Можно считать мёд достоянием детской литературы?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Можно считать мёд достоянием детской литературы?

Задорожная Д.С. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Бражникова Л.Н. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мёд – самый удивительный продукт на Земле. Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар.

Если в нашей семье болеют дети, мама лечит нас всегда необычным лекарством – мёдом. В детстве мама рассказывала нам сказки. Многие из них заканчивались словами: « И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Нас заинтересовал вопрос: что это за мёд такой, который пили и нахваливали наши предки. Мы задумались, действительно, ли мёд такое чудодейственное лекарство и продукт питания и почему о нем говорят в сказках. Это определило тему нашей исследовательской работы: «Можно считать мёд достоянием детской литературы?»

Мы считаем, что актуальность этой темы очевидна, так как позволяет выяснить, в каких произведениях говорится о мёде, как о любимом лакомстве, лекарстве, продукте кулинарии.

Объект исследования: русский фольклор, произведения детской литературы.

Предмет исследования: мёд.

Цель работы: развитие умения работать с произведениями детской литературы, вычленение нужной информации из контекста.

Для решения поставленной цели мы выделили следующие задачи:

1. Изучить произведения детской литературы по данной теме.

2. Собрать произведения фольклора о меде, систематизировать их.

3. Проанализировать, как мед использует человек и как это отражено в произведениях.

Гипотеза: Если мёд, любимый продукт русского человека, то о нём сочиняли произведения для детей.

В данной работе использовались методы анализа и синтеза, контекстуальный (работа с произведениями детской литературы, словарями), описательный.

Глава 1. Значение мёда в жизни русского человека.

Бортничество на Руси

По археологическим данным, пчёлы появились на Земле на 50000 – 60000 лет раньше человека. О пользе мёда, который они изготавливали, известно еще с тех времен, когда землю населяли первобытные люди.

Добывание мёда – старинный славянский промысел. Он называется бортничеством, а люди, занимавшиеся им – бортники. В Х веке, когда создавалось Киевское государство, начинается развитие бортевого пчеловодства, способствовали этому необъятные просторы лесов и лугов.

Как узнать, в каком дупле живут пчёлы? Славяне приманивали их блюдечком с медом, а потом прослеживали путь пчёл до гнезда. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла и сами выдалбливали отверстия – борти, устраивая в них склады для медовых запасов. Сейчас борть заменили ульем.

Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить с пчелами», знать их нрав. С одной борти в хороший год получали до 50 кг меда.

Хорошо стало развиваться пчеловодство с принятием Христианства на Руси, так как для религиозных целей требовалось много воску. Ростовщики предпочитали брать проценты воском. За воск церковь отпускала грехи. Русские вели оживленную торговлю медом с греками и Византией.

Вывод: славяне издавна добывали мёд, зная о полезных свойствах мёда.

1.2 Использование мёда человеком в быту

Вроде бы совсем незаметный продукт, а сколько полезного в нём для человека. Остановимся на этом поподробнее. Мы обратились к Большой энциклопедии и выяснили, что мёд пчелиный – это сладкая сиропообразная густая жидкость, перерабатываемая пчёлами из нектара цветов и складываемая ими в ячейки сотов в качестве кормовых запасов.

Известны факты, что первобытный человек знал и любил мёд. Одно из самых удивительных свойств мёда – его способность предохранять продукты от порчи. В старину холодильников, как известно, не было, и чтобы сохранить свежим сырое мясо или рыбу, иногда их заливали мёдом. В таком виде продукты не портились многие месяцы. Чай на Руси пили с мёдом (сахар в России вплоть до середины 19 века стоил дорого).

Благодаря, своим чудодейственным свойствам мёд был для русских людей не только любимым лакомством, но и лекарством. В русском лечебнике 17 века про мед написано: «Мёд есть сок росы небесной, который пчелы собирают в доброе время с цветов благоуханных и оттого имеет в себе много силы и угоден, бывает к лекарству от многих болезней».

Мы составили календарь пчеловода. В старину в первый день августа (14 августа по новому стилю) обычно ломали первый мед. На Руси этот праздник в народе называли Медовым Спасом. Считалось, что именно с этого дня пчелы перестают приносить мёд. В этот день весь собранный мёд было принято приносить в церковь и освещать. В народе считалось, что если пчеловод утаит от освещения хотя бы капельку мёда, то его постигнет кара Божья в виде болезни пчеловода или гибели пчел. Сборщик мёда, в русском народе всегда считался истинным христианином и очень уважаемым тружеником.

2 октября – Зосима – заступник пчел, лакомый стол. Пчеловоды готовят ульи к зиме, собирают мед. «Улья в погреб ставь, праздник меда правь» - гласит народная мудрость.

10 октября – Савватий – пчельник, пчёл убирают на зимовье.

30 апреля – Зосима – пчельник. В этот день вывозили пчел на пасеки. Обходят вокруг пасеки с зажженной свечой и произносят: «Полети, моя пчела, на все четыре стороны за сладкими медами, приноси мед в свои ульи»

2 июля – Зосима.

Проходя мимо ульев в ту пору, дети припевали:

Пчёлушки серые, малые,

Крылышки малые, носики вострые, сами пестрые.

В поле идут – гудут, гудут.

С поля идут – медок несут!

Мёд использовали на свадьбы. Еще в Средневековье, когда молодоженам расчесывали волосы, их обязательно мазали мёдом. На свадьбе кричали «горько», но при этом их уста мазали мёдом.

Все знают, что обозначает выражение «медовый месяц», а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для молодоженов специально варилась медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и в течение месяца после него. Других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение «медовый месяц».

Мёд использовали и за траурным столом. В воде разводили мёд и бросали маленькие кусочки булки. Это траурная еда, с которой начинался траурный ужин, называлась «канун».

В течение столетий мед, вырабатываемый пчёлами из нектара цветов, был одним из сладких продуктов, доступным человеку. До настоящего времени мёд остается натуральным продуктом, единственным в своем роде, обладающим таким уникальным составом. Душистый мёд ничем незаменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам. Исследования ученых говорят о том, что мёд должен широко применяться в детском питании. В школах Белгородской области действует программа «Медовое детство», на завтрак дети получают мёд.

Вывод: мёд используется человек в повседневной жизни, он является натуральным продуктом.

Глава 2. Практическая работа по исследованию произведений детской литературы

2.1 Исследование пословиц и загадок со словом «мёд».

Пословица – народная мудрость, свод правил жизни, историческая память. О каких только ситуациях не говорят они, чему только не учат! В пословицах осуждается глупость, лень, а восхваляется ум, трудолюбие, скромность. Каждая пословица содержит свой смысл: учит, поощряет, одобряет, наставляет, заставляет задуматься.

Великолепный вкус мёда с древних времен служил в пословицах поводом для сравнения. Мы прочитали много пословиц, среди них выделили пословицы со словом – мёд, расположили их в алфавитном порядке.

А

-

Б

Бортник горек, да мёд его сладок.

Будешь, есть мёд, берегись жала.

Берегись жала, когда ешь мёд.

В

В этом доме и вода, что мёд.

Воеводой быть – без мёду не жить.

Вашими бы устами да мёд пить.

В меду и подмётку съешь.

Г

Горьким лечат, а сладким калечат.

Где мёд, там и мухи.

Д

-

Е

«Есть» - слово как мёд сладко,

а «нет» - слово как полынь горько.

Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

Ж

-

З

За пчелой пойдешь – до мёду дойдешь.

И

-

К

Как на дворе лёд, так кузнецу мёд.

Коли мёд, так и ложкой.

Кто любит мёд, заводи пчёл.

Л

Ложка дегтя испортит бочку мёда.

Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.

М

Мёд – лучший друг желудка.

Масло сладко, а мёд лучше.

Медок сладок в меру.

Мёд на губах – сила в теле.

Мёд есть – в улей лезть.

Н

На языке мёд, под языком лёд.

На первый Спас и нищий мёду попробует.

На лёд кого пошлю, а на мёд – и сам пойду.

О

Отвага мёд пьёт и кандалы трёт.

Одна пчела немного мёду натаскает.

О мёде хоть год думай, а во рту слаще не будет.

П

Пчела знает, где мёд брать.

Плохие пчёлы – плохой мёд.

Пьешь у друга воду слаще мёду.

Покой воду пьет, беспокойство – мёд.

Р

Речи – мёд, а дела как полынь.

С

Сладок сахар, да не по две ложки в рот.

С мёдом и долото проглотишь.

С пчёлкой водиться - в мёдку находиться.

Т

Твоими бы устами мёд пить.

У

-

У медведя десять песен - и все про мёд.

Уста медоточивые, а сердце смолой кипит.

Угощенье от души слаще мёда да сахара.

Ф

-

Х

Хоть его мёдом,

хоть его маслом поливай, он все говорит: деготь.

Хорошая речь лучше мёда.

Хвалилась редька: «Я с мёдом хороша».

Ц

Цвет – пчелкам, а мёд – деткам.

Ч

Чужая – то сторонушка, не медом полита, а слезами улита.

Чужой мёд горек.

Ш

Шутя, люди мёд пьют.

Щ

-

Ю

-

Я

Яблоньку за яблочки любят, пчелку за мёд.

Ягода калина себя хвалила: «Я, мол, с мёдом хороша».

Составив «медовую» азбуку, мы увидели, что пословицы со словом – мёд, охватывают не все буквы русского алфавита (А, Д, Ж, И, Ф, Щ, Ю – таких пословиц мы не нашли).

Пословица – кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно. Народная мудрость гласит: «Пословица недаром молвится». Нас поразила вездесущность пословиц – они касаются всех предметов. В «медовой» азбуке, мы выяснили, что мед сравнивали наши предки с качествами человека. И сейчас мы ценим в людях – трудолюбие, щедрость, веселье, но осуждаем жадность, злобу, трусость. В пословицах – мёд вкусный и полезный продукт, но злоупотреблять им не надо.

По смыслу мы выделили пословицы:

о трудолюбии: Без хлеба и мёдом сыт, не будешь.

Что блин в меду.

о дружбе: В саду, где пчёлы добывают мёд, и ядовитая трава растет.

С одних и тех же губ стечет однажды яд, однажды мёд.

Дружеские отношения подобны мёду.

Худого слова и бархатным мёдом не запьешь.

С умным человеком разговориться, что мёду напиться.

о смелости: Отвага мёд пьет.

о здоровье: Ешьте мёд – будет здоровья на год.

Короткие пословицы, но содержание их глубоко, метко. Стоит лишь вспомнить народную мудрость, подходящую к случаю, как все становится ясно.

Далее мы стали изучать загадки. Загадка – это короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия, по ним нужно найти отгадку. Загадки интересно разгадывать, они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Загадки любят разгадывать и взрослые, и дети.

Мы выяснили, что самый известный любитель мёда – медведь. Само слово медведь состоит из двух корней: мед и ведать, т. е. знать. Знает, стало быть, где мед в лесу спрятан. Как медведь находит мёд? Оказывается, он находит пчелиные гнезда не столько по запаху мёда, сколько по звуку, по жужжанию пчёл в дупле. Когда медведь обнаруживает дупло, он жадно разгрызает древесину, лапами разворачивает стенки и, несмотря на пчёл, жалящих его со всех сторон, добирается до сотов.

Об этом мы узнали из загадок о лесном хозяине:

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест он сладкий мёд,

А зимой сосет он лапу?

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется… (Медведь)

Косолапо он идет

По малину да по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень –

Влез в нору и до весны

Спит себе и видит сны.

Мы продолжили изучать загадки, выделили загадки со словом – мёд.

На уроках литературного чтения мы узнали, какие бывают загадки. Исследуемые нами загадки мы разделили по группам.

Загадки – описания свойств, признаков предметов. Этот вид загадок описывает окружающий человека мир вещей, предметов, явлений природы.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна)

Под ледком, ледком,

Стоит чашечка с медком. (Рыба в воде)

Под мостом, мостом,

Две бадеечки с медком. (Брови)

Чашечка медку закопана в ледку

До нового годку. (Озимь)

Цветок – медовый, а плод – пудовый. (Тыква)

Цветки ее – чудо, лечат простуду.

Душиста, как мёд,

В июле цветёт. (Липа)

Загадки – сравнения. Этот вид загадок постоянно сопоставляет один предмет с другим. Ключик к отгадыванию таких загадок – в сообщении, что загадываемый предмет похож на заменяющий, но не обладает всеми его свойствами.

Чиста, да вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд,

От рогатого берут,

И детишкам дают. (Молоко)

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мёд,

А вкус не тот. (Репа)

Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мёд. (Вишня)

Белое, а не вода,

Сладкое, да не мёд,

От рогатого беру

И деточкам даю. (Молоко)

Загадки – описания действий предмета.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

Жужжит, летает,

А мёд не собирает.

Кусает больно

И тем довольна. (Оса)

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается,

А цветок – на мёдок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

Ох, не простое это дело – разгадывать загадки! Разгадывая загадки, мы убедились, что в них используется слово – мед для указания вкусовых качеств, как лекарство от простуды.

Вывод: пословицы и загадки отражают наблюдения русского народа за жизнью: мы убедились, что мед – сладкое лакомство, любимый продукт, полезное лекарство.

2.2 Произведения русского фольклора

В легендах мёд символизировал источник мудрости и долголетия, его называли едой богов и верили, что именно он помогал жителям небес быть бессмертными и сохранять вечную молодость. Пчелиный мёд применялся с лечебной целью еще в древности почти всеми народами. Существует предание об исцеляющей силе меда. Илья Муромец – один из главных героев – богатырей русских былин. Среди всех богатырей он является самым старшим по возрасту. Вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем Илья Муромец входит в богатырскую троицу.

Родился Илья в селе Карачарове, расположенном неподалеку от города Мурома, в небогатой крестьянской семье. После рождения он совершенно не мог ходить и сидел «сиднем» целых тридцать лет и три года, испив напитка медвяного, принял Илья силу богатырскую. После чудесного исцеления Илья обретает «силушку великую» и слез с печи. После этого богатырь получил благословение родителей, отправился в Киев. Богатырь совершил много подвигов, защищая землю русскую от врагов. Основные качества Ильи – огромная сила, мужество, мудрость, рассудительность, большой жизненный опыт.

Вывод: мы убедились, что благодаря своим чудодейственным свойствам мёд был для русских людей не только любимым лакомством, но и лекарством.

Мы прочитали башкирскую сказку «Медведь и пчелы». Из сказки мы узнали, что у медведей, когда - то были длинные и пушистые хвосты. Но из-за одного косолапого стали медведи бесхвостыми. Вот как это произошло. Медведь этот любил мёд и ни дня не мог прожить без меда. Когда он находил дерево с дуплом, в котором был слышен гул пчёл, он залезал на дерево, разорял пчелиное гнездо и съедал мед. А пчелы жалили его со всех сторон.

Однажды в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь, лакомится медом и своим пушистым хвостом пчел отгоняет. Разозлился человек и тоже полез на дерево, добрался до медведя, замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту. Медведь заорал от боли и убежал в лес. С той поры стали медведи бесхвостыми.

Человек бережно поправил пчелиное гнездо и ушел к себе домой. Прилетели пчелы к человеку и сказали:

- Совсем нет житья нам от косолапого разбойника. Пожалуйста, спаси нас от медведя. В благодарность за это мы будем угощать тебя душистым и сладким медом.

Человек согласился. С тех пор пчелы и люди стали настоящими друзьями: трудолюбивые пчёлы собирают целебный мёд и угощают им людей. Пчеловоды оберегают пчел и строят теплые ульи.

Русская народная сказка «Лиса и Дрозд». Прочитав, эту сказку мы узнали о том, что хитрую кумушку перехитрил Дрозд. Вот что об это мы узнали.

У дрозда появились птенцы, об этом узнала Лиса, стала к дереву приходить и пугать дрозда, что съест его птенцов. Дрозд уговаривал лису не делать этого и обещал угостить ее пирогами с медом. Согласилась Лиса, пошли они на большую дорогу. Увидел Дрозд, что по дороге идет старуха с внучкой, несут корзину с пирогами и кувшин меда. Отвлек Дрозд старуху с внучкой от пирогов, а Лиса вдоволь наелась и в запас припрятала.

Русская народная сказка «Медведь и Лиса».

В этой сказке говорится о том, как жили Медведь и Лиса в лесу. Проведала Лиса, что у Медведя на чердаке припасена кадушка с медом. Напросилась Лиса к Медведю переночевать. Легли спать, Лиса думает, как ей до меду добраться. Обманула Медведя, что зовут ее новорожденного принимать. А сама на чердак, начала есть мёд. Наелась, воротилась и легла спать. На следующую ночь все снова повторилось. Лиса на чердак влезла, до половины мед поела, и опять легла спать.

На третью ночь Лиса опять хвостиком стучит. Медведь говорит – ты недолго ходи, а то я блины печь хочу. Лиса на чердаке доела весь мед из кадушки, все выскребла. Вернулась Лиса, а Медведь встал, в этот раз рассказала Лиса, что ребеночка назвали – Поскребышем.

Медведь на солнышке уснул, а Лисе не спится, смотрит, у нее на животе показался медок. Она быстро его на живот Медведю и перемазала.

- Вот кто мед съел, - говорит Лиса. Медведю - делать нечего – он повинился.

Вывод: мы убедились, что в сказках говорится о меде, как о любимом лакомстве.

2.3 Авторские произведения о мёде

Как оказалось, авторских произведений, где говорится о меде не так уж много. Нам сразу вспомнился медвежонок Винни – Пух. Любимое занятие Винни – Пуха – сочинять стихи и есть мёд.

Пух так и сделал, карабкаясь на дерево:

Я, на месте пчел не стал бы на вершине строить дом

И гостей не заставлял бы, забираться в дом ползком.

Я, как пчёлы не жужжал бы дни и ночи напролет,

И, конечно, я не стал бы от медведей прятать мёд.

Пух добрался совсем близко к гнезду и упал вниз. Вылез он из зарослей, вытащил из носа колючки и вспомнил о своем лучшем друге – поросенке по имени Пятачок, и Винни пошел к Пятачку.

Друзья придумали добраться до пчел на воздушном шарике, притворившись маленькой черной тучкой. Винни – Пух летел и пел песню грозовой тучки:

Я грозовая тучка, я в небесах парю,

И, как любая тучка, я вслух попеть люблю.

Я грозовая тучка, и пчёлкам невдомек,

И маленькие тучки ужасно любят мёд.

Пчелы стали жалить Пуха, Пятачок два раза выстрелил и шарик с Винни – Пухом плавно опустился на поляну.

Винни – Пух вздохнул:

- И все это происходит со мной потому, что я очень люблю мёд!

В сказке В.И.Даля «Привередница» говорится о том, что дочь Малашечка была избалованной. Испечет мама пирог-ягодник, а она говорит: «Кисел, давай медку!» Нечего делать, зачерпнет мать на ложку мёду и весь на дочернин кусок и ухнет. Сама же с мужем ест пирог без мёду: хоть они и с достатком были, а сами так сладко есть, не могли.

Вывод: из прочитанных сказок мы узнали, что мёд любят и животные, и люди, особенно дети, как сладкое лакомство.

В сказке Энн Хохарт «Мафин и его веселые друзья», английской писательницы, мы нашли много похожего с русскими народными сказками. Мафин решил испечь праздничный пирог, его друзья помогали ему во всем. Маленькая пчелка принесла ему мёд.

В кулинарии мёд незаменим. Он содержит уникальную смесь фруктозы и глюкозы, которая легко усваивается организмом человека, являясь источником энергии. Как бы не применялся мёд (в сочетании с другими продуктами), пища становится от него вкуснее, полезнее. Всем известный пряник с глубокой старины готовят на мёду. Все мы не раз пробовали медовые конфеты, торты.

Вывод: мы выяснили, что мед используется в кулинарии.

Выводы:

В ходе проведенной исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

1. Изучив произведения детской литературы, мы выяснили, что мёд – удивительное вещество, которое ценится и как любимое лакомство, и как лекарство.

2. В ходе исследования мы изучили произведения фольклора, выделили пословицы со словом «мёд» и расположили их в алфавитном порядке. Нами было обнаружено, что мёд символизирует источник мудрости и долголетия, повод для сравнения.

3. Мы проанализировали авторские произведения о меде и выяснили, что мёд используется в кулинарии.

4. Результаты нашего исследования можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, классных часах.

Заключение

Многие памятники древней культуры говорят о том, что первобытный человек применял мёд, как пищу и лекарство. И в наше время пчеловодство развивается. В Белгородской области уделяется большое внимание пчеловодству. В нашем, Грайворонском районе есть красивое село «Почаево», где расположена усадьба «Петривки» - сюда едут за мёдом, поскольку изюминкой этого места является пасека.

Данная исследовательская работа вызвала у нас живой интерес, потому что мёд и сейчас для человека важный продукт питания и лекарства. Мы считаем, что мед - ценнейший дар природы, люди всегда любили сладкое, и сегодня мед остается таким же популярным, как и когда-то.

Наша гипотеза подтвердилась, русский человек использует в своей жизни мёд и об этом есть произведения детской литературы.

Литература

1. Алан Милн Приключения Винни – Пуха. - Лениздат, 2017.

2. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Русский язык Медиа, 2017.

3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение, 2018.

4. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: «Правда», 2019.

5. Русские народные былины.- М.: Терра – книжный клуб, 2020.

6. Русские народные сказки. – М.: «Зенит», 2020.

7. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова.- М.: Просвещение, 2016.

Просмотров работы: 16