Сравнительный анализ изображений животных в русских народных и хантыйских сказках

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительный анализ изображений животных в русских народных и хантыйских сказках

Тимофеев Т.А. 1
1МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Дудукало С.В. 1Эргардт О.Р. 1
1МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Всё реже и реже современные дети читают книги, особенно сказки. Больше времени проводят за компьютерными играми, просмотром телепередач. Редко встречаются книги и в домашней библиотеке. У детей плохо закреплены знания о животных, их названия, месте проживания, характерные особенности. Чтение книг о животных формирует у детей идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо.

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Сказки о животных – это самый древний тип сказок, в дошедших до нас сюжетах, они почти полностью утратили первоначальное значение. В них рассказывается о различных событиях жизни зверей, их взаимоотношениях, кроме того они содержат поучительные моменты.

В русских народных и хантыйских сказках о животных исследователи выделяют несколько жанровых разновидностей, где главными героями выступают дикие животные; дикие и домашние животные; человек и дикие животные; домашние животные; птицы и рыбы. В этих сказках животные неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют. Появление различных персонажей в сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представлений животного мира, который характерен для той территории, где написана сказка.

Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями степей, лесов, полей, тайги. Звери сами являются главными персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Животный мир, созданный в фольклоре, является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Каждый из персонажей – это определенное животное или птица, поэтому описания их характеров или действий основаны на наблюдениях человека за повадками, поведением животных в дикой или домашней среде.

Общий аспект проблемы нашего исследования заключается в поиске ответа на вопрос, в чём отличительные особенности изображений животных в русских народных и хантыйских сказках? Как сделать так, чтобы современный школьник заинтересовался чтением сказок, изучением животных?

Актуальность проблемы определила тему исследования: «Сравнительный анализ изображений животных в русских народных и хантыйских сказках».

Объект исследования: русские народные и хантыйские сказки о животных, представленные в литературе.

Предмет исследования: изображенияживотных – персонажей русских народных и хантыйских сказок.

Цель: выявить, какие животные встречаются в хантыйских сказках, отличаются ли они от персонажей русских народных сказок.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

-изучить научную литературу о русских народных и хантыйских сказках;

-прочитать и изучить литературу о животных в русских народных и хантыйских сказках;

-выделить всех животных из прочитанных русских народных и хантыйских сказок;

-сравнить животных русских народных сказок с животными хантыйских сказок, какие образы они воплощают, какими характерами наделены;

-изготовить карты животного мира России и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В основу нашего исследования была положена гипотеза: возможно, что персонажами хантыйских сказок являются другие животные, отличные от русских народных сказок.

Методы исследования: теоретический метод-изучение научной и художественной литературы; эмпирический метод-анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Новизна исследования состоит в том, что нами сделан не только сравнительный анализ изображений животных русских народных и хантыйских сказок, но и выделены особенности, характерные для животных.

Практическая значимость: эту работу можно использовать на уроках литературы, технологии, внеклассного чтения, для расширения представлений школьников о сказках.

Теоритический обзор

История сказок

В словаре литературных терминов «сказка» определяется как один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

Ученые по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли её, что «сказывалось». [1]

Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка - эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Вопрос о классификации сказочных сюжетов рассматривался многими учёными. На основе русских сказок В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева; Т.В. Зуева, выделяют: волшебные, авантюрные, бытовые сказки, сказки о животных, кумулятивные. [2]

Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным этнографа, искусствоведа Н. П. Андреева, имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. [3]

Исследователи очень высоко оценивают мифологию и народное творчество обских угров. Ханты - народ, проживающий в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Богат и фольклор хантов: сказки, мифы, героические сказания, ритуальные и лирические песни.

Сбором фольклорного материала у обских угров, начиная с ХIХ в., занимались венгерские и финские учёные. В 1935 г. работал немецкий исследователь В. Штейниц. С 1970-х гг. по 2002 г. сбором фольклора занималась венгерская исследовательница Ева Шмидт. Наиболее подробная информация по истории собирания и исследования хантыйского фольклора даётся в монографии Т.В. Волдиной «Хантыйский фольклор: история изучения». [4]

Хантыйские сказки (моньщ ‘сказка’, от слова моньщты ‘сказывать, рассказывать’), созданные многими поколениями талантливых сказочников, были одним из самых любимых развлечений у людей. Через сказку приобщали детей к национальной культуре, знакомили с традициями, обычаями своего народа, усваивали нравственные нормы. Кроме того, по представлениям ханты, рассказывание некоторых сказок являлось одним из условий успеха в охотничьем промысле.

Герои сказок помогают усвоить законы жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.

Вывод: итак, сказка - это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка заставляет нас сопереживать и внутренне помогать персонажам.

Практическая часть

Анализ сказок

Изображение животных в русских народных сказках

Русские народные сказки о животных возникли в глубокой древности, и сначала они были связаны с хозяйственными заботами первобытного человека – рыболова и охотника, вся жизнь и судьба которого зависела от его охотничьей удачи. Герои в этих сказках – животные, птицы, а в самих сказках сохранились следы первобытных представлений, которые основывались на вере в родственные связи человека и животных. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, «очеловечивал» зверей. И они в сказках разговаривают друг с другом, понимают людскую речь. Человек в сказках о животных присутствует как равноправный участник событий. [5]

Мною было прочитано 13 русских народных сказок о животных. Были выписаны все животные, встречающиеся в сказках, и занесены в таблицу. В таблице указано название сказок с данными животными, описание животного, место действия и действия, совершаемые животными в сказках. Приложение 1

Из 13 прочитанных мной русских народных сказок, я узнал, что в русских народных сказках чаще других животных встречаются: дикие звери: лиса-в 6 сказках, волк-в 4 сказках, овца-в 1 сказке, белка-в 1 сказке. Ещё персонажами сказок о животных стали домашние животные: корова-в 1 сказке, лошадь-в 1 сказке, собака-в 2 сказках, мышка-в 1 сказке, баран, овца-в 1 сказке. Разнообразно представлены птицы: цапля-в 1 сказке, журавль-в 3 сказках, дятел-в 1 сказке, тетерев-в 1 сказке, дрозд-в 1 сказке, курочка-в 3 сказках, петушок-в 3 сказках. В 1 сказке встретился-рак.

Лиса является наиболее распространённым персонажем.Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам, она пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, лиса. В сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает или хочет съесть. Петух во многих сказочных сюжетах изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет. А иногда в сказках выступает мудрым помощником своих друзей. Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым. Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой и т.д. [6]

Вывод: мир зверей в русских народных сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Персонажами в эти сказках являются дикие и домашние звери, птицы, которые представлены со своими отличительными особенностями, характерами, нравами.

Изображение животных в хантыйских сказках

Образы животных в хантыйских сказках являются универсальными символами, отражающими картину мира человека, его представления об окружающей действительности.

В хантыйском фольклоре находят отражение образы многих животных. В текстах сказок, легенд, преданий, мифов довольно подробно дано описание их внешнего вида и волшебных способностей. В образах животных оказываются сосредоточенными народные представления о них, о качествах, которыми они обладают. [7]

Мною было прочитано 13 хантыйских сказок о животных. Были выписаны все животные, встречающиеся в сказках и занесены в таблицу. В таблице указано название сказок с данными животными, описание животного, место действия и действия, совершаемые животными в сказках. Приложение 2

Прочитав 13 хантыйских сказок, нам встретились: дикие животные: медведь-в 6 сказках; бурундук-в 4 сказках; лиса-в 4 сказках; заяц-в 3 сказках; белка-в 1 сказке; олень-в 1 сказке; лягушка-в 2 сказках, мышка-в 2 сказках. Разнообразно представлены птицы: кедровка-в 2 сказках, сова-в 1 сказке; гагара-в 1 сказке; кулик-в 1 сказке; журавль-в 1 сказке; воробей-в 1 сказке; трясогузка-в 1 сказке; глухарь-в 1 сказке; сорока-в 1 сказке; рябчик-в 1 сказке; гуси-в 1 сказке; лебеди-в 1 сказке, орёл-в 1 сказке. В 1 сказке встретились насекомые: жучок.

После прочтения книг, я понял, что хантыйские сказки о животных начинаются с изложения ситуации, нет зачина. В них зачастую действуют персонажи противоположные друг другу, значительно развит диалог, нежели в сказках другого типа. Через диалог между животными показывается действие, раскрывается ситуация, состояние персонажей. Для некоторых сказок характерен оптимизм: слабые выходят из сложной ситуаций.

Сюжетным ядром сказок такого типа является их случайная встреча, где звери действуют, как люди, в сказках объясняются особенности внешнего вида зверей, птиц, повадки животных, где они попадают в различные ситуации, отчего происходит изменение их первоначального внешнего вида, условий жизни. Например, из сказки мы узнаём «Почему у бурундука спина полосатая» - медведь рассердился на бурундука и оставил на его шкурке следы от своих когтей. Перелётные птицы не дождались прожорливого глухаря и улетели, и от слёз у него покраснели брови; у лебедя клюв и лапки черные оттого, что он попробовал похлёбку ворона и от испуга ее уронил. Наиболее распространённым персонажем является медведь-свирепый, обладает грубой силой, но иногда наивный и добрый. Заяц наиболее популярный персонаж в хантыйских сказках, в представлениях ханты - заяц глупый, наивный.

Широко распространено у хантов почитание лося и северного оленя. Лось- символ достатка и благополучия. Волка считали созданием злого духа Куля. Его тоже называли лишь описательно, на его шкуре клялись и выявляли воров. Огромным почитанием пользовалась лягушка, которую ханты называют "между кочек живущая женщина". Ей приписывается способность дарить семейное счастье. Особый интерес вызывает и такой персонаж, как мышонок. В хантыйских сказках он беспечен, хитрый, способен на обман. Иногда данный персонаж проявляет эгоизм и жестокость. Следует упомянуть и об особом отношении к некоторым домашним животным, в первую очередь к собаке. Она считалась тесно связанной с человеком, настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека. Зафиксировано особое отношение к кошке, хотя, держать ее в доме, не было принято. Лебедь – является священной птицей у народа ханты. В сказках лебедь – это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы, символ возрождения и чистоты, эталон верности. Журавль – птица редкая. И поёт он редко, по рассказам ханты, только под конец жизни. Услышав журавлиную песню, каждый из нас должен остановиться, замереть и поразмыслить о своём жизненном пути. Гусь – священная птица. Жители Югры обожают эту птицу, свою тёплую меховую одежду ханты называют в её честь. Гагара – птица скорби. Её голос похож на плачь, поэтому о гагаре говорят, что она не поёт, а стонет. Ханты эту птицу не любят, но, тем не менее, поклоняются ей. Трясогузка – у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. Черный ворон – мудрая и гордая птица. Ханты считают, что после убийства этой птицы, тут же налетят злые духи, которые принесут им несчастья и беды. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. [8-9]

Вывод: выбор образов животных, действующих в хантыйских сказках, основан на народном представлении о них. То или иное животное всегда отражает в тексте качества, которые люди ему приписывают: хитрость, ловкость, силу, смелость, мудрость. Животное, как правило, противостоит тому образу, которое олицетворяет зло, будь то злой дух или просто озлобленный на всех человек. Действия животного всегда приводят к тому, что правда и справедливость торжествуют, добрые, положительные персонажи выходят победителями из затруднительных ситуаций.

Карты животного мира России и

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Для практического ознакомления с животным миром русских народных и хантыйских сказок мною были изготовлены карты животного мира России и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Приложение 3

Заключение

Читая книги «Русские народные сказки» и «Хантыйские сказки», изучая различные источники, мне удалось выявить, какие животные встречаются в хантыйских сказках, отличаются ли они от персонажей русских народных сказок.

Моё предположение о том, что персонажами хантыйских сказок являются другие животные, отличные от русских народных сказок, подтвердилось частично.

В ходе исследования мне удалось выяснить, что животные в хантыйских сказках и русских народных сказках широко представлены. Персонажами в сказках являются дикие и домашние звери, птицы, насекомые и земноводные. Персонажи хантыйских и русских народных сказок практически не отличаются.

Всего в прочитанных русских народных и хантыйских сказках мне удалось найти 33 различных животных. Среди них встретились в хантыйских сказках такие же персонажи, что и в русских народных сказках. Чаще других встретились такие животные: лиса, медведь, мышка, волк, овца, петух, собака, корова, журавль, сова остальные животные были представлены не так часто.

Но в хантыйских сказках встретилось большое количество других животных, которые в русских народных сказках встречаются редко или совсем не встречаются: медведь-в 6 сказках, бурундук-в 4 сказках, гагара-в 1 сказке, кулик-в 1 сказке, журавль-в 1 сказке, трясогузка-в 1 сказке, глухарь-в 1 сказке, кедровка-в 2 сказках, рябчик-в 1 сказке, лебедь-в1сказке, гуси-в 1 сказке; сорока-в 1 сказке, орёл-в 1 сказке, воробей -в 1 сказке, сова-в 1 сказке.

Характер лисы в сказках народов ханты такой же, что и в русских народных сказках. А вот медведь в некоторых русских народных сказках представлен трусливым и жадным, а в сказках ханты смелым и щедрым. Волк – трудолюбивым и заботливым.

В основном действие в сказках разворачивается в лесу, в тайге. Животные, которые встретились в сказках-размышляют, разговаривают, спорят, трудятся. Часто возникает опасность. В русских народных сказках встречаем животных в уменьшительно-ласкательной форме. Животные в русских народных сказках более вежливо обращаются друг к другу, нежели в хантыйских сказках. Угрозы врага в хантыйских сказках грубые, в русских с использованием народных слов кажутся более добрыми. В русских народных и хантыйских сказках роль коллектива зверей в борьбе с опасностью-одинакова. Также удалось выяснить, что в русских народных и хантыйских сказках есть похожие сюжеты. Сказки различаются своей концовкой. В русских - жизнь героев продолжается, а в хантыйских чаще заканчивается погибелью некоторых героев.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, мы получаем знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учимся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра.

Думаю, что моя работа может быть полезной при изучении русских народных и хантыйских сказок о животных, позволит расширить кругозор о животных, обогатит знаниями об истории устного народного творчества русского и хантыйского народа. Приложение 4

Список использованных источников и литературы

Словарь литературных терминов- http://litterms.ru/s/274

Померанцева Э.В. Русская народная сказка – М. : Просвещение, 1999.

Андреев Н.П. Сказочный эпос о животных/ Н.П.Андреев. – М.: Детская литература, 1996.

Сюжетный состав сказок ханты полноватского приобья- https://research-journal.org/culture/syuzhetnyj-sostav-skazok-xanty-polnovatskogo-priobya/-

Персонажи-животные в русских народных сказках. http://www.dreams4kids.ru/o-skazkax/personazhi-zhivotnye-v-russkix-narodnyx-skazkax

Русские народные сказки – Издательство: "Проф-Пресс" , 2016.

Роговер, Е.С. Литература народов Севера: пособие./ Е.С. Роговер. – Санкт-Петербург, 2008.

Сказки народов Ханты. Фомин Н. Издательство БХВ-Петербург- ВН V, 2016.

Сказки моего леса: хантыйские и мансийские сказки; составитель Г. Н. Библая; Сургут, Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015.

Приложение 1

Изображения животных в русских народных сказках

Название сказки

Животные

Описание животного

Место действия

Действия, совершаемые животными

1

«Лиса и рак»

Лиса.

Хитрая, склонная к обману и уловкам

На поле.

Давай перегоняться. Лиса побежала. Добежала до места, обернулась, посмотреть, вильнула хвостом.

Рак.

Хитрый.

На поле.

Рак уцепился лисе за хвост. Рак отцепился и говорит: «А я уж давно тебя тут жду».

2

«Овца, лиса и волк»

Овца.

Баран.

Овечка.

На тропинке.

Убежала от мужика. Куда глаза глядят. Баран сдурит-напроказит, а всё я, овца виновата. Встретили голодного волка. Пошли втроем. Убежали с лисой подобру-поздорову.

Лиса.

Лисичка-сестричка.

Хитрая

Лес.

Встретили голодного волка. Пошли втроем. Лиса предложила пойти поцеловать присягу. Она видала, что на тропинке мужик поставил капкан. Подвела волка и говорит -вот здесь и целуй! Убежали с овцой подобру-поздорову.

Волк.

Братец. Жадный.

Лес.

Волк говорит овце, что на ней тулуп волка. Волк сдуру сунулся мордой, капкан щелкнул и ухватил его.

3

«Как лиса шила волку шубу»

Лиса.

Хитрая

Лес.

Лиса согласилась сшить шубу волку. Лиса мясо съест, а шерсть продает на базаре. Лиса попросила волка сходить на людской огород и принести хвост и гриву лошади на обвод.

Волк.

Глупый, злобный.

Лес.

Волк обратился к дятлу, что он работает, работает, долбит и долбит, а дом построить за свой век не может. Пошёл к лисе с просьбой сшить шубу, а он принесет овец. Волк спрашивает, когда же будет готова шуба? Пришел к огороду, подкрался сзади к лошади, хотел вцепиться зубами. Получил удар копытом насмерть. По снегу косточки волка блестят.

Дятел.

Серьёзный.

Лес.

Долбит дерево. Отвечает волку, что режет и режет скот, а кожуха своего не имеет.

Лошадь.

Сильная.

Огород.

Ударила копытом и убила насмерть волка.

4

«Курочка, мышка и тетерев»

Курочка.

Ответственная.

Двор.

Нашла ячменное зернышко. Надо смолоть, кто понесет на мельницу. Пошла сама на мельницу, смолола муку. Спросила, кто понесет муку? Принесла муку домой. Спросила, кто будет месить тесто? Замесила тесто, печку затопила, испекла каравай: пышный, румяный. Поставила на стол и спрашивает, кто будет есть? Уселись за стол.

Мышка.

Ленивая.

Двор.

Отказалась идти на мельницу. Отказалась нести муку. Отказалась месить тесто. Я сказала мышка. Уселись за стол.

Тетерев.

Вредный

Двор.

Отказался идти на мельницу. Отказался нести муку. Отказался месить тесто. Я сказал тетерев. Уселись за стол.

5

«Умей убеждать»

Петушок.

Легкомыслен-ный, самоуверенный

Сад.

В саду клевал не спелую смородину. Клевал, клевал, что еле домой дошел от боли. Звал сестрицу-курочку на помощь. Выздоровел петушок. Бегал, прыгал, вспотел, пошел к ручью пить холодную воду. Не послушался, попил воды холодной. Заболел, стала бить лихорадка. Петя долго пролежал в постели. Выздоровел к зиме. Пошел к речке покататься на коньках. Не послушался сестрицы, покатился по льду. Лед проломился. Только петушка и видели.

Курочка.

Сестрица. Добрая

Сад.

Предупреждала петушка, чтобы не ел не спелую ягоду. Напоила мятой, приложила горчичник. Вылечила Петю. Просила не пить холодной воды. Побежала за доктором. Напоила горьким лекарством. Предупреждала Петю, что лед тонок, утонешь.

6

«Волк и собака»

Волк.

Худой, поджарый-кости да кожа, недогадливый

Перелесок, город, лес.

Одобренный волк пустился в разговор с собакой и стал жаловаться на свое худое житьё. Обрадовался волк предложению и побежал с собакой в город, но по пути заметил, что у собаки на шее вытерта шерсть. Останавливаясь у городских ворот, волк отказался идти т.к. не нужны ему ни теплая конура, ни сытная пища, ни добрый хозяин. И помчался назад в лес.

Собака.

Дворовый пес.

Толстый и сытый.

Лес

Разорвал веревку и побежал за огород прогуляться. Взглянул на волка с сожалением. Сжалилась собака над волком, и предложила жить вместе.

7

«Лиса и дрозд»

Лиса.

Притворяется слабой и беспомощной, обаятельна и красноречива.

Яма, село.

Упала в яму, над ямой стояло дерево, где вил гнездо дрозд. Попросила накормить. Съела курицу. Попросила напоить. Напилась. Попросила вытащить из ямы. Выбралась по палкам из ямы, возле дерева легла, потянулась. Попросила рассмешить. Легла под ворота. Собаки выскочили и прогнали лису.

Дрозд.

Доверчивый

Дерево

Вил гнездо для вывода детей. Полетел в село, принес курицу, накормил лису. Полетел в село, принес воды, напоил лису. Начал палки в яму метать, чтобы лиса выбралась из ямы. Дрозд начал горевать, тосковать, как рассмешить лису. Предложил идти за ним. Полетел в село. Сел на ворота. Стал кричать. Услыхали собаки.

8

«Как лиса училась летать»

Лиса.

Хитрая, склонная к обману.

Небо, сенная куча.

Села на журавля и унес он высоко-высоко. Упала на сенную кучу. Ответила, что летать научилась, только садиться тяжело. Упала на болото, на три сажени ушла в землю. Так и не научилась летать.

Журавль.

Смешной, долговязым,

Лес

Журавль стряхнул с себя лису. Подлетел, спросил- научилась летать или нет. Посадил на себя лису и унес выше прежнего, стряхнул с себя.

9

«Лиса и журавль»

Лиса.

Лисонька.

Хитра, Обаятельна.

Дом.

Подружилась с журавлем. Позвала в гости. Наварила каши, размазала её по тарелке. Подала и потчует гостя. Сама всю кашу скушала. Пришла в гости к журавлю. Лиса вертится около кувшина, лизнет, понюхает и ничего не достанет. Пошла домой несолонно нахлебавшись. С тех пор дружат врозь.

Журавль.

Обидчивый, упрямый.

Лес

Идет на званый обед. Журавль стучал носом по тарелке, ничего не попадает. Поблагодарил и пригласил к себе. Наготовил окрошки, наклал ее в высокий кувшин с узким горлышком. Стал угощать лису. Стоит на высоких ногах, да носом таскает окрошку. Клевал, пока все не поел.

10

«Петух да собака»

Петух. Петька.

Перышки красивые, гребень красный, голос звонкий.

Лес.

Взлетел на сук и заснул. Проснулся, закричал ку-ка-ре-ку. Услыхала лиса. Согласился в гости, но один не может, т.к. он с товарищем. Петух сообщил, что друг в дупле.

Собака.

Верная.

Лес.

Предложила петуху уйти в лес. Бродили целый день, выбрали большое дуплистое дерево. Залезла в дупло и заснула. Собака лису за морду цап, поймала и разорвала.

Лиса.

Хитрая, склонная к обману и уловкам

Лес.

Захотела петушиным мясом полакомиться. Пошла к дереву, стала расхваливать петуха. Пригласила в гости, обещала угостить горошком. Лиса обрадовалась, счастье привалило, вместо одного петуха два будет. Лиса кинулась в дупло, а собака ее разорвала.

11

«Журавль и цапля»

Журавль.

Ноги длинные, а платье короткое.

Долговязый.

Болото.

Построил дом на разном конце болота. Пошел свататься к цапле. Пошел домой ни с чем. Отказал цапле в женитьбе. Подумал скучно жить одному и пошел свататься к цапле. Отказала цапля.

Цапля.

Капризная, придирчивая, несговорчивая.

Болото.

Не пойду за тебя замуж. Думала, скучно жить одной, лучше выйти замуж за журавля. Пошла к журавлю. Заплакала от стыда и вернулась домой. Нет, не пойду за тебя. Посидела, подумала и пошла опять к журавлю. Вот так и ходят они друг к другу свататься, да никак не женятся.

12

«Петушок и бобовое зернышко

Петушок.

Бесстрашный, легкомысленный

Двор.

Торопился. Клевал бобовые зернышки, второпях подавился. Не дышит, не слышит, словно мертвый лежит. Соскочил и во все горло закричал ку-ка-ре-ку.

Курочка.

Добрая.

Двор.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, попросила маслица смазать горлышко. Бросилась к коровушке. Бросилась к хозяину. Бросилась к кузнецу. Смазала маслицем горлышко петушку, зернышко проскочило.

Корова.

Доверчивая.

Двор.

Ступай к хозяину, пусть принесет свежей травы. Коровушка дала свежее молоко.

13

«Волк и белка»

Белка.

Веселы, добры и зла никому не желают.

Лес.

Прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Попросила отпустить. Отпусти меня на дерево обратно, я расскажу. Ушла на дерево.

Волк.

Сонный. Злой.

Лес.

Вскочил и хотел съесть белку. Согласился отпустить, но с условием, если расскажет, отчего белки веселые. Мне всегда скучно, а вы наверху играете, прыгаете. Волк отпустил.

Приложение 2

Изображения животных в хантыйских сказках

Название сказки

Животные

Описание животного

Место действия

Действия, совершаемые животными

1

«Толстый Колькет»

Бурундучок.

Хлопотун.

Таёжка.

Пробежал.

Белка.

Пушистая, шустрая.

Дупло.

Выглянула. Прыгает, орехи лущит, за щёку прячет.

Медведица.

Сердитая, свирепая.

Бор. Отмель. Берег.

Подвела медвежонка. Кланяется. Спасибо говорит.

В воду полезла, взялась за палку. Невод выбирают. Мешок с рыбой взяла, к дому понесла. По мешку орехов взяли. В пляс пошла.

Медвежонок.

Добрый, глупый.

Бор. На берегу. У дома. В сторону.

Лапу к груди прижимает, скулит. От радости заплясал, лапами машет. Бегает, веселится. Бежит, переваливается. Носом потянулся. Заплакал, отбежал. Лапами мёд черпал, ел, причмокивал, живот поглаживал.

Олень.

Круторогий.

Лес, тайга.

Стоит, не мог сбросить разлапистый сук с рогов. Измучился. Вздохнул радостно, головой встряхнул, поклонился и исчез. Стоит олень, ждёт его. Рядом пошёл, плечо подставляет.

Погрузил два мешка рыбы.

Кедровка.

Первая, весёлая.

В ветвях.

Запела, зашевелилась, вспомнила про кедровые шишки, надо лететь за орехами.

Журавль.

Весёлый.

На заре.

Приковылял. Улетел. Ногу на кочке вывихнул

Журавлиная стая.

Отзывчивая.

 

Спасибо пришли сказать.

Пляски разыгрывали, веселили. Каждый по большой рыбине в клюв взял. Танцы показывали.

Гусиные караваны.

Верные.

С севера на юг.

Потянулись на юг.

2

«Маченкат»

Бурундучок.

Красивый.

Дом.

Придёт.

Медведица.

Красавица.

Дом.

Дорожка

Изба.

Улица.

В дом вошла, поклонилась.

Лапой прикрылась, заревела, побежала. Рассердилась.

Вошла. Вышла. Стряхнула с себя шкуру, женщиной стала. Помирилась, поцеловалась.

Медвежата.

Маленькие.

На вершине кедра.

Берег.

Земля.

Делят кедровые шишки. Спорят. Скатились на землю.

Подбежали. Об землю ударились, ребятишками стали. Закричали.

Лягушка.

В шубе дырявой, на лыжах-голицах.

Лес. Пень.

Выскочила. Закричала. Предложила вместе ночевать.

Гнилушки сыплет в котел. Сварили ужин, поели, легли спать. Надела шубу и лыжи Маченкат. Радуется. Снова свою дырявую шубу надела.

Сварила обед. Поели. Пошли в путь. В девицу красавицу превратилась.

Сорока.

Серьёзная.

Дом.

Прилетит.

3

«Идэ»

Птицы.

Радостные.

В тайге.

Поют.

Кедровка.

Весёлая.

В тайге.

Стучит. Орехи из шишек выбирает.

4

«Медвежья трава»

Медведь.

Сытый.

Лес.

Ел какую-то траву. Приготовил берлогу, но не стал в ней зимовать.

5

«Лиса и жучок»

Лиса.

Хитрая, склонная к обману.

Озеро.

Живут, спят. Идёт. Жучка встретила. Говорит: «Ты почему здесь ходишь? Не ходи тут. Я тебя съем».

Бросилась бежать. Туда-сюда крутилась. До смерти запыхалась. Осмотрела всё вокруг. Испугалась, хвост поджала и убежала прочь.

Жучок.

Хитренький.

Берег озера.

Живут, спят. Говорит лисе: «Давай вокруг озера побежим, кто быстрее прибежит, тот и того съест». Бросился бежать. В лисий хвост вцепился. Вниз упал. Лежит, ползает. Говорит лисе: «Прочь отсюда, а то я тебя съем». Ползает.

6

«Трясогузка и мышка»

Мышка.

Маленькая,

беспечная, хитрая, способная на обман.

Берег реки Обь.

Решила сосватать самого крупного сына трясогузке.

Отправилась рыбачить. Начала сушить, вялить рыбу. Вернулась домой. Говорит трясогузке: «Давай сначала съедим твою речную рыбу, а потом мою питательную».

Накинулись на запасы трясогузки, съели всю речную рыбу.

Мышка села спиной к трясогузке и тайком от всех стала есть рыбу, а трясогузку своей рыбой не угощает.

Ударила сучком лиственницы трясогузку.

Трясогузка.

Юркая.

Остались синяки под глазами и на подбородке от удара сучком.

Берег Оби. Возле дома.

Хвасталась красивой дочерью. Долго отнекивалась, но дала в невестки дочь. Долго горевала, не ела, не пила.

Осталась ловить речную рыбу. Готовила запасы. Согласилась с предложение мышки. Рассердилась и напомнила мышке о договоре.

7

«Глухарь»

Глухарь.

Чёрный.

Брови и ресницы красные, а на крыльях белые перья.

Лес.

Небо. Над тайгой.

Береговая роща.

Чуть-чуть не замёрз. Рассказывал лебедям, как он перенёс коварную зиму.

Просился с лебедями на юг. Заплакал. Обрадовался от предложения взять его с собой. Летит, Устал. Зашёл, закрыл глаза и уснул. Притих, понял, что сил одолеть долгую дорогу не хватит. Смотрел вслед лебедям, долго плакал, что глаза кровью налились.

Стая лебедей.

Белые.

Север.

Над широкими реками, над озёрами.

Потянулись. Перепугались.

Стали собираться в тёплые края. Предложили взять с собой глухаря. Поднялись. Летят, тащат Глухаря. Сели отдохнуть. Стали в полёт собираться. Говорят Глухарю здесь остаться, сил не хватит дальше лететь. Вырвал с себя десять перьев и воткнул их в тело глухаря.

Взмахнули крыльями, Поднялись ввысь и дальше полетели.

8

«Почему совы на мышей охотятся»

Мышка.

Сердитая. Хитрая.

Дупло в берёзе.

Под пихтой, нора.

Договорились вместе запасы на зиму делать. Принялись складывать туда, кто что найдёт. Принесла сладкий корешок. Сушёную рыбку-малька. Доверху дупло заполнили. Выскочила, сонные глаза лапками трёт. Говорит: «В дупле ничего нет, днём боюсь выбегать, перетаскал все запасы к себе в нору, думала, ты всё съешь». Шмыгнула к себе в норку. Почуяла еду, выскочила, давай крошки собирать.

Воробей.

Лапки заморозил. Клюв об наст отшиб. Повеселел.

Дупло в берёзе.

Под пихтой.

В снегу.

Договорились вместе запасы на зиму делать. Принялись складывать туда, кто что найдёт. Принес толстого жука и кедровых орешков, рассыпчатую ягоду шиповника, кисть мороженой брусники. Летал-летал, нигде крошки не нашёл. Замёрз и упал. Увидел отверстие и следы мышки. Стучал. Мышку кликал. Еле дозвался. Клюёт корм.

Сова.

Серьёзная.

На пихте.

Сидела и слышала весь разговор. Пожалела воробья, поделилась своими запасами с воробьём. Сбросила мороженых червяков, сушёных грибов. Пристыдила мышку, решила её проучить. Сова на мышей охотится.

9

«Как у бурундука спина полосатая стала»

Медведь.

Умный, сердитый.

Лес, одна нора.

Река.

Жили дружно. Ловит рыбу и на берег кидает. Ест рыбу. Поспорил с бурундуком. Решили всю ночь сидеть. Сел. Попытался бурундука схватить.

Бурундук.

Маленький, глупый.

На спине остались лишь пять полосок.

Лес, одна нора.

Река.

Жили дружно. Ест рыбу.

Стал спорить с медведем. Решили всю ночь сидеть. Сел. Решил медведя обмануть.

Вперёд прыгнул.

10

«Хочу, не хочу»

Заяц и Зайчиха.

Доверчивые, наивные.

Дом. Лес.

Чужих детей приносили. Уговаривали сына, бегали по лесу, листочки вкусные собирает. Пошли в лес.

Зайчонок-Снежинка.

Глупый. Ленивый.

Дом. Лес.

Родился. Быстро растёт. Не играет, не ест, всё время плачет и кричит. Поест и опять кричит. Пошли в лес. Со зверями не играет, еду не ищет, кричит: «Не хочу ходить! Домой хочу!». Увидел лисий хвост, перестал плакать. На хвост пушистый смотрит. Захотел хвост как у лисы. С хвостом игрался, листья рвал, ел. Испугался, закричал. Лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился, бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит: «Нет, хоть и маленький хвост, зато мой».

Лиса.

Хитрая. Игривая.

Лес.

Услышала. Тихонько приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет. Оборачивается, комара смахивает.

Рябчик с внуками.

Отзывчивый.

Дом зайцев.

Говорит: «Что скоро будут у зайцев сын».

Орёл.

Серьёзный.

Лес.

Сверху увидел, вниз спустился, схватил Снежинку за хвост и потащил, чтобы съесть.

11

«Бурундучок»

Бурундучок.

Слабый.

Лес.

Ходил, ходил, вернулся обратно. Поёт. Слышит, кто-то в доме. Испугался. Пошёл кого-то искать. Увидел зайчишку. Танцевать стал.

Зайчишка.

Глупый.

Лес.

Бежит, увидел бурундука, пошёл с ним, дом освобождать. Увидели лису. Танцевать стал.

Лиса.

Хитрая, склонная к обману и уловкам

Лес.

Бежит. Увидела бурундука и зайчишку, пошла с ними дом освобождать. Говорит бурундуку: «Я не справлюсь, пойдём ещё кого-то искать». Одной лапой играет на музыкальном инструменте, типа скрипки. Другой лапой дыру отверстием роет.

Медведь.

Сильный.

Лес.

Увидел бурундука, зайчишку и лису и пошли с ними дом освобождать. Вошёл в дом, увидел лягушку, прихлопнул её ладонью. Освободил дом, стал танцевать. Схватил бурундука когтями. Попытался схватить зайца за уши. Провалился в отверстие.

Лягушка.

Умная.

Посередине дома.

Сидит и поёт. От лягушки грязная лужа осталась.

12

«Зайчик и медведь»

Зайчик.

Трусливый.

Глухой урман-тайга

Жил. Пошёл в гости к Зайчонку на поляну. Спохватился, домой пора. Хвастался, что ничего не боится. Попрыгал домой, оступился у пня, закричал от страха. Разбудил медведя, пообещал, что больше не будет.

Зайчонок.

Наивный, доверчивый.

Поляна

Угощались заячьей капустой, наперегонки бегали, на солнышке грелись. Предложил проводить Зайчика.

Медведь.

Сердитый, добрый.

Лес.

Проснулся от заячьего плача, съесть угрожает Зайчика.

Предложил занозы из лапы вытащить. Вынул колючки, зализал Зайчику раны, вылечил.

13

«Плохие соседи»

Гагара.

Хитрая, хвастливая.

Урман. Густой хвойный лес.

Чебаков ловила. Через озеро новостями делится. Увидала Великана, полетела впереди, дразнится. Схватила сенгеп-деревянную колотушку-побила великана. Начала перед Куликом хвастаться, что Великана победила.

Кулик.

Хвастливый.

Урман. Густой хвойный лес. Возле озера.

Еду себе находил. Песни пел, Гагару будил. Увидал, что Великан ловушки куда-то понёс, догнал его, ткнул носом в плечо, в голову клюнул, щеку щипнул. Увёртывается от Великана, клюёт без передышки. Схватил сенгеп-деревянную колотушку-побил великана. Начал перед Гагарой хвастаться, что Великана победил.

Приложени3 Карты животного мира России и Ханты-Мансийского автономного округа– Югры

Приложение 4

Русские народные и Хантыйские сказки

Просмотров работы: 736