Исследование феномена сна и сновидений

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование феномена сна и сновидений

Жаманаков И.А. 1
1МАОУ "СОШ №154 Г. Челябинска"
Ларкина В.И. 1
1МАОУ "СОШ №154 Г.Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сон — физиологическое состояние высших животных и человека, характеризующееся временным выключением сознания, отсутствием активной целенаправленной поведенческой деятельности и общим снижением метаболизма. Тем не менее, во время сна сохранятся психическая деятельность мозга в виде эмоциональных состояний, переживаний, сновидений и пр.

Сон является жизненно важной необходимостью, определяет психическое состояние человека, его настроение, самочувствие, память, работоспособность.

Нарушения сна нередко является первым симптомом психического заболевания. Сон необходим для нормальной психической деятельности мозга во время бодрствования.

Познать природу сна — это значит понять: биологическую роль и причины сна, нейрофизиологическую и психическую деятельность мозга во время сна; происхождение и необходимость фазовой структуры сна, механизмы естественного пробуждение после достаточного сна.

На данный момент известно множество случаев, когда увиденное во сне впоследствии осуществлялось в реальности, но в научной литературе мало исследований, подтверждающих существование данного феномена. В моей работе проанализированы концепции генезиса, структуры и толкования таких сновидений в философии и психологии. Мной предпринята попытка поиска и тщательного анализа происхождения и толкования сновидений, которые в ненаучной среде получили название «вещие».

Сновидение -субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека.

Изучение данной темы является актуальным, так как издревле люди дают различные объяснения увиденному в сновидениях. Некоторые считают это предзнаменованием, откровением, предсказанием, а другие, наоборот, уверены, что сон - это плод воображения или осуществление желаний, возникающих, когда разум не контролирует тело. 

Цель моего исследования изучить и проанализировать литературные источники и интернет ресурсы феномена сна и сновидений.

Для реализации поставленной цели, следует решить следующие задачи:

- изучить дополнительную литературу по заданной теме

- изучить физиологию сна и сновидений

- изучить реальные случаи из жизни людей

- изучить работы ученых в данной области

Практическая значимость моей работы заключается в самостоятельном изучении выбранной темы, а также в разработке информационного буклета на выбранную тему.

Объект исследования: сон и сновидения

Предмет исследования: влияние сна на жизнь людей

Глава I. Теории, фазы и физиология сна. 1.1.Теории сна.

На основании отдельных экспериментальных исследований и наблюдений были сформулированы различные теорий сна.

1. Химическая теория сна — объясняет развитие сна накоплением в организме специфических веществ.

2. Теория центров сна связывает сон с периодической сменой активности подкорковых центров сна и бодрствования.

3. Кортикальная теория сна, причиной сна может явиться ограничение поступающей в мозг новой, значимой информации или действием монотонных повторяющихся раздражителей.

4. Корково-подкорковая теория сна указывает на участие и взаимодействие коры и подкорковых ядер в формировании сна.

5. Висцеральная теория сна связывает развитие сна с сенсорными потоками возбуждений от органов желудочно-кишечного тракта, вызывающих активацию нейронов соматосенсорной коры мозга.

6. Анаболическая концепция рассматривает бодрствование как утомление, а сон как восстановительный процесс, направленный на пополнение энергетических веществ в мозге и в организме в целом.

7. Информационная концепция сна подразумевает, что функцией сна является переработка информации, полученной в состоянии бодрствования, стабилизация эмоциональной состояния и участие в механизмах памяти.

Бодрствование и сон определяются множеством взаимосвязанных факторов. Ни одна из современных теории сна не состояние объяснить биологическое значение и механизмы взаимосвязи сна и бодрствования.

Фазы сна

Сон не является однородным, во время сна человека и животных проявляются различные фазы медленного и быстрого сна. Ночной сон человека состоит из 4—5 циклов «медленного» сна и «быстрого» сна. Длительность полного цикла сна относительно постоянна и у здорового человека составляет 90—100 мин.

Медленный сон занимает 75—80% длительности, а быстрый сон 20—25% Фаза медленного сна характеризуется наиболее глубоким сном, сопровождающимся отсутствием сознания, снижением частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления и температуры тела, расслаблением мышц и уменьшением движений. Во сне фаза медленного сна сменяется периодами «быстрого сна», во время которого возникает низкоамплитудная активность на ЭЭГ с частотой до 30—40 колебаний в секунду.

Фаза быстрого сна характеризуется появлением быстрых движений глаз продолжительностью каждое 0,5—1,5 сек., наличием психической деятельности мозга в виде сновидений.

Длительное лишение сна приводит к и психическим расстройствам. Избирательная депривация «быстрого» сна вызывает эмоциональную раздражительность, при углублении этого состояния могут появиться галлюцинации, параноидальные идеи.

Нормальная физиология сна

Сон – функциональное состояние, характеризующееся отсутствием активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением у человека узнаваемой психической деятельности.

Сон составляет от четверти до трети нашей жизни и относится к физиологическому восстановительному периоду. Изучая движения глаз во время сна, впервые описал наличие двух функционально различных фаз: ФБС-сон – период быстрого движения глаз во сне и ФМС –глубокий сон, а также наличие циркадных ритмов или периодов сна.

Продолжительность сна у взрослых составляет 7–8 часов, у детей и младенцев – 10–18, у людей после 65 лет –5–6 часов. Нормальный восьмичасовой сон состоит из 4–6 волнообразных циклов, каждый из которых длится около 90 минут.

Фаза медленного сна максимально представлена в первой половине ночи. С точки зрения физиологии во время нее происходит восстановление тела, мозг анализирует сигналы, поступающие от внутренних органов, и на их основе запускаются процессы обновления.

Фаза быстрого сна, именно в этом состоянии снятся сны. Его эволюционное происхождение, функциональное назначение и молекулярные механизмы остаются загадкой, несмотря на более чем полувековую историю интенсивного изучения. При быстром сне физиологические функции активизируются, что проявляется учащением дыхания и ритма сердцебиения, усилением двигательной активности. Также усиливается мозговой кровоток, повышается артериальное давление. Движение глазных яблок становится быстрым, спящий видит сновидения. С точки зрения физиологии предполагают, что быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты, переработку информации, ее обмен между сознанием и подсознанием.

Глава II. Объяснение феномена вещих сновидений в философии и психологии.

Сон – одна из сложных, малоисследованных сторон жизни человека. С древних времен он был окружен ореолом таинственности, легендами, мифами и философскими рассуждениями. Имеется множество фактов о том, что видимое человеком во сне иногда сбывалось. Вещие сновидения являются реальностью, однако философы и психологи расходятся в понимании их генезиса и структуры, предлагая нам различные возможные толкования данного феномена. Так, Артемидор, Платон и П. А. Флоренский считают такие сновидения деятельностью души, которая проникает в неведомое, трансцендентное. Вещие сновидения предупреждают нас, подготавливают к тому, что должно случиться, либо являются вознаграждением за чистоту помыслов или формой естественного, божественного откровения, доступного душе. Аристотель же отрицает возможность существования вещих сновидений, говоря, что сны лишь показывают нам то, о чем мы много думаем во время бодрствования. Они так же могут быть результатом воздействия на тело во время сна, либо являются просто случайностью. Юнг признает возможность предвидеть события будущего во снах, однако не связывает это с мистическим происхождением таких сновидений, а считает их результатом деятельности бессознательного, говорящего с нами посредством «символов» которые способны показывать нам незамеченные в реальности влияния, в дальнейшем способные изменить нашу жизнь.

2.1. Артемидор Далдианский

Артемидор Далдианский, автор «Онейрокритики», – труда, который явился первой в своем роде попыткой привести в единую систему многочисленные верования, связанные с толкованием сновидений. В нем он разделил сновидения на простые и вещие.

Простые сновидения указывают на настоящее. О них Артемидор пишет: «Некоторые переживания имеют свойство возвращаться, вновь возникать в душе и вызывать сонные видения: так естественно, что влюбленный видит себя во сне с предметом своей любви, испуганный видит то, чего он боится, голодному снится, будто он ест, жаждущему - будто он пьет». Такие сны имеют действие лишь в то время, когда снятся, а как кончаются - перестают действовать.

2.2. Платон

Платон был убеждён в том, что сны - это показатель уровня нравственности человека, независящий от представлений человека о самом себе. Он выявляет зависимость сна от спящего в своей теории о трех частях души – вожделеющей, яростной и разумной.

2.3. Аристотель

Древнегреческий философ Аристотель вопросу сновидений посвятил 3 своих работы: «О сне и бодрствовании», «О сновидениях» и «О предсказаниях во сне». «Вещим» Аристотель называет сновидение, содержание которого «предвосхищает» будущее и позволяет узнать о нем до того, как увиденное произойдет в реальности.

В своих ранних диалогах Аристотель допускает вещие сны. Он соглашается со взглядами Платона, считая, что душа может отделяться от тела, существовать независимо от него во время сна и видеть будущее: «Когда душа во сне становится сама собою, тогда, воспринявши свою собственную природу, она пророчествует и прорицает будущее. Таковою же она становится и при отделении от тела по смерти». Позднее философ уже не допускает, что во время сна душа может действовать независимо от тела, познавать в этом освобожденном состоянии истину или пророчествовать. Сон лишь позволяет восстановить физические силы. Все ночные видения возникают в душе в результате ее «дневной деятельности восприятия». Таким образом, в трактате «О предсказаниях во сне» Аристотель отрицает искусство предсказывать будущее, а совпадение некоторых снов с реальностью объясняет следующим:

1) Сны показывают то, чем мы сильнее всего озабочены.

2) «Некоторым людям, по натуре болтливым и возбудимым, мерещится множество всевозможных видений, а поскольку с ними случаются различные происшествия, бывает, что им везет, и некоторые из их видений соответствуют действительным событиям. Но таково же везение игроков в чет и нечет: чем чаще бросаешь кости, тем больше вероятность удачного совпадения – то же самое получается с гаданием во сне». [2, c. 320]

3) Сновидения могут быть связаны с восприятием воздействий на тело во время сна: «Спящим кажется, что гремит гром и сверкает молния, если уши воспринимают слабый шум».

2.4. Павел Александрович Флоренский

Логику сновидений раскрывает русский православный священник, религиозный философ Павел Александрович Флоренский в своей работе «Иконостас». Он говорит о том, что сновидения возникают на границе между сном и бодрствованием и являются опытом жизни нашей души в ином мире.

Флоренский утверждает, что сновидения насыщены смыслом иного, невидимого нам мира, но представляются нам, облаченые в тонкую материю символов, ликов, идей, навязанных реальностью. Происхождение знаменательных снов определяется как внезапный кратковременный отрыв от действительности в пучину неведомого.

2.5. Психолог К. Г. Юнг

Психолог К. Г. Юнг считал, что сновидения являются конкретными проявлениями психической деятельности. В своей психотерапевтической практике он стремился отыскать, прежде всего, реалистическое толкование сновидений пациентам, однако сам считал возможным существования «вещих» сновидений, предвосхищающих события в жизни человека.

Психолог пытается объяснить, что многие кризисы в нашей жизни могут иметь предысторию. В сознательной жизни мы подвергаемся влияниям извне, которые незаметно подводят нас к смещению душевного равновесия, которое имеет место восстанавливаться в сновидениях: «Нам снится именно то, что требуется для тонкой регулировки психического баланса».

Глава III. Современные представления о происхождении сновидений.

Современные визуализирующие методы исследования, такие как функциональная магнитнорезонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и околоинфракрасная энцефалография, позволяют исследовать активность отдельных структур головного мозга (далее по тексту ГМ) в разных условиях. Представлены данные об активности отдельных структур мозга в фазу быстрого сна (далее по тексту ФБС), сопровождающейся сновидениями (рис. 1). Приведены и функциональные последствия, связанные с разной степенью активности отдельных структур мозга в ФБС (табл. 1, 2).

Сознание в ФБС частично сохранно, мозг функционирует, но ощущения отключены. Отмечается паралич мускулатуры (за исключением мышц, обеспечивающих движения глазных яблок, и диафрагмы). Отсутствует логика, обеспечивающая рациональное восприятие окружающего. Все стимулы, поступающие в мозг, исходят как бы «изнутри». Ствол мозга и лимбическая система выступают в роли активаторов состояния ФБС, во время которой традиционно фиксируются сновидения. Стимулы, поступающие из указанных отделов мозга, обеспечивают псевдосознание, типичное для ФБС.

Миндалевидные тела модулируют генерируемые изнутри стимулы, поступающие в кору мозга, в результате чего достигается эмоционально окрашенная переработка этих импульсов, что и формирует сновидения.

Рис. 3. Мозг в ФБС (по [28]); 1 – мост ствола; 2 – таламус; 3 – правая половина гипоталамуса и базальный передний мозг; 4 – базальные ганглии; 5 – мозжечок; 6 – лимбическая и паралимбическая системы; 7 – визуальная ассоциативная кора; 8 – правая нижняя париетальная кора; А – дорсолатеральная префронтальная кора; В – первичная моторная кора; С – первичная соматосенсорная кора; D – первичная визуальная кора

3.1. Процесс сновидений и мозг.

Сновидения, как и психическая активность в бодрствовании, отражают также наши интересы и личностные особенности. Настроение, способность к воображению, особый интерес взаимодействуют с нашим самосознанием в бодрствовании и в сновидении. Сновидения, как наша личность в целом, довольно стабильны во времени у взрослых и разделяют также культуральные характеристики. Кроме того, мы ощущаем свое непосредственное участие во многих событиях сновидений.

3.2. Обеднение волевой сферы.

Во время пробуждения мы в целом удивлены событиями сновидения (≪это был всего лишь сон≫) в основном потому, что сознательно не пожелали бы того, что нам снилось. В действительности, в процессе сновидения имеется значительная редукция волевого контроля над действием и мышлением. Мы не можем достигать целей, не можем управлять сюжетом сновидения. То обстоятельство, что мы столь удивлены, возбуждены или даже скептично относимся к яркому сновидению — и здесь лежит особый путь к управлению некоторыми сновидениями, — иллюстрирует, насколько недостает сновидениям волевого контроля.

3.3. Редукция самосознания и нарушения мышления.

Наш сознательный опыт сновидения состоит из единичного ≪отпечатка≫: мы не осознаем, где находимся (в действительности находясь в кровати) или чем занимаемся (спим и видим сон). Есть устойчивая склонность к различению мыслей и визуальных образов в целях сохранения рассудочной деятельности (≪недвусмысленность≫). Процесс сновидения почти всегда иллюзорный, т. к. события и персонажи воспринимаются как реальные.

3.4. Эмоциональность.

Некоторые сны характеризуются большой степенью эмоциональной составляющей, включая радость, удивление, гнев, страх и тревогу. Интересно, что печаль, вина и депрессивный аффект более редки, вероятно, это связано со снижением самосознания.

Глава IV. Психология сновидений о будущем.

Существуют психологические особенности пророческих сновидений, к их числу относятся:

априорное знание о пророческим характере сновидения и его семантике;

возможная индивидуальность семантики образов;

нарушение темпоральной последовательности сна и события;

опора на эмоциональную сферу человека;

генетически поддержанная способность видеть вещие сны.

Первая из таких психологических особенностей состоит в том, что сновидец, просыпаясь, может интуитивно чувствовать , что сон — знак будущего . Как это происходит, он не понимает, но это знание приходит к нему вместе с возвращением к осознанному бытию в реальности. «Иное знание» состояния сна находит продолжение в знании состояния бодрствования.

Вместе с тем возможны и такие ситуации, когда сновидец чувствует, что сновидение является пророческим, но сначала не понимает, к каким событиям оно может относиться. Впоследствии эта связь устанавливается.

Вторую яркую познавательную особенность пророческих сновидений составляет наличие у сновидца собственного их «словаря» (по крайней мере в определенной части их общего состава). Образы такого «словаря» могут быть уникальными, глубоко личными для того, кто их видит, иногда парадоксальными, а его содержание определяется на основе личного опыта и путем установления корреляций между образом сновидения и последующими событиями.

Третья отчетливо проявляющаяся познавательная особенность пророческих сновидений — относительная дистанцированность во времени от событий, которые они знаменуют. Объективно темпоральный промежуток, отделяющий сон от знаменуемого им события, может быть разным, причем сам сновидец достаточно четко определяет для себя эту дистанцию.

При всем этом можно говорить о некой «стандартной» дистанции между сном и его исполнением. Так, обычно пророческий сон снится человеку в ночь перед событием или за день-два до него.

С объективной точки зрения пророческие сны предстают как некие предупреждения человеку о близких событиях, и он может психологически подготовиться к ним. В пророческих сновидениях нарушается принцип линейности времени и его одномерной динамичности. Говоря еще более определенно, в сновидениях о будущем психика человека оказывается вне привычных и принадлежащих сознанию условностей пространственно-временной схемы, принадлежа уже некой Абсолютной Реальности.

Четвертая особенность - немногочисленные тематические группы, семантика которых отражает базовую психологическую позицию человека в жизни: эмоциональное отношение к жизни, собственно желательность удачи, благополучия и боязнь всего негативного — прежде всего болезней и смерти. К числу таких групп относятся «смерть родных, близких или знакомых», «собственная болезнь (реже болезнь близких родственников, родителей, детей)», «неприятности и проблемы», «ссоры в семье», «злые люди», «деньги (чаще их неожиданное обретение)», «изменения в жизни (в том числе переезды)», «будущие супруги», «пережитый позор», «встреча». В пределе все подобные содержания сводятся к базовой семантической оппозиции «хорошо — плохо».

Пятая особенность - родовая способность человека видеть пророческие сны. Гендерная принадлежность сновидцев-предков при этом не существенна. Зато возможность видеть вещие сны сближается с другими их уникальными психическими способностями.

Возможно, способность человека к вещим сновидениям — это особый дар, подкрепленный его генной программой. Тем не менее фактор эмоциональной заинтересованности сновидца в жизненной теме видится в этих условиях не менее значимым. Человек видит пророческие сны в первую очередь о том, на что его душа отзывается эмоционально.

Глава V. Сновидения в жизни современного человека:

психологический аспект.

Сновидения – как предмет исследования до конца еще не проанализированы и на сегодня остаются актуальным полем для изучения.

При конкретизации понятия «сновидение» необходимо отметить, что сновидения могут быть вызваны двумя типами раздражителей: соматическими и психическими.

При анализе первого типа раздражителя, благодаря экспериментальной психологии, раздражения, произведенные во время сна, проявляются в сновидении. Другими словами, сновидение – это субъективное восприятие образов, возникающее в сознании человека во время сна. Так, например, З. Фрейд описывает наблюдения Д. Гильдебранта. Все раздражения, произведенные во время сна, были результатом звона будильника, где подсознательное испытуемого не знало, как интерпретировать этот звон, поэтому всегда появлялись разные образы.

При втором типе раздражителя, когда сновидения вызываются психическими переживаниями, трактовка их становится гораздо сложнее. Здесь важно понимать, что основная функция сновидений – удовлетворение неисполненных желаний. Рассмотрим данное положение на примере анализа детских сновидений. В качестве примера, опишем случай из собранного З. Фрейдом анамнеза детей дошкольного возраста: отец девочки решил покатать ее на лодке по озеру. Условленного времени ей показалось недостаточным, и она пожелала покататься по озеру еще немного, но желание девочки не было удовлетворено. На следующее утро было обнаружено, что в своем сновидении она всю ночь плавала на лодке по озеру. Следовательно, можно сделать вывод, что детские сновидения не бессмысленны и основной их функцией является удовлетворение неисполненных желаний. Кроме того, детские сновидения лишены искажения, поэтому они не нуждаются в особом толковании: явное и скрытое сновидения совпадают.

Заключение и выводы.

Современный научный взгляд позволяет признать наличие полезных функций содержания сюжета сновидения. Они могут выражаться как в предвидении событий, так и в решении сложных вопросов, как в воспоминании далекого прошлого, так и в ярком гениальном озарении. В этом нет ничего удивительного и сверхъестественного. Мало того, над этим можно получить контроль и пользоваться всеми благами скрытых возможностей.

Было бы неплохо точно знать, за счет чего возможны вещие сны. Проблема не в том, что мы не знаем, как это объяснить, а в том, как именно объяснить механизм, оперируя целыми сотнями теорий и предположений, многие из которых заслуживают определенного внимания хотя бы потому, что исходят от ученых мужей.

Вещий характер сновидения определяется целым рядом свойств мозга. Возникает несколько вопросов. Во-первых, откуда в мозге появляется достоверная информация, когда ее нет в самоосознающих функциях? Во-вторых, почему мозг высвечивает эту информацию во сне? В-третьих, в каких ситуациях и при каких условиях он это делает?

В ходе проделанной работы я познакомился и изучил, проанализировать литературные источники и интернет ресурсы феномена сна и сновидений.

По мнению учёных человеческий мозг использует лишь 10% -15% от имеющегося потенциала, оставшаяся часть – не изучена. Сон – это такое особенное средство связи, через которое с нами разговаривает наше подсознание, активное во время сна. Смею предположить, что в состоянии сна активизируется больший потенциал мозга человека, нежели во время бодрствования. Именно подсознание находит решение на волнующие человека вопросы или проблемы, демонстрируя его в вещем сне.  

Список литературы

1.Баранова, П. Э. Сновидения современного человека : возрастной и гендерный аспекты / П. Э. Баранова // Психология, педагогика и образование в условиях международного сотрудничества и интеграции : сборник статей Международной научно-практической конференции (1 сентября 2020 г., Омск) / ответственный редактор А. А. Сукиасян. – Уфа : Аэтерна, 2020. – С. 8–15.

2.Заболотских, К. И. Проблемы сна и сновидений в исследованиях С. Рамона и Кахаля / К. И. Заболотских // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2015. – № 2-3. – С. 192–195.

3.Кельмансон, И. Современные представления о происхождении сновидений и их формировании в онтогенезе, их значении в клинической практике / И. Кельмансон // Врач. – 2018. – Т. 29, № 4. – С. 12–25.

4.Ковальзон, В. Наука о сне и сновидениях в ХХI веке / В. Ковальзон // Комментарии. – 2017. – №29. – С. 47–62.

5.Лобанова, А. Я. Представление о сне в даосизме в контексте современного знания / А. Я. Лобанова // Культуралогія. – 2019. – № 2. – С. 149–153.

6.Нир, Ю. Процесс сновидения и мозг: от феноменологии к нейрофизиологии / Ю. Нир, Д. Тонони // Исследование сновидений : альманах Общества интегративного психоанализа / Рос. гос. гуманитар. ун-т ; редакторы: И. В. Пудиков, К. А. Лемешко. – Москва : академический проект, 2018. – С. 19–52.

7.Природа и мозг человека: парадигмы обмена информацией / А. Н. Волобуев, Д. В. Романов, П. И. Романчук // Бюллетень науки и практики. – 2021. – Т. 7, № 1. – С. 59–76.

8.Физиологические аспекты сна / Н. Чечик, Ю. Рушкевич, И. Абельская, С. Лихачев // Наука и инновации. – 2017. – № 12 (178). – С. 4–8.

9.Шелехов, И. Л. История и исследования сновидений: от архаических представлений до современных научных концепций / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова // Праксема. – 2016. – №1. – С. 47–71.

10.Юматов, Е. А. Системная организация психической деятельности мозга во сне и в бодрствовании / Е. А. Юматов // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2017. – № 1. – С. 21–28.

11.Буль, П. И. «Загадочные» явления мозга и психики человека в свете современной науки / П. И. Буль. – 2-е издание. – Москва : URSS : Ленанд, 2015. – 30 с.

отдел: ОЧЗ; Шифр 88.2; Авт.знак Б 908; Инв. К-624049

12.Вейн, А. М. Сон человека : физиология и патология : (СССР - ГДР) / А. М. Вейн, К. Хехт. – Москва : Медицина ; Берлин : Народ и здоровье, 1989. – 269, [1] с. : ил.

Челябинская ОУНБ, отдел: КХ; Инв. К-448023

Челябинская ОУНБ, отдел: КХ; Инв. К-450105

13.Грот, Н. Я. Сновидения, как объект научного анализа / Н. Я. Грот. – Харьков : Гуманитарный Центр, 2007. – 123 с. : портр.

ОЧЗ; Шифр 88.6; Авт.знак Г 89; Инв. М-535724

Просмотров работы: 2295