Введение
Меня зовут Чуфичева Даша . Однажды на прогулке в детском саду мы с воспитателем Светланой Викторовной собирали букеты из желтых опавших листьев. Листья были желтые, красные, зеленые. Мы нашли большой красивый желтый лист. Мне стало интересно узнать, почему листья деревьев меняют свой цвет и опадают в положенное время? И хочу, чтобы вы тоже об этом знали.
Актуальность исследования
Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий мир, в то время как дети ежедневно удивляются его сезонным изменениям. Времена года чередуются друг за другом. И не бывает так, чтобы осень пришла раньше лета или позже зимы и весны.
Проблема: Листья желтеют и опадают осенью, они не могут сохраняться на деревьях так, чтобы не поменять свой цвет.
Цель исследования: Познакомиться со строением листа дерева и узнать, почему листья на деревьях меняют цвет и опадают.
Задачи исследования:
1. Расширить знания о жизни деревьев в разное время года.
2. Изучить строение листа, с помощью лупы и микроскопа. Выявить, какое значение имеют листья в жизни дерева.
3. Провести эксперимент «Зеленые листочки».
4. Оформить результаты исследования.
Объект исследования: осенние листья дерева.
Предмет исследования: Изменение листьев деревьев в осеннее время года.
Гипотеза исследования: листья деревьев поменяют свой цвет и опадут в положенное время, т. к деревья проживают свою изменяющуюся жизнь от сезона к сезону.
Методы исследования: изучение литературы и материалов в интернете, опрос, анкетирование, анализ информации, сравнение, обработка данных, выводы.
Ожидаемый результат: Провести с эксперимент, который сможет подтвердить или опровергнуть наше предположение. Можно ли сохранить листья на деревьях так, чтобы они не поменяли свой цвет.
Анкетирование дошкольников и их родителей
В нашей группе в центре познания очень много интересного материала о жизни деревьев в разное время года, о приметах времени года « Осень». Мы проводим беседы, играем в дидактические игры. Светлана Викторовна нам много читает и рассказывает о том, как живут деревья в разное время года, но больше всего нам интересно узнать, что с ними происходит осенью. Чтобы узнать еще больше о жизни деревьев осенью мы с воспитателем провели опрос и анкетирование среди родителей и детей. И задали вопросы:
Какое значение имеют листья в жизни дерева?
Если бы листья не опадали, что тогда бы произошло в природе?
Почему листья на деревьях желтеют, и опадают?
И вот выяснилось: что 4 детей знают, какое значение имеют листья в жизни дерева, 5 знают, что бы произошло в природе, если бы не опадали листья, но совсем не знают о том, почему одни листья на деревьях желтеют и опадают 9 человек.
Вывод: из анкет я узнала, что ребята и их родители мало знают, почему листья на деревьях меняют цвет и опадают. Они не могли ответить или не отвечали совсем.
( Приложение 1).
Глава1. Теоретическая часть
1.1. Почему желтеют листья?
Для изучения темы мы вместе со Светланой Викторовной познакомились с некоторыми энциклопедиями, рассмотрели иллюстрации с видами деревьев и узнали, что ответ получился достаточно простой. Дело в том, что летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, он пополняет растения питательными веществами. Помимо хлорофилла листья растений содержат еще другие питательные вещества, которые из-за зеленого цвета не видны. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки красок. ( Приложение № 2)
1.2. Как деревья сбрасывают листья?
Листопад - это естественный этап цикла жизни растения. Осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием ухудшения погодных условий, это наследственно закрепленное свойство растения. Сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение продолжительности светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени. Природа позаботилась о том, чтобы расставание дерева с листом произошло безболезненно для него. Подготовка к листопаду начинается заранее. В конце лета у основания листового черешка образуется особый отделяющий (пробковый) слой, в который уже не поступают питательные вещества вода и минеральные соли от корня к листьям. И поэтому между листовым черешком и деревом связь нарушается. Лист остается висеть на дереве до небольшого порыва ветра. Листья могут опадать в совершенно тихую погоду под влиянием силы тяжести листовой пластины. ( Приложение № 3)
1.3. Зачем деревья сбрасывают листья?
Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали. Тому есть несколько причин.
Причина первая. Летом деревья извлекают из почвы влагу и пополняют ей листья. С наступлением холодов извлекать влагу становится затруднительно. Если бы листья не опадали, то деревья погибли от недостатка влаги или высохли бы.
Причина вторая. Из- за обильного снегопада ветки деревьев склоняются к земле. Если бы не опадали листья, то на ветках задержалось бы гораздо больше снега и деревья ломались от тяжести. Таким образом сбрасывая листья. Деревья защищают себя от повреждений.
Причина третья. Как известно, что деревья питаются минеральными солями, которые поступают из почвы в листья. К осени в листьях накапливается избыток минеральных солей, который нарушает работу листьев, поэтому опадание листьев является необходимым явлением для поддержания нормальной жизнедеятельности растений.
( Приложение № 4)
Глава 2. Практическая часть
2.1. Изучить строение листа с помощью лупы.
С помощью лупы и микроскопа, мы изучили строение листа. Рассмотрели сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой, затем верхнюю поверхность листа. Рассмотрели жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Край листа называется «кромка». Рассмотрели кромку листа, верхушка бывает острой или округлой.
2.1.2. «Почему лист зелёный?». Опыт с кубиком.
С помощью кусочка белой ткани, нами был проведен опыт под названием: «Почему лист зелёный?». Взяли листочек и вложили его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Затем деревянным кубиком сильно постучали по листочку сквозь ткань. Что мы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка, называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда, лист становится желтым, коричневым или красным.
В последствии нами были сделаны рисунки листьев, в которых содержится нужное количество хлорофилла, зарисовки строения листа. Это стало подтверждение одного из пунктов выдвинутой нами гипотезы эксперимента.
2.1.3. Эксперимент « Зеленые листочки».
С помощью ламп дневного света в группе, нами был проведен эксперимент под названием: «Зеленые листочки», который длился несколько дней. С помощью его, мы наблюдали за происходящими изменениями в окраске листьев, и выяснили, что желтые листья получают свою окраску из-за отсутствия солнечных лучей и тепла.
( Приложение № 5)
2.2.Какие деревья желтеют первыми?
Еще мы узнали, что первыми листья опадают у вишен. Затем они ссыхаются у каштанов. Следующими, желтеют ясень, тополь .Затем дубы, березы и клены. А листья ивы остролистой остаются даже до снега. Листва дубов довольно долго остается в первозданном виде и даже желтеть она начинает намного позже, чем другие деревья. И лишь елки и сосны остаются вечно зелеными круглый год, а все потому, что у них не листва, а хвоя.
А еще мы узнали, что г. Сочи естьсад-музей «Дерево Дружбы» история его началась с одного-единственного дерева, посаженного в 1934 г. советским ученым Ф. М. Зориным. Целью ботаника было выведение цитрусовых деревьев, устойчивых к холодам, на которых листья не желтеют и не опадают круглый год. Поэтому он, посадив дикий лимон, привил в его крону несколько культурных сортов разных цитрусовых: японских мандаринов, испанских апельсинов, американских грейпфрутов и т. д.В 1957 г. лимонное дерево получило название Дерево Дружбы и стало символом единства народов и настоящей сочинской достопримечательностью. ( Приложение № 6)
2.3. Какую пользу приносят опавшие листья?
В процессе исследования мы узнали, что опавшие листья действительно имеют огромное значение в природе.
Под действием дождей, снега, а также благодаря работе определённых микроорганизмов они гниют, постепенно смешиваясь с землёй, образуют перегной. Получается, что опавшие листья - это ценное органическое и минеральное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели!
Листья вместе с толстым слоем снега на протяжении всей зимы утепляет корни деревьев, защищая их от мороза, сохраняет семена растений. Служит для дерева одеялом. В опавших листьях прячутся насекомые: божьи коровки, муравьи, жужелицы, дождевые черви. Они поедают вредителей растений и разрыхляют почву.
Листопад тоже приносит много радости. Из листиков можно сделать красивую картину, наклеить их по своему желанию на картон, можно сплести прекрасные венки, сделать поделки – это очень интересно и забавно.
А ещё опавшие листья здорово шуршат под ногами. А как весело собрать листья в кучу и потом прыгать в неё! Эта игра приносит радость, развивает ловкость и быстроту.
Заключение
Проведя исследование я сделала вывод: Проведенное нами исследование и изученные материалы по теме, стали подтверждением теории о необратимости времени или «Закон природы». Так как созданные нами условия и проведенный опыт не помогли сохранить зеленые листочки на ветках дерева.
Таким образом, наша гипотеза, что листья деревьев поменяют свой цвет и опадут в положенное время, т. к деревья проживают свою изменяющуюся жизнь от сезона к сезону подтвердилась. В ходе выполнения этой работы мы узнали много нового и интересного об опавших листьях.. Собрали коллекцию поделок и рисунков .Собрали гербарий. Сделали аппликацию из опавших листьев. Родители помогли провести выставку поделок из природного материала. Тем самым пополнили развивающую среду в центре познания.
Список используемой литературы
Багрова Л. А., Хинн О. Г. Я познаю мир. Растения. // Энциклопедия для детей. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». – 1997 г.
2.Володин В. А. Экология. // Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта». 2003 г.
3.Лемеза Н. А. Более 200 вопросов и ответов. – М.: «Айрис». – 2007 г.
4.Большая советская энциклопедия, главный редактор А.М.Прохоров; Москва. Издательство «советская энциклопедия».1973
5.В.Бианки «Лесная газета»; Мир искателя, 2001
6.Детская энциклопедия «Мир леса»; Москва «Махаон», 2006
7.Твоя первая энциклопедия «Жизнь леса»; Москва «Махаон» ,2004
Ресурсы сети Интернет:
http://www.1september.ru/
http://plant.geoman/ru/sitemap/
http://www/u-center.inf
Приложение № 1
Чтобы узнать еще больше о жизни деревьев осенью мы с воспитателем провели опрос и анкетирование среди родителей и детей. И задали вопросы:
Из 18 детей из нашей группы отвечали на вопросы:
1.Какое значение имеют листья в жизни дерева? – 4 детей знают , какое значение имеют листья в жизни дерева.
2.Если бы листья не опадали, что тогда бы произошло в природе? – 5 детей не знают, что бы произошло в природе, если бы не опадали листья.
3.Почему одни листья на деревьях желтеют и опадают? - но совсем не знают о том, почему одни листья на деревьях желтеют и опадают 9 человек.
Среди родителей 5 мам и 3 папы затруднились ответить почему одни листья на деревьях желтеют и опадают.
А 6 мам и 2 папы задумались над ответом.
При опросе родителей
Ф.И. родителей задумались над ответом затруднились ответить
Ольга Михайловна да -
Сергей Николаевич да -
Ольга Дмитриевна - нет
Ирина Михайловна - -
Олег Михайлович да нет
Галина Ивановна да -
Наталья Владимировна - нет
Наталья Александровна да -
Оксана Геннадьевна - нет
Николай Викторович да -
Результат 4 ( 3 мамы , 1 папа) 6 ( 4 мамы, 2 папы)
Приложение № 2
Для изучения темы мы вместе со Светланой Викторовной познакомились с некоторыми энциклопедиями, рассмотрели иллюстрации с видами деревьев.
Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них.
Приложение № 3
Природа позаботилась о том, чтобы расставание дерева с листом произошло безболезненно для него.
Листопад - это естественный этап цикла жизни растения.
Приложение № 4
Сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.
Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали.
Приложение № 5
С помощью лупы и микроскопа, мы изучили строение листа.
Рассмотрели кромку листа, верхушка бывает острой или округлой.
С помощью кусочка белой ткани, нами был проведен опыт под названием:
«Почему лист зелёный?»
Листочек и вложили его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани.
Деревянным кубиком сильно постучали по листочку сквозь ткань.
На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка, называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Так созданные нами условия и проведенный опыт не помогли сохранить зеленые листочки на ветках дерева.
Приложение № 6
Листва у ивы на нашем участке довольно долго остается в первозданном виде и даже желтеть она начинает намного позже, чем другие деревья.
А еще мы узнали, что г. Сочи естьсад-музей «Дерево Дружбы» на котором листья не желтеют и не опадают.
Цитрусовые деревья , устойчивых к холодам, круглый год имеют зеленые листья.
Опавшие листья действительно имеют огромное значение в природе. Листья вместе с толстым слоем снега на протяжении всей зимы утепляет корни деревьев, защищая их от мороза, сохраняет семена растений.
В опавших листьях прячутся насекомые: божьи коровки, муравьи, жужелицы, дождевые черви. Они поедают вредителей растений и разрыхляют почву.
Листопад приносит много радости.
В ходе выполнения этой работы мы узнали много нового и интересного о том, почему листья осенью желтеют и опадают.
На прогулке мы собрали букеты из листьев
Оформили гербарий из листьев
Провели выставку поделок из осенних листьев
Сделали красивую композицию из листьев
Тем самым пополнили развивающую среду в центре познания