Правильное питание – основа здоровья подростка

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правильное питание – основа здоровья подростка

Волчанский А.В. 1
1МОУ гимназия № 4 Ворошиловского р-на г. Волгоград
Горьковская Е.М. 1
1МОУ гимназия № 4 Ворошиловского р-на г. Волгоград
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Жизнь человека без пищи и питания невозможна. В жизни организма человека и его деятельности главную роль играет обмен веществ. Он происходит на основе переработки организмом продуктов питания в жизненную энергию человека. Проблема питания волнует как общество в целом, так и отдельных людей, стремящихся найти рациональный подбор пищи в каждом возрасте - от мала до велика.

Подростковый возраст является временем бурного роста человека. Для полноценного здоровья подростка очень важен правильный подбор продуктов питания, чтобы быть здоровым активным человеком в школе, дома и в жизни.

Цель данной работы – изучить характер питания подростка 12-13 лет, обучающегося в 6 классе городской гимназии во вторую смену.

Задачи работы:

Изучить научную и популярную литературу по данной теме.

Провести измерение и расчёт полученного ежедневно (в течение 1 недели) количества белков, жиров, углеводов и калорийности питания.

Сравнить эти данные с рекомендуемыми стандартными показателями.

Методы изучения: ознакомление с литературными источниками, наблюдение, самоконтроль, математическая обработка, обобщение полученных данных.

Объект изучения: питание в подростковом возрасте.

Предмет исследования: характер питания подростка 12-13 лет в современной семье и школе.

1. Теоретические основы правильного питания

Для того чтобы жить, человеку необходимо регулярное и рациональное питание. Жизненная энергия организма целиком и полностью зависит от обмена веществ в нём. Поступающая с продуктами питания в организм человека пища обеспечивает необходимые процессы его жизнедеятельности. Главными веществами, необходимыми для обмена веществ, роста и развития человека являются белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и определённый объём жидкости.

Остановимся подробнее на характеристике белков, жиров и углеводов и их роли в питании и жизни человека.

Белки (протеины) являются основным строительным материалом для организма. Они составляют 15-20% массы тела. Белки имеют первостепенное значение, т.к. из них в основном построены клетки всех систем организма человека, в то время, как на долю жиров и углеводов в норме приходится 5-6%. Белки состоят из аминокислот подобно тому, как алфавит состоит из букв. Аминокислот всего 22, но в различных сочетаниях они создают миллионы белков. Аминокислоты делятся на заменимые и незаменимые. Заменимые синтезируются в организме человека. Незаменимые в организме человека не образуются, но они обязательно должны попадать в организм подростка. Потребность в белке зависит от пола, возраста, образа жизни человека, а основным источником полноценного белка является животная пища. Недостаток белка уменьшает устойчивость организма к инфекциям, т.к. снижается уровень образования антител, т.е. формирование устойчивого иммунитета, отражается на работе сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем. Избыток белка также вреден для организма, т.к. увеличивается нагрузка на печень и почки, на нервную систему, возникает дефицит витаминов А и В.

Жиры (липиды) также незаменимые продукты питания. При сгорании жира энергии выделяется в 2 раза больше, чем при окислении того же количества белка. Жиры – это энергия, отложенная про запас. Они содействуют сохранению тепловой энергии, формируют жировую клетчатку – скопление жировой ткани разной толщины под кожным покровом. Жировая ткань заполняет пространства между органами и защищает их от механических повреждений. Жиры, как и белки, участвуют в качестве пластического материала в построении мембран клеток, в них растворяются витамины А, D, Е, К. Однако, жиры при несбалансированном питании могут представлять собой угрозу для здоровья. Избыток липидов в организме приводит к ожирению печени, и тогда 50% её массы приходится на жир. За этим следует избыточный вес у человека – ожирение. Оно подкрадывается незаметно. Даже незначительное ежедневное увеличение калорийности пищи по сравнению с нормой неуклонно приводит к накоплению жира в организме, что обусловлено законами биологии. Природа поступила мудро, научив организм заготавливать жир впрок, но не позаботилась об управлении человеческим аппетитом.

Углеводы составляют большую часть рациона человека. Они выполняют различные функции в организме: обеспечивают потребности в энергии, питают нервные клетки центральной нервной системы, в том числе, головного мозга. Структурные единицы углеводов – глюкоза и лактоза. Источниками их в природе являются пищевые растения (фрукты, ягоды, некоторые овощи). Из глюкозы в печени образуется гликоген. Суточная потребность его составляет 50-70% всей необходимой энергии организма. Но избыток углеводов приводит к нарушению углеводного обмена, и глюкоза накапливается в крови. Возникает болезнь сахарный диабет.

Между белками, жирами и углеводами должно существовать определённое соотношение. У подростков это соотношение должно составлять пропорцию 1:1:4 (по данным современной диетологии). Нарушение этого соотношения ведёт к накоплению кислых продуктов в организме, которые нарушают обмен веществ.

Таким образом, без пищи и правильного питания человек существовать не может. Но несбалансированное питание может оказать негативное воздействие на человека. Подростковый возраст является периодом предельно интенсивного развития организма человека. Поэтому вопросы достаточной и необходимой потребности организма школьника в рациональном питании всегда актуальны.

2.Изучение рациона питания подростка

С целью изучения характера питания конкретного ученика 6 класса гимназии был предпринят самоконтроль количества и состава блюд, употреблённых подростком в течение одной недели в осенне-зимний период учебного года. Сведения вносились в таблицы, предложенные в «Рабочей тетради Формула правильного питания» [1].

Аналогичные таблицы были использованы для учета жиров и углеводов, содержавшихся в каждодневном меню.

Затем полученные данные были обработаны на основе медицинских рекомендаций по питанию здоровых детей подросткового возраста [3].

Суточная потребность детей 12-13 лет в основных пищевых веществах и энергии [3].

Белки, г/день

Жиры, г/день

Углеводы, г/день

Калорийность,

Ккал/ день

85-90

85-93

340-383

2450-2700

Сведения об испытуемом школьнике: А.В.
Дата рождения 03.01.2008г. Рост 158 см (в норме). Вес 52 кг (норма + 1,5 кг). Объём груди 84 см. Объём пояса 81 см. График приема пищи: завтрак 7.30, второй завтрак 10.30, обед 12.30, полдник 16.00 (в школе 2 смена), ужин 19.30. В субботу второй завтрак (в школе 1 смена).

Ученик 6 класса А.В. вёл ежедневные записи своего питания, получаемого в школе и дома, в течение одной недели ноября 2020 г. Полученные данные были обработаны на основе рекомендуемых расчетов рационального питания (http://www.rus-food-recipes.ru/COLORII/calor.htm). Учтены показатели школьного меню - обеды 5 дней с понедельника по пятницу (вторая смена) и завтрак 1 день в субботу (1 смена). Затем было произведено сравнение с рекомендуемыми стандартными показателями потребления белков, жиров и углеводов, а также количество калорий для здорового подростка 12-13 лет [3].

Результаты подсчёта приводим ниже.

За недельный период с понедельника по воскресенье включительно ученик получил:

Белковой пищи 617.6 г, что составляет в среднем в день 88,22 при норме 85-93;

Количество жиров составило 557,8 г за неделю, в среднем в день – 79,68 при норме 85-93;

Недельное потребление углеводов – 2115.9 г, в среднем в день - 302,27 при норме 340-370;

Калорийность пищи за неделю составила 15723,3 к/кал, в среднем в день усвоено энергии 2240,18 к/кал, при норме 2450-2700 к/кал для данного возраста.

Как видно из подсчёта рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов (1:1:4) неравномерно распределяется по дням недели, но в итоге количество жиров и углеводов можно увеличить до нормы. Калорийность пищи также можно увеличить за счёт этого увеличения.

По мнению родителей, калорийность питания А.В. достаточная, т.к. у мальчика есть генетическая предрасположенность к излишнему весу. Влияет и малоподвижный образ жизни школьника средних классов.

3.Правила здорового питания

Предлагаем рекомендации по составлению нормированного рациона питания, предложенные в «Формуле правильного питания» [1].

Основная потребность (3/4 от суточной нормы белка) твоего организма в белке должна обеспечиваться за счёт животной пищи.

Кондитерские изделия должны обеспечивать лишь 10 % от общей потребности в углеводах. Обязательно ешь овощи и фрукты.

Важно, чтобы количество жиров, потребляемых с пищей, не превышало норму – 80-90 г в день.

Заключение

Рациональное питание – основа здоровья подростка, т.к. в 12-13 лет школьник быстро растет и развивается. В проведенном испытуемым самоконтроле установлено, что питание дома и в школе в целом отвечает медицинским рекомендациям. При учёте индивидуальных особенностей физического развития испытуемого подростка, уклада его семьи, а также характера питания в школе, возможно, достичь полноценного по составу и качеству продуктов правильного питания.

Список литературы

Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

Воробьев Р.И. Питание и здоровье. – М.: Медицина, 1990.-160 с.

Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р.Кильдияровой, В.И.Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.: ил.

Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 608 с.

http://www.rus-food-recipes.ru/COLORII/calor.htm

http://fotodiet.ru/kalotiinost-supa.htm

Просмотров работы: 57