Правовые аспекты развития искусственного интеллекта в Российской федерации

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правовые аспекты развития искусственного интеллекта в Российской федерации

Утарбаев Р.Н. 1
1МОУ "СОШ № 60"
Муромская Ю.В. 1
1МОУ "СОШ № 60"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Меня очень заинтересовала эта тема, потому что в моей жизни все больше и больше стало появляться роботизированной техники, снимается очень много фильмов про искусственный интеллект. Начиная исследования, мы были уверенны, что такая практика как развитие искусственного интеллекта нашему обществу просто необходима. По ходу исследования мы столкнулись с большим количеством информации, рассмотрев которую мы поняли, что однозначно ответить на вопроc мы не можем.

Цель данной работы: раскрыть правовые аспекты развития искусственного и интеллекта в Российской Федерации. Реализация поставленной цели исследования обусловлена необходимостью выполнения следующих задач:

изучить понятие искусственного интеллекта и правовые аспекты искусственного интеллекта в Российской Федерации,

привести доводы за и против развития искусственного интеллекта,

провести статистический опрос среди студентов юридических и медицинских вузов, школьников разных возрастов и взрослого населения Российской Федерации,

сделать выводы по данной проблеме.

Предметом исследования являются правовые аспектыразвития искусственного интеллекта в Российской Федерации.

Объектом исследования является развития искусственного интеллекта в Российской Федерации. 

Актуальность нашей темы нельзя преувеличить, ведь развития искусственного интеллекта без достаточной правовой базы может, повлечет за собой большое количество негативных последствий. Данная проблема не достаточна изучена учеными.

Гипотеза: Развития искусственного интеллекта необходимое действие в Российской Федерации.

Глава 1. Теоретические основы развития искусственного интеллекта

в Российской Федерации.

1.1.Понятие искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект — это область науки, занимающаяся моделированием интеллектуальной деятельности человека. Зародившийся более 700 лет назад в средневековой Испании искусственный интеллект оформился в самостоятельную научную область в середине XX в.[6]

Ученые выделяют следующие признаки искусственного интеллекта: наличие технического устройства или киберфизической системы; способность к принятию, обработке и передаче информации; способность к автономной работе; самообучение на основе анализа информации и приобретенного опыта; самосознание; мышление и способность к принятию самостоятельных решений.

1.2.Разитие искусственного интеллекта.

Исследования в области искусственного интеллекта проводятся по различным направлениям, но все они должны учитывать исходные правила – “законы робототехники”, сформулированные писателем-фантастом А. Азимовым еще в 1942 г. Эти правила признаны универсальными и положены в основу развития робототехники.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме случаев, когда эти приказы противоречат первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности, если это не противоречит первому или второму законам.

В феврале 2017 г. Европарламент принял резолюцию для Еврокомиссии, предложив признать специальный правовой статус электронного лица (electronic personhood) для сложных роботов, принимающих самостоятельные решения. По мнению ряда парламентариев, это позволит возложить на роботов ответственность за возмещение причиненного ущерба в первую очередь в секторе беспилотных автомобилей. Важность решения подобных вопросов обосновывается тем, что изменения, связанные с развитием робототехники, с большой степенью вероятности затронут все слои общества. Предполагается создание фонда, из которого будут выплачиваться компенсации пострадавшим в авариях с беспилотниками. Потребуется внесение поправок в Венскую конвенцию о дорожном движении и в Гаагскую конвенцию о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям. Планируется также создание Европейского агентства по робототехнике и искусственному интеллекту, призванного обеспечивать техническую, этическую и нормативную экспертизу в данной сфере. В России также начата разработка закона о робототехнике. Рассмотрением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р утверждена Программа “Цифровая экономика Российской Федерации”, которая включает урегулирование правовых вопросов в сфере робототехники и искусственного интеллекта к середине 2019 г. Программа включает формирование системы подготовки юридических кадров для нужд цифровой экономики, в том числе центра компетенций, который обеспечит развитие юриспруденции всфере цифровой экономики в 2018 г. и запуск специальных программ по подготовке юристов в вузах в 2019 г. Программа содержит требование об обеспечении безопасного внедрения и использования в цифровой экономике новых технологий, “включая облачные, туманные, квантовые вычисления и системы искусственного интеллекта”. К 2020 г. должны быть утверждены стандарты информационной безопасности в этих системах. До 2022 г. необходимо разработать и внедрить системы обработки информации и формирования возможных вариантов рекомендаций для принятия врачебных решений с использованием искусственного интеллекта, что позволит снизить процент врачебных ошибок.

1.3.Правовые аспекты развития искусственного интеллекта в Российской Федерации

Несмотря наактивное и повсеместное внедрение искусственного интеллекта  в различных сферах жизни отмечается слабое нормативное регулирование применения искусственного интеллекта в России.

Разработки в сфере искусственного интеллекта поднимают очень серьезные вопросы этического и правового порядка. Среди юридических вопросов требуют решения такие вопросы, как природа искусственного интеллекта, наличие право субъектности, проблема ответственности за вред, причиненный искусственным интеллектом, влияние на юридическую профессию и т.п. Особое внимание необходимо уделить выработки юридического понятия искусственного интеллекта в целях построения эффективной модели правового регулирования.

В октябре 2019 года вышел Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» в данном указе утверждена Национальная стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. ( см.ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Глава 2. Исследование правовой проблемы развития искусственного интеллекта в Российской Федерации.

2.1. Социологический опрос.

В ходе нашего исследования мы провели социологический опрос среди жителей города Магнитогорска а также студентов Уральского Государственного Юридического Университета, Челябинской Медицинской академии, Уфимской медицинской академии :

1 группа учителя МОУ «СОШ № 60» 25 человек;

2 группа обучающиеся 8-11 классов МОУ «СОШ № 60» 90 человек;

3 группа студенты 1-3 курса Челябинской Медицинской академии, Уфимской медицинской академии 25 человек;

4 группа студенты 1-3 курса Уральский Государственный Юридический Университет (УрГЮУ) 25 человек.

Всего в исследовании приняло участие 165 человек. В ходе исследования предлагалось ответить на несколько вопросов, результаты опроса мы оформили в виде таблица № 1 и графиков № 1-4.

«Результат социологического опроса»

Таблица № 1

Вопросы:

1 группа

2 группа

3группа

4 группа

Да (%)

Нет(%)

Да(%)

Нет(%)

Да(%)

Нет(%)

Да(%)

Нет(%)

Считаете ли вы необходимым развитие искусственного интеллекта в РФ?

(см.График № 1)

31

69

42

58

52

48

21

79

Считаете ли Вы что искусственный интеллект поможет развитию экономики РФ?

(см.График № 2)

89

11

70

30

52

48

30

70

Как вы считаете, готово ли общество к встречи с повсеместным внедрением искусственного интеллекта?

(см..График № 3)

65

35

70

30

44

56

12

88

Хотели бы вы что бы необходимые действия за вас в быту выполняли роботу? (см.График № 4)

49

51

80

20

79

21

17

83

График № 1 «Считаете ли вы необходимым развитие искусственного интеллекта в РФ?»

Из всех ответивших на вопрос примерно 37% считают, что необходимо развивать искусственный интеллект, остальные 63% не считают что нет необходимости. Проведя опрос в медицинской академии и в юридическом университете, мы увидели большие противоречия в ответе. Больше половины будущих врачей (52%) считаю что необходимо, напротив практически все будущие юристы (79%) были убеждены в том, что нет необходимости..

График № 2 «Считаете ли Вы что искусственный интеллект поможет развитию экономики РФ?»

Оказалось, что примерно 60% , всех ответивших на вопрос, уверены, что искусственный интеллект поможет развитию экономики РФ, напротив остальные 40% были не уверены в этом или затруднялись ответить

График №3 «Как вы считаете, готово ли общество к встречи с повсеместным внедрением искусственного интеллекта?»

Почти половина ответивших на вопрос человек – 47%, считают, что необходимо, а остальные 53 % считают недопустимым повсеместное внедрение искусственного интеллекта.

График № 4 «Хотели бы вы что бы необходимые действия за вас в быту выполняли роботу?»

Мы выяснили, что все опрошенные люди разделились практически поровну в ответе на этот вопрос. 49% ответили, что хотели бы, а другие 51 % ответили, что нет.

Таким образом, мы можем отметить тот факт, что студенты медицинских вузов – будущие врачи и педагоги высказались за развитие искусственного интеллекта в Российской Федерации, нежели студенты юридического вуза которые были больше против, чем за. Будущие юристы уверены, что необходимо сначала разработать нормативное регулирование применения искусственного интеллекта в России, а затем уже его развивать.

2.2.Доводы за и против развития искусственного интеллекта.

Полученные данные в ходе нашего исследования мы отразили в таблице № 2.

Социальные структуры

ЗА

Против

1)Религия

_

Так как считает, что «роботы никогда не станут людьми» и не сравнятся с творениями господа, а потому у роботов не будет и большинства атрибутов человека — морального выбора, порядочности или идентичности.

2)Медицина

За, так как искусственный интеллект в медицине позволяет точнее диагностировать заболевания, быстрее находить лекарственные препараты, отслеживать состояние пациентов. И это лишь малая часть возможностей.

Возможны сбои работы, как у любой машины.

3) Юридические профессии

за, так как искустренный интеллект не составит в обозримом будущем конкуренцию хорошему адвокату и представителям других юридических профессий

Против, так как в настоящее время нет достаточной правовой базы для внедрения искусственного интеллекта

4)Правоохранительные органы

За, так как позволит анализировать, распознавать, раскрывать, информацию и находить, задерживать преступников.

Против, так как нет регулирующих норм в отношении действий сотворенных искусственным интеллектом

5)Педагоги

За, так как сможет улучшить преподавательскую программу, a так же сможет адаптировать материал под конкретного ученика

-

  Заключение

В ходе нашего исследования мы выяснили, что право, не может охватить и рассмотреть  все случаи развития искусственного интеллекта. Несмотря наактивное и повсеместное внедрение искусственного интеллекта  в различных сферах жизни отмечается слабое нормативное регулирование применения искусственного интеллекта в России.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Поставленные в ходе исследования нами задачи выполнены. Мы рассмотрели понятие искусственного интеллекта и правовые аспекты развитие искусственного интеллекта в России.

В ходе статистического исследования мы выяснили, что большее количество опрошенных нами людей высказывается против развития искусственного интеллекта. И еще нами был выявлен интересный факт: студенты медицинских вузов – будущие врачи и педагоги высказались за развитие искусственного интеллекта в Российской Федерации, нежели студенты юридического вуза которые были больше против, чем за. Будущие юристы уверены, что необходимо сначала разработать нормативное регулирование применения искусственного интеллекта в России, а затем уже его развивать.

Использованные источники:

1.Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования. / С.С. Алексеев. - М., 2009

2.Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

3.Комаров С. А., Малько А. В.. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М

4. Популярный юридический энциклопедический словарь / Редкол.: О. Е. Кутафин, 

В. А. Туманов, И. В. Шмаров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. — 800 с.

5. Электронный ресурс - http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/Evtanazia.php

6.Электронный ресурс -.https://studfile.net/preview/2264160/page:2/

Приложение № 1

Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации”

В целях обеспечения ускоренного развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, проведения научных исследований в области искусственного интеллекта, повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствования системы подготовки кадров в этой области постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации:

а) до 15 декабря 2019 г. обеспечить внесение изменений в национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации", в том числе разработать и утвердить федеральный проект "Искусственный интеллект";

б) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о ходе реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года;

в) предусматривать при формировании в 2020 - 2030 годах проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию настоящего Указа.

Просмотров работы: 68