Введение
«…Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность, рассеять сомнения и повергнуть в уныние».
В. А. Сухомлинский
«Язык наш – древо жизни на Земле и отец наречий иных».
А.С.Шишков
Русский язык – душа России, её святыня. Наша судьба в наших словах и мыслях, о которых думаем и в итоге произносим. Язык, на котором мы думаем и разговариваем – это всегда отражение нашей сути. Но часто ли мы задумываемся, почему то или иное явление, предмет так называются? Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Каждое слово очень интересно само по себе: благодаря своей истории и происхождением, своими значениями и составом слова: морфологическим и фонетическим. Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать.
Драгоценным подарком наш родной русский язык для нас стал. Это самое ценное, что досталось нам от наших предков. Русский народ на протяжении многих веков работал над этим богатством – над художественным образом, дорогой культурой слова, возвышающейся гармонии и музыки. Но часто мы просто обесцениваем этот волшебный дар, когда, смысл слов извращается, особенно если русскую речь смешиваем с заграничными словами и сленговыми выражениями. Нынешнее состояние нашего языка оставляет желать лучшего. Процессы, которые происходят сейчас в русском языке лингвисты называют «третьей варваризацией».
Первая была в Петровскую эпоху, вторая – после революции 1917 г. Жаргонизация русской литературной речи становится очень популярной. И тут я задаюсь вопросом:"Каким образом мы можем повлиять на нашу русскую речь, сохранив ее грамотность, правильность и чистоту для будущего поколения?" Актуальность как раз моей работы в этом и заключается. Речь, произносимая нами каждый день, как биение сердца привычна, но она либо ласкает наши уши, либо искалечена неприятной лексикой.
Таким великим словам как достоинство, долг, Отечество, патриотизм, знание своей истории в русском мире значительно поменялось отношение не в лучшую сторону. Наиболее широкое распространение получают слова в обществе такие как: самолюбие, цинизм, немотивированная враждебность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В последние годы всё более осознаётся пагубность для будущего России нравственной деградации и отрыв от русских национальных начал. Утрата подрастающим поколением чувства патриотизма и ценностного отношения к культурно - историческому и природному наследию россиян стало актуальной проблемой современного российского общества. Поэтому изучение родного языка, его особенностей, тайн, скрытых в происхождении слов, играет важную роль в развитии гражданского самосознания, чувства любви и уважения к своему Отечеству.
Проблемный вопрос: существуют ли какие–то тайны происхождения русских слов?
Гипотеза: многие русские слова имеют интересную и во многом загадочную историю происхождения.
Информационно-познавательная цель исследовательской работы: доказать, что большинство слов русского языка имеют интересную историю происхождения.
Задачи:
1. Узнать историю происхождения некоторых русских слов;
2. Выяснить, употребляются ли эти слова в современной речи и когда употребляются;
3. Составить этимологический словарь;
4. Найти народные игры, пословицы, поговорки, в которых встречаются изучаемые нами слова.
Объект исследования: русский язык.
Предмет исследования: русские слова с интересной историей происхождения.
Методы исследования:
Наблюдения.
Чтение справочной литературы.
Анкетирование.
Работа с Интернет – ресурсами.
Изучение фольклорных произведений
Проведение мероприятий познавательного и развлекательного характера.
Теоретическая часть
Глава 1. Этимология – наука о словах
В любой стране, в каждом народе степень языка видоизменяется. Зависит это от культурного уровня и политики страны, особенно в словах, заимствованных с других языков.
Такое происходит далеко не во всех языках и странах и это даже не уникальность и не всегда показатель. Например, во Франции создается отечественный аналог для всех иностранных слов. А некоторые языки скандинавских стран почти не изменились на протяжении многих лет. А что касается русского языка – он является самым многообразным, и изменчивым многие столетия. А если бы нам выпала честь послушать разговорную речь одного из наших далеких соотечественников, (например, века XV), мы бы поняли очень мало.
Этимология часто относится к научно-исследовательскому процессу или процедуре, которая выясняет происхождение слова. Еще этот термин имеет синонимы: этимологизирование, этимологизация, этимологический анализ.
Термин этимология образован от греческих слов etymon «истинное значение слова» и logos «учение, слово». Этимология – область языкознания, которая занимается нахождением первоначальной структуры и генетических связей с, другими словами, а также устанавливает происхождения слов.
Все слова со временем изменяются: их лексическое значение и фонетическая обертка. Со временем может собраться очень много изменений, и поэтому изначальный смысл слова оказывается очень непонятным и «затемнённым». И из-за этого нам очень сложно анализировать, заниматься восстановлением самых первых форм слов, изучать их происхождение. Этимологический анализ лишь может предположить раскрытие истории слова до какого-либо определенного периода в прошлом. Например, этимология многих современных русских слов возводится к их «предкам» в праславянском или праиндоевропейском языках. В связи с этими трудностями с установлением происхождения слов и их начальной формы, этимология слов делится на истинные (совершенно прочные, бесспорные),где точная этимология у слова только одна и гипотетические (предположительные, проблемные),а тут их несколько. Предположительные толкования в словаре сопровождаются оговорками: вероятно, вероятнее всего, по-видимому, и т.д. На нынешнем этапе развития науки такие слова значительно превосходят, чем истинные этимологии.
Слова русского языка в соответствии с их началом делятся на соответствующие категории:
1) исконно- русские (пришедшие по наследству от языка-прародителя);
2) слова, образованные при помощи словообразовательных средств русского языка;
3) слова, взятые из других языков;
4) слова, которые произошли в результате «языковых ошибок».
Для всякого слова, которое в данном языке является производным, можно указать, от какого слова и с помощью каких словообразовательных средств оно образовано.
Например, слово «завтра». Это общеславянское слово. Сращение «за утра» с изменением безударного «у» в «в» (сравним диалектное «вдарить» - «ударить»). Буквально обозначает «время, следующее за будущим утром».
В этимологическом анализе ни в коем случае не стоит фантазировать и выдавать свои умозаключения по поводу происхождения слова. Любая гипотеза данного вопроса должна быть обоснована.
Этимология тесно связана с такими областями лингвистики, как лексикология (в ее рамках исследуется семантика, т.е. значение, слова) и словообразование (изучение структуры, составных частей слова). Чтобы ученого этимолога ждал успех в этом деле, он должен обладать ярчайшими глубокими знаниями практически во всех областях лингвистики.
Глава 2. Знакомые незнакомцы
Мы каждый день произносим слова, казалось бы, простые и понятные, но знаем ли мы их истинное значение? Этимология раскрывает тайны этих знакомых «незнакомцев». Но для этого необходимо иногда даже заглянуть вглубь столетий. А история слов тесно связана с жизнью наших предков. Например, вот такие тайны о самых привычных для нас словах раскрывает нам этимологический словарь:
а) Разберем что значит быть "русским": Русский имя прилагательное ( означает какую-либо характеристику), а значительная часть различных в нациях– это имена существительные. А что значит у нас характеристика? Если берем слово русский, то оно описывается как качество и близко по значению слову русый, что в свою очередь означает светлый. Так и русский – получается "светлый". Если помыслы у человека чистые, а сердце светлое, значит его можно назвать русским.
б) Счастье - это не что иное, как “соучастие”. То есть для того, чтобы быть счастливым нужно помогать другим. Но есть и другое толкование этого слова. Когда в русской семье рождался ребёнок, пекли каравай. Каждому в семье полагалась его часть, в том числе и младенцу. С рождения быть с частью каравая – это значило быть удачливым. Отсюда и слово «счастье».
в) Слово «богатый» - от слова Бог, и деньги тут не при чем. Считалось, что именно человек, имеющий внутри Бога, является богатым.
г) Бедным же считали того, кого преследуют несчастья и беды, а не того, у кого в кармане пусто.
д) Скромным называли человека “с кромой”, т.е. с краем, бортом, т.е. человека с рамками и правилами поведения.
е) Прощай - было не только прощальным словом, но и руководством к действию - человека следовало прощать за все, ведь больше вам было не суждено увидеться.
ж) Старославяне огороженное чем-то место называли словом "город"(кремль, ограда, крепость) И слово «дорога», и «огород» - этого же происхождения!
з) А вот насчет слова "деревня" единого мнения нет. Некоторые ученые полагают, что изначально "деревню" связывали со словом дерево, ну и еще обозначала поселение. А другие исследователи связывают это слово с глаголом "драть, деру"; то есть деревня -наоборот расчищенное от деревьев место под пашню.
и) Слово «столица» происходит от древнерусского стол — «престол, трон, место правления князя». От этого существительного возникло прилагательное «стольный».
к) Это звучит удивительно, но слово "врач" – от слова «врать». Это пошло от того, что раньше лечили различными заговорами и заклинаниями. Знахарь шептал на ухо слова подобно этим: "Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие..." Слово врач — образовано от слова «вьрати»,оно пришло от древних славян и означает «говорить», «заговаривать». Интересное совпадение, но от этого же слова происходит и слово «врать», которое для наших предков означало также «говорить». Получается, что в те времена доктора врали? Да, разве что, такого негативного смысла это слово изначально не содержало.
л) Мошенник. Деньги в Древней Руси носили в мошнах, о таком слове как «карман» еще не знали. От слова «мошна» и произведено «мошенник» — специалист по кражам из мошон.
м) Невеста. В Древней Руси молодые люди часто были не знакомы до сватовства. Поэтому одна из версий появления слова «невеста» гласит, что оно образовано приставкой «не» и исчезнувшим из языка словом «веста» — «знакомая».
н) Спасибо. Самое вежливое в русском языке слово образовано от словосочетания «спаси бог» с последующей утратой буквы «г».
Глава 3. Слова – названия животных
1.Что касается самого слова "животное", оно старославянское и было образовано от слова "живот" - значит "жизнь" ("не щадя живота своего" - значит "не щадя своей жизни")
2. Такие разные слова как бык, пчела и букашка, как оказалось произошли, от одного и того же слова «бучать». Употреблялось оно конечно чаще в значении «жужжать», «гудеть». Так уже тоже никто не говорит. И в наше время мало кому вздумается назвать букашку, быка и пчелу словами-родственниками, но на самом деле с точки зрения происхождения это так и есть.
3. Слово "лошадь". В руском языке звучало как "лоша",но изначально заимствовано из тюркских языков: "алаша" означало "конь, мерин". Позднее добавился суффикс -адь.
4. "Бабочка" и "баба" - эти два слова похожи по звучанию и писанию непросто так. "Бабочка" как раз произошло от слова "баба". Древние славяне-язычники верили, что именно в них, в бабочек, превращаются умершие женщины, особенно колдуньи.
5. А вот слово "гусеница" вполне вероятно, сначала произносилась как "усеница" - существо имеющее усики.
6. У слова "птица" изначально был корень път, и в древности означало "маленький" ,писалось "пътица". От этого же корня образованы слова "птенец", "птаха".
7. Слово «Змея» имеет общий древнерусский корень (Зем — т.е. «низ») со словом «Земля». И дословно «Змея» расшифровывается как «ползающий внизу» или «ползающий по земле».
8. Волк. Общеславянское слово, которое происходит от слова «волочить». Т.е. буквально имеется ввиду, что волк — это тот, кто волочит или таскает домашний скот.
Практическая часть
В нашей практической части работы мы попросили учащихся 11 класса ответить на вопросы касающихся этимологии русского языка.
Мы их спросили о том, что:
Имеют ли они представление о том, что изучает такая наука как этимология?
Считают ли ученики 11 класса, что все слова русского языка являются исконно русскими?
И согласны или не согласны респонденты с такими фактами, о том что изменения в языке происходят постоянно: появляются новые слова и новые значения у давно знакомых слов, и даже бывает что слово изменяет вдруг своё звучание?
Так же мы предложили учащимся проявить свои дедуктивные способности и ответить на несколько вопросов, касающихся происхождения слов русского языка.
Всего в опросе приняли участие 28 человек.
25 исследуемых правильно ответили на этот вопрос и в курсе того, что изучает этимология
27 ученика полагают, что в нашем языке существует много слов, которые пришли к нам из иных языков. Но один человек отличился, и уверен, в том, что слова современного русского языка пришли к нам из Древней Руси. Но это не так. 27 учащихся знают, что изменения в нашем языке явление постоянное..но опять же один человек все же полагает, что русский язык уже вполне сформированный и ему менять ничего не надо.
Проанализировав ответы одиннадцатиклассников, мы можем заключить, что: с этой наукой они достаточно знакомы и хорошо усвоили тот факт, что русский язык продолжает расти и изменяться в современное время. Результаты второй части нашего опроса мы представили в виде диаграмм:
Диаграмма 1. Слова русского языка, образованные подобно слову «мама»
Диаграмма 2. Первоначальные значения слов.
Диаграмма 3. Какой палец в Древней Руси именовался «пальцем»?
Проанализировав диаграммы, мы пришли к выводу, что учащиеся немного знают о происхождении слов русского языка.
Самым простым вопросом оказался вопрос об образовании слов с повторяющимся слогом. Здесь, конечно, лидирует слово «папа», т.к. это слово наравне со словом «мама» присутствует в нашей жизни постоянно. Интересно, что слова «баба» и «деда» из 28 учащихся назвали лишь 13 и 12 человек соответственно. Мы считаем, что эти слова сейчас не актуальны т.к. слова "бабушка" и "дедушка" произносятся привычнее.
Из диаграммы № 2 видно, что мнение учеников о происхождении слов «висок», «шея» и «нога» разделились без малого пополам. Опросив учащихся 8 класса, мы узнали, что многие откуда взялись эти слова и их значения даже не интересовались об этом. Принимая участие в опросе, школьники затруднялись с ответами, но немногие все таки искали подсказки в сети.
Из диаграммы № 3 «Какой палец в Древней Руси именовался «пальцем»?». Верным ответом был -большой. Но наши результаты говорят о том, что больше всех голосов набрал указательный палец. Данный палец используется и для указания, и для угрозы (погрозить пальцем), и естественно при использовании современных гаджетов. Каким пальцем ученики пользуются чаще, таким и был их ответ, на наш взгляд.
Заключение.
Интересно изучать русские слова, их историю и тайны. В нашем языке живет мудрость и суть всеобщего миропонимания. Русский язык не просто средство для выражения наших мыслей, это и есть мысль.
Письмо и душа-два сообщающихся сосуда. Чем роднее душа, тем откровеннее слово. Как важно вовремя понять это, пока еще есть время и возможность хоть что-то исправить. Часто мы даже не задумываемся о том, когда и какие слова говорим, что подразумеваем и как сильно можем помочь человеку добрым словом, либо ранить словами бранными и неприемлемыми.
Нам надлежит, наконец, осознать, что русский язык-Великий язык и по-прежнему напоминает нам о высокой миссии, которая несет в себе русская нация, так прелестно запечатленная в нем самом.
Русский язык богат и красив; происхождение многих русских слов иногда непонятно современному человеку, но изучать родной язык интересно и очень важно, ведь мы живем в России.
Список использованной литературы:
Бурлак С.А., Старостин С.А. Введение в лингвистическую компаративистику. М., 2011
Вартаньян Э.Д. «Из жизни слов»: Детгиз Москва 1963 год
Гура А. В. Каравай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведенияРАН. — М.: Международные отношения, 2019. — Т. 2. - С. 461-466. — ISBN 5-7133-0982-7.
Даль Владимир: Иллюстрированный толковый словарь для детей и школьников: Вече, 2010 г.
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2018
Хармицкий М. С., Храмов С. С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды», М., «Феникс, 2018 г.
Храппа В.А. «От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений» Жанр: 2015 год.
Этимологический словарь славянских языков (под ред. О.Н. Трубачева) 1963 г.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/24/733/
http://webspoon.ru/receipt/karavajj
http://www.gastronom.ru/recipe/16490/svadebnyj-karavaj
http://da-svadba.ru/svadebnye-traditsii/svadebnyj-karavaj/41-karavajnyj-obryad.html
http://www.svadebnye-hlopoty.ru/tradicii-russkoj-svadby-obychai-obryady-ritualy_40.html
http://bookz.ru/authors/il_a-mel_nikov/starinna_952/1-starinna_952.html
http://ohotanasvadbu.ru/article/ot-dushi-pogulyat-—-s-karavaya-nachinat!