Экологическое воспитание детей средствами литературы и мультипликации

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологическое воспитание детей средствами литературы и мультипликации

Пятлина Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Морозова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2015 года было поставлено 17 целей и определено 169 задач, которые обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.

Цель 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» относится к экологическому компоненту устойчивого развития. Одна из задач 12.8 звучит так: «К 2030 году обеспечить, чтобы люди во всем мире располагали соответствующей информацией и сведениями об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой». Это говорит о необходимости экологического образования в современном мире.

Несмотря на огромное количество информации, представленной в литературных, телевизионных, интернет-источниках, доступной и понятной для ознакомления любому человеку, многие экологические проблемы не решаются, а наоборот, становятся ещё более опасными для существования людей на планете и планеты в целом. Знания никак не становятся основой поведения людей. А ведь жить в гармонии с природой, а не наперекор ей, гораздо легче и полезнее! И многие глобальные экологические проблемы только тогда начнут решаться, когда каждый человек начнёт их решение с самого себя, просто научится жить, соблюдая определённые правила.

Но люди не хотят. Почему? Я думаю, проблема в том, что взрослому человеку, который имеет сформированное мировоззрение, трудно объяснить и внушить, насколько важна та или иная информация для будущего всего человечества. «Я так жил, я так привык жить, я не собираюсь ничего менять, не вижу в этом смысла. Со мной ничего страшного не случилось, значит и дальше всё будет хорошо», - ответил мне однажды один успешный предприниматель на вопрос о том, разделяет ли он бытовые отходы. Поэтому я прихожу к выводу, что главное в решении экологических проблем – это экологическое воспитание и образование детей. Чтобы они с малых лет привыкали жить по-другому, не вредя природе, а в гармонии с ней.

Но лекции и нравоучения старшего поколения чаще всего негативно воспринимаются детьми и подростками, вызывают желание сделать по-своему, наперекор старшим. Поэтому добиться нужного воспитательного эффекта, на мой взгляд, можно личным примером родителей (если таковой, конечно, имеется), а также регулярным включением экологических компонентов в повседневную жизнь ребёнка.

Огромную роль в развитии детей играют мультипликация и литература. Дети с удовольствием слушают сказки и смотрят мультфильмы, потому что красочность и простой сюжет привлекают их внимание. Литература и мультипликация могут быть отличными инструментами экологического просвещения.

Цель моей работы: показать возможности экологического воспитания детей средствами литературы и мультипликации.

Задачи:

Провести опрос учащихся начальной школы для определения уровня их экологической грамотности.

Создать интерактивный сборник эко-мультфильмов.

Создать электронный эко-квест по литературным произведениям.

Предложить учителям и родителям учащихся начальных классов использовать сборник эко-мультфильмов и эко-квест для организации досуга детей и во внеурочной деятельности.

Провести повторный опрос учащихся начальной школы для оценки эффективности проделанной работы.

Сформулировать выводы и предложить рекомендации.

Актуальность проекта: низкий уровень экологического воспитания детей и подростков – проблема современного мира. Только сформированная экологическая культура сможет исправить не только ошибки нашего времени, но и не допустить ошибок в будущем.

Проектный продукт: интерактивный сборник для экологического просвещения детей средствами мультипликации и литературы.

Гипотеза: работа с интерактивным сборником эко-мультфильмов и прохождение литературно-экологического квеста будут способствовать повышению экологической грамотности учащихся начальной школы.

Я работала над созданием интерактивного эко-сборника в течение двух лет: в 2019 году я создала сборник эко-мультфильмов и протестировала его на учащихся 2-х классов, затем, в 2020 году, разработала литературно-экологический квест, в апробации которого принимали участие те же ребята, но они уже стали учениками 3-х классов начальной школы.

Опрос учащихся начальной школы по теме:

«Что изучает экология?»

Прежде чем собирать информацию для сборника, я решила оценить уровень экологической грамотности учащихся нашей начальной школы. Может быть, учащиеся и так знают об основных экологических проблемах, и моя работа не будет иметь значения?

Для проведения опроса мною был выбран 2 класс, так как учащиеся данной возрастной группы уже адаптировались к школе, но по-прежнему очень любят смотреть мультфильмы, читать сказки и часто в жизни подражают любимым героям в своём поведении. Я предположила, что это будет моя целевая аудитория для тестирования будущего сборника и квеста.

Список вопросов для учащихся:

Знаете ли вы, что такое экология?

Что такое атмосфера?

Кто знает, что такое «браконьерство»?

Знаете ли вы, что такое торфяники?

Какие важные экологические проблемы вы знаете?

В опросе приняло участие 67 второклассников. Результаты оказались следующими:

- с понятием «экология» знакомы 11 опрошенных учащихся (16 %);

- правильно объяснить понятие «атмосфера» смогли 18 учащихся (27%);

- понятие «браконьерство» оказалось знакомым всего 3 учащимся (4%);

- что такое торфяники знают 5 учащихся (7%);

- 7 учащихся (10%) смогли назвать одну-две экологические проблемы.

Таким образом, проведённый опрос показал, что учащиеся начальной школы слышат об экологии и экологических проблемах дома и на уроках окружающего мира, но не знают, что они собой представляют, почему будущее нашей планеты находится под угрозой.

На основании результатов опроса я убедилась, что экологическое воспитание нужно усиливать, и чем быстрее, тем лучше. Это стало дополнительным стимулом для создания моего сборника.

Создание и апробация сборника ЭКО-мультфильмов

Мультипликация оказывает огромное влияние на ребенка, и родители часто бывают в замешательстве, когда выбирают, что показать своим детям, ведь мультфильмов в современном мире огромное количество. Мне пришла идея создать сборник, в котором бы находились нужные мультфильмы для правильного экологического воспитания детей.

Подбор материалов и программного обеспечения

Процесс сбора и систематизации информации для сборника делились на три этапа:

составление списка популярных отечественных и иностранных мультфильмов;

анализ содержания мультфильмов на предмет экологической проблематики;

создание списка мультфильмов, подходящих для экологического воспитания детей.

Составляя список мультфильмов, я опиралась на своё субъективное мнение. Все произведения из списка я смотрела сама. Я думаю, эти мультфильмы затрагивают важные экологические проблемы.

Мультфильмы были поделены на две группы. Первая группа состояла из мультфильмов, которые можно посмотреть на внеурочной деятельности, потому что они короткометражные или затрагивают экологию только в определенном фрагменте. Сюда входит большинство мультфильмов: «Это совсем не про это», «Смешарики», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения пингвинёнка Лоло» и «Бэмби».

Во второй группе оказались мультфильмы, которые желательно посмотреть полностью дома, так как они полнометражные. Их основной идеей являются проблемы экологии. К этой группе относятся «Валл-и» и «Лоракс».

Далее я написала аннотации к мультфильмам, подчёркивая характер экологической проблемы в каждом из них. Я разделила их по группам, понятным для детей: проблемы, связанные с лесом, водой, мусором и свалками, браконьерством. Далее я кратко описала каждую проблему, о которой может узнать ребенок, посмотрев данный мультфильм.

После этого я сделала опрос в тестовой форме по каждому мультфильму, чтобы оценить, внимательно ли дети их смотрели, смогли ли они увидеть и понять экологические проблемы, затрагиваемые в мультфильме.

Список мультфильмов, аннотации к ним и тестовые вопросы по особенностям содержания приведены в Приложении 1 к данной работе.

Оптимальным вариантом для создания электронного сборника стал Power Point, так он прост и привычен в использовании.

Работа над созданием сборника заняла у меня неделю. Я старалась сделать его интересным, красочным, удобным в использовании для детей младшего школьного возраста. Думаю, у меня получилось.

Рисунок 1. Меню сборника

2.2. Тестирование сборника и повторный опрос учащихся начальной школы по теме: «Что нового ты узнал об экологии?»

В течение трёх месяцев учащиеся 2 класса использовали материалы моего сборника на занятиях внеурочной деятельности, а также дома вместе с родителями. Они знакомились с аннотациями к мультфильмам, просматривали их, а затем с удовольствием проходили опрос на знание содержания, беседовали со своими учителями о тех проблемах, которые поднимались в мультфильмах.

Через 3 месяца я снова пришла к ребятам для проведения повторного опроса. На этот раз ответы учащихся меня порадовали, я увидела, что мои труды были не напрасными. Ниже указаны результаты правильных ответов учащихся 2 классов на вопросы.

1. Знаете ли вы, что такое экология? – 67 учащихся (100 %)

2. Что такое атмосфера? – 62 учащихся (93%)

3. Кто знает, что такое «браконьерство»? – 53 учащихся (79%)

4. Знаете ли вы, что такое торфяники? – 51 учащийся (76%)

5. Какие важные экологические проблемы вы знаете? – 67 учащихся (100%).

При ответе на последний вопрос учащиеся перечисляли именно те проблемы, о которых шла речь в мультфильмах, представленных в моём сборнике.

Таким образом, благодаря интерактивному сборнику ЭКО-мультфильмов повысилась экологическая грамотность учащихся исследуемых классов.

2. Создание ЭКО-квеста по сюжету книг Е. Журек «Хранимиры»

В прошлом году в библиотеке моей школы появилась серия книг психолога и писательницы Елены Журек «Хранимиры». Это сказки на экологическую тематику в жанре фэнтези. Особенность книг о хранимирах в том, что полезная экологическая информация подается через увлекательный фантастический сюжет. Задача книг — формировать экологическую культуру, делать экологически ответственное поведение нормой жизни, частью мировоззрения нового поколения.

Каждый ученик моей школы может познакомиться с данными книгами. «Хранимиры» привлекли мое внимание, потому что до настоящего момента в нашей библиотеке не было похожей детской художественной литературы по экологии. Мне самой было очень интересно прочитать все книги данной серии. В них серьёзные экологические проблемы раскрыты очень доступным языком. И я решила, что учащимся начальной школы обязательно нужно порекомендовать прочитать эти книги. Но современные дети не любят читать, они уже привыкли к ярким и меняющимся электронным картинкам. Однако я придумала, как сделать чтение этих книг увлекательным и полезным занятием.

В последнее время стали популярны квесты. В наше время они бывают разных жанров и видов. Их смысл заключается в использовании определенных знаний на практике. Это отличный способ закрепления полученной информации.

Таким образом, экологический квест по сюжету книг «Хранимиры» может стать одним из инструментов экологического просвещения.

2.1. Подбор материалов и программного обеспечения литературно-экологического квеста

Прежде чем перейти к созданию электронного квеста, нужно проанализировать и систематизировать информацию из серии книг «Хранимиры». В нашей библиотеке есть 5 книг: «Начало», «Живая вода», «Потерянный ветер», «Заповедная земля» и «Правило трех».

Я выделила экологические проблемы из данных книг: вырубка лесов, отходы и мусор, осушение болот, торфяные пожары, выброс ядовитых веществ в водоемы и атмосферу, уничтожение заповедников, вымирание видов, аномальные природные явления, понятие «устойчивое равновесие» и способы его сохранения. Именно эти проблемы стали ключевыми точками при разработке заданий квеста. Затем я продумала структуру квеста и задания, беря за основу сюжет и экологические проблемы из «Хранимиров».

Оптимальным вариантом для создания квеста стал бесплатный сайт LearningApps.org, так как с помощью него можно создавать разные виды заданий, например, кроссворды и пазлы. Я решила использовать такие виды, как «Поиск слов среди букв», «Ребус», «Кроссворд», «Пазл».

Работа над квестом заняла у меня две недели. Я старалась сделать задания интересными и в меру сложными. Ссылки на задания интерактивного квеста приведены в Приложении 2 к данной работе.

Рисунок 2. Одно из заданий квеста

2.2. Апробация интерактивного эко-квеста

В отличие от просмотра мультфильмов, чтение целой серии книг – занятие более серьёзное и длительное. Поэтому учащимся 2-х классов было рекомендовано познакомиться с «Хранимирами» в период летних каникул. Я рассказала учащимся, что их ждёт ещё более увлекательное мероприятие, чем просмотр мультфильмов. «Для тех, кто не поленится и прочитает все 5 книг из серии «Хранимиры», будет организован экологичекий квест, и не обычный, а интерактивный. В компьютерном состязании мы определим лучшего эколога вашего класса!». Ребята с радостью откликнулись.

В сентябре 2020 года, когда я пришла к ребятам, теперь уже третьеклассникам, они, перебивая друг друга, хотели рассказать, что выполнили задание и прочитали все 5 книг. Вместе с учителями, мы обсудили, с какими экологическими проблемами познакомились ребята, какие пути их решения предлагают герои книг, что такое устойчивое равновесие и почему оно может нарушиться, какой вклад в решение экологических проблем может внести каждый из нас. После занятия двое учащихся подошли ко мне и по секрету сказали, что они тоже хотят стать настоящими хранимирами. Я убедилась, что ребята провели лето с пользой, не только для себя, но и для будущего всей нашей планеты.

А потом ребят ждал обещанный интерактивный эко-квест в компьютерном классе. Каждый из учителей придумал свой способ, чем можно поощрить учащегося за отличное прохождение квеста. Кто-то договорился с детьми на хорошую отметку по окружающему миру, а кто-то на маленькие призы – шоколадные медальки. Победители, выполнившие правильно все задания за самый короткий промежуток времени, получили заслуженное звание «Лучший эколог класса».

Всего в эко-квесте приняли участие 65 учащихся. Большинство ребят правильно справились с заданиями, некоторые допускали ошибки по невнимательности, другие неправильно прочитывали задания. В целом, и ребятам, и учителям очень понравилась идея с созданием квеста. А мне понравилось, что с интересом и увлечением ребята познакомились с серьёзными экологическими проблемами и возможными путями их решения.

Заключение

Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась – благодаря интерактивному сборнику ЭКО-мультфильмов и электронному квесту по книгам «Хранимиры» Елены Журек, повысилась экологическая грамотность учащихся исследуемых классов. Теперь все ребята знают и могут объяснить основные экологические термины и привести примеры экологических проблем. Их классные руководители сказали, что полученные учениками знания – это хорошая основа для дальнейшего изучения предмета «Окружающий мир», а в будущем – биологии, географии, экологии. Родителям понравилась идея сборника эко-мультфильмов тем, что дети стали более внимательными к сюжету. Некоторые родители, узнав о квесте у своих детей, тоже с удовольствием попробовали его пройти. Ребята узнали, что в мультфильмах и сказках есть не только увлекательные сюжет, но и важные проблемы.

Я считаю, что цель моей работы достигнута. Я облегчила родителям и учителям процесс выбора нужной информации, показала возможности экологического воспитания детей средствами литературы и мультипликации, а на каком примере это делать – каждый может решать сам.

Хотелось бы ещё раз отметить, что от уровня экологической культуры зависит наше будущее, и если не повышать экологическую грамотность детей сейчас, возможно, через 10 лет будет уже поздно.

Библиографический список

1. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми// Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 10. – С.65-69.

2. Лалетина А.Ф. Культурообразующее значение для мультипликации// Лингво-культурология. – 2009. – № 3. – С.143-147.

3. Журек Е. В. Хранимиры «Начало» - 2017 г.

4. Журек Е.В. Хранимиры «Живая вода» - 2018 г.

5. Журек Е. В. Хранимиры «Потерянный ветер» - 2018 г.

6. Журек Е. В. Хранимиры «Заповедная земля» - 2018 г.

7. Журек Е. В. Хранимиры «Правило трех» - 2018 г.

8. https://www.liveinternet.ru/users/5846577/post357795714

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хранимиры

Приложение 1.

Текстовое содержание интерактивного сборника ЭКО-мультфильмов

«Валл-и» – мультфильм про робота Валл-и. Каждый день он очищает планету от мусора, который оставили люди, покинувшие Землю. Попав в космос, Валл-и даёт понять людям, что нужно вернуться на планету и исправить свои ошибки. Этот мультфильм показывает последствия свалок, отравляющих почву, воду и воздух.

Опрос по мультфильму:

1.Кто такой Валл-и?

2.Почему на планете нет людей?

3.Что делает Валл-и?

А. Человек

Б. Робот

В. Ракета

А. Они загрязнили планету, и им стало негде жить.

Б. Им стало скучно, и они решили улететь в отпуск.

В. Их забрали инопланетяне.

А. Собирает мусор в кубики.

Б. Разбрасывает мусор по планете.

В. Ищет новые планеты для людей.

«Лоракс» – мультфильм о городе, сделанном полностью из пластика. Однажды мальчик Тед решил найти живое дерево. Выехав за город, он видит пустырь с домом. В нём живёт старик Находкинс, который рассказал мальчику о том, что сам виноват в исчезновении деревьев. Раньше здесь была роща и множество зверей, которые жили вместе с лесным духом Лораксом. Сначала Находкинс рвал только листья, нужные ему для производства, но потом приехала его семья и сказала срубать деревья, чтобы быстро разбогатеть. В итоге не осталось ни одного дерева, и Лоракс покинул землю вместе с животными, а Находкинс разорился. Здесь рассказывается о проблеме бесконтрольной вырубки лесов.

Опрос по мультфильму:

1.Кто такой Лоракс?

2.Почему в городе были только искусственные деревья?

3.Какая проблема этого мультфильма?

А. Животное из Красной Книги.

А.Потому что не осталось ни одного настоящего дерева

А. Загрязнение почвы.

Б. Вырубка лесов.

В. Браконьерство.

Б. Лесной дух.

В. Мэр города.

Б.Искусственные деревья дают больше кислорода.

В.Искусственные деревья красивее.

«Это совсем не про это» – короткий мультфильм о корове, которая питается мусором со свалки, пьет грязную воду из рек и дышит дымом. И в результате, она дает бензин вместо молока. Этот мультфильм затрагивает основные проблемы экологии: загрязнение почвы, воды, атмосферы и их влияние на живой организм.

Опрос по мультфильму:

1.Что из этого корова сделала в мультике? Выбери несколько вариантов.

2.Почему вместо молока корова даёт бензин?

3. Какой проблемы в мультике НЕТ?

А. Пила грязную воду.

Б. Ела мусор.

В. Ела траву.

Г. Пила чистую воду.

Д. Дышала дымом.

А. Потому что это корова-робот для производства бензина.

Б. Потому что она питается вредными отходами вместо травы.

А. Загрязнение воды.

Б. Вырубка лесов.

В. Огромное количество мусора, свалок.

«Приключения пингвинёнка Лоло» – мультфильм о пингвинёнке Лоло и его друзьях. В 3 части мультфильма говорится о том, как пингвинята попали на браконьерское судно и чудом спаслись, но это был еще не конец... Эта часть говорит о проблеме браконьерства, каковы его последствия в дикой природе.

Опрос по мультфильму:

1.Зачем браконьеры забрали пингвинят?

2.Кто такие браконьеры?

А. Подружиться с ними.

Б. Взять их в путешествие и потом вернуть родителям.

В. Незаконно отвезти их в зоопарк.

А. Люди, которые незаконно зани

маются охотой.

Б. Люди, которые законно занимаются охотой.

В. Люди, которые путешествуют и узнают о дикой природе

«Смешарики» (серия «Маленькое большое море») – в этой серии Крош с Ёжиком собирали мусор и отправляли его в море. Вдруг они увидели тёмное пятно, приближающееся к берегу. Причиной загрязнения стало огромное количество бочек с отходами. Смешарики поняли, что мусор нужно утилизировать, а не просто собирать и выбрасывать в море. Эта серия говорит о проблеме свалок и их воздействия на природу.

Опрос по мультфильму:

1.Почему в море появились тёмные пятна?

2.Как смешарики решили эту проблему?

А. Ёжик и Крош выбросили мусор в море.

А. Они сожгли бочки.

Б. Кто-то очень давно выбросил бочки.

Б. Они отправили бочки в небо.

В. Пин вылил машинные отходы.

В. Они закопали бочки в землю.

«Крокодил Гена и Чебурашка» (2, 3 часть) – в 3 части мультфильма Крокодил Гена увидел детей, которые искупались в грязной речке. Он решил проблему с производством, отходы которого попадали в речку. Во 2 части Крокодил Гена с Чебурашкой помогли пионерам собрать металлолом для переработки. В 3 части затрагивается проблема загрязнения водоемов, а во 2 части затрагивается проблема сбора мусора и его переработка.

Опрос по мультфильму:

1.Почему дети были грязные?

2.Куда попадали отходы с завода?

А. Они съели много шоколада.

Б. Они купались в грязной речке.

В. Они играли с землёй.

А. В почву.

Б. В реку.

В. На свалку.

3. Плохо ли собирать металлолом?

Зачем собирать металлолом?

А. Да

Б. Нет

А. Чтобы его выбросить на свалке.

Б. Чтобы из него сделать новые вещи.

В. Чтобы сделать выставку в музее.

«Бэмби» – Мультфильм про жизнь оленёнка Бэмби и его друзей. В мультфильме есть фрагмент, где от костра огонь начал распространяться по лесу. В итоге сгорел весь лес, спаслось несколько животных. В этом мультфильме затрагивается проблема небрежного отношения к лесу и его обитателям.

Опрос по мультфильму:

1.В чем причина лесного пожара?

2.Какая экологическая проблема?

А. Охотник специально поджёг лес.

Б. Пожар возник от забытого костра.

В. Было жаркое лето, и пожар возник случайно.

А. Безразличное отношение к обитателям леса.

Б. Браконьерство в лесу.

В. Загрязнение почвы из-за разбрасывания мусора.

Приложение 2.

Ссылки на задания интерактивного ЭКО-квеста

по сюжету книг Е. Журек «Хранимиры»

Задание: скопируйте ссылку и вставьте в адресную строку. Выполните предложенное задание. Удачи! В путь!

Ссылка 1. Спасаем редкие растения

https://learningapps.org/display?v=ppeofcoic21

Ссылка 2. Спасаем хранимиров

https://learningapps.org/display?v=pbimcsvpn21

Ссылка 3. Помогаем Ярославу Владимировичу

https://learningapps.org/display?v=p0euaced521

Ссылка 4. Ураган!

https://learningapps.org/display?v=p8inkou3a21

Ссылка 5. Важные слова

https://learningapps.org/display?v=p9tu43w3521

Просмотров работы: 142