ВВЕДЕНИЕ
Какими бы интересными ни были уроки в школе, но больше всего школьники любят перемены. Перемена – это возможность отдохнуть, пообщаться с одноклассниками, поиграть.
Актуальность. Слово «перемена» – это не только перерыв между уроками в школе. Перемены могут быть в жизни, и тогда они не всегда вызывают радость. Мне стало интересно, а сколько значений у этого слова в современном языке? Всегда ли были эти значения у этого слова? Как появилось это слово?
Гипотеза: у слова «перемена» на протяжении времени появлялись новые значения.
Цель работы: проследить историю слова «перемена».
Задачи:
1. Выяснить происхождение слова «перемена».
2. Изучить значения слова «перемена».
3. Провести анкетирование и обработать данные.
4. Определить частоту употребления слова «перемена» в разных его значениях.
5. Подготовить презентацию проекта и доклад.
Методы: анализ источников информации, анкетирование, сравнение.
Основными источниками информации стали Национальный корпус русского языка, толковые и этимологические словари.
Национальный корпус русского языка – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме (так сказано на сайте корпуса https://ruscorpora.ru/new/index.html). Подобные корпусы есть и в других странах. Корпус русского языка создан для того, чтобы все заинтересовавшиеся русским языком могли найти ответы на свои вопросы. Для своего исследования мы использовали основной корпус, в который входят прозаические письменные тексты 18 – 21 веков.
Толковые словари – это словари, в которых объясняется значение слов.
Этимологические словари – это словари, в которых говорится о происхождении слов.
I. Что означает слово «перемена»?
1. Происхождение слова «перемена»
Исследовать историю слова «перемена» мы начали с его происхождения. Для этого мы обратились к Историко-этимологическому словарю современного русского языка, составленному П.Я. Черных. Самого слова мы там не нашли, как и в других этимологических словарях, зато обнаружили слово «мена» и приставку «пере» (Приложение 1), с помощью которых образовано наше слово.
Итак, слово «мена» описывало действие, при котором один человек, приобретая товар, отдавал за него другой. В современном языке это слово уже не является распространённым. Вместо него говорят «обмен». То, что корень слова «мена» имеется в нашем слове, говорит о том, что «перемена» появилась в то время, когда ещё говорили «мена». История корня «мен» уходит корнями ещё в те времена, когда существовал индоевропейский язык. Его варианты можно найти и в современном немецком, литовском языках, только с изменившимся значением.
Приставка «пере» тоже очень древняя: как и сейчас, тогда она обозначала «над», «сверх», «чрезмерно».
Таким образом, учитывая древность корня и приставки, мы сделали вывод, что слово «перемена» тоже имеет давнюю историю. В каких же значениях оно употреблялось раньше?
2. Значение слова «перемена» в словарях разных лет
Чтобы выяснить значения слова «перемена» мы обратились к толковым словарям.
Первым в нашем списке стал Словарь древнерусского языка И.И. Срезневского. Выясним, в каком значении слово «перемена» употреблялось в Древней Руси (Приложение 2).
Как выяснилось, слово «перемена» в древнерусском языке выглядело немного иначе, чем в современном русском языке, и имело такие вот варианты:
У первого слова было 7 значений:
1. Изменение.
2. Переход. Превращение.
3. Прекращение.
4. Мена, обмен.
5. Перевод.
6. Договор.
7. Автор ставит знак вопроса, то есть значение непонятно.
Два другие слова употреблялись в древнерусском языке в трёх значениях:
1. Перемена, изменение.
2. Прекращение.
3. Искупление.
Таким образом, современное слово «перемена» - это результат слияния как минимум двух древнерусских слов.
Выясним, каким было значение слова в 19 веке. Обратимся к словарю В.И. Даля (Приложение 3). Отдельной статьи для нашего слова у Даля нет, толкование значений имеется в словарной статье «Переменять». Это указывает на то, что слово в этот период времени считается образованным глагола. Есть варианты: «перемениванье», «перемененье». Как окончательный вариант обозначено слово «перемена».
По Далю, это слово обозначает, во-первых, переменяемую вещь, или место, или заведенье для смены, приводятся следующие примеры: перемена платья, перемена белья. Во-вторых, отдельно огороженная пашня, полоса, переносная запашка, которую переменяют. В-третьих, станция почтовая, ямская, частная, или, на бичевниках, где сменяют лошадей или бурлаков в лямках: На Волге, для тяги судов учреждены были Екатериной II, от Рыбной до Астрахани, 77 перемен.
То есть к 19 веку слово утратило часть своих значений.
Обратимся к словарям 20 века (Приложение 3).
В словаре Ушакова (первая половина 20 века):
1. Действие по глаголу «переменить-переменять»; замена одного чем-нибудь другим однородным. Перемена квартиры.
2. Действие и состояние по глаголу «перемениться-переменяться», наступившее в чём-нибудь изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового. С ним произошла большая перемена.
3. Комплект (белья, платья) на одну смену. Захватил с собой в дорогу три перемены белья.
4. Кушанье, сменяющее другое или сменяемое другим, составляющее одно блюдо в обеде, завтраке или ужине (устаревшее). Слуги внесли и поставили первую перемену кушаний.
5. Короткий, обычно десятиминутный перерыв между уроками (школьное). Маленькая перемена.
В словаре Ожегова (середина 20 века):
1. Смотрите «переменить».
2. Изменение, поворот к чему-нибудь новому.
3. Комплект белья, платья на одну смену.
4. Перерыв между уроками.
В словаре Дмитриева (начало 21 века):
1. Переменой называют появление чего-то нового или какое-то изменение в жизни, в работе, в каком-то деле. Мы с Аней давно не виделись, и оказалось, что в жизни обеих много перемен: родились дети, изменились адреса и телефоны.
2. Переменой называют перерыв (свободное время) между уроками в школе. На второй перемене школьники завтракают.
3. Переменой декораций можно назвать изменение окружающей обстановки. Сначала они беседовали о работе, но потом Олег задвинул шторы – такая перемена декораций заставила Шилу заволноваться.
4. Переменой раньше называли блюдо обеда (блюда обеда подавались одно за другим, сменяли одно другое на столе).
В Большом толковом словаре русского языка (редакция 2014 года):
1. к глаголам «Переменить – переменять» и «Перемениться – переменяться». То, что переменилось, стало иным. Перемены жизни. На фронте без перемен.
2. Комплект (белья, платья) на одну смену (разговорное). У него не было даже перемены белья.
3. Кушанье, составляющее одно блюдо (в обеде, завтраке, ужине), подаваемое на смену другому (Устаревшее).
4. Перерыв между уроками в школе. Большая перемена.
5. Перемена декораций. Об изменении обстановки, положения дел, общего вида чего-либо и т.д.
Таким образом, мы видим, что в течение 20 века два значения (комплект белья и смена блюд) перестали быть общеупотребительными. Основными в начале 21 века остались три значения:
1. То, что переменилось, стало иным.
2. Перерыв между уроками в школе.
3. Изменение обстановки.
Из 8 значений, которое слово «перемена» имело в древнерусском языке, осталось 3: изменение, переход, превращение объединились в два («то, что относится к глаголам», и «перемена декораций»). Значения «прекращение», «мена, обмен», «перевод», «договор», «искупление» исчезли. Появилось два значения, которые уже стали устаревшими или разговорными, также появилось новое значение «перерыв между уроками», актуальное до сих пор.
3. Анкетирование «Что такое перемена?»
Моё исследование посвящено истории слова «перемена». Интересно, что знают мои одноклассники об этом слове. Это стало целью анкетирования (Приложение 4).
В нём приняли участие – 23 человека. Результаты опроса представлены в таблице.
Таблица. Результаты анкетирования
Вопрос |
Ответы |
1. Любишь ли ты перемены в школе? |
Любят – 22 человека, не любит – один человек. |
2. Почему? |
Можно отдыхать – 20. Пообщаться с друзьями – 1. Можно бегать – 1. Очень шумно – 1. |
3. Какие ещё значения слова «перемена» ты знаешь? |
Не знаю – 7 Перемена погоды – 4 Переменная облачность – 2 Смена чего-то – 2 Перемена дома – 2 Когда одно меняется на другое – 1 Отдых – 1 Перемена в жизни – 1 Рабочая перемена – 1 |
4. Как ты думаешь, в каком значении слово «перемена» употребляется чаще? |
Школьная перемена – 16 Не знаю – 3 В погоде – 2 В значении отдыха – 3 |
5. Подбери 2 прилагательных к слову «перемена». |
Большая (5 раз), маленькая (3 раза), долгая (2 раза), длинная (2 раза), шумная (2 раза), весёлая (2 раза), любимая, последняя, развлекательная, школьная, короткая, шумная |
Все опрошенные (кроме одного) любят школьные перемены, как я и предполагал в начале своей работы. В основном одноклассники знают слово «перемена» в его значении как «перерыв между уроками» и в значении, связанным с глаголом «перемениться».
В четвёртом вопросе детям было предложено подумать, в каком значении слово «перемена» употребляется чаще. Большинство решили, что в значении «перерыв между уроками».
В последнем вопросе одноклассникам было предложено подобрать прилагательные к слову «перемена». Многие выбрали слова, которые указывают на «размер» перемены: большая и маленькая.
II. Употребление слова «перемена» в 1770-2017 годы
Для выяснения условий употребления слова «перемена» мы проанализировали 2556 предложений, представленных в основном корпусе Национального корпуса русского языка - в художественных текстах, мемуарах, публицистике, научно-популярной и научной литературе, публичных выступлениях, частной переписке, дневниках, документах и т. п. Искали только слово «перемена», формы этого слова в других падежах в этом исследовании не учитывали.
Все результаты мы разбили по годам:
1770-1850 годы: 301 употребление.
1851-1900 годы: 744 употреблений.
1901-1950 годы: 738 употреблений.
1951-2000 годы: 442 употребления.
2001-2017 годы: 331 употребление.
Чаще всего слово «перемена» использовалось во второй половине 19 века. Почти столько же употреблений – и в первой половине 20 века. По сравнению с началом 19 века, в начале 21 века люди интенсивнее используют слово «перемена».
Далее мы изучили условия, в которых употребляется слово «перемена».
1. Употребление слова «перемена» в 1770-1850 годы
Вопросы от слова «перемена» |
Смысловые группы |
||||||||||||||||||
В чём? В ком? (69 раз) |
|
||||||||||||||||||
Кого? Чего? (100 раз) |
|
||||||||||||||||||
Какая? (94 раза) |
|
||||||||||||||||||
Другое (8 раз) |
к лучшему, к нему, по высочайшему манифесту, со мною, в полдень, после недавнего, в продолжение кампании, в течение одного месяца |
||||||||||||||||||
Без пояснений (56 раз) |
Употребляется только со сказуемым или совсем без него, например, «Произошла перемена», «Какая перемена!». |
Таким образом, в первой половине 19 века слово «перемена» чаще употреблялось с каким-нибудь пояснением, иногда даже сразу с двумя (например, решительная перемена места). Распространённым пояснением было уточнение кого? чего? Чаще говорилось о переменах, связанных с государством, людьми, а также указывались особенности перемен и их значимость. Как видим, слово «перемена» в значении «перерыв между уроками» ещё не употребляется.
2. Употребление слова «перемена» в 1851-1900 годы
Вопросы от слова «перемена» |
Смысловые группы |
|||||||||||||||
В чём? В ком? Где? (117 раз) |
|
|||||||||||||||
Кого? Чего? (193 раза) |
|
|||||||||||||||
Какая? (261 раз) |
|
|||||||||||||||
Другое (27 раз) |
к лучшему (5 раз), к добру, к лучшей погоде, к худшему (3 раза), общим интересам, по службе, её (2 раза), этой девушки, с губернатором, с вами, с ней (3 раза), с тобой, с лицом, с ним, после фрегата, не во вред ему, вдруг, между элементарными рядами |
|||||||||||||||
Без пояснений (174 раза) |
Употребляется только со сказуемым или совсем без него, например, «Произошла перемена», «Какая перемена!». |
Таким образом, в второй половине 19 века слово «перемена» чаще употреблялось с каким-нибудь пояснением, иногда даже сразу с двумя (например, решительная перемена места). Распространённым пояснением, по сравнению с первой половиной этого века, стали слова, отвечающие на вопрос «какая?». Чаще говорилось о переменах, связанных с людьми, их образом жизни и мыслей, также указывались особенности перемен, их внезапность, значимость и масштабность. Слово «перемена» в значении «перерыв между уроками» ещё не употребляется.
3. Употребление слова «перемена» в 1901-1950 годы
Вопросы от слова «перемена» |
Смысловые группы |
||||||||||||||||||||
В чём? В ком? Где? (108 раз) |
|
||||||||||||||||||||
Кого? Чего? (228 раза) |
|
||||||||||||||||||||
Какая? (243 раз) |
|
||||||||||||||||||||
Другое (22 раза) |
с ним (2 раза), сообразно с этим правовых понятий, с митавской пленницей-затворницей, с тобой, с Анюем, со змеем, за ночь, для вас, к лучшему (8 раз), к худшему, по существу, между отделениями, за эти годы, между женихом и невестой |
||||||||||||||||||||
Без пояснений (143 раза) |
Употребляется только со сказуемым или совсем без него, например, «Произошла перемена», «Какая перемена!». |
Таким образом, в первой половине 20 века слово «перемена» чаще употреблялось с каким-нибудь пояснением, отвечающим на вопросы «какая?» и «кого? чего?». В основном говорилось о переменах, связанных с жизнью государства и общества, также часто указывалась масштабность происходящих перемен. Это не случайно, ведь начало 20 века было наполнено важными событиями: революции, войны, перевороты. Также слово «перемена» начинают употреблять в значении «перерыв между уроками».
4. Употребление слова «перемена» в 1951-2000 годы
Вопросы от слова «перемена» |
Смысловые группы |
||||||||||||||||||||
В чём? В ком? Где? (43 раза) |
|
||||||||||||||||||||
Кого? Чего? (136 раз) |
|
||||||||||||||||||||
Какая? (175 раз) |
|
||||||||||||||||||||
Другое (21 раз) |
с Анфисой, с ним, за время отпуска, к лучшему (5 раза), для меня, с ним (2 раза), на наших возможностях, к другому, с зимы на весну, на бездорожье, закон жизни, для него, Николаю Николаевичу, впрок, самоочевидная суть, под самый занавес |
||||||||||||||||||||
Без пояснений (77 раза) |
Употребляется только со сказуемым или совсем без него, например, «Произошла перемена», «Какая перемена!». |
Таким образом, во второй половине 20 века слово «перемена» чаще употребляется с пояснением, отвечающим на вопросы «какая?». В основном говорится о школьных переменах, кроме этого, речь также идёт и о переменах, связанных с жизнью людей, образом их мыслей, повседневной жизнью. Описание перемен становится разнообразнее. Много говорится о масштабе перемен.
5. Употребление слова «перемена» в 2001- 2017 годы
Вопросы от слова «перемена» |
Смысловые группы |
|||||||||||||||||||||||||
В чём? В ком? Где? (33 раза) |
|
|||||||||||||||||||||||||
Кого? Чего? (139 раз) |
|
|||||||||||||||||||||||||
Какая? (110 раз) |
|
|||||||||||||||||||||||||
Имена собственные (12 раз) |
Фильм «Большая перемена» (7 раз), Стих «Перемена», Издательство «Перемена», театр-студия школы «Перемена», «Перемена хранителя», газета «Перемена» |
|||||||||||||||||||||||||
Другое (6 раз) |
на троне, местами правой и левой частей, в нашей семье, к лучшему, с родителями, с ней |
|||||||||||||||||||||||||
Без пояснений (48 раза) |
Употребляется только со сказуемым или совсем без него, например, «Произошла перемена», «Какая перемена!». |
Таким образом, в первой половине 21 века слово «перемена» чаще употребляется с каким-нибудь пояснением, отвечающим на вопросы «кого? чего?». В основном говорится о переменах, связанных с жизнью людей, образом их мыслей, климатом. Появляется впервые перемена в отношении к животным. Также начинают встречаться названия с этим словом. В качестве ответа на вопрос «какая?» чаще указывается школьная перемена.
Если сравнить условия употребления слова «перемена» за 1770-2017 годы, то мы увидим, что чаще всего рядом с ним появлялись слова, отвечающие на вопрос «какая?» - 883 случая, на втором месте – слова, отвечающие на вопросы «кого? чего?» - 796 случаев, на третьем месте – без пояснений (498 случаев).
Наш исследование показало, как в течение времени менялось употребление слова «перемена». От перемен, связанных с государственными делами, к переменам в жизни людей, их образе мыслей. Начиная с первой половины 20 века, слово «перемена» становится обозначением перерыва между уроками, а со второй половины 20 века и по сей день употребление слова в этом значении становится одним из популярных. Также заметно, как изменяются слова, поясняющие «перемену»: от «помещиков» и «крепостных» к «перспективам» и «кредиторам».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я поставил себе цель: проследить историю слова «перемена». Я изучил происхождение слова «перемена», узнал его значения в разные периоды истории.
Для достижения цели я провёл определённую работу. Сначала мы вместе с тётей изучили словари, выяснили, как на протяжении двухсот с лишним лет изменялось значение слова «перемена»: от 8 в древнерусском языке до 5 – в современном русском языке.
Перед исследованием употребления слова «перемена» в разные годы, я сначала провёл анкетирование среди своих одноклассников, мне было интересно узнать, что они знают об этом слове, как они его описывают. Выяснил, что одноклассники знают о перемене в основном то, что она связана со школой.
Потом мы обратились к Национальному корпусу русского языка. В его основном корпусе нашли употребления слова «перемена», проанализировали 2556 случаев. Это была долгая и кропотливая работа. Сначала мы распределяли поясняющие слова на группы по вопросам: кого? чего? в ком? в чём? какая? и т.д. Потом внутри этих групп выделили подгруппы по темам: люди, образ жизни, государство, время, масштабность и т.д.
Выяснилось много интересного: с чем в 19 веке были связаны перемены, как менялось их восприятие в течение времени, какие слова употреблялись рядом с нашим словом чаще, как сейчас использую «перемену».
Работа мне понравилась – я узнал много новых слов, поделился этими знаниями с ребятами. Исследование истории даже одного слова – это не только изучение русского языка, но и знакомство с историей страны.
Следующим этапом может стать исследование истории этого же слова в соотнесении с историей страны: какие конкретно события скрываются за теми или иными пояснениями. Также интересно исследовать сказуемые при слове «перемена»: какие глаголы употребляются, меняется ли их характер, какие из них чаще встречаются рядом со словом «перемена».
Я предложил своему учителю использовать эту работу на уроках русского языка при изучении темы «Части речи русского языка», «Падежи существительных», а также на уроках развития речи. Алевтина Борисовна со мной согласилась, я составил для неё буклет «Перемена» на уроках русского языка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Словарь древнерусского языка. И.И. Срезневский.
2. Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль.
3. П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х томах. Издательство: Русский язык, 1994 г.
4. Толковый словарь Ожегова.
5. Толковый словарь Ушакова.
6. Национальный корпус русского языка.
Приложение 1
Работа с этимологическими словарями
Приложение 2
Значение в словаре древнерусского языка
Приложение 3
Работа с толковыми словарями
Приложение 4
Анкетирование
Уважаемый одноклассник! Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов.
1. Любишь ли ты перемены в школе?
__________________________________________________________________
2. Почему?
__________________________________________________________________
3. Какие ещё значения слова «перемена» ты знаешь?
__________________________________________________________________
4. Как ты думаешь, в каком значении слово «перемена» употребляется чаще?
________________________________________________________________
5. Подбери 2 прилагательных к слову «перемена».
_________________________________________________________________
Заполнение анкеты
Приложение 5
Буклет «Перемена» на уроках русского языка»
Представлен отдельно.