Приложение №1

Тест:

1. Что такое Конституция?

- основной документ государства

- документ, удостоверяющий личность

- международный документ по правам человека

2. Когда была принята Конституция?

- 12 декабря 1993 года

- 5 декабря 1936 года

- 7 октября 1977 года

3. Сколько глав имеет Конституция?

- 9

- 8

- 2

4. Какое право нарушено у героев в сказках «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»?

- право на неприкосновенность жилища

- право на свободу

- право на образование

5. У какого сказочного героя нарушено право на жизнь, а вот право на свободу передвижения, главный герой реализовал в полном объеме?

- Колобок

- Баба-Яга

- Золушка

Приложение №2

ТЕСТ:

1. Знаете ли вы свои права?

- да знаю

- знаю некоторые свои права (2-3 права)

- не знаю своих прав

2. От кого узнаете о своих правах?

- от учителей

- от родителей

- от чужих

3. К кому обратитесь при нарушении своих прав?

- к учителю

- к родителям

- уполномоченный по правам ребенка

 

Просмотров работы: 56