Цветомузыкальное воздействие как способ повышения работоспособности младших школьников

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цветомузыкальное воздействие как способ повышения работоспособности младших школьников

Хорошилова В.С. 1
1МБОУ "Лицей" г. Протвино
Казакова С.А. 1
1МБОУ "Лицей" г. Протвино
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

«Трудно ли сейчас учиться в начальной школе?»- вот с таким вопросом мы обратились к младшим школьникам и к их родителям.

Большинство родителей отмечают, что в настоящее время в школе стало учиться сложнее: многократно увеличился объем усваиваемой информации, увеличилось количество обязательных дисциплин, чрезмерно вырос темп прохождения материала. Все это негативно отражается на физическом и психическом состоянии современных школьников и приводит к снижению их учебной активности, к низкому уровню успеваемости в школе. Можно ли решить данную проблему? Каким образом активизировать познавательную деятельность обучающихся, не только не нанося урона их физическому и психическому состоянию, но и укрепляя их здоровье и психику? Мы попытались найти ответы на данные вопросы.

Еще летом, работая на проектом по теме «Синестезия» в конкурсе «Большая перемена» меня заинтересовало одно выказывание из книги Б.А. Базыма «Психология цвета. Теория и практика» : « Цвет - мощное средство воздействия на психику человека. Сила цвета заключается в том, что он способен "обойти" защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому цвет становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций».

Люди давно заметили , что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить о детях, у которых только формируются личностные характеристики. Психологи утверждают, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей обстановке, может снижать или повышать самооценку, улучшать или ухудшать самочувствие ребенка. Но не только цвет оказывает позитивное влияние на здоровье человека. Недавно ученые из Англии и США завершили свои исследования, в ходе которых выяснилось, что прослушивание музыкальных произведений также способно активизировать нашу мозговую деятельность, повысить настроение и работоспособность.

Предмет исследования: влияние цвета и музыки на работоспособность.

Объект исследования:психологический способ воздействия.

Цель: разработать способ, повышающий умственную работоспособность младших школьников на уроке, используя знания о влиянии цвета и музыки на человека.

Задачи:

Изучить научные литературные источники о влиянии основных цветов и музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Создать медиаресурс (видеоролик), применяя знания о влиянии музыки и цвета.

Провести экспериментальное исследование влияния данного медиаресурса на учащихся 3-4 классов.

Обработать полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что созданный медиаресурс (видеоролик) может оказать положительное влияние на состояние младших школьников, их поведение, способность к восприятию учебного материала и их работоспособность.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; эксперимент; статистический (математический) метод; творческий; метод ИКТ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Глава 1. Влияние цвета на психофизиологические процессы

Вопрос цветовой гармонии и ее влияния на состояние человека поднимался издавна. Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».

Существуют целые науки (цветоведение, цветотерапия), которые изучают свойства цвета и его влияние на психологическое и физиологическое состояние человека. 

Первые сведения о цветотерапии пришли к нам из Древнего Китая и Египта. При раскопках Каира были обнаружены "цветные комнаты", которые, по мнению ученых и найденным свидетельствам, использовались в лечебных целях. Считается, что Гете предложил систему, описывающую влияние цвета на психику человека. Гете не углублялся в науку о цвете досконально, он делал выводы, основанные на собственной интуиции. Золотым же веком, с точки зрения развития данной науки, стал XX век. Увлечение многих ученых психологией заложило основу для анализа влияния цветовой палитры на эмоции и здоровье человека. В 1941 году швейцарский ученый Макс Люшер опубликовал специальный метод, названный тестом Люшера. Данный тест предназначен для исследования личности путем анализа ее субьективных предпочтений при выборе цветовых стимулов. В зависимости от выбранных цветов составляется картина личности. Сейчас данный тест используют в работе все психологи.

Современное цветоведение – целая наука, которая может рассказать о человеке очень многое, основываясь на его цветовых предпочтениях. Также она изучает отклики, которыми тело и разум реагирует на тот или иной оттенок. Выделяют 3 типа воздействия: физиологическое, психологическое и оптическое.

Физиологическое воздействие - влияние цвета на функциональные

системы человека.

Психологическое воздействие - влияние цвета на чувства, переживания человека. Этот вид воздействия часто называют эмоциональным.

Оптическое воздействие или цветовое оптическое впечатление - влияние цвета на оценку его пространственного размещения, величины и размеров пятна.

Специфика влияния цвета зависит от его волны. Короткие и длинные волны воздействуют на разные участки головного мозга.

Длинноволновые теплые оттенки бодрят, коротковолновые (холодные) – тормозят психическую активность.

Остановимся более подробно на влиянии цветов на психофизиологические процессы, протекающие в организме человека.

Красный, оранжевый и желтый-цвета возбуждают нервную систему человека. Группа цветов: зеленый, синий, фиолетовый оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Красный-возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время усиливает мышечное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. В любом месте, где есть этот цвет, мы можем наблюдать высокую работоспособность. Однако при длительном воздействии происходит утомление.

Оранжевый-тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.

Желтый - (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Благоприятен для умственной деятельности.

Зеленый - (наиболее привычный для органа зрения) — физиологически оптимален; снижает артериальное давление и расширяет капилляры; успокаивает.

Голубой цвет успокаивает, снижает мышечное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Синий оказывает успокаивающее действие, которое переходит в угнетающее, способствует угнетению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

Фиолетовый- оказывает угнетающее действие на нервную систему.

Влияние цвета на человека велико и скрывает за собой безумные возможности.

Глава 2. Влияние музыки на психофизиологические процессы

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Влиянием музыки на состояние здоровья человека люди интересовались с древних времен. Сегодня музыкальная терапия используется для уменьшения боли, страха, напряжения, повышения тонуса организма, лечения депрессии, для медицинской реабилитации и для сопровождения физических занятий.

Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: «Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем». А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье. Вопрос только в том - какая музыка ?

Больше всего говорят о влиянии классической музыки на человека. Она считается наиболее полезной в своем воздействии на слушателей. Ученые приписывают классическим произведениям чудодейственный эффект.

Большинство разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев, как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. И из всего многообразия классики на первое место ставится музыка Моцарта. Многочисленные исследования показали, что он активизирует практически все отделы коры головного мозга, одновременно повышая интеллектуальный уровень, способствует быстрому усвоению информации, влияет на умственную работоспособность, улучшает внимание, память и математические способности, обостряет слух и зрение.

Существует даже специальный термин "эффект Моцарта", который обозначает благотворное влияние музыки на умственные и физические способности человека.

А снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена; лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, Чайковского. Если не знаете, что делать с плохой памятью, вам должно помочь периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди.

В отличие от классической музыки, врачи не рекомендуют долго слушать группы, играющие рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Многие исследователи сходятся во мнении, что тяжелая музыка возбуждает агрессивность, неуравновешенность и даже может вызвать психические расстройства у ее поклонников. Хард-рок часто является причиной бессознательной агрессии, рэп также вызывает негативные эмоции, а хэви-метал может даже вызвать психические расстройства. В негативном влиянии тяжелой музыки обвиняют ее громкость и жесткий ритм, а также сверхчастоты, влияющие на психику. Однако все не так просто. Известно, например, что именно хард-рок предпочитают слушать подростки, которые опережают своих сверстников в умственном развитии. Такая музыка помогает

им справиться с трудностями переходного возраста, избавиться от негативных эмоций и поднять настроение. Выяснилось даже, к удивлению самих исследователей, что поклонники классической музыки и тяжелого рока очень похожи друг на друга и обладают более высоким интеллектом, чем поклонники других музыкальных жанров. Поклонники рэпа и хип-хопа демонстрируют самый низкий уровень интеллекта. Такие жанры, как блюз, джаз и регги, могут вывести вас из стрессового состояния; такая музыка считается непревзойденной для избавления от депрессии. Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями, но без сомнения, музыка никого не оставляет равнодушным.

В настоящее время музыка может быть эффективным средством эмоционального настроя на урок и стимулятором познавательной активности. Разработаны многочисленные методики музыкотерапии. Одни из них рекомендуют использовать музыкальное сопровождение занятий и музицирование в качестве основного, ведущего ресурса активизации познания, другие – как дополнение к иным приемам повышения эффективности обучения. В любом случае, приобщение к миру музыки несет колоссальный оздоровительный заряд. Музыкотерапия активно применяется для коррекции эмоционального состояния учащихся, устранения психосоматических, двигательных, речевых расстройств, отклонений в поведении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Создание медиаресурса (видеоролика)

Изучив влияние цвета и музыки, мы приступили к созданию видеоролика.

Работа по созданию видеоролика включала следующие этапы:

Подбор картинок и коротких роликов для видеоряда, учитывая влияние цвета на работоспособность людей. Были выбраныкартинки четырёх цветов: зелёного, жёлтого, оранжевого и красного.

Зеленый: хорошо сказывается на концентрации внимания и на работе мозга.

Желтый: интеллектуальный цвет, повышает творческую активность.

Оранжевый: хорошо сказывается на работе мозга и усиливает концентрацию внимания.

Красный: повышает активность и работоспособность.

Расположение в видеоредакторе цветных картинок от зеленых к красным. При расположении картинок учитывали длину волны. (таблица 1). У красного цвета самая длинная волна, поэтому картинки этого цвета были размещены в конце видеоролика.

Подбор фоновой музыки. Была выбрана соната №16 до мажор Моцарта.

Наложение музыки на итоговый видеоряд.

Глава 2. Оценка внимания и работоспособности младших школьников

2.1. Характеристика выборки и методики исследования

Создав видеоролик, мы решили проверить его влияние на учащихся младших классов.

В исследовании приняли участие учащиеся 3-4 классов МБОУ «Лицей» г. Протвино. Обследовано 4 класса. Количество учащихся, принявших участие в исследовании, составило 78 человек; из них 41 человек составили учащиеся 3-х классов, 37 человек - учащиеся 4-х классов. Было обследовано 42 мальчика и 36 девочек.

Мы решили исследовать свойства внимания у младших школьников. Исследование по проблеме взаимосвязи внимания и успеваемости младших школьников проводили такие ученые как: Ф.Н. Гоноболин, С.А. Лукомская, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, А.Р. Лурия, А.М. Гельмонт, У. Джемс, Н.И. Мурачковский, Т.С. Полякова, В.Я Романов. Экспериментально доказано, что высокий уровень внимания положительно влияет на успешность обучения.

Выбранная нами методика «Корректурная проба» была направлена на определение скорости, концентрации и устойчивости внимания, показателя умственной работоспособности младших школьников.

Этот метод исследования в 1895 году, изобрел французский психолог Бенджамин Бурдон. Для проведения тестирования мы использовали специальные бумажные бланки, на которых распечатаны буквы алфавита, расположенные в ряды в случайном порядке; 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду. Суть методики состояла в том, что в каждом ряду надо вычеркнуть заданную букву. Работа длилась 5 минут. Для фиксации времени измерения использовался секундомер. Замер начинался после озвучивания искомого символа. Через каждые 60 секунд по команде отмечалась вертикальная черта.

Первая корректурная проба была проведена в классах с 26 по 29 октября.

Вторая корректурная проба была проведена с 1 по 7 декабря. Перед проведением второго тестирования учащимся 3а и 4б классов был предложен для просмотра созданный нами видеоролик, а 3б и 4а классы проходили вторую корректурную пробу без просмотра видеоролика. Это была контрольная группа.

Обработка результатов исследования

Оценивая результаты исследования, нами были проведены следующие расчеты:

Показатель скорости внимания ( производительность внимания):

А= N/t, где N- общее количество просмотренных символов до

последнего выбранного символа;

t- время, потраченное на работу.

Показатель точности работы:

Т3= (М-O)/(M+P), где

М- общее количество, вычеркнутых символов;

О- ошибочно выбранные символы;

Р- пропущенные символы.

Показатель умственной работоспособности:

Au = А *((M-(O+P))/n), где

А- показатель скорости внимания;

М- общее количество, вычеркнутых символов;

О- ошибочно выбранные символы;

Р- пропущенные символы;

n- общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть.

Концентрация внимания:

K=((M-O)*100)/n, где

М- общее количество, вычеркнутых символов;

О- ошибочно выбранные символы;

n- общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть.

Показатель устойчивости концентрации внимания:

Ku= C*(C/(P+O+(1))) (1 добавляется в случае, если нет ошибок и пропусков), где

С- общее количество просмотренных строк;

О- ошибочно выбранные символы;

Р- пропущенные символы.

Полученные данные Т3, К, Ku сравнивались с оценивающими таблицами

(Таблицы 2,3,4)

Оценка результатов исследования

Что же у нас получилось.

Оценивая показатель скорости внимания, мы отметили, что он вырос в обеих группах учащихся. В контрольной группе после второго тестирования показатель скорости внимания увеличился у 77 % учащихся. В экспериментальной группе после просмотра видеоролика производительность внимания увеличилась у 34 учащихся, что составило (89%).

При оценке показателя точности работы (таблица 5.)в контрольной группе количество учащихся, показавших высокий уровень, увеличилось с 25% до 30 %. Но в этой же группе отмечается рост количества учащихся, сделавших ошибки. Количество учащихся, показавших самый нижний уровень точности работы , увеличился на 8%. В экспериментальной группе же наоборот количество учащихся, которые допустили ошибки, уменьшилось на 8 %. После просмотра видеоролика количество учащихся, показавших уровни выше среднего и высокий, увеличилось с 26% до 29% и с 21% до 37% соответственно.

При проведении корректурной пробы во второй раз увеличился показатель и умственной работоспособности в обеих группах. В экспериментальной группе это показатель оказался выше на 12 %.

При оценке показателя концентрации внимания (таблица 6.) количество учащихся в контрольной группе, показавших средний и хороший уровни, не изменилось, а показавших очень хороший уровень увеличилось на 5 %. Количество учащихся в экспериментальной группе , показавших хороший уровень, увеличилось на 8,5 %, а показавших очень хороший уровень- на 21%.

(Таблица 7.) В контрольной группе на 15% вырос показатель низкой устойчивости концентрации внимания. На 12 % вырос показатель высокой устойчивости концентрации внимания. В экспериментальной группе наблюдается устойчивый рост данного показателя. Показатель высокой и очень высокой устойчивости концентрации внимания вырос на 10% и 29% соответственно.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации проекта изучена научная литература о влиянии цвета и музыки на психоэмоциональное состояние человека.

На основе полученных знаний создан медиаресурс, положительно влияющий на работоспособность и внимание младших школьников.

Выявлены результаты повышения производительности внимания и показателей умственной работоспособности после просмотра созданного видеоролика у 89% обучающихся.

Отмечены рост устойчивости, концентрации внимания и показателя точности выполнения работы.

Созданный нами продукт рекомендуем использовать учителям на уроке как средство, активизирующее познавательную деятельность школьников и повышающее их умственную работоспособность.

Результаты исследований позволили нам сделать вывод о том, что цвет и музыка является одними из важнейших факторов активизации процесса обучения учащихся. Внедрение предлагаемого способа активизации процесса обучения поможет создать более благоприятные и эффективные условия для школьника, и не только позволит существенно повысить эффективность его образования, но и поддержит и укрепит его здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акимова М.К. Диагностика умственного развития детей / М.К. Акимова, Б.Т. Козлова – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика.-М.:Реч. 2005

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. – 61 c.

Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2004. – 262 с.

Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.

Миронова Л.Н. Цветоведение: учебное пособие / Л.Н. Миронова. – Минск, 1984.

Романов В.Я. Психология внимания / В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев. – М.: Тривола, 1995. – 347 с.

Сухоруков Д.В.,Сорокина Л.А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность.-Образование и наука. 2014. №2

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Длины волн разных цветов

Длина волны, нм

Цвет

от 380 до 450

фиолетовый

от 450 до 480

синий

от 480 до 510

голубой

от 510 до 550

зелёный

от 550 до 575

жёлто-зелёный

от 575 до 590

жёлтый

от 590 до 610

оранжевый

более 610

красный

Таблица 2 . Уровень концентрации внимания K (оценивающая таблица)

Уровень развитияконцентрации внимания

Значение, %

Очень хороший

81- 100%

Хороший

61- 80%

Средний

41- 60%

Плохой

21- 40%

Очень плохой

0 - 20%

Таблица 3. Устойчивостьконцентрации внимания- баллы и выраженность (оценивающая таблица)

Ku

Балл

Уровень

5,3- 20,4

 

Низкий

1

I

20,5 - 35,5

2

35,6 - 50,6

3

50,7 - 65,7

4

II

Средний

65,8 - 80,9

5

81,0 - 96,0

6

96,1 - 111,1

7

III

Высокий

111,2 - 126,2

8

126,3 - 171,9

9

172,0 - 219,7

10

IV

Очень высокий

219,8 - 326,4

11

326,5 - 1101,5

12

Таблица 4. Оценка уровня показателя точности работы (оценочная таблица)

Уровни

Пределы показателя точности работы (Т3)

Высокий

0,98 и выше

Выше среднего

0,96-0,97

Средний

0,93-0,95

Ниже среднего

0,91-0,92

Низкий

0,90 и ниже

Таблица 5. Показатель точности работы у учащихся 3-4 классов МБОУ «Лицей»

Уровни

1 тестирование

2 тестирование

3-а класс,

кол-во уч-ся

4-б класс,

кол-во уч-ся

Эксперим.

группа

3-б класс,

кол-во уч-ся

4-а класс,

кол-во уч-ся

Контроль

3-а класс,

кол-во уч-ся

4-б класс,

кол-во уч-ся

Экспер. группа

3-б класс,

кол-во уч-ся

4-а класс,

кол-во уч-ся

Контроль

Нижний

0,90 и ниже

3

6

9

24%

4

2

6

15%

3

3

6

16%

7

2

9

22,5%

Ниже среднего

0,91-0,92

1

2

3

8%

3

1

4

10%

0

1

1

2%

3

2

5

12,5%

Средний

0,93-0,95

5

3

8

21%

8

4

12

30%

3

3

6

16%

4

2

8

20%

Выше среднего

0,96-0,97

6

4

10

26%

2

6

8

20%

3

8

11

29%

2

4

6

15%

Высокий

0,98 и выше

3

5

8

21%

6

4

10

25%

9

5

14

37%

7

7

12

30%

 

18

20

38

23

17

40

18

20

38

23

17

40

Уровень концентрации внимания

1 тестирование

2 тестирование

3-а класс,

кол-во уч-ся

4-б класс,

кол-во уч-ся

 

3-б класс,

кол-во уч-ся

4-а класс,

кол-во уч-ся

контроль

3-а класс,

кол-во уч-ся

4-б класс,

кол-во уч-ся

После просмотра

3-б класс,

кол-во уч-ся

4-а класс,

кол-во уч-ся

контроль

0чень плохой

0-20%

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Плохой

21-40%

5

28%

1

5%

6

16%

4

17%

3

18%

7

17,5%

3

17%

1

5%

4

10,5%

3

4,3%

2

6%

5

12,5%

Средний

41-60%

10

55%

10

50%

20

53%

13

57%

9

53%

22

55%

6

33%

5

25%

11

29%

14

61%

8

47%

22

55%

Хороший

61-80%

3

17 %

9

45%

12

31%

6

26%

4

23%

10

25%

7

39%

8

40%

15

39,5%

5

30,4%

5

29%

10

25%

Очень хороший

81-100%

0

0

0

0

1

6%

1

2,5%

2

11%

6

30%

8

21%

1

4,3%

2

18%

3

7,5%

Общее кол-во уч-ся

18

20

38

23

17

40

18

20

38

23

17

40

Таблица 6. Уровень концентрации внимания у учащихся 3-4 классов МБОУ «Лицей»

Таблица 7. Показатель устойчивости концентрации внимания у учащихся 3-4 классов МБОУ «Лицей»

Кол-во баллов

уровни

1 тестирование, кол-во человек

2 тестирование, кол-во человек

3-а класс

4-б класс

Эксперим.

3-б класс

4-а класс

контроль

3-а класс

4-б

класс

Эксперим.

3-б

класс

4-а

класс

контроль

 

1

низкий

0

0

10

26%

1

1

5

12,5%

0

0

3

8%

0

0

11

27,5%

 

2

4

2

0

0

2

0

4

1

 

3

2

2

2

1

1

0

4

2

 

4

средний

3

2

13

34%

7

2

15

37,5%

0

1

5

13%

1

0

7

17,5%

 

5

1

2

3

1

1

3

1

1

 

6

1

4

1

1

0

0

3

1

 

7

высокий

2

0

7

19%

1

1

8

20%

1

0

11

29%

1

1

5

12,5%

 

8

1

2

1

0

0

2

0

1

 

9

0

2

1

4

3

5

1

1

 

10

Очень высокий

2

0

8

21%

1

2

12

30%

1

2

19

50%

0

2

17

42,5%

 

11

0

0

3

1

2

5

2

3

 

12

2

4

2

3

7

2

6

4

 
Просмотров работы: 44