Введение
В современном мире всё большее внимание уделяется развитию возможностей и способностей одарённых детей. Именно люди с нестандартным и творческим мышлением способны добиваться новых открытий, создавать лучшие условия для нашей жизни, творчества и спорта, ставить новые рекорды и прославлять нашу страну.
Существует много программ, направленных на развитие и сопровождение детской одаренности. Однако все более остро встает вопрос включении таких детей в социокультурное пространство, в развитие социальных процессов в целом. Решению проблемы социализации одаренных детей может способствовать внедрение в образовательной среде практики наставничества, которая широко используется на современных предприятиях и в бизнес-структурах. Необходимо отметить, что в настоящее время тема наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества [2.3.].
Для меня эта тема является актуальной, так как я учусь в физико-математическом лицее с большим количеством одарённых детей, и сама являюсь таким ребёнком. Многие проблемы, которые будут описаны в данной работе, я замечала у своих сверстников, испытывала на собственном опыте. Для меня очень важно понять, а так же донести другим, как именно нужно помогать одарённым детям социализироваться, чтобы избегать конфликтов, вызванных непониманием со стороны взрослых или сверстников, желания отстраниться от общества, а вместо этого стать его частью, чтобы продуктивно совершенствовать себя, помогать другим, рассчитывать на помощь и поддержку окружающих и улучшать этот мир.
Проблемойисследования является то, что многие одарённые дети, по тем или иным причинам, испытывают затруднения в успешной социализации, из-за чего становятся отстранёнными от общества и в последствии не могут в полной мере реализовать свои способности и таланты.
В качестве объекта исследования рассматривается возможность применения наставничества в школьной среде
Предмет исследования: потребность в наставничестве у учащихся МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» и их желание быть наставниками.
Методы исследования: в работе использованы методы сравнения, анализа и систематизации доступных данных, метод социологического опроса.
Источниковой базой исследования послужили учебные пособия, статьи и интернет-ресурсы по данной проблеме.
Цель исследования: определение проблем в социализации одарённых детей и применение для их решения практики наставничества.
В ходе нашего исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- определить возможности применения практики наставничества в школе;
- провести собственное социологическое исследование по выбранной проблемеи осуществить анализ имеющихся данных;
- предложить возможные способывнедрения наставничества в образовательной организации.
Гипотеза:применение наставничества в школе будет способствовать успешной социализации одаренных детей и развитию их способностей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в организации внеурочной работы со школьниками, при проведении мастер- классов, форумов, а также в рамках школьного ученического самоуправления и развития детских инициатив.
Новизна данной работы заключается втом, что в источниках основное внимания уделяется практике наставничеству взрослых над детьми или взрослых над взрослыми, тема наставничества «ученик-ученик» мало раскрыта как на теоретическом, так и на практическом уровне.
1. Понятие и модели одарённости
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1.4.].
Согласно социологическим исследованиям, одаренные дети от общей популяции составляют 20-30%. К «благополучным», которые развивают свои таланты и успешно коммуницируют, относят всего 5%. Остальные одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отторжении со стороны своих ровесников [2.3.].
Существует множество моделей одарённости, которые дополняют друг друга и помогают приблизится к пониманию значения этого феномена.
Одарённость как способность. Высокие интеллектуальные способности, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются в течение жизни. Самый известный представитель данного направления Льюис М. Терман (1877-1956). Он проводил исследования среди детей с высоким уровнем интеллекта. В течение долгого времени его теория подтверждалась - испытуемые так же имели отличные интеллектуальные способности. Но в 1954 году выяснилось, что IQ, выявленный у детей, не обязательно остаётся высоким у них в течение всей жизни, а также то. что хорошие результаты теста на выявление уровня интеллекта не является гарантией будущей успешности. Многие испытуемые не смогли добиться успеха в жизни. Оказалось, что на развитие способностей влияют настойчивость и энергия, поддержка и позитивное отношение со стороны окружающих. Отсутствие этих факторов делали наличие высокого уровня интеллекта практически незаметным в старшем возрасте. [2.5.]
Когнитивные модели ставят в первую очередь то, как человек способен перерабатывать информацию. Т. е. ребёнок, который анализирует информацию не так, как свойственно другим в его возрасте, обладает креативным мышлением, является одарённым. Но, конечно, при условии поддержки и принятия со стороны общества.
Успешность как потенциал. Исследования показывают, что примерно 50% детей, имеющих потенциал, не могут получить возможности для его развития, из-за того, что взрослые любо просто не замечают одарённость в ребёнке, либо намеренно игнорируют её [2.3.].
Социально-культурные модели. Одарённость проявляется только при благоприятных сочетаниях индивидуальных и социальных факторов. К примеру, если в городе нет учебных заведений, нацеленных на обучение одарённых, то потенциал таких детей так и останется не раскрытым. Таким образом, для прогнозирования успешности человека необходимо учитывать много факторов: врождённый интеллект, окружение, успешность социализации, интерес государства и общества в развитии одарённости.
Все модели одаренности дополняют друг друга и с их помощью можно понять какие факторы, внешние и внутренние могут влиять на успешность людей с врождённой одарённостью.
В одаренности выделяют как качественный, так и количественные аспекты. Качественные характеристики выражают психические возможности человека и особенности их проявления в различных видах деятельности. А количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Выделяют следующие виды одаренности:
в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
в познавательной деятельности- интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность. Так социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать на себя роль руководителя, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и педагогов.
в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям [1.1.].
2. Особенности одаренных детей
Выделяют следующие особенности одаренных детей:
познавательное развитие:
- одаренные дети острее чувствуют всё происходящие в окружающем их мире. Они очень любопытны ко всему, что происходит в мире. Часто наблюдают за несколькими процессами одновременно, активно исследуют все окружающее;
- отлично определяют причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы;
- одна из их особенностей - очень хорошая память и ранние языковое развитие. Они накапливают большой объем информации и интенсивно ее используют. Информацию дети легко разделяют на категории, что им также помогает в усвоении больших объемов информации;
- обладают большим словарным запасом, благодаря чему свободно и четко излагают свои мысли. Удовольствие им доставляет создание собственных слов и даже собственного языка;
- одаренные дети не терпимы к навязыванию им решений, готовых ответов, ко всему они должны прийти сами, даже если для этого требуется длительное время;
- продолжительный период времени одаренные дети сохраняют высокую концентрацию внимания и большое упорство в решении той или иной задачи;
2) психосоциальная чувствительность:
- для одаренных детей характерно обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания;
- требования одаренных детей к себе и окружающим очень высокие;
- живое воображение позволяет детям добавлять элементы игры в выполнение задач. Их характерно творчество, богатая способность к изобретению новых вещей, способов действий, а с помощью своей фантазии такие дети часто создают себе воображаемых друзей, братьев или сестер;
- обладая отличным чувством юмора они любят смешные несоответствия, шутки и игру слов;
- в раннем возрасте одаренные дети часто проявляют нетерпеливость и порывистость, т.к. им не достает эмоционального баланса;
- повышенная чувствительность способствует преувеличению страхов у одаренных детей;
- характерны для одаренных детей негативное самовосприятие и трудности в общении со сверстниками;
3) Физические характеристики.
- одаренных детей характеризует высокий энергетический уровень, что проявляется способностью спать меньшее количество времени, чем это требуется для обычных детей;
- моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. [1.4.]
По мнению современных исследователей особенности одаренных детей считают факторами их социализации. При этом отдельные особенности личности одарённых детей способствуют социализации, а другие осложняют её.
Проблемы одаренных детей
Проблеме одаренности посвящены труды многих представителей отечественной педагогики и возрастной психологии. Большой вклад в понимание проблем, которые появляются у одаренных детей, внесла американский психолог Лета Холлингуорт. Она выделила следующие проблемы:
- неприязнь к школе. Данная неприязнь формируется из-за того, что для одаренного ребенка учебная программа может казаться скучной и неинтересной. Не соответствие способностей детей и учебного плана способствует нарушениям поведения;
- игровые интересы. Сложные игры особенно интересны одаренным детям, а игры сверстников вызывают мало интереса. Поэтому одаренный ребенок может оказаться в изоляции, уходит в себя;
- конформность. Одаренным детям свойственно отвергать стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами, они не склонны к конформизму;
- погружение в философские проблемы. Одаренным дети часто размышляют над такими явлениями, как смерть, религиозные верования и философские проблемы;
- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общению со сверстниками общение с детьми старшего возраста или взрослыми. В связи с этим им трудно общаться со сверстниками и тем более становиться лидерами в группе ровесников;
- стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства, которое конечно мало достижимо, поэтому у них появляется ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка;
- потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Часто одаренные дети могут нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, содержащими презрение или нетерпение [1.2.].
Именно проблемы, имеющиеся в развитии, воспитании и обучении одаренных детей, т.е. в процессе их социализации, являются фактором, который может замедлить развитие способностей, не позволит раскрыть творческий потенциал ученика и даже нивелировать уже имеющуюся одаренность.
Наставничество в образовательной организации
Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться не только узкопрофессиональной тематики, но и широкого круга вопросов личного развития, личностной эффективности [2.1.].
Наставничество как один из способов решения проблемы социализации одаренных детей в школе подразумевает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования или развития личностных компетенций (например: лидерство, креативность, склонность к инновациям, стратегическое мышление и т.д.), обладает организаторскими способностями, которые позволяют ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Целью этой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения, к новому коллективу.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым можно выделить:
помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;
развитие гибких навыков и метакомпетенци;
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации;
формирование устойчивого сообщества обучающихся [2.6.].
Результаты наставничества могут быть оценены в виде:
улучшения психоэмоционального состояния наставляемого, да и наставника;
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;
численный рост посещаемости творческих кружков, спортивных секций, инициативности учащихся;
количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов, улучшение командной работы;
снижение числа обучающихся, состоящих на учете в органах внутренних дел и психоневрологических диспансерах;
снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Наставником может быть активный обучающийся, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нестандартным мышлением, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. В общеобразовательных организациях возможна интеграция в «классные часы», организация совместных конкурсов и проектных работ, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, участие в конкурсах и олимпиадах, волонтерство, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации). В настоящее время актуально и онлайн-наставничество, взаимодействие посредством информационных технологий.
Результаты социологического исследования и предложения по внедрению наставничества в школе
Нами было проведено социологическое исследование среди обучающихся МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» с целью определения потребности в наставничестве и желания принять в нем участие. В опросе приняло участие 36 человек – учащихся 10-11 классов. Всем респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). Полученные данные свидетельствуют о следующем:
-готовность участия в наставничестве, в получении помощи поддержки от других ребят, которые обладают более развитыми личностными компетенциями или более глубокими знаниями по учебным предметам выразили 100% респондентов;
- 58,8% респондентов готовы сами становиться наставниками, брать на себя ответственность, оказывать содействие в развитии и социализации других ребят;
29,4% респондентов выразили интерес к вопросу наставничества и желание узнать больше о данном направлении деятельности. Значит, при проведении разъяснительной, информационной работы с данной категорией ребят, часть из них также пожелает выступить в роли наставников;
-82,4% респондентов согласились с утверждением, что участие в наставничестве, оказание помощи и поддержки других ребятам будет способствовать их личному развитию. Это может являться хорошей мотивацией для наставника и принести ему существенную пользу в повышении уверенности в себе, навыке налаживать эффективные коммуникации, правильно и понятно излагать свои мысли, смещать фокус своего внимания с себя на других людей, их особенности и находить подход к каждому;
- при ответе на вопросы анкеты ребята отметили свои сильные и слабые стороны. В частности, при ответах о предметах, в которых они хорошо разбираются и могут объяснить эти предметы другим, 50% респондентов указали по 3 предмета, что говорит о их желании и возможностях делиться с другими своими знаниями.
при анализе ответов о сильных личностных качествах 44,4% ребят выделили целеустремленность, что свидетельствует о потребности в достижении поставленных целей, о формировании стратегии успеха;
второе отмеченное качество (27,8%) — это уверенность в себе и третье – ответственность - 16,8%.
личностными сторонами, над которыми учащиеся хотят поработать, лидирует уверенность в себе - 33,9%. Данный результат говорит о том, что это качество имеет основополагающие значение для ребят и его необходимо помогать развивать. Другая компетенция — это умение работать в команде (11%), проблемы в общении со сверстниками отметили 20 % опрошенных.
Результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют о возможности и необходимости внедрения в школе практики наставничества «Вместе к успеху», когда один из учеников помогает другому заполнить пробелы в знаниях по какому-либо предмету или с целью корректировки личностных проблем учащихся.
На основе последующего анкетирования среди учащихся 8-11 классов создается база наставников (желающие принять участие в данном проекте должны заполнить анкету, указать свои компетенции как в предметных областях, так и в личностной сфере). Данный сервис может быть размещен на сайте образовательной организации. Также заявки на участие в проекте могут подать сами ученики, которым необходима помощь, либо по рекомендации учителя, педагога-психолога. Как наставники могут выбрать себе наставляемых, так и наставляемые могут выбирать себе наставников.
Наставничество в школе предлагается осуществлять в следующих направлениях:
- адаптация вновь пришедших в класс, школу учеников;
- помощь в обучении или развитии личностных компетенций;
- сопровождение для получения более высоких результатов в интеллектуальной, творческой и других видах деятельности.
В свою очередь, для обучения наставников можно организовать проведение мастер-классов, круглых столов, тренингов по программе «Равный обучает равного».
По окончании наставничества (от 3 до 6 месяцев) наставник и наставляемый могут написать эссе о том, как проходило их взаимодействие и к каким результатам это привело. Данные эссе, мнение классного руководителя об изменениях, которые произошли за период наставничества, направляются администрации школы, далее выносится решение, каким образом возможно поощрить наставника.
Очень вероятно, что далее наставляемый, который получил положительный опыт от проведенного с ним наставничества, тоже выберет себе наставляемого, а возможно даже и не одного. И впоследствии ребята, взаимодействующие данным образом, могут составлять проектные группы и вместе участвовать в различных конкурсах или социально значимых проектах. Данное взаимодействие будет способствовать не только успешной социализации одаренных детей, но и созданию комфортной образовательной среды в целом.
Заключение
Подводя итог проведенной работы, хотелось бы отметить следующее. Наставничество довольно распространенная практика на различных предприятиях и обычно она ориентирована на взрослых людей, либо выпускников учебных заведений, которые впервые приходят на производство. Наставничество по типу «ученик- ученик» практически не применяется, а в этой форме наставничества, я считаю, скрыт большой потенциал. Этот вывод подтверждается результатами проведенного социологического опроса.
Ребята готовы делиться знаниями и умениями и в тоже время готовы принимать помощь, учась у других. Так как ребята показали высокий интерес к участию в наставничестве, то можно говорить о том, что данный способ социализации будет действительно полезным и применимым. Он будет способствовать формированию комфортной внутренней школьной среды, которая будет опираться на взаимопомощь, поддержку, принятие, уважение к себе и другим, совместному пути к успеху.
Обучающиеся - наставляемый получает в результате наставничества необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Чаще всего получивший помощь и положительный опыт стремится помогать сам. С большим пониманием и принятием будет относится к себе и другим.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы школы, что окажет несомненное положительное влияние на общий статус образовательной организации.
Список источников и использованной литературы
I. Литературные источники
1.1. Министерство образования Российской Федерации Федеральная целевая программа «Одаренные дети» Рабочая концепция одаренности Издание второе, расширенное и переработанное. - М, 2003. - 88 с.
1.2. Монкс Ф., Ипенбург. И. Одарённые дети //Когито-Центр, 2015. - с.125.
1.3. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
1.4. Сио- Фашен Ж., Сверходаренный ребенок //Альпина, 2019. - 255 с.
II. Интернет-ресурсы
2.1. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения:14.11.2020).
2.2. Кто- такие одаренные дети. Виды одаренности и методы диагностики. URL: https://pedsovet.su/publ/123-1-0-4468 (дата обращения:15.11.2020).
2.3. Мазурова Е.Г. Наставничество – стратегия непрерывного развития. URL: https://iro86.ru/images/documents/ (дата обращения: 29.11.2020).
2.4. Наставничество в школах. Форма: ученик- ученик URL: https://zen.yandex.ru/media/nedomat/nastavnichestvo-v-shkolah-forma-uchenikuchenik-5e67f15b6214ec304e25c7c1 (дата обращения: 29.11.2020).
2.5. Одаренные дети- проблема социализации URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=13670 (дата обращения:29.11.2020).
2.6. Социализация одаренных детей URL: https://urok.1sept.ru/articles/683595 (дата обращения: 29.11.2020).
2.7. Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей. URL: https://multiurok.ru/files/tipy-i-vidy-odariennosti-psikhologhichieskiie-osob.html (дата обращения:29.11.2020).
Приложение 1
Уважаемый респондент!
Я, ученица Лицея № 97, провожу исследование на тему
«Возможности внедрения наставничества в школе».
(Для исследования рассматривается вариант наставничества, когда реализуется возможность оказания или получения помощи, поддержки учеников школы другими учениками, для собственного личностного роста, развития своих возможностей, а также помощи в развитии и решении проблем других).
Прошу Вас ответить на вопросы анкеты.
Заранее благодарю Вас за участие в опросе!
Какие у Вас, на Ваш взгляд, есть сильные стороны:
А) Я хорошо разбираюсь и могу помочь другому ученику по следующему(-им) предмету(-ам):
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________Б) Я знаю, что моими сильными личностными сторонами являются (например, общительность, умение улаживать конфликты, целеустремленность, креативность, уверенность в себе и др.; указать какие):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы считаете, помощь и поддержка других ребят будут способствовать вашему личному развитию?
А) Да
Б) Нет
Вы можете стать наставником для оказания поддержки, помощи другому ученику, который в этом нуждается?
А) Да, в следующем:
______________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Мне это интересно, но нужно больше информации о том, что такое наставничество.
В) Нет
У Всех людей есть слабые стороны, благодаря им, мы все разные. Какие у Вас, на Ваш взгляд, есть слабые стороны:
А) Я не очень хорошо разбираюсь в следующем(-их) предмете(-ах):
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________Б) Я думаю, что моими личностными сторонами, над которыми я хочу поработать, являются (например, уверенность в себе, деятельность в команде, достижение цели и др.; указать какие):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я считаю, что это нормально принимать помощь от других и сам (-а) хочу участвовать в наставничестве
А) Да
В) Нет
Приложение 2
Варианты применения наставничества
в образовательной организации
Вариации ролевых моделей «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:
взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
Формы осуществления наставничества
в образовательной организации:
-индивидуальная - предполагает персональное сопровождение наставником обучающегося;
групповая - сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, имеющих общие или сходные проблемы;
коллективная - организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся;
взаимная - организация взаимной поддержки обучающихся, имеющих разные образовательные проблемы и потребности.