Нужны ли подросткам карманные деньги

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нужны ли подросткам карманные деньги

Захарова В.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 10"
Заварзина С.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 10"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Современные дети достаточно рано включаются в хозяйственную и экономическую жизнь семьи: сталкиваются с рекламой товаров и услуг, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом, первичными финансовыми навыками, пока еще на бытовом уровне.

Если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения. Грамотное отношение к деньгам в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей в будущем, когда они станут взрослыми.

Актуальность данной темы несомненна, так как проблема наличия карманных денег волнует и родителей и детей. Родителей волнует давать или не давать деньги? с какого возраста давать? сколько? как? за что? нужно ли контролировать трату карманных денег? С другой стороны, многие подростки считают, что они уже достаточно взрослые и готовы к этому процессу. Кроме того, те, у кого есть деньги пользуются большим авторитетом среди сверстников.

Целью данного исследования является изучение отношения к карманным деньгам.

Объект – карманные деньги.

Предмет – наличие карманных денег у подростков.

Задачи:

познакомится с понятием «карманные деньги»;

рассмотреть аргументы «за» и «против» карманных денег у школьников;

провести анкетирование с целью выяснить отношение к карманным деньгам обучающихся МОУ «СОШ № 10»;

Составить буклет.

В процессе работы над проектом были использованы следующие методы:

Поиск информации по теме;

Анкетирование;

Сравнительный анализ;

Обобщение полученной информации.

Практическая значимость состоит в том, что материалы данного проекта можно использовать на уроках обществознания, а также они будут полезны детям и их родителям.

Гипотеза исследования: следует ожидать, что возможность распоряжаться карманными деньгами способствует формированию умения рационально расходовать их.

Глава 1. Карманные деньги – инструмент, способствующий формированию финансовой грамотности

Что такое карманные деньги

Карманные деньги – это определенная сумма, которая находится в полном распоряжении ребенка на ежедневные расходы. Не надо их путать со средствами на необходимые расходы, например, на дорогу, питание и тому подобное, которые карманными не являются.

Цель карманных денег – научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Если у него ограниченная сумма, то это вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Психологи советуют начинать давать ребенку деньги на его личные расходы с 6 – 7 лет. В этом возрасте дети уже понимают, что каждая вещь имеет определенную ценность.

Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с 6 лет. Мелкие сделки — это покупки на небольшие суммы, каждодневные траты, например на хлеб в булочной, предметы канцелярии. Так что дошкольникам уже можно выдавать небольшие суммы. Как правило, чем ребенок старше, тем больше карманных денег он получает — и тем выше ответственность за то, как он распоряжается своими средствами.

Не рекомендуется давать детям много денег и часто. Лишние деньги усложняют воспитание – ребенок утрачивает связь между трудом, работой и деньгами, теряет чувство меры, бережливости, ответственности. По мнению психологов сумма денег на карманные расходы должна зависеть от общего дохода семьи. Этих средств не должно быть жалко, если ребенок вдруг потеряет их. Выдавать карманные деньги в младшем возрасте рекомендуется почаще и небольшими суммами, а более старшем – раз в месяц одинаковыми суммами. Такой подход научит подростков планировать свои расходы и экономить.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Нужно ли контролировать траты ребенка? Да, но нужно делать это деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку и чтобы детские карманные деньги не стали родительскими. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка.

Сейчас есть финансовые инструменты, с которыми ребенок чувствует ответственность за свои деньги, а родители могут ненавязчиво следить за его расходами. Например, во многих банках можно завести дополнительную карточку к своему счету, установить на ней лимит и выдать ее ребенку — он сможет распоряжаться картой самостоятельно. Родитель будет получать уведомления обо всех операциях и следить за расходами ребенка: сколько и на что он потратил, сколько накопил.

Ошибки и бездумные траты непременно будут, но за ними должны следовать и извлеченные уроки — такова цена финансовой грамотности.

Карманные деньги: аргументы «за» и «против»

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? В России в отличии от европейских стран опыт выдачи карманных денег детям только формируется, поэтому отношение к данной проблеме неоднозначное. Среди родителей, экономистов, психологов есть как сторонники, так и противники карманных денег.

Аргументы сторонников карманных денег

Аргументы противников карманных денег

ребенок научится ставить и достигать финансовые цели;

поймет цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;

самостоятельность в принятии решения при выборе покупки;

не только научится пользоваться наличными, но и освоит современные средства платежа (банковскую карту) — при поддержке родителей;

не будет комплексовать на фоне сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков

все, что нужно ребенку у него и так есть;

он все равно потратит их на ерунду;

ребенок может покупать вещи, неодобряемые родителями;

он не будет знать цену деньгам;

деньги балуют ребенка;

постоянное наличие денег в кармане приведет к тому, что он перестанет их ценить

Решение, давать или не давать карманные деньги, всегда остается за семьей. Но правильному обращению с финансами ребенка могут научить только родители.

Если родители решили, что ребенку нужны карманные деньги, то при их выдаче психологи советуют соблюдать некоторые правила.

Выдача карманных денег должна быть регулярной: один раз в месяц, неделю или десять дней.

Сумма выдаваемых денег не должна зависеть от поведения и успеваемости, а от доходов семьи (например, 1%), возраста ребенка.

Ребенок должен понимать, для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Можно объяснить, что эти деньги он может потратить, а может и копить на вещь, которую хочет иметь.

Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания. Можно уменьшить сумму, но полностью лишать карманных денег нельзя.

Нежелательно постоянно менять условия и размер выдачи денежных средств. Эти изменения нужно оговаривать заранее.

Если в какой-то период времени нет возможности выдавать карманные деньги, надо об этом говорить с ребенком, объяснить причину такой ситуации.

Терпеливо соблюдая правила, предложенные психологами, родители будут формировать финансовую грамотность у детей. А иначе как можно привить основы экономного расходования денег, не давая возможность тратить деньги самостоятельно.

В целом психологи единодушны в том, что карманные деньги важны для формирования финансовой грамотности ребенка, но лишь при правильном отношении родителей к этому вопросу.

Глава 2. Исследование отношения подростков к карманным деньгам

В ходе исследования нами было проведено анкетирование с целью выяснить отношение подростков и родителей к карманным деньгам. Были опрошены обучающиеся 5 – 7 классов, всего 145 человек и 22 родителя. (Приложение 1).

Мы остановились на этой возрастной группе обучающихся, так как именно их больше касается проблема выдачи карманных денег родителями. С 14-летнего возраста, то есть после окончания 7 класса, подростки могут трудоустраиваться и получать заработную плату. А значит меньше будут зависеть от выданных родителями денег.

На основе полученных результатов мы сделали следующие выводы.

Большинство подростков считает, что им нужно давать карманные деньги. Так ответили около 90 % всех опрошенных. При этом более 80 % респондентов получают деньги на личные расходы от родителей. (Приложение 2, диаграмма 1-3)

Большинство ребят стараются экономить полученные деньги. Их доля составляет 75 – 90 %. Самыми экономными среди опрошенных классов оказались семиклассники.

Анкетирование показало, что родители по мере взросления детей все меньше контролируют их расходы. Если в 5 классе 47 % ответили положительно на этот вопрос, то в 7 классе эта доля составила лишь 23 %. Мы можем сделать вывод, что родители все больше доверяют детям в их расходах. (Приложение 2, диаграмма 1-3)

Более 60 % всех респондентов тратят карманные деньги на вкусности. На втором месте среди расходов подростков оказались полезные мелочи. На них тратят средства около 20 % опрошенных. Также выяснилось, что во всех классах есть ребята, которые копят денежные средства на приобретение более дорогих вещей. Кроме того, обучающиеся 6 и 7 классов отметили, что покупают косметику и кое-что из одежды. Скорее всего, родители доверяют сделать им свой выбор. Но, к сожалению, в 5 и 6 классах есть ребята, которые тратят деньги на все подряд. Что не очень хорошо. По этому поводу психологи считают, что это тоже финансовый опыт, и дети должны учиться на собственных ошибках. При этом мы видим, что в 7 классе ребят, ответивших так, нет. (Приложение 2, диаграмма 4)

Также анализ анкетирования показал, что не все ребята правильно понимают, что такое карманные деньги. Они среди своих расходов указывают оплату проезда на общественном транспорте, покупку продуктов для семьи, участие в олимпиадах и конкурсах…

Большинство из опрошенных родителей тоже считают, что подросткам нужно давать карманные деньги, эти же родители дают детям деньги. (Приложение 3, диаграмма 5)

Родители в отличии от детей считают, что они должны контролировать расходы ребенка. То есть, взрослые боятся, что дети могут неправильно потратить деньги.

Большинство взрослых также, как и дети считают, что карманные деньги ребенок может тратить на вкусности и полезные мелочи. 9% опрошенных родителей не против, чтобы дети копили деньги. 23% родителей считают, что карманные деньги нужно тратить на проезд. (Приложение 3, диаграмма 6)

Мы можем сделать вывод, что не все опрошенные взрослые правильно понимают, что считать карманными деньгами. Скорее всего деньги, которые родители дают детям не всегда можно назвать карманными (а целевыми).

Таким образом, исследование показало, что большая часть опрошенных детей и родителей считает, что карманные деньги подросткам нужны. У многих подростков есть деньги, которыми они могут распоряжаться самостоятельно.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.

Карманные деньги – это сумма для личных расходов детей. К сожалению, многие родители их путают с «целевыми»: на проезд, питание.

Главная цель карманных денег научить детей тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за их пользование.

Нами были рассмотрены аргументы сторонников и противников карманных денег. Первые обосновывают их необходимость тем, что дети научаться ставить и достигать определенные финансовые цели. Вторые же говорят, что у большинства современных детей и так все есть. Они скорее будут тратить деньги на безделушки и запрещенные покупки. Но все-таки большинство психологов считает, что родителям нужно выдавать детям карманные деньги, но делать это надо грамотно.

Наличие карманных денег действительно помогает научиться правильно и целесообразно распоряжаться ими, развивая тем самым самостоятельность, независимость и ответственность.

В ходе проведенного анкетирования выяснилось, что большая часть опрошенных детей и родителей считает, что карманные деньги подросткам нужны. У многих подростков есть деньги, которые они могут самостоятельно расходовать. Более экономными оказались обучающиеся 7 классов (самые старшие из опрошенных ребят). Они же уже не покупают все подряд, в отличии от ребят 5 – 6 классов.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. Мы выяснили, что возможность распоряжаться карманными деньгами действительно способствует формированию умения рационально расходовать их.

На основе изученного материала был составлен буклет с советами родителям.

Список источников

Деньги и жизнь. Какова ценность денег в нашей жизни? Электронный ресурс.

О.В. Брезгалова «Подросток и деньги» Электронный ресурс. - Режим доступа http://brezgalova-lichnost.ru/dlya-roditeley/podrostok-i-dengi.html.

Журнал для подростков – 2007г. Электронный ресурс. - Режим доступа http://www.sociologysoul.ru/tpts-479-1.html

Финансовая культура https://fincult.info/article/karmannye-dengi/

Приложение 1

Анкета для обучающихся

Класс ______________________

Как ты считаешь, нужно ли давать подросткам карманные деньги?

Дают ли тебе родители карманные деньги?

На что ты тратишь карманные деньги?

Стараешься ли ты экономить полученные деньги?

Контролируют ли родители твои расходы?

Анкета для родителей

Как Вы считаете, нужно ли давать подросткам карманные деньги?

Даете ли Вы ребенку карманные деньги?

На что должен тратить ребенок карманные деньги по Вашему мнению?

Контролируете ли Вы расходы ребенка?

Приложение 2

Результаты анкетирования обучающихся 5 класса

Диаграмма 1

Результаты анкетирования обучающихся 6 класса

Диаграмма 2

Результаты анкетирования обучающихся 7 класса

Диаграмма 3

На что ты тратишь карманные деньги (%)

Диаграмма 4

Приложение 3

Результаты анкетирования родителей

Диаграмма 5

На что должен тратить ребенок карманные деньги по Вашему мнению? (%)

Диаграмма 6

Просмотров работы: 2505