Введение
Полёты во сне и наяву, или образ Бабы Яги в народных сказках
Что такое сказка? Вымысел, а может быть, правда… Где живёт сказка? В тёмном лесу, на яркой поляне, на перекрёстке дорог, в укромном уголке. Какие сказочные герои нам больше запоминаются? Милые и добрые, такие, как Иван-царевич с Василисой Премудрой? Или злые и страшные, как Кощей Бессмертный с Бабой Ягой?
Как попали эти образы в сказку? Чем они привлекают нас? Давайте поговорим о Бабе-Яге. Почему так притягателен её образ? Как она летает в ступе, на шестикрылом коне или на метле? Почему Бабе Яге можно подточить зубы? Почему её голос может стать тоньше? Мы решили узнать об этом и найти ответы на вопросы.
Тема. «Полёты во сне и наяву, или образ Бабы Яги в народных сказках».
Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в народных сказках и сделать вывод о её способностях с точки зрения физики.
Актуальность проекта заключается в доказательстве того, что физика присутствует в нашей повседневной жизни не только в форме явлений, но и посредством литературы, а именно, сказки. В работе приведены отрывки из народных сказок, в которых описана Баба Яга, её особенности и метод передвижения.
Проект содержит элементы исследования и является внутришкольным и межпредметным: исследование реализуется в предметных рамках физики и литературы.
Объектом исследования являются способности сказочного персонажа Бабы-Яги.
Предмет исследования. Народные сказки.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – вымышленный персонаж народных сказок.
Базой эксперимента являются тексты народных произведений, в которых имеются описания внешности, характера и особенностей Бабы Яги.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи.
Теоретические:
– изучить источники информации по теме проектной работы;
– найти произведения устного народного творчества, в которых описываются способности Бабы Яги.
Практические:
– прочитать данные произведения;
– провести анкетирование и сделать анкет;
– составить задачу, в которой использовался данный образ.
В исследовании были использованы методы.
Теоретические:
– анализ и синтез материала из источников информации;
– обобщение полученной в ходе исследования информации;
Эмпирические:
– метод мысленного моделирования при создании задачи;
– анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в использовании её материалов на уроках физики и литературы, а ее продуктом станет задача, созданная нами.
Общая характеристика образа Бабы Яги
«Ба́ба-Яга́ – «ведьма», «лесная баба», персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. Хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти» [10].
Когда мы произносим имя этой героини сказок, перед глазами у нас появляется образ ведьмы, колдуньи. Обычно это отрицательный персонаж, но иногда Баба-Яга совершает добрые поступки. Эта необычная героиня встречается не только в русских, но и в чешских и словацких сказках. На Святки в Австрии, на Масленицу в Черногории можете встретить злобную колдунью. А ещё в Сербии, Болгарии и Хорватии этот ночной дух может являться к непослушным детям.
Баба-Яга умеет колдовать, летать в ступе или на метле, живёт в глухом лесу в избушке на курьих ножках, окружённой частоколом из человеческих черепов. Почему она не ходит? Вероятно, потому, что мёртвые не ходят по земле, их носят. И души летают. Баба-Яга свою ступу погоняет пестом да ещё и следы заметает помелом. У славян существовал обычай: за покойником заметали следы, чтобы он не вернулся в мир живых.
Внешность Бабы-Яги наводит ужас: железные зубы, длинный-предлинный нос, распущенные седые волосы, костяная нога. «Побежала – стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» [5, стр.174]. Её мифические способности: чуять запах чужого, прядение пряжи, полёты в ступе, топка печи, в которой будут изжарены похищенные – всё это ставит Бабу-Ягу в один ряд с ведьмами, обладающими сверхъестественными способностями. Баба-Яга ничего не видит, она только чует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Но эта старуха способна видеть будущее.
«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; …она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу»[9].
Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля.
«Баба или бабай м. татарск. новорос. оренб. дед, дедушка, старик; иногда в знач. детского пугала… Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая».
«Яга или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи»[9].
Баба-Яга своеобразный мифический «пограничник». Попав на контрольно-пропускной пункт – избушку на курьих ножках, добрый молодец проходит множество обрядов, чтобы проникнуть в сверхъестественный мир: парится в бане, плотно ужинает, ночует в странной избушке. Это даёт ему необыкновенную силу, чтобы преодолеть все препятствия и невзгоды жизненного пути, побороть Кощея Бессмертного, Змея Горыныча или Лихо Одноглазое.
В характере Бабы Яги сходятся многие из больших тем русской мифологии: она живет на одной территории с лешим и другой нечистью, связывает мир людей с миром духов, в некоторых сказках она и заменяет собой ведьму, носится на ветре: «Ворота отворились, и баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять всё заперлось.
Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, мёду, пива и вина. Всё съела, всё выпила старуха» [11].
Способ перемещения Бабы Яги в пространстве совершенно уникальный. Она летает на большой скорости в ступе, помогая себе пестиком и заметая свои следы метлой. О ее прибытии возвещает ураганный ветер, напоминая нам, что ветер часто служил носителем демонических существ. Она быстро и с легкостью перемещается между своим подземным миром и миром людей, может появиться из-под валуна или отправиться в тридевятое царство: «У ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за это баба-яга дала мне одного жеребёночка» [6, стр.26], «она (Баба Яга) тут же села на своего шестикрылого коня» [12].
Многие сказки завершаются сценами страшных погонь: «Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!» Поехала по мосту, только добралась до середины — мост обломился, и баба-яга чебурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась!» [6, с.28-29]. Баба Яга, обнаружив, что ее обманули и что жертва ускользнула, решает догнать ее в своей ступе. «Запрыгнула баба-яга в ступу, толкачом погоняет, след помелом заметает, гонится за девочкой. Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной» [13]. Она может использовать острые когти и зубы, чтобы проложить себе путь сквозь лес или частокол, мешающие её стремительному передвижению: «Добралась баба-яга до реки, а перебраться на другой берег не может. Вернулась домой, выгнала из сарая своих быков, да к реке погнала. Пришли быки к воде и всю ее выпили досуха. Пустилась баба-яга снова в погоню за девочкой.
Услышала девочка, что погоня близко, кинула наземь гребень, обратился гребень в лес дремучий. Стала баба-яга грызть деревья, сквозь чащу продираться, но, сколько ни старалась, так пройти и не смогла, пришлось ей домой вернуться» [13].
«Страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда мо́лодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга – и жжёт и палит!» – говорится в белорусской сказке «Баба Яга и Заморышек» [5, стр. 210].
Жилище и атрибуты злой Бабы Яги
Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках. «За тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живёт баба-яга…» [1, с.26].Вообще-то это жилище напоминает крестьянский дом: в избушке есть русская печь, лопата для хлеба, лавка, горшочки и крынки, засушенные травы висят у потолка, а в кладовых много запасов еды. У Бабы-Яги есть веретено и небольшой ткацкий станок: она иногда прядет, ткет и шьет: «Видит, стоит изба, а в ней сидит баба-яга на лавочке и на станке ткет» [13].
И вместе с тем избушка имеет совершенно уникальные черты. Прежде всего, она стоит «на курьих ножках» или на одной куриной лапке в три пальца. Словно указатель, символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу. Вероятно, в такой избушке воплощён образ примитивного метода строительства, при котором хижина у древних славян возвышалась над землей на пнях, у которых сохранены корни. Это делалось для того, чтобы влага не проникала в дом.
Дому Бабы Яги свойственны и другие странности. Когда герой приказывает: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом», – дом поворачивается на своих курьих ножках. Найти жилище Бабы Яги непросто. Оно расположено далеко от мест, где живут люди: за огненной рекой, на берегу моря-океана или в центре топкого болота, а то и под землей. Но чаще всего старуха живёт в мрачном лесу, куда герой идёт на свой страх и риск, где его ждут испытания.
Психоаналитик и доктор философии Кларисса Пинколой Эстес в книге «Бегущая с волками» пишет о том, что Баба-яга – прообраз Старой Дикой Матери, обладающей дикой жизненной силой, которая пугает своей мощью неподготовленную наивную душу: «Баба-яга – сама суть инстинктивной, целостной души: ей известно все, что было раньше; она – хранительница небесных и земных сущностей. Белый День, Красное Солнышко и Темная Ночь – ее дети. Баба-яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы» [7].
Священным атрибутом жилища старухи является лопата, с помощью которой она пытается сажать непрошеных гостей или похищенных детей в печь. Об этом обряде древних славян, совершавшемся над слабыми детьми деревенскими знахарками, мы узнаём из книг. Оказывается, недоношенного младенца клали на хлебную лопату и всовывали в теплую печь три раза. «Допечённый» ребёнок становился сильнее и жизнеспособнее.
Светящиеся черепа не только жертвенных лошадей, но и людей, насаженные на колья и используемые в качестве светильников расположены кругом избушки: «Побрёл…, шёл, шёл – стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» [6, с.27].
Одним из устойчивых атрибутов является клюка, обладающая волшебными свойствами, с чьей помощью Яга может превратить в камень все вокруг. Во многих сказочных сюжетах в качестве атрибутов Бабы-Яги выступают орудия женского труда, большинство из которых связаны с очагом и приготовлением пищи: кочерга, лопата, пест, ступа. Этим предметам, несмотря на их утилитарный характер, в традиционной культуре придавалось магическое значение. Иногда Баба Яга изображается сидящей за прялкой и прядущей нить; а ее веретено и клубочек ниток приобретают в сказочной реальности волшебные свойства.
Баба-Яга не самостоятельно творит чудеса: ей помогают ветры и лесные звери, жабы, вороны, летучие мыши. А самым главным помощником всегда был чёрный кот, который у славянских народов символизирует несчастье. Гуси-лебеди, «три пары рук» и три всадника, белый, красный и чёрный (день, заря и ночь), всегда находятся недалеко от своей хозяйки.
Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых – и не только творить гадкие, но и совершать добрые дела.
Баба-Яга – помощница
В сказках Баба Яга рисуется как отрицательный персонаж. Но нам показалось, что несправедливо не рассматривать те сказки, в которых раскрываются её положительные стороны. Герой или героиня обращаются к Бабе Яге за советом или просят помочь в решении какой-либо проблемы: как найти живую воду или молодильные яблоки, как перехитрить Кощея Бессмертного, как вызволить из беды невесту или сестру. Баба Яга поможет советом, укажет путь в «тридесятое государство», одарит волшебными предметами, даст помощника или проводника: клубочек, полотенце или ковёр-самолёт: «Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся – глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло» [11].
Но Баба Яга не одна: у неё три сестры. И каждая последующая старше, а следовательно, мудрее. И дома их расположены вдоль дороги, по которой держит путь добрый молодец или красная девица. Но Баба Яга не сразу окружает вниманием гостя. Только после того, как он докажет, что не боится колдуньи. В сказке «Царевна-лягушка» старуха даёт совет, как найти Ивану свою любимую жену и вернуть ей облик человеческий до скончания века.
В сказке «Финист – Ясный Сокол» Баба Яга дарит героине прялку из серебра и золота, серебряное блюдо с золотым яйцом и золотое пяличко с иглой. Девушке удалось вернуть любимого благодаря участию Бабы Яги.
В «Сказке о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче» Баба Яга помогла советом: «Что ж ты, царевич, со мною прощаешься, а не спросишь, куда тебе надобно – в какую сторонушку? Ступай-ка ты, добрый мо́лодец, вот по этой дороженьке и увидишь в чистом поле палаты белокаменные; в тех палатах живёт твоя большая сестра Луна. Только трудно тебе взять её, потому что живёт с нею нечистый дух; приходит он в палаты медведем, а как войдёт – тотчас оборачивается человеком» [14].
Но, чтобы использовать данные советы и дары, герои обязаны потрудиться и с честью выйти победителем из любого испытания. Словно нужно очистить душу: постирать бельё, подмести пол, приготовить еду, из огромной кучи мусора выбрать семена мака. После пребывания у Бабы Яги герой или героиня успешно могут постоять за себя и близких, становятся смелыми и находчивыми, чтобы убежать от злой ведьмы.
Баба Яга, как и любая ведунья, собирала различные коренья и травы, сушила их, делала различные настойки и, если к ней обращались, помогала жителям окрестных деревень. Недаром в её избушке много сухих лекарственных трав. За всю долгую жизнь Баба Яга накопила столько знаний и мудрости, что может отвести беду. Баба Яга – самый старый отголосок царившего некогда матриархата, неразгаданный ресурс внутренней свободы.
5. Способности Бабы Яги с точки зрения физики
Я еще раз внимательно перечитала источники, в которых говорится о Бабе Яге, и как современный человек с некоторым багажом знаний начала разбирать тексты сказок с точки зрения физики.
Начнем с фразы: «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает».
Как она может ехать по воздуху, по воздуху можно только летать. Затем в ступе далеко не улетишь, ведь воздух имеет сопротивление (недаром все летательные аппараты имеют обтекаемую сигарообразную форму, а ступа – это прототип бочки). Как могла Баба Яга упираться пестом, когда она летела по воздуху. Это невозможно с точки зрения физики.
Идем далее: «Приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны». А ведь это прообраз будущего огнемета.
А если пойти в своих изысканиях дальше, то среди серьезных физических недостатков Бабы Яги можно отметить и низкую скорость передвижения.
Ступа – личный автотранспорт средней грузоподъемности. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч.
В некоторых сказках отмечается, что ступа при движении изрыгает огонь; это дает основания полагать, что ступа по сути своей тождественна летающей тарелке и движется на реактивном принципе.
Помело – замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое.
Максимальный экипаж помела включает одного водителя и одного пассажира; два пассажира представляют для аппарата серьезную нагрузку, и попытка взлета с таким грузом обычно ничем хорошим не кончается.
Но помело в этом летательного аппарата используется Бабой Ягой редко, это скорее транспорт ведьмы; у Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает».
Изба Яги снабжена курьими ножками и может передвигаться с места на место, хотя ярко выраженных движителей не замечено. В некоторых сказках говорится о том, что курьи ножки могут и толкать незваного гостя.
6. Практическая часть исследования
6.1 Опрос
Я решила провести опрос среди учащихся 5А класса, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? В анкетировании приняли участие 22 пятиклассника. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
Вспомните, кто такая Баба Яга?
Какие атрибуты сказочной героини можете назвать?
Где она живёт?
Чем занимается?
Как Яга передвигается?
Из результатов проведенного анкетирования мы видим, что все опрашиваемые обучающиеся знакомы с образом Бабы Яги. По их мнению, это сказочный персонаж, злая старуха, но иногда помогает хорошим людям. Характеризуя поступки Бабы Яги, большинство обучающихся пришло к выводу, что действия Бабы Яги разнообразны. Передвигается она в ступе с метлой. Живёт в избушке на курьих ножках.
6.2 Создание задачи
Для написания физической задачи, связанной с движением Бабы Яги в природе, был использован метод мысленного моделирования, т.е. основанного на интуитивном представлении об объекте исследования.
После того, как задача была написана, я поместила её в приложении к данной проектной работе. Следует отметить, что данная физическая задача является моим первым творческим опытом. Помощь в её написании мне оказала учитель физики Милостивая Наталья Юрьевна.
При сочинении задачи были использованы знания из такого раздела физики, как «Движение», и я предложила своим одноклассникам её решить. Все они справились с данной задачей.
7. Выводы
Итак, образ Бабы Яги исследован. Поставленные цель и задачи работы выполнены.
Гипотеза работы подтвердилась. Баба Яга, несмотря на корни ее имени, – это вымышленный образ, сочетающий в себе одновременно два разных начала – доброе и злое. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Это подтверждают приведенный анализ различных народных сказок, исследований лингвистов и историков, а также проведённое среди обучающихся 5А класса анкетирование. По мнению пятиклассников, Баба Яга испытывает людей, наказывает их, дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой. Летает в ступе, погоняет помелом.
8. Заключение
В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много народных сказок, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. Поскольку в любом художественном произведении имеются описания физических явлений, проявлений или применений законов физики. В природе постоянно происходят различные изменения. Авторы народных сказок облачают данные, которые не всегда им понятны, в художественные тексты, рисуют красочные образы.
Приложение 1
Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 мин., затем полчаса бежала 2 км. По лесу, затем переплыла пруд шириной 1000 м. со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?
1)Баба Яга пролетела: 20м/с * 5*60 с. = 6000 м.
2)Весь путь: 6000+1000+2000 = 9000 м = 9 км.
3)Рассчитываем время: 5 мин + 30 мин + 1000м / 0,5 м/с = 35 мин + 2000с = 4100 сек.
4)Средняя скорость: 9000м/4100сек = 2,2 м/сек (с округлением).
Литература
Коровин В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 305 с.
Малаховская А. Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. – СПб.: Алетейя, 2007. – 344 с.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. – М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. – Т. 1. А – Ж.
Уорнер Э. Русские мифы / Элизабет Уорнер. – Пер. с англ. М. Звонарева. – М.: «Издательство ФАИР», 2008. – 112 с.
Фольклор народов России. В 2т.: Т.1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 320 с.
Фольклор народов России. В 2т.: Т.2. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 304 с.
Эстес Кларисса Пинкола: Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – София, 2007. – 448 с.
https://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii
https://znachenieslova.ru/slovar/dal/yaga Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. Даль. – Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. – М.: Цитадель, 1998.
https://www.studmed.ru/potebnya-a-o-mificheskom-znachenii-nekotoryh-poveriy-i-obryadov_441e23153f9.html Потебня А. А. «О мифическом значении некоторых поверий и обрядов» (1865) 270 с.
https://ru.wikisource.org/wiki/Народные_русские_сказки
http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev107.php
https://skazki-pered-snom.ru/russkie-skazki/skazka-baba-yaga-kostyanaya-noga.html
https://vseskazki.su