Введение
По мнению Твардовского: «Литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». [4]
Действительно, литература формирует, воспитывает читателя, приобщает обучающихся к искусству слова, к духовным богатствам классики. В литературе выражается все многообразие жизни.
Среди разнообразных жанров литературы, изучаемых в школе, лирика является наиболее трудным. У школьников вызывает затруднение чтение стихотворений, поскольку немногие понимают метафоричность поэтического слова. Многие достаточно поверхностно воспринимают лирические произведения, не могут раскрыть идейный замысел писателя.
При всей сложности жанра подростки все же интересуются цитатами из произведений многих поэтов в социальных сетях. Мы предположили, что школьники (это гипотеза нашей работы) неверно понимают смысл цитируемых фраз.
Мое внимание привлекла лирика Сергея Есенина потому, что в современное время она становится еще более популярной.
Сергей Есенин – герой нашего времени – так мы сформулировали тему представленного исследования.
В чем причина такой популярности в настоящее время? Почему подростки, не увлекаясь лирикой, напротив активно цитируют строки этого поэта? В чем секрет строк, звучащих по-новому в современное время, – так мы сформулировали ведущую проблему нашего исследования.
Цель работы: раскрыть особенности лирики Сергея Есенина.
Для реализации цели мы ставим следующие задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством поэта;
- рассмотреть особенности изучаемых произведений в школьной программе;
- проанализировать выбранные строки из социальных сетей с точки зрения понимания подростками идейного смысла произведения.
Актуальностьработы мы видим в активном обращении современного общества к цитатам, помещенным в социальных сетях.
Новизнанашего исследования заключается в том, что мы постараемся раскрыть истинный смысл цитируемых строк.
Объектом исследования является лирика С.Есенина.
Предметомисследования являются цитаты из произведений поэта в социальных сетях.
Практическая значимость исследования: подготовленный материал может быть применен для докладов на уроке литературы, мировой художественной культуры, проведения факультативов, внеклассных мероприятий, классных часов.
Основными методами исследования стали:
- метод сбора и обработки информации.
- анализ справочных и литературных источников.
- проблемное изложение материала.
Глава I. Жизнь и творчество Сергея Есенина.
"С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. – писал в начале 50-х гг. истекшего столетия поэт Георгий Иванов. – Он мертв уже четверть века, но все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а все "Есенинское", Есенин "вообще", если можно так выразиться. Все, что его волновало, мучило, радовало, все, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня" [2, с. 141].
С одним из самых талантливых поэтов мы начинаем знакомиться еще в начальной школе, раскрывая для себя тайны и загадки его жизни и творчества.
Сергей Есенин родился 21 сентября (по новому стилю 3 октября) 1895 года. Родина его - село Константиново, что входило в Рязанскую губернию. Меня очень удивило, что в семье помимо Сергея были ещё две дочки: Екатерина и Александра. Семье писателя пришлось пережить много невзгод и разочарований. Интересные факты из биографии Есенина обнаружили историки, которые говорят, что фамилия поэта была широко известна в родной его деревне. Деда по линии отца очень уважали, поскольку тот знал грамоту. Старшего сына, Александра (отца поэта), Никита Осипович отдал в Москву учиться мясному делу. Отец Сергея Есенина так и остается в Москве, вскоре он взял себе в жены односельчанку Татьяну Титову. Пара сначала поселилась у мужа, но сразу после свадьбы Александр Есенин покинул Константиново ради работы в Москве. Вскоре по недоразумению молодые поссорились, и невестка покинула дом. Так трехлетний Сергей оказался под крылом родителей матери.
Воспоминания поэта относятся к трем – четырем годам. Еще ребенком он помнил лес, большую дорогу с канавами, вот бабушка идет в монастырь, а он, ухватившись за её палку, еле волочит ноги от усталости. Но бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, бог счастье даст».
Часто у них в доме собирались слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае. Нянька – старуха - приживальщица, которая ухаживала за Есениным, рассказывала сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел заунывные песни, старые, тягучие. А по субботам и воскресеньям он рассказывал библию и священную историю.
Если говорить об уличной жизни, то она совсем не была похожа на домашнюю.
Вместе со сверстниками он лазил по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую сам же ловил в маленьких озерах, сначала замутив воду руками. После этого, когда он возвращался домой, конечно же, ему частенько влетало. Отличался тем, что очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
Бабушка любила мальчика очень сильно, и нежности её не было границ. По субботам его мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал прекрасных белокурых кудрявых волос. У Сергея был также дядя, который его очень любил и часто брал его на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде как будто бы стояла в воде. И когда лошади пили, мальчику казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.
У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года, они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.”
Сережа выучился читать в пять лет, стихи начал писать с девяти лет. Огромное влияние на его творчество в самом начале имели деревенские частушки. Так просто и в тоже время удивительно протекало детство Сергея Есенина.
Далее было четырехгодовалое обучение в школе, но Сережа учился пять лет, потому что его из-за плохого поведения оставляли на второй год. Но не смотря ни на какие препятствия, в мае 1909 года поэт сдал все экзамены на «пятёрки» и получил похвальный лист и Евангелие. Потом учеба в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе и на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. А.Л. Шанявского, который Есенин не окончил. [5]
Первые свои стихотворения публиковал в Москве в детских журналах, но, к сожалению, не получил удовлетворения от своего вхождения в литературу и переехал в Петроград, где почти сразу же получает высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А. Блока, 3. Гиппиус, С. Городецкого. Его стихи начинают появляться во многих столичных журналах, позже он входит в литературную группу "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, "крестьянской купницы" (новокрестьянских).
Вот так началась удивительная литературная история выдающегося поэта.
Мое же знакомство с Сергеем Есениным началось ещё в школе. Я до сих пор помню стихотворение «Бабушкины сказки», которое мне сразу же понравилось, и я выучила его наизусть. Это стихотворение притягивает своей теплотой, нежностью и заботой. Действительно, что может быть прекраснее бабушкиных сказок, в которых ощущаешь себя героем, совершаешь подвиги, пытаешься найти ответы на сложные жизненные вопросы.
"И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет." [1, с. 57]
В начальной школе нас познакомили со стихотворением «Белая береза»:
"Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…"[1, с. 53]
Для русского человека береза является не просто художественным образом в стихотворении, это есть наша родина. Не случайно же именно береза была воспета многими русскими поэтами. Так просто и одновременно сказочно, красиво рассказывает нам поэт эти строки. Образ березы Есенин пронес через все свое творчество, а исследователи подсчитали, что в стихотворениях поэта встречается 22 названия различных деревьев.
Мы переходим из класса в класс, становимся старше, познаем мир и себя, но традиционно каждый год в учебниках литературы встречаем стихотворения Сергея Есенина. За это время поэт предстал перед нами как романтичный певец русской природы:
"Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила." («Черемуха») [1, с. 105]
* * *
"Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей "спасибо" за труды." («Зима») [1, с. 37]
* * *
"Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» («С добрым утром!») [1, с. 64]
* * *
В прошлом году мы читали стихотворения о крае, который так любил поэт. В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» Есенин признается в любви к русской земле, он говорит о своих творческих успехах, которые меркнут по сравнению с этим чувством. Вернувшись ненадолго в родные края, даже дорога, по которой он возвращался, производит на него неописуемый восторг. Но ему грустно от того, что он теперь живет далеко, поэтому автор готов пожертвовать, наверное, всем, чтобы прикоснуться к прошлому:
"Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать. [1, с. 89]
Но говорить о том, что лирика Есенина заключается только в изображении природы, будет не совсем правильно. Главную тему в своем творчестве поэт находит быстро – тему России, земной родины, любимой так, как если бы она была небесной, вечной.
"Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою". [1, с. 71]
В этом стихотворении чувства и эмоции переполняют сердце поэта. Автор не просто гордится своей родиной, он не представляет свою жизнь без нее. Так красиво описать Россию, каждое дерево, дома в деревушке, каждую деталь пейзажа родной природы мог человек, который поистине любит свою родину.
Об особенностях этой есенинской Руси писал В.Ф. Ходасевич: "В основе ранней есенинской поэзии любовь к родной земле. Именно к родной крестьянской земле, а не к России с ее городами, заводами, фабриками, с университетами и театром, с политической и общественной жизнью. России в том смысле как мы ее понимаем, он, в сущности, не знал. Для него родина – свои деревня да те поля и леса, в которых она затерялась" [3, с. 121].
Таким образом, анализируя лирику Есенина, становится понятно, почему именно эти стихотворения включены в школьную программу для изучения. Его поэзия расширяет представления об окружающем мире. С детских лет он знаком с миром народнопоэтических образов. Его стихи полны любви к русской земле, родной природе. Такие строки не могут оставить равнодушным никого. В стихотворениях много эпитетов, метафор, олицетворений, каждый образ как будто оживает и помогает нам лучше вообразить его картину мира. Наверное, изучая родной язык, нужно обязательно читать лирику Сергея Есенина, которая развивает умение тонко чувствовать художественную форму и ритм языка.
Глава II. Анализ лирики поэта в социальных сетях.
Впервые строчки из стихотворений Сергея Есенина в социальных сетях я заметила примерно год назад, поначалу не придав этому абсолютно никакого значения, но потом, замечая их всё чаще и чаще, стала задумываться над вопросом, почему подростки начали интересоваться этим поэтом. Проанализировав социальные сети, я заметила, что почти во всех группах есть цитаты или строчки из произведений многих поэтов, но больше всего приходится на произведения Сергея Есенина.
Мне стало любопытно узнать, что так привлекает моих ровесников в этом авторе, откуда такой интерес к поэту, к поэту-пейзажисту либо к поэту-романтику.
Читая и анализируя строки (Приложение 1), я пришла к выводу, что во всех прочитанных мною материалах поднималась тема любви, тема безответной любви. Именно такие слова взрывают социальные сети каждый день.
Некоторые люди даже создают группы, где выкладывают только цитаты из произведений Есенина (Приложение 2).
Так, было принято решение провести опрос среди обучающихся 7- 8 классов, поскольку я задалась вопросом «А понимают ли вообще подростки значение этих строк?». Ученикам было предложено 3 вопроса:
Знаете ли вы строки «Глупое сердце, не бейся. Все мы обмануты счастьем..»?
Знаете ли Вы Сергея Есенина?
Назовите любое произведение автора.
Было опрошено 127 подростков 13-15 лет. На первый вопрос ответили положительно 63 % опрошенных (79 человек), но такое же количество людей не смогли назвать ни одного из его произведений, даже тех, которые проходили на уроках литературы: «Белая берёза», «Зима», «Мелколесье, степь и дали». Всего 2%, а если быть точнее - два человека - назвали произведения Сергея Есенина. Одна девочка назвала стихотворения, которые не проходят в школе за курс 7- 8 классов - «Любовь хулигана» (если уточнять, то так называется цикл стихотворений поэта, которые он написал в 1923 г.), «Пой же, пой. На проклятой гитаре…». 54% опрошенных (64 человека) вспомнили только одно произведение Есенина «Белая берёза». К сожалению, остальные даже это лёгкое произведение не смогли назвать. Многие на последний вопрос отвечали кратко: «Не знаю».
Давайте попробуем разобраться, почему же школьники, не зная абсолютно произведения школьной программы, увлекаются Есениным - романтиком.
Рассмотрим следующие строки:
«Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая…»
Подростки находят в этих строках понимание лишь того, что любить можно только один раз в жизни. На самом деле стихотворение «Какая ночь! Я не могу….» было написано в последний год жизни поэта, в котором он открыто говорит о своих чувствах, о всем, что «наболело». Автор мысленно возвращается в свое прошлое и понимает, что ничего уже нельзя изменить, эта мысль и была выражена в данной цитате.
В 1925 году было написано стихотворение «Глупое сердце, не бейся…», вошедшее в цикл стихотворений «Персидские мотивы»:
«Глупое сердце, не бейся.
Все мы обмануты счастьем..» [1, с. 346]
Здесь также поэт подводит некие итоги собственной жизни, признаваясь, что больше не хочет искушать судьбу. Любить для Есенина – такая же потребность, как и дышать. К сожалению, иногда после душевного подъема наступает разочарование. Однако поэт все же надеется, что очередная влюбленность может перерасти в настоящее искреннее чувство:
«Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.» [1, с. 346]
Еще одно стихотворение, написанное 14 июля 1925 года, интерпретируются подростками абсолютно ошибочно:
«Коль гореть, так уж гореть, сгорая.»
Это произведение было отнесено к событиям, связанным с жизнью с Софьей Толстой, а именно речь идет о кольце, которое действительно поэту на счастье вынул попугай незадолго до его женитьбы на Софье Андреевне. Кольцо было медным, очень большого размера.
"Коль гореть, так уж гореть, сгорая.
И не даром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая,-
Знак того, что вместе нам гореть." [1, с. 369]
Можно и дальше приводить примеры, но проанализировав выше упомянутые строки, я поняла, что подростки совершенно не понимают истинного смысла поэзии Сергея Есенина.
Заключение
Именно это помогло мне прийти к выводу, что «вырванные» строки из произведений, которые так активно используются современным обществом, не раскрывают достоверного идейно – художественного замысла поэта. Подростки не осознают, что понять весь смысл можно лишь только тогда, когда вы дочитали произведение до конца.
К тому же данные строки показывают Сергея Есенина как поэта, который писал только о грусти и разочарованиях, что искажает все понимание жизни и творчества писателя. Это не есть Есенин, всего поэта нельзя увидеть в нескольких словах.
Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога.
Библиографический список:
1. Есенин.С. А. Полное собрание сочинений - М: Институт мировой литературы им.А.М. Горького РАН,1989-2001. Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы /Общ.ред. Н.И. Шубниковой- Гусевой;сост. С. П. Митрофановой- Есениной, Т.П. Флор-Есениной.- М. : ТЕРРА; Республика, 1997. Есенин С. Полное собрание сочинений: В 7 т.- М. : Наука, Голос, 1995. - Т.1.
2. Иванов Г.В. Есенин // Сергей Есенин в стихах и жизни. М., 1997. Т. 4. С. 141).
3. Ходасевич В.Ф. Есенин. // Сергей Есенин в стихах и жизни. М., 1997. Т. 4. С. 189.
4. [Электронный ресурс] Цитата Твардовского http://gigabaza.ru/doc/66539-pall.html (дата обращения: 20.01.2017).
5. [Электронный ресурс] http://fb.ru/article/180220/interesnyie-faktyi-iz-jizni-esenina-samyiy-interesnyiy-fakt-o-esenine (дата обращения: 25.12.2016).
Приложение 1
Приложение 2