ВВЕДЕНИЕ
В теле взрослого человека содержится большое количество воды, это примерно 65–70% его массы. Поэтому её качество очень важно для каждого из нас. Меж тем по данным ВОЗ в развивающихся странах потребление недоброкачественной воды является ежегодно причиной гибели нескольких сотен тысяч человек. Масштабы распространения острых кишечных инфекций (500 млн. случаев в год, причем около 80% заболеваний приходится на развивающиеся страны) связывают с нехваткой или плохим качеством питьевой воды.
Согласно гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, она должна быть безопасной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и обладать удовлетворительными органолептическими свойствами. При гигиенической оценке качества воды используют следующие показатели: наличие патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний; концентрация химических веществ, и в том числе радиоактивных; изменение органолептических свойств (наличие запаха, привкуса, окраски, появление пены, пленки, мутности).
Всё это важно учитывать при использовании водоёма в различных целях.
Город Снежинск стоит на берегу озера Синара, которое является источником забора воды для нужд людей, именно поэтому очень важно знать качество этого ресурса.
Цель исследования – изучить качество воды на южном побережье озера Синара.
Задачи:
проанализировать доступные источники информации по выбранной теме;
отобрать пробы воды из озера Синара по методике;
провести измерение уровня химических веществ в воде, обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – вода из озера Синара.
Предмет исследования – экологические показатели воды в озере Синара.
Гипотеза исследования: предположим, что количество вредных химических веществ на западном побережье озера Синара не превышает показателей предельно допустимой концентрации.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Лимноэлогическая характеристика озера Синара
Озеро Синара — крупный водоём тектонического происхождения, входящий в Синарскую группу озёр.
Она относится к средним водоёмам природного происхождения. Её берега каменистые, скальные и мягкие, поросшие кустарником и деревьями.
Прозрачность отражает взаимосвязь множества процессов, происходящих толще воды. В исследуемом водоеме её сезонная динамика имеет однородный характер: подо льдом - максимальная, в открытый период - уменьшается. Минимум наблюдается в периоды цветения водорослей.
Исток озера Синара — река Синара. Поэтому озеро относится к бассейну Карского моря.
Озеро зарегулировано и паводки на нём не наблюдаются. Питание осуществляется, в основном, за счет подземных вод.
Учитывая основные характеристики температурного цикла, озеро можно отнести к термически среднеустойчивым озерам.
В Синаре водится разнообразная рыба: лещ, сиг чудской, линь, чебак, окунь, ёрш, судак, налим, карась (редко), елец, щука – всегда радуют рыболова. До 2000 года водились раки и двустворчатые моллюски.
Проанализировав источники информации, мы построили Таблицу 1.
Таблица 1
Общая характеристика озера Синара
Параметр |
Значение |
Максимальная глубина |
20 м |
Средняя глубина |
9 м |
Длина береговой линии |
26 км |
Площадь водного зеркала |
24,4 км² |
Максимальная длина |
12 км |
Максимальная ширина |
6 км |
В работе были использованы следующие научные методы:
- измерительный (использование тест-систем)
- анализ литературных источников.
Перед началом экспериментальной части нами были закуплены материалы для проведения исследования:
- ёмкости для сбора проб – 100 пробирок с крышками объёмом 10 миллилитров;
- экспресс тесты для определения количества химических веществ в воде – «НИЛПА».
Для успешного выполнения исследования нами была использована следующая методика сбора образцов воды для химического анализа. Для лучшего понимания методики мы разделили её на два этапа:
1) подготовительный;
2) основной.
На первом этапе нами были простерилизованы ёмкости для забора проб. Сначала они были промыты спиртом, высушены, а затем помещены под ультрафиолетовую лампу на 5 минут.
На втором этапе мы произвели сбор проб (Приложение 1) следующим образом: нами было отмерено 5 метров от берега с помощью рулетки, затем поочерёдно погрузили пробирки на метр и собрали пробы воды около дна. Всего по 10 штук в одном месте.
В соответствии с вышеуказанной методикой были отобраны пробы воды из озера Синара 25.08.2020. Дабы избежать порчу образцов через 3 часа после сбора приступили к анализу.
Нами были также взяты 5 ёмкостей по 150 миллилитров. В них мы объединили по десять проб с одного места. Следом за этим мы провели экспресс тесты, перед каждым забором воды взбалтывая общую ёмкость.
Далее представлены инструкции тестов, по которым выполнялись измерения уровня содержания химических веществ в воде:
тест:
Перед применением индикатор необходимо тщательно взболтать и прилагаемый стаканчик помещаем 5 мл воды. Добавляем одну лопаточку порошкообразного вещества, закрываем стаканчик крышкой и перемешиваем содержимое круговыми движениями руки в течение 15 сек. Снимаем крышку и к содержимому стаканчика добавляем 7 капель индикатора. Снова закрываем стаканчик и перемешиваем содержимое круговыми движениями руки в течение 3-5 сек. Помещаем стаканчик с содержимым на белый фон в центре цветовой шкалы на 5-7 мин (не более 7 мин, т.к. изменится контрольный цвет). Сопоставляем цвет жидкости в стаканчике с прилагаемой цветовой шкалой и определяем уровень концентрации нитрат-ионов в воде.
Fe тест:
1. В чистый, сухой мерный стаканчик налить 10 мл анализируемой воды.
2. Добавить 5 - 6 мерных ложек порошка из контейнера и перемешать круговыми движениями руки.
3. Сразу добавить 5 капель реактива из флакона.
4. Ждать полного растворения порошка нет необходимости, порошок частично выпадает в осадок.
5. Перемешать раствор энергичными круговыми движениями, подождать 10-15 минут, реакция пойдет не сразу.
6. Поставить стаканчик в центр цветовой шкалы и сравнить цвет раствора с цветными секторами, глядя на стаканчик с раствором сверху.
7. По насыщенности цвета определяете содержание железа в исследуемой воде. Неокрашенный раствор означает отсутствие железа, или наличие только следов.
8. Числа напротив цветовых секторов означают мг/л железа в воде.
9. Мерный стаканчик промыть в проточной воде и высушить.
10. Нормой содержания железа является 0,2 - 0,3 мг/л.
тест:
В чистый, сухой мерный стаканчик налить 5 мл анализируемой воды.
Добавить 5 капель реактива из флакона (PO4) и перемешать круговыми движениями руки.
Подождать несколько секунд, потом добавить 2 капли реактива №2.
Перемешать раствор энергичными круговыми движениями.
Поставить стаканчик в центр цветовой шкалы и сравнить цвет раствора с цветными секторами, глядя на стаканчик с раствором сверху.
По насыщенности цвета определяете содержание фосфатов в исследуемой воде. Неокрашенный раствор означает отсутствие фосфатов, или наличие только следов.
Числа напротив цветовых секторов означают мг/л фосфатов в воде.
Нормальные значения содержания фосфатов составляют от 0 до 2 мг/л.
gH тест:
1. Перед первым применением индикатора необходимо проколоть дозатор флакона иглой, расположенной в верхней части крышки.
2. Перед применением индикатор необходимо тщательно взболтать.
3. Прополоскать прилагаемый мерный стаканчик тестируемой водой из 2-3 раза.
4. В мерный стаканчик поместить 5 мл тестируемой воды.
5. Добавлять индикатор в мерный стаканчик по каплям, перемешивая содержимое круговыми движениями руки после каждой капли, до тех пор, пока цвет не изменится от светло-розового через темно-розовый или красный к зеленому. Переход окраски воды в зеленый цвет происходит быстро – от одной капли.
6. Число капель индикатора соответствует значению общей жесткости воды в немецких градусах (°gН).
7. При необходимости можно определить общую жесткость воды более точно (1 капля – 0,5 °gН). Для этого надо поместить в мерный стаканчик не 5 а 10 мл тестируемой воды и провести тестирование по методике, описанной в п. 5. В этом случае для вычисления общей жесткости воды в немецких градусах число капель индикатора, которое вызвало изменение цвета содержимого стаканчика от светло-розового через темно-розовый или красный к зеленому, необходимо разделить на 2.
тест:
Прополоскать прилагаемый мерный стаканчик тестируемой водой 2-3 раза.
Поместить в мерный стаканчик 5 мл тестируемой воды.
Добавить в мерный стаканчик 5 капель индикатора из флакона №1, закрыть стаканчик крышкой и перемешать содержимое круговыми движениями руки.
Добавить в мерный стаканчик 5 капель индикатора из флакона №2, закрыть стаканчик крышкой и перемешать содержимое круговыми движениями руки.
Поместить мерный стаканчик с тестируемым раствором на белый фон в центре цветовой шкалы на 5-7 минут (не более 7 минут, т.к. может измениться контрольный цвет).
Сопоставить цвет раствора в стаканчике с цветными секторами шкалы и определить уровень концентрации нитрит-ионов в воде.
После каждого тестирования сразу же тщательно промыть стаканчик водопроводной водой.
тест:
1. Перед первым применением индикатора необходимо проколоть дозатор каждого флакона иглой, расположенной в верхней части крышки.
2. Перед применением реактивы необходимо тщательно взболтать.
3. Прополоскать прилагаемый мерный стаканчик тестируемой 2-Зраза.
4. В мерный стаканчик поместить 10мл воды.
5. Добавить в мерный стаканчик с водой 4 капли реактива из флакона № 1, закрыть стаканчик крышкой и перемешать содержимое круговыми движениями руки.
6. Открыть мерный стаканчик, добавить 4 капли реактива из флакона
№2, закрыть стаканчик крышкой и снова перемешать.
7. Снова открыть стаканчик, добавить к содержимому 4 капли реактива из флакона №3, закрыть стаканчик крышкой и перемешать.
8. Поместить стаканчик с содержимым на белый фон в центре прилагаемой цветовой шкалы на 5-7 минут (не более 7 минут, так как изменится контрольный цвет).
9. Сопоставить цвет жидкости в стаканчике с цветовой шкалой. Числа в секторах цветовой шкалы соответствуют суммарной концентрации ионов аммония и аммиака в тестируемой воде в мг/л.
10. Определить уровень рН воды с помощью индикатора.
11. По измеренным значениям суммарной концентрации ионов аммония и аммиака и уровня рН определить содержание в воде аммиака, используя таблицу. Значение концентрации аммиака в мг/л находится на пересечении строки с измеренным значением суммарной концентрации ионов аммония и аммиака и столбца с уровнем рН воды.
Ph тест:
2 мл испытуемого раствора смешивают в чашке с 5 каплями универсального индикатора, и полученную окраску сравнивают с цветной шкалой.
После проведение тестов химических показателей по инструкциям, нами была составлена таблица для более наглядного представления результатов.
Место забора образца |
в мг/л |
Fe в мг/л |
в мг/л |
gH в мг/л |
в мг/л |
в мг/л |
Ph |
1 |
5 |
0,3 |
0 |
350 |
0 |
0,006 |
7 |
2 |
5 |
0,3 |
0,25 |
350 |
0 |
0,006 |
7 |
3 |
5,5 |
0,2 |
0,25 |
350 |
0 |
0,006 |
6,5 |
4 |
10 |
0,3 |
0,5 |
400 |
0,1 |
0,010 |
6,5 |
5 |
5 |
0,3 |
0,25 |
300 |
0,1 |
0,006 |
7 |
Из собранных данных можно сделать вывод, что предельная концентрация химических веществ в озере Синара не превышена. А это означает, что данная вода безопасна в применении.
Исследование было посвящено изучениюкачества воды из озера Синара. В ходе проделанного исследования получены следующие результаты:
- отобрали десять проб воды по методике из пяти мест и измерили различные химические показатели: , Fe, , gH, , , , Ph;
- разработаны рекомендации по корректному использованию исследования.
Из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Безопасность воды очень важна для жизни человека.
2. В ходе проведения измерения выявлено: в воде из озера Синара предельно-допустимая концентрация выбранных химических веществ не превышена.
3. Гипотеза подтверждена полностью – вода из озера подходит для использования в повседневных целях.
Результаты работы могут быть корректно использованы:
- для продолжения исследования в данной области, например анализ на содержание тяжёлых металлов и ртути, микроанализа;
- для информирования населения о состоянии озера Синара через социальные сети;
- на уроках биологии и экологии при изучении проблем загрязнения водоёмов.
Анализ воды: методическое пособие / сост. Е.А. Борисова – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 30 с.
Гидрохимический анализ / Е.Е. Стойкова, Э.П. Медянцева, Г.А. Евтюгин. - Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2010. - 49 с.
Общий анализ воды: методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов III–IV курсов и магистрантов, обучающихся по направлениям 141100 «Энергетическое машиностроение», 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника». / сост. В.И. Николаева, К.В. Буваков; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 28 с. Порфирьева А.В. Гидрохимический анализ: учеб. пособие / А.В. Порфирьева, Г.К. Зиятдинова, Э.П. Медянцева и др. – Казань: Изд-во Казан. унта, 2018. – 88 с.
Порфирьева А.В. П60 Гидрохимический анализ: учеб. пособие / А.В. Порфирьева, Г.К. Зиятдинова, Э.П. Медянцева и др. – Казань: Изд-во Казан. унта, 2018. – 88 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Скриншоты карт
Скриншот карты с места взятия пробы 1
Скриншот карты с места взятия пробы 2
Скриншот карты с места взятия пробы 3
Скриншот карты с места взятия пробы 4
Скриншот карты с места взятия пробы 5