Введение
С самых юных лет литература прочно входит в жизнь каждого человека. Сначала это бабушкины потешки и мамины колыбельные, потом и сказки. Мы слушаем их и радуемся добрым героям и негодуем над злыми персонажами. Потом мы растем, произведения становятся все сложнее и серьезнее, и в какой-то момент мы понимаем, что мир не делится на черное и белое, а люди – на хороших и плохих. А потом мы понимаем, что очень часто добро и зло совмещаются в одном персонаже так гармонично, что просто невозможно однозначно сказать, плохой это персонаж или хороший. И оказывается, что мы уже давно знакомы с ним, еще со времен лисички из «Колобка», и имя этому персонажу – трикстер.
Актуальность: Трикстер как архетип является одним из наиболее значимых образов , присутствующих на всех этапах культуры всех народов, отражая коллективное бессознательное. Актуальность данной работы заключается в том, что исследование образа трикстера помогает изучить культурные ценности и социальные проблемы не только прошлого, но и настоящего времени.
Объект исследования: Произведения современной литературы, мифы и сказки, в которых присутствуют характерные образы трикстера.
Гипотеза: Трикстер является не только литературным героем, но и как архетип является воплощением коллективного бессознательного, отражающего культурные ценности и социальный протест создавшего его общества.
Цель исследования: доказать, что образ трикстера меняется в зависимости от условий жизни общества, определить влияние внешних условий на образ трикстера.
Задачи:
Выяснить, кто такой трикстер, основные его характеристики.
Исследовать трансформацию образа трикстера, выраженную в литературных произведениях, в зависимости от социальных условий и культурных ценностей общества в разные периоды.
доказать важность изучения трикстера в качестве элемента социальной политики общества.
Глава 1. Теоретические основы исследования.
Трикстер, наверное, самый многогранный и неоднозначный тип персонажа. Это особый вид героя, которого нельзя назвать ни добрым, ни злым, ни сильным, ни слабым. Словари дают такое определение трикстера: мифологический комический персонаж, плут- озорник; нередко изображается как развратник, обжора; комический двойник героя. (7)
Трикстер может быть хитрым или глупым, ленивым или энергичным. Его поведение может приводить к катастрофическим последствиям, но может и не выходить за рамки безобидной шутки или даже преследовать благую цель. И тем не менее, такие разноплановые черты могут быть объединять героев в одну категорию благодаря следующим характеристикам:
-пренебрежение социальными границами и нормами. По определению Льюиса Хайда, “…они не аморальны, а внеморальны” (8).
- руководствуется собственными желаниями.
-функции медиатора и связанная этим двойственность и неоднозначность трикстера
- самодостаточный, не прагматичный, а эстетический или комедийный характер плутовства. если меркантильный интерес и присутствует в его действиях, то он меркнет перед артистизмом, обаянием и театральностью выходок героя.
Трикстер присутствует во всех мифологиях мира и указанный набор характеристик, позволяющий его идентифицировать, практически везде одинаков. И практически всегда трикстер завоевывает симпатии публики, даже если шутки его злы, а совесть не слишком чиста. Почему так происходит? Наверное, можно объяснить это тем, что трикстер ближе к реальному человеку, у которого часто «своя рубашка ближе к телу», а страдать за правду, как главному положительному герою, не всегда хочется. И живой человек тоже не всегда поступает правильно и часто идет на компромисс с совестью. А может, ему просто хочется, как и трикстеру, если не победить своих врагов, то хотя бы выставить их в смешном виде?
Однако, многочисленные исследования говорят о том, что образ трикстера сложнее и сокрыто в нем намного больше.
Одним из первых исследователей трикстера был –антрополг, исследователь мифов североамериканских индейцев виннебаго, Пол Радин, в 1956г написавший труд «Трикстер». Однако Радин не изобрел этот термин, а употребил его вслед за североамериканскими индейцами, которые уже в своих мифах называли трикстера трикстером.
В мифах индейцев Трикстером был вождь, постоянно нарушавший обычаи и нормы племени. Одна из функций образа Трикстера по Радину — выражение протеста. Рассказывая такие истории, индейцы могли беззлобно посмеяться над поведением вождей и утомительными обычаями.
После публикации исследования Радина религиовед и филолог-классик Карл Кереньи нашел в древнегреческой мифологии множество параллелей с историями о Трикстере.
Больше всех популяризировал трикстера Карл Густав Юнг, уже много лет работавший над «психологией бессознательного» и системой архетипов. Слово «архетип» впервые употребляется Юнгом в докладе «Инстинкт и бессознательное» на состоявшемся 12 июля 1919 года в Лондоне симпозиуме Британского психологического общества (1) и с тех пор он постоянно работает над архетипами, анализирует их, выводит и добавляет новые. «Присутствует ли он в плутовских историях, на карнавалах и пирах, в священных и магических обрядах или в религиозном страхе и экзальтации людей — призрак Трикстера никогда не покидает мифологию — будь он в безошибочно узнаваемом или в странно изменившемся облике. Очевидно, он представляет собой одну из «психологем», одну из чрезвычайно древних архетипических структур психики.» (16, с.272) Юнг считает, что Трикстер соответствует душе, едва оставившей животный уровень. Человек не может избавиться от архетипа трикстера, поскольку он запечатлелся в памяти поколений и продолжает сохраняться «неощущаемым грузом». Так, им уже был проанализирован архетип «Тень», являющийся компонетом образа Трикстера. Тень – это то, что ответственно за «примитивную» часть нашей личности, наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений.
«Так называемый цивилизованный человек забыл о Трикстере. Он вспоминает о нем лишь метафорически, когда, раздраженный своими неудачами, говорит о том, что судьба сыграла с ним дурную шутку, или что «все это — какое-то наваждение». Он и не подозревает, что его собственная скрытая и на первый взгляд безобидная тень обладает такими качествами, которые не могли присниться ему и в самом страшном сне. Как только люди собираются в массу и подчиняют ей индивидуальное, тень мобилизуется и, как показывает история, может даже воплотиться в конкретном человеке.» (16, с. 280)
У Юнга есть две работы, посвященные архетипу Трикстера: «О психологии фигуры Трикстера» и «Дух Меркурий». Он утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие в каждом из нас. Архетипы, подобно генам, определяют характер нашего психологического развития.
Таким образом, образ Трикстера в литературе является отражением того коллективного бессознательного, что актуально для людей в определенный период времени. А Трикстер был популярен в литературе всегда, начиная с древних мифов и заканчивая современной литературой. И, странное дело, появляющийся на страницах книги трикстер почти всегда вызывает симпатии читателей, даже если совесть его не чиста, шутки жестоки, а сам он корыстен и эгоистичен. Иногда Трикстер является главным героем произведения, но чаще ему отводится второстепенная роль. Удивительно то, что даже находясь на вторых ролях Трикстер запоминается лучше главного героя.
Проанализировав достаточное количество трикстеров, я вывел схему взаимодействия трикстера и главного героя (Приложение 1).
Глава 2. Образ трикстера в древних мифах.
Логичнее всего начать исследование древних трикстеров с Греции. Древнегреческий бог Гермес является типичным примером античного трикстера, хотя его трикстерские черты выражены не так ярко и отчетливо, как например у скандинавского языческого бога Локи. Гермес отличается от других богов пантеона мифов древней Греции уже тем, что у него присутствует описание детств. Некоторые боги Олимпа рождались уже взрослыми (Афродита, Афина), о детстве других попросту ничего неизвестно. В мифе, описывающем первый день жизни Гермеса как раз и проявляется большинство свойств трикстера. Гермес угнал стадо быков Аполлона для того, чтобы развлечься. Сделал он это без злого умысла, но с непревзойденным изяществом, используя различные трюки и уловки, например ввел коров в пещеру задом на перед для того, чтобы следы выглядели так, будто коровы вышли из пещеры, а не зашли. Ведя коров, Гермес увидел старика, работавшего в винограднике. Он дал ему двух коров, а старик пообещал не говорить о том, что видел Гермеса. Затем, изменив свой облик Гермес опять приходит к старику, спрашивает не видел ли тот стада, обещает награду. Старик, желая получить вознаграждение, нарушает обещание. Разозлившись, Гермес превращает его в скалу. Наказав старика, спрятав стадо, Гермес возвращается в детскую кроватку. Когда к нему приходит Аполлон, требуя вернуть стадо, Гермес говорит, что такому малышу, как он не под силу бы было бы сотворить такое. Все суровое негодование Аполлона разрушается о харизматичность и убедительность Гермеса. На этом шутливое воровство Гермеса не заканчивается. Он крадет скипетр Зевса, трезубец Посейдона, пояс Афродиты, меч Ареса. Но за все эти проделки он не был наказан благодаря харизме.
Атрибуты Гермеса заслуживают отдельного внимания. Крылатые сандалии и помогают ему перемещаться в любое место очень быстро. При помощи кадуцея он усыпляет людей и транслирует им волю Олимпа в виде снов, выполняя тем самым роль посредника между миром богов и миром людей. Важно сказать, что он выполняет эту же роль проводника еще и между миром живых и царством Аида. Проводить людей в последний путь – его основная работа в зрелом возрасте.
Гермес считается еще и богом красноречия. Благодаря этому таланту он многократно выходил сухим из воды, внушал людям и богам то, что было в его интересах. Даже в скульптурах Гермеса часто изображают с поднятой правой рукой, как будто он хочет что-то разъяснить.
Не смотря на проделки, совершенные в детском возрасте, Гермес изобрел азбуку, научил людей читать, придумал числа и меры веса, а еще ввел летоисчисление в мире людей. Конечно, за такие заслуги Гермеса считают положительным персонажем.
Интересно, что в алхимии бога Гермеса (Меркурия) ассоциируют с ртутью. Это очень точно отражает всю его роль в мифах. Он символизирует единство противоположных и несовместимых качеств: материи и духа; металла и жидкости; лекарства и яда.
Мы видим, что Гермесу характерны такие черты, как красноречие, харизматичность, убедительность, умение выходить сухим из воды, воровство с целью развлечения, несовместимость некоторых черт, а также роль посредника между мирами. На основании всего этого Гермеса можно смело отнести к трикстерам.
Но что вызвало такую популярность этого бога? Почему рассказы о его детских проделках так нравились грекам? Чем он был симпатичен и интересен слушателям того времени?
Древняя Греция являлась уникальным, удивительным государством. Развитие культуры, искусства, научной мысли, психологии и философии достигли небывалых для того времени высот. Этические и нравственные нормы, понятия о добре и зле также вышли на совершенно новый уровень. Все это развитие привело к тому, что в коллективном бессознательном того времени произошел конфликт между первобытным прошлым и более цивилизованным настоящим. А так как развитие происходило очень интенсивно, конфликт так же разгорался. Об этом можно судить по тому, что появились принципиально разные философские учения. Одни из них были религиозными (кинизм), другие отрицали религию (эпикуреизм, скептицизм), третьи наоборот совмещали научность и религиозность (стоицизм). Но ученые и философы могли соглашаться или не соглашаться с общепринятым мнением, создавая публикуя труды на актуальные темы. Простой народ не имел такой возможности, поэтому ему волей, неволей приходилось соглашаться или смиряться. Симпатизируя выходкам Гермеса, люди как бы выражали свой протест против внезапно пришедшим новым правилам.
Не менее интересна германо-скандинафская мифология. Языческий бог Локи, бог огня, коварства, хитрости, является самым противоречивым из богов скандинавской мифологии. Он малопонятен для нашего восприятия, его черты крайне двойственны. Локи присутствует почти во всех скандинавских мифах. В большинстве из них, как отрицательный персонаж. Превращался он множество раз. В мифе «Судьба Фрейи» - в служанку, в «украшение Фрейи» - в блоху и тюленя, в «Великом строителе» он превращается в лошадь и производит на свет жеребенка. В мифе «Похороны Бальдара» он превратился в великаншу, чтобы Бальдара не удалось ввернуть из царства мертвых. Локи не редко воровал что-либо, и в отличии от Гермеса делал это не только ради шутки, но и для собственной выгоды. Он крадет ожерелье Фрейи, отбирает золото у карлика Андвари, крадет волосы у жены Тора. Хитрость Локи проявляется во всех мифах с его присутствием. И превращения, и кражи он совершает не прямолинейно, а с изяществом. Он способен просчитать дальнейшее поведение соперника или врага. Он убивает Бальдара веткой омелы, потому что ничего больше не могло навредить Бальдару.
Почему же мы говорим о двойственности образа Локи? Ведь на первый взгляд он полностью отрицательный персонаж. В мифах помимо зла Локи совершает и полезные, и восстанавливающие справедливость поступки. Например, в мифе «первые люди» он сотворил первых людей. Убийство Бальдара в некоторой мере восстановило справедливость по отношению к другим богам. Нередко другие боги обращались к Локи для решения своих проблем. Его хитрость часто их выручала. Например, он помог вернуть Тору украденный молот. Интересно, что Локи не чужды вопросы морали: в песне «Перебранка Локи» он обличил серых богов в трусости, а их жен в нецеломудрии, асам признался, что виноват в смерти Бальдара.
В отличии от многих трикстеров, Локи оказывается жестоко наказан. За совершенное убийство Бальдара, разгневанные боги придумали суровое наказание. Младшего его сына превратили в волка, он загрыз старшего сына, из кишок которого изготовили оковы, которыми Локи привязали к дереву. Над его лицом привязали ядовитую змею, яд которой капал ему прямо в глаза. Его жена Сигюн, стала держать чашу над лицом мужа, но, когда чаша переполнялась, она должна была вылить яд. В это время Локи мучался от боли и кричал. Скандинавы верили, что именно эти крики были причиной землетрясений.
Германо- скандинавское общество подчинялось законам силы, чести и достоинства. Конфликты решались дуэлью, но никак не убийством исподтишка. Двуличие, лживость и изворотливость резко порицались и наказывались. Воровство считалось тяжким грехом и было недопустимо. Из этого можно сделать вывод, что скандинавские мифы имели большое воспитательное значение. Поведение Локи стало примером запрещенного поведения. Но все знают, что запрещенное часто манит, вызывает интерес у людей. Именно это и сделало Локи такой популярной фигурой в Германо-скандинавской мифологии.
Глава 3. Трикстер в средневековье.
Тиль Уленшпигель - герой средневековых немецких легенд, рассказов, плутовских историй и анекдотов. На мой взгляд, это персонаж с самыми очевидными, явными и яркими чертами трикстера. Он бесконечно кого-то одурачивает, мошенничает и выманивает деньги. Выдает себя не за того, кем является. Обманывает он всех: отца, пекаря, священника, солдат. В некоторых историях Уленшпигель одурачивает скупых людей, тем самым наказывая их за жадность. Так же он часто надувает богатых людей. Он притворился лекарем и одурачил доктора, состоящего при епископе. Уленшпигель нарушал правила даже после смерти: похоронили его стоя.
В средневековой Германии царила власть феодалов и католической церкви. Простой народ был притеснен и угнетен, церковные служители вели образ жизни, резко отличающийся от того, как должен жить священник. Это находило отражение в рассказах о похождении Уленшпигеля, например, в 12-й истории , где священник говорит: « Ведь церковь моя и власть тут моя. Так что могу и наложить посреди церкви» (14, с. 169). В средневековой католической Германии самоуправство священников было нормальной практикой. Государственная армия была слаба, а иногда ее и не было вовсе. А армии, принадлежавшие крупным феодалам, могли уничтожать деревни, вести войну с соседями. Все это крайне негативно сказывалось на жизни простого населения.
Уленшпигель, как представитель простого народа, одурачивая вельмож, солдат, священников, бросал вызов всему действующему строю. Среди простых людей и бедняков того времени не было, пожалуй, того, кто бы не пострадал от знатного человека или от его армии. Именно поэтому, истории об Уленшпигеле были так популярны в то время. В них народ выражал свой протест и недовольство.
Теперь вернемся на родину. В волшебной русской народной сказке на роль трикстера претендует Иван-дурак. Владимир Пропп считает, что «композиционное единство сказки кроется не в каких-нибудь особенностях человеческой психики, не в особенностях художественного творчества, оно кроется в исторической реальности прошлого. То, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а то,чего не делали, представляли себе» (13, с.309) Не родился на русской земле неугомонный персонаж, нарушающий социальные нормы и бросающий вызов обществу, но должен же кто-то нарушать границы. Поэтому родился Иван-дурак – бездельник, большую часть времени проводящий на печи. Иван-дурак не полностью соответствует образу трикстера, но имеет некоторые его черты.
Он опирается не на стандартный разум, но на собственные решения, часто разуму противоречащие, благодаря которым он проходит все испытания и в конечном счете добивается успеха. При столкновении с внешними силами (часто это безымянные братья, занимающиеся полезным трудом), он не противодействует им, а позволяет им действовать и оборачивает в свою пользу. Своей неспособностью к традиционной нормальной жизни он делает ее более полноценной.
Так, в сказке Иванушка-дурачок (2, с.558) мать посылает Ивана отнести обед братьям, пасущим овец. Обед он выкидывает своей тени, приняв ее за человека, овец в отсутствие братьев ослепляет, чтобы не разбежались. После ярмарки он ставит стол на дорогу, чтобы шел сам, так как у него 4 ноги, надевает горшки на пни, чтобы не мерзли, высыпает соль в воду, чтобы напоить лошадь. Когда братья захотели его утопить, вместо него они топят барина, а потом и сами тонут. Иван остается с богатой добычей, жив и здоров. (Приложение № 4)
Вторым русским трикстером является лиса, про которую сложено столько сказок, что их можно объединить в отдельный «лисий цикл». Зооморфный трикстер есть в сказках многих народов, у славян же лиса всегда считалась символом коварства и хитрости. Практически всегда причиной ее коварства является голод. Например, в сказке «Лисичка-сестричка и волк», предложенной А.Афанасьевым (2, с.93), чтобы получить рыбу, лиса обманывает мужика, потом, чтобы не делиться, волка, которого заставляет отморозить хвост в проруби. Заставила избитого волка везти его, притворившись больной, получила лучшую лубяную избу вместо ледяной, скалочку выменяла на невестушку, но сама оказалась одураченной, когда вместо невестушки обнаружила собаку. Убежав от опасности, она съела петуха, уговорив его «исповедоваться».
Таким образом, русский трикстер, хотя и терпит иногда неудачи, чаще все же торжествует над своими жертвами, действуя через асоциальное поведение и насмешки над социальными нормами. Его действия демонстрируют легальную отдушину от жесткой регламентированности в социальной действительности патриархального быта Древней Руси. Вплоть до 19 века более 85% населения Руси составляли крестьяне, быт которых был основан на традициях, затрагивающих практически все аспекты жизни. Основой жизни была большая патриархальная семья, род. Она состояла из главы рода, его жены, сыновей с женами и детьми. Вся семья жила в одном доме и вела общее хозяйство. Власть главы рода была безграничной, он контролировал имущество и судьбы членов семьи, мог наказывать, в том числе физически, любого члена семьи. Женщина была помощницей и продолжательницей рода. Все имущество семьи принадлежало главе рода, кроме приданого жены. Обязанности были у всех, даже маленькие дети обязаны были помогать в меру своих сил. Таким образом, хотя патриархальность и обеспечивала обществу защиту старшего поколения, отсутствие разводов, упорядоченность жизни, с другой стороны, бесправие женщин и детей, невозможность нарушить традиции и приказы отца порождало протест, нашедший выход в сказках.
Глава 4. Образ трикстера в литературе 18-19вв.
Наиболее известные и запоминающиеся трикстеры обнаруживаются в литературе 18-19 веков. Например, одним из самых ярких взаимодействий трикстера и главного героя является роман Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея» (Приложение 2). Действие романа разворачивается в конце 19 века в Лондоне и демонстрирует нам, как двусмысленная софистика эпикурейца лорда Генри соблазняет, развращает, приводит к падению чистого и поразительно красивого юношу Дориана Грея. Этот трикстер замечателен тем, что он не совершает ни одного дурного поступка, только говорит, говорит красиво и очень убедительно. Страницы романа пестрят его изящной речью, которую теперь растащили на цитаты. Почти все его изречения построены на приеме антиномии – если заменить в них смысл глаголов на противоположный, убедительность утверждений не снизится. «Но красота, подлинная красота, исчезает там, где появляется одухотворенность» (15, с.11). «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. Совесть – официальное название трусости, вот и все» (15, с.15). «В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми» (15, с.125) . То есть Дориана Грея погубила красота, но не столько его собственная красота, а красота языка лорда Генри. И если мы вспомним место и время действия романа, то можно понять, почему лорд Генри оказался столь убедителен и интересен читателю. 19й век стал для Англии расцветом политического и экономического успеха, золотым веком научно-технического прогресса. В 1837 году на престол всходит королева Виктория, и начинается так называемая «викторианская эпоха». Королева привила англичанам нравственные ценности, когда семья и брак становятся главной ценностью, развод или измена ставятся в один уровень с уголовным преступлением. Физическая сторона человеческой природы скрывается и порицается, женщины закрепощены – им нельзя путешествовать одним, интересоваться политикой.
И как раз в этот период появляется лорд Генри, который своими речами опрокидывает моральные ценности того времени. Архетип трикстера ожил в душе не только Дориана, но и большинства читателей того времени. Популярность лорда Генри объясняется тем, что темная часть нашего сознания протестует против чрезмерного ханжества, хочет отбросить моральные принципы, предаться эпикурейству и получать удовольствие от жизни без моральных терзаний и обязательств. Сейчас, почти два века спустя, этот роман представляет научно-популярный интерес и не всколыхивает темную сторону человеческой натуры именно потому, что моральные ценности сегодня не так строги, как в Англии 19 века.
Одним из наиболее значимых произведений мировой литературы является трагедия Гете «Фауст». Ее главного героя, ученого и алхимика, Фауста на протяжении всего повествования сопровождает один из самых известных и запоминающихся трикстеров – Мефистофель.
Мефистофель проявляет свои черты трикстера с самой первой встречи. Впервые он приходит к Фаусту в виде черного пуделя. Интересно, что цвет и порода собаки выбраны неслучайно: черный, как известно является олицетворением нечистой силы, а содержание пуделя в средние века было даже запрещено в некоторых государствах, потому что эту собаку считали воплощением бесовских сил. Мефистофель очень харизматичен. Этой своей чертой он воздействует на многих героев трагедии, в том числе и на Фауста, однако не над всеми его харизма имеет власть, например Маргарита говорила Фаусту, что его друг ее пугает. Еще один его прием – это холодная, насмешливая ирония, с которой он относится ко всему происходящему. Больше всего ему нравится насмехаться над чувствами людей. При помощи красноречия Мефистофель может убедить кого угодно и в чем угодно. Он может говорить не то, что думает, периодически даже напоминает Фаусту о вопросах морали и нравственности. Это умение у него находится на таком уровне, что в некоторых местах произведения может показаться, что Фауст даже более аморален, чем Мефистофель.
Парадоксален тот факт, что очень часто (до потери Фаустом зрения) действия Мефистофеля не вызывают отторжения. В лучшем случае это удивление или негодование. Но при детальном рассмотрении отдельных поступков, понимаешь, насколько они ужасны. Мефистофель априори не может быть положительным персонажем, так как является сатаной, а сатана – это олицетворение зла. Из этого можно сделать вывод, что чем безобразнее и отвратительнее ведет себя трикстер, тем его поведение более приемлемо для окружающих.
Глава 5. «Советский» трикстер 20 века.
Трикстеры 18-19 веков сильно отличаются от мифологических трикстеров, но трикстеры советского периода стоят обособленно от всех остальных.
Одним из самых ярких представителей советских трикстеров является Остап Бендер, герой романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». В «Золотом теленке» Бендеру противостоит «подпольный миллионер» Корейко, развитие их взаимодействия приведено в Приложении 3. Несмотря на всю смекалку Корейко, ему не удается склонить ситуацию в свою пользу, и с деньгами все же приходится расстаться. И не смотря на то, что О.Бендер в романах является главным героем, схема взаимодействия применима и в этом случае.
Пожалуй, самые обаятельные трикстеры, которых я знаю, это кот Бегемот и Коровьев в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (Приложение № 5). Это редкий тип трикстеров, которые приносят беды только виновным людям. Никанор Иванович, председатель жилтоварищества, «выжига и плут», берет взятку от Коровьева, который тут же на него и доносит. За телефонное хамство и злоупотребление служебными полномочиями, бывшими образом жизни, наказан Варенуха, превращенный в вампира. Позже, на балу Сатаны, Варенуха раскаивается, просит прощения, получает его и становится образцовым администратором театра. Иван Бездомный за сомнения помещен в психиатрическую лечебницу. Самое строгое наказание ждало Берлиоза – он погиб за неверие. Лиходеев за пьянство и служебное несоответствие «командирован» в Ялту.
И это далеко не все. Нельзя не упомянуть Шарикова из «Собачьего сердца» Булгакова. Шариков примечателен тем, что из всех известных мне трикстеров, он наиболее близок к данному Юнгом описанию трикстера, как архетипа первобытного, животного, звериного в человеке. Только Шариков появился на свет за 30 лет до этого. Василий Теркин, дед Щукарь, Беня Крик – это все разновидности нашего героя.
Чем объясняется такой расцвет эпохи трикстеров в советской литературе? Надо помнить, что СССР был новой страной, строившей новый мир с новой идеологией. Официально был выведен новый герой, который должен был соответствовать новым требованиям и который состоял только из положительных черт, ведь государство позиционировалось как справедливое и свободное. Если старец, то мудрый, если мать, то заботливая, если воин, то великий. Такому герою не нужна частная собственность и общественные интересы у него всегда на первом месте. Использовать такой образ только в литературе оказалось недостаточно, поэтому часто предлагались биографии реальных людей. Так появились пионеры-герои, стахановцы, летчики-испытатели и т.д. Люди верили и стремились соответствовать, но трикстер внутри них чувствовал неестественность этих героев, не выдерживающих испытания временем и реальностью. Именно этим объясняется невероятная популярность трикстеров в советской литературе. Именно советские трикстеры запоминаются зачастую лучше главного героя (Дед Щукарь). Ведь они помогали снизить пафос официальной политики, нейтрализовать цинизм власти, превратив его в целый спектакль, необходимый для выживания процесс. Например, одним из самых острых и нерешаемых вопросов в СССР был квартирный вопрос. После революции семьи пролетариев вселяли в «богатые» квартиры буржуазии, причем богатой считалась квартира, в которой количество комнат равнялось или превышало проживающих в ней членов семей. Так появились коммунальные квартиры, которые противоестественны нормальному ходу жизни, но, поскольку альтернативы не было, приходилось смиряться, учиться принимать такую жизнь как норму. Как не вспомнить знаменитое «Я к вам пришел навеки поселиться» Васисуалия Лоханкина.
« — Куда его устроить? — шептала Варвара. — Он не может у нас ночевать, у нас одна комната!
— Я тебе удивляюсь, — сказал добрый инженер, — у человека несчастье, а ты думаешь только о своем благополучии.» (6, с. 249)
Булгаков тоже отмечает неестественность «квартирного вопроса», испортившего москвичей:
«обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» (3, с.125)
Люди, поставленные в условия служения недостижимому идеалу, с нерешенными бытовыми проблемами, имели недостатки и пороки, необходимые для ежедневного выживания. Советские трикстеры где-то высмеивали, а где-то и оправдывали простого человека, избавляя его от чувства стыда и вины. К власти же отношение однозначное – подрыв, осуществляемый через высмеивание и гротеск.
Глава 6. Трикстер в современности.
Трикстеры ярко сверкали в литературе вплоть до конца 20 века. В новом тысячелетии трикстеров можно обнаружить лишь в кинематографе. Например, Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря». Джек может быть предателем, выживает благодаря остроумию и умению вести переговоры, избегает опасных ситуаций и дерется в случае крайней необходимости, хотя и является опытным фехтовальщиком, то есть демонстрирует типичные черты трикстера - использует остроумие и обман для достижения своих целей, предпочитая решать споры словами, а не силой. Для обретения собственной свободы он продает 100 душ для вечной службы на корабле, и раскаяние не мучает его чересчур сильно.
Во время поисков образа трикстера в современной культуре, я столкнулся с крайне необычным мультфильмом «Шрек». Вся его концепция, герои, взгляд на происходящее, общая картина просто пестрят трикстерскими чертами. Герои мультфильма аморальны, им характерно жестокое обращение с животными, например, в моменте, где Фиона убивает птичку, или Шрек и Фиона надувают лягушек и змей. Многочисленный «фекальный юмор» так же вызывает отторжение. Дракон, всегда олицетворяющий зло, оказывается «добрым», так еще и драконихой. Черты Фионы составляют странный и непонятный образ, вызывающий отторжение при детальном рассмотрении. По ее поведению можно сказать, что это мужской персонаж, обладающий садистскими наклонностями это схоже с той гендерной нестабильностью, о которой говорил Юнг, исследуя древних трикстеров. Образ Шрека тоже представляет собой нечто странное. Если рассматривать его отдельно, вне общей картины мультфильма, можно прийти к выводу, что он олицетворяет опустившуюся до первобытности человеческую душу. Одна из отличительных черт трикстера – переиначивать истины. В этом мультфильме перевернуты все ценности, причем перевернуты так искусно, что, судя по огромному количеству положительных оценок мультфильма и его популярности, у большинства людей это не вызывает отторжения. Возможно, мне так не понравился этот мультфильм именно потому, что я уже был знаком с основными приемами трикстеров для воздействия на окружающих. Как уже было сказано, чем безобразнее ведет себя трикстер, тем это более приемлемо для общества. Как нельзя лучше это утверждение подтверждается анализом «Шрека».
Любопытный факт, что из анекдотов исчезли образы Петьки, Чапаева и Вовочки, и никто не пришел им на смену, возможно, из-за неактуальности проблематики, возможно в силу общей трансформации фольклорного жанра с течением времени.
Таким образом, в современной литературе и кинематографе трикстер является архаическим героем. Из его типичных черт в силу литературной традиции сохранились асоциальное поведение, иррациональность, неряшливость, алогичность поступков. Он еще способен к трюкачеству, но уже лишен прежнего глубинного смысла культурного героя.
Социологи, на основании проведенных исследований, выделяют несколько социальных процессов, зародившихся в конце 20 века и определившими социальный строй 21 века. Появившиеся и сформировавшиеся «теории эндизма или теории конца» демонстрируют, что в конце 20-начале 21 века произошло устаревание ряда практик и институтов. Наступает конец семьи, традиций, детства, труда. Были разработаны такие теории, как теории “конца идеологии” (Р. Арон); “конца истории и последнего человека” (Ф. Фукуяма); в рамках постмодернистской социологии был развернут тезис о конце субъекта и конце социального; исчезновения детства (Н. Постман); конца революций (А. Турен); конца труда (Р. Дарендорф, К. Оффе, Дж. Рифкин); конца природы и конца традиций (Э. Гидденс) (12). То есть современное общество формирует абсолютно новую, прежде не существовавшую социальную структуру, и вынуждено делать это не плавно и постепенно, в течение нескольких поколений, а стремительно. Например, впервые за все существование человечества труд вытесняется из производственного процесса. Появляются принципиально новые социальные конфликты - это не прежние конфликты между трудом и капиталом, между институтами принятия социальных и политических решений и теми, кто принужден к зависимому участию. Люди не всегда успевают адаптироваться к таким изменениям.
Культурные ценности современного общества претерпели очень сильные изменения в сторону обесценивания. Государство обеспокоено «количеством разводов в стране, демографической ситуацией и пренебрежительным отношением молодежи к семейным ценностям» (11). Поэтому эти культурные ценности пытаются прививать в школах – скачала в светском государстве появился обязательный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», сейчас, при содействии Национальной родительской ассоциации, Фонда апостола Андрея Первозванного и Российской академии образования сформирована программа «Семьеведение в системе образования РФ (2016–2020 гг.)», написан учебник с такими нехарактерными для светского общества главами, как «Иерархичность семейных отношений», «Главенство мужа», «Святые семейства, святые покровители семьи», «Жизнь — дар Божий» (11). Если анализировать современное общество с тех позиций, которых мы придерживаемся при анализе трикстера, то его провокационные черты можно рассмотреть на уровне принятия государственных решений, в поступках некоторых ключевых фигур современного общества и даже узнать классического трикстера в некоторых политических фигурах.
Отсутствие фигуры трикстера в литературе в обмен на присутствие его в реальной жизни является интересным социальным процессом. Поскольку трикстер является архетипом того коллективного бессознательного, соответствующего почти первобытной душе, это значит, что люди перестали воплощать звериный аспект своей души в литературных персонажах или персонажах устного народного творчества. Почему так происходит? У людей отпала в этом необходимость или у них нет социальной защищенности для такого воплощения? В любом случае, обнаруженный в результате моего исследования процесс трансформации ключевого архетипа литературы и фольклора требует более детального изучения и пристального внимания, поскольку сигнализирует об абсолютно новых, неизученных процессах современного общества. И до тех пор, пока природа этих трансформаций не ясна, приходится сомневаться в их положительном влиянии на культурный и нравственный климат современного общества.
Заключение.
В начале своей работы я поставил цель доказать, что образ трикстера меняется в зависимости от условий жизни общества, а также определить влияние внешних условий на образ трикстера . Цель исследования достигнута, задачи выполнены. Архетип трикстера существует на протяжении тысячелетий, и законы его неизменны. С помощью изучения и анализа этих законов можно проводить социальную политику и психологические исследования не только ретроспективно, но и в настоящем времени. Глубинные перемены, произошедшие с образом трикстера в 21 веке, сигнализируют о серьезных процессах, происходящих в обществе. Трикстер, поставленный на грань исчезновения, является тревожным симптомом происходящих в обществе процессов, ведь трикстеры, являясь архетипом, сопровождали человечество на всем протяжении его существования. Трикстер умер или вырвался наружу? Возможно, архетип трикстера эволюционировал настолько сильно, стал обладать такими безобразными чертами, достиг таких необычайных трикстерских высот, что перестал быть заметен для большинства людей. Возможно, для обнаружения трикстера 21 века нужно чаще анализировать происходящее вокруг, сравнивать происходящее сейчас с уже происходившим. Что именно сейчас происходит, – актуальная проблема для будущих исследований, интересных уже там, что ничего подобного раньше не происходило.
Список литературы
Архетип (Электронный ресурс): Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архетип_(психология)
Афанасьев А., «Русские заветные сказки», ООО «Издательство «ЭКСМО», 2009г
Булгаков М.А., «Мастер и Маргарита», М., ООО «Торговый дом «Издательство «Мир книги», 2006г. С.125.
Гете И. Фауст. М., типография газеты «Правда», 1974
Гермес – мифы Древней Греции (Электронный ресурс): www.planetaskazok.ru/greekmyph/germesgreekmyph
Ильф И., Петров Е., «Золотой теленок», ЧП «Издательство Махаон-Украина», 2014г, с. 249
Комлев Н.Г., Словарь иностранных слов, Москва: ЭКСМО, 2006г
Липовецкий М., «Трикстер и «закрытое» общество». Опубликовано в журнале Новое литературное обозрение, № 6, 2009
Локи - Бог скандинавской мифологии . Электронный ресурс: laconlife.ru . Режим доступа: www.laconlife.ru/loki/
Менар Р., «Мифы Древней Греции в искусстве» (электронный ресурс): https://zaumnik.ru/mifologija/germes-bog-merkurij.html
Нехлебова Наталия, Уроки брака – Огонек № 25 (5570) от 01.07.2019 (kommersant.ru)
Полякова Л.Н., ОБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОНЦА ХХ — НАЧАЛА XXI в., ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 2
Пропп В., «Исторические корни волшебной сказки», м., Издательство Лабиринт, 2004г
Тиль Уленшпигель. Перевод Р.В.Френкель, М., Издательство «Наука», 1985
Уайлд Оскар, «Портрет Дориана Грея», ООО «Издательство «АСТ», М., 2009г
Юнг К.Г. «О психологии образа трикстера». Послесловие к книге Пола Радина. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцевс комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. - СПб.: Евразия, 1999
Приложение № 1
Взаимодействие трикстера и героя
Приложение № 2
Трикстер в романе О.Уайлда «Портрет Дориана Грея
Приложение № 3
Трикстер в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок»
Приложение № 4
Иван-дурак как трикстер на примере сказки «Иванушка-дурачок» в редакции А.Астафьева
Приложение № 5
Трикстерский комплекс в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»