Введение.
В настоящее время людям приходится воспринимать огромный объем информации и они не в состоянии сосредоточиться на ее усвоении. На фоне больших нагрузок на организм у учащихся возникает проблема адаптации, эмоциональный стресс во время обучения, сдачи экзаменов.
Занятия физической культурой и спортом с целью достижения высоких спортивных результатов требуют затраты не только физических, но и моральных усилий.
При длительном воздействии нагрузок в отсутствие мер регулирования даже легкое утомление может привести к переутомлению. Поэтому важно проведение своевременной диагностики и профилактики утомления.
Цель исследования - изучение связи уровня внимания и способности к обучению с утомлением при помощи психодиагностических методов, таких как опрос и тестирование.
Задачи:
Поиск информации в сети интернет и научной литературе;
Анализ и обработка материала;
Проведение исследования;
Обработка и анализ результатов исследования
Систематизация текстового и иллюстративного материала;
Представление работы;
Объект исследования – 2 группы учащихся одного (10) класса, возраст 16 - 17 лет –12 девушек и 12 юношей.
Предмет исследования – уровень внимания, способности к обучению в нормальном состоянии и в состоянии физического и умственного утомления в каждой группе испытуемых.
Гипотеза – как физическое, так и умственное утомление влияет на снижение уровня познавательных процессов старших школьников. Эту взаимосвязь можно отследить применяя психодиагностические методики для выявления уровня внимания учащихся.
Глава 1. Что такое утомление?
Утомление или Усталость — физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. [3] Это определение раскрывает 3 аспекта утомления:
1) Утомление характеризуется временным снижением работоспособности
2) Состоянию предшествует интенсивная, напряженная деятельность, заболевание или травма
3) При снятии нагрузки происходит нормализация всех функций организма.
1.1 Признаки утомления
Признаки утомления разделяются на субъективные и объективные, внешние и внутренние. К субъективным признакам относятся чувство усталости общее и локальное, желание снизить ритм работы или прекратить ее, чувство слабости в конечностях. Объективными признаками являются снижение внимания, осторожности, производительности труда и выраженные физиологические изменения в организме (изменения пульса, дыхания, артериального давления, характера двигательных реакций, функций восприятия). Внешне утомление проявляется в снижении работоспособности людей.[2]
К внешним признакам относятся: изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений, медленные движения.
К внутренним признакам относятся: появление болевых ощущений в мышцах, головокружение.[15]
1.2 Виды утомления: Физическое утомление
Среди причин возникновения физического утомления можно выделить:
- Утомление активно работающих нервных центров в коре головного мозга.
- Расход глюкозы в крови.
- Нарастающее состояние гипоксии (нехватки кислорода для работы головного мозга, миокарда , мышц).
- Накопление продуктов обмена (лактат, мочевина, углекислый газ).
В зависимости от количества мышц, охваченных физическим утомлением, различают следующие виды утомления: локальное(местное), региональное, глобальное(общее).
Локальное утомление сопровождается как снижением деятельности нервных центров, так и нарушением биохимического состояния работающих мышц и может быть преодолено волевым усилием.
При региональном и особенно глобальном утомлении – нарушаются функции органов дыхания, кровообращения; накапливается большое количество недоокисленных продуктов обмена веществ, что в значительной степени снижает работоспособность, нарушает координацию движений, а в некоторых случаях может привести к патологическим изменениям.
В зависимости от количества совершаемых повторных упражнений (тренировок) выделяют острое утомление и истощающее утомление (или переутомление).
Непосредственные причины утомления заключаются обычно не в работающих мышцах, а в центральной нервной системе ЦНС. Длительная посылка двигательных импульсов и переработка информации афферентных сигналов, поступающих из работающих мышц (органов и тканей), приводит к снижению в клетках головного мозга АТФ (расщепление АТФ превалирует над его ресинтезом). Это затрудняет образование нервных медиаторов (в первую очередь – ацетилхолина) и приводит к накоплению в нервных клетках «тормозящего фактора» - γ-аминомасляной кислоты. В результате этого нарушается (падает) функциональная активность нервных клеток, что приводит к развитию в них охранительного торможения.[16]
Охранительное торможение– комплекс защитных биохимических реакций в нервных клетках в ответ на напряженную длительную работу.
С развитием охранного торможения блокируется дальнейшее расходование энергетических и пластических веществ. Одновременно стимулируются процессы ресинтезааденозинтрифосфата(АТФ). Происходит нейтрализация и выведение из нервных клеток вредных конечных продуктов обмена.[17]
Ведущая роль центральных нервных факторов в механизме мышечного утомления человека и, особенно, представления о преимущественной утомляемости кортикального звена и чисто регуляторном ограничении работы исполнительных органов сближают физиологические механизмы утомления при мышечной и умственной деятельности. Поэтому оправдана общность подходов к трактовке ряда вопросов, связанных с проблемой утомления, с явлениями переутомления, с путями диагностики утомления и стимуляции работоспособности при обеих формах деятельности.
1.3.Вид утомления: нервно-психическое утомление
Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение функций мышления и решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции.
Нервно-психическое утомление вызывают:
- длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;
- тяжелый физический труд;
- однообразная работа в монотонном ритме;
- шум, слабое освещение и температура воздуха, неблагоприятная для труда;
- конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;
- заболевание, боль и недостаточное питание.
Утомление центральной нервной системы в отличие от мышечного утомления может исчезать мгновенно при некоторых условиях: одна утомительная деятельность сменяется другой; изменяется обстановка; организм приходит в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности; интерес к работе возобновляется благодаря новой информации; изменяется настроение.[10]
Возможность внезапного исчезновения нервно-психического утомления указывает на то, что оно не связано ни с накоплением «веществ утомления», ни с исчерпанием энергетических резервов. Скорее, нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной умственной работе, но и под влиянием однообразной деятельности.
С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором можно выделить множество компонентов, среди которых:
- расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость);
- нарушение памяти (ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной памяти);
- нарушение мышления (поиск новых решений подменяется готовыми стандартными ответами); стереотипность (неупорядоченность и дезорганизация процессов мышления)[11]
При утомлении снижаются обменные процессы, иммунобиологическая реактивность, резервы здоровья. Специальные исследования показывают, что в конце занятий у школьников возникает неспецифическое напряжение организма десинхронизация биологических ритмов, которая является основой формирования психосоматических заболеваний.
Динамика утомления в разных условиях различна, что определяется как характером нагрузки, так и факторами окружающей среды. Результатом нерациональной организации труда (как физического, так и умственного) может быть переутомление. Если утомление — нормальное физиологическое явление, то переутомление следует рассматривать как пограничное, препатологическое состояние.[15]
Глава 2. Диагностика.
Диагностика утомления имеет большое значение, т. к. служит основанием для внедрения мер по рационализации труда и обеспечивает контроль их эффективности. Критериями, служащими основой диагностики усталости, являются субъективные (ощущение усталости) и объективные данные показатели сниженной работоспособности и другие сдвиги в организме, сопутствующие усталости - Сниженную работоспособность отражают три группы показателей — количественные, качественные и дискоординаторные.[7]
Существует огромное количество методов диагностики утомления, которые можно условно разделить на 2 группы:
Субъективные методы основаны на методе интроспекции, проводятся с целью получения информации о текущем состоянии или реакции на него со стороны респондента. Для анализа данных, полученных с помощью субъективных методов, необходимо также изучить его личностный профиль, так как для разных испытуемых одни и те же проявления утомления могут иметь различные значения.
Объективные методы включают анализ протекания основных психических процессов, динамики функционирования различных физиологических систем, в особенности отделов ЦНС, оценку показателей работоспособности. [14]
2.1. Психодиагностика как метод исследования.
Немаловажное значение среди объективных методов имеет психодиагностические методы. Психодиагностика (сгреч. «познание души», буквально «dia» и «gnosis» = «различительное познание») – ключевая отрасль психологии, которая предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.[12]
Психодиагностический метод (исследовательский метод психологической науки) имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологии, не экспериментальному (описательному) и экспериментальному. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка изучаемого явления. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.[4]
Психодиагностические методики можно разделить на формализованные и малоформализованные. К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность(обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях.). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми. К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, беседы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми. Как правило, оба вида методик взаимно дополняют друг друга. [12]
Методы психодиагностики применяются в различных сферах жизни человека, в том числе и для выявления и диагностики состояния утомления.
2.2.Психодиагностика процесса утомления.
Проблема изучения психических состояний имеет большое прикладное значение. Связано это с тем, что психические состояния являются важной частью психической регуляции и оказывают непосредственное влияние на поведение человека и результаты его деятельности. Важно изучать психические состояния человека, действующего в трудных и ответственных ситуациях, в сложных условиях [8]. Особое значение здесь приобретают методы изучения, измерения и оценки психических состояний человека, вовлеченного в выполнение подобной деятельности.
При диагностике утомления исследователи сталкиваются с проблемой неупорядоченных симптомов утомления. Некоторые из них могут быть описаны только субъективно. Другие симптомы оцениваются лишь объективно. Объективные методы позволяют исследователю в одностороннем порядке получать информацию о компонентах утомления испытуемых. В субъективных методах используется способность личности к рефлексии, когда человек в состоянии самостоятельно, «изнутри» описать характер и интенсивность собственного утомления. Старший школьный возраст является периодом самопознания и самосовершенствования личности, когда учащиеся переходят на уровень сотрудничества при организации совместной деятельности.
Главное затруднение диагностики утомления состоит в том, что не существует еще надежного, специфического теста, который мог бы удостоверить утомление и дать ему оценку. По этой причине не существует хотя бы предела и ясной меры понятия. [13]
Глава 3. Практическая работа
Доказано, что утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки, поэтому свое исследование я решила построить на изучении такого познавательного процесса как внимание и способность к обучению.
В исследовании принимали участие 2 группы школьников, учащихся 10 класса, 12 юношей и 12 девушек.
В работе использовался опросник-анкета (субъективная оценка обследуемых своего уровня утомления) и тест на оценку внимания по методике Г. Мюнстерберга для выявления исходного (контрольного) состояния – учащиеся после отдыха (выходные) до начала уроков. Также проводились тесты после физической нагрузки (2 урока физкультуры) - исследование произвольного внимания (методика "Расстановка чисел") и методика "Интеллектуальная лабильность" (модификация С. Н. Костроминой) после интенсивной умственной нагрузки (после всех уроков в конце рабочей недели)
3.1 Описание используемых методик
Опросник
1. Ваш пол, возраст
2. Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?
3. Много ли времени Вы проводите на свежем воздухе?
4. Чувствуете ли Вы боль в мышцах после интенсивной физической нагрузки или на следующий день после нее?
5. Достаточно ли Вам времени, чтобы отдохнуть после уроков в школе перед выполнением домашних заданий?
6. Вы принимаете какие-либо комплексные витамины?
7. Вы каждый день едите свежие фрукты и овощи?
8. У Вас организован режим дня?
9. Вы часто чувствуете себя уставшим?
10. Легко ли Вы просыпаетесь утром?
11. У Вас обычно хорошее настроение?
Тест 1
Оценка внимания (по методике Г. Мюнстерберга) [5]
Методика направлена на определение избирательности внимания, а также диагностику концентрации внимания и помехоустойчивости. Перед началом исследования подросткам дается следующая инструкция: "Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова".
Время работы с бланком – 2 минуты. По завершении задания подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым, и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Методика применяется как в группе, так и индивидуально.
Нормативы для учащихся среднего звена и старшеклассников:
24–25 слов — высокий уровень;
21–23 — выше среднего уровня;
16–20 — средний уровень;
10–15 — ниже среднего уровня;
0–9 — низкий уровень.)
Тест 2
Исследование произвольного внимания (методика "Расстановка чисел»)[6]
Данную методику рекомендуется использовать также при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.
Испытуемым дается инструкция: "В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя".
Методика удобна при групповом обследовании, которое рекомендуется проводить в присутствии психолога – экспериментатора.
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма составляет 22 числа, вписанных правильно из 25. При этом, приводя результат к 10-бальной шкале эффективности выполнения задания, разработан ключ к методике. Ключ методики расстановки чисел учитывает следующие характеристики результата эксперимента:
количество ошибок;
производительность;
долю ошибок по отношению к общему числу чисел.
Производительность в данном случае представляет собой номер пропущенного числа. Вычисляется коэффициент как отношение производительности к затраченному времени в секундах.
По количеству правильно указанных чисел разработан ключ. Расшифровка результатов производится с его помощью
Тест 3
Методика "Интеллектуальная лабильность" (модификация С. Н. Костроминой) [9]
Методика используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности и требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
Процедура исследования
В течение ограниченного количества времени (3–4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем.
Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают. Испытуемые работают по инструкции.
Оценка результатов производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:
• 0–2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
• 3–4 ошибки – средняя лабильность;
•5–7 ошибок – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
• 7 ошибок и более – малая успешность в любой, в том числе учебной, деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
3.2. Анализ результатов исследования
В результате исследования были получены такие результаты:
- на первом этапе исследования, когда учащиеся пришли после отдыха (выходных), большинство из них субъективно оценивали уровень усталости как низкий .
Как в группе юношей, так и в группе девушек – по 8 человек считали себя отдохнувшими и по 4 человека говорили о легком утомлении, чувствовали себя не выспавшимися, соответственно общий показатель по классу – из 24 человек 16 усталости не чувствуют.(Приложение1)
В результате тестирования внимания, с использованием методики Мюнстерберга, в это же время у юношей с высоким показателем – 2 человека, выше среднего – 8 человек, ниже среднего – 2 человека. В группе девушек показатель выше среднего – 2 человека, средний – 8 человек, ниже среднего – 2 человека. В общем по классу: уровень внимания ниже среднего только 4 человека, остальные показали достаточно высокие результаты (Прил.1)
Таким образом, результаты данного этапа исследования выявили, что учащиеся, не чувствующие усталости, показали более высокий уровень внимания. Также, если сравнить группу юношей и группу девушек, видно, что у юношей преобладает высокий и выше среднего уровень внимания, а у девушек – средний.
После физической нагрузки была проведена методика «Расстановка чисел». В результате получены такие данные: в группе юношей высокий уровень внимания оказался только у одного человека, выше среднего – 1 человек, средний уровень – 4 человека, ниже среднего – 2 человека и низкий – 4 человека. У девушек – средний уровень – 2 человека, ниже среднего – 2 человека и низкий – 8 человек. В среднем по классу: высокий уровень – 1, выше среднего – 1, средний уровень – 6, ниже среднего – 4, низкий – 12. (Приложение 1)
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что внимание у всех учащихся, уставших после физической нагрузки, резко падает.
Также с помощью методики "Интеллектуальная лабильность" (модификация С. Н. Костроминой) была исследована успешность к обучению после умственной нагрузки(после уроков). В результате учащиеся также показали снижение внимания. Так в группе юношей средний уровень – 2 человека, низкий уровень – 2 человека и малая успешность в любой деятельности – 8 человек. В группе девушек – высокий уровень – 2 человека, средний уровень – 4 человека, низкий – 2 человека и малая успешность в любой деятельности – 4 человека. В среднем по классу – высокий уровень – 2 человека, средний – 6, низкий – 4 и малая успешность в любой деятельности – 12 человек. (Приложение 1)
Из результатов исследования видно, что как физическое утомление, так и умственное влияют на уровень внимания и успешность в обучении, значительно снижая их показатели.(Приложение 2)
Заключение
Изучив и проанализировав информацию из различных источников, а также проведя исследование, я пришла к выводу, что утомление имеет двойное биологическое действие: с одной стороны, это защитная, охранительная реакция, оберегающая организм от чрезмерного истощения; с другой — оно стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей состояние утомления в той или иной мере влияет на все сферы жизнедеятельности человека и негативно сказывается на качестве жизни.
Количественно оценить утомление довольно сложно. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности.
Существует множество методик для диагностики различных состояний человека. Большую часть среди них занимают психодиагностические методы, позволяющие изучить такие познавательные процессы как восприятие, память, внимание и т.д.
Проведенное мной исследование подтвердило мое предположение (гипотезу) о том, что не только физическая, но и умственная усталость значительно снижает не только уровень внимания учащихся, но и в общем способность к обучению, восприятию информации, что в свою очередь влияет на результативность выполняемых заданий. Также, выявив взаимосвязь между вниманием и состоянием усталости, я увидела, что психодиагностические методики, используемые мной, достаточно эффективны для определения состояния утомления у учащихся, а значит, их можно применять для диагностики усталости.
Список литературы
Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.В. Физиология человека, 1998
Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ) в 30т., под редакцией Петровского Б.В., 3-е изд.- Москва:Сов.энциклопедия, 1974-1989. – 26т.
Большая советская энциклопедия :[в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
ИгнатоваЕ. С. И265 Психодиагностика [Электронныйресурс]: учеб.пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон.дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб; 94 с. Режимдоступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf. – Загл. с экрана.
Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 336) тест1
Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 552-553) тест2
Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. М., 1983.
Психология состояний:учеб.пособие / под ред. А. О. Прохорова. М., 2011.
Рогов, Е. И.Р59 Практикум школьного психолога: практ. пособие / Е. И. Рогов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 435 с. — Серия: Профессиональная практика. (с.173-175)
Физиология человека: В 3-х томах, под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса, 1996
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-diagnostiki-umstvennogo-i-fizicheskogo-utomleniya-u-uchaschihsya-starshih-klassov-raznyh-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy
https://int7vid.ru/doc/soc_psih/psihodiagnostika.pdf
https://meduniver.com/Medical/Psixology/378.html
https://poisk-ru.ru/s25360t6.html
https://studfile.net/preview/5458236/page:7/
https://studfile.net/preview/5458236/page:8/
https://studopedia.ru/12_197726_vidi-utomleniya.html
https://studwood.ru/1912311/meditsina/fizicheskoe_utomlenie
Приложение I
Юноши
Девушки
Юноши и девушки после физической нагрузки
Уровень внимания
Юноши и девушки после умственной нагрузки
Уровень лабильности
Приложение II
Изменение уровня внимания после физической нагрузки.
Юноши
Изменение уровня внимания после физической нагрузки.
Девушки
Изменение уровня способности к успешной умственной деятельности после умственной нагрузки.
Юноши
Изменение уровня способности к успешной умственной деятельности после умственной нагрузки.
Девушки