Сохранение здоровья школьника на дистанционном обучении в период пандемии

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сохранение здоровья школьника на дистанционном обучении в период пандемии

Котлевский Д.О. 1
1МБОУ «Северская гимназия»
Котлевская Т.А. 1
1Управление образования Администрации ЗАТО Северск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Нашу жизнь стремительно меняют технологии. То, что недавно казалось фантастикой – сегодня обыденность. Из-за пандемии коронавирусной инфекция COVID-19 теперь многое в нашей жизни стало онлайн – от заказа еды, до оплаты коммунальных услуг. Также в марте 2020 года все обучение было переведено на дистант. Школьники во всем мире, в том числе и я, стали проводить много времени за компьютером. В следствии чего у многих детей начались проблемы со здоровьем, например, у меня начали краснеть глаза, и я стал разбираться что с этим делать. А потом решил поделиться полученными знаниями с окружающими – так и возникла идея моего проекта.

Актуальность: школьники вынуждены, находясь на дистанционном обучении в период пандемии, проводить много времени за экраном компьютера, который превратился в постоянного спутника современного человека. В следствии чего возникают проблемы со здоровьем.

Практическая значимость заключается в том, что продукт проекта будет способствовать сохранению здоровья школьников на дистанционном обучении (с применением компьютера).

Цель моего проекта: определить способ сохранения здоровья школьников на дистанционном обучении (с применением компьютера) в период пандемии, а также приобщить одноклассников к данной теме.

Задачи проекта:

Изучить информацию о сохранении здоровья школьников на дистанционном обучении (с применением компьютера) в период пандемии.

Провести исследование и оформить памятку (продукт проекта).

Поделиться полученными знаниями с одноклассниками, приобщить их к данной теме.

Для достижения поставленных цели и задач я для себя определил следующие этапы реализации проекта (план проектных действий):

изучить книги, журналы, телевизионные передачи, информацию в сети Интернет о пандемии, дистанционном обучении, влиянии компьютера на организм школьника;

определить – что способствует сохранению здоровья школьника при работе за компьютером;

провести исследование;

подготовить продукт проекта – памятку;

провести классный час, на котором поделиться полученными знаниями и памяткой с одноклассниками;

сделать выводы о проделанной работе.

Конечным ожидаемым результатом реализации проекта является:

полученные знания о сохранении здоровья школьника при работе за компьютером;

информирование одноклассников по данной теме;

продукт проекта:памятка о правилах работы за компьютером.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Пандемия

«Пандемия» – если перевести буквально с древнегреческого πανδημία, то получится «весь народ». Таким словом называют распространение какой-либо болезни в мировом масштабе. Обычно это происходит, когда появился новый вирус. Против него ещё не успели придумать лекарств. Не проводили тестов, не хватает знаний для создания вакцины, нет времени для предотвращения распространения. Именно поэтому можно предположить, что заражению может подвергнуться весь народ. [11]

У людей нет к заболеванию иммунитета т. к. с ним ещё не сталкивались. Не стоит его путать с «Эпидемией». Эпидемия имеет свойство протекать локально. В пределах одной области или страны. Но в наше время путешествий и авиаперелётов, сохранить свои границы на замке стало весьма проблематично. [11]

Люди постоянно перемешаются по всей планете. Путешествия, конференции, съезды, форумы и слёты – давно уже стали неотъемлемой частью образа жизни многих граждан. Передвигаясь по всему земному шару, они смогут подхватить заразу. И даже не желая нанести вреда своих близким и коллегам, могут быть инфицированы. Соответственно заражать других. Поэтому так и боятся «пандемии». Она принимает повальный, массовый характер по всему миру.

Эпидемии существуют тысячи лет, с каждым столетием учащаются. С 16 века частота появления новых глобальных инфекций составляет 10 - 50 лет. Вспышка коронавирусной инфекции стала 18-й пандемией в истории человечества. Ниже перечислены наиболее значимые мировые пандемии [14]:

«Юстинианова чума» VI - VII века. Была в странах Средиземноморья и другой Европе, количество умерших 100 млн;

Пандемия чумы «Черная смерть», середина XIV века (1347 − 1351), началась в Китае, затем попала в Индию и Европу, количество умерших 100 млн;

7 пандемий холеры с XIX века и по настоящее время. Зафиксированы в Индии, Южной Азии, Африке, США. Ежегодно болеет 1,3 − 4 млн человек, из них умирает 121 − 143 тысяч;

Испанский грипп 1918 − 1919 годов («Испанка»). Из 550 млн заболевших по всему миру умерло 50 − 100 тыс. человек;

«Азиатский грипп» 1957 − 1958 годов, унес жизни 2 млн человек по всему миру;

«Гонконгский грипп» 1968 − 1969 унес жизни 34 тыс. человек по всему миру;

ТОРС («атипичная пневмония») 2002 − 2003 годов, 8436 заболевших по всему миру, 900 летальных исходов;

ВИЧ, с 1981 - по настоящее время, более 60 млн заболевших по всему миру, 32 млн умерших;

COVID-19, с 2019 – по настоящее время. Вспышка впервые была зафиксирована в китайском городе Ухань в декабре 2019 года. По состоянию на 19.04.2021 – 142,6 млн заболевших по всему миру, 3 млн летальных исходов.

Так как COVID-19 являлся новой коронавирусной инфекцией и на начало пандемии не была изучена, единственным способом её предотвращения стало ограничение контактов – самоизоляция, и все школьники были вынуждены обучаться дистанционно.

2. Дистанционное обучение

Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни из Европы XVIII века – правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма. [13]

Формат дистанционного обучения сегодня популярен за границей – в США, Великобритании, Канаде, Франции и других странах. Но он развивается и в России – появляются онлайн-школы, где учатся с помощью современных технологий. До 2020 года дистанционное обучение редко использовалось в обычных школах – не было возможности внедрять технологии массово. А в марте 2020 года, в период начала пандемии COVID-19, всем школам РФ пришлось резко перейти в онлайн – на дистанционное обучение.

Дистанционный урок в школе – это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и ученика или учеников на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.

Юридически дистанционное обучение не является отдельной формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии на расстоянии школьников и учителей.

Есть множество технологий, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот наиболее распространённые форматы организации дистанционного образования: видеоконференции (с камерой), аудиоконференции (только голос), онлайн-вебинары в режиме реального времени и записи вебинаров, занятия на интерактивной платформе (например, Учи ру, Skysmart), корреспонденция по электронной почте. [13]

Таким образом школьники, находясь на дистанционном обучении в период пандемии, вынуждены много времени проводить за компьютером. А к каким последствиям для здоровья школьников приведет дистанционное обучение с применением компьютера, и увеличение времени работы на нем.

3. Цифровая образовательная среда

На официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации я узнал, что утвержден Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование».

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. [10]

Одни из ключевых показателей Национального проекта «Образование» направленых на планомерное достижение общественно значимых результатов и задач (к концу 2024 года): создание и внедрение в школах цифровой образовательной среды, обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

За счет мероприятий Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» будут достигнуты следующие результаты и показатели (к концу 2024 года):

в школах будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды;

будут открыты центры цифрового образования детей «IT-куб» во всех субъектах Российской Федерации;

часть школ будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением. [10]

Из этого следует, что даже когда пандемия закончится, в школах продолжатся уроки с применением дистанционных образовательных технологий, школьники продолжат обучение с применением гаджетов (компьютеров, ноутбуков, планшетов, телефонов и т.д.), и это направление деятельности будет только развиваться.

Но как же быть с негативным влиянием компьютерной техники на организм человека? Как сохранить здоровье школьников?

4. Влияние компьютера на организм школьника.

1) К основным вредным факторам, влияющим на здоровье человека, работающего за компьютером, относятся:

положение сидя в течение длительного времени:

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Еще одна очень распространенная проблема - это так называемый туннельный синдром запястья, возникающий вследствие повреждения срединного нерва, который проходит между сухожилиями. Синдром проявляется чаще всего в виде мучительных болей в руках. [4]

нагрузка на зрение, утомление нервной системы:

На глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком-либо предмете, в данном случае длительное слежение за экраном монитора. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, появляется жжение, покраснение глаз, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах.

Кроме того, компьютер способствует очень сильному переутомлению, пользователи могут жаловаться на головную боль, часто становятся раздражительными и нервными, отмечаются нарушения сна. Возникает стресс при потере важной информации. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день (так называемый компьютерный синдром). Поэтому зрению и центральной нервной системе нужен регулярный отдых, особенно это касается детей.

Вредное воздействие компьютера на детей особенно велико из-за того, что дети часто не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения, на порядок повышается возможность того, что к совершеннолетию ребенок будет вынужден носить очки. [4]

воздействие электромагнитного излучения:

Считается, что наиболее опасно излучение монитора, являющегося источником электромагнитного, рентгеновского, инфракрасного, ультрафиолетового излучений. Однако, опасными в этом плане могут оказаться только довольно старые мониторы. Они являются источниками ЭМИ сверхнизкой частоты, но не больше, чем другие электроприборы. Уровень рентгеновского излучения монитора намного меньше, чем естественный радиационный фон. А уровни инфракрасного и ультрафиолетового излучений монитора ничтожны по сравнению с электрическими лампами. Но даже в этом случае можно отдельно приобрести защитный экран. Современные жидкокристаллические (плоские) экраны и переносные компьютеры-ноутбуки вообще не излучают - у них другой принцип действия. Остаются еще задняя и боковые панели, а также системный блок. Но уровни ЭМИ от них также не превышают предельно допустимых. [4]

2) Вместе с этим у детей может развиваться компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в начале XXI в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.п., компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками. Она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т.п.). [8]

У подростков и детей помимо вышеперечисленных симптомов также есть признаки, присущие исключительно этой возрастной группе [8]:

снижение успеваемости в школе;

прогулы занятий;

раздражительность и агрессивное поведение в ответ на запрет пользоваться компьютером;

необщительность и излишняя обидчивость;

отказ от прогулки на улице, потому что он хочет посидеть подольше за компьютером.

3) Большинство специалистов полагает, что при разумном использовании польза от использования компьютера превышает вред. И можно избежать отрицательного влияния от работы с компьютером на здоровье школьника соблюдая простые правила [12]:

лучше работать за компьютером в первой половине дня;

комната должна быть хорошо освещена;

мебель должна соответствовать росту;

расстояние от монитора до глаз – 60 см;

периодически делать зарядку для глаз;

работу за компьютером чередовать с физическими упражнениями;

проводить за компьютером не более 2 - 3 часов в день, устраивая 15 минутные перерывы через каждые полчаса работы.

Соблюдение этих правил способно сохранить здоровье школьника на дистанционном обучении (с применением компьютера) в период пандемии.

5. Проведение исследования

Для того, чтобы изготовить продукт проекта я уже выяснил способ сохранения здоровья школьника на дистанционном обучении (с применением компьютера) в период пандемии. Но для того, чтобы понимать, будет ли одноклассникам интересен мой продукт проекта (памятка о правилах работы за компьютером), мне необходимо было знать действительно ли работа за компьютером оказала отрицательное влияние на моих одноклассников, и знают ли они о том, что существуют правила работы за компьютером, способные сохранить их здоровье, и пользуются ли ребята этими правилами. Поэтому я решил провести исследование.

Актуальность исследования: в марте 2020 года в России началась пандемия COVID-19, в это время я учился в 5 классе, и вся наша школа перешла на дистанционное обучение, школьники стали больше времени проводить за компьютером, некоторые уроки до сих пор проходят в дистанционной форме. В следствии этого у многих начались проблемы со здоровьем, например, у меня стали краснеть глаза.

Проблема исследования: ухудшение здоровья школьников.

Гипотеза: компьютер оказывает отрицательное влияние на здоровье школьников.

Изучив последствия для здоровья школьников дистанционного обучения (с применением компьютера) в период пандемии, я определил цель своего исследования: изучение влияния компьютера на организм школьника.

Я для себя определил следующие задачи исследования:

1) выявить, ухудшилось ли здоровье одноклассников за период дистанционного обучения;

2) определить, знают ли одноклассники о существовании правил работы за компьютером, и соблюдают ли они эти правила.

Объект исследования: работа школьника за компьютером.

Предмет исследования: отрицательное влияние компьютера на здоровье школьника и меры защиты ребенка от него.

Методы исследования:

1) теоретический – анализ литературы по теме исследования;

2) практический – анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм, анализ полученных данных (результатов).

Основные этапы исследования:

Изучение имеющейся литературы по данному вопросу.

Описание основной информации из литературы мной описаны выше в проекте. Полученная информация позволила мне перейти к следующему этапу исследования.

Разработка анкеты.

Благодаря собранной информации по влиянию компьютера на здоровье школьника я составил анкету из 16 вопросов (приложение 1).

Вопросы анкеты разделены на 3 основных блока:

выявление компьютерной зависимости – вопросы № 3 – 10, 13;

сопоставление увеличения времени работы за компьютером с ухудшением здоровья одноклассников, а именно с ухудшением зрения – вопросы № 1, 2, 14, 15 (т.к. считаю, что остальные факторы вредного воздействия компьютера на здоровье школьника с помощью анкеты проанализировать проблематично);

правила работы за компьютером – вопросы № 11, 12, 16.

Анкетирование одноклассников.

Анкетирование проводилось в 6А классе МБОУ «Северская гимназия». Из 30 человек на анкетировании присутствовало 27 человек (приложение 1 – фотографии с анкетирования).

Математическая обработка данных и анализ полученных результатов.

Обработка анкеты представлена в сводной таблице (приложение 2). По результатам математической обработки получены следующие результаты:

выявление компьютерной зависимости:

Выявление

компьютерной зависимости

Номера вопросов

Кол-во чел.

%

3

4

5

6

7

8

9

10

13

Имеется признак

2

2

1

6

0

5

3

3

5

15

55,6

Отсутствует признак

20

22

15

7

27

22

24

24

10

4

14,8

Иногда проявляется признак

5

3

11

14

0

0

0

0

5

8

29,6

Имеется хотя бы один признак компьютерной зависимости у 15 одноклассников (55,6%), иногда проявляется хотя бы один признак у 8 (29,6%), отсутствуют признаки компьютерной зависимости у 4 одноклассников (14,8%).

Вывод: у большей части одноклассников имеется хотя бы один признак компьютерной зависимости.

правила работы за компьютером:

Из 27 одноклассников: 21 человек (77,8%) знает, какую угрозу представляет компьютер здоровью; 23 человека (85,2%) знают, что есть правила при работе с компьютером; 6 человек (22,2%) не соблюдают правила при работе за компьютером; 21 человек (77,8%) соблюдает только некоторые правила.

Вывод: большая часть одноклассников знает о существовании правил работы за компьютером, но не применяют их, либо применяют частично.

сопоставление увеличения времени работы за компьютером с ухудшением здоровья одноклассников, а именно с ухудшением зрения:

Пандемия COVID-19 в России началась в марте 2020 года, мы учились в 5 классе. Поэтому для сравнения я взял данные за 4 класс (начальная школа) и этот учебный год (6 класс).

Увеличение времени

работы за компьютером

 

Ухудшение здоровья (зрения) одноклассников

Количество часов

4 класс

(нач.шк.)

6 класс

Разница

 

Состояние зрения

4 класс

(нач.шк.)

6 класс

Разница

Менее 1 часа

16

8

- 8

 

Зрение ухудшилось

8

14

+ 6

От 1 до 2 час.

5

8

+ 3

 

От 2 до 3 час.

5

5

0

 

Зрение не ухудшилось

19

13

- 6

От 4 и больше

1

6

+ 5

 

Увеличение времени работы за компьютером произошло у 8 человек (29,6%), 6 человек (22,2%) проводят за компьютером более 4 часов.

Ухудшение здоровья (зрения) произошло у 6 человек (22,2%).

По результатам анкетирования выявлена прямая зависимость между увеличением времени работы за компьютером и ухудшением зрения.

Вывод: увеличение часов работы за компьютером нанесло вред здоровью одноклассников, сказалось на ухудшении зрения.

Формирование вывода по результатам исследования.

Вывод: выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, компьютер оказывает отрицательное влияние на здоровье школьников.

Я достиг цели своего исследования: изучил влияние компьютера на организм школьника.

При проведении исследования я научился: выдвигать гипотезу, составлять анкету и обрабатывать полученные данные.

Проведенное исследование помогло мне перейти к следующей задаче моего проекта, а именно к оформлению продукта проекта – памятки о правилах работы за компьютером.

6. Оформление памятки

Так как в ходе исследования я выявил, что у моих одноклассников появились проблемы со здоровьем из-за увеличения времени работы за компьютером в период дистанционного обучения, что ребята знают о существовании правил работы за компьютером, но не применяют их, либо применяют частично (а целью моего проекта было не только определение способа сохранения здоровья школьников на дистанционном обучении (с применением компьютера) в период пандемии, а также приобщение одноклассников к данной теме), я решил сделать памятку о правилах работы за компьютером. Но не обычную, а информативную, доступную и запоминающуюся, чтобы одноклассники поняли, что их здоровье может сберечь соблюдение простых правил работы за компьютером.

И я начал изучать имеющуюся информацию по данной теме. Сначала я изучил все имеющиеся памятки о правилах работы за компьютером, они оказались все однотипные – скучные, не интересные, не запоминающиеся.

Из литературы я выяснил, что памятку необходимо составлять с использованием инфографики и рисунков, которые вызывают у детей интерес.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка инфографика (или информационная графика) — это «визуальное представление информации или данных». [1]

Однако лучше дать этому термину более конкретное определение, инфографика – это визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом, это подборка изображений, диаграмм и тому подобного с минимумом сопроводительного текста, позволяющая быстро понять суть освещаемой темы.

Средства инфографики (общие инструменты для наглядного представления): иконки, изображения, графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, заголовки, списки и т. п. [1]

Однако важно не забывать, что графические объекты инфографики должны не только нравиться или вызывать интерес. Они должны помогать людям понять и запомнить содержание инфографики.

Поэтому для своей памятки я выбрал героев популярной у школьников компьютерной игры Among Us (чтобы вызвать интерес), и схематичные иконки для наилучшего запоминания.

Памятку я изготовил с помощью программы Microsoft PowerPoint, а потом сохранил её как рисунок (приложение 1).

После того, когда памятка была готова, я провёл классный час. На котором поделился с одноклассниками полученными знаниями, и объяснил им, что проблемы со здоровьем начинаются из-за несоблюдения простых правил. А если соблюдать правила работы за компьютером, то тогда можно сохранить своё здоровье. И чтобы одноклассники не забыли эти правила, я выложил изготовленную мной памятку в общий чат нашего 6А класса в WhatsApp. Также я разместил её на своих страницах в социальных сетях: Instagram и ВКонтакте.

Получившаяся у меня памятка о правилах работы за компьютером очень понравилась моим одноклассникам и друзьям, и получила много положительных отзывов (приложение 1 – фотографии с просмотра памятки).

Поэтому считаю, что моя памятка даст положительный эффект и одноклассники станут применять простые правила работы за компьютером, чтобы сохранить своё здоровье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации проекта я выполнил все поставленные мной в начале проекта задачи:

изучил информацию о сохранении здоровья школьников на дистанционном обучении (с применением компьютера) в период пандемии;

провел исследование и оформил памятку (продукт проекта).

поделиться полученными знаниями с одноклассниками, приобщил их к данной теме.

Вывод – считаю, что цель моего проекта достигнута, я определил способ сохранения здоровья школьников на дистанционном обучении (с применением компьютера) в период пандемии, а также приобщил одноклассников к данной теме.

А в ходе реализации проекта я получил продукт проекта – памятку о правилах работы за компьютером.

Я узнал много нового и интересного, и теперь буду беречь своё здоровье. А моя памятка будет способствовать тому, чтобы одноклассники, соблюдая правила работы за компьютером, тоже сохраняли своё здоровье на дистанционном обучении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. 20 видов инфографики: приемы, примеры, шаблоны [Электронный ресурс]. – URL: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/infografika/

2. Moodle. Виртуальная обучающая среда [Электронный ресурс] – URL: http://opentechnology.ru/files/moodle/docs/teacherguid/

3. Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию XXI века /Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. /г.Чита: Изд-во Молодой ученый, 2015 – с. 63-65.

4. Вредное влияние компьютера на организм человека [Электронный ресурс]. – URL: http://13.rospotrebnadzor.ru/center/services/zdorov_obraz/135870

5. Дистанционное обучение- одна из форм организации учебного процесса [Электронный ресурс]. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/distancionnoe-obuchenie-odna-iz-form-o/

6. Дистанционное обучение: суть, терминология и особенности [Электронный ресурс]. – URL: https://vuz24.ru/news/o-distantsionnom-obrazovanii/distancionnoe-obuchenie-sut-terminologiya-osobennosti

7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. / под ред.проф. В.Б.Захарова/ г.Москва: Изд-во Дрофа, 2015.

8. Как избавиться от компьютерной зависимости: причины, виды, избавление [Электронный ресурс]. – URL: https://redhearth.ru/kompyuternaya-zavisimost/

9. Как создать инфографику: 5 этапов (пошаговое руководство) [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.venngage.com/blog/как-создать-инфографику/

10. Министерство просвещения Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

11. Пандемия что это такое: определение, перевод, значение слова [Электронный ресурс]. – URL: https://wikifin-ru.turbopages.org/wikifin.ru/s/pandemiya-chto-eto-takoe-opredelenie-perevod-znachenie-slova/

12. Правила пользования компьютером на работе и дома [Электронный ресурс]. – URL: http://39.rospotrebnadzor.ru/

13. Преимущества и недостатки дистанционного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-distancionnaya-shkola

14. Чума, холера, испанский грипп: пандемии в истории человечества [Электронный ресурс]. – URL: https://www.medisorb.ru/blog/articles/pandemii-vnbspistorii-chelovechestva-likbez-medisorb/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

АНКЕТА

1 . Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?

а) менее 1 часа; в) от 2 до 3 часов;

б) от 1 до 2 часов;  г) от 4 и больше.

2. Сколько часов в день в начальной школе ты проводил за компьютером?

а) менее 1 часа; в) от 2 до 3 часов;

б) от 1 до 2 часов;  г) от 4 и больше.

3. Есть ли у тебя постоянное желание играть в компьютерные игры?

а) да; б) нетв) не знаю.

4. Ты с лёгкостью можешь оторваться от компьютерной игры?

а) да; б) нетв) не знаю.

5. Какое общение ты предпочитаешь?

а) онлайн; б) с другом на явув) не важно как.

6. Ты ешь, пьешь, готовишь уроки у компьютера?

а) даб) нетв) когда как.

7. Придя, домой ты сразу садишься за компьютер?

а) даб) нет.

8. Что тебя больше всего интересует?

а) компьютерв) живое общение;

б) чтение книг;  г) посещение кружков и секций.

9.Было ли утебяплохое, раздражительное настроение, ты не мог ничем заняться, если был сломан компьютер? а) даб) нет.

10. Ты конфликтовал со взрослыми, угрожал, шантажировал их в ответ на запрет пользоваться компьютером? а) да;  б) нет.

11. Ты знаешь, какую угрозу представляет компьютер твоему здоровью?

а) даб) нет.

12. Ты знаешь, что есть правила при работе с компьютером?

а) даб) нет.

13. Какое твое основное занятие за компьютером?

а) компьютерные игры; г) фильмы, ролики и музыка;

б) чтение книг; д) подготовка уроков.

в) общение в социальных сетях;

14. Ты носишь очки? а) даб) нет.

15. Ты в начальной школе носил очки? а) даб) нет.

16. Какие правила ты соблюдаешь при работе за компьютером?

а) гимнастика для глаз; в) режим работы за компьютером;

б) правильная посадка; г) не соблюдаю.

АНКЕТИРОВАНИЕ ОДНОКЛАССНИКОВ

ПРОСМОТР ПАМЯТКИ (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ)

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ (ПРОДУКТ ПРОЕКТА)

Приложение 2

ОБРАБОТКА АНКЕТЫ:

п/п

Вопросы

Варианты ответов

Ответы анкетируемых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итого

1.

Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?

а) менее 1 часа;

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

8

б) от 1 до 2 часов; 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

8

в) от 2 до 3 часов;

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

5

г) от 4 и больше.

 

 

1

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

6

2.

Сколько часов в день в начальной школе ты проводил за компьютером?

а) менее 1 часа;

1

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

16

б) от 1 до 2 часов; 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

5

в) от 2 до 3 часов;

 

1

 

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

5

г) от 4 и больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

3.

Есть ли у тебя постоянное желание играть в компьютерные игры?

а) да;

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

б) нет; 

1

1

 

1

1

1

 

1

1

 

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

 

1

 

1

1

1

20

в) не знаю.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

5

4.

Ты с лёгкостью можешь оторваться от компьютерной игры?

а) да;

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

 

1

 

 

1

1

22

б) нет; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

2

в) не знаю.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

3

5.

Какое общение ты предпочитаешь?

а) онлайн;

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

б) с другом на яву; 

1

1

1

1

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

 

1

 

1

1

1

 

1

 

 

1

 

15

в) не важно как.

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

1

1

 

 

1

 

1

 

 

 

1

 

1

1

 

1

11

6.

Ты ешь, пьешь, готовишь уроки у компьютера?

а) да;

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

6

б) нет; 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1

1

 

7

в) когда как.

1

1

1

 

 

1

 

1

1

1

 

1

 

 

1

1

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

1

14

7.

Придя, домой ты сразу садишься за компьютер?

а) да;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

б) нет. 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

27

8.

Что тебя больше всего интересует?

а) компьютер; 

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

5

б) чтение книг;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

в) живое общение;

 

1

 

 

1

 

1

1

1

 

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

 

 

1

 

12

г) посещение кружков и секций.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

 

 

8

9.

Было ли у тебя плохое, раздражительное настроение, ты не мог ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

3

б) нет. 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

 

1

1

1

1

24

10.

Ты конфликтовал со взрослыми, угрожал, шантажировал их в ответ на запрет пользоваться компьютером?

а) да;

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

3

б) нет. 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

24

11.

Ты знаешь, какую угрозу представляет компьютер твоему здоровью?

а) да;

1

1

1

 

1

1

 

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

21

б) нет. 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

6

12.

Ты знаешь, что есть правила при работе с компьютером?

а) да;

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

 

1

 

1

1

1

23

б) нет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

4

13.

Какое твое основное занятие за компьютером?

а) компьютерные игры;

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

5

б) чтение книг;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

в) общение в социальных сетях;

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

5

г) фильмы, ролики и музыка;

 

1

1

1

 

 

 

 

1

1

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

9

д) подготовка уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

7

14.

Ты носишь очки?

а) да;

 

1

1

1

1

 

 

 

 

1

1

1

 

 

1

1

 

1

 

 

1

1

 

1

 

1

 

14

б) нет. 

1

 

 

 

 

1

1

1

1

 

 

 

1

1

 

 

1

 

1

1

 

 

1

 

1

 

1

13

15.

Ты в начальной школе носил очки?

а) да;

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

8

б) нет. 

1

1

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

1

1

1

 

1

 

1

1

 

1

1

1

1

1

1

19

16.

Какие правила ты соблюдаешь при работе за компьютером?

а) гимнастика для глаз;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

4

б) правильная посадка;

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

1

1

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

9

в) режим работы за компьютером;

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

1

8

г) не соблюдаю.

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

6

Просмотров работы: 1165