ВВЕДЕНИЕ
В нашем городе очень актуальна проблема загрязнения воздуха. Особенно зимой заметно то, что над городом появляется смог, который содержит в своем составе множество опасных веществ. Каждый день, когда мы выходим на улицу, вдыхаем такой воздух, и он проникает в наши легкие. Может быть, многие жители города Чита привыкли к нашему воздуху, но что может произойти с организмом из-за этого? Какие вредные вещества, и в каком количестве находятся в воздухе? В своем проекте я постараюсь на это ответить и узнать, какие меры должны принять люди и сотрудники городской власти, чтобы не отравлять природу и людей.
ЦЕЛЬ: Изучить проблему загрязнения воздуха, рассмотреть факторы, загрязняющие воздух, и оценить их влияние на здоровье человека.
ЗАДАЧИ:
1) Изучить проблему загрязнения воздуха и ее последствия;
2) Проанализировать содержание веществ в воздухе и определить, опасны они для человека или нет;
3) Провести исследование. Узнать, какое содержание опасных веществ содержится в воздухе в городе Чита, и сравнить, в каких районах города содержание вредных веществ в воздухе превышает норму, а где наоборот является нормальным для жизни;
4) Исследовать, как вредные вещества в воздухе влияют на здоровье жителей моего города, в зависимости от того, в каких районах они живут;
5) Сделать выводы и найти возможные пути решения.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – состояние окружающей среды и здоровья человека.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – воздух, атмосфера в г. Чита.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 5-11 классов ЗабКЛИ.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:загрязнение воздуха является очень большой и важной экологической проблемой. Различные вещества, содержащиеся в воздухе, могут привести к ухудшению здоровья всей нации, к развитию генетических заболеваний и даже к мутациям. Также в будущем я хочу связать свою жизнь с медициной, а данная проблема напрямую относится к этому направлению.
ГОТОВЫЙ ПРОДУКТ: брошюра (справочный материал).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА
Для того чтобы понимать, что мы будем рассматривать, необходимо обратиться к определениям.
Экология - наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений, других микроорганизмов с окружающей средой и между собой.
Глобальные проблемы современности — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для решения совместных усилий всех стран мира.
Биосистема — это форма жизни, обусловленная взаимодействием живых компонентов.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Существует большое количество факторов, влияющих на здоровье человека, в том числе экологических.
Загрязнение воздуха одна из самых важных глобальных проблем на данный момент. Это и загрязнение воздуха внутри помещений, и во внешней окружающей среде какими-либо химическими, физическими или биологическими веществами, изменяющими естественные характеристики атмосферы. Опасность загрязнения атмосферы – не только в том, что в чистый воздух попадают вредные вещества, губительные для живых организмов, но и в вызываемом загрязнениями изменении климата Земли.
Наибольшую опасность представляют собой промышленные отходы (ПО) и загрязнения, выделяющиеся в технологических циклах предприятий и при очистке производственных сточных вод. Опасны они, прежде всего для населения крупных промышленных центров и окружающих их регионов.
Загрязнение воздуха (атмосферы) в результате деятельности человека привело к тому, что за последние 200 лет концентрация углекислого газа выросла почти на 30%. Тем не менее, человечество продолжает активно сжигать ископаемое топливо и уничтожать леса. Данный процесс приводит к глобальным экологическим проблемам.
Классификация видов загрязнений окружающей среды:
1. Механическое загрязнение: засорение среды веществами, оказывающими лишь механическое воздействие без химико-физических последствий (например, мусором);
2. Химическое загрязнение: изменение химических свойств среды, оказывающих отрицательное воздействие не только на экосистемы, но и на технологические устройства;
3. Физическое загрязнение: изменение физических параметров среды, например, температурноэнергетических (тепловое или термальное), волновых (световое, шумовое, электромагнитное), радиационных (радиационное или радиоактивное) и т.п.
3.1. Тепловое (термальное) – повышение температуры среды, главным образом в связи с промышленными выбросами нагретого воздуха, отходящих газов и воды; может возникать и как вторичный результат изменения химического состава среды;
3.2. Световое – нарушение естественной освещенности местности в результате действия искусственных источников света; может приводить к изменениям в жизни растений и животных;
3.3. Шумовое – увеличение интенсивности шума сверх природного уровня; у человека приводит к повышению утомляемости, снижению умственной активности и при достижении 90-100 дБ к постепенной потере слуха
3.4. Электромагнитное – изменение электромагнитных свойств среды (от линий электропередачи, радио и телевидения, работы некоторых промышленных установок и др.) приводит к глобальным и местным географическим аномалиям и изменениям в некоторых областях и биосистемах;
4. Радиационное – превышение естественного уровня содержания в среде радиоактивных веществ;
5. Биологическое – проникание в экосистемы некоторых видов животных и растений, неизвестных данным сообществам и устройствам;
5.1. Биотическое – распространение определенных, как правило, нежелательных с точки зрения людей биогенных веществ (остатки отмерших организмов или продукты жизнедеятельности) на территории, где они ранее не наблюдались;
Все перечисленные виды загрязнений взаимосвязаны, и каждый из них может явиться толчком для возникновения других видов загрязнения. В частности, химическое загрязнение атмосферы может способствовать повышению вирусной активности, а, следовательно, биологическому загрязнению.
1.2. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И НА ЗЕМЛЮ В ЦЕЛОМ
Воздух, насыщенный вредными веществами, очень пагубно влияет на здоровье человека. Сначала мы можем не замечать ничего, но внутри уже происходят изменения, а вред от этого копится в организме, что приводит к болезням в будущем.
Факторы, которые приводят к попаданию вредных веществ в атмосферу, их влияние на здоровье человека:
1. Сжигание топлива на тепловых электростанциях сопровождается выбросом диоксида серы. По информации Всемирной Организации Здравоохранения, воздействие диоксида серы в концентрациях выше допустимого показателя может вызвать нарушение функций дыхания. Большое влияние происходит на слизистые оболочки, воспаление носоглотки, трахеи, бронхиты, кашель, хрипота и боль в горле.
2. С выхлопными газами автомобилей в атмосферу поступают оксиды азота, пары которого могут привести к раздражению глаз, к сухости, першению в горле, к ослаблению обоняния, при их вдыхании. Также при неполном сгорании топлива образуется угарный газ, который, попадая в кровь, сочетается с гемоглобином и делает неспособным организм разносить кислород. Таким образом, человек может погибнуть от отравления, а после одного часа пребывания в помещении, в воздухе которого содержится лишь 0,1% СО - человек теряет сознание.
3. Неблагоприятно влияет на здоровье людей и животных выбрасываемые автотранспортом соединения свинца, приводящие к нервным расстройствам, малокровию, потере памяти, слепоте и бесплодию.
4. Кроме того, не следует забывать и о мелкодисперсных твердых загрязнителях, таких как копоть и пыль.
Вредные вещества, попадающие и содержащиеся в воздухе, наносят большой вред не только организму человека, но и природе:
1. Под влиянием сернистого газа и серной кислоты происходит разрушение хлорофилла в листьях растений, из-за чего ухудшается фотосинтез и дыхание, повышается уровень содержания углекислого газа, замедляется рост, снижается качество древесных насаждений и урожайность сельскохозяйственных культур. При более высоких дозах воздействия растительность погибает.
2. Из-за промышленного загрязнения воздуха у древесных листопадных видов сокращается срок жизни листьев и ускорение цикла сезонного развития. Под влиянием токсических газов листовая пластинка в большей или меньшей степени обезвоживается.
Как мы видим, выбросы опасных веществ в атмосферу очень опасны как для человека, так и для окружающей среды в целом. Человек сам губит себя, практически бездействуя по отношению к данной проблеме. Если все будет продолжаться без изменений, планета Земля превратится в место, где жить будет просто невозможно. Именно нам нужно не допустить этого.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
План работы с практической частью:
1. Провести исследование в специальной организации, измерив количество вредных веществ в моем городе;
2. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы по проделанной работе;
3. Провести анкетирование среди учеников 10 классов ГОУ ЗабКЛИ, с целью изучения их познаний в данной области. Сделать выводы;
4. Сделать общий вывод, сказать, какие меры нужно предпринять, чтобы улучшить жизнь для человека и окружающей среды
Возможные решения проблемы:
Состояние воздуха на Земле и, в частности, в нашем регионе не самое лучшее, по большей части, из-за деятельности человека. Поэтому именно нам нужно исправить свои же ошибки. Я хочу предложить несколько способов, которые помогут нам с этим:
1. Необходимо внедрение технологических процессов, дающих минимальные выбросы, при которых естественные «фильтры» природы смогут препятствовать возникновению необратимых экологических изменений.
2. Использовать для транспортных средств более экологичное топливо. Сейчас на дорогах мы можем видеть все больше машин, которые заряжаются на специальных электрозаправочных станциях, благодаря чему в атмосферу не выделяются вредные вещества. К счастью, такой вид машин набирает популярность, но далеко не все знают, что помимо электрического топлива существуют и другие, например, жидкий водород. Это очень экологичный вид топлива, но, к сожалению, подобные транспортные средства доступны не каждому, поэтому необходимо осуществлять меры поддержки граждан в данном вопросе.
3. Необходимо внедрять экологическое образование в школах. Не каждый ребенок задумывается о состоянии окружающей среды, даже в век информационных технологий, поэтому во всех школах должны быть уроки, посвященные вопросам экологии.
4. Постройка заводов со специальными фильтрами, которые не будут допускать большого выхода вредных веществ в атмосферу, что значительно поможет природе очищаться естественным путем.
5. Озеленять города и не вырубать деревья в больших количествах. Деревья и кустарники – это прекрасные растения для фильтрации вредных веществ. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый человеку. Также растения способны удалять небольшие частицы пыли и химических соединений: сероводорода, оксидов азота и углерода, паров кислот. Также необходимо отменить экспорт вырубленных деревьев из России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в нашем городе очень актуальна проблема загрязнения воздуха. В районах города и края расположены котельные, заводы, которые испускают вредные вещества в атмосферу. Также практически у каждой семьи есть своя машина, и с выхлопными газами выходят и вредные вещества.
Изучив проблему загрязнения воздуха, были выявлены основные факторы, загрязняющие окружающую среду: сжигание топлива на тепловых электростанциях, сопровождающиеся выбросом вредных веществ (например, диоксида серы). С выхлопными газами автомобилей в атмосферу поступает огромное количество химических веществ, которые вредят окружающей среде и здоровью человека (оксиды азота, угарный газ, соединения свинца и другие). Установив факторы, мы установили несколько способов для решения данной проблемы.
Если мы будем беречь нашу природу, наше здоровье и здоровье животных, то в будущем планета Земля будет очень чистой и полностью пригодной для жизни. Для этого необходимо соблюдать небольшое количество правил, а это совсем не трудно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. https://www.who.int/topics/air_pollution/ru/
2. http://window.edu.ru/resource/979/77979/files/tutorial5.pdf
3. https://moluch.ru/archive/113/29010/
4. http://www.ozoneprogram.ru/biblioteka/slovar/zagrjaznenie_atmosfery/vlijanie_zagrjaznenija/
5. https://www.derev-grad.ru/himicheskaya-zaschita-rastenii/biogennoe-veschestvo.html
6. https://recyclemag.ru/article/7-eco-vidov-topliva-dlja-avtomobilej
7. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5544/conspect/150019/