Введение
Мёд – самый удивительный продукт на Земле. Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар.
Если в нашей семье болеют дети, мама лечит нас всегда необычным лекарством – мёдом. В детстве мама рассказывала нам сказки. Многие из них заканчивались словами: « И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Нас заинтересовал вопрос: что это за мёд такой, который пили и нахваливали наши предки. Мы задумались, действительно, ли мёд такое чудодейственное лекарство и продукт питания и почему о нем говорят в сказках. Это определило тему нашей исследовательской работы: «Можно считать мёд достоянием детской литературы?»
Мы считаем, что актуальность этой темы очевидна, так как позволяет выяснить, в каких произведениях говорится о мёде, как о любимом лакомстве, лекарстве, продукте кулинарии.
Объект исследования: русский фольклор, произведения детской литературы.
Предмет исследования: мёд.
Цель работы: развитие умения работать с произведениями детской литературы, вычленение нужной информации из контекста.
Для решения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
1. Изучить произведения детской литературы по данной теме.
2. Собрать произведения фольклора о меде, систематизировать их.
3. Проанализировать, как мед использует человек и как это отражено в произведениях.
Гипотеза: Если мёд, любимый продукт русского человека, то о нём сочиняли произведения для детей.
В данной работе использовались методы анализа и синтеза, контекстуальный (работа с произведениями детской литературы, словарями), описательный.
Глава 1. Значение мёда в жизни русского человека.
Бортничество на Руси
По археологическим данным, пчёлы появились на Земле на 50000 – 60000 лет раньше человека. О пользе мёда, который они изготавливали, известно еще с тех времен, когда землю населяли первобытные люди.
Добывание мёда – старинный славянский промысел. Он называется бортничеством, а люди, занимавшиеся им – бортники. В Х веке, когда создавалось Киевское государство, начинается развитие бортевого пчеловодства, способствовали этому необъятные просторы лесов и лугов.
Как узнать, в каком дупле живут пчёлы? Славяне приманивали их блюдечком с медом, а потом прослеживали путь пчёл до гнезда. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла и сами выдалбливали отверстия – борти, устраивая в них склады для медовых запасов. Сейчас борть заменили ульем.
Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить с пчелами», знать их нрав. С одной борти в хороший год получали до 50 кг меда.
Хорошо стало развиваться пчеловодство с принятием Христианства на Руси, так как для религиозных целей требовалось много воску. Ростовщики предпочитали брать проценты воском. За воск церковь отпускала грехи. Русские вели оживленную торговлю медом с греками и Византией.
Вывод: славяне издавна добывали мёд, зная о полезных свойствах мёда.
1.2 Использование мёда человеком в быту
Вроде бы совсем незаметный продукт, а сколько полезного в нём для человека. Остановимся на этом поподробнее. Мы обратились к Большой энциклопедии и выяснили, что мёд пчелиный – это сладкая сиропообразная густая жидкость, перерабатываемая пчёлами из нектара цветов и складываемая ими в ячейки сотов в качестве кормовых запасов.
Известны факты, что первобытный человек знал и любил мёд. Одно из самых удивительных свойств мёда – его способность предохранять продукты от порчи. В старину холодильников, как известно, не было, и чтобы сохранить свежим сырое мясо или рыбу, иногда их заливали мёдом. В таком виде продукты не портились многие месяцы. Чай на Руси пили с мёдом (сахар в России вплоть до середины 19 века стоил дорого).
Благодаря, своим чудодейственным свойствам мёд был для русских людей не только любимым лакомством, но и лекарством. В русском лечебнике 17 века про мед написано: «Мёд есть сок росы небесной, который пчелы собирают в доброе время с цветов благоуханных и оттого имеет в себе много силы и угоден, бывает к лекарству от многих болезней».
Мы составили календарь пчеловода. В старину в первый день августа (14 августа по новому стилю) обычно ломали первый мед. На Руси этот праздник в народе называли Медовым Спасом. Считалось, что именно с этого дня пчелы перестают приносить мёд. В этот день весь собранный мёд было принято приносить в церковь и освещать. В народе считалось, что если пчеловод утаит от освещения хотя бы капельку мёда, то его постигнет кара Божья в виде болезни пчеловода или гибели пчел. Сборщик мёда, в русском народе всегда считался истинным христианином и очень уважаемым тружеником.
2 октября – Зосима – заступник пчел, лакомый стол. Пчеловоды готовят ульи к зиме, собирают мед. «Улья в погреб ставь, праздник меда правь» - гласит народная мудрость.
10 октября – Савватий – пчельник, пчёл убирают на зимовье.
30 апреля – Зосима – пчельник. В этот день вывозили пчел на пасеки. Обходят вокруг пасеки с зажженной свечой и произносят: «Полети, моя пчела, на все четыре стороны за сладкими медами, приноси мед в свои ульи»
2 июля – Зосима.
Проходя мимо ульев в ту пору, дети припевали:
Пчёлушки серые, малые,
Крылышки малые, носики вострые, сами пестрые.
В поле идут – гудут, гудут.
С поля идут – медок несут!
Мёд использовали на свадьбы. Еще в Средневековье, когда молодоженам расчесывали волосы, их обязательно мазали мёдом. На свадьбе кричали «горько», но при этом их уста мазали мёдом.
Все знают, что обозначает выражение «медовый месяц», а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для молодоженов специально варилась медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и в течение месяца после него. Других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение «медовый месяц».
Мёд использовали и за траурным столом. В воде разводили мёд и бросали маленькие кусочки булки. Это траурная еда, с которой начинался траурный ужин, называлась «канун».
В течение столетий мед, вырабатываемый пчёлами из нектара цветов, был одним из сладких продуктов, доступным человеку. До настоящего времени мёд остается натуральным продуктом, единственным в своем роде, обладающим таким уникальным составом. Душистый мёд ничем незаменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам. Исследования ученых говорят о том, что мёд должен широко применяться в детском питании. В школах Белгородской области действует программа «Медовое детство», на завтрак дети получают мёд.
Вывод: мёд используется человек в повседневной жизни, он является натуральным продуктом.
Глава 2. Практическая работа по исследованию произведений детской литературы
2.1 Исследование пословиц и загадок со словом «мёд».
Пословица – народная мудрость, свод правил жизни, историческая память. О каких только ситуациях не говорят они, чему только не учат! В пословицах осуждается глупость, лень, а восхваляется ум, трудолюбие, скромность. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет, одобряет, наставляет, заставляет задуматься.
Великолепный вкус мёда с древних времен служил в пословицах поводом для сравнения. Мы прочитали много пословиц, среди них выделили пословицы со словом – мёд, расположили их в алфавитном порядке.
А
-
Б
Бортник горек, да мёд его сладок.
Будешь, есть мёд, берегись жала.
Берегись жала, когда ешь мёд.
В
В этом доме и вода, что мёд.
Воеводой быть – без мёду не жить.
Вашими бы устами да мёд пить.
В меду и подмётку съешь.
Г
Горьким лечат, а сладким калечат.
Где мёд, там и мухи.
Д
-
Е
«Есть» - слово как мёд сладко,
а «нет» - слово как полынь горько.
Если много съешь, то и мёд горьким покажется.
Ж
-
З
За пчелой пойдешь – до мёду дойдешь.
И
-
К
Как на дворе лёд, так кузнецу мёд.
Коли мёд, так и ложкой.
Кто любит мёд, заводи пчёл.
Л
Ложка дегтя испортит бочку мёда.
Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
М
Мёд – лучший друг желудка.
Масло сладко, а мёд лучше.
Медок сладок в меру.
Мёд на губах – сила в теле.
Мёд есть – в улей лезть.
Н
На языке мёд, под языком лёд.
На первый Спас и нищий мёду попробует.
На лёд кого пошлю, а на мёд – и сам пойду.
О
Отвага мёд пьёт и кандалы трёт.
Одна пчела немного мёду натаскает.
О мёде хоть год думай, а во рту слаще не будет.
П
Пчела знает, где мёд брать.
Плохие пчёлы – плохой мёд.
Пьешь у друга воду слаще мёду.
Покой воду пьет, беспокойство – мёд.
Р
Речи – мёд, а дела как полынь.
С
Сладок сахар, да не по две ложки в рот.
С мёдом и долото проглотишь.
С пчёлкой водиться - в мёдку находиться.
Т
Твоими бы устами мёд пить.
У
-
У медведя десять песен - и все про мёд.
Уста медоточивые, а сердце смолой кипит.
Угощенье от души слаще мёда да сахара.
Ф
-
Х
Хоть его мёдом,
хоть его маслом поливай, он все говорит: деготь.
Хорошая речь лучше мёда.
Хвалилась редька: «Я с мёдом хороша».
Ц
Цвет – пчелкам, а мёд – деткам.
Ч
Чужая – то сторонушка, не медом полита, а слезами улита.
Чужой мёд горек.
Ш
Шутя, люди мёд пьют.
Щ
-
Ю
-
Я
Яблоньку за яблочки любят, пчелку за мёд.
Ягода калина себя хвалила: «Я, мол, с мёдом хороша».
Составив «медовую» азбуку, мы увидели, что пословицы со словом – мёд, охватывают не все буквы русского алфавита (А, Д, Ж, И, Ф, Щ, Ю – таких пословиц мы не нашли).
Пословица – кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно. Народная мудрость гласит: «Пословица недаром молвится». Нас поразила вездесущность пословиц – они касаются всех предметов. В «медовой» азбуке, мы выяснили, что мед сравнивали наши предки с качествами человека. И сейчас мы ценим в людях – трудолюбие, щедрость, веселье, но осуждаем жадность, злобу, трусость. В пословицах – мёд вкусный и полезный продукт, но злоупотреблять им не надо.
По смыслу мы выделили пословицы:
о трудолюбии: Без хлеба и мёдом сыт, не будешь.
Что блин в меду.
о дружбе: В саду, где пчёлы добывают мёд, и ядовитая трава растет.
С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мёд.
Дружеские отношения подобны мёду.
Худого слова и бархатным мёдом не запьешь.
С умным человеком разговориться, что мёду напиться.
о смелости: Отвага мёд пьет.
о здоровье: Ешьте мёд – будет здоровья на год.
Короткие пословицы, но содержание их глубоко, метко. Стоит лишь вспомнить народную мудрость, подходящую к случаю, как все становится ясно.
Далее мы стали изучать загадки. Загадка – это короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия, по ним нужно найти отгадку. Загадки интересно разгадывать, они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Загадки любят разгадывать и взрослые, и дети.
Мы выяснили, что самый известный любитель мёда – медведь. Само слово медведь состоит из двух корней: мед и ведать, т. е. знать. Знает, стало быть, где мед в лесу спрятан. Как медведь находит мёд? Оказывается, он находит пчелиные гнезда не столько по запаху мёда, сколько по звуку, по жужжанию пчёл в дупле. Когда медведь обнаруживает дупло, он жадно разгрызает древесину, лапами разворачивает стенки и, несмотря на пчёл, жалящих его со всех сторон, добирается до сотов.
Об этом мы узнали из загадок о лесном хозяине:
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест он сладкий мёд,
А зимой сосет он лапу?
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной отправляется… (Медведь)
Косолапо он идет
По малину да по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень –
Влез в нору и до весны
Спит себе и видит сны.
Мы продолжили изучать загадки, выделили загадки со словом – мёд.
На уроках литературного чтения мы узнали, какие бывают загадки. Исследуемые нами загадки мы разделили по группам.
Загадки – описания свойств, признаков предметов. Этот вид загадок описывает окружающий человека мир вещей, предметов, явлений природы.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна)
Под ледком, ледком,
Стоит чашечка с медком. (Рыба в воде)
Под мостом, мостом,
Две бадеечки с медком. (Брови)
Чашечка медку закопана в ледку
До нового годку. (Озимь)
Цветок – медовый, а плод – пудовый. (Тыква)
Цветки ее – чудо, лечат простуду.
Душиста, как мёд,
В июле цветёт. (Липа)
Загадки – сравнения. Этот вид загадок постоянно сопоставляет один предмет с другим. Ключик к отгадыванию таких загадок – в сообщении, что загадываемый предмет похож на заменяющий, но не обладает всеми его свойствами.
Чиста, да вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мёд,
От рогатого берут,
И детишкам дают. (Молоко)
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мёд,
А вкус не тот. (Репа)
Сижу на тереме,
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд. (Вишня)
Белое, а не вода,
Сладкое, да не мёд,
От рогатого беру
И деточкам даю. (Молоко)
Загадки – описания действий предмета.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
Жужжит, летает,
А мёд не собирает.
Кусает больно
И тем довольна. (Оса)
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается,
А цветок – на мёдок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)
Ох, не простое это дело – разгадывать загадки! Разгадывая загадки, мы убедились, что в них используется слово – мед для указания вкусовых качеств, как лекарство от простуды.
Вывод: пословицы и загадки отражают наблюдения русского народа за жизнью: мы убедились, что мед – сладкое лакомство, любимый продукт, полезное лекарство.
2.2 Произведения русского фольклора
В легендах мёд символизировал источник мудрости и долголетия, его называли едой богов и верили, что именно он помогал жителям небес быть бессмертными и сохранять вечную молодость. Пчелиный мёд применялся с лечебной целью еще в древности почти всеми народами. Существует предание об исцеляющей силе меда. Илья Муромец – один из главных героев – богатырей русских былин. Среди всех богатырей он является самым старшим по возрасту. Вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем Илья Муромец входит в богатырскую троицу.
Родился Илья в селе Карачарове, расположенном неподалеку от города Мурома, в небогатой крестьянской семье. После рождения он совершенно не мог ходить и сидел «сиднем» целых тридцать лет и три года, испив напитка медвяного, принял Илья силу богатырскую. После чудесного исцеления Илья обретает «силушку великую» и слез с печи. После этого богатырь получил благословение родителей, отправился в Киев. Богатырь совершил много подвигов, защищая землю русскую от врагов. Основные качества Ильи – огромная сила, мужество, мудрость, рассудительность, большой жизненный опыт.
Вывод: мы убедились, что благодаря своим чудодейственным свойствам мёд был для русских людей не только любимым лакомством, но и лекарством.
Мы прочитали башкирскую сказку «Медведь и пчелы». Из сказки мы узнали, что у медведей, когда - то были длинные и пушистые хвосты. Но из-за одного косолапого стали медведи бесхвостыми. Вот как это произошло. Медведь этот любил мёд и ни дня не мог прожить без меда. Когда он находил дерево с дуплом, в котором был слышен гул пчёл, он залезал на дерево, разорял пчелиное гнездо и съедал мед. А пчелы жалили его со всех сторон.
Однажды в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь, лакомится медом и своим пушистым хвостом пчел отгоняет. Разозлился человек и тоже полез на дерево, добрался до медведя, замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту. Медведь заорал от боли и убежал в лес. С той поры стали медведи бесхвостыми.
Человек бережно поправил пчелиное гнездо и ушел к себе домой. Прилетели пчелы к человеку и сказали:
- Совсем нет житья нам от косолапого разбойника. Пожалуйста, спаси нас от медведя. В благодарность за это мы будем угощать тебя душистым и сладким медом.
Человек согласился. С тех пор пчелы и люди стали настоящими друзьями: трудолюбивые пчёлы собирают целебный мёд и угощают им людей. Пчеловоды оберегают пчел и строят теплые ульи.
Русская народная сказка «Лиса и Дрозд». Прочитав, эту сказку мы узнали о том, что хитрую кумушку перехитрил Дрозд. Вот что об это мы узнали.
У дрозда появились птенцы, об этом узнала Лиса, стала к дереву приходить и пугать дрозда, что съест его птенцов. Дрозд уговаривал лису не делать этого и обещал угостить ее пирогами с медом. Согласилась Лиса, пошли они на большую дорогу. Увидел Дрозд, что по дороге идет старуха с внучкой, несут корзину с пирогами и кувшин меда. Отвлек Дрозд старуху с внучкой от пирогов, а Лиса вдоволь наелась и в запас припрятала.
Русская народная сказка «Медведь и Лиса».
В этой сказке говорится о том, как жили Медведь и Лиса в лесу. Проведала Лиса, что у Медведя на чердаке припасена кадушка с медом. Напросилась Лиса к Медведю переночевать. Легли спать, Лиса думает, как ей до меду добраться. Обманула Медведя, что зовут ее новорожденного принимать. А сама на чердак, начала есть мёд. Наелась, воротилась и легла спать. На следующую ночь все снова повторилось. Лиса на чердак влезла, до половины мед поела, и опять легла спать.
На третью ночь Лиса опять хвостиком стучит. Медведь говорит – ты недолго ходи, а то я блины печь хочу. Лиса на чердаке доела весь мед из кадушки, все выскребла. Вернулась Лиса, а Медведь встал, в этот раз рассказала Лиса, что ребеночка назвали – Поскребышем.
Медведь на солнышке уснул, а Лисе не спится, смотрит, у нее на животе показался медок. Она быстро его на живот Медведю и перемазала.
- Вот кто мед съел, - говорит Лиса. Медведю - делать нечего – он повинился.
Вывод: мы убедились, что в сказках говорится о меде, как о любимом лакомстве.
2.3 Авторские произведения о мёде
Как оказалось, авторских произведений, где говорится о меде не так уж много. Нам сразу вспомнился медвежонок Винни – Пух. Любимое занятие Винни – Пуха – сочинять стихи и есть мёд.
Пух так и сделал, карабкаясь на дерево:
Я, на месте пчел не стал бы на вершине строить дом
И гостей не заставлял бы, забираться в дом ползком.
Я, как пчёлы не жужжал бы дни и ночи напролет,
И, конечно, я не стал бы от медведей прятать мёд.
Пух добрался совсем близко к гнезду и упал вниз. Вылез он из зарослей, вытащил из носа колючки и вспомнил о своем лучшем друге – поросенке по имени Пятачок, и Винни пошел к Пятачку.
Друзья придумали добраться до пчел на воздушном шарике, притворившись маленькой черной тучкой. Винни – Пух летел и пел песню грозовой тучки:
Я грозовая тучка, я в небесах парю,
И, как любая тучка, я вслух попеть люблю.
Я грозовая тучка, и пчёлкам невдомек,
И маленькие тучки ужасно любят мёд.
Пчелы стали жалить Пуха, Пятачок два раза выстрелил и шарик с Винни – Пухом плавно опустился на поляну.
Винни – Пух вздохнул:
- И все это происходит со мной потому, что я очень люблю мёд!
В сказке В.И.Даля «Привередница» говорится о том, что дочь Малашечка была избалованной. Испечет мама пирог-ягодник, а она говорит: «Кисел, давай медку!» Нечего делать, зачерпнет мать на ложку мёду и весь на дочернин кусок и ухнет. Сама же с мужем ест пирог без мёду: хоть они и с достатком были, а сами так сладко есть, не могли.
Вывод: из прочитанных сказок мы узнали, что мёд любят и животные, и люди, особенно дети, как сладкое лакомство.
В сказке Энн Хохарт «Мафин и его веселые друзья», английской писательницы, мы нашли много похожего с русскими народными сказками. Мафин решил испечь праздничный пирог, его друзья помогали ему во всем. Маленькая пчелка принесла ему мёд.
В кулинарии мёд незаменим. Он содержит уникальную смесь фруктозы и глюкозы, которая легко усваивается организмом человека, являясь источником энергии. Как бы не применялся мёд (в сочетании с другими продуктами), пища становится от него вкуснее, полезнее. Всем известный пряник с глубокой старины готовят на мёду. Все мы не раз пробовали медовые конфеты, торты.
Вывод: мы выяснили, что мед используется в кулинарии.
Выводы:
В ходе проведенной исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Изучив произведения детской литературы, мы выяснили, что мёд – удивительное вещество, которое ценится и как любимое лакомство, и как лекарство.
2. В ходе исследования мы изучили произведения фольклора, выделили пословицы со словом «мёд» и расположили их в алфавитном порядке. Нами было обнаружено, что мёд символизирует источник мудрости и долголетия, повод для сравнения.
3. Мы проанализировали авторские произведения о меде и выяснили, что мёд используется в кулинарии.
4. Результаты нашего исследования можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, классных часах.
Заключение
Многие памятники древней культуры говорят о том, что первобытный человек применял мёд, как пищу и лекарство. И в наше время пчеловодство развивается. В Белгородской области уделяется большое внимание пчеловодству. В нашем, Грайворонском районе есть красивое село «Почаево», где расположена усадьба «Петривки» - сюда едут за мёдом, поскольку изюминкой этого места является пасека.
Данная исследовательская работа вызвала у нас живой интерес, потому что мёд и сейчас для человека важный продукт питания и лекарства. Мы считаем, что мед - ценнейший дар природы, люди всегда любили сладкое, и сегодня мед остается таким же популярным, как и когда-то.
Наша гипотеза подтвердилась, русский человек использует в своей жизни мёд и об этом есть произведения детской литературы.
Литература
1. Алан Милн Приключения Винни – Пуха. - Лениздат, 2017.
2. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Русский язык Медиа, 2017.
3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение, 2018.
4. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: «Правда», 2019.
5. Русские народные былины.- М.: Терра – книжный клуб, 2020.
6. Русские народные сказки. – М.: «Зенит», 2020.
7. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова.- М.: Просвещение, 2016.