Жизнь на ладошках или почему так важна гигиена

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизнь на ладошках или почему так важна гигиена

Подунай Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым»
Корякина Н.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Фразу «Иди, помой руки!» мы слышим постоянно с самого детства. В сложившейся сейчас эпидемиологической обстановке, Роспотребнадзор постоянно напоминает о значимости личной гигиены в период пандемии COVID-19. Мытьё рук с мылом, простая и известная всем процедура, является важным элементом профилактики инфекций и, действительно, помогает сохранить здоровье.

Интересно, что на коже рук обитает более 150 видов бактерий, среди которых есть одинаковые для всех людей и уникальные для каждого человека, совершенно безобидные и болезнетворные.

Грязные руки являются фактором передачи целого спектра инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе, дизентерии, гепатита А, брюшного тифа, ротавирусных инфекций, грибковых заболеваний. Передача осуществляется как напрямую, так и через контаминированные поверхности, мягкие игрушки и средства обихода.

Согласно официальным данным Роспотребнадзора, в среднем за год, посредством грязных рук, возникает более 300 вспышек инфекционных заболеваний, при этом более 85% пострадавших в этих вспышках являются детьми.

Привычке регулярно мыть руки всего 170 лет. Считается, что первым учёным, кто обратил внимание на важность личной гигиены и мытья рук был венгерский врач Игнац Земмельвейс. Специалисты говорят, что нет никакой необходимости мыть руки именно «антибактериальным» мылом. Согласно исследованиям НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора, понятия «стандартного» антибактериального мыла не существует. В такое мыло вносят антимикробные добавки, но они могут быть разные и в разном количестве. Для того, чтобы смыть вирус и бактерии, достаточно мыть руки обычным мылом, то есть тем, которое уже есть у вас дома.

Также сообщалось, что тщательно мыть руки или обрабатывать их антисептиком важно после каждого рассчета наличными, деньги могут стать источником распространения микробов. На российских рублях живет примерно 30 тысяч бактерий. Пятидесятирублевые банкноты, возможно, самые грязные деньги, которые вы когда-либо держали в руках. Исследование, проведенное десять лет назад сотрудниками "Госзнака" и НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи, выявило на них 34 вида патогенных микроорганизмов, вызывающих туберкулез, пневмонию, менингит и много других неприятных болезней. Самой чистой считается купюра в 100 рублей, выпущенная к чемпионату мира по футболу. Она сделана из полимерных материалов, препятствующих размножению патогенов.

Таким образом, мы решили выяснить, действительно ли руки являются «чистыми», если мы не видим на них грязи, как происходит заражение кожи рук и нужно ли мыть руки, особенно после посещения общественных мест.

Цель работы: выявить и изучить микроорганизмы, обитающие на коже рук.

Задачи:

Изучить литературу по теме.

Приготовить питательную среду для выращивания микробов.

Сделать «посев» микроорганизмов с рук после посещения общественных мест (маршрутного автобуса, подъезда) и с денег, полученных на сдачу после покупки в магазине.

Рассмотреть и описать форму и цвет бактериальных колоний, выросших в чашке Петри.

Посчитать количество колоний, наросших на питательной среде после посещения общественных мест и после мытья рук водой и с мылом.

Рассмотреть колонии бактерий под микроскопом, попробовать их определить.

Изучить влияние антибактериальных средств на бактериальные колонии.

Сделать вывод о необходимости гигиены рук.

Гипотеза исследования: на кожных покровах рук после посещения общественных мест поселяются разные микроорганизмы, количество которых можно снизить мытьем рук.

Предмет исследования: разнообразие и количество микроорганизмов кожи рук.

Объект исследования: микроорганизмы кожи рук, которые можно рассмотреть в световой микроскоп (бактерии, грибы).

Раздел 1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Строение и разнообразие бактерий

Бактериальная клетка состоит из клеточной стенки, цитоплазматической мембраны, цитоплазмы с включениями и ядерного аппарата, называемого нуклеоидом. Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое строение, вакуолей обычно нет, поэтому различные белки и запасные питательные вещества размещаются в самой цитоплазме. Клетки бактерий не имеют ядра. В центральной части клетки сконцентрировано вещество, несущее наследственную информацию бактерии, — нуклеиновая кислота — ДНК. Подробнее строение бактериальной клетки представлено на рисунке-схеме в на рисунке 1.

Рисунок 1. Строение бактериальной клетки (https://biouroki.ru)

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один или более) или короткие ворсинки. Длина жгутиков может во много раз превышать разметы тела бактерии. Некоторые бактерии способны образовывать споры.

Выделяют 3 основные формы бактерий: шаровидные бактерии (кокки); - палочковидные бактерии; изогнутые и извитые бактерии (спиралевидные, вибриоидные). Сферические формы бактерий (кокки) представляют собой шаровидные, овальные, бобовидные бактерии размером 0,5-1,0 мкм. К шаровидным бактериям относятся микрококки, диплококки, стрептококки, тетракокки, сарцины и стафилококки. Микрококки (греч. micros - малый) – это шаровидные клетки, располагающиеся отдельно друг от друга. Стрептококки (греч. streptos - цепочка) - это клетки округлой формы, располагающиеся в виде цепочки. Такая цепочка образуется при делении клеток в одной плоскости при сохранении связи между клетками. Тетракокки - это скопления из четырех клеток, образованные в результате деления в двух перпендикулярных плоскостях. Стафилококки (греч. staphyle - виноградная гроздь) - это сферические клетки, расположенные в виде скопления, напоминающего грозди винограда. Такая форма образуется в результате деления клеток в разных плоскостях (Рисунок 2).

Рисунок 2. Формы бактерий

Примечание: 1 — микрококки; 2 — стрептококки; 3 — сардины; 4 — палочки без спор; 5 — палочки со спорами (бациллы); 6 — вибрионы; 7- спирохеты; 8 — спириллы (с жгутиками); стафилококки (https://www.grandars.ru/college/medicina/mikrobiologiya.html)

По отношению к движению бактерии делятся на два типа: неподвижных и способных к движению. Одноклеточные особи могут перемещаться в пространстве: 1. при помощи жгутиков - жгутики либо сокращаются, либо крутятся вокруг своей оси; 2. скользя по собственной выделенной слизи; 3. “ползком” - вся клетка сокращается и расслабляется, что напоминает ползание; 4. смешанный тип – происходит выброс слизи и одновременно бактерия отталкивается.

У бактерий наблюдаются разные способы питания. Среди них есть автотрофы (организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества для своего питания) и гетеротрофы(организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества). Гетеротрофные бактерии подразделяются на сапрофитов, симбионтов и паразитов (Таблица 1).

Бактерии-сапрофиты

Бактерии-симбионты

Бактерии-паразиты

Извлекают питательные вещества из мёртвого и разлагающего органического материала. Обычно они выделяют в этот гниющий материал свои пищеварительные ферменты, а затем всасывают и усваивают растворённые продукты.

Живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу. Бактерии, живущие в утолщениях корней бобовых растений.

Живут внутри другого организма или на нём, укрываются и питаются его тканями. Вызывают различные заболевания – бактериозы.

Таблица 1. Классификация гетеротрофных бактерий (https://biouroki.ru)

1.2. Строение и разнообразие грибов

Грибы являются особыми растительными организмами, которые не

имеют хлорофилла и не синтезируют органические вещества, а нуждаются в готовых органических веществах. Поэтому грибы развиваются на различных субстратах, содержащих питательные вещества. Некоторые грибы способны вызывать болезни растений, насекомых, животных и человека.

Клетки грибов отличаются от бактериальных наличием ядер и вакуолей и похожи на растительные клетки. Чаще всего они имеют форму длинных и ветвящихся или переплетающихся нитей – гифов. Из гифов образуется мицелий, или грибница. Мицелий может состоять из клеток или быть неклеточным, представляя собой одну гигантскую многоядерную клетку. На мицелии развиваются плодовые тела. Тело некоторых грибов может состоять из одиночных клеток, без образования мицелия (дрожжи и др.).

Большинство грибов размножаются бесполым (вегетативное деление) и половым путями при помощи образования специальных клеток размножения — спор. Споры, как правило, способны длительно сохраняться во внешней среде. Созревшие споры могут переноситься на значительные расстояния. Попадая в питательную среду, споры быстро развиваются в гифы.

Обширную группу грибов представляют плесневые грибы (Рисунок 3). Широко распространенные в природе, они могут расти на пищевых продуктах, образуя хорошо видные налеты разной окраски. Отдельные виды грибов способны не только приводить к порче продуктов, но и вырабатывать токсические для человека вещества — микотоксины. К ним относятся некоторые виды грибов рода аспергиллус, рода фузариум и др.

Рисунок 3. Виды плесневых грибов

Примечание: 1 — пенициллиум; 2- аспергиллус; 3 — мукор.

(https://www.grandars.ru/college/medicina/mikrobiologiya.html)

1.3. Культивирование микроорганизмов

Культивирование микроорганизмов является одним из основных методов микробиологии. От умения культивировать микроорганизмы в лабораторных условиях в значительной степени зависят успехи их изучения и практического применения. Впервые учёные попробовали выращивать бактерии и грибы в контролируемых условиях в середине девятнадцатого века. Основоположниками работ с бактериями были Луи Пастер – в Париже и Роберт Кох - в Берлине. Учёные прекрасно понимали, насколько важно уметь выращивать чистые культуры изучаемых организмов. Для культивирования микроорганизмов (выращивание в искусственных условиях in vitro) необходимы особые субстраты – питательные среды. На средах микроорганизмы осуществляют все жизненные процессы (питаются, дышат, размножаются и т. д.), поэтому их еще называют «средами для культивирования». Питательные среды являются основой микробиологической работы, и их качество нередко определяет результаты всего исследования. Среды должны создавать оптимальные (наилучшие) условия для жизнедеятельности микроорганизмов и содержать: источник углерода – обычно таким источником являются глюкоза, белки, углеводы, источник азота, факторы роста или витамины, минеральные соли, вода, температура, определенный уровень кислотности (pH). По исходным компонентам различают натуральные, полусинтетические, синтетические среды. Натуральные среды готовят из продуктов животного и растительного происхождения (мяса, рыбы, молока, овощей, фруктов и др.), поэтому точный состав этих сред неизвестен. Их используют в том случае, когда хотят вырастить различные виды микроорганизмов. Синтетические среды готовят из определенных химически чистых органических и неорганических соединений, взятых в точно указанных концентрациях и растворенных в бидистиллированной воде. Важное преимущество этих сред в том, что состав их постоянен (известно, сколько и какие вещества в них входят), поэтому эти среды легко воспроизводимы. Среды бывают жидкие, плотные и полужидкие. Плотные и полужидкие среды готовят из жидких веществ, к которым для получения среды нужной консистенции прибавляют обычно агар-агар или желатин.

При культивировании организмов через несколько дней после посева можно увидеть колонии микрооганизмов (бактерий, грибов).

Современная микробиология использует такие общие критерии для описания бактериальных колоний:

Величина. Крупные культуры могут иметь величину 6 мм и более, а мелкие – меньше, чем 1 мм.

Форма. Как правило, различают правильную, то есть круглую, форму, эллипсоидную, розеточную, ризоидную.

Окраска. Разные их виды могут быть белыми либо иметь всевозможную окраску. Способность образовывать пигменты присуща многим видам микроорганизмов. Химическая природа пигментов разнообразна: каротиноиды , антоцианы, меланины. Если пигмент не растворим в воде, окрашивается только культуральный налет, если же он растворим, окрашивается и питательная среда. Считается, что пигменты защищают бактерии от губительного действия солнечных лучей

Прозрачность.

Рельефность. Различают плоские, плосковыпуклые, куполообразные с возвышенной серединкой, с вдавлением формы.

Поверхность. Она может быть гладкой, с морщинками, сухой, слизистой, хрупкой, мучнистой.

Морфологические свойства бактерий исследуются только при микроскопировании прижизненных или фиксированных и окрашенных по Граму препаратов. При этом учитывается:

а) форма клеток – (кокки, палочки, извитые формы);

б) характер соединения клеток – единичные, соединенные попарно, по четыре, в цепочки, хаотически и др.;

в) окраска по способу Грама (положительная, отрицательная);

г) наличие и месторасположение спор;

д) подвижность – наличие и месторасположение жгутиков;

е) капсулообразование – наличие ослизненной оболочки.

РАЗДЕЛ 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Мы использовали твердую питательную натуральную среду на агаре. Приготовили мясопептонный агар (МПА) на мясопептонном бульоне (МПБ). Для приготовления мясного бульона взяли 150 г мелко изрубленного свежего мяса без костей, жира и сухожилий, залили в эмалированной кастрюле 300 мл водопроводной воды, нагретой до 50°С и оставили настаиваться 12 ч при комнатной температуре. Затем мясо отжали, экстракт процедили через марлю со слоем ваты, прокипятили 30 мин для свертывания коллоидных белков (Приложение А.1) и профильтровали дважды (первый раз через марлю с ватой, второй — через бумажный фильтр) (Приложение А.2а). Фильтрат долили водой до 300 мл и проверили рН с помощью лакмусовой бумажки (бумажка немного посинела, раствор слабощелочной) (Приложение А.2б-в). К 300 мл МПБ добавили 8 г агара. Среду нагрели до растворения агара и разлили по стерилизованным чашкам Петри (Приложение Б).

Для проведения экспериментов, с предварительно вымытыми и сухими руками мы: 1. проехали в маршрутке, дотрагиваясь до поручней и сидений, 2. прошлись по подъезду, держась за перила. После прохода по подъезду одну руку вымыли с мылом, вторую прохладной проточной водой. После чего пальцами и ладошкой дотрагивались до поверхности застывшего агара (Приложение В). В отдельную чашку положили бумажные деньги и монеты, полученные на сдачу в магазине (Приложение В). Чашки Петри закрыли, замотали лабораторной лентой парафильма, чтобы обеспечить приток воздуха, но не допустить попадания бактерий в чашку и из чашки (Приложение В). В перевернутом виде чашки поставили в термостат при температуре 26-33ºС на пять дней (Приложение В). Одновременно поставили контроль.

В отдельную чашку Петри, в которую высеяли микробы с подъезда, добавили в разные места по одной капле мыла, антибактериального мыла и антибактериального геля для рук (рекомендуют использовать для обработки рук, если нет возможности их вымыть).

Невооруженным глазом подсчитывали и описывали количество, размер и форму выросших колоний. Затем под микроскопом Nib-100 (увеличение 400х, 600х) рассматривали и фотографировали форму края колоний, форму бактерий, гифы и спорангии грибов (Приложение Г). Для расчетов и построения графиков использовали программу Microsoft Exsel.

Так как мы не имели в этой работе возможности окрасить бактерии по Граму, определение микроорганизмов предположительное, основанное на описании колоний и рассмотрении их в световой микроскоп в живом состоянии. А для точного определения видов микроорганизмов необходимо проведение молекулярно-генетического анализа.

Во время работы соблюдали необходимые меры предосторожности: микроскопирование проводили в лабораторных условиях, все поверхности и руки обрабатывали антибактериальным средством, расплавленный агар разливали по чашкам не допуская попадания на кожу рук (может вызвать сильный ожог).

После всех этапов работы, использованный гель утилизировали. Открыв чашку, аккуратно вливали туда небольшое количество хлорного отбеливателя. Чашу держали в этот момент над раковиной, работали в перчатках и маске. Контакт с отбеливателем уничтожает бактерии.

2.2. Результаты и обсуждения

Через пять дней содержания в термостате в темноте во всех опытных и контрольной чашке наросли видимые невооруженным взглядом колонии микроорганизмов, которые отличались цветом, размером и формой. После открытия крышек опытных чашек Петри мы почувствовали неприятный запах, который появляется в результате жизнедеятельности бактерий. Характерный запах культур некоторых видов бактерий связан с образованием различных эфиров, меркаптана, сероводорода и т.д.

Мы посчитали количество колоний, выросших во всех чашках Петри и видимых невооруженным глазом (Приложение Д.1.). Оказалось, что даже в контрольной чашке выросло небольшое количество колоний микробов. Их было гораздо меньше, чем в опытных чашках и, скорее всего, бактерии попали в среду из воздуха во время разлива агара по чашкам Петри. Наибольшее количество колоний микроорганизмов выросло в чашках, к которым дотрагивались после посещения подъезда, по которому с первого по пятый этаж постоянно проходят люди. И хотя уборка с дезинфекцией проводится в подъезде дома сейчас один раз в неделю, возможно перилам уделяется меньше внимания или поверхность перил успевает контаминироваться большим количеством микробов. также в подъезде создаются опитимальные условия для роста бактерий: температура, повышенная влажность и низкая освещенность. Чуть меньше колоний наросло в чашках, к которым мы прикладывали деньги, полученные на сдачу в магазине. Рассчитываясь наличными деньгами в магазине, мы получаем на сдачу купюры и монеты, к которым дотрагивались и оставляли часть микрофлоры своих рук десятки, а то и сотни человек. Почти в два раза меньше колоний, чем в подъезде, наросло после проезда в маршрутке. Хотя в маршрутках ежедневно ездят сотни людей, в связи с эпидемиологической обстановкой перила и ручки автобусов должны постоянно обрабатываться дезинфицирующими средствами.

После того, как собрали материал по подъезду, руки помыли с водой, с обычным и антибактериальным мылом (Приложения Д.2.; З). Оказалось, что все-таки наименьшее количество бактерий осталось на руках после обработки антибактериальным мылом: почти в два раза меньше, чем после мытья обыкновенным мылом и в 4 раза меньше, чем после мытья водой. Хотя даже вода без мыла смыла половину микробов с рук!

Если говорить о разнообразии выросших в опытных чашках колоний, можно отметить, что оно достаточно велико.

В разных чашках Петри (Приложения Ж; Е) мы наблюдали множество мелких колоний, которые имели размер около 1-2 мм и четко очерченные края, чаще всего эти колонии были желтого или белого цвета и имели выпуклую форму. Встречались крупные круглые (овальные) колонии белого цвета с четкими краями и с очень размытыми краями, в которых интенсивность цвета уменьшалась от центра к краю. Колонии в основном имели неправильную форму. Такие виды колоний могут образовывать различные виды стафилококков (Staphylococcus sp.), которые являются довольно постоянными представителями микрофлоры рук. Изучение стафилококков началось свыше столетия назад. С тех пор ученые выделили 27 видов этих бактерий, 14 из которых можно обнаружить на слизистых оболочках и коже у человека. Болезни провоцирует троица стафилококков: золотистый; сапрофитный; эпидермальный. Опасны не сами по себе болезнетворные микробы, а вещества в их составе или в результате их жизнедеятельности, которые принято называть факторами патогенности. 

Самое красивое название (колонии бактерии окрашены оранжевым или золотистым цветом) досталось самому вредному представителю стафилококкового семейства. Золотистый стафилококк — возбудитель около сотни заболеваний. Особенности бактерии, объясняющие, откуда берется стафилококковая инфекция: наличие всех возможных повреждающих факторов; мощная сопротивляемость антибиотикам и антисептикам; способность поражать людей любого возраста; умение провоцировать воспалительный процесс в любых органах и системах человеческого организма.

А 90% всех аэробных бактерий кожи может приходится на долю кожного стафилококка (Staphylococcus epidermidis) , который образует колонии белого или бежевого цвета.

Колонии белого, сероватого или желтоватого цвета могут образовывать разные вида стрептококков (Streptococcus). Бактерии, похожие на стрептококки (Приложение И), образуют как крупные, блестящие, напоминающие каплю, имеющие вязкую консистенцию воды колонии (Приложения Е, Ж), так и шероховатые, плоские, с неровной поверхностью и краями (лопастной или бахромчатый край) (Приложения Е, Ж, З). Стрептококки легко передаются алиментарным путем (через немытые руки), проникают в организм через ранки, повреждения, ротовую полость. Могут вызывать скарлатину, ангину, пневмонию, рожистое воспаление и другие заболевания.

Также гладкие колонии белого желтого или розового цвета, которые присутствуют в наших посевах (Приложения Е, Ж), могут образовывать микрококки (Micrococcus). Эти маленькие сферические бактерии могут располагаться как поодиночке, так и образовывать колонии неправильной формы.Micrococcus roseus (Приложение К) получил свое название от каротиноидного пигмента, который он выделяет. Колонии на чашке круглые, размером 1,0–1,5 мм, слегка выпуклые, гладкие и розового цвета (Приложение Ж).

Маленькие колонии красного (розового) цвета, выпуклые, круглые, с четкими краями могут быть также представлены Serratia marcescens. Это представитель семейства энтеробактерий. В норме этот микроб не является патогеном для человека. Его болезнетворные свойства активизируются под воздействием негативных факторов. Бактерия максимально опасна для лиц с иммунодефицитом, а также для пациентов больниц, получавших длительное лечение или перенесших хирургические операции.

Розовые колонии больше 2 мм, теряющие окраску по краям (Приложения Е; З) может образовывать кишечная палочка (Escherichia coli) (Приложение Л). Непатогенные бактерии E. coli, в норме в больших количествах населяющие кишечник, могут, тем не менее, вызвать развитие патологии при попадании в другие органы или полости человеческого тела, например перитонит.

Особый интерес вызвали колонии черного цвета, которые наросли в среде после посещения подъезда и от денежных купюр. Колонии были выпуклыми, рыхлыми, ризоидными (Приложения Е; Ж; М). При рассмотрении под микроскопом оказалось, что это гифы и спорангии грибов, скорее всего септированными плесневыми грибами рода Penicillium (Приложение М.А). Грибы могут попадать на кожу рук и поверхности через продукты питания, могут вызывать аллергический пеницилез.

Также в пробе, посеянной после посещения подъезда, выросли клетки, похожие на дрожжевые (Saccharomyces) (Приложение М.Б). Такие клетки могут вызывать кандидоз.

В одной из чашек Петри мы посеяли пробу из подъезда и в разные места капнули мыло, антибактериальное мыло и гель для обработки рук. Оказалось, что клетки бактерий и грибов не росли внутри и вокруг капель геля и антибактериального мыла (Приложение Н). На одной половине капли обыкновенного мыла нарос один вид коккоидных бактерий.

Выводы

В экспериментальных чашках Петри выросло от 400 до почти 900 колоний микроорганизмов, которые отличались разнообразием размеров, форм и цветов.

Мы обнаружили разные виды бактерий и грибов на посевах с кожи рук. Некоторые из них могут быть потенциально патогенными и вызывать развитие заболеваний.

Одним из основных путей передачи микроорганизмов от человека к человеку являются предметы, которые нас окружают. Кожа рук получает высокую степень загрязнения через предметы окружающей среды. Особую опасность для здоровья представляют соприкосновения с предметами общего пользования. В нашем исследовании максимально загрязненными оказались перила в подъезде и денежные купюры и монеты.

Чистыми могут быть руки только после правильной гигиенической процедуры мытья рук с мылом. Вода только смывает часть бактерий, тогда как достоверное уменьшение количества микробов происходит только после мытья рук с мылом.

Необходимо для сохранения здоровья соблюдать гигиену рук, т.к. грязные руки - один из лёгких способов попадания микробов в наш организм.

Список литературы

Литусов Н.В. Морфология и структура бактерий. Иллюстрированное учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2012. - 50 с.

Кулбужева А.А. Курс лекция по микробиологии. – Магас, 2019. - 117с.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология в 3-x. Т. 2 – стр. 41-4

https://biouroki.ru/material/plants/bakterii.html

https://kot.sh/statya/334/stroim-dom-dlya-bakteriy

https://nauka.club/biologiya/bakterii.htm

https://nsau.edu.ru/images/vetfac/images/ebooks/microbiology/stu/bacter/strbkl.html

https://rg.ru/2020/10/15/rospotrebnadzor-myte-ruk-s-mylom-na-tret-snizhaet-risk-zarazheniia-covid-19.html

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/062/956.htm

https://www.grandars.ru/college/medicina/mikrobiologiya.html

https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14273

https://yorick.kz/chto-zhivet-u-nas-na-rukah/

Приложения

Приложение А

1. Кипящий бульон для мясо-пептонного агара

2. Фильтрование бульона и проверка его кислотности (pH)

Приложение Б

Приготовление мясо-пептонного агара: а – взвешивание агара; б – подготовка к растворению агара в теплом бульоне; в - мясо-пептонный агар разлили по стерилизованным чашкам Петри и оставили остывать.

Приложение В

Постановка эксперимента: а, б – посев на среду; в – обмотка чашек лабораторной лентой парафильм; г, д – чашки Петри с засеянными микроорганизмами ставятся в термостат.

Приложение Г

Микроскопирование и фотофиксация полученных результатов.

Приложение Д

Количество колоний микроорганизмов, выросших в чашках Петри на мясо-пептонном агаре

Количество колоний микроорганизмов, выросших на мясо-пептонном агаре после посещения подъезда дома и мытья рук

Приложение Е

Чашки Петри с колониями, выросшими после посещения подъезда и маршрутки. Стрелками показаны увеличенные фрагменты дна чашек. Синими окружностями обведены разные колонии

Приложение Ж

Чашки Петри с колониями, выросшими после прикладывания денежных купюр и монет. Синими окружностями обведены разные колонии

Приложение З

После посещения подъезда помыли руки водой (А) и мылом (Б)

Приложение И

Колонии, образованные клетками, похожими на стрептококки. Колонии имеют неправильную форму и бахромчатые края.

Приложение К

Колония микроорганизмов, похожих на Micrococcus roseus – розовый цвет колоний, коккоидная форма и неправильный край и форма колонии. Также на фотографии мы видим гифы грибов или актиномицетов.

Приложение Л

Колония палочковидных бактерий, похожих на Escherichia coli. Вокруг колонии с бахромчатыми краями видна ослизненная «оболочка», возможно возникающая из-за выделения клетками бактерий разных веществ (отмечена стрелкой).

Приложение М

Колонии грибов по микроскопом: А – гифы и спорангия пеницилиума, Б – предположительно дрожжевые клетки

Приложение Н

Чашка Петри, в которую добавили капли антибактериального мыла, антибактериального геля и обычного мыла (обведены синими кругами).

Просмотров работы: 42