Введение
Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
русская пословица
Чай – самый распространенный напиток во всем мире. Он хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб. Этот напиток имеет интересную, богатую событиями историю. Происхождение чай берет в Китае. Считается, что его впервые открыл китайский император Шень Нуну в 2700 году до нашей эры. В переводе с китайского «чай» означает «молодой листок», обозначается иероглифом «бодрость». Каждый народ создал свою традицию чаепития, Но всегда ли было так?
Мы пьем чай каждый день и не задумываемся, когда и где он появился, многие ли пьют чай правильно? Какую пользу приносит чай? Какие виды чая рационально употреблять и почему?
Цель: изучить состав пакетика с черным чаем.
Задачи:
Ознакомиться с историей возникновения чая.
Рассмотреть виды чая.
Выявить целебные свойства чая;
Научиться определять качество пакетированного чая;
Объект исследования: пакетированный черный чай.
предмет исследования: состав чайного пакета.
Гипотеза: предполагаем, что состав пакетированного черного чая низкого качества.
Методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ и обобщение информации, сравнение.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 История возникновения чая.
На одном из классных часов нам рассказали китайскую легенду: как-то пастухи обратили внимание, что у овец повышается активность после поедания листьев вечнозеленого кустарника, растущего в горах. Чабаны решили испытать действие листьев на себе. Высушив и заварив листья, стали пить душистый напиток, при этом ощущая бодрость.
С тех самых пор в Китае появился напиток, признанный во всем мире. Монархи награждали чаем своих подчиненных за особые заслуги. Так же он является одним из основных напитков дворцовых торжеств [4].
Во времена правления Киенг-Лона в Китае изготавливали чайные сервизы, на чашках которых печатались стихи, восхваляющие чай. Считалось непригожим не знать сочинения монарха, чашки раскупались, и слава об этом напитке росла.
В этой стране измельченные чайные листья долгое время применяли вместо денег. Монархи собирали с населения налог - чаевые. Возделывание и производство чая в Китае держалось в тайне. Распространились высушенные и измельченные листья во многих странах благодаря купцам.
В нашу страну чай завезли в начале XVII в. представители монгольского Алтан-хана в качестве подарка для царя Михаила Федоровича Романова, передав 200 пакетиков с надписью «бахча», что в переводе означает «чай для заварки».
Простолюдину чай был «не по карману». Поэтому и возникло выражение «чайком баловаться». Только с XIX века чай стал известен в России. Его пили из самоваров, с большим количеством сладостей. [5]
1.2 Переработка чайного листа
Переработку чайного листа проводили вручную. Поэтому работа была очень сложная и тонкая. Да и чайные листья очень чувствительны к условиям хранения и переработки. Малейшие отступления от технологии сказываются на качестве конечного продукта.
Технология обработки содержит следующие стадии: завяливание, скручивание, ферментацию, сушку, сортировку и расфасовку.
Первый этап проводится в специальных агрегатах с помощью горячего воздуха или на решетках. При завяливании из листьев уходит большая часть влаги, обвисают, становятся дряблыми, их можно сжать в комок.
Вальцовочный станок скручивает и сдавливает листья в рулон. При этом выделятся сок, который разрушает структуру чайного листа при соединении с кислородом. Начинается процесс ферментации.
Этот процесс изменяет цвет листьев (из желто-зеленых они становятся красно-коричневыми), уменьшается количество дубильных веществ, стимулируется кофеин и появляются условия для создания новых эфирных масел. Ферментация проходит в условиях низкой температуры и высокой влажности без вмешательства человека. Качество ферментации мастер узнает по запаху. Запах - существенный показатель качества продукта.
Стадия сушки снижает влажность, от которого зависит длительность хранения конечного продукта. Горячий воздух в сушильнях меняет цвет листьев на черный, а при заливке кипятком повторно выделяется сок, в результате которого получаем напиток всех оттенков янтарного цвета.
Заключительный период – просеивание через сито с разными размерами ячейками. Отсортированный чай попадает в развесочные цехи. Здесь путем смешивания полуфабриката с различными добавками, ароматизаторами, получают торговые сорта чая.
Для получения зеленого чая используют другой метод обработки. Листья не подвергаются ферментации, а только сушке. Поэтому листья остаются зелёного цвета и естественные качества, характерные этому виду.
Для убеждения в точности соблюдения технологии проверяют на вкус готовый продукт. Чай очень влагостойкий, впитывает все запахи, теряя даже свой специфический чайный аромат, поэтому все операции выполняются очень быстро и осторожно. На фабрике царит идеальная чистота.
1.3 Классификация чая
По технологии переработки и качества исходного сырья выделяют такие формы чая:
байховый (рассыпчатый) – черный, зеленый, красный и желтый;
прессованный – кирпичный, плиточный, таблетированный;
экстрагированный (быстрорастворимый) – концентрированные жидкие или сухие экстракты черного или зеленого чая;
гранулированный – черный или зеленый чай, в виде скатанного шарика (гранулы, горошка) по особой технологии.
По продолжительности и способу окисления.
Внешний вид, аромат, вкус чая определяются по времени и режиму окисления (ферментация) чайного листа перед завершающей сушкой. Выделяется две категории чая:
1.Зелёный чай — не окисленный или слабо окисленный. В сухом виде имеет зелёный цвет, заварка — неяркого желтоватого или зеленоватого цвета, в аромате отчётливо выделяется «травяная» нотка, вкус терпкий, может быть чуть сладковатым.
2.Чёрный чай — сильно окисленный. В сухом виде имеет тёмно-коричневый или почти чёрный цвет. Настой — от оранжевого до тёмно-красного. В аромате могут выделяться цветочные или медовые нотки, вкус характерный, терпкий, не горчит.
Другие виды чаев находятся между черным и зеленым.
По типу чайного листа и его механической обработки.
1) Высокосортные цельно листовые чаи, изготавливаемых только из цельных скрученных листьев, как правило самых молодых.
2) Среднесортные чаи: из ломаных или резаных листьев. Заваривается быстрее, а настой получается более крепким и терпким, но худшим ароматом и менее тонким вкусом.
3) Низкосортные измельчённые чаи: из листьев, специально измельчённых, а также из отходов чайного производства, образующихся при сортировке или просеивании.
4) Гранулированный чай. В качестве сырья используются не только первые два-три листа, но и четвёртый и пятый листы. Чай заваривается крепче и имеет более терпкий вкус и яркий цвет, но менее богатый аромат, чем листовые чаи.
5) Чайные пакетики. Состоят в основном из чайной крошки и пыли, заключённых в пакетики из фильтровальной бумаги, иногда ткани. Бывает как чёрным, так и зелёным.
6) Чёрный плиточный чай, изготавливаемый из чайной крошки и пыли прессованием c предварительной обжаркой и пропариванием. Отличается высокой экстр активностью.
1.4 Влияние чая на организм человека
В Китае был найден древний рукописный свиток с надписью: «Зачем тебе эликсир бессмертия? Выпей семь чашек чая». Чай – почитаемый напиток во всём мире. Он улучшает ясность ума, расслабляет, либо придает активность. С помощью чайной диеты регулируют вес тела, понижают холестерин в крови. Является профилактикой заболеваниям, как болезнь Альцгеймера, ревматизм и артрит. Изготавливают БАДы на основе чайного экстракта, фито чаи с лечебными растениями.
Изначально этот напиток принимали в качестве лекарственного средства.
По утверждению древних китайских мудрецов, напиток «удаляет все недуги». Крепкий чайный настой улучшает работу печени и селезенки, стимулирует повышение количества гемоглобина в крови, при регулярном употреблении усиливает работу высшей нервной системы. Он также отлично регулирует температуру тела, поэтому в жаркое время года рекомендуют пить зеленый чай. Напиток может с успехом применяться в качестве первой помощи при отравлениях. Отвар устраняет расстройства кишечника и является отличным средством против дизентерии. Чайный отвар нормализует артериальной давление. Он улучшает состояние больных склерозом [5].
При употреблении чая необходимо придерживаться некоторых правил:
Необходимо умеренное употребление, так как настой чайных листьев является сильнодействующим средством.
Не рекомендуют пить остывший чай. Он утомляет, оказывает неблагоприятное воздействие на желудок.
Крутой кипяток также вредно, как и любой горячий напиток. Последствия: ожоги горла, пищевода или желудка.
Крепкий чай перед сном бодрит, поэтому стоит воздержаться.
Не пейте вчерашний чай! Насладитесь свежим, душистым!
Каждый раз, заваривая чай, испытывайте наслаждение.
Глава II. Практическая часть
2.1 Анкетирование.
Мы поделились размышлениями с одноклассниками, и предложили им анкету. В анкетировании участвовало 56 респондентов (Приложение 1).
Результаты анкетирования:
№ |
Вопросы |
Ответы |
Любите ли вы пить чай? |
Да – 52 Нет – 4 |
|
Какой чай употребляете больше всего? |
Черный – 40 Зеленый – 12 Травяной – 2 Другой - 2 |
|
Какой чай предпочитаете? |
Листовой – 29 Пакетированный - 27 |
|
Почему отдаете предпочтение этому чаю? |
Удобен в употреблении – 17 Полезен для здоровья – 30 Другое – 9 |
|
Чай какой торговой марки предпочитаете? |
Ахмад (образец №1) – 6 Акбар (образец №2) – 6 Ричард (образец №3) – 5 Липтон (образец №4) – 10 Майский (образец №5) – 3 Гринфилд (образец №6) – 22 Другой - 4 |
Вывод: Ребята и их родители любят пить чай. Предпочитают заваривать черный листовой чай, предполагая, что он полезен для здоровья. Но и пакетированный чай тоже используют, так как удобен при заваривании. Преобладает чай торговой марки «Гринфилд». Может полученный напиток вкуснее?
После проделанной работы нам захотелось узнать, почему остальные торговые марки не пользуются таким спросом и решили рассмотреть содержимое чайных пакетиков.
2.2. Определение качества содержимого пакетика чая.
По результатам анкетирования чаю торговой марки «Гринфилд» отдают наибольшее предпочтение. Почему? Нас заинтересовало, а что находится внутри этих пакетиков? Для этого мы взяли пакетированный классический черный чай шести торговых марок и потрясли над белой бумагой, чтобы выявить наличие пыли. Затем высыпали содержимое пакетиков и сравнили их содержимое. (Приложение 2).
№ |
Торговая марка |
Наличие пыли |
Содержимое пакетика |
1. |
Образец 1 |
Есть |
Однородная масса из чайной крошки черного цвета |
2. |
Образец 2 |
Есть |
Однородная масса из чайной крошки коричневого цвета |
3. |
Образец 3 |
Есть незначительно |
Однородная масса из чайной крошки коричневого цвета |
4. |
Образец 4 |
Очень много |
Однородная масса из чайной крошки коричневого цвета, наличие черенков (мусора) |
5. |
Образец 5 |
Много |
Однородная масса из чайной крошки светло-коричневого цвета |
6. |
Образец 6 |
Есть незначительно |
Однородная масса из чайной крошки коричневого цвета |
Вывод: состоят в основном из однородной массы чайной крошки коричневого цвета и пыли, заключённых в пакетики из фильтровальной бумаги. В образце №4 наличие черенков.
2.3. Определение наличия красителей
Чтобы насладиться чаем, его заваривают в горячей воде, настаивают 5-7 минут. Поэтому мы опустили пакетики в стаканы с холодной водой (t +8 градусов) и выдержали 3 минуты. При наличии красителей, вода изменит свой цвет. (Приложение 3).
№ |
Торговая марка |
Цвет воды |
1. |
Образец 1 |
Слегка янтарного цвета |
2. |
Образец 2 |
Слегка янтарного цвета |
3. |
Образец 3 |
Светло-янтарного цвета |
4. |
Образец 4 |
Светло-янтарного цвета |
5. |
Образец 5 |
Янтарного цвета |
6. |
Образец 6 |
Янтарного цвета |
Вывод: все настои образцов чая приобрели янтарный цвет различных оттенков. Самый легкий оказался у образцов №1 и №2. Следовательно, красителей нет. Янтарный цвет приобрел настой с чаем №5 и №6. Значит, добавлен краситель.
2.4. Определение насыщенности заварки
Исходя из предыдущего эксперимента, мы положили чайные пакетики в кипяток и настаивали 5 минут. Чай хорошего качества при заваривании приобретает от светло-янтарного до темно-коричневого цвета. (Приложение 4)
№ |
Торговая марка |
Цвет воды |
1. |
Образец 1 |
Темно-янтарного цвета, прозрачный |
2. |
Образец 2 |
Янтарного цвета, прозрачный |
3. |
Образец 3 |
Коричневого цвета, прозрачный |
4. |
Образец 4 |
Коричневого цвета, прозрачный |
5. |
Образец 5 |
Темно-коричневого цвета, прозрачный |
6. |
Образец 6 |
Насыщенного янтарного цвета, прозрачный |
Вывод: отвары чайных пакетиков приобрели характерные цвета. Значит к качеству чая претензий нет.
Заключение
Мы все пьем чай на протяжении дня. Мы всегда предлагаем друзьям чашку чая. Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
В процессе исследования мы рассмотрели пакетированный чай шести торговых марок, чтобы выяснить качество состава пакетиков. Провели анкетирование, в котором приняли участие 56 респондентов. По результатам опроса выяснили, что на два голоса преобладает листовой чай, но и пакетированный не отстает. Листовой полезен для здоровья, пакетированный удобен в использовании. Так же в ходе эксперимента выяснили, что во всех образцах содержится чайная пыль. В образце №4 присутствует мусор в виде черенков.
Наличие красителей обнаружили в образцах №5 и №6. Но при заваривании все образцы приобрели характерный цвет для качественного чая от янтарного до темно-коричневого цвета.
Исходя из выше изложенного «замечаний нет» к чаю образцов №1, №2 и №3. Если пакетированный чай удобен в использовании, то рекомендуем приобрести пустые пакетики из фильтровальной бумаги, положить листовой чай и наслаждаться чаепитием!
В последующем нам хотелось бы изучить чайные церемонии, проводимые у разных народов.
Приятного Вам чаепития!
Список литературы
Браун Е., Г.Ю. Лелий. Химия – в центре наук. М., Мир, 1992
Гауптман, Ю. Грефе «Органическая химия» пер. с нем. Под редакцией пр. В.М. Потапова; 1979 год, издательство «Химия»
Гуляницкий. Г Реакции кислот и оснований в аналитической химии. М., Мир,1975
Гурулев С.А. «Чай», 2002.
Журнал «Домашний очаг», 2006.
Иванов Ю.Г., «Энциклопедия чая», 2007.
Иофина И О. «Чай и кофе: Секреты выбора, покупки и употребления», 2005.
Коллектив авторов Санкт – Петербургского торгово – экономического института (А.А. Вытовтов) – «Товароведение и экспертиза потребительских товаров». Учебник, 2-ое издание; переработанное, дополненное. Издательство «Инфра - М»; 2009год.
Ольгин О. «Опыты без взрывов». Издательство второе, переработанное. М.: изд-во «Химия», 1996 год.
Похлебкин В.В., Челнокова В.Н. «Все о чае», 1989.
Савельевских А.В. «Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая», 2005.
Семенов В.М. , «Приглашение к чаю», 2009.
Интернет – источники
http://www.teacofsky.ru/information/Paket
http://www.tea-art.com.ua/page3
http://4ai.clan.su/index/kak_opredelit_kachestvo_chaja/0-12
http://www.jhana.ru/tea/27-tea-encyclopedia-chapten6
http://tearepublic.ru/
http://ochae.ru/index.php?p=chai&st=kachestvo-chai
www.tea.ru.- всё о чае и чай обо всём
www.tea4 you .ru.- всё что вы хотите знать о чае.
www. world.ru.catalog/dir/838/-
www. world.oftea.ru/- портал о чае.
www.chai.org.ua
www www.tea.ru.allotherworld.ru
http://teatips.ru/
http://www.tea/28-tea-encyclopedia-chapten.ru
Приложение 1.
Онлайн – анкетирование.
Приложение 2.
Определение качества содержимого пакетика чая.
Образец №1 Образец №2 Образец №3
Образец №4 Образец №5 Образец №6
Образец №1 Образец №2 Образец №3
Образец №4 Образец №5 Образец №6
Приложение 3.
Определение наличия красителей.
Образец №1 Образец №2 Образец №3
Образец №4 Образец №5 Образец №6
Приложение 4.
О
Образец №1 Образец №2 Образец №3
пределение насыщенности заварки.
Образец №4 Образец №5 Образец №6
Приложение 5.
Пословицы о чае и чаепитии.
Чай пить – долго жить.
Чай пить – не дрова рубить.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Выпей чайку – забудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Самовар кипит, уходить не велит.
Чай не хмельное – не разберет.
С чая лиха не бывает!
Чаем на Руси никто не подавился!
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
У самовара я и моя Маша.
Приходите к чаю – пирогами угощаю.
Чай не пьёшь – какая сила? Чай попьёшь – другое дело.
Самовар кипит – уходить не велит!
Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём.
Рыбак душу не морит: рыбы нет, так чай варит.
С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.
В жидком чае всю родню видать.
Не чаем единым сыт человек.
Приложение 5.
Интересные факты о чае.
Самым известным напитком во всем мире является именно чай. Только в Англии и Ирландии на первом месте по популярности оказалось пиво;
Раньше многие не знали о том, как нужно правильно готовить чай. На королевских приемах в Европе из чайных листьев готовили салат, а еще в чашку вместо сахара клали соль. Вот такие гурманы;
В зеленом чае на 50% больше содержание витамина С, чем в привычном нам черном;
Напиток богат на антиоксиданты. Если его регулярно употреблять, он способен повысить и укрепить иммунитет, сердце, нервную систему;
Существует легенда об изобретении чайного пакетика. Гласит она о том, что как-то поставщик чай из Нью-Йорка задумался о том, что ему слишком дорого доставлять заварку в металлических банках. В 1904 году он начал реализовывать продукт в бумажных пакетах. Один из клиентов случайно уронил пакет в воду и увидел, что из него получается отличный напиток. Многие поклонники чая убеждены, что подобная упаковка только портит вкус напитка.
Чай отлично впитывает окружающие запахи. Поэтому многие, желающих избавиться от неприятного аромата могут просто положить рядом чай. Также напиток рекомендуют мыть руки, если от них неприятно пахнет;
За секунду на нашей планете выпивается более 2 миллионов чашечек чая.