Влияние различных видов шампуня на живые организмы

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние различных видов шампуня на живые организмы

Большакова А.К. 1
1МОУ "Октябрьская СОШ № 1"
Литвякова Ю.С. 1
1МОУ "Октябрьская СОШ № 1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный мир невозможно представить без использования шампуня. Им пользуются и взрослые и дети.

В старину, люди вместо шампуня применяли травы, дождевую воду, глину, яйца, муку. В настоящее время нам предоставляется огромный выбор шампуня, который предназначен для разных целей. Но вряд ли, кто задумывается над тем, что компоненты, входящие в состав этих средств, могут влиять на живые организмы и окружающую среду в целом.

Мы решили провести исследование, чтобы выявить, какой шампунь детский или взрослый, будет наносить вред живым организмам. Какой из них окажется безопасным для живых организмов. Полученные знания в ходе исследования помогут нам, более тщательно подходить к выбору шампуня. В этом будет заключаться наша актуальность.

Гипотеза:детский шампунь безопасен для живых организмов, взрослый шампунь наносит им вред.

Объект исследования: различные виды шампуня.

Предмет исследования:влияние различных видов шампуня на живые организмы.

Цель исследования: изучить влияние различных видов шампуня на живые организмы.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

Познакомиться с историей появления шампуня;

Изучить состав и особенности различных видов шампуня;

Выяснить влияние различных видов шампуня на живые организмы;

Выявить наиболее безопасный шампунь;

Методы и приёмы исследования: эксперимент, наблюдения, анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Глава 1. Основная часть

1.1. История появления шампуня

Слово шампунь является англоязычным заимствованием из Индийского языка Хинди слова «чампa» — это цветок, растущий в Индии, из которого делается масло для втирания в волосы.

Шампуню чуть больше века, это молодое изобретение в отличие, например, от мыла. Первый шампунь создал англичанин Кейси Херберт. Кейси изобрел шампунь, который имел вид порошка, возможно, сделанного из мыла с добавлением сухих трав. Его шампунь не имел большого успеха, но распространение получил: им торговали в аптеках и цирюльнях. В 1903 г. к молодому аптекарюХансу Шварцкопф попал в руки сухой шампунь в пакетике. По образованию он был химиком, поэтому составить формулу шампуня было делом нескольких минут. Он экспериментировал с отдушками, добавляя те или иные экстракты трав и цветов, и в конечном итоге им был создан сухой шампунь с ароматом фиалок, который чудесно пах. В 1903 г. он придумывает логотип, который сейчас известен каждому. Фамилия Шварцкопф переводится с немецкого языка как «черная голова», поэтому в качестве изображения на этикетке послужил силуэт головы черного цвета.

В 1904 г. в Германии открывается первый в мире завод по изготовлению шампуня. Ассортимент его увеличивается, налаживается выпуск 8 новых видов, среди которых ромашковый, желтковый, кислородный, березовый…

В 1905 г. мода на шампунь доходит и до России. Заводы Шварцкопфа открываются по всему миру. В 1927 г. был выпущен жидкий шампунь, средство было в разы качественнее своего сухого предшественника, оно лучше пенилось и очищало волосы, а также было гораздо более экономичным в использовании.

1.2 Состав и особенности различных видов шампуня

Существуют разные классификации шампуня, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Классификация шампуня

По внешнему виду

Для различных типов волос

По возрасту

Дополнительные функции

Жидкие, кремообразные, сухие, концентрированные

Нормальных, сухих, жирных, поврежденных, вьющихся волос, любого типа, смешанного типа

Детские, взрослые

Восстанавливающий, для окрашенных волос, увлажняющие, профессиональные, лечебные и др.

Для изучения состава различных видов шампуня, выбрали классификацию по возрасту.

Главные компоненты, входящие в состав шампуня, мы отразили в таблице 2.

Таблица 2. Состав шампуня

Компоненты, входящие в состав шампуня

Название компонента на этикетке

Вода

Вода

Моющая основа – ПАВ

Лаурил сульфат натрия, лаурет сульфат натрия, аммония лаурит сульфат натрия.

Консерванты

Формальдегид

Загустители, стабилизаторы

Полиэтиленгликоль, воск

Кондиционеры и силиконы

Цетиловый, олеиновый и стеариловый жирный спирт, Диметиконы

Ароматизаторы

Парфюмерные добавки, отдушки

Другие компоненты

Триклозан, глицерин

Натуральные компоненты

Экстракты трав, ментол, красители

Особенности детского шампуня

Детский шампунь должен обладать максимально мягким моющим действием, не содержать красителей, запрещенных консервантов, слишком активных биодобавок и не обладать резким запахом. Он должен быть гипоаллергенным, т.е. не вызывать аллергических реакций. Одно из важных свойств шампуня — отсутствие раздражения не только кожи головы, которая очень нежна и чувствительна, но и слизистой оболочки глаз.

Особенности взрослого шампуня

Взрослый шампунь обычно содержат моющие, пенообразующие и разделяющие вещества, загустители, кондиционеры, добавки, регулирующие уровень рН, и другие ингредиенты (смягчители, ароматизаторы, консерванты).

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Образцы шампуня

Для изучения влияния шампуня на живые организмы были выбраны шампуни, которые используются у нас в быту.

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Образец 4

Образец 5

В качестве живых организмов использовали: опарышей, красную фасоль, дрожжи «Саф-Момент».

Рис. 2 Опарыши Рис. 3 Фасоль Рис. 4 Сухие дрожжи

2.2. Состав шампуня

Цель: изучить состав шампуня

Оборудование: образцы шампуня

Методика: изучение состава шампуня, какие компоненты входят в состав шампуня

Таблица 3. Сравнение составашампуня

Наименование шампуня

Компоненты, входящие в состав шампуня

Образец 1

Вода,ПАВ (Содиумлауреатсульфат (SLL или SLES), противовоспалительный компонент экстракты ромашки, глицерин, загустители.

Образец 2

Вода, без красителей, ПАВ (лаурил сульфат натрия), содержится отдушка, загустители

Образец 3

Вода, ПАВ(Содиумлауреатсульфат (SLL или SLES), глицерин, загустители, противовоспалительные компоненты

Образец 4

Вода, ПАВ (SLS), отдушки, загустители, красители

Образец 5

Вода, ПАВ (SLS). Отдушки, загустители, ментол.

В результате изучения состава шампуня было выявлено, что во всех шампунях содержится в составе вода, ПАВ, загустители, парфюмерные добавки. В шампунях «Образец 1» и «Образец 3» содержится безопасные ПАВ SodiumLaurylSulfate (SLS), противовоспалительные компоненты, которые очищают и защищают кожу головы и волос.

2.3. Влияние шампуня на опарышей

Цель: пронаблюдать влияние шампуня на опарышей

Оборудование:опарыши, стеклянная емкость, вода, хлеб, шампунь

Методика:

1.Помещаем несколько опарышей в банку с хлебом, смоченным водой с шампунем «Образец 1»;

2.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем «Образец 2»;

3.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем «Образец 3»;

4.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем«Образец 4»;

5.Несколько опарышей помещаем в ту же среду, но вода с шампунем «Образец 5»;

6. В качестве контрольной пробы несколько опарышей помещаем в ту же среду, но хлеб смачиваем водой, без шампуня.

В ходе проведенного опыта установлено, что опарыши благоприятно чувствовали себя в любой из этих сред, поедая хлеб с большим количеством шампуня, первые сутки, после эксперимента. На следующий день эксперимента в средах с шампунями «Образец 5», «Образец 4», «Образец 3», «Образец 1», активность их снизилась. В среде с шампунем «Образец 2» часть опарышей, погибли. Из всего следует, что самым агрессивным к живым организмам, вызвавших их гибель является шампунь «Образец 2». В контрольной пробе с водой все опарыши остались жизнеспособными. (см. Приложение 1.)

2.4. Влияние шампуня на прорастание фасоли

Цель: пронаблюдать влияние шампуня на прорастание фасоли

Оборудование:фасоль, стеклянная емкость, вода, вата, шампунь

Методика:

1.Смачиваем вату водой с шампунем «Образец 1» и помещаем пять семян фасоли;

2.Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 2»;

3. Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 3»;

4. Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 4»;

5.Помещаем пять семян фасоли в ту же среду, но вата смочена водой с шампунем «Образец 5».

6. Помещаем пять семян фасоли на ватку смоченную водой.

В результате установлено, что во всех пробах с шампунями «Образец 1, «Образец 4»,«Образец 2», «Образец 3», «Образец 5», семена фасоли набухли, но проросли только в контрольной пробе. (Это говорит о том, что самая благоприятная среда для прорастания фасоли — это вода. (см. Приложение 2).

2.5. Влияние шампуня на дрожжи

Цель: пронаблюдать влияние шампуня на активность подъема теста

Оборудование: мука 5 г., сахар 2 г., сухие дрожжи «Саф-момент» 20 г., стеклянная емкость, шампунь по 5 мл., вода.

Методика:

1. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 1» замесили тесто;

2. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 2» замесили тесто;

3. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 3» замесили тесто;

4. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 4» замесили тесто;

5. С помощью сахара, муки, дрожжей и шампуня «Образец 5» замесили тесто;

6. В качестве контрольного теста вместо шампуня использовали простую воду.

В результате опыта выявили, что хороший подъем теста показали шампунь «Образец 5», «Образец 4» «Образец 1», контрольное тесто на воде, недостаточный подъем теста показало шампунь «Образец 3», а шампунь «Образец 2» подавил активность дрожжей, и тесто не поднялось. (см. Приложение 3).

Заключение

На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующие выводы.

Взрослые и детские шампуни наносят вред живым организмам,а именно опарышам, фасоли, дрожжам. В опыте с опарышами только в контрольной пробе с водой опарыши остались активными в течение 2 дней. В опытах с фасолью ожидалось, что фасоль прорастёт во всех образцах, но она лишь набухла, а потом её развитие остановилось. Только в контрольной пробе фасоль проросла. Опыт с дрожжами оказался более удачным, хороший подъем теста показали 3 шампуня из 5 и контрольное тесто. Из чего можно сделать вывод, что почти все шампуни не наносят вред дрожжам.

В результате исследования выяснилось, что самым безопасным средством для живых организмов является вода, а менее безопасным шампунем для живых организмов оказался шампунь «Образец 1».

Цель нашего исследования была достигнута, но гипотеза не нашла подтверждения. Проведённые исследования показали, что все моющие средства опасны в той или иной мере для живых организмов.

В перспективе мы планируем провести исследования с более популярными марками шампуня, после чего выступить с результатами своего исследования на классных часах для того, чтобы окружающие более тщательно подходили к выбору шампуня.

Список литературы

Занимательные опыты по биологии. Пособие. Васильева Н., М.: ИНТ, 23 с.

Орфографический словарь русского языка: 106000 слов/АН СССР.

Ин-т русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 23-е изд., Стереотип.- М.: Рус.яз., 1986-464 с.

«Энциклопедия для детей»,том 2 Биология, м.: «Аванта», 2006 г.

Электронные ресурсы

Все про шампунь. [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://myshampoo.ru/

Как определить качественный шампунь. [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://www.moscow-faq.ru/q/house/useful/opredelit-kachestvennyij-shampun-ili-net-65254/173886.

Состав шампуня. [Электронный ресурс] – Режим доступа.https://www.livemaster.ru/topic/70053-sostav-shampunej-i-poverhnostno-aktivnye-veschestva

Приложение 1. Влияние шампуня на опарышей

 

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Образец 4

Образец 1

Образец 5

Образец 5

Образец 4

Образец 2

Образец 3

Образец 1

Рис. 1 Влияние шампуня на опарыши

Рис. 2 Результаты опыта

Приложение 2. Влияние шампуня на прорастание фасоли

Образец 4

Образец 3

Образец 5

Образец 1

Образец 2

Контрольный образец

Рис. 3 Влияние шампуня на прорастание фасоли

Образец 4

Образец 5

Образец 3

Образец 1

Образец 3

контроль

Рис. 4 Проросшая фасоль Рис. 5 Набухание фасоли

Приложение 3. Влияние шампуня на дрожжи

Образец 4

Образец 2

Образец 3

Образец 1

Образец 5

Ри. 6 Влияние шампуня на дрожжи

Рис. 7 Контрольный образец теста

Просмотров работы: 41