ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время слово «стресс» мы употребляем так часто, что само понятие чрезмерного нервного напряжения стало для нас чем-то обычным, повседневным. А между тем стресс – глобальная проблема современного мира. Всего за пару лет на 13% увеличилось количество людей, получивших инвалидность по состоянию психического здоровья. Специалисты, которые занимаются изучением этой проблемы делают неутешительные выводы.1
По мнению учёных стресс был исключительно проблемой взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей, подростков и молодежи. В подростковом возрасте остро стоит проблема высокой тревожности учеников. Всё чаще подростки в состоянии стресса совершают неадекватные поступки, приводящие порой к печальным последствиям, даже к суициду.
Высокие психоэмоциональные нагрузки и подростковые переживания только усиливают давление при подготовке к экзаменам. В быту ходит мнение, что девушки переживают стресс чаще, чем юноши.
Представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Мы выдвинули гипотезу: психологический стресс переживается подростками различного гендера по-разному. Также предположили, что у мальчиков уровень стрессоустойчивости ниже, чем у девочек того же возраста.
Поэтому предметом исследованиястали гендерные особенности стрессоустойчивости подростков.
Пообщавшись со школьным психологом мы выяснили что проблема изучения стрессоустойчивости девятиклассников недостаточно изучена. (Приложение №1)
Поэтому актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной изученностью и практической значимостью стрессоустойчивости подростков при подготовке к ОГЭ.
Цель работы: исследовать гендерные различия стрессоустойчивости девятиклассников при подготовке к ОГЭ.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) Проанализировать научную литературу по теме исследования для выявления особенностей проявления психологического стресса у мальчиков и девочек.
2) Подобрать методы диагностирования стресса у подростков.
3) Провести необходимые исследования, наблюдения и обработать полученные результаты.
4) Разработать рекомендации по профилактике и преодолению стресса у подростков.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования (поиск и изучение литературы, анализ и обобщение знаний).
2. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение).
3. Математические методы (анкетирование, анализ полученных результатов, моделирование, построение диаграмм и таблиц).
Практическая значимостьработы объясняется возможностью использования полученных результатов на уроках биологии и экологии, а также дисциплин психологического цикла.
Новизна исследования: психологическое состояние подростков в нашем посёлке волновало немало обучающихся Ухоловской школы, но зачастую они ограничивались простым перечислением проблем. Нам же захотелось самостоятельно получить реальные показатели стрессоустойчивости, для того, чтобы показать эти результаты общественности
Глава 1
1.1. Обзор литературы
Половое созревание в переходный период порождает множество проблем и вариантов полового поведения и половой потребности, как у мальчиков, так и у девочек.
Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую неуравновешенность и характерные для неё резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослабления всех видов условного торможения. В 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков доля возбудимых процессов увеличивается, а после пубертатного периода падает. Но пик напряжённости, тревожности и отрицательных эмоций необязательно совпадает с максимумом общей эмоциональной чувствительности. Некоторые эмоциональные реакции и поведение подростков зависят от социальных факторов и условий воспитания, причём индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.2
Эмоциональное состояние школьников напрямую связано с их основной деятельностью – учением. Замечено, что устойчивая тревожность, способствуя выполнению относительно простых заданий, препятствует осуществлению трудных, а также ухудшает, снижает продуктивность деятельности в новых, более сложных ситуациях (например, на экзамене).
При выполнении экзаменационных заданий многие ученики находятся в состоянии чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку – т.е. в состоянии стресса.
Чаще всего о стрессе говорят в отрицательном смысле, но это далеко не так. Положительное влияние стресса находит отражение в накоплении и выбросе энергии в нужном направлении. Мы принимаем решение, испытываем чувство удовлетворённости от сделанного и расходуем, а не накапливаем энергию стресса. А отрицательное влияние может проявиться в том случае, когда у вас нет возможности что-либо предпринять, либо если события происходят одно за другим, и вы не успеваете среагировать правильно.3
«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» - говорил Ганс Селье, учёный, которого по праву считают родоначальником концепции стресса. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу.4
Учитывая специфику психологического стресса и основные формы его проявления, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.
Одним из всеобъемлющих исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии "Линзы тендера" подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае – это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития.5
Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:
мускулинный тип – типично мужественные черты личности;
феминный тип – типично женственные черты личности;
андрогинный тип – смешанные черты женского и мужского.
К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
Глава 2.
2.1. Методика проведения работы
2.1.1. Модификация методики М.Ю. Чибисовой. Анкета «Готовность к ОГЭ»6 (Приложение №2)
Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ОГЭ глазами самих выпускников. Состоит из 13 вопросов, ответ на которые нужно дать по 10-бальной шкале. Анкета затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).
Анализировали результаты по следующим суждениям: низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше.
Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
2.1.2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса7 (Приложение №3)
Тест состоит из 58 вопросов, которые зачитывались школьникам. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
1 Общая тревожность в школе: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48,
49, 50, 51, 52, 53 54 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2 Переживание социального стресса: 5 10, 15 20, 24 30, 33, 36 39, 42, 44; сумма = 111
3 Фрустрация потребности в достижение успеха: 1 3, 6 11 17 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41,43; сумма = 13
4 Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5 Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6 Страх не соответствовать ожиданиям: 3,8,13,17.22; сумма = 5
окружающих
7 Низкая физиологическая сопротивляемость: 9,14.18.23,28; сумма = 5
8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма= 8 Таблица 1
1 - |
7 - |
13 - |
19 - |
25 + |
31 - |
37 - |
43 + |
49 - |
55 - |
2 - |
8 - |
14 - |
20 + |
26 - |
32 - |
38 + |
44 + |
50 - |
56 - |
3 - |
9 - |
15 - |
21 - |
27 - |
33 - |
39 + |
45 - |
51 - |
57 - |
4 - |
10 - |
16 - |
22 + |
28 - |
34 - |
40 - |
46 - |
52 - |
58 - |
5 - |
11 + |
17 - |
23 - |
29 - |
35 + |
41 + |
47 - |
53 - |
|
6 - |
12 - |
18 - |
24 + |
30 + |
36 + |
42 - |
48 - |
54 - |
2.1.3. Методика Казанцевой. Диагностика общей самооценки личности . (Приложение№4)
Школьникам зачитывались ситуации и предлагалось выбрать тот ответ, который в наибольшей степени соответствует их поведению в аналогичной ситуации: «да» (+), «нет» (—), «не знаю» (?).
При обработке результатов подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
2.1.4. Методика «Шкала тревожности» Кондаша (Приложение №5)
Школьникам зачитывались ситуации, с которыми они часто встречаются в жизни. Нужно было поставить одну из цифр от 0 до 4 в зависимости от неприятности ситуации. С помощью данной шкалы определялись школьная, самооценочная и межличностная тревожности.
Виды тревожности |
Номер вопроса |
Школьная |
1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30 |
Самооценочная |
3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29 |
Межличностная |
2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26 |
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Таблица2
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Таблица 3
Уровень тревожности |
Группа учащихся |
Уровень различных видов тревожности, баллы |
|||||
Класс |
Пол |
Общая |
Школьная |
Самооценочная |
Безличностная |
||
1.Нормальная |
9 |
Ж |
30-62 |
7-19 |
11-21 |
7-20 |
|
М |
17-54 |
4-17 |
4-18 |
5-17 |
|||
2.Несколько повышенная |
9 |
ж м |
63-78 55-73 |
20-25 18-23 |
22-26 19-25 |
21-27 18-24 |
|
3.Высокий |
9 |
ж м |
79-94 74-91 |
26-31 24-30 |
27-31 26-32 |
28-33 25-30 |
|
4.Очень высокий |
9 |
ж м |
Более 94 Более 91 |
Более 31 Более30 |
Более 31 Более 32 |
Более 33 Более 30 |
|
5. «Чрезмерное спокойствие» |
9 |
ж м |
Менее 30 Менее 17 |
Менее 7 Менее 4 |
Менее 11 Менее 4 |
Менее 7 Менее 5 |
2.1.5. Методика Сандры Бэм. Диагностика психологического пола. (Приложение №6)
Методика определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
При обработке результатов мы сравнивали ответы учеников с ключом теста:
мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58
фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами
F = (сумма баллов по фемининности): 20
М = (сумма баллов по маскулинности): 20
Основной индекс IS определяется как:
IS = (F – M) : 2,322
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.
Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности.
А если индекс IS больше +1 - о фемининности.
При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.
А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.
2.1.6.Ситуативная тревожность. Тест Спилберга-Ханина. (Приложение №7)
Опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность). Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
При обработке результатов мы сверялись с данным ключом:
Таблица 4
Номер Суждения |
Баллы за ответы |
1 |
4 3 2 1 |
2 |
4 3 2 1 |
3 |
1 2 3 4 |
4 |
1 2 3 4 |
5 |
4 3 2 1 |
6 |
1 2 3 4 |
7 |
1 2 3 4 |
8 |
4 3 2 1 |
9 |
1 2 3 4 |
10 |
4 3 2 1 |
11 |
4 3 2 1 |
12 |
1 2 3 4 |
13 |
1 2 3 4 |
14 |
1 2 3 4 |
15 |
4 3 2 1 |
16 |
4 3 2 1 |
17 |
1 2 3 4 |
18 |
1 2 3 4 |
19 |
4 3 2 1 |
20 |
4 3 2 1 |
Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.
- до 30 баллов – тревожность отсутствует;
- от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;
- 45 и более – выраженная тревожность.
После подсчёта данных по данной методике мы сверяли её с предыдущей методикой.
2.1.7. Измерение давления учеников(Приложение №8)
Под воздействием стресса в организме происходят физические и психологические изменения: увеличивается содержание адреналина в крови,учащаются дыхание и сердцебиение, ускоряется обмен веществ. Поэтому мы решили измерить давление в стрессовом и спокойном для учеников состояниях. В первом случае перед первым уроком, во втором – во время написания пробника. Результаты оценивали по шкале:
Таблица 5
Возраст |
Показатели нормы АД в мм рт. ст. |
||
Минимум |
Средние |
Максимум |
|
12 лет |
90/60 |
100/65 |
125/82 |
13 лет |
92/62 |
105/63 |
130/84 |
14 лет |
95/63 |
107/64 |
132/85 |
15 лет |
97/65 |
109/66 |
136/86 |
16 лет |
100/66 |
110/68 |
138/88 |
17 лет |
105/68 |
112/70 |
140/90 |
В исследовании принимали участие ученики 9-а и 9- б классов Ухоловской средней школы в количестве 50 человек: 25 девочек и 25 мальчиков в возрасте 15 лет.
2.2.1. Модификация методики М.Ю. Чибисовой. Анкета «Готовность к ОГЭ»(Приложение №9)
По результатам тестирования оказалось, что у мальчиков результаты по всем средним показателям «знакомство с процедурой», «уровень тревоги» и «владение навыками самоконтроля и самоорганизации» несколько выше чем у девочек.
2.2.2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. (Приложение №10)
По данным тестирования повышенный уровень тревожности наблюдается у 28% мальчиков и 35% девочек, что свидетельствует о большем уровне повышенной тревожности у девочек. 25% мальчиков и 28% девочек имеют высокий уровень тревожности. Нормальный уровень тревожности имеют 47% мальчиков и 37% девочек. В целом, можно сделать вывод, что склонны к повышенному и высокому уровню тревожности девочки.
По показателям тревожности по отдельным видам, можно выделить некоторую закономерность: и у мальчиков и у девочек больше проблем и страхов возникают в отношении с учителями (63% и 58%) и в ситуациях проверки знаний (51% и 56%)
В меньшей степени выражена тревожность со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (54% и 45%), страхом самовыражения (48% и 51%), общей тревожностью в школе (47%), переживанием социального стресса (40% и 42%), низкой физиологической сопротивляемостью стрессу (38% и 35%), фрустрацией потребности в достижении успеха (48% и 54%).
2.2.3. Методика Казанцевой. Диагностика общей самооценки личности. (Приложение №11)
Таблица 6
Уровень самооценки |
Мальчики |
Девочки |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Высокая |
10 |
40 |
6 |
24 |
Средняя |
12 |
48 |
16 |
64 |
Низкая |
3 |
12 |
3 |
12 |
Заниженную самооценку имеют 12% девочек и 12% мальчиков, что связано с низкой социальной адаптацией или неприятием себя. Адекватно себя оценивают и имеют среднюю самооценку 48% мальчиков и 64% девочек. Завышенный уровень самооценки имеют 40% мальчиков и 24% девочек.
2.2.4. Методика «Шкала тревожности» Кондаша (Приложение №12)
Таблица 7
Уровень тревожности |
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная |
|||||||||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Нормальная |
16 |
64 |
13 |
52 |
23 |
92 |
11 |
44 |
12 |
48 |
17 |
68 |
Несколько повышенная |
4 |
16 |
7 |
28 |
2 |
8 |
4 |
16 |
3 |
12 |
5 |
20 |
Высокий |
1 |
4 |
4 |
16 |
- |
- |
1 |
4 |
- |
- |
1 |
4 |
«Чрезмерное спокойствие» |
4 |
16 |
1 |
4 |
- |
- |
9 |
36 |
4 |
16 |
2 |
8 |
По показателю школьная тревожность нормальный уровень тревожности у 64% мальчиков и 52% девочек, несколько повышенный уровень тревожности у 16% мальчиков и 28% девочек, высокий уровень тревожности у 4% мальчиков и 16% девочек, уровень тревожности «чрезмерное спокойствие» зафиксирован 16% мальчиков и 4% девочек
По показателю самооценочная тревожность нормальный уровень у 92% мальчиков и 44% девочек, несколько повышенный у 8% мальчиков и 16% девочек. Высокий уровень у 4% девочек. «Чрезмерное спокойствие» у 36% девочек.
По показателю межличностная тревожность нормальный уровень у 48% мальчиков и 68% девочек. Несколько повышенный у 12% мальчиков и 20% девочек. Высокий у 4% девочек, «чрезмерное спокойствие» у 16% мальчиков и 8% девочек.
2.2.5. Методика Сандры Бэм. Диагностика психологического пола. (Приложение №13)
Таблица 8
Испытуемый № n/n |
Сумма в баллах, (F – M) : 2,322 |
Выявленный тип: |
Испытуемый № n/n |
Сумма в баллах, (F – M) : 2,322 |
Выявленный тип: |
1 (жен) |
-0,0645 |
Маскулинный |
26 (муж) |
-0,04 |
Маскулинный |
2 (жен) |
0,215 |
Андрогинный |
27 (муж) |
-0,086 |
Маскулинный |
3 (жен) |
0,32 |
Андрогинный |
28 (муж) |
0,086 |
Андрогинный |
4 (жен) |
0,11 |
Андрогинный |
29 (муж) |
0,022 |
Андрогинный |
5 (жен) |
0,086 |
Андрогинный |
30 (муж) |
0,022 |
Андрогинный |
6 (жен) |
0,021 |
Андрогинный |
31 (муж) |
-0,086 |
Маскулинный |
7(жен) |
1,256 |
Феминный |
32 (муж) |
-0,086 |
Маскулинный |
8 (жен) |
1,076 |
Феминный |
33 (муж) |
-0,04 |
Маскулинный |
9(жен) |
0 |
Андрогинный |
34 (муж) |
-0,086 |
Маскулинный |
10(жен) |
1,94 |
Феминный |
35(муж) |
-0,04 |
Маскулинный |
11(жен) |
1,93 |
Феминный |
36(муж) |
-0,02 |
Маскулинный |
12(жен) |
1,29 |
Феминный |
37(муж) |
0,04 |
Андрогинный |
13(жен) |
0,056 |
Андрогинный |
38(муж) |
0,05 |
Андрогинный |
14(жен) |
0 |
Андрогинный |
39(муж) |
0,02 |
Андрогинный |
15(жен) |
1,89 |
Феминный |
40(муж) |
-0,02 |
Маскулинный |
16(жен) |
2,58 |
Феминный |
41(муж) |
0,08 |
Андрогинный |
17(жен) |
1,29 |
Феминный |
42(муж) |
-0,07 |
Маскулинный |
18(жен) |
0,06 |
Андрогинный |
43(муж) |
-0,04 |
Маскулинный |
19(жен) |
-0,04 |
Маскулинный |
44(муж) |
-0,084 |
Маскулинный |
20(жен) |
-0,08 |
Маскулинный |
45(муж) |
-0,02 |
Маскулинный |
21(жен) |
1,93 |
Феминный |
46(муж) |
0,064 |
Андрогинный |
22(жен) |
0,08 |
Андрогинный |
47(муж) |
0,06 |
Андрогинный |
23(жен) |
1,37 |
Феминный |
48(муж) |
-0,02 |
Маскулинный |
24(жен) |
1,45 |
Феминный |
49(муж) |
-0,04 |
Маскулинный |
25(жен) |
1,48 |
Феминный |
50(муж) |
-0,08 |
Маскулинный |
На основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины – 64% от всех испытуемых мальчиков, при этом 36% испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности и 0% имеет феминный тип.
По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: лишь у 40% девочек из всей выборки феминный тип личности, 48% девочкам присущ андрогинный тип личности и у 12% испытуемых девочек выявлен мускулинный тип.
Таблица 9
№ n/n испытуемыхдевочек |
Тип по тесту С.Бем |
ИндивидуальныезначенияРТвбаллах |
№ n/nиспытуемыхмальчиков |
Тип по тесту С.Бем |
ИндивидуальныезначенияРТвбаллах |
1 |
Маскулинный |
24 |
1 |
Маскулинный |
21 |
2 |
Андрогинный |
40 |
2 |
Маскулинный |
23 |
3 |
Андрогинный |
21 |
3 |
Андрогинный |
30 |
4 |
Андрогинный |
41 |
4 |
Андрогинный |
38 |
5 |
Андрогинный |
34 |
5 |
Андрогинный |
34 |
6 |
Андрогинный |
20 |
6 |
Маскулинный |
39 |
7 |
Феминный |
30 |
7 |
Маскулинный |
24 |
8 |
Феминный |
28 |
8 |
Маскулинный |
25 |
9 |
Андрогинный |
30 |
9 |
Маскулинный |
25 |
10 |
Феминный |
25 |
10 |
Маскулинный |
26 |
11 |
Феминный |
28 |
11 |
Маскулинный |
21 |
12 |
Феминный |
29 |
12 |
Андрогинный |
26 |
13 |
Андрогинный |
28 |
13 |
Андрогинный |
25 |
14 |
Андрогинный |
28 |
14 |
Андрогинный |
28 |
15 |
Феминный |
29 |
15 |
Маскулинный |
29 |
16 |
Феминный |
45 |
16 |
Андрогинный |
21 |
17 |
Феминный |
28 |
17 |
Маскулинный |
25 |
18 |
Андрогинный |
27 |
18 |
Маскулинный |
24 |
19 |
Маскулинный |
35 |
19 |
Маскулинный |
23 |
20 |
Маскулинный |
36 |
20 |
Маскулинный |
30 |
21 |
Феминный |
28 |
21 |
Андрогинный |
21 |
22 |
Андрогинный |
26 |
22 |
Андрогинный |
22 |
23 |
Феминный |
41 |
23 |
Маскулинный |
23 |
24 |
Феминный |
40 |
24 |
Маскулинный |
21 |
25 |
Феминный |
28 |
25 |
Маскулинный |
25 |
По подсчету полученных баллов, среди испытуемых мальчиков:
с андрогинным типом – достаточно низкая вероятность стресса, 6 испытуемых с данным типом имеют низкий уровень тревожности, 1 испытуемый – высокий уровень тревожности. Такие показатели характеризуют субъективное переживание реакции на стрессовую ситуацию;
с мускулинным типом – низкая вероятность стресса, с низкими показателями реактивной тревожности (РТ). Лишь у одного испытуемого из шестнадцати умеренныйпоказатель РТ;
Средииспытуемыхдевочек:
с андрогинным типом – низкая вероятность стресса, лишь у трёх испытуемых умеренный показатель РТ, что говорит о том, что данные испытуемые испытывает стресс.
с феминным типом – низкие показатели РТ у 9 испытуемых, у 2 человек умереннный показатель тревожности и лишь у одной испытуемой выраженный показатель РТ
с мускулинным типом – у двух испытуемых умеренный показатель, у одной низкий.
Нам не удалось найти между показателями никакой зависимости. Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.
Категория |
Перед первым уроком |
Во время пробного ОГЭ |
Мальчики |
110/65 |
115/70 |
Девочки |
110/70 |
120/80 |
В спокойном состоянии у девочек и у мальчиков давление в пределах нормы. Во время пробного ОГЭ дети испытали небольшой стресс, при этом наблюдалось повышение давления в обеих категориях. Причём у девочек более значительное повышение давления, что подтверждает их низкий уровень стрессоустойчивости.
Глава 3.
3.1.Выводы
Итак, проведённые исследования и наблюдения позволили нам сделать следующие выводы:
Проведённые исследования показали, что гипотеза не подтвердилась. По общим показателям у девочек уровень стрессоустойчивости оказался ниже.
По результатам тестирования оказалось, что у мальчиков результаты по всем средним показателям «знакомство с процедурой», «уровень тревоги» и «владение навыками самоконтроля и самоорганизации» несколько выше чем у девочек.
По данным тестирования повышенный уровень тревожности наблюдается у 28% мальчиков и 35% девочек, что свидетельствует о большем уровне повышенной тревожности у девочек. 25% мальчиков и 28% девочек имеют высокий уровень тревожности. Нормальный уровень тревожности имеют 47% мальчиков и 37% девочек. В целом, можно сделать вывод, что склонны к повышенному и высокому уровню тревожности девочки.
Заниженную самооценку имеют 12% девочек и 12% мальчиков, что связано с низкой социальной адаптацией или неприятием себя. Адекватно себя оценивают и имеют среднюю самооценку 48% мальчиков и 64% девочек. Завышенный уровень самооценки имеют 40% мальчиков и 24% девочек.
Соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста. Возможно, это вызвано современными условиями жизни, либо психологическими особенностями личности
3.2.Заключение
Мы выяснили, что влияние стресса может быть не только отрицательным, но и положительным. Стрессовая реакция может превратится в нужную и полезную нашему организму реакцию.
Упражнение 1.
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упражнение 2.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
Напрягите и расслабьте икры ног.
Напрягите и расслабьте колени.
Напрягите и расслабьте бедра.
Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
Напрягите и расслабьте живот.
Расслабьте спину и плечи.
Расслабьте кисти рук.
Расслабьте предплечья.
Расслабьте шею.
Расслабьте лицевые мышцы.
Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, - вы полностью расслабились.
Упражнение 3.
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть значительно длиннее выдоха).
Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1, на этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
Плывите по ласковым облакам од тех пор, пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.8
3.4.Перспективы проекта
Значимость данного проекта обусловлена возможностью использования полученных результатов в преподавании дисциплин психологического и экологического цикла
3.5.Практическая значимость
С результатами проведённых исследований и наблюдений я поделилась на уроках экологии с учащимися 9 классов. (Приложение №14)
3.6.Библиография
1) Сколько психически нездоровых людей в России и какие заболевания психики лидируют [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stranaprotivnarkotikov.ru/psihiatriya/skolko-psixicheski-nezdorovyx-lyudej-v-rossii-i-kakie-zabolevaniya-psixiki-lidiruyut/
2)Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384с
3) Кравченко А.И. Общая психология: учебн.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008. – 432с.
4)Психология. Учебник./ Под редакцией А.А. Крылова. – М. «Проспект», 1999. – 584с.
5) Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра ЛипсицБем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – 336 стр.
6) Чибисова М.Ю. Ч 583 Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009, — 184 с. — (Психолог в школе).
7) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch1450u.mskobr.ru/files/metodika_diagnostiki_urovnya_shkol_noj_trevozhnosti_fillipsa1.pdf
8)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mouschool91.edusite.ru/p67aa1.html
Приложение
П риложение №1
Фото: Беседа со школьным психологом
Приложение №2
Модификация методики М.Ю. Чибисовой.
Друзья! Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-балльной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.
1) Я хорошо представляю, как проходит ОГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
2) Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ОГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
3) Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
4) Считаю, что результаты ОГЭ важны для моего будущего |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
5) Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
6) Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
7) Думаю, что у ОГЭ есть свои преимущества |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
8) Считаю, что могу сдать ОГЭ на высокую оценку |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
9) Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
10) Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ОГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
11) Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
12) Я достаточно много знаю про ОГЭ |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
13) Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам |
Полностью не согласен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Абсолютно согласен |
Приложение №3
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны
Текст опросника.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15.Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20.Похож ли ты на своих одноклассников?
21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос
учителя?
24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя
спрашивают?
27.Боишься ли ты временами вступать в спор?
28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель
говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не
справляются с учебой?
33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих
одноклассников?
37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39.Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои
одноклассники?
40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41.Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46.Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с
беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50.Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51.Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что
собирается дать классу задание?
52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54.Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу
проверочную работу?
57.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это
плохо?
58.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Приложение №4
Методика Казанцевой. Диагностика общей самооценки личности. Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Текст опросника
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Я всегда чего-то боюсь.
Приложение №5
Методика «Шкала тревожности» Кондаша
Вам будут зачитаны ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прослушайте каждое предложение и напишите одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной - 0.
Если она немного волнует, беспокоит вас - 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать её - 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх – 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх - 4.
Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
Отвечать у доски
Пойти в дом к незнакомым людям
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
Разговаривать с директором школы
Думать о своем будущем
Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
Пишешь контрольную работу
После контрольной учитель называет отметки
На тебя не обращают внимания
У тебя что-то не получается
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неудача, провал
Слышишь за своей спиной смех
Сдаешь экзамены в школе
На тебя сердятся (непонятно почему)
Выступать перед большой аудиторией
Предстоит важное, решающее дело
Не понимаешь объяснений учителя
С тобой не согласны, противоречат тебе
Сравниваешь себя с другими
Проверяются твои способности
На тебя смотрят как на маленького
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
Оценивается твоя работа
Думаешь о своих делах
Тебе надо принять для себя решение
Не можешь справиться с домашним заданием
Приложение №6
Методика Сандры Бэм. Диагностика психологического пола.
Текст опросника
1.Верящий в себя
2.Умеющий уступать
3.Способный помочь
4.Склонный защищать свои взгляды
5.Жизнерадостный
6.Угрюмый
7.Независимый
8.Застенчивый
9.Совестливый
10.Атлетический
11.Нежный
12.Театральный
13Напористый
14.Падкий на лесть
15.Удачливый
16.Сильная личность
17.Преданный
18.Непредсказуемый
19.Сильный
20.Женственный
21.Надежный
22.Аналитичный
23.Умеющий сочувствовать
24.Ревнивый
25.Способный к лидерству
26.Заботящийся о людях
27.Прямой, правдивый
28.Склонный к риску
29.Понимающий других
30.Скрытный
31.Быстрый в принятии решений
32.Сострадающий
33.Искренний
34.Полагающийся только на себя (самодостаточный)
35.Способный утешить
36.Тщеславный
37.Властный
38.Имеющий тихий голос
39.Привлекательный
40.Мужественный
41.Теплый, сердечный
42.Торжественный, важный
43.Имеющий собственную позицию
44.Мягкий
45.Умеющий дружить
46.Агрессивный
47.Доверчивый
48.Малорезультативный
49.Склонный вести за собой
50.Инфантильный
51.Адаптивный, приспособляющийся
52.Индивидуалист
53.Не любящий ругательств
54.Не систематичный
55.Имеющий дух соревнования
56.Любящий детей
57.Тактичный
58.Амбициозный, честолюбивый
59.Спокойный
60.Традиционный, подверженный условностям
Приложение № 7
Инструкция:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию.
|
Суждение |
нет, это не так |
пожалуй, так |
верно |
совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скован |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю душевный покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряжения |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приложение №8
Фото: Измерение давления у учеников
Приложение №9
Фото: Методика Чибисовой
Приложение №10
Фото: Методика Филлипса
П риложение №11
Фото: Методика Казанцевой
П риложение №12
Фото: Методика Кондаша
Приложение №13
Фото: Методика Сандры Бэм
Приложение №14
Фото: Знакомство девятиклассников с рекомендациями при подготовке к ОГЭ
1Сколько психически нездоровых людей в России и какие заболевания психики лидируют [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stranaprotivnarkotikov.ru/psihiatriya/skolko-psixicheski-nezdorovyx-lyudej-v-rossii-i-kakie-zabolevaniya-psixiki-lidiruyut/
2Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384с
3Кравченко А.И. Общая психология: учебн.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008. – 432с.
4Психология. Учебник./ Под редакцией А.А. Крылова. – М. «Проспект», 1999. – 584с.
5Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра ЛипсицБем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – 336 стр.
6Чибисова М.Ю. Ч 583 Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009, — 184 с. — (Психолог в школе).
7[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch1450u.mskobr.ru/files/metodika_diagnostiki_urovnya_shkol_noj_trevozhnosti_fillipsa1.pdf
8https://mouschool91.edusite.ru/p67aa1.html