Выращивание гриба Вешенка обыкновенная в условиях подвала школы села Ургаза разными способами по интенсивной многозональной технологии

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выращивание гриба Вешенка обыкновенная в условиях подвала школы села Ургаза разными способами по интенсивной многозональной технологии

Маслова А.М. 1
1МОБУ СОШ с. Ургаза Баймакского района
Якупова Г.Р. 1
1МОБУ СОШ с. Ургаза Баймакского района
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Люди давно пытаются сделать грибы такой же сельскохозяйственной культурой как зерновые культуры, овощи, фрукты. Привлекают, прежде всего, вкусовые свойства грибов. По питательности они превосходят яйца, колбасу, бульон из них втрое калорийнее мясного. А вот дикорастущих грибов с каждым годом становится все меньше, особенно вблизи больших городов. Грибы нельзя собирать около автомобильных дорог, мусорных свалок, вблизи железно-дорожного полотна, так как они как губка накапливают все ядовитые вещества. Бывает ,даже опытные грибники ошибаются при сборе грибов, что очень опасно для здоровья. Вешенки, выращенные в искусственных условиях, гораздо экологичнее, чем растущие в диком виде, так как защищены от воздействия солей тяжелых металлов и пестицидов, и, соответственно, не накапливают их. К тому же, производство вешенки не требует больших материальных затрат, так как в качестве субстрата используются отходы деревообрабатывающей промышленности или солома.

Цель: доказать возможность выращивания гриба вешенки обыкновенной в условиях подвала школы с. Ургаза

Объект исследования: гриб вешенка обыкновенная или устричный гриб.

Предмет исследования: выращивание вешенки обыкновенной разными способами.

Гипотеза: выращивание гриба вешенки с использованием зернового мицелия более выгодно, так как позволяет получить большой , качественный урожай.

Методы исследования:

- технология интенсивного многозонального выращивания вешенки (в специально оборудованном помещении);

- фотофиксация опытов;

- систематизация полученных знаний;

- анализ полученных результатов.

Задачи: 1. проанализировать изученность проблемы в литературе;

2. провести исследование по выращиванию вешенки в условиях подвала школы с. Ургаза, используя разные способы;

3. изучить влияние влажности, температуры на рост и развитие гриба вешенка обыкновенная ;

4. оценить экономическую целесообразность разных способов выращивания гриба вешенка обыкновенная .

Практическая значимость исследования: В работе описывается опыт по выращиванию гриба вешенки по интенсивной многозональной технологии в условиях подвала. Информация может быть полезна тем , кто хочет заняться выращиванием грибов .

Глава 1. Обзор литературы.

1.1. Биология и экология гриба Вешенка обыкновенная.

1.1.1.Систематическое положение вида Вешенка обыкновенная или устричная— Pleurotus ostreatus (Fr.) Kumm

Надцарство: Эукариоты – Eucaryota

Царство: Грибы – Fungi

Отдел: Настоящие грибы – Eumycota

Класс: Базидиальные – Basidiomycetes

Порядок: Агариковые – Agaricales

Семейство: Трихоломовые – Tricholomtaceae

Род: Вешенка – Pleurotus [5]

1.1.2 Ботаническая характеристика вида

Вешенка обыкновенная или устричная относится к пластинчатым грибам.

Плодовое тело вешенки достаточно крупное, представлено в виде шляпки на ножке. Шляпка неправильной воронковидной формы, выпуклая, до 15 см в диаметре, с гладкой, голой, влажной поверхностью. Цвет шляпки в начале развития гриба темно-серый, позже становится серым или серо-коричневым с высветленной серединой. С возрастом поверхность шляпки вешенки становится сухой. Пластинки с нижней стороны шляпки белого или кремового цвета, расположены плотно. Мякоть белая, мягкая, с хорошим вкусом и ароматом. С возрастом мякоть становится жесткой.

Ножка вешенки короткая, до 4 см длиной и 3 см в диаметре, волнистая у основания и гладкая у шляпки, очень плотной консистенции, поэтому ее часто не употребляют в пищу.

Вегетативное тело или грибница представлено гифами – тонкими ветвящимися нитями белого цвета, по виду напоминает паутинистый налет на субстрате. По мере созревания грибницы на ней образуются тяжи из переплетенных гиф, и грибница приобретает бежевый оттенок.

Плодовые тела в количестве от нескольких до 30 экземпляров, изредка единичными экземплярами. располагаются на грибнице черепитчато в виде сростков, называемых карпофорами. [2]

1.1.3 Экологическая характеристика вида

Субстрат. Вешенка обыкновенная является одним из первичных агентов разложения. Она может непосредственно разрушать материалы, содержащие целлюлозу и лигнин без химической или биологической подготовки. Поэтому субстратом для выращивания вешенки обыкновенной могут быть различные материалы растительного происхождения: стебли и стержни початков кукурузы, солома пшеницы и других зерновых культур, камыш, мякина, древесные обрезки и опилки[3].

Существует несколько способов обработки субстрата:

гидротермический (используют горячую воду)

пастеризационный (влажный субстрат обдувают паром)

ксеротермический (сухой субстрат обувают паром)

Данная манипуляция насыщает материал полезными веществами и кислородом, делает его рыхлым, предотвращает грибок.

Что бы предотвратить плесень высушите субстрат после обработки в теплом помещении на протяжении 48 часов. После субстрат измельчают и перемешивают. Этот материал полностью подготовлен к посадке грибов[2].

Биологические особенности. В развитии вешенки обыкновенной выделяют вегетативный и генеративный этап. Для каждого этапа оптимальными будут различные условия среды.

Вегетативный этап. Происходит рост грибницы на субстрате, рН 5,2-5,8. Оптимальной температура субстрата является 26-27°C, воздуха  18-24°C. При температуре субстрата менее 25°C и более 32°C грибница прекращает свой рост, при температуре 30°C и выше – мицелий погибает. Понижают температуру с помощью вентиляторов, проветривание на этом этапе запрещено. Влажность воздуха в разных литературных источниках предлагают разную, необходимо поддерживать на уровне 70-90%. Освещение до появления всходов не проводится, так как прорастание грибницы в темноте проходит быстрее.

Генеративный этап. Данный этап подразумевает переход к плодоношению и собственно плодоношение гриба. При появлении грибов климатические условия изменяют. Температуру воздуха снижают до 10 – 12 градусов, так как вешенки лучше растут в прохладном месте. Следует следить за тем, чтобы не происходило резких перепадов температуры. Влажность воздуха – 75-85 %, освещенность на уровне 70-300 лк, концентрация углекислого газа не должна превышать 0,07%. Повышенная концентрация углекислого газа приводит к вытягиванию ножки плодового тела и уменьшению шляпки, как следствие, к ухудшению товарных качеств продукции.

Плодоношение вешенки происходит волнами, то есть активное нарастание плодовых тел сменяется периодом затухания. Для вешенки характерно  2-3 волны плодоношения, но может доходить и до 5 при оптимальных условиях[6].

Посадка грибов . Для посадки мицелия потребуются мешки. Можно купить мешки, в которые помещается 10 л или 5 л грунта. Заполняют их двумя способами: На стерильную поверхность выкладывают субстрат и мицелий и тщательно их перемешивают. Сразу же заполняют им мешки. Или укладывают компоненты по слоям. Сначала засыпают 6 см грунта, потом 0,5 см мицелия и продолжают чередовать в той же последовательности, пока мешок не заполнится. Мешки завязывают и делают на них надрезы (1-2 см) по всей поверхности мешка в шахматном порядке на расстоянии друг от друга 15 см. Мешки подвешивают или расставляют таким образом, чтобы со всех сторон к ним беспрепятственно проникал воздух. Теперь основная задача грибовода — создать оптимальные условия для развития грибницы в помещении. Ежедневно проводят влажную уборку. Через 3-4 дня в надрезах можно увидеть белые, тонкие нити грибницы, которые через 20 дней разрастутся внутри всего мешка, в помещении появится грибной аромат[3].
Мицелий – вегетативное тело гриба, которое изменяет своё строение путём появления особых органов. В благоприятных условиях в недрах мицелия нарождаются многочисленные тонкие ответвления ( выглядит как мягкий белый пушок), образующие густую сеть микроволокон. Эти волокна прорастают в неживую древесину или солому и добывают оттуда питательные вещества для развития.

Мицелий выращивают в лабораторных условиях из спор, которые добывают из грибов. Его можно разводить и в домашних условиях, соблюдая стерильность и обеспечив условия для развития.Дело в том, что в процессе роста споры «культурных» грибов обычно проигрывают конкуренцию плесневым грибкам и бактериям. Полный цикл разведения мицелия вешенки включает, во-первых, получение маточного мицелия. Его выращивают из спор или из части зрелого гриба. Во-вторых, выведение промежуточного мицелия. На этом этапе маточный мицелий заносят в питательную среду - зерно, картон, разные виды органического субстрата и там он расрастается несколько недель[2].

Разведение грибницы на зерне. Чистое зерно (пшеница, рожь, пшено) насыпают в кастрюлю, заливают водой в соотношении 1:1 и проваривают в течение 20-30 минут, до мягкости. Крупу отбрасывают на дуршлаг, дают воде стечь и немного подсушивают. Добавляют гипс и известь (мел) по норме 30 и 10 грамм на 1-1,5 килограммов варёного зерна.

Ёмкости стерилизуют в духовке или на чайнике и заполняют на 2/3 смесью зерна с активаторами ростами. Вносят маточный мицелий — 3-4 маленькие порции на баночку.Сосуды убирают в тёплое место.

Грибница перерабатывает зерновой субстрат обычно за 1,5-2 недели. Если вы обнаружили подозрительные яркие пятнышки внутри сосудов, скорее всего, имело место заражение бактериями или плесенью[1].

Глава II. Методика проведения опытов и результаты исследования

2.1. Временные рамки и место проведения исследования

Исследование проводилось в МОБУ СОШ с. Ургаза в двух комнатах подвала школы (приложения 1) с 20 января по 30 марта 2020 года

Подготовка к проведению исследования

2.2.1. Выбор комнат подвала для выращивания грибов.

Мы решили использовать многозональную технологию выращивания грибов. При этой технологии проращивание мицелия в субстрате происходит в одном помещении, а плодоносят грибы в другом.

В подвале школы в разных комнатах разная температура и влажность, в зависимости от расположения помещения. Мы замерили температуру и влажность в разных комнатах подвала. Для измерения температуры использовали несколько термометров (приложение 2). Влажность в помещениях замеряли психрометрами, предварительно изучив инструкции по их использованию. Пользовались сухим и влажным психрометрами ( приложение 2,3 ) После изучения показаний приборов выбрали две комнаты для выращивания грибов. Для выращивания зернового мицелия и впервые 20 дней вегетации грибов, посаженных прямым способом на соломенный субстрат ,температура воздуха должна быть в пределах  20-24°C, т.е. нужна более высокая температура. Влажность в комнате была не более 60-70 %, а для нормального роста грибницы нужно поддерживать в пределе 70-80%. Поэтому решили расставить емкости с водой и опрыскивать воздух водой из пульвилизаторов несколько раз в день (приложение 4). В этом нам помогали Андрей Федорович, оператор котельной школы и Факил Шаяхметович, завхоз школы.

2.2.2. Подготовка субстрата.

В качестве субстрата нами была использована пшеничная солома. Подготовку соломы проводили в домашних условиях, на следующий день привозили солому в школу (для каждого опыта по одному мешку). Использовали гидротермический способ обработки субстрата. Солому мы запаривали в горячей воде, которую доводили до кипения (приложение 5 ), кипятили 5 минут. Субстрат помещали в полиэтиленовые мешки (40х80 см), нами были использованы большие черные пакеты, предназначенные для сбора мусора ( приложение 6). Предварительно в мешках сделали отверстия диаметром 10-15 см. На расстоянии 10 х 10 см по углам квадрата пробили по одному отверстию [3]. Укладывали остывший субстракт. При заполнении мешков субстрат не утрамбовывали, а укладывали плотной равномерной массой, без воздушных промежутков. Затем мешки не туго завязали и перенесли в растительное помещение.

2.2.3. Подготовка посадочного материала и посадка грибов

Для посадки были использованы карпофоры гриба вешенки обыкновенной, которые нам дал Андрей Федорович Ефтодьев, человек, увлеченный растеневодством и огородничеством.

Посадку грибов решили проводить двумя способами. Для каждого опыта подготавливали по одному мешку соломы. Посадку грибов прямым способом и приготовление зернового мицелия проводили в один день, 23 января.

Приготовление зернового мицелия (приложения 7) .Действовали согласно рекомендациям, данным в литературе и интернет источниках.

Подготовленный зерновой мицелий поместили в одну из комнат подвала, где темно и более высокая температура.

2) Посадка грибов прямым способом на соломенном субстрате. Для этого взяли ножки самых больших грибов из грозди и нарезали на кусочки ( приложение 8). Затем в подготовленный мешок слоями положили солому и между соломой положили приготовленные кусочки грибов, расстояние между слоями соломы около 10 см. Мешок завязывали и поставили на приготовленную парты в ту же комнату, где поставили зерновой мицелий для прорастания. Через 3 дня сделали в мешке 5-6 прорезей, через которые потом росли грибы.

Систематически контролировали показания температуры и влажности, полученные данные записывали в дневник наблюдений.

2.3. Результаты исследования и их анализ Таблица 1 Условия развития гриба в вегетативный этап и наблюдения за формированием грибов

Дата

Температура

( в градусах по Цельсию)

Показатель влажности

( в %)

Наблюдения

Опыт 1

(с использованием зернового мицелия)

Опыт 2

( прямой способ)

23.01.

21

60

   

25.01

22

68

   

27.01

20

72

 

Сделали прорези в мешках

31.01

22

75

Появился белый пушок мицелия

 

03.02

23

78

Мицелий разрастается

 

05.02

21

70

Грибница полностью покрыла зерно

 

07.02

23

72

Мицелий поместили на соломенный субстрат

 

10.02

22

74

Сделали прорези в мешках

 

14.02

20

68

   

17.02

21

     

19.02

   

Появились первые промордии ( приложение 9)

 

21.02

     

Появились первые промордии ( приложение 9)

Вывод по таблице: Мицелий для посадки в опыте 1 был готов к пересадке через 14 дней, первые промордии появились раньше на два дня в

опыте 1, они были крупнее, шире в диаметре.

24 февраля мешки с появившимися грибами перенесли в более холодное и влажное помещение, увеличили частоту опрыскиваний и количество посуды с водой для увеличения влажности воздуха. Стали включать свет ( 1 лампочка) на время занятий в школе ( на 6 -7 часов ).

Таблица 2 Условия развития гриба в генеративный этап и наблюдения за формированием грибов

Дата

Температура

( в градусах по Цельсию)

Показатель влажности

( в %)

Наблюдения

Опыт 1

(с использованием зернового мицелия)

Опыт 2

( прямой способ)

24.02.

15

80

Промордий 3

Промордий 2

26.02.

14

приложение 2

82

Промордии 4.Грибы развиваются быстрее и их в одной карпофоре больше (30-50) ( приложение 10)

Грибы мельче и их по 15-30 в одной карпофоре ( приложение 10 )

28.02

15

77

Размер шляпок более 12 см. в диаметре ( приложение 11)

10 см.

Промордий 3

02.03

17

приложение3

78

   

05.03

16

72

Срезали первую карпофору весом 1 кг

 

09.03

18

70

Грибы начали сморщиваться, т.к. температура повысилась, а влажность за время праздников понизилась ( Приложение 11)

11.03

15

76

 

Срезали первую карпофору весом 900 г.

13.03

16

80

Свежие грибы были ровные, без повреждений

16.03

15

78

Срезали вторую карпофору 1,3 кг. Грибы значительно крупнее, чем в опыте 2 (приложение )

 

18.03

16

78

 

Срезалии вторую карпофору 800 г.

20.03

14

80

   

Выводы по таблице: грибы в опыте 1 развивались лучше, были крупнее, и их было больше в одной грозди. Мы считаем, что это объясняется большей питательностью зернового мицелия по сравнению с просто соломенным субстратом.

В праздничные дни с 6 по 9 марта резко понизилась влажность воздуха и повысилась температура, грибы начали сохнуть , сморщиваться, но мы смогли их реабилитировать.

Успели мы за время исследования срезать 4 грозди грибов общим весом 3 кг.

К сожалению, опыты пришлось остановить, т.к. начались весенние каникулы, а затем перешли к дистанционному обучению. Уход за грибами и их сбор продолжили Факил Шаяхметович и Андрей Федорович.

Всего с 1 мешка реально снимать до 4-х "волн" грибов, затем необходимо использовать новые мешки и мицелий .С одного мешка можно снять около 4-6 кг грибов [5].

Мы посчитали затраты на выращивание грибов в условиях подвала, они минимальны. Нам потребовалось: 1) 1кг зерна - рыночная цена 40 руб за 1 кг;

мешки для мусора – 40 руб упаковка;

солома – для сельской местности бесплатно;

электрический свет 1 лампочки в 100 ватт на 6-7 часов в сутки с 24 февраля по 20 марта – около 100 руб.

Выводы

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:

в подвале школы можно выращивать грибы вида вешенка обыкновенная; 2)необходимо создавать благоприятные, приближенные к оптимальным условия для роста и развития. Даже кратковременные изменения условии , могут привести к потере качества полученной продукции и уменьшить ее количество;

наша гипотеза подтвердилась, выращивание гриба вешенка с использованием зернового мицелия более выгодно, чем посадка прямым способом сразу на соломенный субстрат;

с экономической точки зрения выращивание грибов в подвале выгодно, можно использовать оба способа выращивания. При минимальных затратах можно получить неплохой урожай свежей экологически чистой продукции в любое время года .

Рекомендации

Во многих учебных заведениях имеются подвалы, которые часто используются как кладовые комнаты. В подвалах можно выращивать в зимнее время витаминную зелень для столовой школы, грибы для собственного потребления и продажи населению села. Как и в любом деле при выращивании грибов, необходимы аккуратность, обязательность, терпение и ответственность. Желаю всем крепкого здоровья!

Литература

Алиев Э.А., Смирнов Н.А. Технологии возделывания овощных культур и грибов в защищенном грунте.— М.: ВО Агропромиздат, 1987

Источник: https://www.activestudy.info/vyrashhivanie-veshenki-obyknovennoj-intensivnymi-sposobami/ © Зооинженерный факультет МСХА

Бисько Н.А., Дудка И.А. Биология культивирования съедобных грибов рода вешенка.— К.: Наукова думка, 1987.

Дараков О.Б. Грибной огород — и здоровье и доход: Справочник.— М.: Топикал «Ресурс», 1994.

Дудка И. А., Вассер С.П. Грибы: справочник миколога и грибника.— К: Наукова думка, 1987.

Источник: https://ferma.expert/griby/veshenki/griby-veshenki/ © Ферма.expert

“Физиология грибов и их практическое использование”, издательство Московского университета 1973 г., стр. 56-64

Приложение 1

Комната в подвале для генеративного этапа развития грибов

Приложение 2

Термометры для измерения температуры и сухой психрометр для измерения влажности в комнатах подвала

Приложение 3

Влажный психрометр

Приложение 4

Повышение уровня влажности в помещении с помощью пульвилизатора

Приложение 5

Гидротермическая подготовка субстрата ( обработка кипяченой водой)

Приложение 6

Закладка соломенного субстрата в мешок

Приложение 7

Приготовление зернового мицелия

Приложение 8

Кусочки грибов подготовленные для посадки в субстрат

Приложение 9

Первые промордии грибов

опыт 1 опыт 2

Приложение 10

Развитие карпофор грибов ( справа опыт1 , слева опыт 2)

Приложение 11

Количество грибов в одной карпофоре

Опыт 1( до 30-40грибов) опыт 2 (20- 30)

Приложение 12

В праздничные дни грибы начали сохнуть, т.к. снизилась влажность и повысилась температура.

Приложение 13

Урожай грибов

Приложение 14

Заместитель директора по хозяйственной части школы Факил Шаяхметович

Просмотров работы: 202