Существует множество различных методов и способов для построения эффективной речевой деятельности. В данной работе мы хотим обратиться к мнемотехнике, рассматривая ее как надежный механизм для запоминания точной информации и обучения языку в целом.
Актуальность данной работы обусловлена неослабевающим вниманием, которое уделяется сегодня культуре речи учащихся, словарному богатству и выразительности языка. В современном мире важно уметь быстрого и правильно запоминать информацию. И здесь на помощь приходят приемы мнемотехники.
Задачи работы: раскрыть понятие мнемотехники; определить наиболее эффективные приёмы запоминания словарных слов.
В работе проведено исследование, новизна которого обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью приёмов мнемотехники при изучении словарных слов; во-вторых, необходимостью описания приёмов мнемотехники для запоминания разнонаправленной информации.
Выбор словарных слов в качестве объекта исследования обусловлен тем, что правильное употребление и написание словарных слов говорит о высоком уровне владения языковым материалом.
Предметом исследования являются использование приёмов мнемотехники при изучении словарных слов.
Цель данной работы – выявление наиболее эффективных приёмов мнемотехники при изучении словарных слов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: раскрыть понятие мнемотехники; составить дидактический материал по указанной теме.
Были использованы следующие методы исследования: обзор литературы, анализ, классификация.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование и анализ основных приёмов мнемотехники позволяет определить их эффективность при запоминании различной информации.
Практическая значимость работы в том, что она может быть использована при изучении русского языка и литературы: при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, при изучении словарных слов как дидактический материал, а также для повышения речевой культуры учащихся.
«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.)1. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.
Мнемотехнику изучал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт2.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.
Таким образом, мнемотехника - это учебная техника, призванная помочь учащимся запоминать важную информацию. Она связывает новую информацию с информацией, полученной ранее, посредством использования визуальных и вербальных приёмов. Основные приёмы мнемотехники основаны на использовании «ключевых слов», рифмы или визуальных ассоциаций.
Глава 1. Основные понятия и термины исследования.
1.1 Понятие мнемотехники.
Мнемотехника - это техника, которая служит для более быстрого запоминания информации. Древние греки разработали основные принципы более тысячи лет назад. Сегодня эти принципы используются как для запоминания конкретных слов, так и для того, чтобы помочь запомнить большие объёмы информации (буквенной или цифровой).
С середины 1970-х годов мнемонические методы стали предметом пристального внимания ученых-психологов. Мнемоника включает в себя множество форм, которые можно эффективно использоваться на различных предметах и с учащимися различных способностей3.
Выделяют пять основных приёмов мнемоники: лингвистический, пространственный, визуальный, физическое реагирование и вербальный.
Лингвистическая мнемоника включает в себя такие методы, как метод опорных слов и метод ключевых слов. Данные методы основываются на ассоциировании новых слов, понятий со знакомыми словами или фразами, что способствует более быстрому запоминанию.
Визуальная мнемоника использует изображения или визуализации для создания связи с целевой концепцией (например, символикой, пиктографией).
Вербальная мнемоника включает в себя мнемонику первой буквы, рифмы и песни, а также рассказы.
1.2. Индивидуальные особенности памяти.
У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений.
Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно преобладает какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить, какая память больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти является доминирующим, часто отражается на школьной успеваемости.
Мнемотехника дает возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, вызывает интерес, позволяет расширить границы восприятия. Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию». Зато эта память очень яркая и образная. Запоминание происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально-образная память ребенка.
1.3. Основные принципы мнемотехники.
Мнемонические методы, основанные как на индивидуальной, так и на комбинированной адаптации, будут эффективны при изучении: значения незнакомых словарных слов; стран и их столиц; художников и их картин; людей и даты, связанные с различными изобретениями; научные факты, отношения и процессы.
Компьютерные технологии открыли для современного человека неограниченный доступ к информации. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины завалены книгами. Но возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать4. Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Кроме этого, благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный материал преобразуется в доступный и понятный.
Глава 2. Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов
2. 1 Использование визуальных приёмов при изучении словарных слов.
Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Кроме этого, благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный материал преобразуется в доступный и понятный.
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов.
Обращение к этимологии слова.
Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.
Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.
Классификация приемов мнемотехники: Буквенно-звуковая мнемоника. Рифмовки. Общность ударений. Мы собрали приемы легкого запоминания материала, которые интересны детям. Вот некоторые приемы мнемотехники, используемые чаще всего при изучении русского языка.
Правило ЮЛИ - дефисное написание слов с –пол (Ю-заглавная, Л- л, И-гласная, например, пол-Москвы, пол-лимона, пол-апельсина)
Мнемонические рифмовки (В трудном словеРАССЧИТАТЬБудем мыдве ССписать. АРАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ - Одна буква Ссойдет.)
В словарном слове спряталось другое слово (Взгляни скорей наГОРИЗОНТ: Там междуГОРувидишьЗОНТ! ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО. МИЛЛИОН (в этом слове, можно «прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИ ОН?». «Опали листья в садике» - это предложение облегчает запоминание словарного слова ПАЛИСАДНИК)
Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ (Ростовщик Ростислав приехал в Ростов, купил росток и занялся отраслью. Цыган на цыпочках подошел к цыпленку- цыкнул: «Цыц!». Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК. Шофер ехал по ШОССЕ и ел ШОКОЛАД.
Прием дробления словарного слова на значимые части позволяет подобрать интересную ассоциативную фразу (В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом.
Корни Лаг-лож: - Гуси, гуси! - Га,га,га! - Перед Г пишите А
Наверно, есть мало людей на свете, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Простой прием для запоминания:
Одевать Надежду – надевать одежду
Орфоэпия.
Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.
Мы знаем: родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.
В детской сказке колобок по траве катится мог
Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.
Этимологический анализ слов (Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры)
Порядок падежей (Иван рубил дрова, Варвара топила печь).
Для того чтобы запомнить некоторые словарные слова, их достаточно нарисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных можно использовать буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Таким образом устанавливается связь между значением слова и его написанием5. Мы видим это на примере рисунка: Слово «аллея».
2.2 Использование вербальных приёмов при изучении словарных слов.
Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает, без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог
2.3 Использование лингвистических приёмов при изучении словарных слов
Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода «ключевых слов», нужно:
1) убедиться в правильности написанного слова;
2) подобрать к словарному слову созвучное (ключевое), которое содержало бы некоторую часть запоминаемого слова и в котором орфограмма слышалась бы отчетливо (если орфограммой является гласная, желательно, чтобы на нее падало ударение). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать несколько созвучных слов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе мы рассматривали приёмы мнемотехники.
Исследование и выявление наиболее эффективных приёмов мнемотехники при изучении словарных слов позволили нам сделать следующие выводы:
1. Мнемотехника - это учебная техника, призванная помочь учащимся запоминать важную информацию. Она связывает новую информацию с информацией, полученной ранее, посредством использования визуальных и вербальных приёмов. Основные приёмы мнемотехники основаны на использовании «ключевых слов», рифмы или визуальных ассоциаций.
Выделяют пять основных приёмов мнемотехники: лингвистический, пространственный, визуальный, физическое реагирование и вербальный.
2. Наиболее распространенными методами мнемотехники являются: метод «ключевых слов»; вербально-изобразительных ассоциаций; связных ассоциаций; мнемоника первой буквы; связи.
3. При изучении словарных слов наиболее эффективными приемами являются лингвистический и визуальный. Это можно объяснить тем, что современный мир, в котором очень быстро сменяется разнообразная, несистематизированная информация, формирует соответствующее ему мышление (клиповое мышление). Учащиеся лучше воспринимают информацию с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа-картинки.
4. Практический выход исследовательской работы – это подбор дидактического материала по теме, что поможет быстрее запоминать словарные слова, а также обогатит словарный запас учащихся.
В дальнейшем мы планируем, основываясь на приёмах мнемотехники, создать максимально полный словарь словарных слов, запоминание которых вызывает больше всего трудностей.
Список литературы
1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента. — 20 с.
2. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления /
5. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.
6. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
7. Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике https://psy.wikireading.ru/5062
8. Что такое мнемоника https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника
Приложения
Визуальные приёмы при изучении словарных слов
Смотрите, как птицы летят вереницей.
Вербальные приёмы при изучении словарных слов
1. Всегда старалась мама
Сыночка баловАть:
АрАхисовый пудинг
На завтрак подавать.
БалОванный же мальчик
Закатывал глаза.
Давненько по нему плачут
КрапИва и лоза!
2. Листает Атлас астронОм,
АтлАс купил портной на платье.
ВодопровОдпроводят в дом,
Укроет кОжанка в ненастье.
3. Наступит возраст призывнОй,
ПризЫвный клич разбудит войско.
РазлИтый сумрак над рекой
ОтсрОчивает выход: скользко.
4. В бронирОванном авто
Ехал в ЗАГС жених к невесте.
В цирке не сидел никто
На бронИрованном месте.
5. Что не в деньгах счастье,
Правы вы отчАсти.
6. В доме был ремонт приличный:
Пол на кухне мозаИчный,
Интерьера стиль лубОчный –
Мы переезжаем срочно!
7. Рядом с парком, возле вишни,
Повстречался друг давнИшний.
Он, сжимая несессЕр,
Направлялся в диспансЕр.
8. Вяжет бабушка носки
Очень быстро, мастерскИ!
9. Хитроумная острОта
Вызывает громкий хохот.
Тайской кухни остротА
Неприятна для кота.
10. Пёс у Маши убежал,
Обыскала весь квартАл!
Обзвонила всех знакомых,
А он спит спокойно дома.
Приложение В
Лингвистические приёмы при изучении словарных слов
1Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления
2Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления
3 Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике.
4Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.
5Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только