Введение
Современный мир невозможно представить без использования шампуня. Им пользуются и взрослые и дети.
В старину, люди вместо шампуня применяли травы, дождевую воду, глину, яйца, муку. В настоящее время нам предоставляется огромный выбор шампуня, который предназначен для разных целей. Но вряд ли, кто задумывается над тем, что компоненты, входящие в состав этих средств, могут влиять на живые организмы и окружающую среду в целом.
Мы решили провести исследование, чтобы выявить, какой шампунь детский или взрослый, будет наносить вред живым организмам. Какой из них окажется безопасным для живых организмов. Полученные знания в ходе исследования помогут нам, более тщательно подходить к выбору шампуня. В этом будет заключаться наша актуальность.
Гипотеза:детский шампунь безопасен для живых организмов, взрослый шампунь наносит им вред.
Объект исследования: различные виды шампуня.
Предмет исследования:влияние различных видов шампуня на живые организмы.
Цель исследования: изучить влияние различных видов шампуня на живые организмы.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Познакомиться с историей появления шампуня;
Изучить состав и особенности различных видов шампуня;
Выяснить влияние различных видов шампуня на живые организмы;
Выявить наиболее безопасный шампунь;
Методы и приёмы исследования: эксперимент, наблюдения, анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Глава 1. Основная часть
1.1. История появления шампуня
Слово шампунь является англоязычным заимствованием из Индийского языка Хинди слова «чампa» — это цветок, растущий в Индии, из которого делается масло для втирания в волосы.
Шампуню чуть больше века, это молодое изобретение в отличие, например, от мыла. Первый шампунь создал англичанин Кейси Херберт. Кейси изобрел шампунь, который имел вид порошка, возможно, сделанного из мыла с добавлением сухих трав. Его шампунь не имел большого успеха, но распространение получил: им торговали в аптеках и цирюльнях. В 1903 г. к молодому аптекарюХансу Шварцкопф попал в руки сухой шампунь в пакетике. По образованию он был химиком, поэтому составить формулу шампуня было делом нескольких минут. Он экспериментировал с отдушками, добавляя те или иные экстракты трав и цветов, и в конечном итоге им был создан сухой шампунь с ароматом фиалок, который чудесно пах. В 1903 г. он придумывает логотип, который сейчас известен каждому. Фамилия Шварцкопф переводится с немецкого языка как «черная голова», поэтому в качестве изображения на этикетке послужил силуэт головы черного цвета.
В 1904 г. в Германии открывается первый в мире завод по изготовлению шампуня. Ассортимент его увеличивается, налаживается выпуск 8 новых видов, среди которых ромашковый, желтковый, кислородный, березовый…
В 1905 г. мода на шампунь доходит и до России. Заводы Шварцкопфа открываются по всему миру. В 1927 г. был выпущен жидкий шампунь, средство было в разы качественнее своего сухого предшественника, оно лучше пенилось и очищало волосы, а также было гораздо более экономичным в использовании.
1.2 Состав и особенности различных видов шампуня
Существуют разные классификации шампуня, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Классификация шампуня
По внешнему виду |
Для различных типов волос |
По возрасту |
Дополнительные функции |
Жидкие, кремообразные, сухие, концентрированные |
Нормальных, сухих, жирных, поврежденных, вьющихся волос, любого типа, смешанного типа |
Детские, взрослые |
Восстанавливающий, для окрашенных волос, увлажняющие, профессиональные, лечебные и др. |
Для изучения состава различных видов шампуня, выбрали классификацию по возрасту.
Главные компоненты, входящие в состав шампуня, мы отразили в таблице 2.
Таблица 2. Состав шампуня
Компоненты, входящие в состав шампуня |
Название компонента на этикетке |
Вода |
Вода |
Моющая основа – ПАВ |
Лаурил сульфат натрия, лаурет сульфат натрия, аммония лаурит сульфат натрия. |
Консерванты |
Формальдегид |
Загустители, стабилизаторы |
Полиэтиленгликоль, воск |
Кондиционеры и силиконы |
Цетиловый, олеиновый и стеариловый жирный спирт, Диметиконы |
Ароматизаторы |
Парфюмерные добавки, отдушки |
Другие компоненты |
Триклозан, глицерин |
Натуральные компоненты |
Экстракты трав, ментол, красители |
Особенности детского шампуня
Детский шампунь должен обладать максимально мягким моющим действием, не содержать красителей, запрещенных консервантов, слишком активных биодобавок и не обладать резким запахом. Он должен быть гипоаллергенным, т.е. не вызывать аллергических реакций. Одно из важных свойств шампуня — отсутствие раздражения не только кожи головы, которая очень нежна и чувствительна, но и слизистой оболочки глаз.
Особенности взрослого шампуня
Взрослый шампунь обычно содержат моющие, пенообразующие и разделяющие вещества, загустители, кондиционеры, добавки, регулирующие уровень рН, и другие ингредиенты (смягчители, ароматизаторы, консерванты).
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Образцы шампуня
Для изучения влияния шампуня на живые организмы были выбраны шампуни, которые используются у нас в быту.
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Образец 4
Образец 5
В качестве живых организмов использовали: опарышей, красную фасоль, дрожжи «Саф-Момент».
Рис. 2 Опарыши Рис. 3 Фасоль Рис. 4 Сухие дрожжи
2.2. Состав шампуня
Цель: изучить состав шампуня
Оборудование: образцы шампуня
Методика: изучение состава шампуня, какие компоненты входят в состав шампуня
Таблица 3. Сравнение составашампуня
Наименование шампуня |
Компоненты, входящие в состав шампуня |
Образец 1 |
Вода,ПАВ (Содиумлауреатсульфат (SLL или SLES), противовоспалительный компонент экстракты ромашки, глицерин, загустители. |
Образец 2 |
Вода, без красителей, ПАВ (лаурил сульфат натрия), содержится отдушка, загустители |
Образец 3 |
Вода, ПАВ(Содиумлауреатсульфат (SLL или SLES), глицерин, загустители, противовоспалительные компоненты |
Образец 4 |
Вода, ПАВ (SLS), отдушки, загустители, красители |
Образец 5 |
Вода, ПАВ (SLS). Отдушки, загустители, ментол. |
В результате изучения состава шампуня было выявлено, что во всех шампунях содержится в составе вода, ПАВ, загустители, парфюмерные добавки. В шампунях «Образец 1» и «Образец 3» содержится безопасные ПАВ SodiumLaurylSulfate (SLS), противовоспалительные компоненты, которые очищают и защищают кожу головы и волос.
2.3. Влияние шампуня на опарышей
Цель: пронаблюдать влияние шампуня на опарышей
Оборудование:опарыши, стеклянная емкость, вода, хлеб, шампунь
Методика:
1.Помещаем несколько опарышей в банку с хлебом, смоченным водой с шампунем «Образец 1»;
2.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем «Образец 2»;
3.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем «Образец 3»;
4.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем«Образец 4»;
5.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем «Образец 5»;
6. В качестве контрольной пробы несколько опарышей помещаем в ту же среду, но хлеб смачиваем водой, без шампуня.
В ходе проведенного опыта установлено, что опарыши благоприятно чувствовали себя в любой из этих сред, поедая хлеб с большим количеством шампуня, первые сутки, после эксперимента. На следующий день эксперимента в средах с шампунями «Образец 5», «Образец 4», «Образец 3», «Образец 1», активность их снизилась. В среде с шампунем «Образец 2» часть опарышей, погибли. Из всего следует, что самым агрессивным к живым организмам, вызвавших их гибель является шампунь «Образец 2». В контрольной пробе с водой все опарыши остались жизнеспособными. (см. Приложение 1.)
2.4. Влияние шампуня на прорастание фасоли
Цель: пронаблюдать влияние шампуня на прорастание фасоли
Оборудование:фасоль, стеклянная емкость, вода, вата, шампунь
Методика:
1.Смачиваем вату водой с шампунем «Образец 1» и помещаем пять семян фасоли;
2.Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 2»;
3. Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 3»;
4. Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 4»;
5.Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 5».
6. Помещаем пять семян фасоли на ватку смоченную водой.
В результате установлено, что во всех пробах с шампунями «Образец 1, «Образец 4»,«Образец 2», «Образец 3», «Образец 5», семена фасоли набухли, но проросли только в контрольной пробе. (Это говорит о том, что самая благоприятная среда для прорастания фасоли — это вода. (см. Приложение 2).
2.5. Влияние шампуня на дрожжи
Цель: пронаблюдать влияние шампуня на активность подъема теста
Оборудование: мука 5 г., сахар 2 г., сухие дрожжи «Саф-момент» 20 г., стеклянная емкость, шампунь по 5 мл., вода.
Методика:
1. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 1» замесили тесто;
2. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 2» замесили тесто;
3. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 3» замесили тесто;
4. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 4» замесили тесто;
5. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 5» замесили тесто;
6. В качестве контрольного теста вместо шампуня использовали простую воду.
В результате опыта выявили, что хороший подъем теста показали шампунь «Образец 5», «Образец 4» «Образец 1», контрольное тесто на воде, недостаточный подъем теста показало шампунь «Образец 3», а шампунь «Образец 2» подавил активность дрожжей, и тесто не поднялось. (см. Приложение 3).
Заключение
На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующие выводы.
Взрослые и детские шампуни наносят вред живым организмам,а именно опарышам, фасоли, дрожжам. В опыте с опарышами только в контрольной пробе с водой опарыши остались активными в течение 2 дней. В опытах с фасолью ожидалось, что фасоль прорастёт во всех образцах, но она лишь набухла, а потом её развитие остановилось. Только в контрольной пробе фасоль проросла. Опыт с дрожжами оказался более удачным, хороший подъем теста показали 3 шампуня из 5 и контрольное тесто. Из чего можно сделать вывод, что почти все шампуни не наносят вред дрожжам.
В результате исследования выяснилось, что самым безопасным средством для живых организмов является вода, а менее безопасным шампунем для живых организмов оказался шампунь «Образец 1».
Цель нашего исследования была достигнута, но гипотеза не нашла подтверждения. Проведённые исследования показали, что все моющие средства опасны в той или иной мере для живых организмов.
В перспективе мы планируем провести исследования с более популярными марками шампуня, после чего выступить с результатами своего исследования на классных часах для того, чтобы окружающие более тщательно подходили к выбору шампуня.
Список литературы
Занимательные опыты по биологии. Пособие. Васильева Н., М.: ИНТ, 23 с.
Орфографический словарь русского языка: 106000 слов/АН СССР.
Ин-т русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 23-е изд., Стереотип.- М.: Рус.яз., 1986-464 с.
«Энциклопедия для детей»,том 2 Биология, м.: «Аванта», 2006 г.
Электронные ресурсы
Все про шампунь. [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://myshampoo.ru/
Как определить качественный шампунь. [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://www.moscow-faq.ru/q/house/useful/opredelit-kachestvennyij-shampun-ili-net-65254/173886.
Состав шампуня. [Электронный ресурс] – Режим доступа.https://www.livemaster.ru/topic/70053-sostav-shampunej-i-poverhnostno-aktivnye-veschestva
Приложение 1. Влияние шампуня на опарышей
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Образец 4
Образец 1
Образец 5
Образец 5
Образец 4
Образец 2
Образец 3
Образец 1
Рис. 1 Влияние шампуня на опарыши
Рис. 2 Результаты опыта
Приложение 2. Влияние шампуня на прорастание фасоли
Образец 4
Образец 3
Образец 5
Образец 1
Образец 2
Контрольный образец
Рис. 3 Влияние шампуня на прорастание фасоли
Образец 4
Образец 5
Образец 3
Образец 1
Образец 3
контроль
Рис. 4 Проросшая фасоль Рис. 5 Набухание фасоли
Приложение 3. Влияние шампуня на дрожжи
Образец 4
Образец 2
Образец 3
Образец 1
Образец 5
Ри. 6 Влияние шампуня на дрожжи
Рис. 7 Контрольный образец теста