Подросток в трагических обстоятельствах (по романам О. Громовой «Сахарный ребёнок» и Д. Грина «Виноваты звёзды»)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подросток в трагических обстоятельствах (по романам О. Громовой «Сахарный ребёнок» и Д. Грина «Виноваты звёзды»)

Ибрагимова В.А. 1Мищенко К.К. 1
1МБОУ СОШ № 19 г. Коврова
Касатых Е.А. 1
1МБОУ СОШ № 19
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель исследования – через анализ текстов современных авторов понять, какие личностные ресурсы помогают человеку достойно выдержать жизненные испытания. Слово «трагический», согласно Толковому словарю русского языка под ред. Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю., имеет значение «ужасный, потрясающий; полный страдания». Именно в таких ситуациях по воле судьбы оказывается героиня подросткового романа (повести) О. Громовой «Сахарный ребёнок» и героиня романа Д. Грина «Виноваты звёзды».

Задачи:

выяснить историю создания произведений и установить реальные факты, побудившие О. Громову и Д. Грина к творчеству;

показать, как особенности родительского воспитания и отношения к жизни помогли главной героине книги О. Громовой «Сахарный ребёнок» выжить и сохранить своё «я» в трудных жизненных обстоятельствах;

в романе Д. Грина «Виноваты звёзды» выявить особенности мировосприятия героини, благодаря которым неизлечимо больная девушка предстаёт перед читателем индивидуальностью, сильным человеком;

изучить восприятие романов аудиторией читателей в Интернете, понять, что именно привлекает современных читателей в названных книгах.

Объекты исследования: роман Ольги Громовой «Сахарный ребёнок» (2013 г.), роман Джона Грина «Виноваты звёзды» (2012 г.). Это образцы новейшей русской и американской литературы для подростков, чем и определяется новизна исследования.

Актуальность работы состоит в том, что современных читателей волнуют проблемы, к которым обращаются авторы выбранных текстов: как быть сильным человеком? Как сохранить своё «я» при любом повороте судьбы? Как научиться ценить жизнь и происходящие в ней события? Исследование стало особенно актуальным в связи с современной ситуацией в мире, с появлением новой коронавирусной инфекции, когда люди оставались дома несколько недель и даже месяцев, когда они теряли работу, когда внезапно заболевали и даже погибали родственники. Всё это потребовало от жителей разных государств выдержки, умения не поддаваться панике, трезво оценивать происходящее, повышенного внимания к близким и заботы о них, внутренней организованности, самодисциплины. Этими качествами в полной мере обладают главные героини романов О. Громовой и Д. Грина. Именно личностный стержень героинь, их чуткость к людям, созидательное отношение к жизни (даже если жить осталось, может быть, несколько дней или месяцев) позволяет говорить о названных произведениях в рамках одного исследования.

Практическая значимость работы состоит в возможности ознакомления современных подростков с достойными образцами новейшей литературы. Фрагменты исследовательской работы были использованы для участия в акции «Советую прочитать» (г. Ковров, 2021 г.), для создания библиотечного информационного стенда «“Другая” литература» (Приложение 1), где произведения О. Громовой и Д. Грина в ряду других книг рекомендованы к прочтению школьному сообществу. Материалы исследования апробированы на X городской конференции по литературе (г. Ковров, 2020 г.), на конкурсе читательских рекомендаций «Книжный штурман» (г. Санкт-Петербург, 2021 г.).

«Не позволяй себе бояться»:

история создания романа О. Громовой «Сахарный ребёнок»

Подростковый роман «Сахарный ребёнок» (так определяется жанр произведения в аннотации) был впервые издан в России 2013 году. Роман имеет подзаголовок «История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской». Автор в предисловии подчёркивает, что книга основана на реальных событиях, написана по воспоминаниям Стеллы Натановны Дубровой, чьё детство пришлось на конец 30-х – начало 40-х годов ХХ века.

Место жительства автора и прототипа главной героини – город Москва. Они были соседками, но познакомились, когда С. Н. Дуброва, будучи неравнодушным и деятельным человеком, организовала сбор вещей для пострадавших от землетрясения в Армении. Люди приносили в квартиру Дубровой одежду и посуду, а она разбирала вещи, подготавливала их к дальнейшей транспортировке. Ольга Константиновна Громова решила помочь соседке в этом деле. Затем знакомство переросло в крепкую дружбу.

С. Н. Дуброва имела большой жизненный опыт, работала учителем и пионервожатой в школах на Чукотке, на Камчатке и в Средней Азии. А детство её прошло в Москве. О жизни в лагере ЧСИР (для членов семьи изменника родины) в Киргизии она вспоминать не любила, но О. К. Громова, чувствуя, что эти воспоминания имеют большую человеческую ценность, всё же убедила соседку рассказать о прошлом. Когда фактов было зафиксировано и собрано уже много, Стелла Натановна тяжело заболела. Весь материал был собран в папку под рабочим названием «Не позволяй себе бояться». Дуброва завещала своей талантливой подруге О. К. Громовой «сделать из этого детскую повесть»: «Не для маленьких детей, а для подростков, кто уже что-то понимает»1. Ольга Громова впоследствии придумала некоторые истории, сцены, диалоги. Чтобы написать книгу, она работала в архивах и общалась с людьми, пережившими подобный трудный опыт.

На встречах с читателями-подростками Громова объясняет, что этот литературный труд не был для неё лёгким, но и оставить его было нельзя: «Невозможно переступить через обещание, данное человеку, уходящему из жизни. Это угнетает и висит над тобой, пока не сделаешь»2.

Нудольская – это девичья фамилия матери Стеллы Натановны, в действительности герои книги носили фамилию Южаковы. Необычная фамилия Нудольская появляется в книге в память о матери – ведь благодаря её «железному» характеру, её последовательности, твёрдости, принципиальности героиня, девочка-подросток, осталась в живых.

Ольга Громова как автор романа стремилась сохранить на страницах главную особенность взгляда на жизнь Стеллы Дубровой, которая заключалась в убеждении, что «в конечном счете хороших людей всегда больше, и это видно, особенно когда им всем тяжело»1.

«Искренность и узнаваемая реальность»:

прототип героини и замысел романа Д. Грина «Виноваты звёзды»

Книга «Виноваты звёзды», изданная в 2012 году, сразу же была признана бестселлером. В интервью Наталье Хиггинсон от 1 сентября 2014 года, опубликованном на сайте КиноПоиск, сам автор удивляется, что его работа стала столь популярной, потому что тема книги, «хотя и современная, но грустная, даже депрессивная». Написание книги стало для автора «просветляющим опытом»: «Я был полностью погружен в историю, захвачен ею и думал о том, что это, пожалуй, лучшее из всего, что я когда-либо написал»2. Главные достоинства книги «Виноваты звёзды», по мнению Грина, – это «искренность и узнаваемая реальность».

Автор подчёркивает, что история тяжело больной девушки Хэйзел Грейс абсолютно вымышленная, но у героини существует реальный прототип. Это девушка Эстер, страдавшая неизлечимым заболеванием щитовидной железы, ушедшая из жизни в 16 лет. Один из основных уроков, который усвоил автор от общения с этой девушкой, состоит в том, что даже очень короткая жизнь может быть очень богатой и разнообразной.

Также Джон Грин в определённый момент жизни работал в детском онкологическом госпитале и видел людей в самый пик их страданий, когда уже ничего другого не оставалось, как только ждать смерти. Он говорит, что общение с Эстер открыло ему особенную грань человеческой жизни. Даже безнадежно и сильно больной человек в самые тяжелые минуты болезни все еще жив. Шестнадцатилетняя Эстер рассказала автору о её жизни, где было достаточно и радости, и любви, и подростковых сомнений, страхов. Девушка ушла из жизни в 2010 году. Писателю казалось, что все это крайне несправедливо, но в то же время он отметил для себя с удивлением, что в жизни Эстер было очень много позитивного, интересного. Грин понял, что обязан написать об этом историю. Он так определил творческую задачу – дать людям знать, что есть надежда на нормальную жизнь, даже если ты тяжко болен и знаешь, что жизнь твоя будет очень короткой.

Любовь и мужество в детстве Стеллы Нудольской

Нелёгкая судьба С. Нудольской, героини романа «Сахарный ребёнок», трогает за душу. Отца Эли обвиняют в предательстве Отечества, и он вынужден покинуть родной дом и любимую семью. Девочка становится дочерью «врага народа». Вместе с матерью она переживает страшное испытание: их арестовали и отправили в лагерь, где нужно было хотя бы физически выжить. Героиням романа это удалось, как и удалось им сохранить в себе человеческое достоинство.

«В конечном счете, все что во мне есть – это моя мама. Если бы не она, во-первых, я бы там просто не выжила. А во-вторых, кем бы я стала, это еще неизвестно», – вспоминала С. Н. Дуброва1. Родительское воспитание, уроки отца и матери запомнились героине на всю жизнь. Родителям действительно удалось вырастить очень сильную девочку, которая обладала выдержкой и силой воли, а потом достойно прошла жизненные испытания. 

Во время безоблачной домашней жизни (с этого начинается роман) родители уделяли дочке достаточно внимания, много времени проводили с ней. Дома маленькая девочка была настолько окружена любовью, что жизнь напоминала ей сказку: «Сегодня за ужином мы попали в волшебную страну эльфов и гномов, где, как всем известно, в кисельных берегах текут молочные реки. В глубоких тарелках с крутым ярким ягодным киселём и налитым по краям молоком нужно «пропружать», прокладывая русла для молочных речек в кисельных берегах. Если не торопиться и действовать аккуратно, в тарелке получится карта страны с озёрами, реками, ручьями и океаном вокруг. Мы долго возимся, а потом сравниваем, у кого лучше получилось: у меня, у мамы или у папы. Папа даже умудрился построить какую-то гору из киселя и уверяет, что именно из неё течёт вот эта молочная река. Пока мы рассматриваем картины в тарелках, гора расползается и получается мутное море. Мы с мамой смеёмся, а няня ворчит: «Ну, собрались младенцы – баловство одно». Родители играют с дочерью, увлекаются и искренне получают от этого удовольствие.

Как в каждой хорошей семье, в семье Нудольских были истории о младенчестве Эли. О том, как будучи новорождённой, Эля спала в чемодане, потому что не было кроватки. О том, что её, малышку, звали Мосявкой или Бубой. О том, как долго выбирали имя и один друг семьи предложил назвать её Муссором, что по-турецки значит «звезда». Но родители решили девочку мусором не называть, зато назвали Стеллой – тоже «звезда», только на латинском языке.

Девочке читали много историй из жизни богов и героев, отец рассказывал дочке литературные и народные сказки, и даже сочинял их сам. А ведь сказка – это один из самых доступных и в то же время эффективных методов влияния на сознание ребенка. Благодаря чтению сказок, у ребенка формируется творческое отношение к жизни, сказка помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, помогает укрепить уверенность в своих силах, развивает самоконтроль. Благотворное влияние «правильных» сказок и историй познала на себе девочка Эля. Главным условием «правильной» сказки был счастливый конец, любая история, рассказываемая девочке, должна была заканчиваться победой добра над злом.

Мать часто читала Стелле книги вечером. Девочку с 5 лет учили иностранным языкам. Стелла, знавшая много разных историй, в более старшем возрасте стала хорошей рассказчицей, человеком, который интересен окружающим.

Взрослые в семье Нудольских были образованными людьми и художественно одарёнными. Они прививали девочке любовь к искусству, к музыке и слову. Когда все собирались вместе вечером, родители рассказывали стихи наизусть. Мама играла на пианино и пела вместе с отцом. В семье создавалась тёплая, дружеская атмосфера, чувство единства, душевной близости.

Родители много работали, но успевали поговорить с дочкой на серьёзные темы. На всю жизнь девочке запомнились мудрые слова матери: «Запомни, дочь: если по твоему лицу видно, что у тебя плохое настроение, значит, ты дурно воспитана» и «Рабство – это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя». Отец учит Стеллу не показывать слёзы обидчикам: «В драке всегда проигрывает тот, кто первым заплачет». Она старается придерживаться жизненных принципов, усвоенных от родителей, хотя сама может от этого пострадать. Например, из-за сомнений в правдивости чужого мнения, она отказывается закрашивать лица «предателей отечества» в учебнике. Девочка усваивает понятие «хороший человек», которое, с точки зрения родителей Эли, вполне конкретно. «Хороший человек всё делает сам.» «Хороший человек ничего не боится.» «Хороший человек развязывает все узлы сам.» «Хороший человек умеет терпеть.»

Интересно, что вязание узлов становится отдельной интересной игрой. Отец учил дочку вязать узлы, и можно посмотреть на это буквально: это умение могло пригодиться девочке в жизни. А можно увидеть в этом метафору: так отец объяснил Стелле, что нужно уметь выпутываться из трудных жизненных ситуаций, рассчитывая на свои силы: «В жизни человека встречается много разных узлов, и он должен уметь развязывать эти узлы. Самое простое – разрезать, а нужно уметь развязать».

Также Нудольские собирали тематические наборы кубиков в картинки. Это развивало терпение, внимание, расширяло кругозор. Играли в игру «Где кто живёт» (расставляли игрушечных животных на географической карте, «плавали» по ней на бумажных корабликах), попутно взрослые рассказывали о особенностях населения, местных обычаях. Стелла в малом возврате уже знала очень много о мире.

Девочка придумала и свою собственную игру, которая заключалась в переделывании реальной или сказочной истории, когда нужно было «спасти героя, чтобы конец стал счастливым». Например, Жанну Д’Арк от казни спасали одновременно войска Спартака, Александра Невского, Дмитрия Донского и рыцари короля Артура. Стеллу с детства приучили к тому, что добро побеждает, что и помогло ей не сломаться во время ссылки, продолжать верить в свои силы, верить в то что чёрная полоса жизни рано или поздно закончится.

Оказавшись в ссылке, Стелла старается противостоять жизненным обстоятельствам, не поддаваться панике, как и её мама. У них нет чёткого плана действий, но обе знают, что это когда-то закончится и нужно достойно пережить трудное время. На всю жизнь девочке-школьнице запали в душу мудрые слова мамы, сказанные в первые дни лишений: «Знаешь, когда у человека беда, то всегда кажется, что именно ему больнее и хуже всех на свете. Но за тысячи лет, что человек живёт на земле, прошло много, много миллионов жизней. И такая же беда уже случалась с кем-то другим. Оттого, что ты это знаешь, твоя личная боль не становится меньше, но эти знания помогают не потерять надежду.». Тогда же девочка впервые запомнила и слова молитвы.

Кроме того, что мать Эли всегда была собранна, деятельна, никогда не теряла присутствие духа, она, как бы ни было трудно, умела думать не только о своей дочери, она видела также, в чём нуждаются окружающие её люди. И это тоже было уроком: «С тех пор я запомнила, что, когда люди сами перенесли много тяжёлого в жизни, они помогают другим молча и не ожидая благодарности». Мать находила в себе силы помогать им – помогая людям, она перебарывала свою судьбу.

Таким образом, главным ресурсом для выживания оказались пример матери, твёрдые нравственные принципы и умение украсить, разнообразить действительность с помощью литературы и искусства. Книга «Сахарный ребёнок» учит юных читателей тому, что даже в самой сложной жизненной ситуации, столкнувшись с несправедливостью, жестокостью, можно сохранить в себе лучшие душевные качества.

«Между нулём и единицей есть бесконечное множество чисел»:

жизнелюбие и стойкость Хейзел Грейс

Главная героиня романа Д. Грина – это 16-летняя Хейзел Грейс, у которой обнаружили неизлечимое заболевание. Болезнь прогрессирует, и когда читатель впервые видит героиню, её жизнь висит на волоске.

Хейзел растёт в крепкой семье. Она дочь любящих её родителей, которые проявляют самоотверженную заботу. Но и девушка не ведёт себя безучастно, как растерянный ребёнок; она понимает, как важно «держаться», и от неё самой всегда исходила ответная забота о родителях: «Я согласилась посещать группу поддержки по той же причине, по какой позволяла всяким медсёстрам с полуторагодичным образованием пичкать меня лекарствами с экзотическими названиями: ради родителей». Хейзел переживала за будущее родителей, когда её не станет: «Слушайте, вы останетесь вместе, если я умру?». Она радуется, узнав, что мама учится на социального работника, который сможет оказывать поддержку семьям с больными детьми. Девушка всегда замечала эмоции отца, когда он плакал в разных ситуациях и старалась поддержать его. События романа позволяют почувствовать всё разнообразие эмоций, но героиня всегда ведёт себя ровно, она внимательна по отношению к окружающими, умеет с юмором отнестись к сложным, болезненным ситуациям.

В интервью одна из журналисток дала такую характеристику взгляду на жизнь писателя Джона Грина: «Вооружившись юмором и скромностью, можно справиться с чем угодно»1. Такое отношение к жизни показывает и главная героиня книги «Виноваты звёзды».

Мама настояла, чтобы Хейзел ходила в группу поддержки, где девочка и познакомилась со сверстником Огастусом Уотерсом. Главный герой пришёл на психологический сеанс вместе с другом Айзеком. Огастус несколько лет назад лишился ноги и передвигался с помощью протеза. Героям романа было суждено пережить искреннее глубокое чувство взаимной любви.

К моменту знакомства с молодым человеком Хейзел находит утешение в чтении книги – романа «Царский недуг» вымышленного писателя Ван Хаутена. Страдая от физической слабости и туманных перспектив собственной жизни, девушка ищет контакты с внешним миром, которые ей по силам и кажутся действительно интересными, она закончила школу и продолжает обучение в колледже, общается с подругой.

Огастус впоследствии тоже начинает интересоваться книгой и использует своё последнее желание от благотворительного фонда Джиннов для неизлечимо больных детей на поездку в Амстердам, к писателю Ван Хаутену. Он отваживается написать автору романа и получает от него ответ и приглашение приехать в Амстердам. Герои отправляются туда вместе, сопровождает их мама Хейзел. Во время перелёта в Амстердам Гас радовался как маленький ребёнок, а Хейзел была счастлива за него. Героиня умеет сопереживать и искренне радоваться вместе с тем, кто рядом. Улыбка любимого человека делает её счастливой.

Девушка не сразу ответила на влюблённость Огастуса. Её нежелание ответить на любовь взаимностью выразилось в словах «я – граната». И дело не в том, что девочка не верит в то, что ей вообще предназначены такие подарки судьбы, как дружба и влюблённость. Она не хочет причинять боль другим людям, в особенности любимым, не хочет, чтобы человек страдал после её ухода из жизни.

Тем не менее дружба героев превращается в первую влюблённость. В книге показано взаимное чувство. Героям интересно разговаривать друг в другом, они хотят сделать друг другу хорошо, поддержать словом и поступком, порадовать. Они разделяют интересы друг друга: игры, книги, совместное путешествие.

И вот через несколько недель они отправляются в Амстердам к Ван Хаутену за продолжением книги «Царский недуг», которую они оба полюбили. Приехав туда и поговорив с Питером ван Хаутеном, они были разочарованы, так как он ничего толком не сказал и нагрубил Хейзел. Личная трагедия, смерть дочери, сделала Ван Хаутена жестоким. Он обижен на жизнь, отдалился от людей и проводил дни взаперти в своём доме. Появление больных подростков не вызвало в нём сочувствия, жалости и, как минимум, писательского любопытства к их жизням. Ван Хаутен – немолодой человек, жизнь его долгая, но бессмысленная. Он несчастлив: в его жизни нет близких людей и ярких переживаний.

Хейзел протестует против такого равнодушия и грубости к читателям. По мнению девочки, нельзя так пренебрежительно относиться к людям, которые тебе поверили. «Вы обещали!» – упрекает Хейзел Ван Хаутена. Для неё обещание, данное другому человеку, не просто сказанные слова. Если обещал – нужно выполнить.

Не смотря на эту неприятную ситуацию, остальные дни в Амстердаме прошли очень хорошо. Гасу и Хейзел было весело друг с другом. Когда читаешь книгу, надеешься на счастливый финал. На там же, в городе мечты, Хейзел узнаёт, что болезнь Огастуса прогрессирует и он почти умирает.

Одним из самых запоминающихся эпизодов в книге является момент, когда ребята, сопровождаемые помощницей писателя, поднимаются по множеству ступенек в Музей Анны Франк, еврейской девочки, пострадавшей от фашистского террора. Для Хейзел это трудно. Она везде возит за собой тележку с кислородным баллоном. Девушка поднимается по ступенькам, и воздуха ей не хватает. Зато Музей производит на ребят очень сильное впечатление. Аудиозаписи дневника Анны Франк звучат для посетителей. Это слова о том, что девочка по-прежнему, несмотря ни на что верит в человеческую доброту, что красота мира становится особенно ценной в трудные времена, что жизнь продолжится вопреки всему. Д. Грин, в свою очередь, говорит читателю, что во всём есть смысл – даже в трудных временах, даже в страдании. И нужно иметь мужество пройти этот путь до конца.

Когда подростки возвращаются в родной город, Хейзел приходит каждый день к Гасу: веселит его, разговаривает, играет в видеоигру под названием «Цена рассвета» (эта игра, как и книга «Царский недуг», нравилась обоим). Потом она будет вспоминать об этих днях: «Как он радовался, спасая меня! Он кричал: «Ты не убьешь мою девушку, международный террорист неопределённой национальности!». В такие моменты можно было отвлечься, забыть о болезни.

Когда герой ушёл из жизни, Хейзел очень переживала и сильно скучала по нему. Но и в этой ситуации девушка, страдая и плача, проявила внутреннюю стойкость. Она старалась пережить это самостоятельно, не ища жалости к себе ни со стороны приятелей, ни со стороны взрослых. В мыслях она сильно возмущалась, почему люди, которые редко с ним общались или вообще не общались, пишут в сети горестные слова и сочувствуют. Это для неё было непонятно и возмутительно, потому что эти люди говорили красивые слова, но не совершали нужных поступков.

Что же помогло главной героине не упасть духом и принимать жизненные обстоятельства, как они есть? Каковы источники её внутренней силы? Во-первых, это, конечно же, любящие родители, и их поддержка во всём, не только в необходимом лечении, но и организация почти невозможной поездки в Амстердам. Во-вторых, это внутренний настрой взрослого человека, когда героиня не сосредоточивается только на своей боли, а старается понять чувства других людей. Это умение дружить, понимать сверстников, уметь находить с ними общие интересы, устанавливать маленькие правила и вместе следовать им. Это умение ставить свои, личные цели и идти к ним: девушка, например, не бросила обучение, узнав о болезни. Автор показывает нам человека, который благодаря своим поступкам и отношению к жизни оказывается достойным любви как награды. Хейзел говорит последние слова ослабевшему Огастусу: «Между нулём и единицей есть бесконечное множество чисел». Благодаря искренней дружбе и влюблённости «маленькая бесконечность» открылась героям и приподняла их над трагическими обстоятельствами их жизней.

Романы С. Нудольской и Д. Грина в восприятии читателей

Книги О. Громовой, главного редактора журнала «Библиотека в школе», и Д. Грина, профессионального американского писателя, имели одинаково большой успех у читателей. В интернете можно найти множество положительных откликов. Обе книги способны задеть читателя за живое.

Оба произведения были отмечены и официальными наградами. Книга «Сахарный ребёнок» вошла в лонг-лист премии «Книгуру» в 2013 г. и была отмечена дипломом премии им. В. П. Крапивина в 2014 г. В России роман «Сахарный ребёнок» выдержал 6 изданий, хотя в интервью О. Громова признаётся: «Я считала, что мое счастье, что нашелся издатель. И я считала, что если разойдется первый тираж (а он был весьма скромным по российским меркам, 2000 экземпляров), то и слава богу, будем считать, что я свою миссию выполнила. Все остальное было для меня неожиданностью»1. Книга была переведена во Франции и в Бельгии. В 2018 году было подготовлено и отдельное издание повести для взрослых, где история Стеллы Нудольской дополнена другими материалами – обширными комментариями автора со ссылками на документы, с историями о том, как и что проверяла писательница, когда работала над книгой, почему в повести есть факты и даты, которые не совпадают с официальной историей, где ошибка памяти и почему автор решает её сохранить.

В Интернете есть многочисленные отзывы любителей чтения о «Сахарном ребёнке». О книге пишут, что она «замечательная», «совершенно особенная», «очень хорошая», «невероятная», книга, которая «впечатлила». Ценность произведения читатели видят в следующем: «Книга рассказывает, какими сильными, непоколебимыми и добрыми могут оставаться люди, несмотря на жестокие «удары» судьбы. Рассказывает о том, что нужно уметь любить людей вокруг себя и помогать им в трудных ситуациях.» «Книга вдохновляет, не оставляет равнодушным, а главное – такое произведение может натолкнуть на важные размышление, например, что нужно ценить своих близких и всё, что тебя окружает.» 

Джона Грина интернет-обозреватели называют «основоположником нового реалистичного подхода к описанию жизни подростков»1. «На смену литературе о юных магах, сверкающих вампирах и вымышленных мирах, появилась литература о реальной жизни простых людей, детей, подростков, к которым читатель искренне привязывается. Герои настолько правдоподобные, что, кажется, будто они существовали на самом деле. Здесь и сейчас, только протяни руку. Диалоги героев невероятно реалистичны и трогают сердца.» «Книги Грина о любви и дружбе, о верности и предательстве, познании мира, людей, самого себя.» Роман «Виноваты звёзды» занимал первое место в течение двух недель (январь-февраля 2012 года) в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» для детских книг. Этот роман назвали лучшим художественным произведением 2012 года такие издания, как «Time», «Entertainment Weekly», «Wall Street Journal», «Publishers Weekly» и другие. Роман был экранизирован и вышел в прокат в 2014 году. Автор не искал возможности экранизировать свою книгу, это предложили продюсеры.

Что касается читательской оценки книги «Виноваты звёзды», то начать следует с того, что поклонники книги придумали для неё сокращённое название, которое стало своеобразным паролем для «посвящённых» – TFIOS (от «The Fault in Our Stars» – «Виноваты звёзды»). Так что же читатели ценят в этой книге больше всего? В отзывах отмечаются такие достоинства романа, как то, что, прочитав книгу, «ты испытаешь весь спектр эмоций, начиная с веселья, заканчивая грустью». «Это история о печальном, но описание по характеру, таковым не является. Книга, что и фильм по ней, – своеобразное «плечо» для людей в такой ситуации.» «Герои разговаривают искренне друг с другом, поэтому мы видим их настоящими, естественными, некоторые фразы звучат так, что хочется задуматься над этим и сказать: “и правда”.»

Эти произведения являются достойными образцами новейшей литературы. Они могут быть включены в круг чтения современных подростков.

Заключение

У современных читателей оказывается востребованным герой, который достойно преодолевает не зависящие от него обстоятельства их личной судьбы. Героини обеих книг оказываются на грани жизни и смерти, при этом они сохраняют способность анализировать происходящее с ними, не поддаваться отчаянью. Стеллу Нудольскую и Хейзел Ланкастер судьба испытывает на прочность. Их поддерживают родители, но каждая из девочек проявляет и собственное мужество. Когда в моменты страданий героини обнаруживают их лучшие качества, это выглядит очень естественно. Их сила в умении принять обстоятельства, следовать нравственному чутью, доверяя самим себе, в умении не зацикливаться на личных переживаниях, а внимательно относиться к близким и помогать делом тем людям, которые в этом нуждаются. По мысли современных авторов Д. Грина и О. Громовой, человеческое достоинство и теплота отношений – вот что помогает человеку выжить в любых обстоятельствах и сохранить интерес к жизни.

Список источников и литературы:

Тексты:

Грин Дж. Виноваты звёзды. М., 2016.

Громова О. К. Сахарный ребёнок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. М., 2016.

Электронные ресурсы:

Брокес Э. «Джон Грин, 36-летний подросток» // https://libs.ru/publication/8790/ [15.12.2014]

Гелашвили Ю. «Эффект» Джона Грина // http://dailyculture.ru/stati/bio/effekt-dzhona-grina/

Джон Грин «Виноваты звёзды // https://fantlab.ru/edition110954 [информация об издании]

Джон Грин. «Интернет отвлекает от боли» // https://www.livelib.ru/translations/post/15922-dzhon-grin-internet-otvlekaet-ot-boli [19.08.2015]

Как воспитать человека в нечеловеческих условиях: Ольга Громова о книге «Сахарный ребенок» // https://www.rfi.fr/ru/rossiya/20180911-kak-vospitat-cheloveka-v-nechelovecheskikh-usloviyakh-olga-gromova-o-knige-sakharny [12.09.2018]

«КомпасГид» переиздаёт одну из главных своих книг — повесть Ольги Громовой «Сахарный ребёнок» // https://www.livelib.ru/novelties/post/38209-kompasgid-pereizdajot-odnu-iz-glavnyh-svoih-knig-povest-olgi-gromovoj-saharnyj-rebjonok [26.11.2018]

Рецензии на книгу «Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской» Ольга Громова // https://www.labirint.ru/reviews/goods/618955/

Хиггинсон Н. Джон Грин: «Нужно примириться с тем, что не на все есть ответ» // https://www.kinopoisk.ru/media/article/2471243/ [1.09.2014]

Словари и справочники:

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М, 2010.

1 Не позволяй себе бояться. Как это было на самом деле // Громова О. К. Сахарный ребёнок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской. М., 2016. – С. 154.

2 Как воспитать человека в нечеловеческих условиях: Ольга Громова о книге «Сахарный ребенок» // https://www.rfi.fr/ru/rossiya/20180911-kak-vospitat-cheloveka-v-nechelovecheskikh-usloviyakh-olga-gromova-o-knige-sakharny [12.09.2018]

1 Как воспитать человека в нечеловеческих условиях: Ольга Громова о книге «Сахарный ребенок» // https://www.rfi.fr/ru/rossiya/20180911-kak-vospitat-cheloveka-v-nechelovecheskikh-usloviyakh-olga-gromova-o-knige-sakharny [12.09.2018]

2 Джон Грин: «Нужно примириться с тем, что не на все есть ответ» // https://www.kinopoisk.ru/media/article/2471243/ 1 сентября 2014 год [Интервью с автором]

1 Как воспитать человека в нечеловеческих условиях: Ольга Громова о книге «Сахарный ребенок» // https://www.rfi.fr/ru/rossiya/20180911-kak-vospitat-cheloveka-v-nechelovecheskikh-usloviyakh-olga-gromova-o-knige-sakharny [12.09.2018]

1 Брокес Э. «Джон Грин, 36-летний подросток» // https://libs.ru/publication/8790/ [15.12.2014]

1 Как воспитать человека в нечеловеческих условиях: Ольга Громова о книге «Сахарный ребенок» // https://www.rfi.fr/ru/rossiya/20180911-kak-vospitat-cheloveka-v-nechelovecheskikh-usloviyakh-olga-gromova-o-knige-sakharny [12.09.2018]

1 Гелашвили Ю. «Эффект» Джона Грина // http://dailyculture.ru/stati/bio/effekt-dzhona-grina/

Просмотров работы: 703