Условия организации полноценного сна младших школьников

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Условия организации полноценного сна младших школьников

Шелехов М.А. 1
1МАУДО "ЦДО"
Яковлева О.В. 1
1МАУДО "ЦДО"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данного исследования подсказала сама жизнь. Ведь самое большое богатство человека – это его здоровье. А одна из главных составляющих крепкого здоровья и полноценной жизни – здоровый и полноценный сон.

Здоровый сон – это неотъемлемая и значимая часть жизни, бесценный источник не только прекрасного самочувствия, но и хорошего настроения. К тому же, сон – лучшее средство для отдыха, отвлечения от жизненных проблем. Старинная поговорка «Утро вечера мудренее» не теряет своей актуальности и сегодня. После напряженного трудового дня, решить какую-то проблему становится сложно. Необходимо отдохнуть и со свежими силами взяться за её решение.

В жизни младших школьников здоровый сон играет очень важную роль. Он позволяет сохранить их физическое и психическое здоровье, ведь у большинства современных школьников активность в течение дня очень высока: уроки в школе, посещение кружков и секций, выполнение домашнего задания. Организм утомляется и требует отдыха. А чтобы отдых был полноценным, сон должен быть качественным.

Все мои одноклассники очень активны. Большинство из них помимо уроков и факультативных занятий в школе посещают различные кружки и секции вне школы. Что касается меня, то я посещаю 4 объединения в ЦДО («Робототехника», «Занимательный английский», «Цветоводство», «Настольный теннис») и баскетбольную секцию. Мне нравится посещать все занятия, потому что я считаю, что полученные знания и умения пригодятся мне в дальнейшей жизни. Но, естественно, к концу рабочего дня наступает усталость и, конечно же, возникает потребность в отдыхе, для того чтобы восстановить силы организма.

Так как сон – это лучшее средство для отдыха, то в данной работе я хотел бы выяснить, при выполнении каких условий сон можно считать полноценным, а так же, соответствует ли мой сон и сон моих одноклассников требованиям полноценного сна.

Цель работы: выявить условия организации полноценного сна младших школьников.

Задачи исследования:

Определить значение сна для организма человека путем изучения и анализа литературных источников.

Определить условия здорового полноценного сна для младших школьников.

Выяснить, соответствует ли сон моих одноклассников требованиям полноценного сна.

Разработать рекомендации по организации полноценного сна для младшего школьника.

Объект исследования: учащиеся 2 «А» класса МАОУ Гимназия г. Полярный.

Предмет исследования: организация сна учащихся 2 «А» класса.

Гипотеза: предположим, что мои одноклассники не соблюдают условия организации полноценного сна.

Методы исследования:

частично-поисковый

анализ литературных источников

анкетирование

статистический (обработка данных исследования)

Основная часть

Глава 1. Природа сна

С глубокой древности пытливые умы ученых волновал вопрос: что же происходит с организмом человека в состоянии сна. Научного определения этого понятия не существовало долгое время. В XVI веке Теофраст Парацельс (знаменитый алхимик и врач эпохи Возрождения) вполне приземлено объяснял причину сна дневным утомлением и призывал ложиться с закатом и вставать с рассветом. Большой вклад в понимание сущности сна внесли русские ученые Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов, последний рассматривал сон как один из важнейших вопросов в изучении высшей нервной деятельности человека.

Современные ученые сформулировали определение понятия сон. Сон – состояние покоя и отдыха с прекращением восприятия реальности органами чувств, естественное забытье чувств. [7, с.337]

Сон – физиологическое состояние организма, чередующееся с бодрствованием и характеризующееся отсутствием сознательной психической деятельности, значительным снижением реакций на внешние раздражители. [2,с.172]

Сегодня известно, что активностью человека управляют два процесса – возбуждение и торможение. Когда в нервных клетках коры головного мозга наступает угроза истощения, утомления или перевозбуждения, то наступает защитная реакция организма и человека тянет в сон. Во время сна в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки восстанавливают свою работоспособность.

Таким образом, можно сделать вывод, что сон – защитное приспособление организма, позволяющее восстановить его работоспособность.

Глава 2. Значение сна для организма человека

Всем известно, что сон необходим человеку, чтобы он отдохнул. Сон создает чувство свежести и бодрости, прилив энергии.

Без сна человек становится раздражительным и неуравновешенным, плохо запоминает и воспроизводит информацию, не способен быстро принимать решения, неадекватно оценивает происходящее вокруг. Причины своих неудач в течение дня мы часто объясняем проблемами со сном («встал не с той ноги», «недосып»).

Следовательно, только благодаря полноценному сну, мы можем каждый день с новыми силами заниматься привычной для нас деятельностью: работать, учиться в школе, заниматься спортом и т.д.

Глава 3. Условия здорового полноценного сна

Если здоровый сон настолько значим для нас, значит нужно знать правила полноценного сна и постараться избавиться от вредных привычек, которые портят его качество.

Физиологи называют сон полноценным, если он соответствует трем критериям:

Периодичность - привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время.

Продолжительность – время, которое необходимо организму для отдыха.

Глубина сна (качество) - определяется тем, что человек не просыпается и спит достаточно долгое время спокойно.

Потребность во сне является сугубо индивидуальной для каждого человека. Ученые считают, что продолжительность сна зависит от возраста людей и их особенностей. С увеличением возраста потребность во сне уменьшается. Существуют средние данные о продолжительности сна для разных возрастных категорий: ребенку до года требуется 18 часов сна; 2-4 года - 14 часов; 4-8 лет – 12 часов; 8-12 лет – 10 часов; 12 – 16 лет – 9 часов; у взрослых – 7-8 часов. [4, с.47] Таким образом, ученик 2 класса должен спать 10 часов в сутки.

Постоянный режим сна (периодичность) – одно из самых важных условий хорошего отдыха. Его необходимо сохранять и в выходные, и во время каникул.

В последние годы ученые все больше говорят о вреде сна при свете. Исследования показали, что даже тусклый источник света во время ночного сна вредит здоровью. В темное время суток в организме человека вырабатывается мелатонин – гормон, который регулирует физиологические процессы в организме, действуя как естественное снотворное. Также исследованиями подтверждены иммуностимулирующие свойства мелатонина. [1, с.53]

Чтобы не возникло проблем с засыпанием, необходимо за 1-2 часа до сна завершить все рабочие дела и расслабиться (почитать книгу, послушать спокойную музыку, порисовать, поиграть в спокойные игры, уделить время хобби). Телевизор и компьютерные игры могут вызвать эмоциональное возбуждение, а это затрудняет засыпание.

Температура в комнате и уровень шума тоже влияют на качество сна. Оптимальная температура для полноценного сна 18-20 ° С.

Отрицательно влияет на качество сна употребление пищи и напитков перед сном. После приема пищи пищеварительная система начнет активно работать, это помешает организму расслабиться перед сном.

Следует еще добавить, что для быстрого засыпания немаловажную роль играет удобная постель и одежда для сна. Спальное место должно быть удобным и должно ребенку нравиться, а на одежде не должно быть грубых швов и тугих резинок.

Все эти секреты сна человеку необходимо знать, что быстро восстановить психические и физиологические силы организма. А эти силы, в свою очередь, позволят реализовать все возможности и желания человека.

Глава 4. Социологическое исследование

Социологическое исследование проводилось среди учащихся 2 «А» класса МАОУ Гимназия с целью выяснить, соблюдаются ли ими условия полноценного сна. На вопросы анкеты ответили 30 учеников.

На вопрос «Ты ложишься спать в одно и то же время?» 57 % опрошенных ответили «Нет». Отсюда я делаю вывод, что только чуть больше половины одноклассников соблюдают одно из правил полноценного сна. (Рис.1)

Далее я выяснила, чем занимаются мои одноклассники перед тем, как лечь спать. (Рис.2)

Результат показал, что больше половины опрашиваемых перед сном смотрят телевизор и делают уроки. Эти виды деятельности не позволяют эмоционально успокоиться и настроиться на быстрое засыпание.

На вопрос « Что ты делаешь после того, как лег в кровать?» только 37% опрошенных ответили, что сразу засыпают, остальные же читают книгу, смотрят телевизор или не могут долго уснуть. Из этого следует вывод, что у большинства из моих одноклассников продолжительность сна сокращается еще как минимум на 30 минут. (Рис. 3)

Проанализировав ответы на вопросы « В какое время ты ложишься спать?» и «В какое время ты просыпаешься?» (учитывая при этом ответы на предыдущий вопрос), я подсчитал продолжительность ночного сна моих одноклассников. (Рис.4)

Оказалось, что 58% опрошенных спят на 1 – 1,5 часа меньше нормы ежедневно.

Далее я задал еще несколько вопросов, связанных с соблюдением условий, при которых сон будет являться полноценным. (Рис. 5,6,7)

Проанализировав ответы на эти вопросы, я пришёл к выводу, что данные условия полноценного сна соблюдаются моими одноклассниками частично.

На вопрос «Легко ли ты встаешь по утрам?» 57 % опрошенных ответили, что испытывают желание еще поспать после того, как прозвенел будильник или их разбудили родители. Это свидетельствует о том, что даже если продолжительность сна была в пределах нормы, то желание еще поспать вызывает несоблюдение условий полноценного сна, о чем свидетельствую результаты опроса на рис. 5,6,7. (Рис. 8)

Я предполагаю, что именно из-за несоблюдения условий полноценного сна, меньше половины моих одноклассников на вопрос «Утром ты встаешь отдохнувшим?» ответили, что всегда встают отдохнувшими, остальные опрошенные не всегда чувствуют себя отдохнувшими. (Рис. 9)

Как оказалось, несоблюдение условий полноценного сна влияет и на работоспособность на уроках. Так 47% опрошенных ответили, что иногда во время уроков хотят спать. (Рис. 10)

Проанализировав результаты социологического исследования, я пришёл к следующим выводам:

Постоянный режим сна соблюдают чуть больше половины моих одноклассников.

Половина опрошенных не соблюдают условие необходимой продолжительности сна в данном возрасте (спят на 1 – 1,5 часа меньше ежедневно).

Условия полноценного сна не соблюдают больше половины моих одноклассников. В некоторых случаях даже при достаточном количестве часов затраченных на сон несоблюдение этих условий влияет на его качество, а это в свою очередь отрицательно влияет на работоспособность и настроение школьников.

Заключение

В ходе исследования я удостоверился, что сон необходим организму человека. Сон, при котором выполняются все условия полноценного сна, является здоровым. А здоровый сон – залог высокой дневной активности человека, высокого уровня работоспособности, нормального функционирования всего организма. Для современного школьника при его занятости в течение дня здоровый сон - источник сил и хорошего настроения.

Если мы будем соблюдать условия организации полноценного сна ежедневно, то мы будем здоровыми. Необходимо отметить тот факт, что никогда количество сна не заменит его качества.

Анализ результатов социологического исследования показал, что выдвинутая мной гипотеза подтвердилась (более половины моих одноклассников не соблюдают условия организации полноценного сна). Поэтому я посчитал необходимым разработать рекомендации по организации полноценного сна для младших школьников и ознакомить с ними моих одноклассников на классном часу. (Приложение 2)
Надеюсь, что эти рекомендации помогут им в организации здорового сна.

Библиографический список

Анисимов В. Н. Мелатонин в физиологии.- СПб: Наука, 2003.-164с.

Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - М.: Медицина, 1995. – 221 с.

Ваш ребенок / Сост. Гребешева И.И. и др.- М.: Медицина, 1990. – 384с.

Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. - 126с.

Основы психологии. Современная школьная энциклопедия. / Яновская Л.В. –М.: мир книги, 2007. – с.158-177.

Рохлин Л.Л. Сон, гипноз и сновидения в свете теории И.П.Павлова. – М.: 1952. – 178с.

Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. М.: Флинта, 2011.- 424 с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина/ Сост. Н.Ю. Буянова. – М.: АСТ, 1998.

Интернет – источники

Школьнику: как спать, чтобы выспаться? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medicaldigests.ru/son-sovremennyx-shkolnikov/ (Дата обращения: 07.03.2021)

Сон современных школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medicaldigests.ru/son-sovremennyx-shkolnikov/ (Дата обращения: 10.03.2021)

Приложения

Приложение №1. Рекомендации по организации полноценного сна.

Просмотров работы: 128