Эффективные приемы запоминания текста

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эффективные приемы запоминания текста

Петрова А.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей села Толбазы
Файзуллина Р.И. 1
1 МБОУ Лицей с. Толбазы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек за свою жизнь получает огромное количество информации. Но примерно половину по истечении времени забывает. Люди, считают, что хорошая память либо есть, либо её нет, что тут ничего не поделаешь. Но это совсем не так. Память — это функция мозга, являющаяся нашим органом. И если мы можем тренировать ноги, руки, органы дыхания, зрение, то мозг тоже можно тренировать. Мы узнали, что есть такие понятия, как «эйдетика» и «мнемотехника». Эйдетика «эйдос» в переводе с греческого – это образ. Уникальность нашей памяти и работы нашего мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов», т.е. запоминание идет через образ, через игру с ним. Главное, не надо ставить перед собой задачу запомнить текст, а нужно стараться увидеть и представлять. Люди всегда говорят, когда что-то не знают: «Не представляю!» И как правило говорят правду. Не представляя прочитанное, человек не сможет что-то запомнить.

Мнемотехника — система различных приёмов, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным, т.к. многие молодые люди жалуются на плохую память и кратковременное запоминание информации. Суть мнемотехники заключается в следующем. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту информацию. Стоит вспомнит одну цепочку этой ассоциации, мозг воспроизведёт все ранее соединённые образы.

Проблема исследовательской работы: обучающиеся не всегда могутзапомнить содержание художественного произведения.

Гипотеза: Запоминание текста будет эффективным, если использовать специальные приемы.

Актуальность исследовательской работы: при сдаче ОГЭ и ЕГЭ нужно приводить аргументы из художественного произведения, а без знания содержания текста этого нельзя сделать.

Цель: Изучить эффективные способы и приемы, помогающие запоминать содержание текста.

Проблемные вопросы:

1. Как обычно ученики запоминают содержание текста?

2. Почему содержание некоторых произведений трудно запомнить?

Задачи:

1.Изучить Интернет-ресурсы, узнать эффективные способы запоминания содержания текста.

2. Познакомить сверстников с приемами и способами, которые позволят быстро запомнить содержания текста.

3. Выяснить, есть ли проблемы у обучающихся при запоминании текстов.

4. Провести анкетирование в 8а классе.

Предмет и объект исследования: тексты художественной литературы.

Методы исследования: сбор и обработка информации, анкетирование, апробирование способов и приемов запоминания, обобщение всей полученной информаций.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Индивидуальные особенности памяти

У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений.

Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно вы­яснить, какая память — зрительная, слуховая или двигательная — больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти явля­ется доминирующим, часто отражается на школьной успевае­мости.

Визуалы с большим трудом восприни­мают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспри­нять и уж тем более запомнить на слух).

Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, ес­ли нет возможности услышать информацию (такие уче­ники часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник).

Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность.

1.2. Приемы запоминания содержания текста

Рассмотрим, какие приемы помогут легко запомнить рифмованный (и не только) текст.

Чтение стихотворения вслух. Этот приём подходит людям со слуховым восприятием- аудиалам. Нужно не просто читать вслух, а желательно это делать стоя перед зеркалом, четко выговаривая слова, расставляя логические ударения, делая паузы, соблюдая правильную интонацию. Чтение вслух способствует улавливанию и запоминанию ритма, который отпечатывается в памяти.

Записывание текста на бумаге. В этом случае будет работать двигательная память. Сначала читаешь несколько раз текст, затем записываешь то, что запомнилось. Таким образом, будет понятно, где существуют «пробелы», и каким моментам стоит уделить больше внимания. Когда записываешь стихотворение или прозаический текст, или проговариваешь вслух, работает несколько каналов памяти: зрительная, слуховая и двигательная. Это ускоряет и облегчает процесс запоминания в несколько раз.

Чтение нараспев. Можно текст положить на знакомую или любимую мелодию. Когда будешь петь, в памяти возникнут ассоциативные связи, что поможет запоминанию.

Разъяснение непонятных слов.  В поэтической речи часто встречаются малопонятные или устаревшие слова и выражения. Для облегчения восприятия следует разобраться с «непонятостями».

Например, изучая стихотворение А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», стоит поинтересоваться и узнать, что: Александрийский столп – это памятник царю Александру I в Санкт-Петербурге; слово «пиит» устаревшее «поэт»; а тунгусы – не имеют отношения к Тунгусскому метеориту, это название народа «эвенки». После выяснения значения непонятных слов, становится ясно, о чем говорится в стихотворении и его содержание легко представить в воображении. Иногда помогает чтение историй написания и литературный анализ произведения, что расширяет представление о смысле написанного.

Заучивание методом «снежного кома». Если логика, анализ и подбор ассоциаций не приносят должные плоды, стоит прибегнуть к заучиванию по методу «снежного кома». Это значит, нужно прочитать несколько раз первую строчку, и повторить ее, затем запомнить вторую строку, и проговорить уже две строки, после этого «подключить» к ним третью и так далее. Перед выступлением вам придется только повторить первую строку – последующие возникнут сами по себе.

Использование ассоциаций. Прием составления ассоциаций помогает запомнить текст надолго, в отличие от простого механического зазубривания. Всегда легче запомнить строки, придумав к ним свои ассоциативные образы. Так легче запоминается любая необходимая информация. Например, читая стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», мы можем представить: морозное утро, яркое солнце, красивый день, спящую девушку, е пробуждение, яркую утреннюю звезду; затем нужно представить вчерашний вечер: «вьюга злилась», «мгла носилась», «луна, как бледное пятно» желтела сквозь тучи и т.д.- все эти усилия помогут быстро и надолго запомнить текст стихотворения.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Использование мнемотехники на уроках литературы

Мнемоническая карта к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Работа учениц 7 а класса Сафиной Л. , Петровой А., Саттаровой И.

Мнемоническая карта к рассказу И.С.Тургенева «Бирюк». Работа ученицы 8 а класса Петровой А.

Работа ученицы 7 г класса Утяшевой Азалии. Мнемоническая карта по

творчеству А. С. Пушкина

2.2. Результаты анкетирования

Результаты анкетирования показали, что у 13 моих одноклассников есть проблемы с запоминанием текстов.

Какой способ запоминания текста является для

тебя наиболее эффективным?

После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания текста, я предложила своим одноклассникам выбрать самый подходящий для них вариант способа запоминания текста. И вот результаты проведённого опроса:

Чтение стихотворения вслух – 5 чел.

Записывание текста на бумаге- 3 чел.

Чтение нараспев – 1 чел.

Разъяснение непонятных слов – 2 чел.

Заучивание методом «снежного кома» - 2 чел.

Использование ассоциаций- 7 чел.

Заключение

Таким образом, применение мнемотехники помогает развивать память человека, стимулирует познавательный интерес, повышает успеваемость, создает позитивный настрой, положительные эмоции, способствует активизации мышления.

Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, ведь она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности. Каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством: устанавливает при запоминании связь (ассоциацию), выделяет главную мысль в тексте для запоминания его содержания и т. д. Но нужно помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь способ быстрого запоминания.

Работая над темой, мы нашли эффективные способы запоминания текста и считаем, работа научила нас и наших одноклассников правильно готовиться к урокам, и уверены, поможет хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В процессе исследования мы расширили свой кругозор и развили творческое воображение.

Выводы: 1. Запоминание должно быть осмысленным, а не механическим.

2.Применение специальных приемов делает процесс заучивания не только более эффективным, но и увлекательным.

3.Применение мнемонических приемов эффективно ускоряет запоминание текста.

4. Приём ассоциаций способствует прочному запоминанию текста и развитию творческих способностей.

Наша гипотеза «Запоминание содержания текста будет эффективным, если использовать специальные приемы» подтвердилась.

Данная работа может быть использована на уроках литературы для прочного запоминания текста. Практическая значимость работы состоит в том, что изученные мнемонические приемы помогут обучающимся при заучивании стихотворения и запоминаний содержания текста.

Используемые Интернет- ресурсы:

http://rusroom.tut.su/325.htm

http://effor.by/about/21_rla/08_sllex

http://nik-shkola.org.ru/index.php?catid=117:2012-02-28-12-55-21&id=1206:1&Itemid=475&option=com_content&view=article

http://festival.1september.ru/articles/312885/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/30/mnemotekhnicheskie-priyomy-pri-izuchenii-slovarnykh-slov

http://enc-dic.com/fwords/Orfografija-26048.html

http://gigabaza.ru/doc/62042.html

Приложение

Какой способ запоминания текста является для тебя наиболее эффективным?

С этой целью обучающиеся 8-го класса в количестве 20 человек ответили на вопросы анкеты.

Анкетирование № 1.

Легко ли вы запоминаете текст?

1. Да

2. Нет

Анкетирование № 2.

Какой способ запоминания текста является для тебя наиболее эффективным?

Чтение стихотворения вслух

Записывание текста на бумаге

Чтение нараспев

Разъяснение непонятных слов

Заучивание методом «снежного кома»

Использование ассоциаций

Просмотров работы: 37