1. ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что взрослые и дети имеют разный взгляд на одинаковые вещи. Например, наличие в семье домашних животных. Родители предъявляют определённые требования к желанию ребёнка иметь питомцев и не всегда соглашаются с его мнением, ведь уход требует дополнительных временных и финансовых затрат. Наиболее подходящим компромиссным вариантом, на наш взгляд, является формикарий с колонией муравьёв.
Проблема: как убедить родителей купить формикарий?
Гипотеза: что, если наблюдение за жизнью муравьёв в домашних условиях может способствовать повышению интереса к изучению биологии и китайского языка.
Тема работы: «Синологический взгляд на изучение мирмекологии».
Цель работы: изучить особенности жизнедеятельности муравьёв и освоить узкопрофильную лексику китайского языка по теме исследования.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Изучить и проанализировать информацию о жизни муравьёв-жнецов.
Создать необходимые условия для жизни муравьёв в формикарии.
Провести наблюдения за жизнью колонии, изучить строение тела муравьёв, узнать о роли отдельных особей.
Составить глоссарий и освоить лексические единицы по теме исследования.
Оформить модель природного муравейника, обозначить на 3D-модели части тела муравья на русском и китайском языках.
Познакомить одноклассников с новой лексикой и особенностями содержания муравьёв в формикарии.
Составить список рекомендаций для начинающих мирмикиперов.
Актуальность: мирмикиперство – это популярное международное увлечение, которое позволяет развивать межкультурные взаимоотношения и повышать интеллектуальный уровень обучающихся.
Новизна работы: наблюдение и уход за колонией муравьёв позволяет повысить интерес к биологии и расширить объём активной китайской лексики.
Объект исследования – колония муравьёв-жнецов как домашних питомцев.
Предмет исследования – узкопрофильная лексика китайского языка.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, наблюдение, моделирование, эксперимент, анкетирование, сравнительно-сопоставительный метод, обобщение.
Практическая значимость работы: развитие исследовательских умений, углублённое изучение энтомологии и развитие языковых навыков. Наблюдение за муравьями способствует релаксации и снижению психоэмоционального напряжения.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Общие сведения о муравьях
«Вы найдёте у них нечто вроде республики,
а также память и предусмотрительность...
при встречах они узнают друг друга.
Какое тут бывает оживление!
Как суетливо они останавливаются
и расспрашивают друг друга!
Мы видим, как стирается камень под их стопами,
как уходят в землю тропинки,
по которым они отправляются на работу –
великий пример могущества маленьких,
но постоянных усилий!»
Плиний. Естественная история
Биология – комплексная наука, изучающая всё многообразие жизни на Земле. В зависимости от объекта изучения в биологии можно выделить более частные науки, например, зоология – наука о животных, в её состав входит энтомология – наука о насекомых, а в ней в свою очередь выделяется мирмекология – (от др.греч. μύρμηξ «муравей» + λόγος «учение») – раздел энтомологии, посвящённый научному изучению муравьёв.
Впервые сложное и интересное слово «мирмекология» мы услышали ещё в 5 классе на уроке биологии, а на уроках китайского языка при изучении тем «Животные» и «Хобби», мы говорили о домашних питомцах, увлечении мирмекологией и нежелании родителей заводить дома животных. Так возникла идея нашего проекта. Одним из этапов его реализации стало создание модели муравейника, которую мы сможем использовать на уроках биологии и китайского языка.
Современная мирмекология также является комплексной наукой. Начиная с 1963 года в нашей стране проводятся мирмекологические симпозиумы. В крупных городах России, странах СНГ, Европы и Китая существуют Клубы Любителей Муравьев, ежегодно проходит Международный Съезд Энтомологического Форума 6, а для общения с единомышленниками нам необходимо знание иностранных языков.
Для популяризации нашего увлечения мы решили выяснить, что знают кадеты о муравьях. С этой целью мы проанкетировали сто воспитанников пятого и шестого курсов (приложение 3, 4).
81 % респондентов имеют домашних животных, среди которых кошки, собаки, птицы, хомячки, крысы, черепахи и аквариумные рыбки.
86 % опрошенных ответили, что муравьёв можно считать домашними животными.
6 % анкетируемых знают, что такое мирмикиперство.
19 % воспитанников знакомы с термином «формикарий».
65 % кадетов пожелали завести себе муравьев в качестве домашних животных.
Соответственно, наше исследование будет интересно воспитанникам, ответившим положительно на пятый вопрос анкеты.
Муравьи-жнецы 收获蚁属 shōuhuò yǐ shǔ, (лат. Messor structor), объект нашего исследования, относятся к отряду Перепончатокрылые. Эти миролюбивые насекомые имеют тёмную окраску тела с красновато-коричневым отливом. Рабочие муравьи достигают длины от 4 до 9 мм, а королева – до 11 – 15 мм. Тело муравья состоит из трёх отделов: голова 头 tóu, грудь 胸 xiōng, брюшко腹 fù. Характерное отличие от других перепончатокрылых – наличие тонкого стебелька из одного или двух члеников между грудью и брюшком 2.
На голове муравья располагаются сложные глаза 复眼 fùyǎn, мощные челюсти-жвалы 上颚 shàng'è для переноса и размельчения пищи и пара усиков 触须 chùxū (Приложение 1).
2.2. Социальная организация колонии муравьёв
Каждая колония отличается генетической, структурной и поведенческой уникальностью. Муравьи – социальные насекомые с разнообразными формами поведения. В колонии наблюдается чёткий кастовый полиморфизм. Размеры, активность и восприимчивость органов чувств зависят от задач, которые они выполняют в семье 4.
Основательницей семьи является репродуктивная самка – муравьиная матка (царица, королева) 蚁后 yǐhòu, которая контролирует определённую территорию. В колонии может быть одна или даже несколько цариц, которые откладывают яйца. Количество самок зависит от размера и типа организации семьи. Царицы сбрасывают крылья после брачного периода.
В период роения из неоплодотворённых яиц появляются самцы, а после брачного полёта погибают.
Заботятся о семье рабочие особи 工蚁 gōngyǐ – самки. Они не способны к размножению, меньше царицы, бескрылы, а сегменты их груди плохо слиты.
Кроме полового диморфизма, в колонии можно наблюдать и различие в специализации насекомых в семье. Муравьи-солдаты 兵蚁 bīngyǐ, имеющие сильные челюсти (мандибулы), необходимые для успешного завершения боя. В муравейнике есть няньки 保姆蚁 bǎomǔyǐ, которые ухаживают за расплодом, есть насекомые, участвующие в строительстве или уборке гнезда, а фуражиры занимаются доставкой добычи в семью.
Продолжительность жизни насекомых тоже разная: рабочий муравей живёт 3 – 5 лет, а матка может дожить до 20 лет 8.
Организация жизни муравейника – классический пример иерархии. Это система с чётким разделением труда и обязанностей, а благополучие колонии важнее выгоды отдельно взятой особи.
В мире насекомых часто разгораются настоящие сражения, связанные с захватом новых территорий или защитой своих владений. В зависимости от ситуации, муравьи выбирают определённую тактику ведения боя. Действуя согласованными отрядами, они нападают на врагов. В вылазках участвуют и солдаты, и рабочие, которые часто получают серьёзные травмы. Муравей, потерявший в сражении усики, погибает, т.к. не может ориентироваться в пространстве.
Учёные выяснили, что муравьи не только уносят раненых с поля боя, но и умеют эффективно их лечить. Легкораненый муравей выделяет специальное сигнальное вещество, почуяв которое, товарищи несут его обратно в муравейник. Муравьиная медицинская помощь достаточно эффективна: более 90% раненых идут на поправку. Однако, тяжелораненые муравьи отказываются от помощи. Самопожертвование у общественных насекомых заложено на уровне инстинктов с целью сохранения благополучия колонии 9.
Залогом успешного проведения военных операций является слаженная работа и командный дух. Муравьи очень умные насекомые и могут учиться, наблюдая чужой неудачный опыт. В восприятии человека образ муравья часто используется как символ трудолюбия и взаимопомощи.
Вывод: каждый муравей, выполняя свою биологическую роль, важен для поддержания жизнедеятельности всей колонии. 每只蚂蚁的充当对蚂蚁群体生活很重要。Měi zhǐ mǎyǐ de chōngdāng duì mǎyǐ qúntǐ shēnghuó hěn zhòngyào.
2.3. Распространение и значение муравьёв в природе
Муравьи широко распространены на нашей планете. Могут выживать в любых условиях и приспосабливаться к ним: от Исландии и Алеутских островов до южных архипелагов Атлантического и Тихого океанов. Муравьёв можно встретить во всех природных зонах. Ограничивающим фактором является лишь очень низкая температура 4.
Муравьи играют очень важную роль в природе. Учёные считают, что эти насекомые самые многочисленные представители во всех природных экосистемах и превышают биомассу всех позвоночных животных суши. Являясь основными хищниками в цепях питания, могут подавлять вспышки численности вредителей при их массовом размножении. Сооружая гнездо, муравьи улучшают структуру почвы и обогащают её питательными веществами, а в тропических областях по участию в почвообразовании соперничают с дождевыми червями 4.
Муравьи вступают в симбиоз с растениями. Получая нектар, муравьи уничтожают вредителей. Интересны и взаимоотношения муравьёв с представителями отряда Равнокрылые. Тли 蚜虫 yáchóng, щитовки и даже цикады также являются источником сахара для муравьёв об этом удивительном факте говорил ещё К. Линней: «Aphis formicarum vacca» («тля – муравьиная корова»). Швейцарский мирмеколог П. Гюбер в начале XIX в. установил, что муравьи могут заботиться о равнокрылых, как о домашних животных: оберегать тлей от их врагов – божьих коровок, златоглазок, мух-журчалок и других хищников. Муравьи создают «скотные дворы» или «павильоны для тлей». Муравьи могут находиться в укрытии и выполнять роль охранников и «дояров» – они постоянно поколачивают своими антеннами тлю и берут сладкую падь, которой и питаются. Изучая симбиоз муравьёв и тли, мы открыли для себя ещё один удивительный факт. Те насекомые, которые выделяют мало пади, могут быть съедены муравьями. Таким образом, муравьи используют равнокрылых не только как «молочный», но и как «мясной» скот.
Учёными обнаружены и другие формы удивительной коммуникации насекомых: тли научились выделять сладкую жидкость только тогда, когда приближается рабочий муравей, а если, например, божья коровка начинает поедать тлю, то она выделяет летучий феромон тревоги и муравьи бросаются им на помощь 2.
Вывод: знания о симбиозе различных животных расширяют кругозор и могут пригодиться для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по биологии. 了解不同动物的共生关系不仅可以拓宽视野,还可以帮助您通过生物学考试。Liǎojiě bùtóng dòngwù de gòngshēng guānxì bùjǐn kěyǐ tuòkuān shìyě, hái kěyǐ bāngzhù nín tōngguò shēngwù xué kǎoshì.
2.4. Устройство природного муравейника
Природный муравейник заселяют сотни, тысячи и даже миллионы рабочих муравьёв С увеличением количества особей в колонии усложняются не только социальные взаимоотношения между насекомыми, но и строение гнезда.
Муравьи строят разнообразные по своему строению жилища на открытых и прогреваемых участках. Для строительства купола они могут использовать сухую траву, веточки, хвою и другие мелкие материалы. Под куполом находится подземная часть муравейника, которая может уходить на глубину до 1,5 м. Летом муравьи живут в поверхностных горизонтальных камерах 1.
Холмик муравейника выполняет роль инкубатора, где развиваются новые члены семьи и должен хорошо прогреваться. От погоды и высоты солнца зависит температура в муравейнике и муравьи-няньки переносить своё потомство в различные камеры с наилучшими условия.
Заботясь о чистоте своего муравейника, насекомые также выносят для просушки гнездовой материал, поэтому не поражается плесневыми грибками 3, 5.
Вывод: в природе муравьи могут использовать различный материал для строительства гнезда, заботиться о его чистоте и благоустройстве.
自然界中的蚂蚁可以使用各种的蚁窝材料,而且蚂蚁可以蚂蚁的卵运输到最适合的该腔室中。Zìránjiè zhōng de mǎyǐ kěyǐ shǐyòng gè zhǒng de yǐ wō cáiliào, érqiě mǎyǐ kěyǐ mǎyǐ de luǎn yùnshū dào zuì shìhé de gāi qiāng shì zhōng.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Общие сведения о формикариях
Формикарий – это сооружение для содержания муравьёв в домашних условиях. Ещё в XIX веке учёные создали искусственные муравейники для научных целей, но уже в начале XX века в США появляются коммерческие проекты. Очередной интерес к разведению муравьёв в качестве домашних животных наблюдается в настоящее время и в нашей стране, а в Китае очень хорошо развит рынок, связанный с производством формикариев и выращиванием муравьиных семей.
Формикарии бывают вертикальные и горизонтальные, изготовлены из различных материалов: акрила, гипса, дерева, песочные или земляные и даже гелевые 6.
Мы изучили их основные характеристики. В гипсовых и деревянных сложно поддерживать необходимый уровень влаги, муравьи могут страдать либо от её избытка, либо от недостатка. В земляных и песочных насекомым будет удобно, как в природе, но и наблюдать за ними будет также сложно.
В гелиевых формикариях продолжительность жизни муравьёв очень мала, т.к. живут они в совершенно несвойственной для них среде.
Свой выбор мы остановили на муравейнике из акрила. На наш взгляд, этот прочный прозрачный домик самый удобный для ухода и наблюдения.
Вывод: муравьиную ферму можно выбрать в зависимости от ценовой политики и даже интерьера помещения, в котором он будет располагаться. 您可以根据价格甚至是其所在的房间的内部来选择一个蚂蚁农场。Nín kěyǐ gēnjù jiàgé shènzhì shì qí suǒzài de fángjiān de nèibù lái xuǎnzé yīgè mǎyǐ nóngchǎng.
3.2. Правила заселения и ухода за муравьями
Для домашнего муравейника необходимо определить спокойное затемнённое место без перепадов температур и резких ароматов. Наиболее комфортная температура для жнецов – 21 – 290 С.
В любом муравейнике должна быть арена, где располагается пища и вода. Перед тем, как переселить колонию, нужно увлажнить территорию, наполнить поилку, а в кормушку насыпать зёрна. Необходимо соблюдать определённые меры предосторожности: переувлажнение фермы и запасов семян может привести к появлению плесени и гибели колонии. Нельзя также одновременно пользоваться «антипобегом» и крышкой арены – муравьи могут задохнуться 10.
Заселение фермы – процесс длительный. Мы затемнили систему ходов, а арену, на которую поместили пробирку, оставили освещённой. Вытряхивать муравьёв из пробирки нельзя. Переселение нашей колонии, в которой был расплод, царица и 25 муравьёв-жнецов, проходило самостоятельно в течение трёх суток. (Приложение № 2)
Сначала появились разведчики, обследовали территорию и вернулись в пробирку, но переселение всей колонии началось только после осмотра территории царицей. В одну из камер рабочие муравьи перетащили запасы пищи. Через некоторое время мы увидели, что в одном из уголков арены муравьи устроили мусорную свалку.
Для муравьёв необходимо правильное питание. Им противопоказаны кисломолочные продукты, конфеты и печенья. Нельзя давать муравьям пищи больше, чем требуется: муравьи могут не справиться с уборкой и корм испортится.
Для быстрого развитию колонии 2 – 3 раза в неделю муравьям необходимо предлагать белковый корм. Мясо, курица, креветки и печень отвариваются без соли и специй. Кроме этого, мы предлагали муравьям яичный белок и желток, дрозофил, пауков и натуральный корм для аквариумных рыбок. Запасы семян и мака также не должны истощаться. Жнецы могут заполнить ими хранилища. Для укрепления здоровья, муравьям также необходимы витамины, поэтому они с удовольствием употребляют яблоки, груши, бананы, помидоры и огурцы 7.
Исходя из сведений, которые были получены из различных источников, мы пришли к выводу, что наш уход был правильным. Через 2 месяца царица отложила яйца, примерно через 2 недели появились личинки, а затем начали формироваться куколки. С появлением в инкубаторе первых рабочих муравьёв, мы добавили в рацион семьи один раз в 4 дня белковую пищу.
Когда колонии появилось примерно 200 особей, можно открыли другие ходы для освоения новой территории формикария. (Приложение 2).
Вывод: от качества корма и ухода за царицей зависит количество и развитие особей в муравейнике.质量和蚂蚁王的生活条件影响于蚂蚁家园的数量个体。 Zhìliàng hé mǎyǐ wáng de shēnghuó tiáojiàn yǐngxiǎng yú mǎyǐ jiāyuán de shùliàng gètǐ.
3.3. Составление словаря исследователя на китайском языке
蚂蚁 – mǎyǐ – муравей
收获蚁属 - shōuhuò yǐ shǔ – муравей-жнец
触须 chùxū - усик
腹 – fù – брюшко
胸 – xiōng – грудь
头 – tóu - голова
上颚 - shàng'è – верхняя челюсть (жвалы или мандибулы у насекомых)
复眼 – fùyǎn – фасеточный глаз, сложный глаз
足 – zú – нога
兵蚁 – bīngyǐ – муравей-солдат
保姆蚁- bǎomǔyǐ – муравей-нянька
特有的 – tèyǒu de – особенный
流方式 – liú fāngshì – потоковый способ
由于 – yóuyú – по причине…, быть обусловленным
视力 – shìlì – острота зрения
信息 – xìnxī – сведения
发声 – fāshēng – издавать звук, фонация
找到 – zhǎodào – находить
碰到 – pèng dào – наталкивать на, встретиться с…,
敌人 – dírén – враг, неприятель
通过 – tōngguò – проходить ,проезжать через, транзитом; транзитный
通知 – tōngzhī – сообщать, уведомлять
同伴 – tóngbàn – попутчик, компаньон, единомышленник
及时 – jíshí – успевать, своевременно
取 – qǔ – захватывать с собой, забирать
行动 – xíngdòng – поведение, действие, поступок
幼虫 – yòuchóng – личинка
蚜虫 – yáchóng – тля
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании наблюдений, мы пришли к следующим выводам:
Содержание формикария не требует больших финансовых и временных затрат.
Питомцы не шумят, а муравьиный домик не требует много места.
У муравьёв нет неприятного запаха при соблюдении норм питания (большое количество еды может спровоцировать развитие плесневых и гнилостных процессов).
Наблюдать за питомцами можно в любое время, но стараться их не тревожить.
Муравьёв можно оставлять на длительный срок (отпуск, каникулы) без присмотра, обеспечив необходимым количеством корма и воды.
Наблюдение за муравьями также интересно, как и за аквариумными рыбками. Способствует снятию психоэмоционального напряжения, релаксации и является даже своеобразной зарядкой для глаз.
Люди, у которых есть аллергия на шерсть животных и корм для рыбок, могут заботиться о муравьях без вреда для здоровья.
Важным является и тот факт, что содержание и уход за муравьиной фермой требует дополнительных знаний и как результат этого – изучение специальной научной и научно-популярной литературы.
Ребята, имеющие формикарий, с удовольствием общаются друг с другом, делятся своими практическими советами по уходу за насекомыми. Наша исследовательская группа является наглядным примером, и мы надеемся найти ещё единомышленников.
Разведение и изучение муравьёв – мирмикиперство – это международное увлечение. Для получения необходимой информации и свободного общения на международных форумах и съездах мирмикиперов требуется знание иностранных языков.
На наш взгляд, гипотеза о том, что разведение муравьёв в качестве домашних животных может способствовать изучению биологии и иностранных языков, подтвердилась. Мы узнали много нового и интересного из жизни муравьёв, выучили новые иероглифы, смогли разобрать неадаптированную заметку о муравьях на китайском языке. Мы считаем, что это весомый аргумент, который поможет решить проблему и договориться с родителями приобрести муравьёв в качестве домашних животных.
Цель нашего исследования – изучить особенности жизнедеятельности муравьёв и освоить узкопрофильную лексику китайского языка в основном достигнута. Мы будет продолжать работать в данном направлении.
План дальнейшей работы по теме:
Познакомить с материалами исследования кадет 5 и 6 курса.
Использовать лексику китайского языка для минуток-разминок на уроках биологии.
Использовать биологическую терминологию на уроках китайского языка в рамках тем: «Животные», «Хобби».
Открыть дополнительные камеры в формикарии, провести наблюдение за расселением и дальнейшей репродукцией семьи.
В период летних каникул на дачных участках понаблюдать за муравейником в естественной среде обитания. Проследить их реакцию на различные виды белковой пищи (яйцо, курица, креветки) определить их вкусовые предпочтения. Сравнить полученные данные с имеющимися у нас сведениями.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Бакшт Ф. Б. Куча чудес. Муравейник глазами геолога / Ф.Б. Бакшт. – 2-е изд., перераб. и доп. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2011. – 168 с.
Кипятков В.Е. Мир общественных насекомых. – Л., Издательство Ленинградского университета, 1991. – 408 с.
Мариковский П.И. Маленькие труженики леса. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1969. –168 с.
Тайны мира насекомых. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. – 272 с, ил.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Мирмекология - наука Лесная - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mirmekologiya-nauka-lesnaya
Cайт о муравьях и мирмекологии - Режим доступа: http://antclub.ru/
Семь муравьев. Методы изучения жизни муравьёв - Режим доступа: https://7ants.ru/faq_5
Жизнь животных. Том 3. Беспозвоночные Под редакцией профессора Л.А.Зенкевича 1969 г. - Режим доступа: http://www.fishbiosystem.ru/Animalia/Arthropoda/Insecta/Hymenoptera/Formicidae/Formicidae1.html
Увлекательное о муравьях. Режим доступа: https://antgear.ru/blogs/blog/uvlekatelnoe-o-muravyah
Муравей насекомое. Описание, особенности, виды, образ жизни и среда обитания муравья. Режим доступа: https://givnost.ru/muravej-nasekomoe-opisanie-osobennosti-vidy-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-muravya/
Приложение № 1
Строение тела муравья
蚂蚁的身体结构
Приложение № 2
Дневник наблюдения
Состав колоний: матка, расплод, 25 рабочих муравьёв
Этапы |
Наши действия |
Поведение и деятельность муравьёв |
1. |
Определение места расположения муравьиной фермы. Подготовка формикария: размещение семян на арене, заполнение одной из камер водой. Размещение пробирки на арене. |
Переселение муравьёв в формикарий в течение трёх суток: сначала появилось 5 муравьёв-разведчиков, через сутки арену обследовала царица, затем началось постепенное переселение колонии. На протяжении нескольких дней муравьи исследовали формикарий. Акклиматизация проходила в течение недели. 3 муравья плохо перенесли транспортировку и погибли. Другие рабочие муравьи вынесли погибших на арену, тем самым определили место, где будет свалка мусора. |
2. |
Убрали пробирку с арены и загерметизировали формикарий. |
Матка чувствует себя достаточно хорошо, попробовала и выпила небольшое количество влаги. Из яиц появилось 9 личинок. 3 личинки превратились в кокон. |
3. |
Продолжаем наблюдать, не вносим никаких изменений. |
Матка отложила небольшое количество новых яиц. Личинки увеличились в размерах. Личинки, матка и муравьи находятся в разных камерах. |
4. |
Продолжаем наблюдать, не вносим никаких изменений. Предложили в качестве корма белок куриного яйца. |
Муравьи чувствуют себя нормально. Семена перенесли в сухие камеры. Несколько муравьёв окружили пищу и довольно активно приступили к трапезе. |
5. |
Продолжаем наблюдать, не вносим никаких изменений. |
Три куколки, которые приехали почти созревшими, вылупились. Они бледные по сравнению с другими муравьями. |
6. |
Открыли дополнительные ходы. |
Погиб ещё один рабочий. Причина не установлена. |
7. |
Попробовали покормить сиропом. Нанесли на арену крупную капельку. Вывод: необходимо уменьшать количество жидкости или использовать губку. |
Муравьи с удовольствием пробовали сироп. Не обошлось без потерь: один, слишком маленький муравей, утонул. |
8. |
Для лучшего развития колонии предложили маленький кусочек курицы. |
Испугались. Вышли муравьи-разведчики, которые исследовали новый корм. Затем муравьи с удовольствием попробовали мясо курицы. |
9. |
В качестве дополнительного источника белка предложили отваренное без специй и соли брюшко креветки. |
Реакция на незнакомый корм была оживлённой. Самые смелые муравьи-разведчики оценили корм и с помощью тактильных взаимодействий передали информацию другим представителям. |
10. |
Выяснили, что семян хватает на длительный период времени. |
Появилось много куколок, из них развиваются молодые особи. В формикарии увеличилось количество особей и личинок увеличилось примерно в два раза. |
11. |
Опытным путём выяснили, что увлажнение необходимо проводить один раз в 3 – 4 недели. |
Муравьи работоспособны. Колония живёт своей жизнью. |
12. |
Планируем: сделать новый интерьер формикария: добавить камешки и насыпать песок понаблюдать, как поведут себя муравьи. |
Приложение № 3
Анкета для воспитанников 5 – 6 классов
1.Есть ли у вас домашние животные? |
Да (укажите кто….). Нет |
- 81 чел. (кошки, собаки, хомячки, попугаи, крысы, черепахи, аквариумные рыбки) - 19 чел. |
2. Как вы считаете, можно ли муравьёв назвать домашними питомцами? |
Да Нет |
- 86 чел. - 14 чел. |
3. Знаете ли вы, что такое мирмикиперство? |
Да Нет |
- 6 чел. - 94 чел |
4. Знаете ли вы, что такое формикарий? |
Да Нет |
- 19чел. - 81 чел. |
5. Хотели бы вы содержать дома муравьёв? |
Да Нет |
- 65 чел. - 35 чел. |
1.你有宠物吗? |
有 (它是谁?) 没有 |
2. 你觉得蚂蚁可不可以是宠物? |
可以 不可以 |
3. 你知道蚁学家是谁? |
知道 不知道 |
4. 你知道蚂蚁家园是什么? |
知道 不知道 |
5. 你在家里想养蚂蚁吗? |
想 不想 |
Приложение № 4
Диаграмма 1. Результат опроса респондентов