Введение
Данная работа посвящена изучению жизни дельфинов в естественной и искусственной среде обитания. На изучение этой темы меня подтолкнуло посещение двух дельфинариев, передвижного в городе Оренбурге и стационарного в Городе –герое Севастополе.
. В 2016 году я впервые увидела дельфинов-белух на представлении в передвижном дельфинарии в городе Оренбурге, мне очень понравилось представление и когда я оказалось в 2018 г в Крыму, то очень обрадовалась, что смогу вновь увидеть этих прекрасных животных. После посещения дельфинария в г. Севастополе я увидела разницу в содержании и поведении дельфинов в неволе и мои первые воспоминания о знакомстве с дельфинами стали уже не такими радостными. Я решила более подробно изучить жизнь дельфинов в естественной среде и в неволе и решить для себя правильно ли я поступаю, когда посещаю дельфинарии.
Цель проекта: Изучить жизнь дельфинов в естественной и искусственной среде обитания. Оценить условия содержания животных в неволе.
Задачи проекта:
1.Изучить разновидность и жизнь дельфинов в естественной среде обитания.
2.Изучить жизнь дельфинов в искусственной среде обитания.
3.Провести наблюдение за дельфинами и познакомится с ними в условиях дельфинария.
4.Оценить пользу для человека и вред для дельфинов при содержании животных в неволе.
Гипотеза: мы предположили что, человек может содержать дельфинов в неволе, но при условии соблюдения строгих требований по их содержанию. При изучении данной темы я использовала следующие научные методы исследования: Анализ и синтез, наблюдение, анкетирование, сравнение, обобщение.
1. Жизнь дельфинов в естественной среде обитания
Дельфины – одни из наиболее узнаваемых морских животных. Они издавна привлекали к себе внимание человека. Из глубины веков до нас дошло множество легенд о дружбе человека и дельфина, в которых животные спасали тонущих в море людей, оберегали их от акул, помогали рыбакам, указывали путь морякам и даже играли роль почтальонов.
Дельфины самые многочисленные из всех китообразных. Они распространены во всех океанах, обычно на континентальном шельфе, но некоторые встречаются и в открытом океане, встречаются пресноводные дельфины.
Дышат они не жабрами, как большинство обитателей моря, а легкими, являются теплокровными и покрыты кожей, максимальной схожей по строению с кожей животных. Кроме того, характерной для рыб чешуи у этих животных нет.
Классификация выделяет множество видов дельфинов. Среди наиболее известных видов – белобочка, черноморская афалина, белуха и даже касатка.
Физиологические особенности дельфинов максимально способствуют быстрому движению в воде, средняя длина особи составляет порядка 2,5 метров, а средний вес колеблется от 150 до 300 килограммов, в зависимости от вида и пола. Масса тела некоторых особей доходит до 500 килограммов. К слову, температура тела у дельфина также аналогична человеческой. Всё те же 36,6.
У дельфина нет ушей, но это совершенно не мешает ему прекрасно слышать и ориентироваться под водой. Всё дело в том, что за прием звуков в организме дельфина отвечает внутреннее ухо, резонаторами которого являются так называемые «воздушные подушки» в лобной доле животного. Более того, по аналогии с летучей мышью, дельфин является прекрасным эхолокатором. Благодаря своей физиологии, воспринимая отраженный от подводных поверхностей звук дельфины прекрасно и предельно точно определяют местонахождение и размеры окружающих объектов.
Поскольку дельфин дышит с помощью легких, и не может постоянно находится под водой, вопрос сна и отдыха для него как нельзя актуален. Фактически, в широком смысле этого слова – дельфин никогда не спит. Он останавливается под водой на одном месте, периодически ударяя хвостом о водную толщу и поднимаясь на поверхность. Дельфин умеет поочередно отключать полушария мозга, что позволяет ему одновременно и спать, и бодрствовать. Именно с помощью этой особенности он может контролировать и процесс дыхания, и отдыхать от рутинных забот.
У дельфинов, как и у людей, есть собственный язык. Издавая под водой огромный спектр звуков (тут вам и свист, и шипение, скрип, лай и даже нечто вроде кошачьего мяуканья) дельфины общаются между собой, координируя свои действия и передавая информацию. Более того, у каждого дельфина даже есть собственное имя, по которому к нему обращаются соплеменники.
Дельфины очень умны. Ученые считают, что дельфины самые умные после человека. Затем - слоны, и только потом - обезьяны.
2.Жизнь дельфинов в неволе.
В дельфинариях морские млекопитающие содержатся либо в специальных бассейнах, либо в сетевых морских вольерах, либо в отгороженных морских бухточках, либо в прибрежных озерах с морской водой.
Однако аквариумы различаются по их размерам, обслуживанию и собственно тому, насколько они подходят в качестве жилья для дельфина.
В природе дельфины проплывают до 160 километров в день, а в неволе они зачастую живут в очень маленьких бассейнах. Дикие дельфины могут находиться под водой до 30 минут, они обычно проводят лишь 10-20% времени на поверхности воды. Но, поскольку бассейны очень мелкие, они проводят больше половины времени на поверхности воды
В бассейнах чистота поддерживается с помощью хлора, сульфата меди и прочих едких химикатов, из-за этого многие дельфины плавают с закрытыми глазами. Из-за слишком большого содержания хлора в воде у дельфинов может слезать кожа.
На воле дельфины живут от 25 до 50 лет. Самцы косаток живут 50-60 лет, самки - 80-90 лет. Больше половины дельфинов умирают в течение первых двух лет нахождения в неволе. Средняя продолжительность жизни - 30 лет.
Дельфины живут семьями. При отлове для дельфинариев, некоторые из особей из-за расставания с семьей умирают от психологического шока. Те, что остаются живы, всю оставшуюся жизнь помнят и тоскуют по своим близким.
Дельфины двигаются с помощью эхолокации. В бассейнах реверберация их собственных сонаров, отражающаяся от стен, сводит с ума некоторых дельфинов.
Часты случаи самоубийства дельфинов в неволе. Они делают каждый вдох осознанно. Если жизнь становится невыносимой, они просто перестают дышать.
В дельфинариях дельфинов колят транквилизаторами и антидепрессантами, чтобы предотвратить агрессию животного в связи со стрессом.
Голод и содержание в одиночестве это обычные виды дрессировки для дельфинов в дельфинариях.
На сегодняшний день половина стран Европейского союза, а именно 14 из 28 его государств, могут гордиться отсутствием дельфинариев. Многие из них уже запретили использование диких животных в цирках.
Для того чтобы содержать морских животных в неволе, им нужно создать такие условия, в которых они привыкли существовать в естественной среде. Это значит, что вода в бассейне должны быть морской и всегда безупречно чистой.
3.Мои наблюдения за дельфинами.
Мне удалось познакомиться и понаблюдать за двумя видами дельфинов: афалина и белуха.
В г. Оренбурге в 2016 году гастролировал передвижной дельфинарий. Дельфинарий представлял собой шатер с бассейном в центре, как было заявлено организаторами объем бассейна составил 300 м3. Зрители располагались на деревянных лавочках близко к бассейну, поэтому тем, кто сидел на передних рядах, стелили на колени клеенку. В качестве артистов выступали две большие белухи, они показывали трюки с мячами, обручем и рисовали картины.(Приложение 1)
Белуха является довольно крупным морским животным. Длина тела дельфинов было больше двух метров. У данного вида дельфина небольшая голова, отсутствует клюв и спиной плавник. Грудные плавники широкие хвост небольшой. Наблюдаемые мною животные были абсолютно белыми значит их возраст был больше 4 лет. Потому что именно к этому возрасту цвет белух меняется от серого к белому. Животные продемонстрировали, что умеют плавать на спине и задом.
Этот вид является полярным дельфином, ареал обитания которого располагается в морях Северного Ледовитого океана. Встречается белуха также и в могучих северных реках, который впадают в океан, например, в водах Енисея, Лены, Оби.
Бассейн был неглубокий, для больших белух в бассейне было мало места. Дельфины отказывались выполнять некоторые трюки сразу. Не позволяли до себя дотронуться.
Позже я узнала, что вода в передвижных дельфинариях используется проточная и в ней искусственно растворяют соль, хлорируют для дезинфекции. При перемещении дельфинария, животных подолгу содержат в тесных бассейнах, без возможности поменять воду. Животные испытывают большой стресс при перемещениях, погрузках и разгрузках.
Дельфинарий в городе Севастополе располагался под открытым небом в бухте Черного моря, на территории бассейна располагаются четыре больших глубоких бассейна. Имеется доступ к чистой морской воде. На представлении выступали два молодых афалина и одна белуха. (Приложение2)
У Афалинов от темно-серой спины и серых боков идет постепенный переход к белому брюху. Спинной плавник высокий. Голова крупная с выраженным коротким рылом, на кончике нижней челюсти нередко имеется белое пятно. Тело плотное, хвостовой стебель несколько уплощен с боков. Длина тела 1,5 метра.
Так как территория дельфинария была гораздо больше передвижного, то дельфины были очень активны и игривы. (Приложение 3) Они показывали очень разнообразные трюки самостоятельно и вместе с тренером. После представления разрешили сделать фотографию с дельфином. (Приложение 4) С нами захотел сфотографироваться один из дельфинов афалинов он выпрыгнул на помост разрешил себя потрогать. Кожа дельфина была гладкая, теплая, упругая приятная на ощупь. У дельфина очень интересные глаза, осмысленный взгляд. Осталось впечатление, что им нравится выступать, они чувствуют себя комфортно, им приятно общаться с людьми.
После выступления желающие могли поплавать с дельфинами. Я плавала с еще одной девочкой помладше меня. Перед погружением в бассейн тренер провел инструкцию по технике безопасности, нам одели спасательные жилеты, так как в бассейне было глубоко. После погружения к нам подплыли два афалина и белуха. Афалины были более активны и игривы. Тренер подсказал мне взять афалина за спиной плавник, после чего он на довольно большой скорости повез меня по бассейну, он издавал очень веселые свисты и иногда немного подныривал вместе со мной. Через какое-то время я отпустила его, он перевернулся на спину и подставил два грудных плавника и покатал меня на спине. Дельфин был дружелюбный, разрешал гладить и обнимать его. Я заметила, что другая девочка, которая плавала со мной, немного испугалась афалина, потому что он двигался довольно резво и быстро. Тогда дельфин оставил ее, и к ней подплыла белуха, которая была гораздо крупнее афалина, но двигалась медленно и осторожно. Она очень осторожно поднырнула по девочку, та села ей на спину верхом и она медленно возила ее. Я попросила тоже поплавать с белухой, но тренер объяснил мне, что белуха сама выбирает с кем ей плавать и любит детей поменьше, которые бояться находиться в воде. (Приложение5,6)
В севастопольском дельфинарии также работает современный центр дельфинотерапии. Дельфинотерапия — это оздоровительная программа для детей с функциональными ограничениями. Будучи очень чуткими и располагающими к себе животными, дельфины быстро налаживают контакт с детьми и помогаю им ускорить процесс развития мышления и освоения новых навыков, приводят в норму их эмоциональное состояние.
Севастопольский дельфинарий также природоохранная организация, главным направлением работы которой является сохранение генофонда черноморских дельфинов, борьба за жизнь, безопасность, спасение дельфинов и воспитание у населения бережного отношения к природе в целом. Севастопольский дельфинарий участвует в развитие научных программ. В своей научно-практической деятельности дельфинарий сотрудничает с организациями экологической направленности.
Знакомство с дельфинами мое одно из самых ярких воспоминаний в жизни. Наверное, если бы я не побывала в дельфинарии, то не имела бы такого интереса к их изучению.
Среди своих сверстников я провела опрос.
Были ли вы в дельфинарии?
Если не были, хотели вы бы там побывать?
Если были, то в каком в передвижном или стационарном?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как содержатся дельфины в неволе?
Пошли бы вы на представление, если бы знали, что с дельфинами обращаются жестоко.
Было опрошено 50 человек. Из них побывало в дельфинарии 24 человек, 26 не посещали дельфинарий. Из 50 опрошеных 36 хотели бы сходить в дельфинарий впервые либо повторно, 12 не стали бы посещать дельфинарий, 2 затруднились ответить. 7 человек посетили передвижной дельфинарий, 9 стационарный, 8 затруднились ответить. 36 человек задумывались о жизни дельфинов в неволе 14 нет. 43 человека никогда бы не пошли в дельфинарий если бы знали что дельфины там страдают, для 7 человек это не имело значение.
Заключение
На основании изученного материала и своего личного наблюдения я могу сделать следующие выводы:
Дельфины- уникальные животные.
Не один из видов содержания дельфинов в неволе не может заменить животным естественную среду обитания.
Не смотря на то, что выявлено и доказано, что дельфины в неволе не могут жить также как и в естественной среде в настоящее время есть оправданные причины содержания дельфинов в неволе: дельфины, рожденные в искусственной среде часто не могут вернуться в естественную среду, дельфинов в неволе содержат для научных и образовательных целей, дельфинов используют в медицинских целях.
На основе своих наблюдений, я сделала вывод, что дельфины очень умные животные, они хорошо относятся к людям, легко идут на контакт с незнакомыми людьми. Среди всех диких животных, которых мне удалось видеть поведение дельфинов по отношению к людям я могу сравнить только с поведением приматов.
Поведение и состояние дельфинов в стационарных дельфинариях гораздо лучше чем в передвижных. Стационарные дельфинарии должны существовать как комплексы, где дельфины являются не только артистами на представлениях, но являются предметом изучения ученых, а также помогают лечить больных детей. При соблюдении всех требований по охране животных стационарные дельфинарии могут существовать, так как условия в них максимально приближены к естественным. Посещение дельфинария побуждает интерес к изучению этих животных, прививает любовь к ним и желанию заботиться о них.
Передвижные дельфинарии никогда не смогут отвечать требованиям по содержанию животных в неволе и их необходимо закрыть, я лично больше никогда не буду посещать передвижные дельфинарии, что бы не поддерживать бизнес, связанный с этим видом развлечения.
Я бы хотела, чтобы в будущем, когда уровень жизни людей будет выше и у людей будет больше возможностей путешествовать, возможно человечество сможет отказаться вовсе от содержания дельфинов и других диких животных в неволе, а изучать и наблюдать за ними в естественной среде обитания. Ведь только тогда дельфинов можно изучить более подробно, точно и без вреда для них.
Список литературы
Киты и дельфины/ С.Дэвидсон, пер.с англ. И.Н.Чаромской.-М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.-48с.:ил.-(Детская энциклопедия).
Атлас животных. - М.: Эксмо, 2011.-96с.
Подводный мир/И.В.Травина.-М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.-96с.: ил.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).
Энциклопедия животных/Е.М.Акимова, Е.И.Кобозева.-М.: Дом Славянской книги, 2007.- 207с.: ил.
Интернет ресурсы
Приложение 1
Передвижной дельфинарий
П риложение 2 Стационарный дельфинарий. Севастополь.
Приложение 3. Выступление
Приложение 4. Первое общение с дельфином.
Приложение 5.Дельфин афалина
Приложение 6 Дельфин белуха.