Роль невербальных средств общения в процессе взаимодействия подростков

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль невербальных средств общения в процессе взаимодействия подростков

Зеньковская А.А. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Хоста» г.Сочи (ЦДО "Хоста")
Коротун А.М. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Хоста» г. Сочи (ЦДО "Хоста")


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность: невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

Цель: выявить и определить роль невербальных средств общения подростков с разными психотипами и темпераментами в процессе взаимодействия.

Задачи: 1) изучить невербальные средства общения; 2) выбрать и изучить методики для определения психотипа и темперамента подростков; 3) провести опросы среди подростков; 4) провести наблюдение на предмет выявления невербальных знаков; 5) проанализировать результаты и сделать выводы.

Объект: невербальные средства общения.

Предмет: характерные особенности взаимодействия подростков по психотипу и темпераменту.

Методы: описательно-аналитический, классификационный, сопоставительный, количественный и качественный анализ, обработка результатов, метод сплошной выборки.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование невербальных средств общения может улучшить взаимодействие подростков с разными психотипами и темпераментами

Практическая значимость: проведённое исследование может быть полезно не только мне, но и многим людям, которые хотят научиться правильно общаться и наладить взаимодействие со своими сверстниками; школьным учителям и психологам, педагогам, при формировании групп, при организации и для проведения массовых мероприятий, конкурсов, соревнований.

II. Основная часть:

2.1. Общение

Любая деятельность – труд, учение, игра – невозможна без общения. Общение является средством передачи общественного опыта. В общении мир одного человека раскрывается для другого, прежде всего в процессе обмена познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Кроме того, в общении люди обмениваются действиями, поступками, т.е. взаимодействуют. Также важно, как общающиеся между собой люди воспринимают друг друга. Взаимодействие проявляется в организации людьми общих действий, направленных на достижение определенной цели в процессе совместной деятельности. Взаимодействие подразумевает деление людей на группы. Под группой понимается ограниченная в размерах общность людей, которые объединены общими целями и задачами и вступают в непосредственное взаимодействие. [2]

Вывод: Общение – это взаимодействие людей в группах. Группы могут быть большие и маленькие, но, взаимодействуя, они добиваются достижения общих целей и задач.

2.2. Общение как коммуникация

Коммуникация бывает вербальная (словесная) и невербальная (поза, мимика, жесты). По оценке исследователей, только 7% содержания сообщения передается значением слов, в то время как 38% информации определяется тем, как эти слова говорятся, и 55% - выражением мимики, жестов и поз. Характер взаимодействия людей во многом зависит от того, как они отображают и интерпретируют внешность и поведение, оценивают возможности друг друга. Невербальная коммуникация — форма общения между людьми с целью определения характера взаимодействия и эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Для любого человека невербальная коммуникация является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами. [10]

Вывод: Коммуникация бывает вербальная и невербальная. Невербальная коммуникация является дополнительным источником информации о поведении и эмоциональных состояниях другого человека, что очень важно для понимания, как общаться с этим человеком.

2.3. Взаимодействие между подростками

Проблему взаимодействия исследовали многие российские и зарубежные психологи. Б. Ф. Ломов характеризует понятие «взаимодействие» как возникновение изменений в каждом из субъектов или объектов. По его мнению, взаимодействие лежит в основании психических явлений, оно обусловливает развитие познавательных, эмоциональных, волевых процессов и формирование личности.

Словарь по психологии трактует взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Б. Д. Парыгин в качестве основных компонентов процесса взаимодействия между людьми выделяет: самих людей, их взаимную связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга, а также в качестве результата взаимовлияния друг на друга - взаимные изменения людей. Причем, в процессе взаимодействия проявляется характерологическая, сущность индивидов.

Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода. В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат такие потребности переходного возраста как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации. [4]

Вывод: в процессе взаимодействия проявляется характерологическая, сущность индивидов. Навыки социального взаимодействия у подростка формируются в процессе общения со сверстниками.

2.4. Особенности взаимодействия подростков в группе.

Большинство из нас значительную часть времени проводит в различных группах: дома, в учебном заведении, в общественном транспорте, на работе. Люди ведут семейную жизнь, работают, отдыхают, учатся. И каждый раз они вступают в определённые контакты с другими людьми, взаимодействуют с ними различным образом, например, конкурируют или помогают. Иногда люди в группе переживают одни и те же психические состояния, что определённым образом сказывается на их деятельности. Малая группа — это общность людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения определенных целей. Члены малой группы не только находятся в личном общении, но и объединены общей деятельностью. Обычно малые группы существуют достаточно долгое время, их члены встречаются регулярно, обычно, в одном и том же месте. Люди вступают в неформальные отношения для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении. [5]

Вывод: групповое взаимодействие играет важную роль в жизни подростков. Они не только занимаются общей деятельностью, но еще проводят свободное время вместе, у них появляются общие интересы и увлечения, они помогают друг другу и самоутверждаются.

2.5. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций (В.А. Лабунская)

Методика «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» была разработана с целью ее применения в диагностических и прогностических целях. Как известно, ситуации общения, в силу их разнообразных особенностей, независимо от воли партнеров, превращаются для них в творческую задачу, решение которой зависит от ряда умений и способностей субъекта познания. Они формируются в сфере социально-психологической практики и являются социально-психологическими свойствами личности, ее социальными способностями. Для психологии невербального общения, межличностного познания, особое значение имеет разработка проблемы социальных способностей личности, в структуру которых входят социально-перцептивные способности, в том числе и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения человека. Наряду с социально-перцептивной компетентностью, рассматриваются социальный интеллект, интеллект межличностных отношений, эмоциональный интеллект, социальное воображение, социальная проницательность, социально-психологическая наблюдательность. Любая социальная способность, в том числе и способность к адекватной интерпретации невербального поведения, заявляет о себе в контексте определенной деятельности, в связи с соответствующими ей социально-перцептивными, коммуникативными задачами. Поэтому в качестве способа диагностики способности к адекватной интерпретации невербального поведения можно использовать «задачу».

Одна из задач - это определение взаимосвязей между уровнем развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения и социально-психологических, личностных особенностей субъекта. Главное внимание в процессе изучения экспрессивного невербального поведения уделяется таким средствам выражения личности, как мимика, жесты, позы. Поведение человека неотделимо от его личности. Оно индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима сама личность. [9]

III. Исследовательская часть:

Наше исследование проводилось с учащимися Гимназии № 5, Лицея № 3, СОШ № 18 на базе объединения «Диалог народов и времен» ЦДО «Хоста» г. Сочи. В нашем исследовании приняло участие около 50 подростков в возрасте 11-17 лет.

3.1. Прежде всего, мы решили выяснить, что такое взаимодействие и как его определить в условиях дополнительного образования. Словарь по психологии трактует взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. [17] В подростковом возрасте взаимодействие со сверстниками является одной из основных потребностей и их ведущей деятельностью. От того, как подростки умеют устанавливать контакты, решать совместные задачи, понимать себя и своего собеседника, определяется развитость коммуникативных качеств личности. Мы провели тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Анализ полученных результатов позволил определить, что у 71% опрошенных (31 человек) наблюдается средний уровень коммуникативного контроля, что свидетельствует о достаточной развитости у данной категории коммуникативных навыков, но и о наличии сдержанности в эмоциональных проявлениях, зависимости от мнения окружающих. Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 23 % (10 человек), они умеют взаимодействовать, стремятся избегать конфликтов в общении, тяжело реагируют на спонтанные и непрогнозируемые ситуации. Низкий уровень коммуникативного контроля был выявлен лишь у 6% (4 человека), которые являются прямолинейными, непосредственными, и для них характерна более устойчивая позиция в отношениях, что чаще всего является причиной их «неудобности» в общении с окружающими.

Вывод: для подростков, принявших участие в тестировании, характерно стремление к поддержанию взаимодействия со сверстниками, но особую сложность для них вызывает адаптация к новым условиям, в ситуации знакомства и общения с новыми людьми, а также подверженность влиянию своих товарищей.

3.2. Опросник Айзенка.

На взаимодействие накладывают свой отпечаток и личностные качества: психотип и темперамент, так как коммуникабельность у людей с разными типами темперамента разная. Определение психотипа и темперамента дает возможность получить важную информацию о человеке и ключи для взаимодействия с ним. Мы использовали опросник Айзенка [15]. Нужно было ответить на несколько вопросов об особенностях поведения и эмоций в различных условиях. В опросе участвовало около 50 человек. Нужно было дать ответы «да» = «+», «нет» = «-». По шкале экстраверсии – интроверсии (Ш1) мы определили значение по сумме совпадения знаков в следующих вопросах:+1, +3, -6, +9.+11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, -33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59.

Значение по шкале эмоциональной стабильности (Ш2) определяется по сумме положи­тельных ответов в следующих вопросах: 2,5,7, 10,13,15,18,21,23,26, 29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.

Значение по шкале достоверности (Ш3) считается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48.

Интерпретация результатов:

Экстраверсия-интроверсия: Если по шкале 1<8, то у подростка ярко выражены черты интроверта. От 8-12 баллов - умеренно выражены черты интроверта. От 12-18- умеренно выражены черты экстраверта. > 18 - ярко выражены черты экстраверта.

Результаты: ярко выраженные черты интроверта присутствуют у 12% человек, умеренно выраженные черты интроверта - у 26% человек, умеренно выраженные черты экстраверта - у 46% человек, ярко выраженные черты экстраверта - у 16% человек.

Экстраверт: общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Экстраверт жаждет возбуждения, новых впечатлений, рискует, действует под влиянием момента, не лезет за словом в карман. Экстраверты беззаботны, оптимистичны, активны, вспыльчивы, предпочитают движение и действие. Их эмоции и чувства строго не контролируются, на него не всегда можно положиться.

Интроверт: спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Таким образом, психотип – это совокупность черт характера. Определение психотипа помогает составить первое впечатление о человеке, прогнозировать, какое поведение будет для него более комфортным, а какое – конфликтным.

Эмоциональная устойчивость-неустойчивость: Ш2<10 - высокая эмоциональная стабильность; Ш2=11-14- умеренная эмоциональная стабильность; Ш2=15-18 - высокая эмоциональная нестабильность; Ш2=19-24 - очень высокая эмоциональная нестабильность.

Эмоциональная стабильность: эмоционально-психологическая устойчивость, зрелость, отличная адаптация. Эмоциональная нестабильность: эмоционально-психологическая неустойчивость, нервозность, плохая адаптация.

Результаты: высокая эмоциональная стабильность наблюдается у 26% человек, умеренная эмоциональная стабильность - у 32% человек, высокая эмоциональная нестабильность - у 26% человек, очень высокая эмоциональная нестабильность - у 16% человек. В зависимости от значений Ш1 и Ш2 определяется темперамент:

Ш1\Ш2

0-12

13-24

0-12

преобладает флегматический темперамент

преобладает меланхолический темперамент

13-24

преобладает сангвинический темперамент

преобладает холерический темперамент

Меланхолик: человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Холерик: человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Сангвиник: человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

Флегматик: человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. [15]

Мы получили следующие результаты: у 20% человек преобладает флегматический темперамент, у 22% человек - меланхолический темперамент, у 36% человек - сангвинический темперамент, у 24% человек - холерический темперамент.

Сопоставив данные о количестве интровертов (38%) и людей с флегматическим и меланхолическим темпераментами(42%), а также о количестве экстравертов(62%) и людей с сангвиническим и холерическим темпераментами(60%), можно сказать, что интроверты хорошо взаимодействуют с флегматиками и меланхоликами; экстраверты – с холериками и сангвиниками.

Вывод: для улучшения взаимодействия подростков возможно использовать их индивидуально – психологические свойства (психотип и темперамент).

3.3. Методика В.А.Лабунской «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения».

Потом, мы предположили, что каждому психотипу и темпераменту соответствует определенное невербальное поведение. Изучение личностных, коммуникативных и поведенческих черт по невербальным признакам помогает правильно понимать собеседника. Анализируя выражение его лица, позы или жеста, мы можем получить важную информацию о человеке. Характер взаимодействия зависит от того, как они отображают и интерпретируют внешность и поведенческие черты другого человека. Мы воспользовались методикой В.А.Лабунской «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения». Первая задача имеет условное название «позы». Каждому участнику нужно определить, какому состоянию человека, его отношению к другому человеку соответствует поза. Нужно было выбрать одно из значений: высокомерие, пренебрежение; растерянность, удивление; смущение, застенчивость; неуверенность, тревожность; удивление, недоумение; виноватый, убитый горем, стыдливый. Правильно выбранный ответ оценивается в 3 балла. 2 балла респондент получает, если он не указывает прямо на психологическое значение позы, а называет ситуацию, в которой она встречается. 1 балл присваивается тем ответам, которые несут элемент психологической интерпретации, но не соответствуют направлению психологического анализа. [9]

Полученные результаты:

№ рисунка

1-1

2

0

8

1-2

6

0

4

1-3

5

0

5

1-4

1

0

9

1-5

1

0

9

1-6

1

0

9

Название второй задачи «мимика-жесты». Участникам нужно определить и назвать эмоциональные оттенки интеллектуально-волевого состояния человека.

Полученные результаты: по 3 балла не получил ни один человек, 1 человек получил 2 балла, 9 человек получили по 1 баллу.

Третья задача называется «мимика». По выражению лица женщины и мужчины нужно определить эмоциональное состояние.

Полученные результаты:

№ рисунка

3-1

5

0

5

3-2

4

0

6

3-3

1

0

9

3-4

3

0

7

3-5

7

0

3

3-6

2

0

8

Условное название четвертой задачи - «поза-лицо». В этом задании нужно подобрать к изображенной позе соответствующее ей выражение лица.

Полученные результаты:

№ рисунка

4-1

8

1

1

4-2

3

1

6

4-3

1

4

5

4-4

3

3

4

4-5

2

3

5

4-6

0

5

5

4-7

2

5

3

4-8

2

6

2

Обработка результатов решения всех задач включает три этапа. На первом этапе для каждого испытуемого определяется суммарный балл, полученный в процессе решения каждой задачи. На втором этапе с целью сравнения успешности решения выше перечисленных задач первичные суммарные оценки переводятся в 20-бальную шкалу. На третьем этапе определяется уровень развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения. [9]

№ п/п

Суммарный балл

Коэффициент перевода суммы первичных баллов в 20-бальную шкалу

Оценка уровня развития

1

2

3

4

1

2

3

4

1.

8

7

24

16

0,7

0,4

0,6

0,6

55

2.

16

6

22

19

1,4

0,3

0,6

0,8

63

3.

14

6

26

16

1,7

0,3

0,7

0,7

62

4.

12

6

22

15

0,7

0,3

0,6

0,6

55

5.

10

6

18

18

0,83

0,30

0,50

0,75

52

6.

12

7

18

19

0,5

0,4

0,5

0,8

56

7.

10

6

22

14

0,6

0,3

0,6

0,6

52

8.

8

6

22

13

0,5

0,3

0,6

0,5

49

9.

16

10

25

16

1,3

0,5

0,7

0,7

67

10.

14

6

26

13

1,2

0,3

0,7

0,5

59

По выборке видно, что самый высокий уровень развития способности интерпретации невербального поведения имеет № 9. Самый низкий уровень- № 8. Ниже среднего- № 5,7,4,1,6,10. Выше среднего- № 2,3. Из всех учащихся, принявших участие в эксперименте, 10% имеют высокий уровень способности интерпретации невербального поведения, 18% - самый низкий уровень, 52% - ниже среднего, 20% - выше среднего.

Вывод: любой человек способен определить коммуникативные, поведенческие черты другого человека по позе, мимике, жестам. Та или иная трактовка рисунка зависит от психологических особенностей самого интерпретатора, от его личностных качеств.

3.4. Также, мы воспользовались таблицей по признакам языка тела Макса Эггерта, с помощью которой провели наблюдение. [16] Наблюдение проводилось на занятиях, на мероприятиях, на переменах. Вначале мы выписали классификацию по мимике, жестам и позам, составили таблицу. Участников записали по списку. Наблюдали и отмечали в таблице. Затем посчитали в каждой группе и сделали вывод о том, какое невербальное поведение характерно для каждого темперамента.

3.5. Таблица

Темперамент

Мимика

Жесты

Позы

Холерик

170

86

48

Меланхолик

143

55

33

Сангвиник

166

201

72

Флегматик

100

53

10

Мы составили сводную таблицу, в которой отобразили наиболее характерные невербальные средства общения и их интерпретацию для психотипов и темпераментов.

3.6. Сводная таблица (Приложение 1)

Вывод: интровертам меланхоликам и флегматикам больше характерно такое невербальное поведение, как мимика, так как они вяло реагируют на окружающую среду, но свои эмоции больше проявляют на лице. Экстраверту сангвинику больше характерно такое невербальное поведение, как жесты, так как он отзывчив и подвижен. Экстраверту холерику больше характерно такое невербальное поведение, как мимика, так как он вспыльчив и неуравновешен.

Чтобы проверить нашу гипотезу, действительно ли использование невербальных средств общения может улучшить общение между подростками с разными психотипами и темпераментами, мы использовали статистический критерий хи-квадрат.

3.7. Таблица распределения эмпирических частот

Темперамент

Позы

Мимика

Жесты

Итого

Холерик(13)

48

170

86

317

Меланхолик(10)

33

143

55

241

Сангвиник(17)

72

166

201

456

Флегматик(7)

10

100

53

170

Итого(47)

163

579

395

S=1184

3.8. Таблица распределения теоретических частот (сумма по строке умножается на сумму по столбцу и получившиеся значения делятся на общую сумму(s)).

Темперамент

Позы

Мимика

Жесты

Итого

Холерик

(317*163)/1184=44

(317*579)/1184=155

(317*395)/1184=106

305

Меланхолик

(241*163)/1184=33

(241*579)/1184=118

(241*395)/1184=80

231

Сангвиник

(456*163)/1184=63

(456*579)/1184=223

(456*395)/1184=152

438

Флегматик

(170*163)/1184=23

(170*579)/1184=83

(170*395)/1184=57

163

3.9. Итоговая таблица (Приложение 2)

В результате подсчётов мы получили следующие данные:х^2=(Э-Т)^2/Т =60,7. n=(R-1), где R- количество строк в таблице. В нашем случае n=11. Для нахождения критической точки распределения мы использовали таблицу критических значений. Это значение равно 19, 6.

Вывод: Если эмпирическое значение больше критического, значит, различия частот являются достоверными.

Заключение: для подростков характерно стремление к поддержанию взаимодействия со сверстниками, но особую сложность для них вызывает адаптация к новым условиям, в ситуации знакомства и общения с новыми людьми, а также подверженность влиянию своих товарищей. Для улучшения взаимодействия подростков возможно использовать их индивидуально – психологические свойства (психотип и темперамент). Любой человек способен определить коммуникативные, поведенческие черты другого человека по позе, мимике, жестам. Та или иная трактовка зависит от психологических особенностей самого интерпретатора, от его личностных качеств. Интровертам меланхоликам и флегматикам больше характерно такое невербальное поведение, как мимика, так как они вяло реагируют на окружающую среду, но свои эмоции больше проявляют на лице. Экстраверту сангвинику больше характерно такое невербальное поведение, как жесты, так как он отзывчив и подвижен. Экстраверту холерику больше характерно такое невербальное поведение, как мимика, так как он вспыльчив и неуравновешен.Для подтверждения гипотезы, действительно ли использование невербальных средств общения может улучшить общение между подростками с разными психотипами и темпераментами, был использован статистический критерий хи-квадрат. В результате подсчетов мы выяснили, чтоэмпирическое значение больше критического. Следовательно, различия частот являются достоверными.

Вывод: Наша гипотеза о том, что невербальные средства общения могут улучшить взаимодействие подростков с разными психотипами и темпераментами, подтвердилась.

Использованные источники и литература:

Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2. -М.: Педагогика, 1982

Бодалев А. А. Психология общения. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996

Бутовская М. Л. Язык тела: природа и культура. -М.: Научный мир, 2004

Доронцова О.А. Межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса в контексте формирования автономии подростков // Педагогическое образование в России.- Москва: Издательство Московского государственного. университета им. М.В. Ломоносова, 2016, № 2

Игнатенко К. М. Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков // Молодой ученый. — 2015. — №9.

Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь 2-е изд., доп. и перераб. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002.

Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения/ www.psyhodic.ru

Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

Петко Л.Ю. Психологические условия эффективности коммуникации – статья, Ростов на Дону, 2015.

Семыкина Е. Ю., В. К. Рыжова «Невербальное общение и восприятие его школьниками» Методические рекомендации. – Магнитогорск: 1998. 

Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2012.

Личностный опросник EPI /Альманах психологических тестов –М. 1995.

Эггерт Макс, Язык тела – М. «Претекст», 2012.

https://ru.m.wikipedia.org

Приложение 1

Сводная таблица

Психотип

Темперамент

Поза

Мимика

Жесты

Интроверт (13)

Меланхолик (10)

Скрещенные ноги (замкнутость), сидение рядом (позиция сотрудничества)

Кусание губ (тревога), улыбка во весь рот (доброжелательность), моргание (тревога), глубокий вздох (расслабление)

Ладони обращены вниз (демонстрация власти), локти на столе (привлечение внимания), рука покоится на голове (заинтересованность)

Интроверт

Флегматик (7)

Движение вперед (интерес), скрещенные ноги (замкнутость)

Моргание (тревога), кусание губ (тревога),искренняя улыбка (приветствие), прикрывание рта (нежелание сказать лишнее)

Руки за спиной (уверенность), локти на столе (привлечение внимания), ладони обращены вниз (демонстрация власти)

Экстраверт (34)

Сангвиник (17)

Скрещенные ноги, наклон вперед (интерес)

Улыбка во весь рот, облизывание губ (привлечение внимания)

Рука покоится на голове, локти на столе, руки скрещены на груди (отгораживание от к/л)

Экстраверт

Холерик (13)

Наклон вперед, скрещенные ноги, движение назад (тревога)

Кусание губ, улыбка во все лицо, ухмылка (высокомерие), сжатые зубы (гнев)

Локти на столе, руки с раздвинутыми локтями на коленях (демонстрация главенства)

Экстраверт (4)

Флегматик (4)

Сидение рядом, поворот спиной к собеседнику (желание прекратить разговор)

Ухмылка, улыбка одними губами (неискренность), быстрый вдох ( удивление), потерание глаз (усталость)

Жестикуляция перед лицом (нервозность), поглаживание подбородка (обдумывание)

Приложение 2

Итоговая таблица

Темпе-рамент

Невербальные средства

Эмпирическое значение Э

Теоретическое значение Т

(Э-Т)^2/Т

Холерик

Позы

48

44

(48-44)^2/44=0,3

Мимика

170

155

(170-155)^2/155=1,4

Жесты

86

106

(86-106)^2/106=3,7

Меланхолик

Позы

33

33

(33-33)^2/33=0

Мимика

143

118

(143-118)^2/118=5,2

Жесты

55

80

(55-80)^2/80=7,8

Сангвиник

Позы

72

63

(72-63)^2/63=1,2

Мимика

166

223

(166-223)^2/223=14,5

Жесты

201

152

(201-152)^2/152=15,7

Флегматик

Позы

10

23

(10-23)^2/23=7,3

Мимика

100

83

(100-83)^2/83=3,4

Жесты

53

57

(53-57)^2/57=0,2

       

Сумма 60,7

Просмотров работы: 417