Влияние алкоголя на организм подростка.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние алкоголя на организм подростка.

Процык Л.Л. 1
1МАОУ "Туртасская СОШ" УМР 10Б класс
Никитина В.Н. 1
1МАОУ "Туртасская СОШ" УМР
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

   В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Эта проблема коснулась и нашего посёлка. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму.    

Актуальность. Тема «Влияние алкоголя на организм подростка» была выбрана не случайно, так как детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Подростки употребляют алкоголь разной степени крепости и считают, что в этом нет ничего страшного и предосудительного, т.к они употребляют слабо алкогольные напитки, поэтому они не оказывают никакого вредного влияния ни их организм. Но именно развивающийся организм молодых людей повышено чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ.

Гипотеза: мы предполагаем, что алкоголь пагубно влияет на живые организмы, а подростки начинают употреблять его, чтобы показаться, взрослыми или выделиться среди своих одноклассников.

Объект исследования: подростки МАОУ «Туртасская СОШ» 7-11класс.

Предмет исследования: влияние алкоголя на живой организм.

Цель: выяснить причины, по которой подростки начинают употреблять алкоголь, а так же показать отрицательное воздействие алкоголя на организм подростка.

Задачи:

1.Изучить теоретический материал об истории алкоголя, влиянии его на живой организм.

2.Провести анкетирование среди учеников нашей школы, вывить количество учащихся, пробовавших или употребляющих алкоголь, а так же, причины его употребления.

3.Провести эксперименты по влиянию этилового спирта на живой организм

4.Провести просветительскую работу среди подростков, довести до их сведения информацию о влиянии алкоголя на растущий организм.

Методы исследования: анкетирование, проведение экспериментов, обобщение.

Все исследования проводились среди учащихся нашей школы.

2. Теоретическая часть.

2.1. История появления алкогольных напитков

Алкого́ль (от араб. الكحل‎, al-kuħl — «сурьма»,"порошкообразная сурьма для подкрашивания", через лат.alcohol, в средневековой латыни этим словом обозначали порошки, дистиллированную воду) — в русском языке чаще всего выступает как синоним словосочетаний этанол (этиловый спирт) и алкогольные напитки (то есть напитки, содержащие этиловый спирт в существенных концентрациях).

Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков.

Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.

Но еще раньше, до создания Корана, в Библии во многих местах были написаны предупреждения об опасности пьянства, которое приводит к гибели человека. «Вино глумливо, сикера буйна и, всякий, увлекающийся ими, неразумен», Притчи 20:1.

Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: " Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина".

В последние годы на прилавках магазина часто можно встретить бутылки с зарубежными этикетками. Это либо вино, либо более крепкие спиртные напитки. Особой популярностью пользуется ром, получаемый из отходов производства тростникового сахара, и виски, готовящееся из осахаренных зерновых продуктов.

Всё чаще можно услышать в средствах массовой информации о том, что на первом месте по количеству подделок находятся именно спиртные напитки. Чем только не разбавляют подпольные производители алкогольные напитки, для того чтобы извлечь для себя как можно больше выгоды (в денежном эквиваленте). Наиболее опасной добавкой является метиловый спирт. Метиловый спирт является нервно-сосудистым ядом, и сто граммов его смертельны для человека.

2.2. Влияние алкоголя на организм человека

Алкоголь влияет на все органы человека, но все же больше всего на головной мозг, сердечно-сосудистую систему, пищеварительную и половую. Если у человека изначально была поражена одна из систем, алкоголь окажет на нее большее отрицательное влияние.

Головной мозг. Алкоголь нарушает процесс переработки информации мозгом. Когда алкоголь попадает в кровь, он обезжиривает поверхность эритроцитов, и они текут не поштучно, а в виде гроздей слипшихся эритроцитов. Как только гроздь эритроцитов достигает отдельных сосудов головного мозга, сосуд закупоривается и кровь не может пройти. Клетки головного мозга, которые испытывают кислородное голодание, физиологически отмирают. Когда начинается гибель отдельных микро участков головного мозга, человек и испытывает то самое состояние опьянения. Уничтожение клеток мозга неизбежно, даже при небольшом опьянении.

Печень. Печень, как и головной мозг, страдает от алкоголя в первую очередь. Негативное влияние алкоголя в печени усиливается за счет окисления этанола до ацетальдегида – вещества довольно опасного и высокотоксичного. Здесь с помощью специальных ферментов совершаются основные химические превращения составных элементов пищи, и алкоголь не является исключением. Если же человек продолжает (даже изредка и понемногу) выпивать, клетки печени, не выдерживая хронической алкогольной интоксикации, погибают. Развивается цирроз печени. Место погибших клеток занимает соединительная ткань, печень покрывается рубцами. Таким образом, печень перестаёт выполнять свои функции. Человек погибает.

Желудочно-кишечный тракт. От действия алкоголя также страдают органы пищеварения: пищевод, желудок, поджелудочная железа. Здесь влияние алкоголя на организм человека проявляется в повреждении и разрушении клеток внутренней поверхности пищеварительных органов, ожогу и омертвению их тканей; атрофии желез, выделяющих желудочный сок; гибели клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин. Это, в свою очередь, приводит к нарушению процессов всасывания питательных веществ, угнетению выделения пищеварительных ферментов, застою пищи в желудке. Влияние алкоголя на поджелудочную железу обусловлено ее неспособностью расщеплять составляющие спиртных напитков.

Сердце. Употребление алкоголя в небольших дозах предотвращает большинство заболеваний сердечно-сосудистой системы — так долгое время считали врачи. Но недавние исследования показали, что даже разовый прием бокала вина повышает давление на несколько дней и постепенно вызывает необратимые процессы в сердечной мышце. Во время циркуляции алкоголя в крови (обычно это 6–7 часов), сердце работает в непродуктивном режиме — кровь намного медленнее доносит кислород к его тканям, а пульс повышается до 100 ударов в минуту. Небольшие кровеносные сосуды и капилляры сжимаются и лопаются, так как кровь в них становится гуще. Особенно это заметно на лице и называется «синдром красного носа». При постоянном употреблении алкоголя в сердце накапливается большое количество жира, а ткани становятся вялыми и дряблыми. Это приводит к возникновению сердечной недостаточности даже у людей совсем молодого возраста. Возникают различного рода аритмии, что выражается в головокружениях, одышке и давящих болях в грудной области. Иногда для обозначения данного состояния специалисты употребляют выражение «алкогольное сердце». У людей с таким диагнозом отмечаются утолщение стенок и расширение полостей сердца, фиксируются аритмии. Всё это может привести к инфаркту миокарда и, как следствие, смерти.

Детский организм особо чувствителен к действию алкоголя и других токсических веществ. В детском и подростковом организме: повышенная проницаемость в сосудистые стенки; неустойчивость и легкая нарушаемость обменных процессов; снижение активности ферментных систем, ответственных за обмен веществ, включая и попадающие извне, особенно у детей раннего возраста; незрелость печеночных механизмов, ответственных за детоксикацию вредных веществ, в частности их окисление.

Алкоголизм родителей оказывает влияние на здоровье потомства 3 путями:токсическим воздействие на половые клетки; воздействием на развивающийся плод;алкогольная интоксикация ребенка в ранний период после рождения. Особенно грубые нарушения развития плода наступает в случае алкоголизма матери: при этом часто происходят выкидыши или рождение мертвых детей. Ребенок из семьи алкоголика находится в ловушке, из которой выбраться невозможно: если у него нет тяжелой степени поражения, то при средней и легкой он крайне подвержен психотравмам. Во многих случаях, к сожалению, помещение ребенка из алкогольной семьи в интернат оказывается наилучшим решением.

Выдающийся русский медик, физиолог, основатель санкт-петербургского психоневрологического института Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что даже малые дозы алкоголя ослабляют умственные способности.

2.3. Механизм действия алкоголя на живые организмы.

Наукой давно доказано и опытом жизни подтверждено, что спирт или алкоголь есть яд, разрушительно действующий на всякую клетку и организм в целом. От действия алкоголя жизнедеятельность растительных и животных клеток замедляется и ослабляется, а от более сильных доз может наступить полное прекращение жизнедеятельности клеток. Отчего это происходит? Чистый винный (этиловый) спирт, неразведенный водой, представляет из себя прозрачную жидкость с сильным своеобразным запахом и острым вкусом. Поэтому чистый 100% спирт не пьют, так как он обжигает слизистую оболочку рта, пищевода и желудка. Даже грубая кожа рук при соприкосновении со спиртом испытывает чувство жжения. Спирт может гореть, давая горячее синее пламя; он несколько легче воды; замерзает только при t –130° (поэтому спирт, например, в подкрашенном виде употребляется при изготовлении наружных градусников).

При действии на вещества, содержащие воду, спирт отнимает её из этих веществ и прочно её удерживает. Так, если в спирт опустить кусочек мяса, то последний сморщивается и делается плотным, потому что в нем остается меньше воды. На этом свойстве спирта отнимать воду из тканей и основывается его ядовитое действие на живую клетку. На самом деле, нормальная работа всякой клетки совершается только тогда, когда в ней находится, в числе других составных частей, достаточное количество воды. Алкоголь извлекает воду из клетки, отчего она сморщивается и не может правильно продолжать свою жизнедеятельность, ослабевает и может умереть. Спирт, кроме того, отнимает у клетки и кислород, что ускоряет ее гибель.

При наблюдении амебы под микроскопом мы увидим, как этот комочек живой слизи передвигается, захватывает и переваривает попадающиеся частицы питательного материала, через определенные промежутки времени размножается путем простого деления пополам. Но если мы подействуем на амебу слабым раствором алкоголя, то заметим, как амеба сморщивается, движения ее приостанавливаются, размножение прекращается. Амеба больна, она отравлена алкоголем. Если подействовать на нее более сильным раствором, то амеба умирает.

В присутствии алкоголя семена растений набухают, но не прорастают и не загнивают. Так как в присутствии спирта гниения не бывает. Спирт убивает жизнедеятельность микробов, производящих гниение; поэтому мертвые органы могут сохраняться в спирту.

Насекомые, светящиеся в темноте, в парах алкоголя перестают светиться и кажутся совершенно темными, так как прекращается работа клеток, выделяющих свет. Всем знакомы опыты с петухом, которому в шутку дают поклевать хлеб, смоченный алкоголем. Такой петух вскоре совершенно изменяет свой вид: перья опускаются, мышцы его ослабевают, он шатается и падает, он уже не отзывается на обычный зов. Вся эта картина тяжелого болезненного состояния происходит, конечно, от алкоголя. Алкоголь парализует все жизненные явления. Он отравляет и может убить животных.

2.4.Мотивы употребления алкоголя подростками

Приобщение людей к алкоголю начинается с раннего детства. Дети в детском саду уже знают как надо «по-взрослому» отмечать праздники. Всё это результат массовой пропаганды теории «культурного пития» через средства массовой информации – рекламные ролики, фильмы, телепередачи.

Что же побуждает подростка попробовать алкоголь? Сильное влияние на подростка оказывает его окружение. Для него, в силу возрастных особенностей, авторитет взрослого несравним с авторитетом его товарищей. Если подросток попадает под влияние дурной компании, в которой употребление алкоголя считается нормой, то он, в стремлении не отставать от товарищей, начинает употреблять алкоголь.

В подростковый период очень важно не потерять ту связь ребенка с родителями, которая была установлена в детстве. Надо, чтобы между подростком и родителем устанавливались доверительные отношения. В таких семьях дети меньше подвержены влиянию со стороны, имеют свое мнение. Подростки, которые могут спросить совета в семье, чувствуют ее поддержку, меньше употребляют алкоголь. Напротив, те подростки, в семье которых часты ссоры, члены семьи не поддерживают друг друга, в семье отсутствуют доверительные отношения, склонны попадать под влияние дурных компаний. Они пытаются, с помощью алкоголя, доказать свою взрослость, показать родителям, что их мнение важно, часто идут наперекор общественному мнению.

Очень важно и то, как в семье относятся к алкоголю. Если в семье не видят причин, чтоб останавливать подростка от употребления алкоголя, то подросток, получив негласное разрешение, не видит в употреблении алкоголя ничего дурного. Важно, общаясь с подростком, донести до его сознания, весь вред алкоголя, показать его пагубное влияние не только на организм, но и на формирование общественного мнения о подростке.

3.Практическая часть.

3.1.Анкетирование среди учеников нашей школы.

Для того чтобы узнать отношение к алкоголю учащихся нашей школы, я провела социологический опрос. В нем приняли участие школьники с 7 по 11 класс. Всего было опрошено 100 человек. Анкеты для учащихся включали в себя 9 вопросов. По итогам проведенного опроса были составлены диаграммы. На основании полученных результатов анкетирования учеников можно сделать следующие выводы:

1) Из опрошенных на вопрос для чего люди употребляют спиртное, большинство отвечали, что хотят получить удовольствие, пьют за компанию или ради интереса, у кого-то употребление спиртных напитков вошло в привычку ( появилась психологическая зависимость).

2)Далее все опрошенные мною дети пробовали алкоголь, примерно с 14 лет и более, 60%- алкоголь понравился, а остальным 40%-нет.

3) Так же я решила поинтересоваться, как они считают, алкоголь вредит организму человека? И, к сожалению, большинство (а это 70%) утверждают, что в алкоголе нет ничего вредного и плохого. И всего лишь 30% говорят обратное.

4) из следующего вопроса, я поняла, что почти всем мною опрошенным детям интересно узнать больше о вреде алкоголя и возможно даже изменят себя в лучшую сторону.

5) На данном вопросе мнения детей были одинаковы , 50% на 50%. Кто-то считает, что алкоголизм это – болезнь, а кто-то так не считает.

6)Большинство учеников отмечают, что относятся к любителям выпить с безразличием(40%), но к счастью есть те дети, которые относятся с отвращением, с недоумением (60%).

7. На вопрос чтобы изменилось в обществе, если бы за хранение и употребление алкоголя наказывали, дети затруднились и было всего два мнения: Люди бы меньше стали распивать спиртные напитки в общественных местах, и возможно некоторые люди переоценили бы ситуацию и бросили бы пить.

8. Для борьбы с употреблением алкоголя, дети предложили запретить рекламы и агитации алкоголя, ввести наказания за пьянство, введение принудительного лечения, создание бесплатных и доступных центров помощи, ввести поощрения тем, кто смог преодолеть эту болезнь, пропаганда ЗОЖ, и всю алкогольную промышленность ввести под контроль государства.

3.2. Экспериментальная часть. Влияние этилового спирта на живой организм

3.2.1. Научно-исследовательские биологические опыты.

1.Тема: « Влияние раствора 20% спирта на всхожесть семян бобов и гороха».

Цель опыта: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.

Оборудование: чашка Петри, фильтровальная бумага, стаканы.

Реактивы и материалы: семена бобов (6шт) и семян гороха (30шт), вода, 20% раствор спирта.

Ход опыта:

1.В две чашки Петри поместили семена гороха.

2.В одну чашку добавили воды 50 мл., а в другую 50 мл. 20% раствора спирта.

3. Наблюдения проводились каждый день, фиксировались результаты.

4. На четвертый день наблюдений в чашке Петри, где была вода, у семян гороха появились первые проростки (зародышевые корни). А в чашке Петри, где был раствор спирта, семена не прорастали.

4.Через 7 дней уже можно было наблюдать, что в чашке, где семена находятся в воде, появились проростки у 90% семян, а в чашке, где находился раствор спирта, они так и не проросли.

4.Подобный опыт мы заложили с семенами бобов. Результат был идентичен результату опыта с горохом.

В ывод: алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.

Тема 2: « Влияние алкоголя на развитие корней и листьев у лука».

Цель опыта: показать, что алкоголь угнетает развитие вегетативных органов растений.

Оборудование: стаканы, таблички с обозначениями.

Реактивы и материалы: луковицы, вода, 20% раствор спирта.

Ход опыта:

1.Приготовили два стакана: в одном – вода, в другом –20% спирт.

2.В каждый стакан помещали по луковице так, чтобы они только на 2/3 были погружены в жидкость. Ставили таблички с обозначениями.

3 . Наблюдения проводились каждый день, фиксировались результаты.

4.Через 6 дней у луковицы в стакане с чистой водой появились первые корни. У луковицы в стакане со спиртом корни так и не появились, донце луковицы стало загнивать.

Вывод: спирт угнетает развитие вегетативных органов у растительных организмов.

Тема 3: « Влияние спирта на белки».

Цель опыта: доказать, что под воздействием спирта происходят необратимые изменения белков.

Оборудование: химические стаканы, стеклянные палочки, вода, спирт 20%, сырой яичный белок.

Ход опыта:

1.В два химических стакана поместили сырые яичные белки.

2. В первый стакан добавили 50 мл. 20% спирта, во второй стакан 50 мл. воды комнатной температуры, перемешали стеклянными палочками.

3. В первом стакане при перемешивании стеклянной палочкой белок поменял свою консистенцию, стал плотным, непрозрачным и белого цвета.

4. Во втором стакане при перемешивании стеклянной палочкой, мы наблюдали, как белок растворился в воде за счет гидратации его молекул.

В ывод: Спирт денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру. Белок изменил свою природную структуру под действием этилового спирта. Значит, и в живых организмах под действием алкоголя белки так же изменяются.

3. Заключение

Проведя исследования в рамках данного исследовательского проекта, мы подтвердили гипотезу: что алкоголь пагубно влияет на живые организмы, а подростки начинают употреблять его, чтобы показаться, взрослыми или выделиться среди своих одноклассников и уже с раннего возраста дети начинают пробовать алкогольные напитки. Подростки не осознают полностью пагубное воздействие алкоголя на их организм. В связи с этим необходимо срочно принимать меры по антиалкогольной пропаганде и антиалкогольному воспитанию.

      Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению алкоголя. В основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни, воспитательная работа с населением, противоалкогольная пропаганда, противоалкогольная работа с родителями. Большое количество подростков употребляет спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей.

Выводы.

1.Изучила теоретический материал об истории алкоголя, влиянии его на живой организм.

2.Провела анкетирование среди учеников нашей школы, вывела количество учащихся, пробовавших или употребляющих алкоголь, а так же, причины его употребления.

3.Провела эксперименты по влиянию этилового спирта на живой организм. Выяснила, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма. Спирт угнетает развитие вегетативных органов у растительных организмов, а так же денатурирует белок, отнимает у него воду, осаждает и необратимо изменяет его структуру. Значит, и в живых организмах под действием алкоголя белки так же изменяются.

4.Провела просветительскую работу среди подростков, довела до их сведения информацию о влиянии алкоголя на растущий организм.

Список  литературы

эru.wikipedia.org›wiki/Виноделие

И.В. Галина  « Алкоголь и дети », «Знание»  1992 г.   Стр.  1-64.    

Д.В. Колесов., Р.Д. Маш., И.Н. Беляев. «Биология. Человек».- М.:»Дрофа»,  2008г. Стр.110-115.

В.А. Таболин., С.А.Жданова «Алкоголь и потомство».-М.:Просвещение 1998 г. Стр.43-80.

В.Н. Ягодинский «Школьнику о вреде алкоголя». – М.:Просвещение, 1987г.Стр.36-89.

"Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., М.:Русское слово. 1907

Малая медицинская энциклопедия. -М.: Медицинская энциклопедия. 1991-1996 гг.

Братусь Б.С. «Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма», Москва, 1984г.

Приложение.

Приложение 1.

Анкета для учащихся 7, 8,9,10,11 классов.
Тема "Вред алкоголя для организма человека".
1.Ваш пол (м, ж) ваш возраст, ваша параллель?
2.Для чего люди употребляют спиртное?
3.Пробовали ли вы когда-нибудь алкоголь? Если да, то в каком возрасте и понравилось ли вам?
4. Как вы считаете, алкоголь вредит организму человека? Если да, то каким образом (поясните)?
5.Хотелось бы вам больше узнать, как влияет алкоголь на организм человека?
6.Вы считаете, что алкоголизм – это болезнь и ее надо лечить?
1. Да; 2. Нет; 3. Другое (предложите)
7. Как Вы сами относитесь к любителям выпить?
1. с отвращением и негодованием 5. с недоумением
2. с сожалением 6. безразлично
3. терпимо 7. с юмором
4. другое (предложите)
8.Что бы изменилось в обществе, если бы за хранение и употребление алкоголя наказывали?
9. Что вы сами можете предложить для борьбы с употреблением алкоголя?

Просмотров работы: 5080