Введение
Актуальность. Несмотря на то, что данная проблема была обозначена более полувека назад, её актуальность сохраняется и по сей день. Состояние школьников характеризуется устойчивыми негативными тенденциями, ростом количества детей, страдающих от разных заболеваний и расстройств, формирующихся в момент пребывания подростков в школе. Отмечено, что причиной плохого самочувствия учащегося может стать интенсивная нагрузка в школе. Это показывает, что смещение в худшую сторону состояния подростков в большей степени связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Что именно может вызвать у подростка психическое расстройство? Почему у некоторых школьников всё в порядке с эмоциональным состоянием, а у других развивается стадия депрессии? От каких факторов зависит самочувствие учащегося? В своей работе мы попробуем ответить на поставленные вопросы.
Важная часть исследования в нашей работе – это раскрыть преимущества и недостатки влияния интеллектуальной нагрузки на школьников. Анализ этой части даст точно понять, как влияет школа на эмоциональное состояние подростка.
Объект исследования – эмоциональные состояния подростков.
Предмет исследования – влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков.
Цель исследования – изучить влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретические данные по выбранной теме.
Изучить уровень интеллектуальной нагрузки и особенности эмоционального состояния подростков.
Исследовать влияние интеллектуальной нагрузки и особенности эмоционального состояния подростков.
Гипотеза исследования: чрезмерная интеллектуальная нагрузка негативно влияет на эмоциональное состояние подростков.
Методы исследования: на этапе обзора литературных источников - обобщение, анализ. Для получения практических данных использовались метод анкетирования и шкала М.Ковач.
Практическая значимость. Полученные данные могут помочь составить рекомендации для улучшения эмоционального состояния подростков, оптимизации интеллектуальной нагрузки и ее правильного распределения.
2. Основная часть.
Эмоциональные состояния подростков
Изучение причин возникновения эмоционального состояния школьников имеет высокую актуальность для психологической науки наших дней, так как психологическое состояние в целом влияет на жизнедеятельность и качество жизни подростка. В прошлом веке свои исследования продемонстрировали Е.П. Ильин, В. Вилюнас, А.О. Прохоров, Л.В. Куликов, Н.Д. Левитов. Изучением психического состояния и их проявлений в учебном процессе изучал доктор психологических наук ⸺ А.О. Прохоров.
Эмоциональные состояния – цельное качество психической деятельности за определенный срок. Характеризуется большей продолжительностью и меньшей интенсивностью. К ним относятся аффект, стресс, фрустрация, страсть, настроение. Эмоциональные состояния делятся на чувства, эмоции и аффекты. Эмоции и чувства находятся на первом этапе деятельного процесса, предвосхищая его. Это отражение отношений, но не их переосмысление и рефлексия. Эмоции и чувства могут быть спровоцированы до непосредственного наступления события. Чувства выступают в качестве мотива для действия и влияют на личностное развитие субъекта. Особая форма эмоциональных состояний – страсть, когда устойчивое чувство влияет на ход мышления и деятельности. Причины страсти могут заключаться в патологических процессах организма или исходить из склонностей, стремлений. Зачастую страсть предметна и избирательна. Все, что не имеет прямой связи с предметом страсти, отодвигается на второй план, не кажется значительным. Взамен на экстремальные ситуации у организма возникает следующее состояние – стресс. Он отрицательно воздействует на психику и может запустить развитие психического расстройства. Стресс может быть полезен для организма, ведь в случае опасности он мобилизует силы и активирует защитные реакции. В состоянии умеренного стресса человек находит внезапные пути решения сложной проблемы. Настроение отличается от аффектов, чувств и эмоций. Это ответ на анализ собственной жизни, отношение к различным ситуациям и действиям. Устойчивость настроения подчиняется возрасту, силе воли. Может носить краткий и продолжительный характер. <1>
Эмоциональные состояния подростков характеризуются рядом особенностей: легкость возникновения эмоциональной напряженности и психологического стресса, постоянная смена настроения, частое появление аффективного состояния, они сильнее поддаются воздействию страстей, подросток цепляется за свои эмоции, что приводит к запиранию себя в бесконечный круг переживаний (В.Г. Казанская), старшие школьники имеют самый высокий уровень тревожности по сравнению с другими возрастами (В.Р. Кисловская), они часто испытывают чувство вины, в связи с этим у них все чаще появляется такое эмоциональное состояние как фрустрация, но при этом они склонны к проявлению радости больше, чем к проявлению негативных эмоций (Е.П. Ильин). <3>
2.1 Интеллектуальная нагрузка
В современном мире многие учащиеся находятся под воздействием предельных интеллектуальных нагрузок.
Чрезмерная интеллектуальная нагрузка может повлечь за собой ряд проблем со здоровьем. Отсутствие сна, прогулок на свежем воздухе, отдыха после тяжелого дня приводят к быстрой утомляемости. Школа перестаёт фигурировать в сознании подростка, как заведение для получения знаний, она начинает представлять из себя что-то мало приятное, место, из которого хочется поскорее сбежать. Переизбыток нагрузки у школьника начинает выражаться в его неуспеваемости по учёбе, прогулах уроков, потери интереса к школьным занятиям, отсюда берутся и ссоры с родителями, наказания, что только усугубляет ситуацию.
В настоящее время многие старшеклассники жалуются на объём домашних заданий по каждому предмету. По их словам, времени катастрофически мало, чтобы успеть сделать всю домашнюю работу. Отсюда берётся и недосып, рассеянность внимания и плохое самочувствие по утрам.
Основной деятельностью в подростковом возрасте является обучение. В школе подростки проводят большую часть своего времени: в среднем 29 часов в неделю. Нагрузка на учащихся в последние годы сильно увеличивается. Результаты медицинских проверок показывают, что количество больных детей увеличивается от младших к старшим классам, возрастает количество детей с хроническими заболеваниями. Многие это связывают с огромной нагрузкой на нервную систему учащихся. Существенный рост информации об окружающем мире, применение в учебном процессе новых технологий приводят к увеличению объёмов учебного материала. Однако двигательная активность снижается. Успешное усвоение школьником учебного материала складывается из разных факторов, важнейшим из которых является влияние эмоций. Получая положительные эмоции от процесса обучения, учащийся стремится к успеху в усвоении материала, проявляет свою заинтересованность. Преподаваемая информация лучше сохраняется в памяти. Кроме того ученик стремится узнать больше по заинтересовавшей его теме, то есть проявляет активность в самообучении. Однако сейчас, как показывает практика, увеличивается число детей с проблемами в нервной системе. Большинство учащихся указывают на тяжесть обучения. Их активность снижается уже к середине года. Мы задались вопросом, как влияет интеллектуальная нагрузка на эмоциональное состояние подростка и что нужно предпринять, чтобы обучение было действительно эффективным. <4>
3. Практическое исследование влияния интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков.
Программа практического исследования
Цель данного практического исследования – изучение влияния интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков.
С учетом сказанного могут быть поставлены следующие задачи практического исследования:
Провести анкетирование подростков с целью выявления уровня интеллектуальной нагрузки;
Изучить уровень и особенности эмоциональных состояний подростков;
Выявить влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков.
Гипотеза исследования: чрезмерная интеллектуальная нагрузка негативно влияет на эмоциональное состояние подростков.
База исследования: МБОУ гимназия «Пущино», учащиеся 10 «А» класса, 16 человек (13 девушек, 3 юноши).
Для сбора данных нами использовались следующие психодиагностические методики:
- анкета на предмет выявления интеллектуальной нагрузки;
-шкала М. Ковач.
Описание методик исследования:
Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2. <2>
3.1. Описание и анализ результатов исследования
В результате психодиагностического обследования испытуемых нами были получены следующие психологические показатели:
1. По результатам анкетирования на предмет оценки своей интеллектуальной нагрузки у 7 учащихся отмечается высокая интеллектуальная нагрузка, у 5 — средняя, у 4 ниже средней.
2. По результатам шкалы Ковач у 2 учащихся отмечено состояние депрессии, 3 находятся в субдепрессии, у 7-х легкое снижение настроение и 4 имеют эмоциональное состояние соответствующее норме. Подробнее можно увидеть на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Таблица результатов анкетирования
№ п/п |
Интеллектуальная нагрузка |
Девушки |
Юноши |
Итого |
Высокая |
5 |
2 |
7 |
|
Средняя |
5 |
0 |
5 |
|
Ниже средней |
3 |
1 |
4 |
Рисунок 2. Таблица результатов шкалы Ковач
№ п/п |
Эмоциональные состояния |
Девушки |
Юноши |
Итого |
Депрессия |
2 |
0 |
2 |
|
Субдепрессия |
2 |
1 |
3 |
|
Легкое снижение настроения |
7 |
0 |
7 |
|
Норма |
2 |
2 |
4 |
Итак, мы видим, что высокую интеллектуальную нагрузку отмечают у себя 7 учащихся, а состояние депрессии и субдепрессии отмечено у 5 из них. Среднюю интеллектуальную нагрузку отмечают 5 учащихся, у них отмечено легкое снижение настроения. И 4 учащихся отметили у себя интеллектуальную нагрузку ниже средней, их эмоциональное состояние в норме.
Заключение
В современном мире, наполненным информацией, на человека идёт влияние интеллектуальной нагрузки. Чаще всего из-за неграмотного подхода и незнания, как правильно распределить своё время, человек, а именно подростки могут быть подвержены перенасыщением информации и истощению. Это приводит к неспособности продолжать учиться с интересом, нежеланию познавать что-то новое. В такой сложной ситуации мы не можем изменить что-то глобальное (поменять систему и программу обучения), но в наших силах постараться оказать помощь самим себе. Для этого нужно понимать и знать, что после каждой нагрузки требуется отдых, а тренировка своего интеллекта может приносить удовольствие. В ходе проведения исследования наша гипотеза полностью подтвердилась: чрезмерная интеллектуальная нагрузка действительно негативно влияет на эмоциональное состояние подростков.
Список используемой литературы
https://studwork.org/spravochnik/psihologiya/emocionalnye-sostoyaniya
Шкала М.Ковач (диагностика депрессии) | Тест на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Эмоциональные состояния в подростковом возрасте – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)
Влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков (olimpiada.ru)
Приложение 1
Шкала М. Ковач
Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
Интерпретация:
0-10 – состояние без депрессии;
11-16 – легкое снижение настроения;
17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для
углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.
Предъявление
Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.
Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.
Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.
Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.
Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.
Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.
Стимульный материал
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1. 1) У меня редко бывает грустное настроение.
2) У меня часто бывает грустное настроение.
3) У меня все время грустное настроение.
2. 1) У меня никогда ничего не получится.
2) Я не уверен, что у меня все получится.
3) У меня все получится.
3. 1) В основном я все делаю правильно.
2) Я многое делаю не так.
3) Я все делаю неправильно.
4 . 1) Многое для меня является забавным.
2) Некоторые вещи меня забавляют.
3) Ничто меня не забавляет.
5. 1) Я все время себя плохо чувствую.
2) Я часто себя плохо чувствую.
3) Я редко себя плохо чувствую.
6. 1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени.
2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.
3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.
7. 1) Я себя ненавижу.
2) Я себе не нравлюсь.
3) Я доволен собой.
8. 1) Все плохое происходит по моей вине.
2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.
3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.
9. 1) Я не думаю о самоубийстве.
2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.
3) Я хочу покончить с собой.
10.1) Желание заплакать я испытываю каждый день.
2 ) Желание плакать появляется у меня довольно часто.
3 ) Желание заплакать я испытываю редко.
11. 1) Меня все время что-то беспокоит.
2) Меня часто что-то беспокоит.
3) Меня редко что-то беспокоит.
12. 1 ) Я люблю находиться среди людей.
2) Я не люблю часто бывать с людьми.
3) Я вообще не хочу быть с людьми.
13. 1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.
2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.
3) Я легко изменяю свое мнение
14. 1) Я выгляжу хорошо.
2)В моей внешности есть недостатки.
3)Я выгляжу безобразно.
15. 1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.
2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.
3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.
16. 1) Я плохо сплю каждую ночь.
2) Я часто плохо сплю.
3) У меня нормальный сон.
17. 1) Я редко чувствую себя усталым.
2) Я часто чувствую себя усталым.
3) Я все время чувствую себя усталым.
18. 1) У меня часто нет аппетита.
2) Иногда у меня нет аппетита.
3) Я всегда ем с удовольствием.
19. 1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.
2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.
3) Я все время испытываю боль или недомогание.
20. 1) Я не чувствую себя одиноким.
2) Я часто чувствую себя одиноким.
3) Я все время чувствую себя одиноким.
21. 1) В школе ничто не доставляет мне радости.
2) В школе мне бывает приятно только время от времени.
3) Мне часто радостно в школе.
22. 1) У меня много друзей.
2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.
3) У меня совсем нет друзей.
23. 1) С учебой у меня все хорошо.
2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.
3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались
легко.
24. 1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как
другие.
2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.
3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.
25. 1) Меня никто не любит.
2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.
3) Я уверен, что меня кто-то любит.
26. 1) Я часто делаю то, что мне говорят.
2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.
3) Я никогда не делаю то, что мне говорят.
27. 1) Я хорошо лажу с людьми.
2) Я часто ссорюсь.
3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры.
Приложение 2
Анкета для выявления уровня интеллектуальной нагрузки
№ п/п |
Вопросы |
да |
нет |
Наименование предметов |
|||||||||||||
Русск. яз. |
Математ. |
Литерат. |
Англ. яз. |
Нем. яз. |
История |
Обществ. |
Физика |
Химия |
Географ. |
Физ-ра |
Информ. |
ОБЖ |
Биолог. |
||||
1. |
На какие уроки вы ходите с большим удовольствием? |
||||||||||||||||
2. |
Чувствуете ли вы утомляемость на уроках? (если “да”, отметьте, на каких) |
||||||||||||||||
3. |
Справляетесь ли вы с учебной/интеллектуальной нагрузкой без напряжения? |
||||||||||||||||
4. |
Испытываете ли вы усталость в конце учебного дня? |
||||||||||||||||
5. |
Успеваете ли вы отдохнуть вечером дома до следующего учебного дня? |
||||||||||||||||
6. |
Хорошо ли вы спите? |
||||||||||||||||
7. |
Ощущаете ли вы возросшее волнение или тревогу в последнее время? |
||||||||||||||||
8. |
Все ли уроки вы посещаете? |
||||||||||||||||
9. |
Считаете ли вы объём домашних заданий слишком большим? |
||||||||||||||||
10. |
Пропускаете ли вы учебные занятия? |
||||||||||||||||
11. |
Трудно ли вам просыпаться по утрам? |
||||||||||||||||
12. |
Какие дополнительные (внешкольные) интеллектуальные занятия у вас есть? |
||||||||||||||||
13. |
Изменилось ли ваше эмоциональное состояние за последнее время? |
||||||||||||||||
14. |
Выполняете ли вы домашнее задание в полном объёме? (если “нет”, отметьте предметы, по которым выполняете д/з) |
||||||||||||||||
15. |
Сколько времени уходит на выполнение д/з? (по желанию отметить конкретные предметы) |
||||||||||||||||
16. |
Пропускаете ли вы школу по причине подавленного эмоционального состояния? |