Проект оформления стендов с данными Красной книги Ленинградской области в МБОУ «СОШ №3 г.Тосно»

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проект оформления стендов с данными Красной книги Ленинградской области в МБОУ «СОШ №3 г.Тосно»

Минько Д.И. 1
1МБОУ "СОШ №3 г.Тосно"
Наумова И.А. 1
1МБОУ "СОШ №3 г.Тосно"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сохранение животного и растительного мира планеты относится к приоритетным задачам современного общества. Бурное развитие человечества в современную эпоху создает беспрецедентное давление на другие биологические виды, часто приводящее к их полному вымиранию. К числу наиболее разрушительных форм антропогенного воздействия относятся уничтожение естественных местообитаний животных при застройке местности, расширении сельхозугодий, строительстве дорог и других линейных объектов, добыче полезных ископаемых, вырубки леса, загрязнении воздуха, почвы, водоемов промышленными отходами и бытовыми стоками, избыточная эксплуатация биологических ресурсов, экологических систем в процессе рыболовства и охоты, в связи с развитием судоходства, наземного и воздушного транспорта.

Актуальность: Во многих развитых странах мира издаются «Красные книги», в которые занесены животные, растения и насекомые, которые остаются на грани вымирания или популяция которых значительно уменьшилась. Помимо Красной книги Российской Федерации у каждого региона в России есть собственное издание Красной книги. Для Санкт-Петербурга и области создана Красная книга Ленинградской области. Но немногие жители готовы изучать три тома данного издания. Во многих городах Европы уже несколько лет существует практика установки стендов с экологической информацией. В 2019 году губернатор Ленинградской области выступил с предложением: разместить «в непосредственной близости от образовательных организаций информационные стенды о птицах, обитающих в регионе, а также о способах их кормления, а также иной информации экологического содержания» [3].

Объект проекта: Красная книга Ленинградской области/

Цель проекта: расширение знаний учеников и их родителей об особенностях редких видов флоры и фауны родного края и видах, находящихся на грани исчезновения.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Привлечь внимание учеников и родителей к экологическим проблемам в Ленинградской области;

2. Привлечь внимание учеников и родителей к флоре и фауне Тосненского района, занесенной в Красную книгу Ленинградской области.

3. Благоустройство крыльца школы.

4. Создание дополнительных пособий для проведения уроков окружающего мира в начальной школе.

Этапы работы над проектом:

1. Сбор и обработка информации о Красной книге Ленинградской области. Подбор материала для стендов (иллюстрации, информацию).

2. Замеры крыльца школы. Составление чертежа крыльца.

3. Подсчет финансовых расходов.

4. Подбор организации для изготовления стендов.

5. Обращение к директору школы с предложением разместить данные стенды на крыльце школы.

6. Проведение урока в начальной школе по Красной книге Ленинградской области на основе стендов.

Методы исследования: информационный, поисковый, анализ, систематизация, моделирование.

Социальная значимость: антивандальное покрытие крыльца школы,привлечь внимание учащихся и родителей к экологическим проблемам родного края.

Продукт проекта: учебные стенды с большим количеством экологической информации о флоре и фауне родного края, которые доступны всем желающим: и обучающимся, и родителям.

Основная часть

Красная книга природы Ленинградской области

Красная книга Ленинградской области является «официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и специальных мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ленинградской области» [9].

Красная книга природы Ленинградской области была издана в 1999—2002 годах. В её создании принимали участие учёные Санкт-Петербурга, также помощь оказывало Министерство окружающей среды Финляндии. Красная книга природы состояла из трёх томов - «Особо охраняемые природные территории», «Растения и грибы», «Животные». Первоначально книга задумывалась и издавалась как научно-популярное издание, ориентированное на широкий круг читателей. В 2004 голу изданием соответствующего Постановления Правительства Ленинградской области Красной книге был придан статус официального документа [10]. Книга состояла из трех томов: Данное издание считалось легитимным до 2014 года.

В 2014 году в соответствии с Постановлением правительства Ленинградской области учреждена Красная книга Ленинградской области и утверждено положение о порядке её ведения [11]. Ведение Красной книги осуществляют комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области - в части объектов животного мира и комитет по природным ресурсам Ленинградской области - в части объектов растительного мира. Был проведен мониторинг объектов животного и растительного мира Ленинградской области, и внесены изменения в Красную книгу Ленинградской области [11]. В последующие годы были внесены еще изменения в 2018 году [6]. В 2017 году вышел фотоальбом «Особо охраняемые природные территории Ленинградской области». В 2018 году вышли еще два издания:

- «Красная книга Ленинградской области: Объекты растительного мира», которое включает сведения о 536 видах: 156 - сосудистых растений, 81 - мохообразных, 79 - водорослей, 94 - лишайников и 126 - грибов и миксомицетов» [11]

- «Красная книга Ленинградской области: «Животные», которое включает сведения о 375 видах животных: 11 - молюсков, 253 - членистоногих, 99 - птицы, 12 – млекопитающие» [2].

Особенностями нового Перечня, помимо включения новых видов объектов растительного мира, нуждающихся в охране на территории Ленинградской области, стало утверждение категории статуса редкости для объекта охраны, а также   новая, не применявшаяся ранее в Красной книге Ленинградской области, система категорий и критериев  Красного списка Международного союза охраны природы (МСОП). 

Особенностью этой системы является использование объективных критериев, обозначаемых цифрами и буквами. Для того чтобы отнести вид к той или иной категории, требуется провести анализ численности и распространения вида, тенденции их изменений и т.п. и соотнести их с четко определенными критериями.

Из нового Перечня исключены виды объектов растительного мира, внесенные в Красную книгу Российской Федерации, так как их  распространение и меры охраны не требуют детализации на региональном уровне, а также в целях исключения двойной ведомственной подчиненности объектов по вопросам охраны и использования указанных объектов (привлечение к административной ответственности за уничтожение объектов и иные нарушения в сфере охраны и использования объектов, занесенных в красные книги).

Животные и растения в Красной книге Ленинградской области относят к той или иной категории статуса редкости по системе [7] и системе Красного списка Международного союза охраны природы (МСОП) [1].

0 — Вероятно исчезнувшие в Ленинградской области;

1 — Находящиеся под угрозой исчезновения. Таксоны и популяции, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть;

2 — Сокращающиеся в численности или распространении. Таксоны и популяции с неуклонно сокращающейся численностью (распространением), которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность (распространение), могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения;

3 — Редкие. Таксоны и популяции, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (или акватории) или спорадически распространены на значительных территориях (или акваториях);

4 — Неопределённые по статусу. Таксоны и популяции, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет. либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий;

5 — Восстановленные и восстанавливающиеся. Таксоны и популяции, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

Требования к материалам для стендов в образовательных организациях

Поскольку стенды необходимо разместить на крыльце школы, был проведен анализ требований к стендам в образовательных организациях. Так в постановлении Правительства Российской Федерации от 25.04 2012 года N 390 «О противопожарном режиме» (с изменениями на 20 сентября 2019 года), есть только одно упоминание о требованиях к транспарантам и баннерам:

40_1. Транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются из негорючих или трудногорючих материалов. При этом их размещение не должно ограничивать проветривание лестничных клеток, а также других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений от дыма и продуктов горения при пожаре.

Транспаранты и баннеры должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен.

Прокладка в пространстве воздушного зазора навесных фасадных систем открытым способом электрических кабелей и проводов не допускается. (Пункт дополнительно включен с 26 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 947).[13] В своде правил "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" [12] тоже нет требований к стендам в образовательной организации.
Проведя анализ документов, можно сделать вывод, что материал для стендов в образовательных учреждениях не регламентируется.

Практическая часть

В начале работы над проектом я произвел замеры крыльца, затем составил схему (приложение1). Далее я занялся отбором теоретической информации для стендов о растениях и животных, а также было необходимо составить их примерное размещение. Я выбрал только виды с категорией редкости от 0 до 3, отдавая предпочтение видам с категорией 0-2, ввиду ограниченности площади стендов. Затем я отправил письмо в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области ЛО ГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС» с просьбой в методической поддержке подготовленных материалов, а затем в соответствии с письмом директора филиала дирекции ООПТ ЛО я обратился в Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области для получения рекомендаций по подготовленным мной материалам по разделу животные (приложение 5,6). В ответном письме ЛО ГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС» мне посоветовали обратить внимание на растения Красной книги Ленинградской области, произрастающие в Тосненском районе, но я проверил, что они все фактически относятся к категории 3, а я выбирал растения с категорией 0-2, поэтому выбрал только отдельные растения Тосненского района данных категорий. В итоге из объектов растительного мира на стенды были выбраны группы растений: сосудистые растения, лишайники, мохообразные, грибы и миксомицеты, не представлен только класс водоросли ввиду сложности передачи изображения. Материалы по животным Красной книги содержат на стендах классы: птицы, насекомые (только отряд чешуекрылые, так как они наиболее эстетичны для стендов по сравнению с другими отрядами данного класса), моллюски, двустворчатые моллюски, лучеперые, млекопитающие. По эстетическим соображениям не были выбраны класс земноводные, паукообразные, ракообразные, пресмыкающиеся.

Следующим этапом стал анализ цен на стенды в г.Тосно и Санкт-Петербурге через рекламные материалы и в сети интернет, где было выявлено, что цена в зависимости от материала составляет около 3000 тысяч рублей за квадратный метр.

Затем были проведены расчеты стоимости стендов с учетом площади:

Левая стена: 2623,5+1320+2700+1350=7993,5 (м);

Правая стена: 2623,5+1320+2700+1350=7993,5 (м);

Фронтальная стена: 450*5736 + (720*3)*2=6901,2 (м)

Общая площадь: 22 888,2 м

Стоимость: 22888,2*3000=68 664,6 (руб).

Данные материалы были направлены в агентства г.Тосно, и только одна компания («Стендаль") согласилась на участие в этом проекте, предложившая в целом более низкую цену. (Приложение 7). В соответствии с раскладкой стендов приложения 7, я распределил материалы стендов по стенам (приложение 2,3,4). Стенды решено было выполнить из металла, как наиболее безопасного и прочного материала.

По вопросам финансирования проекта я обратился к заместителю директора по хозяйственной части Утробиной Ирине Георгиевне (Приложение 8 фото1). Ирина Георгиевна сообщила, что «согласно утвержденному бюджету школы на 2020 год средства на приобретение стендов по Красной книге Ленинградской области не предусмотрены. При планировании бюджетных расходов значительная часть денежных средств направляется на оплату коммунальных услуг, и, если получится сэкономить средства по этой статье их можно направить именно на укрепление материально-технической базы. Для снижения потребления коммунальных услуг обучающиеся и сотрудники школы должны соблюдать правила по энергосбережению» (Приложение8). Тогда я изготовил таблички и развесил их в местах общего пользования (фото 2,3,4 приложение 9) еще провел несколько классных часов по энергосбережению в 1-х классах (фото 5,6 приложение 9).

В результате нам удалось добиться экономии денежных средств по коммунальным услугам и за счет дистанционного обучения (приложение10), тем самым появилась возможность перенаправить эти средства на укрепление материально-технической базы и заказать стенды.

На данный момент стенды смонтированы (приложение11) на крыльце школы. В сентябре 2020 года мною были проведены занятия для учащихся 3-4 классов по стендам Красной книги Ленинградской области на крыльце школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отличительная черта данного проекта – это единство экологии и энергосбережения. Продукт – это учебные стенды с большим количеством экологической информации, которые доступны всем желающим: и обучающимся, и родителям. Данные стенды выполняют не только утилитарную функцию, но и служат основной цели проекта- расширению знаний учеников и их родителей об особенностях редких видов флоры и фауны родного края и видах, находящихся на грани исчезновения. Все слышали о существовании Красной книги Российской Федерации, некоторые и о Красной книге Ленинградской области, но мало кто читал эту книгу или внимательно изучал ее, а стенды на крыльце школы могут способствовать не только изучению материала, ведь это их прямое назначение, но и побудить к самостоятельному изучению редкой флоры и фауны Ленинградской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Красная книга Ленинградской области: Животные. - СПб: Паптрус, 2018 - 560с.

Красная книга Ленинградской области: Объекты растительного мира/ Гл. редактор Д.В. Гельтман. - СПб: Марафон,2018 - 848с.

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29.05.2019 №1910681/2019 - 4 с.

Информационные источники:

Приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11.03.2015 №21«О занесении объектов растительного мира в Красную Книгу Ленинградской области» [Эл. ресурс] Официальный сайт комитета по природным ресурсам Ленинградской области: https://nature.lenobl.ru/ru/deiatelnost/organizaciya-i-funkcionirovanie-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij/krasnaya-kniga-leningradskoj-oblasti/

Приказ комитета по охране контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области от 11.07.2017 №7 «Об утверждении перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Ленинградской области» [Эл. ресурс] Официальный сайт комитета по природным ресурсам Ленинградской области: https://nature.lenobl.ru/ru/deiatelnost/organizaciya-i-funkcionirovanie-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij/krasnaya-kniga-leningradskoj-oblasti/

Приказ комитета по охране контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области от 01.06.2018 №4 «О внесении изменений в приказ комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области от 11 июля 2017 года N27 "Об утверждении перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Ленинградской области"[Эл. ресурс] Официальный сайт комитета по природным ресурсам Ленинградской области: https://fauna.lenobl.ru/ru/obrashcheniia/krasnaya-kniga-leningradskoj-oblasti/

Приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 12.09.2018 №14 «О внесении изменений в приказ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11 марта 2015 года N 21 "О занесении объектов растительного мира в Красную книгу Ленинградской области» [Эл. ресурс] Официальный сайт комитета по природным ресурсам Ленинградской области: https://nature.lenobl.ru/ru/deiatelnost/organizaciya-i-funkcionirovanie-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij/krasnaya-kniga-leningradskoj-oblasti/

Приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 17.10.2018 №17 «О внесении изменений в приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 11 марта 2015 года N 21 «О занесении объектов растительного мира в Красную книгу Ленинградской области» [Эл. ресурс]Официальный сайт комитета по природным ресурсам Ленинградской области: https://nature.lenobl.ru/ru/deiatelnost/organizaciya-i-funkcionirovanie-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij/krasnaya-kniga-leningradskoj-oblasti/

Постановление правительства Ленинградской области № 106 от 08.04 2014 г. «О Красной книге Ленинградской области» [Эл. ресурс] Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/document/537953115

Постановление правительства Ленинградской области № 315 от 27.12.2004 г. «О Красной книге природы Ленинградской области» [Эл. ресурс] Гарант.ру. https://www.garant.ru/hotlaw/peter/113712/

Постановление правительства Ленинградской области № 106 от 08.04 2014 г. «О Красной книге Ленинградской области» [Эл. ресурс] Гарант.ру. https://base.garant.ru/43452386/

«СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (ред. от 09.12.2010)[Эл. ресурс] Консультант плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91637/c6090e50a44ec63a8ab3663616eb52cf7bed646f/

Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Эл. ресурс] http://docs.cntd.ru/document/902344800

Приложение1

Схема крыльца

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Распределение стендов по стенам крыльца от компании «Стендаль»

Приложение 8

Приложение 9

Интервью с заместителем директора по хозяйственной части

Утробиной И.Г.

Фото1

Ирина Георгиевна:

- Согласно утвержденному бюджету школы на 2020 год средства на приобретение стендов по Красной книге Ленинградской области не предусмотрены. При планировании бюджетных расходов значительная часть денежных средств направляется на оплату коммунальных услуг. Для снижения потребления коммунальных услуг обучающиеся и сотрудники школы должны соблюдать правила по энергосбережению:

- выключать свет выходя из помещения;

- следить, чтобы свет не горел понапрасну в кабинетах на переменах, когда на улице достаточно светло. Иногда не требуется включать все осветительные приборы в помещении, достаточно включить только их часть;

- использовать естественное освещение, раздвигая жалюзи;

- отключать компьютерную технику после занятий;

- закрывать краны, если вода течет понапрасну;

- своевременно сообщать сотрудникам школы о протечке воды;

- правильно проветривать помещение. Лучше один раз широко открыть окно, чем весь день держать его приоткрытым;

- проводить уроки, лекции, семинары среди учащихся и сотрудников школы на тему «Энергосбережения».

Бережное отношение к энергоресурсам школы позволит сэкономить денежные средства на оплату коммунальных услуг и направить их на решение задач, связанных с укреплением материально-технической базы –приобретение стендов. Ведь как гласит известная пословица: «Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля».

Приложение 10

Мероприятия по энергосбережнению

Фото 1,2,3,4

Таблички по энергосбережению в местах общего пользования

Классный час по энергосбережению в 1-х классах

Фото 5

Приложение11

Финансовые показатели школы после проведенных уроков энергосбережения и периода дистанционного обучения

Показатели

Плановое значение

руб.

Фактическое значение

руб.

Отклонение ("-" перерасход, "+" экономия)

в показателях

руб

Итого потребление коммунальных услуг за 4(январь-апрель) месяца:

1 696 538,96

1 425 205,91

+271 333,06

Приложение12

Продукт проекта

Фронтон

Вид справа

Вид слева

Просмотров работы: 70