Я танцую, рисую и плаваю

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я танцую, рисую и плаваю

Липина М.А. 1
1МАОУ "Гимназия №6" г.Пермь
Шестакова С.В. 1
1МАОУ "Гимназия №6" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Ребенок – это не сосуд,

который нужно наполнить,

а свеча, которую нужно зажечь».

Восточная мудрость

Развивать таланты своих детей и поддерживать их способности родители в России начали еще с конца девятнадцатого века.

Сегодня современное дополнительное образование предлагает целый ряд разных направлений: музыка, художественное творчество, хореография, вокал, театральное искусство, иностранные языки. Чем увлечётся юное дарование – вышивкой или игрой на гитаре? Предугадать очень сложно. Ребенку важно пробовать, чтобы понять свое предназначение. Дополнительное образование – это способ поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни. Главное, чтобы этот способ поиска не вызывал много трудностей.

Актуальность моей темы в том, что сегодня у современных детей растет интерес к дополнительным занятиям. Поэтому в одном районе города, где проживает школьник, должно существовать столько различных направлений и учреждений дополнительного образования, чтобы у юного дарования была возможность выбрать интересное и любимое занятие.

Я решила разобраться, что современным детям в свободное от школьных занятий время предлагается изучать в Кировском районе г. Перми. Достаточно ли здесь направлений и учреждений дополнительного образования.

Объектами исследования в моей работе являются ученики 3-го, 8-го и 11-го классов МАОУ «Гимназии №6» г. Перми, родители учащихся 3-го класса.

Предмет исследования: дополнительное образование Кировского района.

Цель работы: выяснить, достаточно ли направлений и учреждений дополнительного образования в Кировском районе г.Перми, чтобы удовлетворить спрос и желания современных детей школьного возраста.

Исходя из обозначенной цели, в процессе работы необходимо было решить следующие задачи:

- изучить литературу по теме;

- выяснить значение словосочетания «дополнительное образование»;

- изучить историю дополнительного образования;

- разобраться, какие бывают учреждения дополнительного образования;

- выяснить роль дополнительного образования в жизни современного ребенка;

- провести анкетирование среди учащихся гимназии, их родителей;

- провести эксперимент;

- проанализировать результаты всех исследований и сделать выводы;

- составить чек-лист по выбору учреждения дополнительного образования.

Практическая значимость: рассказать учащимся гимназии об учреждениях дополнительного образования для детей школьного возраста в Кировском районе г.Перми.

Гипотеза: в Кировском районе г. Перми создана богатая база учреждений и направлений дополнительного образования. Ее разнообразие удовлетворяет спросу и желаниям современных детей.

1. Основная часть

1.1. Значение словосочетания «дополнительное образование»

Основное понятие моего исследования - словосочетание дополнительное образованиедетей.

В свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» я прочитала, что дополнительное образование детей – это образование, получаемое параллельно с общим (школьным) с целью приобретения новых или развития существующих способностей.

В Педагогическом терминологическом словаре «дополнительное образование» - это приобретение школьниками дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренныхобязательными программамиобучения.

Словосочетания «дополнительное образование» детей в Педагогическом энциклопедическом словаре – это внешкольная работа, это часть системы образования и воспитания детей, но она направлена на самостоятельный выбор и изучение образовательных программ.

Из всего выше сказанного я поняла: дополнительное образование – это…

…занятия для детей, которые проходят вне стен гимназии (в моем случае) или школы;

…это занятия, где можно получить новые знания, умения, навыки, которые я не получу, посещая только гимназию, или улучшить уже имеющиеся мои способности;

…это занятия, направление которых я могу выбрать самостоятельно.

1.2. Историческая справка

В начале своего исследования я изучила историю дополнительного образования. Я узнала, что выделяют несколько этапов в развитии дополнительного образования детей. Остановлюсь на каждом поподробнее.

Первый этап – возникновение (1905-1917 г.г). В этот период организованы первые внешкольные учреждения для детей: детские клубы с мастерскими (столярная, швейная), спортивные клубы (футбольный, теннисный), кружки (литературный, танцевальный, театральный). За городом пробовали открывать детские летние трудовые колонии. Здесь дети физически трудились (убирали по дому, собирали сено в поле, ходили в лес за лекарственными травами), а свободное время проводили за играми, чтением, беседами, постановкам спектаклей, занятиями музыкой и пением. Важно отметить, что выбор занятия по интересу ребенок везде делал самостоятельно.

Задача внешкольных учреждений – развить индивидуальные способности ребенка на основе его личного стремления, сформировать в нем чувство единства, сплоченности, чувство ответственности за окружающих.

К функциям внешкольного образования этого этапа относят образовательную и культурно-досуговую: во внешкольном учреждении не только обучали ребят новым навыкам и умениям, но и организовывали для них походы в театры и музеи, загородные прогулки, детские концерты.

Все учреждения внешкольного образования создавались как самостоятельные организации на частные или общественные средства.

Второй этап – становление (1918 – 1939 г.г.). На данном этапе внешкольное образование включили в общую систему народного просвещения. На организацию и работу внешкольных учреждений выделялись средства от государства.

Определились типы внешкольных учреждений – специализированные и комплексные.

Организуются дворцы и дома художественного воспитания детей (здесь обучали музыке, танцам, рисованию, игре в духовом оркестре), детские театры. Открывают спортивные школы и стадионы. Развивается экскурсионно-туристическая работа с детьми, создаются отряды, станции (станция юных любителей природы), базы (база школьных экскурсий). Открывают все больше летних колоний (лагерей) для детей. Их работа строилась на организации культурного досуга детей и оздоровлении.

Перед внешкольными учреждениями стояла задача удовлетворить интерес детей к одной из отраслей знаний, организовать досуг школьников, оказать помощь в выборе, обучить навыкам участия в общественной работе, развить творческий и познавательный интерес, оздоровить.

Третий этап – развитие (1940-1960 г.г.). Число внешкольных учреждений растет. Теперь для работы в них готовят профессиональные кадры. Для размещения внешкольных учреждений строят отдельные здания. Их роль в образовании детей вне школы крепнет.

Четвертый этап – расцвет (1961-1986 г.г.). Данный этап – это подъем внешкольной деятельности.

В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются научные общества учащихся. С детьми проводят эксперименты, опыты, практические занятия; организуют экскурсии, походы, экспедиции; школьников учат работать с научно-популярной литературой, писать рефераты, доклады. На базе крупных предприятий, научных институтов создаются станции юных техников.

Развивается массовая работа: проводят ярмарки, смотры конкурсы детских творческих коллективов, праздники с участием детских театров, ансамблей.

Пятый этап – спад (1987 - 1992г.г.). В стране экономический кризис. Большая часть детский внешкольных организаций закрывается, т.к. государство выделяло очень мало денег на их развитие и работу.

Шестой этап – выход из сложной ситуации (1993 г. – по настоящее время). В 1992 г. принят закон Российской Федерации «Об образовании».По этому закону внешкольные учреждения становятся учреждениями дополнительного образования, а внешкольное образование – дополнительным. Таким образом, дополнительное образование в России возникло в 1992 году.

1.3. Учреждения и направления дополнительного образования.

Сегодня существует несколько видов учреждений дополнительного образования:

- Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, туризма.

- Дома. Заведения не очень большие, как дворцы, в них занимается меньше коллективов (дом культуры, дом творчества, дом юных техников).

- Школы. Это организация, в которой дети занимаются по определенному направлению (спортивное, творческое).

- Центры. Это учреждения, которые состоят из нескольких небольших учреждений (филиалов) и одного основного (центрального). Они связаны одной деятельностью – дополнительное образование школьников.

- Станции. Это сообщества юных туристов, техников, борцов за экологию или любителей природы.

- Театры, кружки, студии. Мелкие организации дополнительного образования. Работают только в одном направлении (спортивное, творческое и т.д.). Могут функционировать в составе крупной организации дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования ведутся занятия по шести образовательным направлениям:

Художественное - развивает различные творческие таланты детей (умение рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте и т.д.);

Техническое - занятия, на которых развивают логику, математические умения и навыки: математические кружки, логика, шахматы, робототехника;

Краеведческое - направлено на изучение родного края и его истории;

Естественно-научное - основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии);

Спортивное - развивает физические способности, выносливость.

Социальное - направлено на работу с детьми, которым нужен особый подход – одаренными или же требующими дополнительного внимания.

1.4. Роль дополнительного образования в жизни современного ребенка

Ребенок не может жить без движения, без увлечения. На помощь приходит дополнительное образование, которое помогает развивать личные таланты ребенка или приобретать новые способности.

Я читала статьи про дополнительное образование школьников. Из них поняла, что у ребенка, кроме школы, дополнительно должен быть хотя бы один вид двигательной активности (любые спортивные или танцевальные секции) и один вид творческой или технической деятельности (музыка, робототехника).

Спортивные, танцевальные секции переключают внимание ребенка с умственной нагрузки на физическую активность. Занятия спортом, танцами – это физическое развитие школьника. Командные виды спорта учат детей общаться со сверстниками, взаимовыручке, вниманию к товарищам, работе в команде. Художественные и технические кружки развивают творческие способности, нестандартное мышление, дают навык интересной практической творческой работы, и просто переключают внимание ребенка на любимое занятие.

Дополнительное образование воспитывает. Педагог дополнительного образования «зажигает» учеников своей увлеченностью любимым делом. Часто у хорошего педагога дети буквально «заболевают» шахматами, футболом, музыкальным инструментом. Благодаря любимому и интересному делу ребенок начинает оценивать свое отношение к учебе, к своим обязанностям, начинает понимать, что такое трудолюбие и ответственность.

Нельзя забывать и о круге общения: на дополнительных занятиях у ребенка появляются друзья, складывается интересное живое общение.

Дополнительное образование способствует профилактике плохого поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

Дополнительное образование раскладывает по полочкам интересы ребенка, ориентирует его на будущую профессию.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

2. Мои исследования

В своей работе я исследовала: достаточно ли учреждений и направлений дополнительного образования в Кировском районе г.Перми, чтобы удовлетворить спрос и желания современных детей школьного возраста.

Свое исследование я провела в 3 этапа:

сбор данных;

анализ полученных данных;

составление выводов по результатам исследования.

2.1. Сбор данных

Данные для исследования я собирала при помощи карт 2ГИС, опроса и эксперимента.

На картах я отследила места, где в Кировском районе г. Перми расположены учреждения дополнительного образования.

Опрос организовала на бумажных анкетах. Анкета для учащихся 3-го класса и их родителей представлена в Приложении 1. Анкета для учащихся 8-го и 11-го классов – в Приложении 2.

В анкетирование приняли участие 83 учащихся. Из них: 24 – учащиеся 3-го класса, 25 – учащиеся 8-го класса и 19 – учащиеся 11-го класса. А также родители учеников 3 класса (24 человека).

Самая увлекательная часть сбора информации - мой эксперимент. Я определяла, возможно ли учащимся начальной школы Кировского района г. Перми посещать одновременно учреждения дополнительного образования в Кировском районе и других районах города. Чем может быть обоснован такой выбор.

2.2. Анализ данных

По результатам изучения карт 2ГИС и опроса я составила список учреждений дополнительного образования Кировского района г. Перми с возможными направлениями, которые могут посещать ребята школьного возраста:

Дворцы детско-юношеского творчества:

МАУК «Пермский городской дворец культуры им. С.М. Кирова»: здесь ведут свою работу народная хореографическая студия «Акварели», народный театр балета «Дивертисмент», театр современного танца «O’kей», коллектив спортивного уличного танца «Free style», танцевальный коллектив «Break Dance», клуб восточного танца «Чинтамани», танцевально-спортивный клуб «Юмикс», детская цирковая студия, народный театр моды «Дива», детский ансамбль русской песни «Сказочки», студия ИЗО, группа декоративно-прикладного искусства, образцовая студия эстрадного вокала «Надежда»;

МАУК Дворец культуры «Урал»: здесь функционируют вокально-эстрадная студия «Анабель», ансамбль русской песни «Закамушка», танцевальный коллектив «Искорки», клуб восточного танца «Нузар», авиамодельный кружок «Пилот»; ИЗО-студия «Семицветик», секция художественной гимнастики «Звездное сияние», секция «Большой теннис».

Центры, клубы (объединения):

Клуб дополнительного образования «Орион»: в клубе возможно посещать направления скаутинг и туризм, морские скауты, скалолазание, стрельба из лука, техническое моделирование, а так же, театральную студию "Маска", изостудию «Зебра», цирковую студию "Фантастика", танцевально-спортивный клуб "Planet dance", студию современного танца "Егоза";

Семейный клуб «ХИТ» предлагает к посещению профессиональную студию танца «ХИТ», театральную студию «Коробка чудес», брейк и акробатику для мальчиков, студию живописи «Свой взгляд», творческое объединение «Крафт»;

МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Здоровье»: здесь работают секции поакробатике, спортивным танцам, хоккею, футболу, баскетболу, волейболу, художественной гимнастике, ОФП, легкой атлетике, карате;

МАУ ДО «Центр детского творчества «Исток»: в центре ведут деятельностьобразцовая художественная школа «Март», изостудия «Солнечный дождь», изостудия «Юный художник», студия ИЗО и дизайна «Радуга», образцовая студия эстрадного вокала «Надежда»; ансамбль современного танца «Flash», танцы народов мира, ансамбль индийского танца «Шакунтала», флора–декор, объединение «Гитара +», объединение декоративно-прикладного творчества «Мозаика», театр миниатюр, театральная студия «Пролог», экологический театр «Маугли», объединение «Художественное слово», начальное техническое моделирование.

Школы:

Языковые школы

Школа английского языка «Англомания»,

Языковая школа «English plus»,

Школа английского языка «Индиго»;

Музыкальные школы:

МАУ ДО «Детская музыкальная школа №4 «Кварта»:

МАУ ДО «Детская музыкальная школа №8» «Рондо»:

Спортивные школы:

МБУ СШОР «Закамск»:

МАУ «СШОР Кировского района» г .Перми:

Клубы, секции, студии, кружки, детские центры:

Мини-футбольный клуб «Лион»;

Спортивный клуб по художественной гимнастике «Вдохновение»;

Спортивный клуб альпинизма и скалолазания «Геккон»;

Детская хореографическая студия «Амплуа»,

Профессиональная арт-студия «Ириска»,

Кружок по робототехнике нового типа «РобоЛАНДИЯ»,

Студия по изучению английского языка «My English»,

Детский языковой центр «Полиглотики»,

Танцевальный проект «GROMOVSHOW».

Отдельным списком я вынесла филиалы крупных спортивных академий, федераций, объединений, школ, которые функционируют на базе учебных заведений, на базе учреждений дополнительного образования или в самостоятельных помещениях в Кировском районе г.Перми:

КГБУ «СШОР по дзюдо и самбо»,

Школа олимпийского тхэквондо «КВОН»,

Школа баскетбольных навыков «PLAYMAKER»,

МАУ ДО "ДЮСШОР по гребным видам спорта" г.Перми;

Пермская Краевая федерация Айкидо,

Федерация киокусинкай Пермского края,

Пермская спортивная федерация черлидинга,

Футбольная академия «Прогресс».

Далее я провела анализ анкет. По результатам опроса учащихся 3-го класса и их родителей я определила следующее:

Число ребят младшего школьного возраста, которые посещают учреждения дополнительного образования, велико: из 24 опрошенных только 1 ученик не посещает дополнительные занятия. Все эти ребята (23 человека) проявляют большой интерес к внешкольным занятиям, так как у них получается, им это нравится (у части это любимое дело), и у всех там есть друзья.

При выборе направлений и организаций дополнительного образования большей части третьеклассников (19 человек) родители предложили возможные дополнительные занятия, дети попробовали и выбрали то, что понравилось. Только 4 ребенка сделали выбор самостоятельно, родители поддержали.

При выборе учреждении дополнительного образования учитывается наличие профессионального педагога и интерес ребенка (в 19 случаях), только желание и интерес ребенка (в 4 случаях). Так же некоторые родители еще отмечают близость к дому (3 случая), бесплатное обучение (2 случая).

Младшие школьники посещают сразу несколько направлений дополнительного образования: большая часть опрошенных ребят (20 человек) посещает 2 – 3 вида занятий, оставшиеся ребята (3 человека) – 1 вид занятий.

Самые востребованные у младших школьников - «спортивные занятия». Их посещают 19 третьеклассников. «Иностранный язык» не менее популярен – посещает 11 ребят. «Хореографией и танцами» занимается 4 человека, «рисованием» - 4 человека. «Музыкальные занятия» посещаю трое. Двое ребят ходят на «шахматы».

Наиболее популярным учреждением дополнительного образования в Кировском районе г. Перми у младших школьников стала МАУ «СШОР Кировского района» г. Перми. Там одновременно обучается 6 человек.

Среди третьеклассников (23 человека), которые занимаются в учреждениях дополнительного образования, 20 человек посещают учреждения только в Кировском районе г. Перми, 2 человека – в Ленинском районе г. Перми, 1 человек – в Мотовилихинском районе г. Перми.

Проведя опрос среди учащихся 8-го и 11-го классов гимназии, я выяснила:

Число ребят среднего школьного возраста (8 класс), посещающих учреждения дополнительного образования, немного меньше: 20 человек из 25 опрошенных. Эти ребята (20 человека) с интересом ходят на дополнительные занятия, ведь там они получают знания, совершенствую свои навыки и раскрывают новые способности, общаются с друзьями. Для 2-х человек внешкольное увлечение – будущая профессия. Ребята (5 человек), которые не посещают учреждения дополнительного образования, объясняют это отсутствием свободного времени из-за подготовки к школьным урокам.

Среди восьмиклассников самые востребованные «спортивные занятия» (посещает 6 человек) и «рисование» (посещает 6 человек). «Иностранный язык» не менее интересен – посещает 4 ребят. «Хореографией и танцами» занимается 3 человека. На «музыкальные занятия» ходят двое, на занятия в модельном агентстве - один человек. Несколько учащихся среднего звена посещает сразу два направления дополнительного образования.

В старшем школьном звене число учащихся (11 класс), посещающих дополнительные занятия, мало: 6 человек из 19 опрошенных. Трое ребят посещают «спортивные занятия», двое – «хореографию и танцы», 1 человек – «театральное» направление. Основная цель посещения – отдых от школьных занятий, подготовительных курсов к ЕГЭ.

Почти все ребята старшего звена до 14 лет посещали учреждения дополнительного образования. Большая часть из ни (11 человек) ходили сразу на несколько направлений (2 - 3 вида занятий), оставшиеся ребята (8 человек) – на 1 вид занятий. Самыми востребованными были «спортивные занятия». Их посещали 10 человек. «Музыкальные занятия» посещали 4 человека, «рисование» - 4 человека. «Хореографией и танцами» занимались 5 человек. Двое ребят посещали «театральное» направление.

Причины, по которым ребята 11 класса сегодня не посещают учреждения дополнительного образования:

- полностью прошли курс обучения (в 4 случаях),

- отсутствие свободного времени из-за подготовки к школьным урокам и единому государственному экзамену (в 9 случаях).

Выбор направлений и организаций дополнительного образования учащиеся среднего и старшего возрастов делают самостоятельно.

При выборе направлений и учреждений дополнительного образования все ребята в средних и старших классах руководствуются своим желанием заниматься в выбранном направлении, интересом к занятиям. Немаловажно для них и наличие профессионального педагога.

Популярным учреждением дополнительного образования в Кировском районе г. Перми у школьников среднего и старшего возрастов является МАУ «СШОР Кировского района» г. Перми. Школьники среднего звена выделяют МАУ ДО «Центр детского творчества «Исток» (образцовую художественную школу «Март»).

Учреждения дополнительного образования, которые посещают школьники среднего и старшего возрастов, или посещали ранее, расположены только в Кировском районе г. Перми.

В ходе своего исследования я выявила: младшие школьники МАОУ «Гимназия №6» посещают учреждения дополнительного образования и за пределами Кировского района г. Перми. Это подтолкнуло меня на эксперимент.

Целью эксперимента было определить, возможно ли учащимся школы Кировского района г. Перми посещать одновременно учреждения дополнительного образования в Кировском районе и других районах города.

Чтобы достичь поставленной цели, я запланировала посетить за границами Кировского района учреждение дополнительного образования. Свой выбор остановила на школе классической хореографии «Fouette». Адрес школы: г.Пермь, р-он Ленинский, ул. Сибирская, д.37.

Были обозначены дата и время (12.00) пробного занятия. В школу классической хореографии мне нужно добраться за 15 минут до начала урока.

Путь в школу «Fouette» я начала от своего дома по ул. Байкальской в 10.30. Меня сопровождала мама. Расстояние до места назначения я преодолевала на двух автобусах и пешком. Это у меня заняло 1 час 05 минут.

При входе в школу нас встретил администратор, все показал и объяснил.

В 12.00 пробный урок классической хореографии начался. Длительность занятия 1 час 00 мину.

В 13.00 занятие закончилось. 15 минут на сборы и переодевание. Путь до дома был на машине с родителями. Он занял 40 минут.

Временной промежуток, необходимый для посещения дополнительного занятия в школе хореографии в другом районе города, составил 3 часа 30 минут.

После посещения школы классической хореографии у меня осталась масса положительных впечатлений. Я попала в мир балета (!!!): интерьер школы, оснащение балетных классов, внешний вид учениц и педагогов – все говорило о балете. Отношение «педагог – ученица» очень доверительные: наставница с пониманием и необходимой строгостью к каждой из девочек находит подход. Я только пробовала себя в роли балерины, но меня сразу приняли в коллектив и педагог, и юные ученицы.

Эксперимент завершен. Теперь мне необходимо решить: хочу ли я начать обучение в школе «Fouette»; смогу ли я совместить занятия, которые я уже посещаю, с новым увлечением.

Сегодня я обучаюсь в трех учреждениях дополнительного образования Кировского района г. Перми: МАУК «Пермский городской дворец культуры им. С.М. Кирова» (Театр современного танца «О’kей»), МАУ «СШОР Кировского района» г.Перми (секция «Плавание»), МАУ ДО «Центр детского творчества «Исток» (изостудия «Юный художник»). До данных организаций я могу добраться самостоятельно, время в пути от 20 до 30 минут. У меня большой интерес к выбранным занятиям, здесь мои друзья. Кроме того, остается достаточно времени на выполнение школьных домашних заданий и досуг.

Если я добавлю в свой учебный график обучение в школе классической хореографии «Fouette»:

- три раза в неделю я буду ездить в Ленинский район г. Перми. Чаще это будет на автобусе, с пересадкой. Время в пути до школы и обратно 2 часа 10 минут;

- в силу моего возраста (9 лет) мне необходимо сопровождение родителей;

- сократится время на выполнение школьных домашних заданий и досуг;

- я должна буду отказаться от обучения в «Театре современного танца «О’kей» и уроков рисования в изостудии «Юный художник», т.к. занятия моей возрастной группы в школе хореографии по времени и дням недели совпадают с занятиями в театре и изостудии.

Сегодня я не готова оставить интересные и важные для меня дополнительные занятия, расстаться с друзьям. А изучать основы классического танца я могу и в Кировском районе г. Перми: в народной хореографической студии «Акварели», народном театре балета «Дивертисмент» или детской хореографической студии «Амплуа».

Что же касается ребят, которые посещают учреждения дополнительного образования за пределами Кировского района г. Перми? Чем объясняется их выбор? Я провела подробный опрос с ними и их родителями, выяснила:

- один из ребят занимается профессиональным спортом, является участником сборной команды Пермского края. Все тренировки сборной проходят только в Мотовилихинском районе г. Перми;

- других ребят возят в учреждение дополнительного образования к педагогу, который проводит занятия только в центральных районах г. Перми.

Выбор ребят объяснен.

2.3. Выводы

Я сделала исследования: изучила карту 2ГИС Кировского района, провела опрос среди учащихся и родителей, поставила эксперимент.

В результате исследований составлен список учреждений дополнительного образования Кировского района г. Перми. В его число вошло более 29 организаций: 20 работают только в одном направлении, в 9-ти - работают от 4-х до 13-ти кружков (студий, секций), которые имеют различное направление.

Все эти учреждения я отразила на карте Кировского района г. Перми в Приложение 3.

Анализируя анкеты, я определила, что выбор направлений и организаций дополнительного образования учащиеся среднего и старшего возрастов делают самостоятельно. В выборе дополнительных занятий почти всем школьникам младшего звена помогают родители: старшие предлагают, дети пробуют и выбирают.

При выборе дополнительных занятий у ребят всех возрастов в приоритете стоит интерес к занятиям, желание заниматься и наличие профессионального педагога (см. Приложение 4).

В дополнительном образовании Кировского района работу ведут педагоги профессионалы. В подтверждение этому давно существующие образцовые коллективы с численностью учащихся более 100 человек, победы и высокие награды на конкурсах, отзывы учащихся и родителей.

Родители третьеклассников еще отмечают близость дополнительных занятий к дому и бесплатное обучение (см. Приложение 4).

Если ребенок школьного возраста (особенно младшего) живет и посещает дополнительные занятия в Кировском районе г. Перми, то добраться до места он может самостоятельно, затратив 20-30 минут на дорогу.

Многие учреждениях дополнительного образования в Кировском районе г.Перми предоставляют возможность школьникам заниматься бесплатно (клуб дополнительного образования «Орион», МАУ ДО «ЦДТ «Исток»).

По результатам опроса самые посещаемые направления дополнительного образования среди детей младшего школьного возраста - «спортивные занятия» и обучение «иностранному языку». Среди ребят среднего школьного возраста эти же направления и «рисование». В старшем звене ребята по-прежнему выделяют «спортивные занятия» (см. Приложение 5). Все эти направления есть в учреждениях дополнительного образования Кировского района г. Перми.

Популярным учреждением дополнительного образования в Кировском районе г. Перми у всех школьников является МАУ «СШОР Кировского района» г. Перми. У школьников среднего звена отмечается МАУ ДО «Центр детского творчества «Исток» (образцовая художественная школа «Март») (см. Приложение 6).

В ходе исследования я заметила, что дополнительные занятия становятся менее распространенными среди детей старшего школьного возраста. Это отражено на графике в Приложении 7. Старшеклассники озадачены подготовкой к поступлению в ВУЗ. Но еще в среднем звене число учащихся, посещающих дополнительные занятия, достаточно велико.

Эксперимент. Его я провела и пришла к выводу: одновременно обучаться в учреждениях дополнительного образования в разных районах города ребенку школьного возраста возможно, но это приведет к трудностям. Чтобы избежать их, можно подобрать желаемое направление дополнительных занятий в районе проживания школьника. Ребятам Кировского района это возможно, ведь здесь создано и функционирует более 29 учреждений дополнительного образования с различными направлениями.

Результаты исследования дали мне ответ на поставленный вопрос: в Кировском районе г. Перми для ребят школьного возраста создана богатая база направлений и учреждений дополнительного образования. Это разнообразие учреждений и направлений дает детям возможность совершенствовать свои способности, развивать новые умения и навыки, расширять кругозор, находить друзей, заполнять свободное время от школьных занятий… Это разнообразие позволяет детям заниматься любимым занятием в одном районе города, затрачивая минимум сил и времени на дорогу, оставляя достаточно времени на досуг и выполнение школьных уроков.

2.4. Чек-лист

По результатам своих исследований я составила Чек-лист, который поможет школьнику любого возраста при выборе учреждения дополнительного образования.

Составь перечень занятий, которыми бы ты хотел заниматься.

Обсуди со своими родителями выбранное направление занятий.

Определи сам или вместе со взрослыми местоположение учреждений дополнительного образования, в которых работают кружки (секции, студии) по выбранному тобой направлению.

Если есть возможность, посети дни открытых дверей в этих учреждениях дополнительного образования. Это необходимо для получения более подробной информации о выбранном учреждении дополнительного образования в целом или о кружке (секции, студии).

Посети пробное занятие выбранного кружка (секции, студии).

Почитай о выбранном учреждении дополнительного образования отзывы учащихся и их родителей. Это можно сделать на сайте учреждения, в соц. сетях.

Обсуди с родителями возможность посещения выбранного учреждения дополнительного образования:

- территориальная доступность (далеко/близко расположено место дополнительных занятий от твоего дома, требуются ли поездки на транспорте и сопровождение);

- финансовая доступность (платные или бесплатные выбранные тобою занятия, есть ли у родителей возможность оплачивать занятия);

- твои временные возможности (есть ли в твоем графике время на посещение дополнительных занятий: достаточно ли у тебя времени на отдых, досуг и выполнение школьных домашних заданий).

Определяйся! Делай выбор! Это одно из первых важных твоих решений и его ты должен принять сам!

Помни! Если, спустя время, у тебя пропадет интерес к выбранному направлению (направлениям), ты вправе его оставить и пробовать что-то новое!

Удачи!

Заключение

В результате проделанной мною работы я поняла, что потенциал современных детей велик. Главное, чтобы была создана среда и условия для его развития.

Результаты моих исследований подтвердили гипотезу: в Кировском районе г. Перми создана богатая база учреждений и направлений дополнительного образования. Ее разнообразие удовлетворяет спросу и желаниям современных детей.

Я надеюсь, моя работа послужит тому, что гимназисты откроют для себя еще больше учреждений дополнительного образования в Кировском районе г.Перми, о которых и не знали.

Работа помогла мне по-новому взглянуть на мой возраст, на мои возможности.

Ребята, наш возраст – это замечательное время! Экспериментируйте, выбирайте что-то новое, бросайте и беритесь за что-то еще. Времени достаточно, чтобы попробовать все. И музыкальную школу, и роботов, и даже вышивание крестиком.

Литература

Учреждения дополнительного образования детей, - режим доступа: https://edunews.ru/deti/info/detskie-uchrezhdeniya.html.

Дополнительное образование. Для чего оно нужно и как выбрать его направление? - режим доступа:

https://www.yaroditel.ru/parents/base/experts/dopobrazovanie-dlya-chego-ono-nuzhno-i-kak-vybrat-ego-napravlenie/.

Дополнительное образование в России: история и современность, - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-i-sovremennost/viewer.

Дополнительное образование: глоток свободы вместо гонки за успешностью, - режим доступа: https://prodod.moscow/archives/3667.

Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты, - режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-shkolnikov-funktsii-roditelskie-strategii-ozhidaemye-rezultaty/viewer.

Факторы формирования спроса на различные направления и формы дополнительного образования школьников в г. Москва, - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-sprosa-na-razlichnye-napravleniya-i-formy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-shkolnikov-v-g-moskva/viewer.

Приложение 1

Дорогой друг, уважаемые родители, примите пожалуйста участие в моем опросе!

Я занимаюсь изучением дополнительного образования школьников

в Кировском районе г.Перми.

Ответы на поставленные вопросы помогут мне в изучении темы

научно - исследовательской работы.

Все ответы пишите ручкой с синей пастой.Опросный лист можно не подписывать.

Вопросы для учащихся:

В какой кружок (секцию, студию) ты ходишь? Если их несколько, укажи все.

____________________________________________________________________

Если ты не посещаешь кружок (секцию, студию), далее на вопросы отвечать не нужно.

С какого возраста ты занимаешься в кружке (секции, студии)?

________________________________________________________________________________

Этот кружок (секцию, студию) ты выбрал самостоятельно? Или тебе подсказали родители?

________________________________________________________________________________

Нравится ли тебе заниматься в кружке (секции, студии)? Почему?

________________________________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья в кружке (секции, студии)?

________________________________________________________________________________

Вопросы для родителей:

Какое учреждение(я) дополнительного образования посещает ваш ребенок? (Укажите наименование учреждение, название студии (кружка, объединения) и направление деятельности студии (кружка, объединения)).

________________________________________________________________________________

Почему ваш ребенок посещает (не посещает) учреждение дополнительного образования?

________________________________________________________________________________

Если ваш ребенок не посещает учреждение дополнительного образования,

на этом опрос закончен.

С какого возраста ваш ребенок посещает учреждение(я) дополнительного образования?

________________________________________________________________________________

Какие факторы стали определяющими при выборе учреждения дополнительного образования (близость к дому, бесплатное обучение, креативный способ обучения, педагог…)?

________________________________________________________________________________

Какую роль вы, как родитель, сыграли при выборе учреждения и направления дополнительного образования вашим ребенком?

________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение 2

Дорогой друг, прими пожалуйста участие в опросе!

Ответы на обозначенные вопросы помогут мне в изучении темы моей научно - исследовательской работы.

Все ответы пишите ручкой с синей пастой. Опросный лист можно не подписывать.

Посещаешь ли ты учреждение дополнительного образования?

ДА

НЕТ

Какое учреждение(я) дополнительного образования ты посещаешь? (Укажи наименование учреждения, название студии (кружка, объединения) и направление деятельности студии (кружка, объединения)

_______________________________________________

Посещал ли ты ранее учреждение дополнительного образования? Если «ДА», то укажи название учреждения дополнительного образования, название студии (кружка, объединения)) и направление деятельности студии (кружка, объединения)

_______________________________________________

2. С какого возраста ты посещаешь учреждение(я) дополнительного образования? _______________________________________________

До какого возраста ты посещал учреждение(я) дополнительного образования? _______________________________________________

Выбор учреждение(я) дополнительного образования…

Отметь нужное!

а). мой самостоятельный выбор и решение;

б). выбор и решение моих родителей;

в). мой совместный с родителями выбор и решение.

Укажи причину отказа от посещения учреждения дополнительного образования.

_______________________________________________

_______________________________________________

Чем привлекают тебя занятия в учреждении дополнительного образования?

_______________________________________________

Чем ты занят в свободное от уроков в гимназии время?

_______________________________________________

Приложение 3

Карта Кировского района г.Перми (часть 1)

Карта Кировского района г.Перми (часть 2)

Карта Кировского района г.Перми (часть 3)

Приложение 4

Факторы, влияющие на выбор направления и учреждения

дополнительного образования

Приложение 5

Предпочтения учащимися МАОУ «Гимназия №6» г.Перми

направлений в дополнительном образовании

Кировского района г.Перми

Приложение 6

Предпочтения учащимися МАОУ «Гимназия №6» г.Перми

учреждений дополнительного образования

Кировского района г.Перми

Приложение 7

Число вовлеченных детей в дополнительные занятия

Просмотров работы: 49