ЧТО ЧИТАЕТ НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЧТО ЧИТАЕТ НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ?

Белова Е.О. 1
1МБОУ СШ №3
Сухова Л.И. 1
1МБОУ СШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Любите книгу, она облегчит вам жизнь,

дружески поможет разобраться в пестрой

и бурной путанице мыслей, чувств, событий,

она научит вас уважать человека и

самих себя, она окрыляет ум и сердце

чувством любви к миру, к человеку…

(М.Горький)

В век компьютерных технологий так трудно найти человека, который предпочтет печатную книгу её электронной версии. Но всё чаще стало заметно, что молодые девушки и парни не проходят мимо книжных магазинов. Они не просто заходят, чтобы полистать какое-либо издание, посмотреть на яркие обложки. В основном каждый покупатель или посетитель библиотеки знает за чем именно он пришел.

Планшеты и электронные книги давно заменили нам печатные издания. Освоить их может любой пользователь, это не так уж и сложно: просто скачиваешь нужный текст на своё устройство и наслаждаешься им в любое время. Но книга, которая попадает в твои рука из печати, все же ценится сегодня.

Я поставила цель: изучение жанров литературы, которую читает молодёжь, для достижения ее необходимо решить следующие задачи:

Выяснить, какие существуют жанры литературы;

Провести опрос 6-11 классов;

Произвести анализ опроса;

Выяснить, какие жанры пользуются популярностью у молодежи

Актуальность темы обусловлена в том, что от современной молодежи и именно от нее зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. Объектом исследования являются опросы школьников.

ГЛАВА 1

Интересно, а что сейчас читает молодое поколение? Что же они выбирают при нашем богатом наследии? Пообщавшись с работниками библиотеки, с продавцом-консультантом в книжном магазине, а также изучив запросы в интернете, нам удалось выяснить, какие же книги пользуются спросом сегодня.

Как бы странно это не звучало, но первые места по продажам занимает классика. И это вовсе не потому, что это «задали в школе», нет. Люди, которым «немного за тридцать», достаточно часто ищут на полках Достоевского. Пользуются спросом такие произведения как «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы». Великого Толстого тоже не обходят стороной. И хотя «Война и мир» все же остается одним из «непреодолимых» произведений, зато «Анна Каренина» на полках не задерживается. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова мало кого оставит равнодушным: потусторонние силы, магия, говорящие коты, ведьмы, летающие на метле – вот, что привлекает современного читателя.

Но больше 60% читателей предпочитают книги зарубежных авторов. Первые места занимает Эрих Мария Ремарк. Этого автора часто путают с женщиной, но второе имя писатель взял в честь умершей матери. Практически все его произведения пользуются огромным спросом. Это и роман «На Западном фронте без перемен», и “Триумфальная арка”, и его прекрасный роман “Жизнь взаймы”, “Три товарища”. В книгах этого автора поднимаются повседневно важные темы о дружбе, любви, верности, определяются жизненные ценности, а потому его произведения так востребованы.

Следует отметить, что “Маленький принц” Антуана де-Сент Экзюпери и “Алиса в стране чудес” Л. Кэрролла, по сути, детские книжки, но спрос на них с каждым днем растёт. Цитаты из этих произведений очень популярны в сети. Наверное, когда человек взрослеет, эти книги начинают приобретать иной смысл, значение, все происходящее в книге начинаешь воспринимать через призму взрослой жизни. А потому эти книги испаряются с полок магазинов.

Конец ХХ века – время создания произведений, которые проходят через руки не одного подростка. Это Р. Брэдбери “Вино из одуванчиков”, “451 градус по Фаренгейту”, Э.Киз “Цветы для Элджернона”, У. Эко “Имя розы”), Дж. Оруэлл “1984”, А. Камю “Посторонний”. Произведения этих авторов популярны потому, что они сложны, интересны, трудны для восприятия. Эти книги помогают подрастающему поколению найти себя, учат правильно расставлять приоритеты, выявлять для себя главные ценности жизни.

Стивен Кинг – писатель, который мало кого оставит равнодушным. Автор, который пишет в разных жанрах, в основном это ужасы, триллер, фантастика. Молодое поколение с нетерпением ждёт его книги, которые читаются на одном дыхании. Любой ценитель современной литературы сразу же назовет его “ Зеленую милю”, “Оно”, “Под куполом” и др.

Нынче каких только книг не встретишь на полках магазинов! Основой нынешнего жанрового богатства литературы является как исторически сформировавшее наследие писателей прошлых лет, так и веяния времени настоящего. Так что сегодня вниманию читателей представлено множество направлений, течений и жанров.

Но особенно литературное разнообразие интересно писателям: ведь именно им решать, в каком жанре работать. А если вы – начинающий автор, то вам особенно важно уметь разбираться в особенностях и тонкостях жанровой литературы, чтобы наверняка понимать направление будущей работы. И от вашей точности и прозорливости в выборе жанра во многом будут зависеть шансы вашей рукописи на издание.

ДЛЯ НАЧАЛА: ЧТО ТАКОЕ ЖАНР?

Прежде всего, отметим, что есть два понятия жанра:

– литературоведческое (по форме произведения – рассказ, повесть, роман и т. п.);

– прикладное (по типу произведения – детектив, любовный роман, боевик и т. п.).

Итак, жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.). Жанр – это явление динамичное, и черты одного жанра зачастую проникают в другой, порождая поджанры.

С нон-фикш все более-менее ясно: это научные, оклонаучные и псевдонаучные труды по психологии, диетологии, обучению, воспитанию детей и т.д. Когда-нибудь мы обязательно поговорим об этом виде и жанровому разделению внутри него.

Художественная литература в современном литературном процессе по большей своей части подвержена «западному» влиянию. То, что модно и продаваемо «у них», мы пытаемся применить на нашем рынке. Отсюда и деление литературы на четыре основных типа:

- классика

- элитарная литература

- мейнстрим

- жанровая литература.

Классика переживает сейчас сложные времена: в плане критики. Толстого все чаще называют «унылым графоманом», Достоевского – «параноиком», Гоголя – «переработчиком первичного материала». Появляется все больше крушителей стереотипов, готовых критиковать любого писателя, чей авторитет, казалось бы, неоспорим. Тем не менее, классика продолжает пользоваться популярностью среди мыслящих читателей, привыкших к качественной литературе.

Элитарная литература возникла как антипод массовой, как главный ее «конкурент» и «противник». Элитарная литература создавалась в узких кругах писателей, священнослужителей, представителей высшего общества и насыщалась лексикой и образами, доступными и понятными лишь определенной прослойке. В современном мире понятие элитарной литературы несколько размыто: благодаря быстрому распространению информации, моде на все необычное и желанию многих быть «не такими, как все», элитарная литература уходит в массы. Ярким примером тому может служить творчество В.Пелевина: в «нулевых» все читали его романы, но мало кто понимал, о чем они.

Мейнстрим (от англ. mainstream –главное течение, основной поток) – это реалистическая проза, отображающая то, что происходит «здесь и сейчас». Весьма популярна на сегодняшний день. В основе сюжетов реалистической прозы – судьбы реальных людей, их (а также писательские) жизненные принципы и мировоззрение. Для мейнстрима характерен психологизм, реалистичность образов и явлений, направленность на философию. Здесь важна не столько фабульность, сколько внутреннее развитие героя, его мысли и решения, его трансформация. На мой взгляд, западный термин «мейнстрим» не совсем точно отображает суть этого жанра, ведь все-таки «основным потоком» на современном книжном рынке является не реалистичная проза, а жанровая (причем серийная) литература. О ней ниже.

Итак, жанровая литература. Здесь следует подробно обозначить существующие в ней категории:

- детектив

- фантастика

- фэнтэзи

- любовный роман

- триллер

- мистика

- боевик/экшн

- приключения

- исторический роман

- авангард

Как видите, жанры очень сходны с кинематографическими. Да и по сути книги, принадлежащие к жанровой литературе, напоминают кино: в них много действия, основную роль играют фабула и сюжетные коллизии, т.е. так называемая «внешняя сторона». В каждом из этих направлений есть свои ответвления. Так, детектив делится на исторический, иронический, психологический и т.д.

Для жанровой литературы характерны определенные рамки, из-за чего ее часто критикуют и обвиняют в «предсказуемости». Но, скажите, где предсказуемость в том, что разлученные любовники в конце книги встретятся? Это – как раз и есть рамки жанра, заранее известные как писателю, так и читателю. Особое мастерство писателя состоит в том, чтобы в этих всем известных рамках создать уникальный, неповторимый мир с интересными персонажами, способными достучаться до читателя.

Писатель, как никто другой, должен разбираться в современных жанрах, чтобы ориентировать свое произведение на конкретного читателя. Потому как именно читатель определяет, о чем ему интересно читать в данный момент – о нашествии зомби или проблемах самоидентификации героя в условиях мирового финансового кризиса.

Таблица 1

Самая общая классификация всей литературы – это подразделение ее на художественную и всю остальную – non-fiction (нон-фикшн). В произведениях, таких как романы, повести, пьесы, рассказы, относимых к художественной литературе, обязательно есть вымышленные персонажи и придуманный сюжет. Они бывают поэтическими и прозаическими. В свою очередь, все художественные литературные произведения подразделяются на такие категории, как интеллектуальная проза и жанровая литература.

В отличие от художественной, нон-фикшн литература не использует вымышленные истории, сюжеты и персонажей, и она представлена:

- учебниками

- словарями;

- энциклопедиями;

- монографиями;

- публицистикой;

- биографиями;

- мемуарами и другими формами.

1.2. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ NON-FICTION?

Давайте рассмотрим определение нон-фикшн, что это такое. Как уже говорилось, в такой литературе нет вымышленных событий и фактов, так как это художественно-публицистический литературный жанр, в котором автор через призму своего эстетического, этического и образного восприятия, документально и реалистично излагает факты, представляет персонажей и события. Так как это литература, то есть искусство владения словом, писатель использует композиционную организацию текста и различные приемы раскрытия образов, представленных в произведении. Таким образом, нон-фикшн – это литературное творчество, жестко привязанное к конкретным и реальным фактам жизни.

ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН И КОМИКС

С доисторических времен рисунок не только сопровождал слово, но и с завидной регулярностью попросту заменял его, являясь подчас куда более доходчивой формой донесения идеи.

Поэтому не удивительно, что относительно недавнее понятие «графический роман» становится все популярнее. Однако многие относятся к нему пренебрежительно, рассматривая его не выше, чем комикс.

Графический роман – это именно литература, от этого и будем отталкиваться. И потому строится графический роман по тем же принципам, что и традиционное художественное произведение: завязка, перипетии, кульминация, развязка, финал.

ЧЕМ ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КОМИКСА?

Это история, нередко весьма сложная и запутанная, рассказанная при помощи последовательно расположенных графических изображений и сопровождающих их текстовых вставок (хотя последние встречаются не всегда). Основная смысловая нагрузка ложится на рисунок.

Таким образом, этот феномен рожден благодаря плодотворному взаимодействию литературы и графики.

Еще одна черта, которая сближает графический роман с традиционным, - характеры. Герои развиваются, меняются по ходу истории, что добавляет психологизм и глубину, в отличие от комикса, где персонажи статичны.

Следует обратить внимание и на объем. Поскольку комиксу дал жизнь журнал, в каждом номере которого не более 30 страниц, это и стало стандартным форматом комикса. Отсюда и «сериальная» специфика – комикс, как правило, представляет собой отдельные рассказы, посвященные одному персонажу и продолжающие друг друга.

Графический же роман с самого начала освоил книжный формат. Средняя его величина – от 60 до 120 страниц, и это законченное, независимое произведение, где сиквелы совсем не обязательны.

Поэтому графическому роману, как и любой другой печатной книге, присваивается ISBN, а комикс, даже опубликованный отдельным выпуском, получает ISSN – как периодическое издание, что и выдает «журнальную природу» последнего.

И наконец, аудитория. Если комиксы были рассчитаны в основном на подрастающее поколение, графический роман – преимущественно взрослое чтение, многие образчики не рекомендованы детям или подросткам.

ГЛАВА 2. ОПРОС ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ

Участникам опроса задавались вопросы:

Любите ли вы читать? (любую литературу)

Читаете ли вы интернет литературу? (статьи, подкасты и т.п.)

Что вы предпочитаете больше электронные или бумажные издания?

Читаете ли вы различные фанфики, комиксы, графические романы? (укажите, что интересует, и что вы читали)

Какое направление привлекает вас больше всего? (классика, фантастика, фэнтези, youngadult, non-fiction и т.п.)

Есть ли у вас любимый автор, если да, то кто?

Какая книга, прочитанная в последнее время, на вас произвела наибольшее впечатление? О какой книге вы бы могли рассказать своим одноклассникам? (указать название и автора)

Какую книгу вы читаете сейчас?

2.1. СТАТИСТИКА 6 КЛАССОВ

Таблица 2

вопрос

ответ

количество

проценты

1

Да

16

64%

Нет

9

36%

2

Да

16

64%

Нет

9

36%

3

Бумажные

14

53,8%

Электронные

10

38,4%

50/50

2

7,7%

4

Да

14

56%

Нет

11

44%

5

Фантастика

11

42,3%

Фэнтези

3

11,5%

Классика

3

11,5%

Детектив

1

3,8%

Романы

2

7,7%

Ужасы

1

3,8%

Нон-фикшн

1

3,8%

Различные жанры

4

15,4%

6

Да (Чехов, Пушкин, Есенин, Роулинг, Елец, Гоголь, Паразьев)

10

38%

Нет

16

62%

7

Да («Собачье сердце», «Белый клык», «Коты воители», «Тайна третьей планеты», «Дубровский», «Мятная сказка», «Отрочество», «Алые паруса», «Перси Джексон и повелитель молний», «Уличный кот по имени Боб», «Моё прекрасное несчастье», «Евгений Онегин»)

16

62%

Нет

10

38%

8

Да («Белый клык», «Приключения Тома Сойера», «Перси Джексон и повелитель молний», «Маленький принц», «Сталкер», «Невинная заметка», «Повелитель мух», «Динка», «Черная стрела», «Гарри Поттер», «Мертвые души», «Моё прекрасное несчастье», «Уличный кот по имени Боб», «Полианна»)

14

56%

Нет

11

44%

 

Таблица 3

2.2. СТАТИСТИКА 9 КЛАССОВ

вопрос

ответ

количество

проценты

1

Да

12

63%

Нет

7

37%

2

Да

17

89%

Нет

2

11%

3

Бумажные

11

58%

Электронные

5

26%

50/50

3

16%

4

Да

13

68%

Нет

6

32%

5

Фантастика

12

42,9%

Фэнтези

4

14,3%

Классика

6

21,4%

Психология

2

7,1%

Боевик

1

3,6%

Ужасы

1

3,6%

Триллеры

1

3,6%

Мистика

1

3,6%

6

Да (Жюль Верн, Глуховский, Гоголь, Булгаков)

4

21%

Нет

15

79%

7

Да («Шэнь Шэн», «Бегущий в лабиринте», «Мятная сказка», «Человек в футляре», «В метре друг от друга», «Евгений Онегин», «Морфий», «Слово о полку Игореве», «Вий», «Колобок», «Работные люди», «Метро 2033», «Пир стервятников»)

15

79%

Нет

4

21%

8

Да («Слово о полку Игореве», «Вечный лес», «Крылья», «Шэнь Шэн», «Магия утра», Клуб романтики, алгебра, учебники)

8

42%

Нет

11

58%

 

Таблица 4

2.3. СТАТИСТИКА 11 КЛАССОВ

вопрос

ответ

количество

проценты

1

Да

39

89%

Нет

5

11%

2

Да

37

84%

Нет

7

16%

3

Бумажные

28

64%

Электронные

14

32%

50/50

2

4%

4

Да

16

36%

Нет

29

64%

5

Фантастика

12

19,4%

Фэнтези

14

22,6%

Классика

21

33,9%

Детектив

1

1,6%

Романы

5

8,1%

Ужасы

2

3,2%

Различные жанры

4

6,5%

Нон-фикшн

3

4,8%

6

Да (Филатов, Кинг, Лермонтов, Грин, Достоевский, Тургенев, Крамер, Чехов, Булгаков, Карнеги, Остин, Сикоро, Пушкин, Бром, Рой, Зусак, Брэдбери, Ремарк)

29

57%

Нет

22

43%

7

Да («Моя борьба», «Чужак», «Макс», «Гранатовый браслет», «Гордость и предубеждение», «Господин из Сан-Франциско», «Пандемониум», «НИСЫ», «Как завоевать друзей», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Виноваты звезды», «Герой нашего времени», «1984», «Тихий дон», «Трансформатор», «Психология влияния», «После», «Метро», «Детская площадка», «Портрет Дориана Грея», «Сила подсознания», «Книжный вор»)

38

84%

Нет

7

16%

8

Да («Отверженные», «Десять негритят», «Тихий дон», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Анна Каренина», «Мать», «Капитанская дочка», «Господин из Сан-Франциско», «Война и мир», «Игра Ангела», «Республика ШКИД», «Петр I»)

27

63%

Нет

16

37%

2.4. СТАТИСТИКА ВСЕХ ОПРАШИВАЕМЫХ

(см. в приложении 1)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные подростки, безусловно, читают, в основном ту литературу, которую изучают по программе в школе. Читающие старшеклассники предпочитают классическую литературу, фантастику, детективы. Современные подростки выбирают литературу в основном для развлечения, для ухода в сказочный мир и для саморазвития. Любимыми писателями были названы А.С.Пушкин, М.А.Булгаков, Ф.М.Достоевский. Из зарубежной литературы в основном читают те произведения, которые были экранизированы.Наблюдается общий недостаток читательской культуры, вызванный общей тенденцией к легкой литературе. Данное исследование позволило нам составить картину литературных предпочтений и вкусов молодых людей.

 

ЛИТЕРАТУРА

Булгаков М.А. «Собачье сердце» Издательство: Эксмо, 2021 г.

Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» Издательство: АСТ, 2018 г.

Гоголь Н.В. «Мертвые души» Издательство: АСТ, 2015 г.

Джек Лондон «Белый клык» Издательство: Нигма, 2000 г.

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» Издательство: АСТ, 2017 г.

Пушкин А.С. «Дубровский» Издательство: Издательский дом Мещерякова, 2017 г.

Пушкин А.С. «Капитанская дочка» Издательство: Новое Небо, 2020 г.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Издательство: Like Book, 2021 г.

Толстой Л.Н. «Отрочество» Издательство: Время, 2018 г.

Толстой Л.Н. «Война и мир» Издательство: Время, 2018 г.

Толстой Л.Н. «Анна Каренина» Издательство: АСТ, 2015 г.

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» Издательство: Время, 2017 г.

Чехов А.П. Полное собрание в двух томах Издательство: Альфа-книга, 2019 г.

Шолохов М.А. «Тихий Дон» Издательство: Эксмо, 2020 г.

Интернет-источники:

Жанры современной литературы (часть 1) (school-of-inspiration.ru)ж

Жанры современной литературы: что читаем?:behemot_izd — ЖЖ (livejournal.com)

ЛитКульт — Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература? (litcult.ru)

Чем графический роман отличается от комикса | Пью кофе и думаю | Яндекс Дзен (yandex.ru)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опрос школьников 5-11 классов

Любите ли вы читать? (любую литературу)

Читаете ли вы интернет литературу? (статьи, подкасты и т.п.)

Что вы предпочитаете больше электронные или бумажные издания?

Читаете ли вы различные фанфики, комиксы, графические романы? (укажите, что интересует, и что вы читали)

Какое направление привлекает вас больше всего? (классика, фантастика, фэнтези, youngadult, non-fiction и т.п.)

Есть ли у вас любимый автор, если да, то кто?

Какая книга, прочитанная в последнее время, на вас произвела наибольшее впечатление? О какой книге вы бы могли рассказать своим одноклассникам? (указать название и автора)

Какую книгу вы читаете сейчас?

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Просмотров работы: 4831