Отражение христианских мотивов в русских народных сказках

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отражение христианских мотивов в русских народных сказках

Кисленко М.Д. 1
1МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Дудукало С.В. 1Эргардт О.Р. 2
1МБОУ "Солнечная СОШ №1"
2МБОУ "Солнечная СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Святой Дмитрий Ростовский говорил: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, -доброе, худое, святое или грешное, Ангела или беса, - то останется на ней.

Так и дитя, какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат его, с таким оно и будет жить»[6]

Многим покажется, что сказка – развлекательная история, не более, но на наш взгляд, в сказках заложен глубокий смысл и богатый воспитательный потенциал.

Нас заинтересовала взаимосвязь сказки и библейского учения.

Актуальность проблемы определила тему нашего исследования – «Отражение христианских мотивов в русских народных сказках».

Цель исследования – поиск христианских мотивов в текстах сказок.

Объект исследования – христианские мотивы в сказках.

Предмет исследования – тексты русских народных сказок.

В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: в текстах русских народных сказок нашли отражение христианские ценности и заповеди о добре и справедливости, из чего следует, что сказки представляют богатый материал для духовно-нравственного воспитания.

Цель, предмет и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования.

1. Изучить тексты сказок и найти в них мотивы христианских заповедей.

2. Классифицировать тексты в зависимости от звучащих в них мотивов.

3. Выявить, какие христианские ценности проповедуются в сказках.

Методы исследования.

1. Работа с источниками литературы, Интернета и электронными ресурсами.

2. Сплошной выборки.

3. Сравнение (сопоставление)

Новизна исследования состоит в том, что нами сделан не только анализ русских народных сказок, но и выявлено, какие христианские ценности проповедуются в сказках.

Практическая значимость работы заключается в использовании её материалов на факультативных занятиях в младшей школе, на занятиях в дошкольных учреждениях, родителями и учителями-словесниками, которые заинтересованы в христианском воспитании детей.

Теоритическая часть

Словарь православных терминов

Приступая к написанию работы, мы в первую очередь обратились к словарям православной лексики и библейских образов, затем прочитали 60 русских народных сказок, собранных в сборнике А.Н. Афанасьева, изучили материал о христианском воспитании детей, чтобы затем искать его мотивы в сказках. (Приложение 2)

Послушание - как христианский мотив основывается, в первую очередь, на многочисленных образах людей, чьи отношения с Богом характеризовались верностью и повиновением Ему. Таким образом, мотив послушания служит ключом для понимания библейской картины угодных Богу взаимоотношений с Его народом.

Своево́лие - склонность решать и действовать, руководствуясь собственным разумением, собственной волей; обусловленные этой склонностью: решение, действие, поведение; пренебрежение чужой волей (желанием, рекомендацией, требованием и т. п.); то же, что самочинство.[5]

Назначение женщины – быть для мужчины помощницей ему. А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная.

Смире́ние - христианская добродетель, противоположность гордости; то же, что смиренномудрие; послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника). Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

Служе́ние - исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему.

Доброта - стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.

Жаление - чувство милосердия к тем, кто находится в беде, у кого горе, понимание их проблем; сердечное отношение, душевная боль при виде чужих страданий.

Храбрость - черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения нравственных и духовных целей.

Жадность - сестра зависти и себялюбия; ненасытность, алчность, скупость; проявление неудержимое стремления к получению чего-либо в большем, чем необходимо, количестве.

Щедрость - отсутствие скупости, материальное пожертвование, благотворение, оказание помощи; великодушие, душевная щедрость, желание бескорыстно делиться идеями, с радостью передавать другим свои творческие, научные и другие достижения.

Сча́стье - удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. В человеке изначально заложено стремление к Богу как к Источнику жизни и всяческих благ. Полноценное счастье обретается только с Богом, в Боге. [1]

Проанализировав имеющийся материал, мы выделили следующие компоненты христианского воспитания:

1.Основное начало нравственности – вера в Бога.

2. Основная задача в деле воспитания – раскрытие совести.

3. Ребёнок должен не только знать силу доброе и желать его, но и иметь силу его достигнуть.

И все эти мотивы мы находим в русских народных сказках.

Практическая часть

Мотив послушания и своеволия.

Дети, находясь под покровом родного дома, слышали и видели образец добродетелей в лице своих родителей и не смели их ослушаться.

Так в сказке «Царевна-лягушка» мы помним повеление отца искать своим сыновьям невест. Нарушь Иван-царевич отцовское благословление и не возьми в жёны лягушку, на которую указала ему стрела, не получил бы в дар такую дивную жену – Василису Премудрую.

Обратимся к сказке «Сивка-бурка». Здесь также мы видим, что на просьбу батюшки выбрать себе невест, сыновья отвечают: «Так что ж, батюшка, благослови». А, что значит это слово «благослови?»

Благословение – это одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое - либо доброе дело. Вместе с родительским благословением на доброе дело человек получает уверенность, что на верном пути, и это придаёт ему силы. [6] В сказке «Сивка-бурка» Иванушка, единственный из троих сыновей выполнил батюшкин наказ и за послушание отцу он получил награду – Василису Премудрую. Ведь если бы не послушался Иванушка-дурачок своего отца, не стал бы добросовестно стеречь пшеницу, весь век лежать бы ему на печи «да сопли на кулак наматывать».

Эти же мотивы мы наблюдаем и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Все это – за послушание батюшке. Недаром в народе говорят: «Кто родителей почитает, того Бог не забывает».

Таким образом, мы пришли к выводу, что в сказках прослеживаются христианские мотивы: послушание и терпение как очень важные свойства характера; послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие в самоуправстве; благословение – это напутствие на доброе дело и дарование помогающей силы; слово отца-закон.

Мотив высокого предназначения женщины.

Рассмотрим христианские взгляды на предназначение женщины. Если сын первый помощник отцу, то дочь- матери. Родители целый день работали и часто всё домашнее хозяйство оставалось на попечении девочек. С ранних лет мать обучала дочь всему, что умела сама: шить, стирать, готовить, прясть, вязать, доить коров, ухаживать за скотиной… С давних времён в девушках ценятся такие качества, как доброта, скромность, женственность, милосердие, трудолюбие, почитание родителей и стариков. Ничто не может украсить девушку, как добрые глаза, ласковая улыбка, тихий нежный голос и скромность. [4]

Вновь обратимся к сказке «Царевна-лягушка». Вспомним первое задание царя своим невесткам-испечь хлеб. Недаром в народе говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Второе задание – соткать ковер – также очень важное. От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме, но и то, как и во что будет одета вся семья. Об этом гласит пословица «Красна пава перьями, а жена уменьем». И наконец, третье задание –танец.

Вспомним других невесток царя. Они выглядят смешными, потому что являются плохими хозяйками. Также героини глупы и завистливы.

Мы пришли к выводу, что тепло и уют в доме создаётся женой, которая должна уметь делать всё: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову к празднику показать. Эти мысли подтверждаются и другими сказками: «Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Финист - ясный сокол».

Мотив смирения и служения.

Анализируя сказки, мы видим, что счастье в конце получают герои послушные, терпеливые и смиренные. Вспомним Ивана из «Царевны-лягушки», Иванушку из «Сивки-бурки». Они проявляют смирение. Смирение, послушание, терпение, скромность и есть те качества которые всегда почитались в народе.[2]

Рядом со смирением прослеживается мотив служения. Почему в «Сивке-бурке» Иванушка только с третьего раза допрыгнул до царевны? Наверное, не потому что Сивка-бурка не мог, а потому что Иванушка ещё не был готов выйти на царское служение. Православные христиане твёрдо верят, что, живя по Правде Божией, человек уберегает себя и своих близких от многих бед. Иванушка, будучи самым младшим и глупым в своей семье, прошёл через боль, страдание и унижение, не озлобившись, оставаясь добрым, послушным и смиренным, и тем самым заслужил право быт царём.

Таким образом, на примере сказок, мы видим, что смирение-важная черта характера и поведения человека, за которую даруется счастье, а служение - это, прежде всего готовность к ответственности.

Мотив доброты и жалости ко всему живому.

Читая сказки, нельзя не заметить, что положительные герои стараются следовать правилу «за добро добром платят». Так в сказке «Царевна-Лягушка» Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, помог щуке. Он пожалел их, сжалился. Почему звери помогали Ивану –царевичу? Он их пожалел, и они его пожалели. Добро, сотворённое нами, к нам же и вернётся. Мотивы добра и жалости ко всему живому мы видим во многих сказках: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Иван вдовий сын» и других.[3]

Мотив храбрости и славы, щедрости и жадности.

Есть замечательная пословица: «Имя дают родители, славу добываешь сам». О том, как можно добыть славу и что это такое, мы также можем прочитать в народных сказках. Например, в сказке «Иван крестьянский сын» герой оказался на краю гибели. Ивану было страшно, но он победил свой страх, потому что понимал, что обязан защищать свою мать, свою родную землю. Русский народ даже такую пословицу сложил: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт». Поведение Ивана полностью совпадает с мудростью этой пословицы.

Давайте вспомним, ради чего Иван совершал свой подвиг? Защищал землю русскую. Что имеется в виду под словом «земля русская? В первую очередь это люди: дети, матери, жёны, сёстры, старики, а также всё, что находится на земле русской: леса и поля, реки и озёра, храмы и простые избы, каждая травинка и былинка – это всё земля русская!

Вдумавшись в смысл сказок, мы понимаем, что герой – не тот, кто не боится, а тот, кто может победить свой страх; что человек должен быть щедрым, независтливым и всегда защищать слабых. Эти христианские мотивы прослеживаются в сказках: «Морозко», «Злая мачеха», «Дочка и падчерица» и других.

Мотив счастья внутри человека.

Мы привыкли к тому, что многие сказки заканчиваются словами: «Стали они жить да поживать». А в чем заключается это счастье? Для Ивана-крестьянского сына счастье – это спокойствие и счастье других людей: «Люди стали жить без страха». Сказки говорят нам о том, что счастлив тот, у кого это счастье внутри. Если человек постиг Правду Божию, живёт по нравственным законам христианства, он счастлив.

Проанализировав прочитанные русские народные сказки А.Н. Афанасьева, мы составили классификацию сказок по мотивам. (Приложение 1)

Заключение

Таким образом, проанализировав сказки, мы пришли к выводу, что сказки представляют богатый материал для духовно-нравственного воспитания, так как в них нашли отражение библейские заповеди и ценности, такие как:

- ценность мира как общего дома для всех жителей Земли;

- ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности;

- ценность любви к Родине, народу как проявление духовной зрелости человека выражается в осознанном желании служить Отечеству;

- ценность природы как осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;

- ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка;

- ценность добра как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;

- ценность красоты как совершенства, гармонии;

- ценность труда и творчества как стремление к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей;

- ценность свободы выбора как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Мы, раскрывая христианские мотивы в русских народных сказках на примере сказок А.Н. Афанасьева, доказали, что русские народные сказки не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и воспитывают в нас уважение к старшим, смирение, терпение, трудолюбие, отвагу, милосердия и сострадания. Гипотеза подтвердилась. Задачи выполнены. Цель достигнута.

Список использованных источников и литературы

1. Азбука Веры - https://azbyka.ru/naznachenie-zhenshhiny-po-ucheniyu-slova-bozhiya, 2005г.

2. Болтенкова Т.А. «История русской традиционной культуры». Ханты-Мансийск, 2012 г.

3. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева.-М.:- «Художественная литература», 1982 г.

4. Седов А.К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9

5. Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. Год: 2005. Издательство: СПб: Библия для всех

6. Стрижев А.А. Православная педагогика: страницы истории. – М.: «Паломник», 1999.

7. Шамаева С.Е. Апология сказки. - Воронеж: «Левый берег», 1996.

Приложение 1

Классификация сказок А.Н. Афанасьева по христианским мотивам:

Мотивы

Сказки

Мотив послушания и своеволия

«Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Морозко», «Неосторожное слово» и другие.

Мотив высокого предназначения женщины

«Царевна-лягушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Финист - ясный сокол», «Купленная Жена», «Царевна-змея», «Жена-доказчица», «Царица-музыкант», «Мудрая дева», «Василиса Прекрасная», «Сказка о злой жене» и другие.

Мотив смирения и служения

«Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Чья одежда лучше» и другие.

Мотивы доброты и жалости ко всему живому

«Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Иван вдовий сын»,

«Волшебное кольцо» и другие.

Мотивы храбрости и славы, щедрости и жадности

«Иван крестьянский сын», «Морозко», «Злая мачеха», «Дочка и падчерица», «Кощей Бессмертный», «Неосторожное слово», «Про солдата и Петра Первого», Петр Первый и находчивость солдата»,

«Петр Великий, монахи и отставной солдат», «Никита Кожемяка» и другие.

Мотив счастья внутри человека

«Иван крестьянский сын», «Хитрая наука», «Каша из топора», «Жар – птица и Василиса царевна» и другие.

Приложение 2

Изученная литература

Просмотров работы: 134