Введение
Книга – это великое чудо из всех чудес,
сотворённых человеком
А.М. Горький.
Актуальность: Недавно я услышал по телевизору очень необычное слово – Куала–Лумпур, мне стало интересно, что оно означает. Оказалось, что Куала-Лумпур - это город в Малазии и в 2020 году ЮНЕСКО объявили его Всемирной столицей книги. Мне показалось это очень необычным. Я решил узнать, кто и почему выбирает такие города и правда ли, что «Город, который читает – это город, которому небезразлична его судьба». [2]
Проблема: Почему всемирные организации озабочены проблемой отсутствия интереса к чтению и почему сейчас очень редко можно увидеть детей, которые сами читают, а главное любят этим заниматься?
В своем исследовании я изучил, как обстоят дела с чтением среди моих ровесников.
Цель исследования: проанализировать количество читающих детей, и дать рекомендации, чтобы число таких детей увеличилось.
Объект исследования: учащиеся 3 классов МАОУ СОШ №55 в г. Перми.
Предмет исследования: анализ уровня вовлеченности в чтение школьников.
Гипотеза: Любого ребенка можно заинтересовать книгой.
Для решения поставленных задач, мной были использованы следующие методы исследования:
- теоретический: мной был изучен вопрос о присвоении городам титула Всемирной столицы книги.
- анкетирование, в котором приняли участие ребята в возрасте 9 - 10 лет.
Практическую значимость своей работы я вижу в том, что она поможет взрослым, заинтересовать нас – детей читать книги. А детей – задуматься правильно ли они тратят свое свободное время.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
(пословица).
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова: Книга - это, «произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом.». [1] Текст может быть: научным, литературным, развлекательным. Текст может быть стихотворным, а может быть прозой. На любой вкус. Книга – это источник знаний, мудрых советов, книга рассказывает о прошлом и может показать будущее. Когда дети маленькие, родители часто читают им потешные стихи, сказки, веселые рассказы, именно из них дети понимают, что - добро, а что - зло, кто - прав, а кто - виноват. Почему же всемирные организации озабочены проблемой отсутствия интереса к чтению и почему сейчас очень редко можно увидеть детей, которые сами читают, а главное любят этим заниматься?
Всемирная столица книги.
23 апреля весь читающим мир отмечает Всемирный день книги и авторского права. Именно в этот день титул Всемирной столицы книги переходит от города к городу. Впервые в 2001 году этим титулом был награжден Мадрид. «Мероприятие имело большой успех, поэтому Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение сделать назначение Всемирной столицы книги ежегодным мероприятием» [3]. Каждый год представители ЮНЕСКО, Международной ассоциации издателей, Международной федерации книготорговцев и Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений выбирают новую столицу. Это очень почетное звание для города, но оно не предполагает никаких финансовых вознаграждений, наоборот, это очень затратное для города мероприятие. Одно из условий для претендентов является возможность «профинансировать культурные программы и привлечение к участию местного научного и литературного сообщества» [3].
Города, которые номинируются на роль столицы книги обязаны предоставить на рассмотрение программы, которые поощряют и способствуют чтению. «Программы должны будут продолжаться с одного Всемирного для книги и авторского права до следующего. Комитет по выдвижению кандидатур обращает внимание на определенные критерии:
- степень участия на всех уровнях (от муниципального до международного);
- потенциальный эффект от программы;
- размах и качество предлагаемых кандидатами мероприятий, а также степень охвата в них писателей, издателей, книготорговцев и библиотек;
- любые другие проекты, популяризирующие книги и чтение;
- степень соблюдения программой принципов свободы слова, зафиксированных уставом ЮНЕСКО» [3].
В 2020 году всемирной столицей книги был выбран город Куала – Лумпур (Малазия). Этот город был выбран в связи с тем, что здесь особое значение уделяется инклюзивному образованию, развитию общества, основанного на знаниях и доступному чтению для всего населения.
«Под лозунгом «Куала-Лумпур читает – чтение как социальная проблема» программа посвящена четырем темам: чтению во всех его видах, развитию инфраструктуры книгоиздательства, инклюзивности и цифровой доступности, а также расширению прав и возможностей детей посредством чтения. Программа также предусматривает построение «книжного города» (Комплекс Кота Буку), проведение кампании по популяризации чтения среди пассажиров поездов, повышение качества цифровых услуг и доступности Национальной библиотеки Малайзии для инвалидов, а также предоставление новых цифровых услуг в 12 библиотеках бедных жилых районов города Куала-Лумпур». [2] Цель города состоит в том, чтобы воспитать культуру чтения, облегчая повсеместный доступ к книгам.
23 апреля 2021 года титул «Всемирной книжной столицы» будет передан городу Тбилиси. Город обязуется продвигать книги и в течение года проводить тематические мероприятия: книжный фестиваль для детей, цифровой проект по созданию игр на основе книг и восстановление первого грузинского издательского дома. «Программа, лозунг которой «Итак, ваша следующая книга…?», фокусируется на использовании современных технологий в качестве инструментов для продвижения чтения среди молодежи, а также среди читателей, имеющих ограниченный доступ к книгам. Основная цель города – популяризация чтения и повышение доступности книг для всех социальных уровней». [5]
Мы видим, что проблема снижения интереса к чтению книг стоит остро во всем мире и всемирные организации стремятся бороться с этой проблемой. Попытаемся разобраться в причинах, почему дети не стремятся брать в руки книги.
Современный мир – мир технологий.
Современный мир – это мир технологий. Технологии во многом облегчают нашу жизнь, многое нам дают, но многое и забирают. Сегодня очень быстрая жизнь, особенно у детей. Общение в социальных сетях, игры в смартфоне, динамичные видео на YouTube, картинки ВКонтакте - все это быстро грузится, перелистывается. Информацию сейчас можно узнать за пару минут в телефоне, и на фоне всех этих вещей книга проигрывает, потому что статичный текст не сравнится с динамичным видео. Современным детям очень сложно усидеть даже несколько минут на одном месте и смотреть на буквы, им необходимо движение. Но в большинстве случаев, в интернете дети проводят время бесполезно. Чаще всего интернет ролики направлены на развлечение, а не на образование. Как гласит известная цитата Фелиции Жанлис - "Тот, кто читает книги всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор". Под телевизором же подразумевается не только телевизор, но и другие гаджеты, в которых глупеют люди.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ей пользоваться.
Значительная часть современных школьников испытывает затруднения при формулировании своих мыслей. Это прежде всего связано с тем, что дети перестали читать книги, ведь именно книги позволяют развивать культуру общения. Кроме того, во время чтения человек обращает внимание на написание слов, строение предложений и орфографические особенности текста, что развивает грамотность. Когда читаешь, невольно начинаешь фантазировать, но при этом необходимо много анализировать и вдумываться в прочитанное. В то время, как видео дает информацию в упрощенном виде и мозгу не требуется много усилий для обработки. Книги просто потеряли свою привлекательность. Кроме того, увеличилась нагрузка на детей. Школьники готовятся к экзаменам, занимаются в различных кружках дополнительного образования, им просто не хватает время, чтобы взять книгу в руки. Чтение требует время и полное отключение от внешней среды, в отличии от социальных сетей, которые можно просматривать на бегу.
Таким образом, на фоне всемирного снижения интереса к книгам, я решил посмотреть, как обстоят дела в моем окружении. Как школьники 9-11 лет относятся к чтению книг.
2. Люди перестают мыслить, когда перестают читать (исследование).
Предмет моего исследования – анализ уровня вовлеченности в чтение школьников 9-11 лет. В январе 2021 года мной было проведено анкетирование среди учащихся МАОУ «СОШ №55» г. Перми. Школьникам было задано 9 вопросов, анкета прилагается (Приложение 2).
По результатам анкетирования, я пришел к выводу, что из 60 человек, которых я опросил, только 17 учеников, а это 28% готовы свое свободное время потратить на чтение книг. 57% всех учащихся тратит свое время на просмотр телевизора или за каким-либо гаджетом.
2.2. Чтение для ума – то же, что физическая нагрузка для тела.
Чтобы быть всесторонне развитым человеком необходимо читать книги и для этого мало читать только книги, рекомендуемые школьной программой, хотя многие и это не могут осилить. Я решил поинтересоваться, многие ли мои ровесники читают книги, которые не задает нам учитель. Таким образом, я выяснил (Диаграмма №2), что 42% (25 человек) очень редко читают книги, т.е. почти половина опрошенных не стремятся развиваться, узнавать что-то новое. Удивило, что 27% опрошенных читает каждый день, это радует.
Вывод: всего лишь 28% опрошенных предпочитают проводить свободное время с книжкой и делают они это ежедневно.
2.3. Любить чтение – это обменивать часы скуки на часы большого наслаждения.
Кругом говорится о необходимости читать книги, но есть ведь вещи, которые могут не нравиться, я решил узнать, может школьники не читают, потому что им не нравиться этим заниматься (Диаграмма №3). Но на удивление, всего лишь 9 человек (15%) из 60 отметили, что им не нравится читать книги, а 85% опрошенных ответили, что им нравится читать книги. Почему же так мало читающих, может они выбирают не те книги?
Вывод: 85% школьникам нравится читать книги.
2.4. Выбирать книги для своего или чужого чтения – не только наука, но и искусство.
В школе нас направляет учитель, он обозначает нам те книги, которые обязательны для прочтения, а может и рекомендовать, что-то интересное, но одной только школьной литературы недостаточно для развития личности. Я решил узнать, кто помогает ребятам выбирать книги для чтения (Диаграмма №4). Как показывает анализ 58% учащихся сами выбирают книги для прочтения, а 38% обращаются за советом к старшим членам семьи. Но в таком возрасте, дети еще не могут определить хорошая перед ними книга или нет, будет им интересно ее читать или нет.
Наш учитель на уроках литературного чтения часто проводит библиотечные уроки. Нас учат работать с аннотациями, отзывами, чтобы мы могли сами анализировать книги. Так же мы учимся сами писать аннотации к прочитанным нами книгам. Целью таких уроков является – заинтересовать детей читать книги. На мой взгляд, ребятам надо чаще обращаться за советом к взрослым, они помогут подобрать интересную книгу и тогда число читающих с каждым денем будет гораздо выше.
Вывод: 58% учащихся сами выбирают книги для прочтения, а 38% обращаются за советом к старшим членам семьи.
2.5. У богатых людей - большая библиотека. У бедных – большой телевизор.
Еще несколько десятилетий назад считалось большой роскошью домашняя библиотека. Наши прабабушки и прадедушки стояли в очередях, чтобы приобрести желаемые экземпляры книг в домашнюю библиотеку. У нас дома до сих пор хранятся эти книги, аккуратно выставленные в шкафах. В современных квартирах, чаще всего редко встретишь книжные стеллажи. Откуда современному ребенку достать книгу? В каждой школе есть школьные библиотеки, школьнику не надо будет бегать по магазинам и тратить время и деньги в поиске интересной книги, можно все найти в одном месте, а сотрудник библиотеки может еще и посоветовать, что выбрать по своему вкусу. Я решил узнать, много ли моих ровесников записано в школьную библиотеку. Статистика показывает, что только 25% (15 человек из 60) записано в школьную библиотеку (Диаграмма №5). Кроме того, мне удалось собрать интересную статистику посещения школьной библиотеки (Приложение №3). Оказалось, что за два первых месяца 2021 года школьную библиотеку посетили 23 учащихся 4-х классов, 7 учащихся 3-х классов, 12 второклассников и ни одного первоклассника.
Вывод: библиотеки посещают только 25% младших школьников. Неудивительно, что на сегодняшний день библиотеки, чтобы привлечь посетителей используют современные технологии. Сегодня во многих библиотеках можно встретить буктрейлеры – это короткие видеоролики, которые в художественной форме рассказывают, о чем книга. Другими словами, это – красочная динамичная реклама той или иной книги, на языке понятном современным детям.
2.6. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример тому!
Еще в 15 веке немецкий поэт Себастьян Брант написал стихотворение, в котором отметил, что дети учатся у своих родителей и поступают также, как они. Если родители читают, если дом наполнен хорошими книгами, ребенок скорее всего будет заинтересован чтением, и книга будет играть большую роль в его жизни. Я решил выяснить, читают ли современные родители книги (Диаграмма №6). Оказалось, что 73% родителей читают книги, а 27% ребят не видели, чтобы их родители проводили свое свободное время за книжкой. Если учитывать, что процентное соотношение детей, которые читают ежедневно или 1-2 раза в неделю, согласно нашему исследованию, составляет 58%, то можно отметить, что немецкий поэт был прав. Кроме того, родители 70% школьников, которые читают ежедневно, тоже читают книги, вот она преемственность. Но интересен тот факт, что 90% детей, которые редко читают, отметили, что их родители любят читать книги и читают. На мой взгляд, здесь виноваты именно родители, они не смогли заинтересовать ребенка, или ребенок настолько загружен дополнительными кружками, что ему не хватает времени погрузиться в удивительный мир книг. Чтобы заинтересовать книжкой, в детстве малышам мама ее читает в слух, но в 9-10 лет, ребенок тоже еще малыш, только ростом повыше, поэтому ему все так же интересно слушать. И я решил узнать, а читают ли родители своим детям книжки (Диаграмма №7). Оказалось, что всего 25% родителей читают детям вслух, и это грустно. Я очень люблю, когда мы с мамой садимся поудобнее на диван и мама начинает мне читать, это очень по –домашнему. Я хотел бы, чтобы все дети испытали такие же чувства.
Вывод: 73% родителей читают книги и только 25% родителей читают детям книги вслух.
2.7. Хотите узнать человека – посмотрите, что он читает.
Анализ показал, что 33% учащихся предпочитает читать рассказы, 30% - смешные рассказы и 27% сказки. Самыми популярными рассказами среди учеников 9-11 лет оказались рассказ Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и рассказ А. Гайдар «Тимур и его команда». Видимо, когда ребята отвечали на вопрос, что они всегда сами определяют, что читать, они лукавили, я тоже читал эти рассказы, но их мне советовала мама. Кроме того, среди детей пользуются популярностью книги про Гарри Поттера, но это, скорее всего, благодаря телевиденью, где постоянно показывают про него кино.
Вывод: самыми популярными книгами среди детей по-прежнему остаются книги советских писателей, таких как Николай Носов и Аркадий Гайдар.
2.8. Рекомендации, как привить ребенку любовь к чтению.
Вопрос, как привить ребенку любовь к чтению, волнует многих современных родителей. Однозначного ответа нет, но есть общие рекомендации, во время исследования мне попались рекомендации, предоставленные канадскими учеными, думаю для российских семей они тоже будут актуальными, их я попытался обобщить:
- начните с себя. Пусть ваш ребенок видит, как вы читаете. Это лучший способ показать ему, что чтение важно и для вас, и вы наслаждаетесь им. Ведь если мама все свободное время смотрит сериалы, а папа – спорт, то не ждите, что ребенок будет любить книги;
- начинайте читать ребенку в слух как можно раньше;
- постарайтесь читать каждый день;
- определите, что нравится вашему ребенку, обдумано подходите к выбору книги, ребенок будет с удовольствие читать то, что ему нравится;
- когда ребенок начнет читать сам, следите, чтобы это происходило каждый день. Пользу приносить только постоянное чтение;
- беседуйте с ребенком о прочитанных книгах, можно организовать совместное чтение, чтение по ролям. Ребенку будет очень интересно участвовать в семейном времяпровождении;
- участвуете в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения;
Интересное наблюдение было представлено канадскими исследователями: если к пульту от телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена достаточно высоко, нетрудно догадаться как ребенок будет проводить свое свободное время. Поэтому родители должны задуматься в какой обстановке растет их малыш. И приложить все усилия, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми, образованными и интересными людьми.
Заключение
Сегодня исследователи во всем мире отмечают наступление системного кризиса чтения. Специалисты ЮНЕСКО отмечают высокий рост неграмотных людей, при этом они отмечают неграмотность не в том, что люди не знают букв и не умеют писать и читать, а неграмотность в плане неспособности воспринимать короткий и несложный текст. Прежде всего это связано с недостатком начитанности и образованности.
Целью моей работы было проанализировать количество читающих детей, и дать рекомендации, чтобы число таких детей увеличилось.
В результате работы, мной были сделаны следующие выводы:
- из 60 учеников, только 17 свое свободное время тратят на чтение книг, а 34 учащихся предпочитают смотреть телевизор или сидеть с гаджетом;
- 28% опрошенных предпочитают проводить свободное время с книжкой и делают они это ежедневно;
- 85% школьникам нравится читать книги;
- 58% учащихся сами выбирают книги для прочтения, а 38% обращаются за советом к старшим членам семьи;
- библиотеки посещают только 25% младших школьников;
- 73% родителей читают книги и только 25% родителей читают детям книги вслух;
- самыми популярными книгами среди детей по-прежнему остаются книги советских писателей, таких как Николай Носов и Аркадий Гайдар.
Какие можно дать рекомендации, чтобы дети читали с удовольствие? На мой взгляд:
- надо ограничивать время, проводимое ребенком за телевизором, то есть родители должны контролировать ребенка в этом вопросе, тогда у него появится свободное время, и чтобы его чем-то занять, он потянется книге;
- надо следить, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Если это для него трудно, то можно читать по 10 минут, потом отдохнуть и еще 10 минут, так чередуя чтение с отдыхом;
- надо дать ребенку свободу выбора, чтобы он сам выбирал, что ему читать, можно вместе с ним сходить в книжный магазин, пусть выберет себе сам книгу. Во-первых, он выберет, то, что интересно ему, во-вторых, будет ответственность за выбор – надо прочитать. Помогите ребенку создать небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из интересных для него книг, это будет способствовать развитию любви к чтению и бережному отношению к книгам;
- родители, должны быть примером, если взрослые в семье будут читать, будут показывать, что это им доставляет удовольствие, то ребенок, глядя на них, тоже потянется за книгой. Очень хорошо, когда родители читают детям в слух, а потом обсуждают с детьми прочитанное, такие дети умеют обобщать, делать выводы и предположение. Чем больше родители будут разговаривать с детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет лучше учиться ребенку;
- использовать современные технологии, можно использовать электронные книги или аудиокниги, чтобы дети читали на привычных гаджетах.
Таким образом, я проанализировал, как относятся к чтению книг младшие школьники МАОУ «СОШ №55» в г.Перми и дал рекомендации, как увеличить число читающих детей.,
Список используемой литературы
Словарь русского языка Ожегов С.И.: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. –М.: Рус. Яз., 1987. – 797 с.
http://ru.unesco.kz/kuala-lumpur-named-world-book-capital-2020
https://ru.wikipedia.org
https://v-georgia.com/yunesko-vybralo-tbilisi-vsemirnoj-knizhnoj-stolicej-mira-na-2121-god
Приложения
Приложение №1
Словарь терминов
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
ЮНЕСКО - (англ. UNESCO; UnitedNationsEducational, ScientificandCulturalOrganization) — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Приложение №2
Анкета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
1. Чем ты предпочитаешь заниматься в свободное время? |
2. Как часто ты читаешь книги (не школьные) |
3. Нравится ли тебе читать книги |
|
||||||||||||||||||
|
1. |
просмотр телепередач |
|
1. |
каждый день |
|
1. |
да |
|
|
||||||||||||
|
2. |
компьютерные игры |
|
2. |
1-2 раза в неделю |
|
2. |
нет |
|
|
||||||||||||
|
3. |
чтение книг |
|
3. |
редко |
|
|
|||||||||||||||
|
4. |
чтение журналов |
|
3. |
не читаю совсем |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
4. Кто выбирает тебе книги для прочтения |
5. Какие книги ты выберешь для чтения? |
6. Ты записан в школьную библиотеку? |
|
||||||||||||||||||
|
1. |
Мама, папа, бабушка… |
|
1. |
сказки |
|
1. |
да |
|
|
||||||||||||
|
2. |
Сам |
|
2. |
рассказы |
|
2. |
нет |
|
|
||||||||||||
|
3. |
Советуют друзья, реклама |
|
3. |
смешные истории |
|
|
|||||||||||||||
|
4. |
комиксы |
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
7. Твои родители читают книги? |
8. Читают ли тебе родители книги? |
|
|||||||||||||||||||
|
1. |
да |
|
1. |
да |
|
|
|||||||||||||||
|
2. |
нет |
|
2. |
нет |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
|
9. Назови две книги, прочитанные тобой в последнее время |
|
||||||||||||||||||||
|
1. |
|
|
|||||||||||||||||||
|
2. |
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №3
Посещаемость школьной библиотеки в январе – феврале 2021г.
класс |
количество человек |
1 класс |
0 |
2 класс |
13 |
3 класс |
7 |
4 класс |
23 |
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
Диаграмма №5
Диаграмма №6
Диаграмма №7
Диаграмма №8