Введение
« А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин.
«Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость.
В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Актуальность
Владение ярким языком - признак высокой культуры, эрудированности, широты кругозора, начитанности. Поэтому исследование имён собственных в пословицах и поговорках является актуальным.
Цель исследования - выявить роль имён собственных в пословицах и поговорках, частотность их употребления.
Задачи исследования:
- изучить пословицы и поговорки как жанры;
- отобрать для анализа и проанализировать пословицы и поговорки, в которых употреблены имена собственные;
- представить краткий анализ топонимов в пословицах и поговорках.
Объект исследования:
- пословицы и поговорки.
Методы исследования:
- изучение художественной, специальной и интернет-литературы;
- наблюдение и анализ.
1 . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Пословица как жанр устного народного творчества
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней она приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.
1.1.2. Происхождение и история жанра
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок.
Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отделенной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Что посеешь, то и пожнёшь».
Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свой наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа.
Веками жили в народе пословицы, отражавшие зависимость крестьянина от светских и духовных феодалов: от князей и монастырей. Не менее четко выразилась в пословицах непосредственная связь крестьянского труда с природой и зависимость от ее капризов, прочность сложившегося патриархального уклада в семье, в «мире» (общине): «Бояре дерутся – у холопов чубы трещат»
В эпоху сложившихся феодальных отношений крестьянство стало крепостным. Появилось много пословиц о крепостных порядках. Крестьяне, осознавшие свое бесправие, говорили: «Мирская шея толста» (вынесет много).
Нашествие татаро-монгольских завоевателей обострило чувство связи с родной землей. Многочисленные патриотические пословицы русского народа восходят ко временам жестоких битв древней Руси за независимость: «С родной земли – умри, но не сходи».
Рост городов и развитие торговли оказывали сильное влияние на деревню: «И дорог товар из земли растет». Вступление на путь товарно-денежных отношений, превращение крестьян в товаропроизводителей отразились в тысячах пословиц, проницательно вскрывающих безжалостные законы рынка: «Денежка не бог, а полбога есть», «Деньгам все повинуется».
В пословицах отразился не только «большой» мир важнейших общественных отношений, но и мир «малый» - жизнь частная, отношения людей друг к другу в семье, в домашней жизни. Женил ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал ли вора, сокрушался ли о здоровье близких, размышлял ли о скоротечности жизни – на все случаи были пословицы.
1.2. Поговорка как жанр устного народного творчества
Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Но, поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально - экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего, чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».
В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. «Счастливые часов не наблюдают», «Как не порадеть родному человеку», «Молчалины блаженствуют на свете», «Не поздоровиться от эдаких похвал», «Числом поболее, ценою подешевле» – вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно - все эти строки из произведений А. С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: «Есть еще порох в пороховницах!» – может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
И.А. Крылов, опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал немало пословичных выражений: «А Васька слушает, да ест»; «А воз и ныне там»; «А слона-то я и не приметил»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; «Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?».
Таким образом, поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется.
Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
1.3. Основные отличия между пословицей и поговоркой
Чем же отличаются пословицы и поговорки друг от друга? Как мы выяснили, пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Многие люди путают пословицы и поговорки. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется, как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.
Пословицы высказывают суждения о тех или иных жизненных ситуациях, а поговорки – называют, рисуют какие-то явления.
Сравним:
Пословица Поговорка
Мал золотник, да дорог. "мал, да удал"
Пустая бочка громче гремит. "собака на сене"
Не зная броду, не суйся в воду. "остаться с носом".
Несмотря на разнообразные толкования этих терминов разными учёными, до сих пор ни пословица, ни поговорка русского языка не имеет четкого определения. Хотя и пословицы, и поговорки изучаются исследователями уже с начала 19 века, и в словарях разных авторов я нашла разные определения:
М.Мещерякова:
Краткое, законченное, образное изречение обобщающего характера; поучительное жизненное наблюдение, применимое к самым различным случаям и ситуациям; малая жанровая форма фольклора. Пословицы по происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (литературные).
Ред. Н.И.Кравцов:
Пословицей именуется краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии.
А.М.Новикова
Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженных в художественной форме.
С.И.Ожегов
Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Черепанов В.Д
Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образно, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмической форме.
Поговорка.
(С.И.Ожегов, 13 – 520)
Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
М.Мещерякова, 3 – 180
Меткое образное выражение, не заключающее в себе обобщающего смысла. Является не законченным выражением, а только его частью. Может быть частью пословицы, самостоятельным выражением, придающим речи выразительность или заимствованием из литературного произведения.
Черепанов В.Д.
Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни, в отличие от пословиц лишена обобщающего, поучительного смысла.
По народному же определению, поговорка - цветочек, а пословица – ягодка. Оно указывает на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение.
Тем не менее, пословицы и поговорки – отдельные самостоятельные жанры малого фольклора.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
2.1. Исследование имён в пословицах и поговорках
Нами проанализировано пятьдесят пословиц с именами, отобранных в качестве материала исследования. Из них в шестнадцати пословицах употребляется имя Иван. Это доказывает, что имя Иван являлось самым популярным и распространенным на Руси. Другие мужские имена: Богдан - 2 раза, Роман - 2 раза, Саша - 2 раза, Василий - 3 раза, Макар - 3 раза. В пословицах употребляется и женское имя Мария (7 раз). Таким образом, мы можем сделать вывод, что в пословицах отражаются наиболее распространенные имена Иван и Марья.
С именем Иван, без имени — болван.
Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.
Иванов, как грибов поганых.
Один Иван — должно; два Иван — можно; три Иван — никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова).
На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).
Марья-Марина — очи голубины
Куда Макар телят не гонял
Мели, Емеля, твоя неделя и др. (см. Приложение №1, №1.1)
2.1.1. Пословичное имя как средство рифмовки
В русском фольклоре широко используются пословицы и поговорки с именами собственным, в которых содержится оценочность поведения человека или особенностей его характера. Личные имена являются внешней одеждой пословиц. Они большей частью взяты наудачу, либо для рифмы, созвучия, меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Мартын и алтын, Иван и болван, Григорий и горе и др.
Вряд ли кому-нибудь придёт в голову искать сюжеты этих «устойчивых сравнений»: ясно, что они обусловлены случайными ассоциациями под влиянием рифмы. Пословицы подчеркивают «случайность» имени. Одно имя могло заменяться другим. Имя выбиралось в большинстве случаев «под рифму» и лишь в незначительной степени создавало обобщенный образ человека.
Так, весьма популярны рифмованные поговорки с именами, ставшими постоянной характеристикой: Алеха не подвоха; Андрей-ротозей; Ананья-каналья; Афонька-тихонька; Афонасьи беспоясны; Илья-свинья; Федора-дура; Федул губы надул; Фома пьёт до дна; Филат не виноват и т. п. Для большинства русских имя Емеля ассоциируется с характеристикой «болтун, краснобай». Она обусловлена чисто формальным сходством с глаголом молоть, вошедшим в прибаутку: «Мели Емеля, твоя неделя».
Может быть, некоторые имена и взяты изначально с известных в самом тесном кругу лиц, и в пословицах оставалось то же самое значение: Иванушка и Емеля - дурачки; Фомка и Сергей - воры, плуты; Кузька - горемыка.
2.1.2. Пословичное имя как обобщение характерных свойств человека
Значение личного имени в структуре пословицы и поговорки отличается от имени в обыденном общении. Отсутствует привычная связь имени с индивидуальным человеком. Пословица применяется в жизни к конкретной ситуации и к конкретному лицу, у которого есть свое собственное имя, не совпадающее с именем в пословице. Именно этим столкновением двух имен – настоящего и «ненастоящего» – достигается обобщение. Речь в пословице, когда ее применяют в жизни, идет не о пословичном Емеле, Филе, Фоме, Ереме, Кирюхе, Ерохе и т. д., а о конкретных жизненных персонажах, поступающих так, как поступают Емеля, Филя, Фома, Ерема, Кирюха и т. д.
Социальная оценка многих имён глубоко осела в языке. Нередко знание этой оценки помогает понять пословица.
Например, греческим именем Филипп, превращённым на русской почве в Филю, Фильку, Филюху, бары часто называли своих слуг и обозначало оно «глупый и ленивый человек». Этому способствовало и употребление имени Филя в русских пословицах, где его обладатель выступает в роли простака, неудачника, простофили: «У Фили пили да Филю и побили», «Филипп ко всему привык», «Обули Филю в чёртовы лапти (обманули)», «Спит Филька без подстилки» и др.
А вот Сидор в русских пословицах и поговорках - обычно богатый, но скупой и мелочный человек. Может быть, поэтому, как гласит пословица, «На Сидора ни одна беда не пришла», ведь у него на любой голодный год припасена копеечка. За скверный характер Сидора отдувается его коза (драть как сидорову козу).
Бедному же Макару, как правило, приходится самому быть «козлом отпущения». Русские пословицы дают подробную нелестную характеристику этому горемыке. Он беден («У Макара лишь возгрей (т. е.соплей.) пара», «Не рука Макару калачи есть») и бездомен («Грядёт Макар к вечерне от собак в кабак»), незнатен («Не рука Макару с боярами знаться»), послушен и почтителен («Макару поклон, а Макар на семь сторон»), а главное безответен («На бедного Макара все шишки валятся»).
Пословицы про Кузьму также обобщают характерные свойства человека. Кузьма злой и драчливый: «Наш Кузьма всё бьёт зла», «Не грози, Кузьма, не дрожит корчма». Он беден, поэтому ему достаётся всё самое плохое и негодное «Что хромо, что слепо, то Козьме» (речь идёт о домашней птице, жертвуемой в день Козьмы). Он несообразителен: «Эта пословица не для Кузьмы Петровича». Происхождения он такого же низкого и бедного, как и Макар: «Прежде Кузьма огороды копал, а нынче Кузьма в воеводы попал», а выражение «Показать Кузькину мать» обобщает нелестное представление о родителях и близких неудачника Кузьмы.
Таким образом, мы видим, что пословичное имя является обобщением характерных свойств человека с таким наречением. К сожалению, нами отмечено, что в основном пословицы с личными именами запечатлели отрицательные черты человека. Одно и то же имя отражает чаще всего одну и ту же характеристику. Например, Авдей в русских говорах – добряк, смирный человек, об этом свидетельствуют все пословицы, в которые входит данный антропоним: «Наш Авдей никому не злодей», «Пропал Авдей от злых людей», «Глупому Авдею наколотили шею».
2.2. Топонимическое пространство пословиц и поговорок
Если взять пословицы, включающие географические названия, и проанализировать их, можно сделать вывод, что топонимическое пространство пословиц и поговорок необычайно велико. Мною проанализировано восемьдесят пословиц, где употребляются названия городов, стран и другие географические названия. Наиболее распространенным является название города Москва (35 раз). Это объясняется тем, что Москва - столица родины. Петербург(5 раз), Киев(6раз), Русь (Россия) (3 раза), Казань (2 раза), Сибирь (2 раза), р. Дон (2 раза). (см. Приложение №2)
Занимаясь этим исследованием, я узнала, что такое топонимы, что они делятся на разные виды. Например, в книге «Пословицы русского народа» В. И. Даля топонимическое пространство представлено больше чем семьюстами случаями употребления топонимов. Это и макротопонимы, называющие крупные географические объекты (Азия, Африка, Русь, Сибиь), и микротопонимы, известные на ограниченной территории малому кругу людей (Вшивая горка, Михайлов погост и др.). Большую группу пословиц объединяют гидронимы, т.е. названия водных объектов. Самое употребительное речное имя – Волга: "Волга-матушка, глубокая, раздольная, разгульная" - так характеризовал великую реку народ. "Толокном Волгу не замечешь", "В ложке Волги не переедешь", "На словах Волгу переплывет, а на деле - ни через лужу" - такую образную иносказательность мы находим в пословицах о воле и неволе, о бахвальстве и скромности, о невыполнимости и реальности... И всюду мерило - Волга.
Немало пословиц сборник В. И. Даля содержит речной топоним Дон. С древности Дон был важным торговым путем между центральными районами и Приазовьем. С XV в. на Дону возникают поселения вольных людей - казаков; в XVI в. образуется Донское казачье войско. Вот почему пословицы с этим гидронимом тематически относятся к разделам "Родина - чужбина - расставание": "Жил на дому, а очутился на Дону"; "Дон, Дон, а лучше дом"; "Долговать на Дону - закладывать жену"; "Вышел из полону, да поселился на Дону"; "Живет на Дону, оставя дома жену". Пословица "Пришли казаки с Дону да прогнали ляхов до дому" связана с освобождением Москвы от поляков в 1612 г.
В народе было принято величать Дон Ивановичем, что не случайно: прежде считалось, что эта река берет начало из небольшого Иван-озера возле Тулы.
Ещё одна группа топонимов – оронимы, или названия гор, хребтов, возвышенностей.
Топонимы, связанные с территориально-административным делением: наименования государств, губерний, населенных пунктов и т. п., или ойконимы, тоже чрезвычайно широко представлены в пословицах и поговорках. Прежде всего, это старинный топоним Русь: "Русь святая, православная, богатырская", "На Руси дворянин, кто за многих один"; "Рано татарам на Русь идти"; "Лежит брус во всю Русь, а станет - до неба достанет" (отгадка: дорога) и т. п. Нередки в пословицах названия крупных территорий, входивших в XVII - XIX вв. в состав Российской империи (Крым, Сибирь, Запороги и др.); "Поехал в Крым по капусту" (раздел "Толк - Бестолочь"); "В Сибири бабы коромыслом соболей бьют"; "Сибирь - золотое дно" (раздел "Русь - родина"); Казаки в Запорогах, что пни при дорогах" (раздел "Драка - война") и др.
Целой россыпью представлены в пословицах и поговорках названия русских городов, из которых, конечно же, наиболее частым является топоним Москва. Русский народ и восхищается белокаменной, златоглавой, хлебосольной Москвой, и сокрушается по поводу бедствий, выпавших на ее долю: "Москва всем городам мать"; "Кто в Москве не бывал, красоты не видал"; "Пропал, как француз в Москве"; "В Москве все найдешь, кроме птичьего молока"; "Славится Москва невестами, колоколами да калачами"; "Москва веками строилась" и другие.
Напротив, наименование второй, северной столицы Российской империи, заложенной Петром Первым в XVII в., встречается значительно реже и обычно - при сопоставлении с Москвой: "Питер - кормило, Москва - корм"; "Питер - голова, Москва - сердце"; "Москва создана веками, Питер - миллионами" и др. Название Петербург отмечено лишь дважды: "Славна Москва калачами, Петербург усачами"; "Москва - сердце, Петербург - голова".
Однако каждому человеку дороги прежде всего его родные места: "Хороша Москва, да не дома". Множество наименований других городов, больших и малых, видим мы в старинных русских пословицах: "Пропал, как швед под Полтавой", "Живет в Туле да ест дули"; "Ехал в Казань, а заехал в Рязань"
Выводы и заключения:
Проанализировав большое количество пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, можно сделать следующие выводы:
- пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других;
- личные имена в пословицах важны, так как они конкретизируют определенное качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека.
Изучение топонимического пространства русских пословиц и поговорок актуально как с собственно языковой точки зрения, так и с позиций лингвистических, ибо дает возможность более глубоко и всестороннее постигнуть историко-культурный облик нашей страны.
Об этом прекрасно сказал Д. С. Лихачев: "Топоникон народа представляет собою коллективное произведение народного гения".
ЛИТЕРАТУРА
I. Буслаев Ф., Русские пословицы и поговорки. Архив историко-юридических сведений, изд. Н. Калачевым, т. II, вып. II, М., 1855.
2. Глаголевский П., Синтаксис языка русских пословиц, СПБ, 1874.
3. Даль В., Пословицы русского народа, Сб. пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий, М., 1862 (изд. 2, СПБ, 1879, 2 тт.);
4. Дикарев М. А., Пословицы, поговорки, приметки и поверья Воронежской губ., Воронежский этнографический сборник, Воронеж, 1891.
Иллюстров И. И., Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках, изд. 3, М., 1915.
5. Казарин Г., Сборник французских пословиц и поговорок (с переводами и словарем), вып. I и II, 1915.
6. Кузнецов Я., Характеристика общественных классов по народным пословицам и поговоркам, «Живая старина», вып. III, 1903.
7. Перетц В. Н., Из истории пословицы. Историко-литературные заметки и материалы, с прилож. сб. польских пословиц по рукописи 1726 г., СПБ, 1898.
8. Собрания П.: Симони П., Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и пр. XVII—XIX ст., вып. II; СПБ, 1899.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Имена в пословицах и поговорках
С именем Иван, без имени — болван.
Не крещен младенец — Богдан (обычай).
Рожден, а не крещен, так Богдашка.
Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.
Иванов, как грибов поганых.
Всякий черт Иван Иванович.
Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай).
Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол.
Один Иван — должно; два Иван — можно; три Иван — никак не возможно (сказал немец про Ивана Иванови ча Иванова).
На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере).
Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг.
Фоку да Якова и сорока знает.
Фофан с толокном, а Сидор с волокном.
И по рылу знать, что Сезоном звать.
Дядя Мосей любит рыбку без костей.
Емеля дурачок. Иванушка дурачок. Мотря дура.
Стало плохо: указчиком Аноха.
Фомка вор: на долото рыбу удит.
Сергей (Сережа) — пройми ухо (плут).
В людях Ананья (ласа), а дома каналья.
Алеха не подвоха; сдуру прям.
В трех братьях дураки — Иванушки, а одиночные — Емели да Афони.
Филимон Иванович и Марья Ивановна (филин и сова).
Михаиле Потапович Топтыгин (медведь).
Матрена Михайловна Топтыгина (медведица; она же Авдотья, Акулина, Марфушка, Матрена).
Машка коза да Васька козел.
Марья Васильевна да Василь Василич (коза с козлом).
Васька идет, бородою трясет.
Макар да кошка — комар да мошка.
Ванька, встань-ка; Семка, пойдем-ка; да ступай и ты, Исай!
Ты, Исай, наверх ступай; ты, Денис, иди на низ; а ты, Гаврило, подержись за молотило!
Роман — кожаный карман.
Нет воров супротив Романов, нет пьяниц супротив Иванов.
Наш Демид не туда глядит.
Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит.
Горькому Кузеньке горькая и долюшка.
На бедного Макара и шишки валятся.
Степанидушка все хвостом подметет.
Катя-Катерина — ножка голубина.
Петька-петух на яйцах протух.
Павлушка — медный лоб.
Марья-Марина — очи голубины.
Сашенька, Машенька — фу, пропасть какая!
Сашки — канашки, Машки — букашки, Маринушки — разинюшки.
Мели,Емеля, твоя неделя.
Ванюшке жениться, так и ночь коротка.
Куда Макар телят не гонял.
Где Прошка, там и ложка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
Классификация пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
Имя |
Происхождение и значение имени |
Значение имени в русских пословицах [7] |
Пословицы и поговорки, включающие данное имя |
|
1 |
Абросим |
Амбросий – от греч. принадлежащий бессмертным. |
В русских говорах: важный, гордый |
Абросим не просит, а дадут, не бросит. |
2 |
Аверьян |
Аверьян – от лат. непобедимый. |
имя Аверкий: глуповатый, горемыка. |
Дал совет Аверкий, да всё исковеркал. |
3 |
Авдей |
Авдей – от др.-евр. слуга Бога. |
В русских говорах: добряк, смирный. |
Наш Авдей никому не злодей. |
4 |
Агафья |
Агафья – от греч. добрая, хорошая. |
имя Агаша: глуповатая, простоватая. |
Мели Агаша: изба-то наша (унять некому). |
5 |
Агриппина |
Агриппина – от лат. сельская жительница, |
Груша: глуповатая, простоватая. |
В праздник Груша, а в будни – клуша. |
6 |
Аксинья |
Аксинья – от Ксения – от греч. гостеприимная. |
чванная, спесивая. |
Какова Аксинья, такова и ботвинья (свёкла). |
7 |
Акулина |
Акулина – от лат. орлиная. |
Акулька - неряха, |
Наварила, напекла Акулина для Петр |
8 |
Акулин (Окулин) |
Акулин (Окулин) – от лат. орлиный. |
как Окула: плут, обманщик. |
Окул бабу обул, да и Окула баба обула (т. е. обманула). |
9 |
Алексей |
Алексей – от греч. защитник. |
Алешка, Алеха: хвастливый человек, |
Алёха не подвоха, сдуру прям. Плох Алёха, а живёт ещё хуже. |
10 |
Алёна |
Алёна – Елена – от греч. солнечная, факел. |
В русских говорах: ласковая, добрая. |
Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку. С Алёной сладок огурец солёный. Не суйся, Алёнка, где не спрашивают! |
11 |
Ананья |
Ананья – от др.-евр. Бог милостив. |
В русских говорах: лиса, угодливый и ласковый человек. |
В людях Ананья, а дома каналья. Охала Маланья, что уехал Ананья. |
12 |
Анастасия |
Анастасия – от греч. воскрешенная. |
неумелая,беззащитная, нежная. |
Пошла Настя по напастям. Жаль Насти – парня изнапастит. |
13 |
Андрей |
Андрей – от греч. мужественный, храбрец. |
мечтательный, добрый, ротозей. |
У нашего Андрюшки ни полушки. |
14 |
Аноха |
Аноха – производное от Ананья. |
В русских говорах: глупый, смирный, добряк |
Аноха Аноху впряг в соху. Аноху строить – валять дурака. |
15 |
Анна |
Анна –от др.-евр. милостивая, |
угодливая, ласковая, нежная. |
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка. |
16 |
Арина |
Арина – от Ирина – от греч. имя богини мирной жизни, мир. |
В русских говорах: медлительная, простушка, болтушка. |
Аринушка Маринушки не хуже. Тетка Арина надвое говорила. Сидит Арина, рот разиня. |
17 |
Арсений |
Арсений – от греч. мужественный, крепкий. |
В русских говорах: мешкотный, нерешительный, |
Видно, Арсения ждать до воскресения. Жди Арсения с дорогим горохом. |
18 |
Афанасий |
Афанасий – от греч. бессмертный. |
В русских говорах известен как Афоня, Афонюшка, неудачник, вор. |
Охо-хонюшки, хорошо жить Афонюшке, одним Фонюшка нехорош: промысел его негож. |
19 |
Вавила |
Вавила – от греч. Мятежный. |
: шут, неумелый, рослый, но неуклюжий, незнатный парень. |
Вавила – красное рыло. Вавила – свиное рыло. Вавило – широкое рыло. Не берись за вилы, не умывши рыла.. |
20 |
Варвара |
Варвара – от греч. дикарка, чужестранка, из чужих земель. |
: нерешительная, любопытная, завистливая, нечистая на руку. |
Сделали шутку: сняли с Варвары шубку. Погнали Варвару из чужого амбару. Варвара-краса, длинная коса. |
[1] Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Л.: Детская литература, 1972. с. 146
[2] Заболоцкий Николай Алексеевич (1903 — 1958) – русский советский поэт.
[3] Кондратьева Т. Н. Метаморфозы собственного имени. Казань, Языкознание, 1983. с. 78.
[4] Парфенова Н. Н. Личные имена в малых фольклорных жанрах в аспекте лингвокультурологии. М.: Просвещение, 1995. с. 56.
[5] Кондратьева Т. Н. Метаморфозы собственного имени. Казань, Языкознание, 1983. с. 78.
[7] Словарь русских народных говоров/ Гл. ред. Филин Ф. П. – 3-е изд. – Л.: Наука, 1998. – 1047с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Названия городов и сёл в пословицах и поговорках
Русь святая, православная, богатырская
Язык до Киева доведёт.
Киев - мать городов русских.
В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Язык до Киева доведет.
Киев - мать городов русских.
Москва - всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Пропал, как француз в Москве.
В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.
Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
Москва веками строилась.
Деревня родима краше Москвы.
Фома в Москву пришел да скоро и родню нашел.
Москва верстой далека, да сердцу рядом.
В Москве калачи что огонь горячи.
Москва кому мать, кому мачеха.
Казань-городок - Москвы уголок.
Москва от копеечной свечки сгорела.
Девичья коса - на всю Москву краса.
В Москве деньги беречь - себя не стеречь.
Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.
Копна от копны - как от Ростова до Москвы.
В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.
Всякому в Москве не перекланяешься.
В Москве толсто звонят, да тонко едят.
Не вдруг Москва строилась.
Матушка-Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
Не только звону что в Звенигороде: есть и в Москве.
Новгород Нижний - сосед Москве ближний.
И Москва не сразу строилась.
Москва людей не боится.
Харитон с Москвы прибежал с вестьми.
Город - царство, а деревня - рай. Москва - царство, а наша деревня - рай.
Хороша Москва, да не дома. Наш городок - Москвы уголок.
Из села Помелова, из деревни Вениковой.
И пензенцы в Москве свою ворону узнали.
Жернова говорят: в Киеве лучше, а ступа говорит: что тут, что там.
Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живет и Курмыш.
Каково на дому, таково и на Дону.
Один в Москве, другой в Вологде, а оба голодны.
Москва слезам не верит, ей дело подавай.
Хорош Париж, а живет и Курмыш.
Пропал, как швед под Полтавой.
Египет богат пшеном, Италия вином.
Питер - кормило, Москва - корм.
Питер - голова, Москва - сердце.
Москва создана веками, Питер - миллионами.
Славна Москва калачами, Петербург - ачами.
Город Балахна стоит, полы распахня.
Едем мы из Зарядья в Кремль девятый день.
Египет богат пшеном, Италия вином.
В Риме был, а папы не видал.
И в Иерусалиме собаки есть.
Бесконный и в Царьграде пеш.
Каменец-венец, крутом вода, а в середине беда.
Живет в Туле да ест дули.
Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
Нет, я в Моздок не ездок.
Я из города Можаю, продаю, уважаю!
По ягоду, по клюкву, по хорошу, крупу, я из города Мурома, я барина бурого!
Хоть за нищего, да в Конищево.
Урал - золотое дно, серебряна покрышка.
Не надо и на Яик идти.
Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост.
К Соли иду - ничего не несу, от Соли иду - полну пазуху несу.
Едем мы из Зарядья в Кремль девятый день.
Скоморох с Персни наигрывал песни
Два брата, да оба горбаты.
Не только звону, что в Звенигороде.
Новгород, а постарше старого.
Ладила баба в Ладогу, а попала в Тихлин.
Поехал в Крым по капусту.
Сибири бабы коромыслом соболей бьют.
Сибирь - золотое дно.
Казаки в Запорогах, что пни при дорогах.