Введение
При слове «Фольклор» возникает для нашего времени необычный образ: самовар, сарафан, матрешка , балалайка - нечто декоративное, архаичное, мало имеющее отношения к современной жизни. Но УНТ - это то самое устное народное творчество, которое не будет умирать до тех пор, пока люди нуждаются в общении . Фольклор соприкасается с бытом. Никакое другое искусство не представлено так ярко и разнопланово в быту. Именно этим и объясняется его живучесть. Фольклор «возникает» в нужных ситуациях. При этом он необычайно точен и меток. От частушки человек улыбнется, от сказки - задумается.
Итак, если давать определение фольклору, то это меткое, живое слово, сказанное в нужное время.
Устное народное творчество (далее УНТ) можно разделить на две большие группы:
1. Детский.
2. Взрослый
УНТ можно рассматривать с двух точек зрения:
1.Традиционный
2. Современный.
Детский фольклор можно классифицировать как :
Устное народное творчество, придуманное и воспроизведенное взрослыми для детей.
Фольклор, придуманный и воспроизведенный самими детьми.
В работе рассматривается детское устное народное творчество современности, создание и употребление его самими детьми.
Актуальность работы:
Обращение к этой теме объясняется тем, что с разрушением традиционной русской устной культуры современные дети приобретают навязанные «чужие» культуры, что ведет к серьезной переориентации вкуса взглядов детей.
В связи с этим нами были поставлены цели и задачи научно- исследовательской работы.
Цели работы :
Краткий анализ современного состояния традиционных и относительно новых жанров детского фольклора.
Мониторинг современной детской фольклорной ситуации.
Задачи :
1. Провести опрос учащихся 1-11 классов на знание жанров УНТ
2. Проанализировать элементы УНТ, выявленные в опросе, классифицировать их на традиционные и новые. Исследовать состояние новых тем современного детского и юношеского УНТ.
3. Проанализировать перспективу существования детского фольклора.
Предметом исследования работы является современный детский фольклор, придуманный детьми.
Объектом исследования является изучение жанров современного детского фольклора, появления новых тем и жанров устного народного творчества.
Экспериментальная база:
В исследовании представлены примеры жанров детского современного фольклора, собранные учащимися МОУ СШ № 128 Дзержинского района Волгограда. Также использовались печатные источники.
Практическое применение:
Различные темы и жанры современного устного народного творчества при тактичном использовании могут стать диагностическим материалом для исследования менталитета, эстетического, нравственного уровня развития ребёнка.
§ 1. Работа с экспериментальной базой.
Для решения задач нашей работы нами был проведен опрос учащихся 1- 11 классов МОУ СШ № 128 г. Волгограда.
В опрос младших классов были включены вопросы:
Назовите загадку, которую вы слышали.
Назовите скороговорку, которую слышали.
Назовите считалочку , которой пользовались при игре в различные игры.
В опрос учеников средних классов были включены следующие вопросы:
1. Отгадайте загадку: «Зимой и летом – одним цветом» Напишите все варианты ответов, которые вы слышали.
2.Продолжите считалку «На злотом крыльце сидели….»
3. Напишите дразнилки, известные вам.
4. Напишите кричалки, известные вам.
5. Напишите частушки, известные вам.
6. Напишите анекдоты, известные вам.
7. Напишите «садистские стишки», известные вам.
8. Напишите страшную историю, которую слышали (страшилки)
9. Напишите вызывания, известные вам.
По результатам опроса было выявлено:
Около 30 % детей не знают никаких жанров УНТ
70% детей знакомо с традиционными темами и жанрами УНТ.
5 % детей сами предлагали сочинить страшилки, частушки и пр.
Около 25% учащихся написали элементы УНТ, рожденные в наше время.
§2. Исследование состояния традиционных и новых тем современного детского и юношеского УНТ.
Была проведена классификация отобранного материала на предмет традиционного и нового фольклора
2.1. Получив задание написать загадки, которые ученики младших классов знают, многие вспомнили традиционные народные загадки, такие как
Не лает, не кусает ,а в дом не пускает ( замок). Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает ( лук) и др.;
были и загадки на сообразительность, загадки, которые появились недавно, например:
Стояло два дома: один бедный, другой богатый. Случился пожар. Оба дома загорелись? Приехала полиция . Вопрос: какой дом будет тушить полиция первым?»
Загадка «Зимой и летом одним цветом» в современном мире имеет самые неожиданные ответы: елка, нос у алкоголика, рояль, синяя краска.
Нами было замечено, что такие традиционные жанры устного народного творчества, как скороговорки, загадки претерпели малые изменения.
2.2. Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда используя тексты считалок, ставших уже традиционными, или подбирая новые.
Вот считалки, которые знают дети нашей школы:
Традиционные:
«1,2,3.4,5 вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает прямо в зайчика стреляет…»
«Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар, аты-баты, что купили, аты-баты самовар».
В 90-ххг. ХХв считалка «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай умных людей» имела разные продолжения, такие как
На златом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри,
Дядя Скрудж и три утёнка,
А водить-то будет Понка!
У современных детей эта считалка не пользуется популярностью. В лучшем случае ее дети знают в традиционном варианте.
А вот считалки модернизированные:
« Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки, кому два, кому три – дирижером будешь ты!»
«Петух сидел на лавочке, считал свои булавочки. А одну недосчитал и в Америку попал. А в Америке война - застрелили петуха»
2.3. Дразнилки. По результатам анализа было выявлено, что дразнилки сейчас дети практически не сочиняют.
Традиционные дразнилки: Ябеда- карябеда, соленый огурец, на полу валяется , никто его не ест. Жадина-говядина соленый огурец, на полу валяется , никто его не ест, муха пролетела, понюхала и съела.
Кричалки.
Сам жанр УНТ появился относительно недавно – где-то в середине ХХ в.
Дети знают как уже ставшими традиционными кричалки, так и появившиеся недавно.
Традиционные:
Крути педали, пока не дали. На помойке свет горит- тренируется «Зенит»
Новые:
Наш девиз 4 слова – чтоб сгорела ваша школа..
Частушка.
Жанр у детей совсем не популярный. Дети писали частушки, которые были прочитаны в литературе.
Анекдот
Анекдоты также были взяты из письменных источников. Особый интерес вызвал современная новая история, по подобию анекдота:
Лайфхак: В случае природной катастрофы ( землетрясение, обвал и т.д.) суйте в карманы сосиски, чтобы поисковые собаки быстрее вас обнаружили.
В ХХ в появляется новый жанр детского УНТ – «садистские стишки»
Появление садистских стишков связывают с поэтизацией жестокости, это соревнование в кощунственном остроумии, когда осмеиваются все ценности - семейные, дружественные и пр. Здесь смех в отличие от анекдотов не добродушный, а агрессивный. Современные дети школы № 128 такие «стишки» знают:
Маленький мальчик по стройке гулял
В бочку с бетоном случайно упал,
Утречком мама идет в магазин
Ей из стены улыбается сын.
В лесу родилась елочка
Под ней сидел бандит
И ждал, когда снегурочка
Притащит динамит.
В лесу родилась елочка
Над нею провода
четыре замыкания
И елочке хана!
Маленький мальчик зашел в трансформатор
Вышел оттуда второй терминатор.
2.8.Страшилки.
Их пик популярности приходится на 70-80-е гг XX века, на наш взгляд, постепенно переходят в “стадию консервации”. Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих “страшное”, до многочисленных фильмов ужасов).
С другой стороны, постепенно утрачивается и одно из главных условий процветания жанра - тайность его бытования. Из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки ныне становятся предметом всеобщего достояния.
Современные дети вспомнили страшные истории о белых привидениях (медсестре, вожатом, клоуне и пр). Появились истории о «Кровавой Мери» Сюда добавились придуманные истории про Слендермена.
( История, придуманная комиксами , а затем «обросшая» выдуманными детьми событиями)
Вызывания.
Один из самых популярных и почти неизученных жанров детского фольклора - это “вызывания”. Имея несомненную мифологическую природу, они прочно сочетают слово и действие, соединение которых должно способствовать появлению кого-либо из желанных персонажей. Кого вызывают современные дети? Это Фея( из сказки) , черноё пятно (из страшилки), гномики, “матерный король”, “жвачная корова”, и т.д. Обязательно проведение ритуала ночью или в темноте и при отсутствии взрослых. Иногда “вызывания” производятся ради самого “появления”, эмоциональной встряски, сопровождающей действо. Иногда — с целью задать вопросы (тогда “вызывания” наиболее близки к девичьим гаданиям и спиритическим сеансам взрослых). Подчас у вызываемых просят что-либо (например, у “жвачной коровы” - жвачку).
Самый популярный персонаж “вызываний” и одновременно самый опасный - это Пиковая Дама. Истоки образа - в карточном гадании, в повести А.С. Пушкина и опере П.И. Чайковского. В этом ритуале бывает задействован почти весь арсенал магической атрибутики: зеркало, свечи, капли духов и т.д.
У современных детей существует вызывание некоего «Чарли», происхождение которого толком и не знает. Его вызывание похоже на спиритический сеанс. Его вызывают, чтобы задать вопрос.
§3. Изменение в жанрах детского современного фольклора
При изучении состояния детского современного фольклора мы пришли к выводу, что современный детский фольклор продолжает существовать далеко не во всех жанрах и темах УНТ. В чем же причина? На наш взгляд причины в следующем:
Устное творчество характерно именно тем, что придуманные самими детьми элементы УНТ передаются устно. Появляется возможность эти элементы прочитать, посмотреть, услышать в литературе, кинематографе, радио, в сети Интернет. Отпала необходимость их сочинять.
Изменение проведения досуга детей. Появление огромного количества телефонных и компьютерных игр, в которых дети играют либо по одному, либо он-лайн, отпала необходимость в считалочках и жеребьевках.
Ускорение жизненного процесса. Детям некогда сочинять и рассказывать страшные длинные истории, сказки. Более короткие жанры остаются более актуальными.
Дети стесняются петь. Сейчас дети больше слушают музыкальные произведения, чем из пропевают. Частушки стали неактуальными. Куда более актуальным стал Рэп. По сути это тоже элемент УНТ, но не русской культуры.
Заключение.
После проведенных исследований и анализа состояния детского современного УНТ мы пришли к следующим выводам.
Выводы:
Мониторинг современной фольклорной ситуации ещё раз доказывает, что детский фольклор динамичен и мобилен;
Изучая литературу по выявлению мобильности детского фольклора, мы пришли к выводу, что сейчас в наше время, появление новых жанров резко сократилось.
Пополнение текстового состава жанров УНТ идёт за счёт “модернизации” старых текстов.
Жанры устного народного творчества постепенно укореняются в литературе, Интернете, что способствует большему чтению анекдотов, кричалок, загадок и прочее, и меньшему рассказыванию и сочинению;
Новые жанры фольклора неизбежно должны появляться. Ибо в появлении и развитии новых видов детского фольклора - перспективы дальнейшего существования устного народного творчества.
Библиография
1. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор: Кн. для учителя и учащегося - М.: Просвещение, 1995г.
2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки - М.: Просвещение, 1990 г.
3. Русский фольклор -М.: Художественная литература,- 1985 г. - (классики и современники)
4. Русский литературный анекдот конца XVIII- начала XIX века -М.: Худож. лит., 1990.
5. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой.- М.: Ярославль,- 1997 г.
6. http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem10.pdf
7. . http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/6612/1/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8C-%20%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA.%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA.%20%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB.%202018.pdf
8. https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovyy-sostav-sovremennogo-detskogo-folklora-yaroslavskoy-oblasti