Изображение лошадей на картинах основоположника европейского романтизма во французской живописи Жана Луи Андре Теодора Жерико

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изображение лошадей на картинах основоположника европейского романтизма во французской живописи Жана Луи Андре Теодора Жерико

Алеева Д.Р. 1
1МБОУ ООШ №3
Сидорова Д.А. 1
1МБОУ ООШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Все говорят, что моё поколение воспитано на гаджетах, что у нас клиповое сознание. Может быть, это и так. Однако, именно телефон в сложное время самоизоляции помог мне полюбить живопись. В «Одноклассниках» как-то на глаза попались изображения лошадей1. Великолепные фотографии с картин французского художника Жана Луи Теодора Жерико2 (Приложение 1). Столько трепетной нежности в каждом штрихе и мазке! Одну из фотографий я увеличила и повесила перед своим письменным столом. Повесила и … забыла. А в школе вместе с одноклассниками записалась на курс дополнительного образования «БиоЛогика», на котором разбираем различные спорные темы, в том числе и наличие биологических ошибок в литературе и произведениях искусств. На одном из занятий я увидела картину французского художника XIX века Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме»3 (Приложение 2). Картина удивительная, передающая весь накал борьбы во время состязаний: лошади мчатся стремглав, всадники сосредоточены. Складывается впечатление, как будто животные не бегут, а летят над землей. Завораживающее зрелище. Действительно ли лошади могут так двигаться? Или это ошибка художника? Вместе с учителем биологии попробую в этом разобраться.

Цель исследования – выяснить, действительно ли художник допустил ошибку в написании картины «Скачки в Эпсоме», и узнать, есть ли у Теодора Жерико ошибки в других картинах с изображением лошадей.

Задачи:

1. Изучить биографию французского художника XIX века Жана Луи Андре Теодора Жерико и часть его творческого наследия, посвящённого изображению лошадей.

2. Проанализировать положение конечностей скакунов в зависимости от вида аллюра.

3. Определить способ передвижения лошадей на картине Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме».

4. Доказать, что биологические ошибки на картинах французского художника Теодора Жерико никак не повлияли на его творческий замысел, а только придали его полотнам изысканности и глубины.

5. Представить исследовательскую работу на школьной научно-практической конференции.

Объект исследования: картины Теодора Жерико с изображением лошадей.

Предмет: ошибка в анатомическом изображении конечностей бегущей лошади.

Гипотеза исследования – на картинах Теодора Жерико («Скачки в Эпсоме», «Скачки», «Лошадь, испугавшаяся молнии, в галопе») допущены биологические ошибки: лошадь при галопе физически не может располагать конечности, как на полотнах художника.

Методы исследования: сбор, анализ, сравнение, систематизация и обобщение материалов.

Глава 1. Теодор Жерико – крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма

Жизнь Теодора Жерико всегда была связана с лошадьми. Когда зародилась эта страсть? Быть может в Руане4, на родине отца, в окрестностях Мортена, где среди полей паслись эти грациозные животные и где маленький Теодор часами пропадал в конюшне или на кузнице. А может быть, в Париже5 на Марсовом поле6, куда он с мальчишками часто бегал, чтобы любоваться наездниками, ловко управляющими скакунами.

Теодору было тринадцать лет, когда он был зачислен в Императорский лицей7. Но уроки не интересовали его: он забывал о них и покрывал страницы своих тетрадей рисунками, увлекался музыкой и много читал. Бросив лицей, он принимает два решения: купить собственную лошадь и посвятить свою жизнь живописи.

Осенью 1808 года Жерико стал учеником Карла Верне8. Выбор был не случаен - лошади были страстью будущего художника, а Верне прославился картинами, изображающими стройных породистых скакунов.

Страсть к горячим необузданным коням стала роковой для художника. В конце 1822 года, по дороге в свою мастерскую, он упал с лошади на груду камней. После падения у художника начался туберкулез позвоночника. Но даже прикованный к постели он продолжал рисовать.

В декабре 1823 года его ученик Эжен Делакруа9 записывает в дневнике: "Сегодня вечером я был у Жерико. Какой печальный вечер! Он умирает… Помнить о нем. Это указующая веха. Прекрасные этюды! Какая крепость! Какое превосходство! И умирать рядом со всеми этими работами, созданными во всей силе и страсти молодости, когда не можешь повернуться ни на палец в своей кровати без чужой помощи!"

26 января 1824 года Теодор Жерико умер. Ему было 32 года.

Как стремительна жизнь. Как стремительны его кони. Три года Теодор Жерико писал свою лучшую картину «Скачки в Эпсоме», которая сегодня украшает один из залов в Лувре.10

На картине «Скачки в Эпсоме» изображены четыре всадника на лошадях. Они стремительно летят по полю. Животные изображены в движении, все конечности оторваны от земли. Чувствуешь скорость и азарт, всматриваясь в эту картину. Передние и задние ноги вытянуты в противоположные стороны. Такая поза больше напоминает бег кошачьих, нежели непарнокопытных.

Глава 2. Картина Теодора Жерико «Скачки в Эпсоме» и механика движений лошади при беге

Для того чтобы понять, допустил ли художник ошибку на картине, нужно сначала изучить, как могут двигаться конечности лошадей при аллюре. Аллюром называют тип движения лошадей, различный по механике и скорости11. В переводе с французского языка это слово буквально означает «способ перемещения».

Самая медленная походка лошади называется шаг12. Это четырёхтактный аллюр, для которого характерно отсутствие фазы подвисания, то есть, передвигаясь шагом, конь последовательно переставляет копыта (Приложение 3). Скорость шага составляет 7,5–8 км/ч. Шаг бывает короткий, средний, прибавленный. Виды различаются расстоянием между передними и задними конечностями идущего коня. При коротком шаге следы, оставленные задними копытами, находятся на значительном удалении от следов передних ног. Когда лошадь идёт средним шагом, её задние ноги догоняют передние и находятся примерно на одном уровне с ними. Когда речь идёт о прибавленном шаге, следы от копыт задних ног опережают следы от передних на несколько сантиметров.

Рысь – аллюр лошади, относящийся к двухтактным. В нём присутствует фаза, когда лошадь зависает в воздухе. Он отличается более высокой скоростью передвижения - 16 км/час. Лошадь, бегущая рысью, опускает одновременно левую переднюю и правую заднюю ногу, затем зависает в воздухе, после чего наступает на оставшиеся две ноги (Приложение 4).

Самый быстрый бег называется галопом13, трёхтактный аллюр, слышны 3 удара копыт о грунт. Скорость галопа составляет 66–69 км/час. Бегущая лошадь сначала выносит вперёд одну заднюю конечность, затем вторую вместе с параллельной ей передней, далее опускает второе переднее копыто. Затем наступает короткая фаза подвисания, а потом цикл повторяется14 (Приложение 5). Суть скачек заключается в том, чья лошадь придет первой, соответственно, во время соревнований животные передвигаются галопом.

Из описаний движения лошадей, схем, показанных профессором Российского аграрного университета имени К.А. Тимирязева Дёминым Владимиром Александровичем (Приложения 3, 4, 5), можно понять, что физически здоровая лошадь не может одновременно вытягивать передние и задние ноги параллельно земле. Момент подвисания, когда все конечности отрываются от поверхности, имеет место быть, но ноги располагаются под брюхом, а не так, как показал нам художник.

Проанализировав ряд видеозаписей, сделанных во время скачек с разной скоростью воспроизведения, можно сделать вывод, что лошадь не располагает ноги тем образом, который представлен на картине Теодора Жерико (Приложение 1).

Глава 3. Другие картины Теодора Жерико с изображением лошадей

Ранние картины художника отличались высокой реалистичностью в изображении лошадей (Приложение 7, 8, 10).

Французским художником за всю его творческую деятельность было сделано 403 работы. На 181 их них были запечатлены лошади: 3 скульптуры, 66 графических работ, 49 рисунков и иллюстраций, а также 63 живописных работы, на семи из которых изображены жанровые сцены: лошади во время скачекили движения.

Картины «Скачки» (Приложение 6), «Лошадь, испугавшаяся молнии, в галопе» (Приложение 9), написанные в тот же год, что и «Скачки в Эпсоме», но несколькими месяцами ранее, тоже содержат ошибку. В них есть отклонения в изображении положения передних конечностей от реальной биомеханики при беге. А вот «Скачки на лошадях» (Приложение 10) 1820 года, с точки зрения анатомии, написана верно.

Если сравнивать ошибки, допущенные в картинах «Скачки» и «Лошадь, испугавшаяся молнии, в галопе», то можно сделать вывод, что автор допустил оплошность в изображении галопа. Что же касается «Скачек в Эпсоме», то тут скрывается не только ошибка «в движении», но и еще ошибка анатомического характера. Всё дело в том, что оптимальный угол плечелопаточного сочленения15 (Приложение 11) составляет 90º. Тупой угол, больше 90º, уменьшает двигательный потенциал лошади, а в дальнейшем может привести к травме, болезням костей и сухожилий, вывихам, что в конном спорте недопустимо. На картине «Скачки в Эпсоме» передние конечности лошадей располагаются таким образом, что угол плечелопаточного сочленения составляет много больше 90º. Если бы в реальной жизни лошадь передвигалась так же, то это бы привело к незамедлительному вывиху плеча и возможному перелому.

Глава 4. Теодор Жерико: «Лошади не способны на предательство, о людях же, увы, этого не скажешь…»

Чем больше я рассматриваю картины и эскизы Жерико, тем больше влюбляюсь в его лошадей. Таких дерзких, таких ретивых, таких стремительных… Таких добрых, таких ласковых, таких верных и таких благородных. Теодор Жерико как бывалый наездник показывает нам мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне. Но мне кажется, что он показывает нам и другой мир – это мир человека, больного, раненого, одинокого, беспомощного. За два года до смерти, уже будучи тяжело больным, лежащим в постели, он опять нарисовал лошадь – «Лошадь, терзаемую львом». Последнее дыхание сопротивляющейся смерти лошади и её тоскливые и полные ужаса глаза – последний крик души живописца, понимающего, что к прежней жизни он не вернется уже никогда. Почему-то вспомнились слова из стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»16:

…звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Да, «каждый из нас по-своему лошадь», - какие верные слова. В последние годы жизни, когда Теодору Жерико так нужна была человеческая поддержка, от него отвернулись все его друзья, приверженцы и поклонники, так и не осознав страшного переворота, происходящего в душе художника. Читаю в автобиографии мастера: «Я считаю, что лошади – самые верные и преданные на свете. И был бы счастлив, если бы во мне была хоть капля того благородства и отваги, которые присущи этим животным. Лошади не способны на предательство, о людях же, увы, этого не скажешь…»

Заключение

В первой и четвёртой частях исследовательской работы была рассмотрена судьба французского живописца Жана-Луи Теодора Жерико. Во время работы мы узнали о его знаменитой коллекции работ с изображением лошадей. 26 сентября 2021 года все любители живописи будут отмечать 230-летие основоположника европейского романтизма Теодора Жерико. Поэтому данная работа, представленная на школьной научно-практической конференции, откроет моим одноклассникам ещё одно новое имя.

Подводя итоги второй и третьей частей работы, можно отметить, что поставленные задачи выполнены. При просмотре видеоматериалов, а также подробном разборе движения лошадей, была выявлена ошибка в движении лошадей галопом не только в картине «Скачки в Эпсоме», но и в картинах «Скачки», «Лошадь, испугавшаяся молнии, в галопе». Произведения были написаны мастером в 1821 году. Теодор Жерико к тому времени имел огромный опыт общения с лошадьми и считался хорошим наездникам. Не знать или забыть о том, как двигается лошадь при галопе, он просто не мог. Со стопроцентной вероятностью утверждать я не могу, но выскажу предположение, что художник намеренно отступил от реалистичности, дабы придать картинам выразительность и динамичность. И это ему удалось, потому что картины Жана Луи Теодора Жерико не могут не запасть в душу.

Список использованных источников и литературы

Опубликованные источники

Демин В., Хотов А. Основы коневодства. Практикум. Учебное пособие Санкт-Петербург: Лань, 2020. С. 107

Маяковский В.В. Полное собрание в одном томе, М.: Альфа-книга,2019,С.62

Интернет-источники

Верне, Карл. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB

Жерико, Теодор. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE,_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80

Лувр, Франция. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://www.louvre.fr/

Социальная сеть «Одноклассники». [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://ok.ru/svobodamysliislova/topic/65404318119311

Музеи мира. Картины французских художников. Скачки в Эпсоме, Теодор Жерико, 1821.

[Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://muzei-mira.com/kartini_francii/1769-skachki-v-epsome-teodor-zheriko-1821.html

Видеоролик. Походки лошадей. Что такое аллюр? Основные виды аллюра. Как передвигается лошадь? [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://youtu.be/QGW-t6D9xDg

Видеоролик. Школа верховой езды. Урок 14. Шаг, Аллюр. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://youtu.be/K7TGn_QJ7K8

Список приложений

Приложение №1

Жан Луи Андре Теодор Жерико. Автопортрет.1823.

[Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE,_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80

Приложение №2

Теодор Жерико. «Скачки в Эпсоме». 1821, холст, масло.

[Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://muzei-mira.com/kartini_francii/1769-skachki-v-epsome-teodor-zheriko-1821.html

Приложение №3

Схема движений лошади на шагу. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://mrhvost.com/wp-content/uploads/e/3/3/e33676157e49809b3d5cad684d7761e5.gif

Приложение №4

Схема движения лошади на рыси. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://mrhvost.com/wp-content/uploads/e/3/3/e33676157e49809b3d5cad684d7761e5.gif

Приложение №5

Схема движения лошади на галопе. [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: https://mrhvost.com/wp-content/uploads/e/3/3/e33676157e49809b3d5cad684d7761e5.gif

Приложение №6

Репродукция картины. Теодор Жерико. «Скачки». 1821, холст, масло. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://www.wikiart.org/ru/teodor-zheriko/the-horse-race-1824-1

Приложения №7, №8, №10

Репродукции картин Теодора Жерико с лошадьми. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://www.1st-art-gallery.com/Theodore-Gericault/Theodore-Gericault-oil-paintings-8.html

Приложение №9

Репродукция картины Теодора Жерико. Лошадь, испугавшаяся молнии, в галопе. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://www.1st-art-gallery.com/Theodore-Gericault/Theodore-Gericault-oil-paintings-8.html

Приложение №11

Репродукция картины Теодора Жерико «Скачки на лошадях». 1820. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://www.1st-art-gallery.com/Theodore-Gericault/Theodore-Gericault-oil-paintings-8.html

Приложение №12

Фотография. Угол плече-лопаточного сочленения. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://kofestudio.livejournal.com/72212.html

Приложение №13

Репродукция картины Теодора Жерико. Лошадь, атакуемая львом. 1822. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://artchive.ru/theodoregericault/works/560446~Lev_atakujuschij_loshad'

Приложение 1.Жан Луи Андре Теодор Жерико. Автопортрет.1823

Приложение 2. Теодор Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821.

Приложение 3. Схема движений лошади на шагу

Приложение 4. Схема движений лошади на рыси

Приложение 5. Схема движений лошади галопом

Приложение 6. Теодор Жерико. Скачки. 1821.

Приложение 7. Теодор Жерико. Серая в яблоках.1814.

Приложение 8. Теодор Жерико. Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку. 1812.

Приложение 9. Теодор Жерико. Лошадь, Приложение 10. Теодор Жерико. Лошади. испугавшаяся молнии, в галопе. 1820. 1819.

Приложение 11. Теодор Жерико Скачки на лошадях. 1820.

Приложение 12. Угол плечелопаточного сочленения. Фотография.

Приложение 13. Теодор Жерико. Лошадь, атакуемая львом.1822.

1 Социальная сеть «Одноклассники». [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://ok.ru/svobodamysliislova/topic/65404318119311

2 Жерико, Теодор. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE,_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80

3 Музеи мира. Картины французских художников. Скачки в Эпсоме, Теодор Жерико, 1821.

[Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://muzei-mira.com/kartini_francii/1769-skachki-v-epsome-teodor-zheriko-1821.html

4 Руан - город на севере Франции и центр региона Верхняя Нормандия. Славится своими извилистыми старинными улочками и живописными фахверковыми домами, достопримечательностями средних веков и современной эпохи, жемчужинами готической архитектуры

5 Париж - столица Франции, важнейший экономический и культурный центр страны. Расположен на севере центральной части Франции, в регионе Иль-де-Франс, на берегах реки Сена.

6 Марсово поле – историческая часть Парижа около Эйфелевой башни.

7 Лице́й Людо́вика Вели́кого (фр. Lyceé Louis-le-Grand) — государственное учебное заведение в Париже (Франция). Даёт обучающимся среднее и высшее образование. 

8 Верне, Карл. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB

9 Эжен Делакруа (1798 – 1863) - французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.

10 Лувр, Франция. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://www.louvre.fr/

11 Демин В., Хотов А.Основы коневодства. Практикум. Учебное пособие Санкт-Петербург: Лань, 2020. С.- 107

12 Школа верховой езды. Урок 14. Шаг, Аллюр. [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://youtu.be/K7TGn_QJ7K8

13 Походки лошадей. Что такое аллюр? Основные виды аллюра. Как передвигается лошадь? [Электронный ресурс] Режим доступа – URL: https://youtu.be/QGW-t6D9xDg

14 Демин В., Хотов А.Основы коневодства. Практикум. Учебное пособие Санкт-Петербург: Лань, 2020. С.- 107

15 Плечелопаточное сочленение состоит из лопаткиплечевой костиплечевого сустава.

16 Маяковский В.В. Полное собрание в одном томе. М.: Альфа-книга. 2019. С.62

Просмотров работы: 190