Введение
Актуальность. В современном мире нам каждый день приходится сталкиваться с огромным количеством различной информации. Пароли от социальных сетей, дни рождения друзей и знакомых, стихотворение, которое задали выучить в школе - и все должно помещаться в нашей голове. Мы все имеем способность сохранять приобретенный опыт и знания. Но почему некоторым это удается лучше? Кто-то может один раз прочесть параграф из учебника и подробно пересказать его, а кто-то испытывает трудности при запоминании простого набора цифр. Почему некоторые гордо носят звание обладателя «хорошей» памяти в то время, как другие вынуждены оправдывать свои неудачи «плохой» памятью? Нам известно, что люди рождаются с практически одинаковыми способностями к запоминанию. Значит ли это, что память можно развивать? Как это сделать наиболее эффективно? Отличается ли обычное «зазубривание» от использование некоторых психологических «уловок»?В своей работе мы попробуем ответить на поставленные вопросы.
Важная часть исследования в нашей работе - изучение и использование на практике различных техник запоминания. Анализ этой части даст нам понять, насколько эффективны различные мнемотехники и как их использование влияет на качество нашего обучения.
Объект исследования – мнемотехники.
Предмет исследования – влияние различных мнемотехник на успешность запоминания информации.
Цель исследования – изучить влияние различных мнемотехник на успешность запоминания информации.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические данные по выбранной теме.
Изучить виды памяти, способы запоминания информации.
Исследовать влияние различных мнемотехник на успешность запоминания информации.
Гипотеза исследования: использование различных мнемотехник повышает успешность и объём запоминаемой информации.
Методы исследования: на этапе обзора литературных источников - обобщение, анализ. Для получения практических данных использовались методики «10 слов», «10 картинок», «Методика ассоциативного запоминания».
Практическая значимость. Полученные данные могут помочь улучшить навыки работы с информацией - ее запоминанием и воспроизведением, а также выявить для себя наиболее подходящие техники запоминания.
2. Основная часть.
Память. Мнемоника.
Определение памяти.Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следовпрошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки 1
Классификация памяти
По сенсорной модальности
Зрительная (визуальная) память
Моторная (кинестетическая) память
Звуковая (аудиальная) память
Вкусовая память
Обонятельная память
Эйдетическая память - феноменальный типа запоминания. Человек способен мысленно сфотографировать любой объект и затем воспроизвести его, учитывая все подробности.
2. По длительности хранения
сенсорное хранилище, или сенсорная память, содержит информацию, поступающую из сенсорной системы, хранится в течение небольшого периода
кратковременное хранилище сохраняет ограниченный объем информации на более длительное время, в нем происходят процессы, которые регулируют обмен информацией с долговременной памятью
долговременная память способна сохранить наибольший объем информации в течение продолжительного периода. В хранилище долговременной памяти чаще поступает информация, которая закрепляется человеком несколько раз различными способами.
3. По наличию цели запоминания
Непроизвольная память
Произвольная память
4. По осознанности
Эксплицитная память (осознанное воспоминание)
Имплицитная память (неосознанное вспоминание) 2
История изучения памяти
Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которого он может удерживать этот материал. Долгое время физиологические механизмы, лежащие в основе процессов памяти, оставались неизученными. И лишь за последние 30 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с биохимическими изменениями структуры РНК, и что следы памяти можно переносить 0гуморальным, биохимическим путем. Начались исследования нервных процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, а также исследования неврологических механизмов запоминания и забывания.
Все это сделало раздел психофизиологии памяти одним из наиболее исследованных в психологической науке. В настоящее время существуют разные подходы к изучению процессов памяти — на психологическом, физиологическом, нейронном, а также на биохимическом уровне. Есть и другие теории, существующие пока на уровне гипотез. Однако ясно, что память — это сложный психический процесс, включающий работу множества механизмов. 3
Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.
Можно сделать прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную емкость памяти и научатся думать. Потому что механизмы ассоциативной памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у человека. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека. Мнемотехника значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса. 4
Определение и история развития мнемоники
Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.
Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.
Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.
В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26- летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая. Доминик о'Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту). Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором - 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.
Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки. 5
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
2.1 Техники запоминания
Основные мнемотехнические приемы
Буквенный метод. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
Рифмы. Создание рифмованных пар слов или небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
Метод римской комнаты (Метод Цицерона). Связь новой запоминаемой информацией с объектами или местами, находящимися в хорошо знакомой комнате (или любой другой локации). 6
3. Исследование различных мнемотехник.
Программа практического исследования
Цель данного практического исследования – изучение влияния различных мнемотехник на успешность запоминания информации.
С учетом сказанного могут быть поставлены следующие задачи практического исследования:
Провести самоанализ с целью определения ведущих видов памяти;
Изучить уровень и особенности применения различных мнемотехник для оценки успешности запоминания информации;
Выявить влияние различных мнемотехник на успешность запоминания информации.
Гипотеза исследования: использование различных мнемотехник повышает успешность и объём запоминаемой информации.
База исследования: МБОУ гимназия «Пущино», учащаяся 10 «А» класса (автор проекта).
Для сбора данных нами использовались следующие психодиагностические методики:
- «10 слов»;
- «10 картинок»;
- «Методика ассоциативного запоминания».
Описание методик исследования:
1. «10 слов», автор А.Р.Лурия. Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Анализируемые показатели: объем слухоречевого запоминания; скорость запоминания данного объема слов; объем отсроченного воспроизведения; особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.); особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.
2. «10 картинок». Методика предназначена для изучения визуальной памяти.
3. «Методика ассоциативного запоминания». Методика предназначена для изучения объёма ассоциативного запонимания и особенностей ассоциативной памяти.
3.1. Описание и анализ результатов исследования
В результате психодиагностического обследования испытуемой нами были получены следующие психологические показатели:
1. объём аудиальной памяти 7-8-10 и долговременная 8 слов.
2. объём визуальной памяти 9 из 10 картинок.
3. объём ассоциативной памяти 7 из 10 словосочетаний.
Рисунок 1.
Сравнительные результаты исследования ведущего вида памяти
После изучения своего ведущего вида памяти испытуемая использовала метод ассоциаций и метод римской комнаты для заучивания информации (с опорой на наглядные образы). Результаты повторного изучения объёма ассоциативного и визуального запоминания представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.
Сравнительные результаты объёма визуального и ассоциативного
запоминания после использования мнемотехник
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у испытуемой лучше развита визуальная память и изучать новый материал ей лучше с использованием именно этого вида памяти. Из предложенных мненотехник испытуемой подойдет также те техники, которые нацелены на опору визуального запоминания информации. В учебном процессе ей надо пользоваться различными таблицами, схемами, рисунками, стихи лучше заучивать так, чтобы видеть текст.
Заключение
И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память. А развивать ее можно, опираясь на знания ведущей памяти ребенка, используя подходящие для него мнемотехники.
В результате исследования наша гипотеза подтвердилась: использование различных мнемотехник повышает успешность и объём запоминаемой информации.
Список используемой литературы
Общая психология. А. Маклаков. СПб.: Издательский Дом «Питер», 2001. — 592 с.
https://theoryandpractice.ru/posts/18490-tipy-pamyati-i-tekhniki-effektivnogo-zapominaniya
https://psyera.ru/4204/istoriya-izucheniya-pamyati
Учебник мнемотехники. В. Козаренко. Москва, 2007
Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. В. Козаренко, М. Зиганов. М.: Издательский Дом «Школа рационального чтения», 2001
https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php#2
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
Приложение 1
Методика изучения аудиальной памяти
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Анализируемые показатели
Объем слухоречевого запоминания;
скорость запоминания данного объема слов;
объем отсроченного воспроизведения;
особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.
Возраст.
Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.
Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).
Оборудование.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.
Материал.
Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.
Стимульный материал.
Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.
Вот несколько вариантов слов для предъявления:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
Процедура исследования
Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.
Испытуемому дается инструкция:
Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их
послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых:
а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».
б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Обработка результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.
Протокол методики «Заучивание 10 слов»
Фамилия, имя, отчество —————————————Дата ———Возраст—————
Общее количество
воспроизведенных слов
Оценка результатов
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Интерпретация результатов
По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.
Кривая запоминания.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.………………………………………………………………………
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
Кривая истощаемости внимания
В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше слов.Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.
1. «Общая психология» А. Маклаков
2https://theoryandpractice.ru/posts/18490-tipy-pamyati-i-tekhniki-effektivnogo-zapominaniya
3https://psyera.ru/4204/istoriya-izucheniya-pamyati
4 «Учебник мнемотехники» В. Козаренко
5 «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» В. Козаренко, М. Зиганов
6https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php#2