Тема войны в творчестве А.Л. Барто

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема войны в творчестве А.Л. Барто

Лукьянов А.И. 1
1МБОУ СОШ № 1 им. М.Ю.Лермонтова
Величко И.Л. 1
1МБОУ СОШ № 1 им. М.Ю.Лермонтова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Страшные, кровавые годы Великой Отечественной войны (1941-1945) все дальше и дальше от нас, но это не сглаживает ужаса той войны, не уменьшает ценности подвига наших дедов и прадедов – истинных героев, патриотов, освободителей. Мы должны знать будоражащие душу факты злодеяний фашистских захватчиков, помнить и чтить советских солдат, которые ценой своей жизни, колоссальными усилиями подарили нам мирное небо над головой.

Велика роль поэтов и прозаиков, которые сами были на войне и писали о ней, их меткое, проникающее в душу, переворачивающее сознание слово вдохновляло на подвиги наших бойцов, вселяло уверенность в победу, утешало скорбящих, а сейчас доносит до нас правду о борьбе за Родину. В канун юбилея выдающейся поэтессы А.Барто особую значимость приобретает исследование ее поэзии о войне, которая по праву составляет золотой фонд литературы.

Цель моей работы - проанализировать поэзию о Великой Отечественной войне А.Барто.

Данная цель позволила сформулировать задачи:

Изучить творческое своеобразие поэзии А.Барто;

Провести анализ поэзии о войне А.Барто;

Раскрыть проблемы, которые волновали поэтессу и ее лирических героев в годы войны.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнительный анализ, работа с текстом.

Поэзия А.Л.Барто исследована разносторонне и достаточно глубоко, но почему-то отсутствуют научные исследования темы войны в творчестве поэтессы, мы считаем, что необходимо более тщательно исследовать вышеозначенную тему. В ходе исследования мы пользовались сборниками стихов А.Л.Барто, исследованиями Соловьева Б.И., Мотяшова И.П. и Смирновой В.

Основная часть

В годы Великой Отечественной войны вся страна встала на борьбу с врагом. Не остались в стороне и советские поэты и прозаики. В самые трудные дни именно они поддерживали дух солдат, не давали опускать руки, побуждали бороться до последнего. Именно они рассказывали всю правду о трагических событиях на войне, восхищались отвагой наших бойцов, писали о мужестве, находчивости истинных героев, защищавших родину от врага. Именно они воспели великую победу над фашизмом.

Агния Барто была одним из тех поэтов, которые писали о войне. В годы Великой Отечественной войны она была корреспондентом, видела своими глазами боевые действия, ужасалась злодеяниям захватчиков, восхищались подвигами защитников. А. Барто была труженицей тыла, выступала по радио, писала статьи, очерки в периодической печати.

Рассмотрим творческое своеобразие поэзии А. Барто о войне. Более всего поэтесса восхищалась мужеством, отвагой детей, подростков, пристально наблюдая за изменениями, происходящими с ними с приходом войны. Так, в стихотворении «В дни войны» автор всматривается в глаза своего лирического героя, изучает настроение, состояние в новых условиях. Состояние героини автор сравнивает со старением «Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет».

В ряде стихотворений поэтесса показывает самостоятельность стремительно подросших детей, которые без колебаний берут на себя воспитание и заботу о младших братьях и сестрах, хлопоты по хозяйству, ответственность за семью в целом («Никита»).

Поэтесса воспевала подвиги детей, которые ценой своей жизни пытались остановить захватчиков. Например, героем стихотворения «Сашко» является решительный, мужественный мальчуган, который настойчиво просился в партизанский отряд с отцом, а, когда село оккупировали фашисты, решился на отчаянный поступок – взорвал группу фашистов и погиб сам. И снова автор обращает внимание на изменения, произошедшие с лирическим героем: «В сердце недетская храбрость, Решимость на детском лице».

В стихотворении «Наташа» автор показывает самоотверженность, проявленную не только бойцами, но и медиками, которые выполняют свои обязанности также героически, зачастую на пределе человеческих возможностей: «Молодая санитарка Двадцать раненых спасла».

С болью А.Л. Барто описывает издевательства фашистов над старшеклассниками. Ярким примером является стихотворение «Партизанке Тане». Жестокость, варварство фашистов по отношению к школьнице ужасает, слезы в глазах и дрожь по коже, когда читаешь следующие строки:

«Избивали фашисты и мучали,

Выгоняли босой на мороз.

Были руки веревками скручены.

Пять часов продолжался допрос».

Юная героиня не сломилась, она с гордостью и честью до конца прошла свой путь, отдав свою жизнь в борьбе за наше будущее, за мирное небо над головой.

Одной из тем военной поэзии А.Барто была жизнь советских людей в тылу. Поэтесса показывала матерей, которые переживают за своих сыновей, сражающихся на фронте, с надеждой и тревогой ожидающих вестей: «Жив ли он? Скажите прямо», младших братьев, прощавшихся со старшими: «Ему не надо слов моих, Он будет биться за двоих» («Мой брат уходит на войну»).

Героями стихотворений А.Барто были и труженики тыла от мала до велика, которые ковали победу у станков круглые сутки. Поэтесса, чтобы овладеть темой, сама получила специальность токаря и даже получила разряд. Юный лирический герой А.Барто в стихотворении «Решил я стать учеником» как бы прощается с детством, с прежней работой и идет работать на завод - «готов не спать ночей», «работать день и ночь», чтобы приблизить долгожданный день победы, помочь бойцам на фронте.

Но не только юные ребята идут на завод, пожилые люди тоже не хотят сидя дома ждать победы. Они готовы идти учениками к мальчишкам, которые еще совсем недавно проказничали: «И вдруг приводят мне вчера старуху с нашего двора». Автор описывает смятение маленького учителя, которому вместо друга в ученики дали «старуху», которой он не так давно выбил окно мячом («Мой ученик»).

Все эти тяжелые годы люди мечтали о победе, о возвращении родных и близких. В стихотворении «Сон» А.Барто трогательно раскрывает мечты ребенка о возвращении отца, который не только принесет победу, но и освободит весь мир от страха, темноты и скорби:

«Он вошёл и поднял штору,

Затемненье снял с окна.

Освещен огнями город,

Вся Москва огней полна».

И вот долгожданная победа, которая досталась нашему народу очень дорогой ценой, которая все эти годы снилась! Долгожданное возвращение родных и близких, которым посчастливилось выжить, осуществилось наяву. А.Барто удалось передать неимоверную радость, счастье детей, дождавшихся своих постаревших на войне отцов («Вернулся…»), матерей, встречающих живых героев-сыновей.

Поэзия Агнии Львовны Барто пронизана восхищением нашими отважными солдатами, медиками, тружениками тыла и, конечно, простыми мальчишками и девчонками, которые незадолго до начала войны беззаботно играли, хулиганили. Эти героические стихи помогали нашему народу в борьбе с фашизмом, укрепляли веру победу, вдохновляли на подвиги во имя мира, жизни.

Заключение

Творческое своеобразие поэзии о войне А.Барто заключается в том, что поэзия адресована именно детям. Даже сложная и недетская тема войны раскрыта простым и понятным любому ребенку языком. Я обратил внимание, что в большинстве стихотворений лирическими героями являются тоже дети, которых Агния Львовна чувствовала, понимала, трогательно и тонко передавала их мысли, мечты, переживания. Творчество А.Барто гениально раскрывает с разных сторон колоссальный труд, которым досталась победа нашему многострадальному народу.

В представленной исследовательской работе рассмотрено творческое своеобразие поэзии А.Л. Барто о войне, которое заключается, на наш взгляд, в умелом образном изображении войны глазами детей и для детей.

В ходе исследования нами изучены темы и проблемы, волновавшие поэтессу в годы Великой Отечественной войны: изменения, произошедшие с детьми в годы войны, тяжелый труд детей и женщин в тылу, восхищение отвагой детей и молодежи на фронте и в тылу врага, радость и счастье от долгожданной победы.

Значимость военной тематики в поэзии А.Л. Барто очевидна: укрепление веры в победу, вдохновение на подвиги во имя мира, жизни, а также рассказ детям суровой правды о Великой Отечественной войне.

Список использованных источников и литературы

1. Агния Львовна Барто //Я познаю мир. Дет. энцикл.: Литература. — М., 1999. — С. 44—46.

2. Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. — 4.1. — М., 1998. — С. 44—47.

3. Барто Агния Львовна // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей. — М., 1999. — С. 17—19.

4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н. И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. — М., 1995. — С. 10—12.

5. Барто А. Л. Записки детского поэта. — М.: Сов. писатель, 1976.

6. Барто А. Л. Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей и очерков советских детских писателей. — М., 1975. —С. 22—23.

7. Барто А.Л. Про войну. М.: Гос.изд-во. 1930, 15 с.

8. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. — М., 1981. — С. 6—14.

9. Соловьев Б. И., Мотяшов И. П. Агния Барто: Очерк творчества. — М.: Дет. лит., 1979.

10. Стихи и рассказы о войне Барто А., Берестов В., Симонов К. М.: АСТ. 2020. 64 с.

Просмотров работы: 30