ВВЕДЕНИЕ
Во многих семьях имеются драгоценности, ставшие фамильными реликвиями. Они подарены маме бабушкой, та получила их от своей матери. Существует поверье, что драгоценные камни обладают магической силой, могут помогать своему владельцу или, наоборот, вредить, если получены неправедным путем. Какие самоцветы и с какой целью описывали в своем творчестве писатели, произведения которых изучаются сегодня в программе школьной литературы?
В процессе работы выявился интерес к данной проблеме не только со стороны русских классиков, но и зарубежных писателей и авторов современной поэзии и прозы.
Уже в древнейшие времена камни служили человечеству в качестве украшений. У каждой эпохи были свои излюбленные драгоценности. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров сверкали бриллиантами. Эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов и др. Выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя - драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагали, что между самоцветами и человеком существуют таинственные глубинные связи1.
Царь Иван Грозный в качестве особой милости к английскому послу Д. Горсею показал ему свою сокровищницу, изумив того своими познаниями в области минералогии, так как подробно рассказывал об особенностях драгоценных камней и их воздействии на человека.
И.В. Грачева отметила, что для дворянской культуры XVIII-XIX веков подобное отношение к камню было общераспространенным2. В 1807 году в Петербурге изданы три тома «Естественной истории» римского ученого Кая Плиния Старшего в переводе В.Н. Северина. Сведения о камнях и металлах, а также связанные с ними легенды и поверья использовались в русском искусстве и нашли отражение в произведениях лучших писателей ХIХ-начала ХХ столетий.
Цель нашего исследования - проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев.
Данная цель определила задачи:
1. Изучить литературу о драгоценных камнях, познакомиться с легендами и поверьями о них.
2. Произвести отбор произведений художественной литературы из школьной программы, отражающих изучаемую проблему.
3. Исследовать отношение классиков к влиянию самоцветов на мотивы поступков персонажей в поэтике художественного текста.
4. О результатах исследования информировать учащихся школы, педагогов и родителей путем составления Буклета «Драгоценные камни и их значение»3.
В качестве объекта исследования определены лучшие произведения русской прозы: «Слово о полку Игореве», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Мороз, Красный нос», «Коробейники» Н.А. Некрасова, «Жемчужное ожерелье» Н.С. Лескова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Гранатовый браслет», «Олеся» А.И. Куприна.
Предметом исследования являются драгоценные камни: жемчуг, бирюза, гранат, опал, коралл, - описанные в текстах художественной литературы ХIХ - начала ХХ веков.
ГЛАВА I. ЖЕМЧУГ.
С жемчугом связано много примет. В Древней Руси жемчуг являлся хорошим свадебным подарком. Женихи дарили украшения с этим камнем невестам. Тогда была версия, что если подарить жемчуг на свадьбу, то у пары все сложится хорошо. Жемчуг – символ чистой и вечной любви. Если жених дарил его невесте, то они должны были прожить долгую и счастливую жизнь.
В странах Европы с этим камнем проводят свадебный обряд. Жемчуг на свадьбу – это символ крепкой и счастливой семьи. Во время свадьбы молодых было принято связывать жемчужной нитью. С ней они должны побыть некоторое время. Если жемчужная нить обрывалась, то это означало, что брак будет недолгим и во время семейной жизни будет много слез.
Сейчас считается, что нельзя одевать жемчуг на бракосочетание. Это является плохой приметой. Одеть жемчуг на свадьбу к слезам, но какая свадьба без слез? Но не все слезы бывают горькими. Невесты часто плачут от счастья. Поэтому многие из них не верят приметам и с удовольствием надевают жемчуг на свадьбу, но сейчас не принято надевать жемчужное украшение невесте. Жемчугом украшают свои наряды, фату и так далее.
Нет единого мнения и относительно того, можно ли дарить жемчуг. По одной версии одариваемого ожидают слезы и разочарования из-за такого презента. Если вы примете его в дар, это будет значить, что вы обречете себя на несчастья.
Другая версия говорит, что нет лучшего символа чистоты и искренности, чем жемчуг. В прежние времена его дарили невинным незамужним девушкам.
В Китае, если парень дарит девушке жемчуг, и она его принимает, то этим самым она дает свое согласие на брак с ним.
Носить жемчуг астрологи советуют только сильным духом людям. Камень всегда защитит такого человека. Слабых людей он сделает рассеянными. Из-за камня они также станут злыми и завистливыми.
Астрологи едины в одном мнении – дарить жемчуг должен только близкий человек и только в паре. Например, ожерелье должно идти с браслетом. От посторонних украшения с этим камнем принимать нельзя, потому что они могут навлечь беды и несчастья.
В книге Климова А.А. поясняется «Жемчуг... почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату иллюзий и надежд»4.
Рассмотрим устойчивые ассоциации с образом жемчуга в замечательном памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»5.
Так, в «Слове...» безымянный автор говорит о князе Изяславе, который был покинут братьями в трудную минуту и погиб. Он погиб достойной смертью, защищая свою землю от врагов. «Не было тут брата Брячислава, ни другого - Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье».
В данном случае жемчуг символизирует духовную чистоту того, кто самоотверженно бился с захватчиками, заплатив дорогой ценой за свободу родной земли.
В этом же произведении киевский князь Святослав рассказывает ближним вещий сон, где «великий жемчуг» сыпали на князя.
«Этой ночью с вечера одевали меня - говорил, - черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов...».
Данный сон полон недобрых предзнаменований, он является символом горьких слез, предвещает грядущие несчастья в битве Игоря с половцами.
Он - предвестие о неблагополучии и реальном солнечном затмении. А состоявшееся поражение русских в решающей битве подтверждает великие слезы и плач по погибшим на реке Каяле.
«...Корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав».
В поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»6, раскрывающей нелегкую судьбу русской крестьянки, оставшейся без мужа, тема жемчуга прямо соотносится со слезами, когда Дарья плачет в лесу в горьком вдовьем одиночестве:
Иная с ресницы сорвется
И на снег с размаху падет –
До самой земли доберется,
Глубокую ямку прожжет;
Другую на дерево кинет,
На плашку, - и, смотришь, она
Жемчужиной крупной застынет-
Бела и кругла и плотна.
И осознавая, как невыносимо трудна жизнь вдовой крестьянки и как непосилен труд, выпадающий на женские руки и слабых ее малых детей, автор снова сопоставит:
Слезы мои не жемчужины,
Слезы горюшки-вдовы...
Если на князя в «Слове о полку Игореве» сыпался круглый жемчуг, то на крестьянку у поэта Некрасова может сыпаться только рожь, которую не успевает Дарья убрать в одиночку:
...Жать принялась я проворно,
Жну, а на шею мою
Сыплются крупные зерна-
Словно под градом стою!
………………………………
Стану без милого жать,
Снопики крепко вязать,
В снопики слезы ронять!
В контексте поэмы Некрасова жемчуг - это снова предвестие беды и грядущих слез, которые воплощаются в ином, более близком крестьянской среде образе сыплющейся ржи.
Тема жемчуга оригинально представлена в произведении Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье»7. Автор использует в рождественском рассказе общеизвестное в дворянской среде распространенное убеждение, что жемчуг предвещает беду. Из рассказа узнаем о богаче Васильеве, который сделал под Новый год своей дочери Марии удивительный подарок.
«...Совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье».
Богатство оформления, изящная отделка, огромная стоимость украшения произвели на гостей ошеломляющее впечатление.
А Машенька, знавшая о значении жемчуга, испугалась, «... получив ожерелье, заплакала».
Поэтому супруга укорила Васильева за такую очевидную неосторожность: «Выговор за подарок следовал потому, что жемчуг знаменует и предвещает слезы».
Н.С. Лесков прямо указывает на роль жемчуга во влиянии на человеческие судьбы. Отметим, что отец невесты отмахнулся, назвав все происходящее предрассудком. Рассказ Лескова заканчивается счастливым финалом: Маша и ее жених счастливы. А народное поверье, следовательно, опровергается? - или под Рождество сбываются мечты? Мы узнаем в последних строках произведения, что жемчуг просто оказался поддельным, и поэтому не имел магической силы.
Из книги Климова видно, какие камни могли быть использованы как лечебные средства, помогающие при телесных и духовных недомоганиях, благоприятствующие людям тех или иных профессий: турмалин был камнем художников, аметист - духовных лиц, изумруды защищали постоянные чувства, укрепляли союз влюбленных8.
Многие весьма образованные люди уважительно относились к самоцветам, воспринимая их как талисманы, амулеты, охраняющие от болезней и бед. Так, у бирюзы в основном следующее значение: «камень счастья», помогает влюбленным, символ неизменной и верной любви.
«Бирюза необыкновенно счастливый камень, ее главное свойство - примирять все враждебное, она прекращает ссоры, устанавливает мир в семье, отводит гнев сильных... Есть роковое свойство - приносить несчастье людям, не соблюдавшим нравственные заповеди. Ей свойственно умирать перед опасностью и в руках больного... Временно теряет блеск перед непогодой, когда воздух перестает быть прозрачным9».
Испокон веков у многих народов этот самоцвет служил любовным амулетом. Греки считали бирюзу камнем богини Афродиты, римляне - Венеры. На востоке бирюза являлась украшением невест. В. Мезенцев в книге «Каменная сказка» приводит широко известное поверье: если один из влюбленных дарит другому бирюзу, а потом чувства его остынут, то бирюза тускнеет10. И у восточного поэта Саади есть строки:
И блекнет бирюза влюбленных,
Когда проходит их любовь.
Насколько распространенной была вера в спасительную силу бирюзы, свидетельствует эпизод из воспоминаний В. Нащекиной о Пушкине: «Незадолго до смерти поэта мой муж заказал сделать два одинаковых золотых колечка с бирюзовыми камешками. Из них одно он подарил Пушкину, другое носил сам как талисман, предохраняющий от насильственной смерти»11.
В ответ Пушкин подарил жене друга браслет с бирюзой. Но, видимо, собираясь на дуэль с Дантесом, Пушкин не вспомнил или сознательно не надел кольцо со спасительной бирюзой. После дуэли смертельно раненый Пушкин, находясь уже дома, попросит Данзаса подать ему шкатулку, из которой возьмет кольцо и подарит его Данзасу со словами: «Это - талисман от насильственной смерти».
Бирюза станет излюбленным оберегом и в крестьянской среде. Об этом мы узнаем из поэмы Н.А. Некрасова «Коробейники»12. Иван спешит одарить понравившуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Скромная девушка от многих необходимых вещей отказывается, берет только бирюзовый перстенек.
Далеко не все в деревне так не требовательны в своих желаниях и поведении:
Две снохи за ленту пеструю
Расцарапалися в кровь.
Коробейник хвалится, что у него имеются богатые для любимой украшения: «Видишь, камни самоцветные в перстеньке как жар горят...» Отчего же Катерина из всех ярких самоцветов выбирает бирюзу?
Этот эпизод из поэмы можно прокомментировать как восхищение целомудрием, бескорыстием, на которые способна простая крестьянка. А глубинный подтекст выявляет символику неизменности и верности в любви, известную и в деревенских традициях. Для Катерины колечко с бирюзой - залог любви, знак обручения с Иваном. Он - свидетельство того, что Иван обещает жениться, расставаясь с Катериной ненадолго.
Если Иван желал подарить любимой девушке подарок как, знак обручения с ним, то царь Иван Грозный в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитревне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами
. Царь прекрасно осведомлен о том, что жемчуга считались подходящими для молодых девушек, незамужних женщин. Рубин символизирует пылкую любовь, и тот, кто хочет достичь взаимности, должен подарить рубин (яхонт) своему избраннику.
И М.Ю. Лермонтов, подчеркивая силу чувства опричника, покажет, как при первой встрече с чужой женщиной старается тот завоевать ее в духе того времени, пользуясь царским покровительством и вседозволенностью13:
Жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, еще проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда, хотя и слышал весь народ призывы на «охотницкий бой одиночный.
Самодержавному государю известны мистические свойства камней, особенности воздействия минералов, драгоценных самоцветов на человека, но неведомы ему чувства сострадания и милосердия, не способен оценить он тех, кто находит в себе мужество «постоять за правду до последнего» и до самой казни не забыть передать супруге поклон, «заказать, чтобы меньше печалилась».
Столь разные подарки - бирюза у Некрасова и жемчуг у Лермонтова - помогают поэтам высветить яркие черты характеров своих героинь, мотивы поступков, опоэтизировать далекое прошлое.
В романе писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети»14 лакей Кирсановых Петр носит бирюзовую сережку. Но в этом случае камень имеет совсем другое значение: он помогает читателю понять, что простоватый Петр копирует манеры своих помещиков.
Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели - Петр настойчиво, но безуспешно, учится играть на гитаре, благородном инструменте, предназначенном для господ, популярном в дворянской среде. Понятна учтивость Петра и его претензии на щегольство: он таки обзавелся, наконец, лаковыми полусапожками, вероятно, похожими на те, что были у Павла Петровича. Становится понятным, что бирюзовая сережка лакея - это пародийное копирование утонченных вкусов Павла Петровича, который даже в деревне всегда великолепно одет, будь то утро или вечер, застегивает манжеты своей рубашки «одиноким крупным опалом». По народным поверьям, бирюза приносит удачу и считается оберегом, охраняет человека от опасностей и случайной гибели. В романе Тургенева все ссоры движутся к разрешению конфликта, к дуэли между нигилистом и аристократом. Базаров отмеривает шаги, не желая участвовать в фарсе, вынужденно уступает дворянину. Он замечает бледное лицо слуги.
«Евгений Васильевич, - с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), - воля ваша, а я отойду».
Эта фраза показывает, как лакей опасается, чтобы дуэлянты ненароком не попали в него самого. Оттого он не заметит иронии в голосе Евгения Базарова и с готовностью встанет за дерево. Поэтому и невозможно дозваться «насмерть перепуганного»: «Петр! Поди сюда, Петр! Куда ты спрятался?»
Таким образом, из данных примеров видно, что бирюзу «усовершенствованный» лакей носил в качестве амулета, охранительного талисмана, заботясь о сохранности своей персоны.
Что касается опала, то первое значение его - дает надежду. Этот камень особенный, боится жары и сухости, от них легко умирает, теряет прелесть. Если же его положить в воду, то через некоторое время он снова может ожить. Химики утверждают, что он на одну треть состоит из воды.
Опалу свойственно питать неопределенные обманчивые надежды, он считается камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд. Влияние опала на человека полно самых непредсказуемых опасностей... Он рождает злобные подозрения, сеет раздоры, омрачает разум опасениями и страхом перед темнотой.
Видимо, поэтому «одинокий опал», используемый Павлом Петровичем Кирсановым для запонок, становится в романе Тургенева удивительно значительной и яркой деталью. Римские патриции считали опал изысканным украшением, он высоко ценился знатоками, его причисляли к благородным камням. Выбор Павла Петровича подчеркивает его аристократизм, утонченность вкусов. И в то же время в Средние века опал считался камнем одиночества, символом обманутых надежд.
«Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом»15.
Упоминанием об опаловых запонках Тургенев намекает на душевное состояние героя после печального завершения его любовной истории с графиней Р. Влияние его на человека полно опасностей. Проследив за развитием сюжета, видим, что Павел Петрович возненавидел нигилиста Базарова уже сразу после первой встречи, ожесточенно спорил с ним в дальнейшем, затем вызвал, наконец, на дуэль. Виной этому не только огромная разница во взглядах на общество и политику, но и в немалой степени роковое влияние опала, усиливающего агрессию своего владельца, разжигающего вражду среди обитателей имения.
Воспитанный в утонченной среде, с детства впитавший все мелочи дворянского быта, И.С. Тургенев был прекрасно осведомлен о значениях и свойствах драгоценных камней и великолепно использовал эти познания, совершенствуя лаконичные строки романа, вызывающего споры и неоднозначные оценки до сего дня.
А вот описание свойств граната. Их считают тяжелыми и мало счастливыми камнями. Главное их магическое свойство - рождать сильные страстные желания. Часто это оборачивается против их владельца. Говорят, что на руке человека, одержимого страстью, они начинают краснеть, словно наливаются его кровью. Особенно много несчастий приносят украденные гранаты.
Проследим, каково использование символики граната в произведениях и реальной жизни творческих и ярких личностей. Посланный в дар гранат является неоспоримым признанием в любви. В Индии, Египте воспринимался как символ страстных любовных чар. Близким по восприятию считался в Европе. Еще в давние времена красные гранаты были излюбленными камнями мужчин. Да, женщины в Европе до 18 века не обращали на этот камень своего взора. А вот мужчины верили, что камень уберегает их в бою, помогает заживлению ран, способствует удаче и победе над врагами. Вот почему много находок мужских перстней с красными гранатами в период рыцарского времени. Да что там рыцари! Есть история, что Ной восходил на свой ковчег, освещая себе путь самодельным фонарем, выполненным из красного прозрачного граната.
В рассказе А.И. Куприна «Суламифь» царь Соломон дарит своей возлюбленной драгоценности, рассказывая об их удивительных свойствах и таинственных значениях. Это описание представлено отдельной главой. Царь дарит любимой анфракс - редчайший из гранатов - и разъясняет его свойства16.
Особые значения граната Куприн использует в рассказе «Гранатовый браслет»17. Прообразом этого украшения послужит Куприну простенькая золоченая цепочка с эмалевым украшением в виде пасхального яйца, посланного телеграфистом, влюбленным в даму высшего света Л.И. Любимову. Женщина несколько лет подряд получала письма от неизвестного незнакомца, боготворившего ее и совсем не претендующего на взаимность. Телеграфист отважился послать предмету обожания неслыханный подарок. В рассказе Куприна трагическая любовь, великая и скромная, стала поводом для насмешек и карикатур со стороны супруга Веры и ее брата. Их холодная заносчивость, бездуховность особенно ярко высвечивают истинное благородство и возвышенные чувства скромного телеграфиста Желткова. Не зная его, аристократы из-за принадлежности к низшему сословию Желткова считают своим долгом высмеивать его письма, полагая, что он пишет, искажая правила орфографии. Они придумывают пошлое письмо, пародирующее давно отжившие приемы романтизма: «...бурное море страсти, клокочущее в моей груди. Твой взгляд, как ядовитый змей, впился в мою истерзанную душу».
А подлинные письма Желткова оказываются не только исполненными нежного чувства, но и высокопоэтичными. Видим, сколь сильна любовь, на которую способен может быть только человек благородных устремлений: «Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу».
Исходя из этих слов, понимаем, что жизни княжны Веры коснулась та любовь, которая, по словам генерала Аносова, бывает раз в тысячу лет.
В подарке Желткова брат Веры видит повод для оскорбления фамильной гордости и чести, полагая его дешевой вещицей, возможной в качестве подарка только горничной Даше. «Чудовищная, поповская штучка» - таков его нелестный отзыв о чудесном браслете неизвестного человека. Желтков в письме пишет о том, что посылает Вере не купленное украшение, а семейную реликвию. Подчеркивает, что особенной силой обладает самый маленький камешек - редкостный зеленый гранат: «По старинному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».
Поэтому автор показывает: «...только браслет очутился в руках Веры, ее начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные камни гранатов, она подумала: «Точно кровь!»
Отсюда следует, что уже сразу, по возвращении мужа после объяснения с Желтковым, она словно предчувствует дальнейшее, отталкивая супруга (Куприн разделяет возмущение своей героини): «Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя».
Благодаря зеленому гранату, Вера обретает дар предвидения, но не сумеет никогда увидеть живым того, кто любил ее самой редкой по силе любовью. Она подарит ему розу - ненужный теперь дар, подарит поцелуй, запечатлев на лбу. Но не подарит счастья быть любимым живым. Желтков отказался от возвращенного браслета, а значит, понимаем мы, отказался от его свойства - оберегать мужчин от насильственной смерти. По его просьбе квартирная хозяйка отнесет браслет к иконе Божьей матери в церковь. Поэтому его любовь, невостребованную на земле, он принесет в дар Богоматери, высшему идеалу женственности и доброты в понимании Куприна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В произведениях русской классики используются следующие устойчивые ассоциации драгоценных камней: они воздействуют на мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом.
Вводя в сюжет произведения художественные детали о драгоценных камнях, их свойствах, авторы без излишней назидательности и повторов показывают характеры героев, их нравственные устои, определяемые православными традициями.
Отношение к самоцветам интересно не только русским классикам, но и зарубежным. Миллионы людей носили и будут носить камни в качестве украшений. Дарителям драгоценных самоцветов и тем, кто их получит, важно знать о свойствах камней, их благотворном влиянии, усиливающем определенные качества человека.
Необходимо помнить, что этими способностями станут обладать лишь камни, подаренные или унаследованные. Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тот или иной тонкий смысл художественных деталей в произведениях русской классики. Но если это удается, то все произведение, озаряясь новым светом, поражает читателя своей бездонной поэтической глубиной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1996.
Грачева И.В. Грани самоцветов// Литература в школе, 1998, №2.
Гумун Л.В. Звезды и судьбы. Исида, 1993.
Древнерусская литература/ Авт. Сечина Н.В. – М.: Дрофа, 2002.
Климов А.А. Гадания. Илья Мельников.1997 г. – 6 с.
Куприн А.И. Повести. Рассказы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ, 1996.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – М.: Детская литература, 2002.
Лесков Н.С. Повести. Рассказы. – М.:Олимп, Изд–во АСТ, 1997.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. – С –Пб.: Фолио – Пресс, 1999.
Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы (сборник): стихотворения, поэмы /: Эксмо. Москва. – 2014.
Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ, 1996.
Никандров П.М. Звезды и судьбы. - С – Пб.: Фолио – Пресс, 1996.
Омар Хайям. Как чуден милой лик. – М.: ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2000.
Пушкин в воспоминаниях современников. – М.: 1985, т.2.
Слово о полку Игореве / Вступит. статья и подготовка древнерус. текста Д. Лихачева; Сост. и коммент. Л. Дмитриева. — М.: Худож. лит., 1985. — 222 с.
Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Жуковский, ООО “Кучково поле”, 2002.
Шуман В. Мир камня/ Пер. с нем. Ахметова С.Ф. – М.: Мир, 1986, т.2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкетирование
В опросе приняли участие ученики 10 и 11 классов школы.
Заданы были следующие вопросы:
1. Знаете ли вы произведения, где есть упоминание драгоценных камней, ювелирных изделий или самоцветов?
2. Если читали, приведите примеры, в каких литературных произведениях есть упоминание драгоценных камней или самоцветов, ювелирных изделий с камнями?
3. Имеет ли значение выбор того или иного камня автором произведения на судьбы его героев?
4. Драгоценность с каким камнем вы желали бы получить в дар (знаете ли символику этого камня в народе или она неважна для вас?)
5. Необходимо ли заострять внимание на такой детали, как драгоценный камень, при прочтении и изучении произведений?
Результаты опроса:
1.Все из опрошенных (16 чел.) знают произведения, в которых речь идет о драгоценных камнях или самоцветах.
2. Среди произведений литературы были названы: «Гранатовый браслет» - 12 чел., «Малахитовая шкатулка» – 2 чел., «Три товарища» – 2 чел., «Слово о полку Игореве» – 1 чел., «Олеся» – 1 чел., «Бесприданница» -1 чел.
3. 15 чел. считают, что имеет значение выбор того или иного камня автором произведения на судьбы его героев, 1 чел. – сомневается в этом.
4. 12 чел. хотели бы получить в дар украшения, алмаз выбрали 8 чел., сапфир – 1 чел., янтарь -1 чел., изумруд – 1 чел., рубин – 1чел. Но символики камней не знают. Спокойно относятся к украшениям с камнями 4 чел.
5. 11 чел. считают, что необходимо заострять внимание на такой детали как драгоценный камень при прочтении и изучении произведений, 5 чел. читают, что не стоит обращать на это внимание.
1 Климов А.А. Гадания. Илья Мельников.1997 г. – 6 с.
2 Грачева И.В. Грани самоцветов// Литература в школе, 1998. №2.
3 Приложение 1.
4Климов А.А. Гадания. Илья Мельников.1997г. – 112 с.
5 Слово о полку Игореве / Вступит. статья и подготовка древнерус. текста Д. Лихачева; Сост. и коммент. Л. Дмитриева. — М.: Худож. лит., 1985. — 222 с.
6 Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы (сборник): стихотворения, поэмы /: Эксмо. Москва. - 2014
7 Лесков Н.С. Повести. Рассказы. – М.:Олимп, Изд–во АСТ, 1997, с. 404, 405.
8Климов А.А. Гадания. ИльяМельников.1997г. – 124 с.
9 Черныш В. - Французская энциклопедия молодой женщины. Лесинвест. 1990 г. – 61 с.
10 Каменная сказка / Владимир Мезенцев. - М. : Мол. гвардия, 1986. – 203 с.
11 Пушкин в воспоминаниях современников. – М.: 1985, т.2, с. 243.
12 Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ. 1996, с. 253.
13 Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – М.: Детская литература, 2002, с. 11.
14 Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Жуковский, ООО “Кучково поле”, 2002, с. 78.
15 Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Жуковский, ООО “Кучково поле”, 2002, с. 84.
16 Куприн А.И. Повести. Рассказы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ, 1996, с. 135.
17 Там же.