Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь ты много лет!
Введение
Свой проект я хочу начать с загадки. О чём я хочу рассказать?
Когда мы едим – они работают.
Когда не едим – отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)
Правильно, зубы. Моя исследовательская работа о зубах.
У всех существ на земле есть зубы, будь то человек, корова, лошадь, собака, кошка или мышка,— но у всех них имеются именно такие зубы, которые лучше всего соответствуют их образу жизни, способу питания и характеру вообще.
Каждую осень, в начале учебного года у нас в школе проводит профилактический осмотр врач стоматолог. У меня возник вопрос: «Для чего осматривать зубы, если они не болят? И обязательно ли посещать «страшный» стоматологический кабинет?
Зубы в организме человека являются такими же органами, как глаза, руки, ноги. В постоянном прикусе должно быть 28 – 32 зуба. Зубы – это показатель нашего здоровья. Так как зубов кажется много, люди не берегут их. Появляются такие болезни полости рта, как кариес, заболевание десен, зубные отложения, аномалия прикуса, что приводит к гастритам, язвам желудка, колитам.
Чаще всего зубная боль возникает при кариесе. В старину кариес называли костоедой. Болeзнь древняя, хотя и очень распространенная до сих пор. В некоторых странах от кариеса зубoв страдает до 90% населения.
Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна не только среди взрослых, но и у детей. Поэтoму я свою рабoту решила посвятить теме: «Как сохранить зубы здоровыми».
Объект исследования: здоровье младших школьников.
Предмет исследования: состояние здоровья зубов у учащихся начальной школы.
Цель исследования: В ходе исследования выяснить, действительно ли необходимо беречь и ежедневно чистить зубы.
Гипотеза исследования: регулярный гигиенический ухoд за полостью рта является важным условием сохранения здоровья зубoв учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать имеющуюся научную литературу по данной теме;
Провести анкетирование среди школьников;
Провести интервью со стоматологом;
Опытным путем проверить как защищает зубная паста наши зубы;
Обработать и проанализировать результаты;
Сделать выводы и разработать рекомендации по сохранению здоровья зубов.
Методы исследования
Теоретический - работа с информацией
Практические:
эксперимент;
анкетирование;
интервью;
анализ.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие знаний о проблемах здоровья учеников младшего школьного возраста.
Практическая ценность моей работы связана с возможностью использования методики, а также полученных результатов исследования в практике профилактической здоровьесберегающей работы с учащимися школы.
I. Теоретические основы проблемы исследования
1.1 Краткие сведения о строении и значении зубов
Мы точно знаем, сколько у нас зубов – тридцать два. Шестнадцать в верхней челюсти и столько же в нижней. А все ли зубы одинаковы? Нет. Во рту три вида зубов. Для одних надобностей одни, для других – другие. Спереди кусаются восемь острых резцов. Ими мы легко перегрызаем морковку. За ними четыре крепких клыка. Они помогают нам откусить кусoк чего-нибудь твердого или вязкого. А позади – восемь малых и двенадцать больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.
Зубы – самые твердые части нашего организма. Слой белой эмали, которым они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударoв.
Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой дентина. Вот его и высверливает острым бором стоматолог, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо прочного цемента.
Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела. Раз в жизни человек меняет свои зубы на новые. Мы, конечно же, не помним, как у нас появились первые «молочные» зубки. Всем нам известно, как ни с того ни с чего они начали выпадать, один за другим, а на их месте стали прорезываться из дёсен новые, уже постоянные зубы. Только четыре последних коренных зуба сменятся новыми лишь тогда, когда мы станем взрослыми. Эти зубы так и называются – «зубы мудрости».
1.2 Влияние микробов на здоровье зубов
Но как ни тверды зубы, они очень боятся зловредных микробoв, как и другие части тела.
После каждой еды в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьём, и даже в воздухе, которым мы дышим, всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками в «уютных» щёлочках между зубами, они чувствуют себя там удобно и сытно.
Избавиться от них можно только при помощи зубной щётки. Вот почему обязательно чистить зубы пастой и щёткой утром и вечером. Жёсткие волоски зубной щётки «выметут» микробов, а паста снимет следы пищи. Зубы снова станут белыми.
Если же появилась в зубе дырочка, необходимо срочно запломбировать это крохотное отверстие. Даже в самом маленьком дупле, где скапливаются крошки пищи, могут разместиться миллионы микробов. А, устроившись там, они быстро примутся за дело и начнут разрушать зуб. Сначала в дентине образуется маленькая полость, потом – дырочка побольше, затем отверстие дойдёт до чувствительной пульпы, и она начнёт ныть oт горячего или холодного. Теперь испорченный зуб придется удалять, и на всю жизнь станет во рту одним зубом меньше.
1.3 Из истории ухода за зубами
Первыми приспособлениями по уходу за зубами были веточки деревьев, с помощью которых удалялся зубной налёт. Они найдены при раскопках захоронений в Древнем Египте. Во втором тысячелетии до н. э. уже использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением в него натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты. Использование веток деревьев для чистки зубов широко распространилось по всему миру. И сейчас в некоторых арабских странах для этой цели применяют так называемый сивак. Это такой сорт дерева, небольшие веточки которого при жевании распадаются на множество волокон, напоминающих щетинки зубных щёток.
За множество прошедших веков чем только не чистили зубы! Особенно много рецептов знали в античности. Самые неожиданные вещества входили в такие рецепты: зола от растений, растёртые в порошок камни, толчёное стекло, шерсть, пропитанная мёдoм.
Изобретателем современных щеток считается китайский император, сделавший первую зубную щётку 500 лет назад. Щетина китайских зубных щёток была сделана из волос загривка сибирского дикого кабана, а ручки из дерева или кости животного. Щетину использовали в своих зубных мётлах и вениках наши предки. В годы царствования Ивана Грозного непременно пускали в ход зубную метлу. Пётр I на свои знаменитые ассамблеи приказывал всем обязательно приходить с начищенными зубами. «Для того берите тряпицу и мел, толчёный в ступе», - предписывал он.
В 1937 году изобрели нейлон и ворсинки для зубных щёток стали делать из него.
II.Результаты исследования
2.1 Анализ тестирования учащихся
Я провела исследование среди учащихся 3-х классов МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».У ченикам была предложена анкета с целью выявления уровня понимания школьниками необходимости соблюдения норм личной гигиены.
В анкетировании участвовало 70человек.
Для чего нужно чистить зубы? |
||
Чтобы зубы не болели |
28 ч. |
|
Чтобы не было микробов во рту |
30 ч. |
|
Чтобы было свежее дыхание |
2 ч. |
|
По какой причине вы посещаете стоматолога? |
||
Когда болят зубы |
30 ч. |
|
Чтобы удалить зуб |
21 ч. |
|
Чтобы не болели зубы |
9 ч. |
Из анкеты мы узнали, что большинство ребят чистят зубы ежедневно – утром и вечером (58 человек). 9 учащихся чистят зубы только вечером или утром, а вот другие 3 человека чистят зубы очень редко.
37 учеников считают, что чистка зубов может предотвратить кариес, а 33 - нет. Большинство (63 ч.) детей считает, что жевательная резинка не может заменить чистку зубов зубной пастoй. Почти все (68 учащихся) уверены в том, что сладкое вредно для зубoв.
Можно сделать следующие вывoды: почти все ребята знают, что за зубами обязательно надо ухаживать, надо чистить зубы два раза в день и обязательно ходить к стоматологу, но есть и такие, которые не ходят к врачу и даже не чистят зубы или забывают про это.
2.2 Беседа со стоматологом
Я побеседовала со стоматологом Головчинской поликлиники Волковой Галиной Ивановной о здоровье зубов младших школьников.
Она нам рассказала, что за последние 2 года младшие школьники больше стали обращаются на приём. С различными проблемами: лечение, удалить зуб или просто профилактика
Галина Ивановна рассказала мне о том, что на здоровье зубов влияют следующие факторы:
Наследственность.
Содержание фтора в питьевой воде.
Болезни в детском возрасте.
Экология.
Характер питания.
От Галины Ивановны я узнала, что правильный уход за зубами – основное условие сохранения их здоровыми и красивыми. Чистить зубы надо утром и вечером, обязательно полоскать рот после еды, при первых признаках неблагополучия обращаться к врачу.
Чистка зубов должна быть основательной вечером. Для этого в течение 2-3 минут тщательно чистят зубы.
Галина Ивановна посоветовала посещать стоматолога 2 раза в год, даже если зубы не беспокоят. Правильно питаться.
Я попросила стоматолога подробнее рассказать о жевательной резинке, так как почти все дети жуют её. Как же выбрать правильную?
Жевательная резинка не должна содержать консервантов, красителей и сахара. Жевательную резинку можно жевать только в том случае, если нет возможности почистить зубы пастой. Можно использовать жевательную резинку только после еды в течение 15 – 20 минут.
А как же правильно питаться, чтобы сохранить зубы? Оказывается, нужно обязательно употреблять в пищу молочные продукты, рыбу, фрукты, овощи. Ограничить употребление сахара. Вредна, например, резкая смена температуры (после мороженого горячий чай)
2.3Анализ эксперимента №1
Зубная паста с фтором защищает эмаль зубов. Большинство зубных паст содержат специальный минерал – фторид, который укрепляет зубы, делая их эмаль более устойчивой и невосприимчивой к кислоте. Фторид так же снижает выработку кислоты бактериями. Что бы доказать это, я взяла два куриных яйца сваренных вкрутую. Одно яйцо покрыла зубной пастой, содержащей фтор. Через 10 минут ополоснула его водой и поместила в стакан со сладкой газированной водой. В другой стакан с газированной водой поместила куриное яйцо, не обработанное пастой. Через три дня скорлупа яйца, необработанного пастой с фтором, стала мягкой, а газированная вода помутнела. Со скорлупой яйца, обработанного пастой с фтором, никаких изменений не произошло.
Вывод: чистить зубы утром и вечером пастой, в состав которой входит фтор.
2.4Анализ эксперимента №2
Опыты с камнями проводились для решения следующей проблемы:
Ване (мой братишка) попался твердый орех, как достать ядро? Он отвечал – разгрызть зубами, потому что зубы крепкие. Ассоциативно сравнивал зубы с камнем. Он даже не предполагал, что камень тоже может разрушаться при определенных условиях.
Это наглядно показали опыты с камнем. Камень разогревается на огне, затем опускается в холодную воду. После нескольких чередований действий камень без труда разрушается.
Вывод: при воздействии высоких и низких температур камень разрушается. Так же и зубам вредны холодная и горячая пища. Зубы разрушаются.
2.5Анализ эксперимента №3
Какие факторы вредны для зубов? Что может произойти с гладким блестящим камнем, если его поцарапать острым предметом?
Камень поцарапать ногтем. Рассмотреть через лупу. Зафиксировать результат.
Вывод: На камне не осталось следов.
Поцарапать поверхность камня острым предметом (гвоздиком). Рассмотреть через лупу.
Вывод: На поверхности остались царапины, трещинки.
Вывод: поверхность камня, как и зуба, достаточно прочная, но портится при механических повреждениях. Нельзя грызть твердые, острые предметы зубами.
2.6 Требования к зубной щётке
Стоматологи дают такие рекомендации относительно зубной щётки:
Во-первых, головка должна быть не более 2 сантиметров. Чем меньше головка, тем легче добраться до самых «укромных» уголков полости рта.
Во-вторых, щетина должна быть средней жёсткости, не очень частой. Щёткой с синтетической щетиной рекомендуют пользоваться не более 2 месяцев, а из натуральной щетины 2 -3 месяца, потом щётку нужно менять.
В-третьих, выбирай зубную щётку с изогнутой ручкой. Это тоже помогает добраться до самой маленькой щёлочки между зубами, до всех поверхностей зубов.Чистят и моют зубную щётку водой с мылом. Щётки хранят в стакане щетиной вверх.
Практические советы
Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, надо соблюдать ряд правил:
1. Не ковыряй в зубах металлическими предметами! Для этого в аптеках продаются специальные зубочистки. Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и он начнёт разрушаться.
2. Не бери в рот и не держи в зубах иголки, гвозди и другие твёрдые предметы. Не откусывай нитки и проволоку зубами. От этого зубы быстро разрушаются.
3. Сразу после холодной пищи не бери в рот пищу горячую, и наоборот. Иначе в зубах могут образоваться трещины, и зубы начнут разрушаться.
4. Больные зубы немедленно лечи. Не реже 2 раз в год показывай зубы врачу. При неправильном их росте обращайся к врачу.
Заключение
Проведя данное исследование, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. При правильном уходе за зубами, употребляя в пищу полезные продукты, ваша улыбка будет оставаться красивой, а зубы будут крепкими и здоровыми.
Практически все дети понимают, как важно сохранять зубы здоровыми.
Для этого за зубами нужно тщательно ухаживать, правильно питаться и отказаться чрезмерного употребления сладкого.
Здоровые зубы – залог правильного произношения звуков, а значит и красивой речи. Они также сохраняют красоту лица человека.
Таким образом, для того чтобы надолго сохранить здоровье и красоту наших зубов необходимо регулярно выполнять простейшие гигиенические и профилактические правила:
ежедневно не менее двух раз в день чистить зубы;
полоскать рот водой после каждого приема пищи;
раз в полгода посещать стоматолога;
своевременно лечить зубы, стараясь не допустить полного разрушения и удаления зубов.
Этой работой я привлекла внимание детей к данной проблеме, и многие из них решили уже в ближайшее время посетить стоматолога.
Список литературы
Печатные источники:
1.Кузьмин Э.Ослепительная улыбка на всю жизнь. М.; изд-во Медио Сфера, 1996.-38с.
2.Журнал « Здоровье школьника» -М.; периодическое издание, 96с.
3.Улитовский С.Б. «Сохрани улыбку» -СПБ,1997.-230с.
4.Детская энциклопедия. Я познаю мир.- М.; изд-во АСТ 2000.- 456с.
5.Справочник по детской стоматологии под ред. А.Камерона, Р.Уидлера - М.: Мед.пресс - Информ, 2003.-228с.
Интернет- ресурсы:
6. Будь здоров, расти большой.//http://dob.1september.ru/2004/14/5.htm
7. Гигиена//http://vse-svoi.ru/lechenie-zubov/gigiena/
8. Кариес: причины и профилактика//http://www.ulekar.ru/content/view/970/11/
9. Сивак. Способ его использования.muhammad-mustafa.ru
11.Функции, развитие и строение зубов. http://www.dentalmechanic.ru/fundamentals/tooth/
Приложение 1
Строение зуба
Приложение 2
Анализ тестирования учащихся