Введение
Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои нераскрытые еще тайны и загадки, свою историю. Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и ругаемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковые его история и происхождение. Это целая наука, очень интересная и серьезная, и имя ей – этимология, что в переводе с греческого означает «Наука об истинном значении слов».[3,с.423;6,с.523] Этимология изучает историю и происхождение слова, и представляет собой важный раздел истории языка, не зная который мы можем лишь описывать факты, предметы, совершенно их не объясняя. Многие ученые пытались объяснять, откуда происходят слова и почему именно так звучат. Происхождение названий растений, птиц, рыб, животных – довольно интересная тема и актуальна на сегодняшний день.
Выбор темы исследования был не случайным. Однажды мы с мамой, бабушкой и сестрой разгадывали кроссворд. Там были интересные вопросы о птицах, на многие из которых мы с сестрой не могли ответить и тем более не могли объяснить названия многих, точнее почти всех. Стал спрашивать маму и бабушку «Почему птичку называют так, а не иначе?». Бабушка рассказала мне, что есть очень интересная и серьезная наука, и имя ей – этимология, что в переводе с греческого означает «Наука об истинном значении слов». Меня это очень заинтересовало.
На уроках русского языка часто встречаются названия птиц, но почему их назвали именно так? Многие ребята интересуются этим фактом. С этой целью я провел анкетирование среди учащихся моего класса (Приложение 1). Задав ряд важных, на мой взгляд, вопросов (Приложение 2) я сделал по ним следующие выводы:
1.Знаешь ли ты значение слова «этимология»? (Приложение 3)
Выяснилось, что большинство опрошенных мною ребят одноклассников (90%) не знают точного значения этого слова.
2.Хочешь ли ты узнать происхождение знакомых тебе слов? (Приложение 3)
83% опрошенных учащихся, что им интересно узнать о происхождении привычных слов
3.Какие темы тебя интересуют больше всего? (Приложение 4)
Наибольшее количество одноклассников интересовала тема «Животный мир» - 57%.
4. О названиях каких представителей животного мира вы хотели бы узнать подробнее? (Приложение 4).
53% опрощенных ребята изъявили желание узнать о происхождении птиц.
Мною были учтены пожелания ребят, и я решил исследовать происхождение названий птиц, а именно птиц Тюменской области.
Объект исследования: названия птиц.
Предмет исследования: этимология происхождения названия птиц.
Цель работы: объяснить происхождение названий птиц в русском языке.
Гипотеза: представители животного мира получают названия по какому-либо особому признаку.
Задачи исследования:
Выяснить, что означает раздел лингвистики «Этимология»;
Определить список интересующих названий птиц и их происхождение по этимологическим словарям;
Провести анкетирование учащихся класса;
Организовать творческую группу среди одноклассников по созданию пособий и занимательных игр;
Методы исследования: анкетирование, тестирование, изучение и анализ литературы, работа со словарями, математическая обработка результатов, составление сравнительных диаграмм, обобщение полученных данных.
Библиография
1.Книга «Занимательно о русском языке» Ивановой В.А. посвящена русскому языку, но не является учебником, она только разъясняет и дополняет его. В ней в популярной и занимательной форме излагаются наиболее трудные вопросы русского языка. Книга построена в виде небольших рассказов с броскими заголовками.
2.Шанский Н.М. «Школьный этимологический словарь русского языка»
В настоящем словаре в научно-популярной форме, доступной для самого широкого читателя, подробно толкуется происхождение наиболее употребительных слов современного русского языка, их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал и способ образования, первоначальное звучание и изменения значений
3.Школьник Ю.К. «Птицы. Полная энциклопедия»
Эта книга о любящих родителях, искусных строителях и запасливых хозяевах, безжалостных хищниках и ценителях нектара, великих певцах и удивительных танцорах, о рыцарях и пиратах - о тех, кто миллионы лет назад покорил небо. Вы впервые откроете неведомые страницы из жизни птиц - таких знакомых и таких неизвестных. Узнайте больше о своих соседях по планете!
Глава 1 Происхождение названий птиц и их признаки.
Этимология (греч. Etymologia, от etymon – истинное значение, и logos – слово, учение) – это отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.[7, с.455] Термин введён античными философами более 2 тыс. лет назад. Этимологией называют результат раскрытия происхождения слова.
Этимологическому исследованию свойственна множественность возможных решений, проблематичность, гипотетичность. Бывает, что люди сами пытаются объяснить происхождение того или иного слова – это называется народной (или ложной) этимологией.
Зато ученые обращают внимание на косвенные доказательства попыток объяснить происхождение слов с помощью мифов. Один из примеров – миф о рождении Афродиты из пены. Оно связано с попыткой разгадать значение имени богини, понять, как оно появилось. Ученые считают, что слово «Афродита» было заимствовано у финикийцев. Греки не могли объяснить этого, поэтому сопоставили непонятное им слово с созвучным греческим aphros (афрос) – «пена». Так объяснение финикийского имени перешло в красивую легенду. [4, с.17]
Одним из первых ученых, который писал об этимологии, был Платон (427-347 гг. до н.э.). Его взгляды на возникновение языка были не особо глубокими. [4, с.18]
В Древнем Риме темой происхождения слов занимался известный грамматик Варрон (116-27 гг. до н.э.). Он определил этимологию как часть науки о языке, которая устанавливает, «почему и откуда явились слова». [4, с.19]
Средние века ничего не добавили в развитие интересующей нас науки. Происхождение многих слов трактовалось наивно и беспочвенно.
В последующие века количество несостоятельных этимологий, основанных на фантазии их авторов, не уменьшалось. Так, например, русский поэт и филолог В.К. Тредиаковский (XVIII в.) считал, что название страны Норвегия – это искаженная форма от слова Наверхия, потому что, по его мнению, она расположена наверху, на севере. [4, с.21]
Инструментарий этимологии дал сравнительно-исторический метод — совокупность приёмов, позволяющих доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории с опорой на сравнение фонетики и грамматики. Он возник в конце XVIII — начале XIX . [11]
Через четверть века немецкий учёный Франц Бопп (1791—1867) написал книгу, в которой обосновывалось родство индоевропейских языков. Русский филолог немецкого происхождения Александр Христофорович Востоков (1781—1864) сделал немало важных открытий для славянских языков. [11]
В конце XIX — начале XX века утверждаются принципы младограмматизма в сравнительно-историческом языкознании и этимологии. Согласно доктрине этой школы, в основе изменений слов лежат фонетические законы, которые не знают исключений. [11]
Вторая половина XX века оказалась весьма благоприятным и продуктивным периодом для этимологической науки, связанным с расширением исследований, освоением новых методов и новых материалов, подготовкой и изданием многочисленных этимологических словарей.[11]
Этимологические словари - специальные справочные словари, содержащие информацию об этимологии слов определённого языка или группы родственных языков.
В конце XVIII в. появляются этимологические словари в современном смысле этого слова. Их предшественниками в XVII в. были Этимологикум латинского языкаГергарда Иоганна Фосса (1662), Этимологикон английского языка Стефана Скиннера (1671). [11]
В России первые попытки приходятся на XIX век. Осталась в рукописи работа А.Х. Востокова — с громадным количеством слов, по подсчетам И.И. Срезневского, приблизительно на 40 листов мелкого набора. [11]
Первый научный этимологический словарь русского языка - «Сравнительный этимологический словарь русского языка» Н. В. Горяева (1896). В начале XX века появился «Этимологический словарь русского языка» А. Г. Преображенского (1910-1914).Наиболее полным законченным современным научным этимологическим словарём является «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера (1953—1958). В 1993 году стал доступен массовому читателю и специалистам-языковедам «Историко-этимологический словарь русского языка» П. Я. Черных, который содержит толкование истории и происхождения более 13 тысяч слов современного русского литературного языка. [11]
На литературную лексику и особое внимание к истории слов ориентирован «Этимологический словарь русского языка», издаваемый коллективом МГУ под ред. Н. М. Шанского.
Популярными этимологическими словарями русского языка (с наиболее упрощённым аппаратом) являются «Этимологический словарь русского языка» Г. П. Цыганенко (2 изд., 1979) и «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской, Н. М. Шанского (2 изд., 1971).
Этимологию слов иногда можно найти и в толковых словарях. Но не во всех!
Лучше изучить причины появления различных названий птиц мне помогла экскурсия в музей «Городская Дума» (Приложение 5). Экскурсовод очень интересно рассказала мне о птицах Тюменской области. Он демонстрировал образцы птиц, объяснял, чем они питаются, какова среда обитания. Кроме того он рассказал, что названия птиц бывают самые разные. Среди них есть простые и сложные слова. Названия многих птиц произошли с учетом их окраса, поведения, звуков, которые птицы производят.
После экскурсии я составил список птиц, которые обитают в Тюменской области и стал пытаться самостоятельно объяснить этимологию названий этих птиц, а потом подбирать материал из дополнительных источников, который бы подтвердил или опроверг мои предположения. Проанализировав слова, обозначающие названия птиц, я сделал вывод, что многие птицы получили свои названия по какому-либо признаку. Таких признаков оказалось шесть.
Признак 1. Внешний вид. По этому признаку получили следующие представители пернатого мира:
КЛЁСТ – птица получила своё название за клюв, напоминающий клещи. Клюв её загнут крест на крест, как будто сжат, а по-древнерусски «клёстить» означало сжимать, стискивать. [9, с.229]
ГОРИХФОСТКА – птичка своё название получила за оперенье хвоста. Он огненно-красный. Хвост переливается на солнце, словно горит. [3, с.96]
Признак 2. Голос. Оформлению следующих названий птиц способствовало звукоподражание. К этому признаку относятся следующие птицы:
ЧАЙКА – название птицы происходит от звукоподражательного «чай», передающего крик чайки. [3, с.407]
ЛЕБЕДЬ-ШИПУН – свое название получил за то, что находясь в раздражении, шипит по-змеиному. [9, с.51]
КУКУШКА – название образовано звукоподражательным способом; соответствующий суффикс, добавленный к звукоподражательному «ку-ку», завершил оформление слова. [3, с.206]
ПИЩУХА – это маленькая серая птичка. Она обшаривает каждую щелку ствола дерева, вытаскивает оттуда насекомых и их личинки. При этом она всё время тихонечко попискивает, поэтому её так назвали. [9, с.218]
Признак 3. Особенности поведения. Некоторым птицам присущи те или иные особенности в поведении, это и повлияло на формирование названий следующих птиц:
ВЕРТИШЕЙКА – своё название птица получила потому, что усядется на дереве и начинает вертеть головой то влево, то вправо. [9, с.190]
ТРЯСОГУЗКА – а у этой птицы есть привычка постоянно на бегу хвостом трясти. [9, с.201]
Признак 4. По месту обитания. Сразу можно догадаться по названию птички о среде её обитания:
КРАПИВНИК – живёт птица в крапиве и напоминает её цветом. [5, с.244]
КАМЫШНИЦА – эта птица получила своё название в связи с тем, что она всю свою жизнь проводит в камышах, сливается с ними окраской. И прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. [5, с.240; 9, с.113]
КАМЕНУШКА – эта птица получила своё название за то, что она живёт в камнях, там же вьёт гнёзда. [5, с.240]
Признак 5. По тому, чем питается. Название следующих птиц подскажет исследователю, чем питается эта группа птиц:
КЕДРОВКА – птица питается кедровыми орешками и сосновыми семенами. [5, с.241; 9, с.245]
МУХОЛОВКА – питается в основном мухами, ловя их на лету. [5, с.253; 9, с.215]
Признак 6. По времени прилета. Перелётные птицы прилетают и улетают в разное время. Этот признак и сыграл решающую роль в формировании названия следующих птиц:
ЗЯБЛИК – данное название возникло от слов зябнуть, зяблый. Зяблик прилетает с юга ранней весной, когда еще на полях лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое» время. И испытывает на себе малоприятное воздействие заморозков. Поэтому и назвали птицу зябликом. [3, с.154; 5, с.238]
СНЕГИРЬ – птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первыми заморозками и снегом. [3, с.368; 5, с.266]
Примером заимствованных слов могут служить слова: БЕРКУТ - название крупного орла. Считается, что, скорее всего, в русский слово "беркут" пришло из тюркских языков, староузбекского или восточно-тюркского. [3, с.34; 5, с.227]
Используя словари, разные статьи, в том числе материал сети Интернета, многие названия птиц мне удалось объяснить. Я сделал вывод: большинство птиц получили своё название благодаря внешнему виду -29%, %, по звукоподражанию-26%, особенностям поведения -12%, по месту обитания - 12 и питанию- 12%, по времени прилёта -9%(Приложение 6). Это итоги только той группы птиц, которую я исследовал, но названий птиц великое множество и очень интересно провести исследования по их этимологии. Особенно интересны названия тех птиц, которые не обитают в нашей местности и трудно объяснить происхождение их названий. Вероятно, существуют еще и другие причины, кроме тех, которые были выявлены в результате исследовательской работы.
Глава 2 Создание пособий и игр.
Большую помощь в исследовании мне оказали одноклассники, родители. Оказалось немыслимым изучать этимологию без орнитологии - это область зоологии, объектом исследования которой являются птицы, их физиология, размножение, систематика, морфология и географическое распространение. Чтобы изучить этимологию названия птицы необходимо знать о птице как можно больше. В процессе работы над этой темой, я очень много узнал о птицах и решил поделиться своими знаниями с одноклассниками. Для этого я систематизировала занимательный материал о птицах и так появилась идея создать проект «Каждой птице - по странице», где предлагаются задания по русскому языку с использованием информации о птицах (Приложение 7,8,9):
Зашифрованное название птицы (таблица, ключ).
Загадка. Отгадка.
Картинка о птице или фото.
Этимологическая справка.
Родственные слова.
Синквейн.
Пословица, поговорка, чистоговорка.
Фразеологизмы.
Словосочетания (сущ+ сущ, сущ+ прил, сущ+ гл).
Лесенка слов из первых букв названия птички.
Стихотворение о птице.
Текст - описание.
Сказка, притча.
Ребусы, кроссворды.
На уроках русского языка в начальных классах в нашем школы есть словарная работа и в орфографическом словаре часто встречаются названия птиц. Теперь ребята будут знать не только правописание этих слов, но и то, почему птиц назвали именно так.
Для того, чтобы проверить свои знания по этимологии названий птиц и словарной работы по русскому языку я создал тесты.
Тест «Этимология названий птиц», в котором учащиеся могут прослушать голоса птиц, посмотреть иллюстрацию, на которой изображена птичка и выбрать правильный вариант ответа, указав причину, по которой птица названа именно так. В данном пособии систематизировано двадцать пять названий птиц (Приложение 10 ).
Тест «Какая буква убежала?» предназначен для учащихся начальных классов и создан для закрепления знаний орфографии названий птиц.
Данные тесты были предложены учащимся моего класса. Ребята с интересом и увлечением выполняли предложенные в тестах задания. (Приложение 11). После проведённой словарной работы в нашем классе по тестам, которые мы предложили ребятам, отмечен рост интереса к данной теме.
Кроме того для одноклассников я изготовил настенные и карманные календари с этимологическими справками так, как происхождение названий растений, птиц, рыб, животных – довольно интересная тема для детей и актуальна на сегодняшний день.
А для детей с нарушениями слуха я изготовил пособие «Птичий алфавит» с включением дактильной азбуки (Приложение 12).
Изучая различные материалы о птицах, я узнал много загадок о них. Решил собрать их в одном месте и создал лото «Учим русский язык с птичками» (Приложение 13).
Отбираемый материал способствует не только расширению и усвоению знаний по теме «Птицы», но и положительно влияет на обогащение словарного запаса, на качественное улучшение грамматического строя речи и развитию коммуникативных способностей.
Заключение
Этимология как наука интересна многим людям, не обязательно связанным с изучением языка. Многие люди и сами пытаются объяснять названия городов, деревень или свои фамилии. Но этимология объясняет происхождение слов с научной, достоверной точки зрения.
Закончив работу, я сделал вывод, что многие птицы получили свои названия по какому-либо признаку. Таких признаков оказалось шесть: внешний вид, голос, особенности поведения, по месту обитания, по тому, чем питается, по времени прилета.
А также узнал, что есть слова исконно-русские и заимствованные.
Итог моей работы – это:
1.Систематизированный занимательный материал «Каждой птице по
странице»;
2.Пособия для детей с нарушениями слуха: - «Птичий алфавит»;
3. Лото «Учим русский язык с птицами;
3.Электронные тесты: «Этимология названия птиц», «Какая буква убежала».
4.Сувениры для одноклассников и руководителя – настенные и карманные календари с этимологическими справками о птицах (Приложение 14).
Надеюсь, что ребята узнают не только правописание слов, но и почему птиц назвали именно так. А неслышащие ребята будут с интересом изучать алфавит, сопровождая дактильной азбукой, обогащать и пополнять свой словарный запас.
Работа носит опытно-исследовательский, практический характер. Может быть использована на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, библиотечных уроках в начальных классах.
Проводя исследования, использовал словари, разные статьи, в том числе материал из Интернета. Работа была на столько увлекательной, что я решил продолжить свои исследования в этимологии редких птиц .
Список использованной литературы
Бабенко В.Г. Детская энциклопедия РОСМЭН. Птицы. / В.Г. Бабенко – Москва : РОСМЭН, 2012. – 96 с.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.А. Розенталь. – Ленинград : Просвещение, Ленигр. отд-е, 1990.- 256 с.
Крылов Г.А. Этимологический словарб русского языка / Г.А. Крылов – Санкт-Петербург : ООО Полиграфуслуги, 2005. – 432 с.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Книга для учащихся / Ю.В. Откупщиков – изд-е 2-е, испр. и доп., Москва : Просвещение, 1973. -256 с.
Паевский В.А. Этимология названий птиц Палеарктики / В.А. Паевский, Москва-Санкт-Петербург : Товарищество научных изданий КМК, 2018. – 289 с.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, в 4-х т / М. Фасмер, пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. – 2-е изд., стер. – Москва : Прогресс, 1986.- 864 с.- 4 т.
Черных П.Я. Историко-этимологический современный словарь русского языка, 4 2-х т. / П.Я.Черных. – 3-е изд., стереотип.- Москва : Русский язык, 1994.- 560 с. – 2 т.
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва – Москва: Дрофа, 2001.- 400 с.
Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия/Ю.К. Школьник. – Москва: Эксмо, 2015.- 256 с.
Библиофонд. Электронная библиотека студента: сайт. – 2003. - URL: http://www.bibliofond.ru
Википедия. Свободная энциклопедия: сайт. – URL: http://ru.wikipedia.org
Сборник пословиц и поговорок: сайт. – 2016. – URL: http://www.poslovicy-pogovorki.ru
Сборник загадок: сайт.-2016.- URL:.http://www.zagadki-pro.ru
Стихотворения русских и зарубежных поэтов: сайт.–2017.- URL: http://www.poemata.ru
Стихи классиков: сайт. – URL: http://www.stihi-klazzikov.ru
Про-Птиц.РФ: сайт. – 2021. - URL: http://www.про-птиц.рф
Сказки: сайт.- 2014. - URL: http://www.i.skazki.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкетирование одноклассников
Приложение 2
А Н К Е Т А
I. |
Знаешь ли ты значение слова «этимология»? |
|
1 |
ДА |
|
2 |
НЕТ |
|
II. |
Хочешь ли ты узнать происхождение знакомых тебе слов? |
|
1 |
ДА |
|
2 |
НЕТ |
|
III. |
Какие темы тебя интересуют больше всего? |
|
1 |
ШКОЛА |
|
2 |
ИМЕНА |
|
3 |
ФАМИЛИЯ |
|
4 |
ЖИВОТНЫЙ МИР |
|
5 |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР |
|
IV. |
О названиях каких представителей животного мира вы хотели бы узнать подробнее? |
|
1 |
ПТИЦЫ |
|
2 |
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ |
|
3 |
НАСЕКОМЫЕ |
|
4 |
ПРЕСМЫКАЮЩИЕ |
|
5 |
ЗЕМНОВОДНЫЕ |
Приложение 3
Результаты анкетирования
1.«Знаешь ли ты значение слова «Этимология»?
2. Хочешь ли ты узнать происхождение знакомых тебе слов?
Приложение 4
3. Какие темы тебя интересуют больше всего?
4. О названиях каких представителей животного мира вы хотели бы узнать подробнее?
Приложение 5
Экскурсия в музей «Городская Дума»
Приложение 6
Результат исследования
Приложение 7
Дидактический материал
«Каждой птице по странице»
Приложение 8
Дидактический материал
«Каждой птице по странице»
Приложение 9
Дидактический материал
«Каждой птице по странице»
Приложение10
Тест «Этимология названия птиц"
Приложение 11
Тест «Какая буква убежала?»
Приложение 12
Пособие «Птичий алфавит»
с включением дактильной азбуки
Приложение 13
Лото «Учим русский язык с птичками»
Приложение 14
Настенный и карманные календари
с этимологическими справками о птицах