О чем расскажет почерк?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чем расскажет почерк?

Лихачева А.Е. 1
1МБОУ "СОШ №10" имени Героя России Антона Борисовича Ушакова
Захарова Е.Н. 1
1МБОУ "СОШ №10" имени Героя России Антона Борисовича Ушакова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Почерк - весьма красочный показатель способный демонстрировать черты характера, умственные возможности и степень жизненной активности своего обладателя. Но у каждого из нас почерк разный. Каким он только не бывает. Крупный, мелкий, аккуратный, небрежный… Почерк начинает формироваться примерно 8-10 лет, окончательно складывается к 20, но может меняться в течение всей жизни. И может многое о нас рассказать. Учёные установили, что существует связь между почерком человека и его характером: при письме движение руки управляется мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов. Поэтому, чтобы нарисовать психологический портрет человека, нужно проанализировать его почерк.

Проблему определения характера человека успешно решают психологи, в числе прочих методов используя анализ почерка. К тому же, данная тема в последнее время чрезвычайно актуальна: всё большее число людей изучает графологию, появляются научно-популярные издания Д.М.Зуева-Инсарова, П.В.Рышкова, М.И.Поняловского, И.В.Щеголева, в сети Интернет ведутся обсуждения, дискуссии, проводятся обучающие семинары.

Актуальность: в школах всех учеников учат не только правописанию, но и красивому почерку одинаково, но при этом у учащихся он разный. Учителей русского языка прежде всего волнует – разборчивость почерка, узнаваемость слов, чтобы написанные нами тексты могли быть ими прочитаны. Так как составители контрольно-измерительных материалов по русскому языку для Государственной итоговой аттестации и в форме ЕГЭ в 11 классе, и в форме ОГЭ по окончанию средней школы предупреждают школьников о том, что письменную часть экзамена (сочинение или изложение) следует писать «аккуратно, разборчивым почерком». От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. Проявления индивидуальных черт характера и ума неизбежно вызывают изменения в написании букв. Значит каждый из учеников имеет свои особенности, которые отразились при письме. А с помощью анализа почерка можно их выявить.

Цель: определить зависимость между особенностями почерка и характером конкретного человека.

Задачи:

Познакомиться с наукой графологией;

Изучить основные закономерности графологического анализа;

Проанализировать почерки учащихся 8 «Б»;

На основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов;

Познакомиться с почерками известных писателей;

Познакомиться с почерковеденьем и узнать связь с графологией;

Рассмотреть графологию со стороны психологии;

Гипотеза: в различных способах написания слов, а также отдельных букв раскрываются черты характера человека.

Предмет исследования: почерк учащихся 8 «Б» класса.

Объект исследования: почерк человека.

Методы исследования:

Наблюдение;

Сравнение;

Анализ;

Обобщение;

Методы обработки материалов:

Словесное описание;

Диаграммы;

Практическая значимость исследования:Определение особенностей характера подростков может явиться путеводной звездой для учителей, работающих в классе; оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с учащимися. Может послужить кратким пособием в общении с подростками и для родителей.

Глава1. Наука графология

Графология — это научная область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. Графологический анализ проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки, и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расположение на листе… Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика. Хороший графологический анализ дает полнейшую характеристику.

История графологии начинается с 1630 года, когда итальянец Камилло Бальдо написал работу «Как узнать природу и человека, взглянув на букву, которую он написал». Применяться на практике графология начала с 1872 года, когда аббат Мишон создал «Систему графологии». [2]

В последнее время услугами экспертов-графологов пользуются многие компании для составления характеристики специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов. Так что не стоит пугаться, если при приеме на работу тебе предложат чистый лист бумаги, грифельный карандаш и попросят написать парочку предложений на свободную тему. Обмануть графолога вряд ли удастся, а вот искусственно исказив почерк, ты можешь сделать себе медвежью услугу, получив характеристику человека, который не подходит на данную позицию.

Для графологического анализа необходим текст, написанный от руки на чистом листе бумаги. Как минимум четыре предложения с подписью. Чем больше объем текста, тем лучше (например, лист формата А4).

Писать лучше грифельным карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим.

Для анализа подойдет не каждый рукописный текст. Например, поздравление в открытке – не лучший вариант, так как, подписывая, человек, как правило, прикладывает некоторые усилия, чтобы сделать это максимально красиво. Анализируемый документ должен быть написан при таких обстоятельствах, когда человек спокоен и никуда не торопится. Лучше всего иметь несколько экземпляров, написанных в разное время

Современные западные и российские графологи сотрудничают с психиатрами и психологами, утверждая, что анализ почерка ("графоанализ") позволяет проникнуть во внутренний мир личности. Небезынтересно узнать, что действует ряд профессиональных графологических организаций.

Основные этапы анализа

Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство. [9]

Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле. Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека. [11]

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма.

Графологические анализы учащихся 8 «Б» класса

Нами было проведено исследование почерка 20 человек в лице учащихся 8-х классов МБОУ «СОШ №10». Для изучения мы взяли типовую форму исследования индивидуальных особенностей почерка человека, принятую нормами графологии.

Вывод: в ходе анализов мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: с адекватной самооценкой – 60%; щедрых – 55%; общительных – 90%; спокойных – 40%; упрямых и прямолинейных – 60%.

Графологические анализы моего почерка с 4 по 8 класс

Было проведено исследование моего почерка с 4 по 8 класс. Для изучения взяли типовую форму исследования индивидуальных особенностей почерка человека, принятую нормами графологии.

(Приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6)

Вывод: в ходе анализов своего почерка я выяснила, что размер букв практически всегда был крупным; поля – узкие; строки – «волнообразные», но бывало, что были прямые; связанность элементов изначально было, что все связаны, но в 6-8 классах по 2-3 связки; формы букв – округлые; наклон каждый период был различен, но сейчас сильный вправо; интервалы между словами всегда были различные.

1.4.Анализы детских рисунков

Нами было проведено исследование детских рисунков 5 человек в возрасте от 3 до 5 лет.

1) Лихачев Михаил (3 года) (Приложение 7)

Черный цвет – подавленность, протест против отрицательных эмоций.

Серый цвет – безразличие.

Красный – возбудимость.

Уверенные, яркие линии свидетельствуют об уверенности в своих силах вплоть до самоуверенности.

В рисунке сильный нажим - эмоционально активный, подвижный.

Угловатость – не любит, когда ему указывают, как делать.

2) Лихачева Анастасия (3 года) (Приложение 8)

Красный – возбудимость

Коричневый – дискомфорт

Темно-фиолетовый – фантазия

Непостоянный нажим – нервность

Слабый нажим – эмоционально сниженное настроение

Неровные, неясные линии свидетельствуют о боязливости и робости

Округлое очертание – общительность

Лихачев Евгений (4 года) «Три медведя» (Приложение 9)

Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о недовольстве своей ролью в коллективе, группе.

Неровные, неясные линии свидетельствуют о боязливости и робости.

Непостоянный нажим - нервность, импульсивность, лишняя эмоциональность.

Сильный нажим - эмоционально активный, подвижный.

Дерево стоит прочно на земле – уверен в себе

Лихачев Андрей (3 года) «Ёлочки» (Приложение 10)

Непостоянный нажим - нервность, импульсивность, лишняя эмоциональность

Неровные, неясные линии свидетельствуют о боязливости и робости.

Зеленый цвет – спокойный

Много деревьев – энергичный

Гагарин Тимофей (5 лет) «Девочка» (Приложение 11)

Большие глаза со зрачками, то это символизирует его страхи и тревоги

Нет носа это указывает на интеллектуальную недостаточность

Длинная тонкая шея - признак любопытство

Угловатые плечи - Об осторожности и тревожности

Вывод: в ходе исследования мы выявили, что уже самые начальные графические изображения ребенка могут раскрыть некоторые черты его характера.

Почерки писателей

Лев Николаевич Толстой

Почерк Льва Толстого был малопонятным с путаницей условных знаков и добавлений. Разобрать его могла только его жена, которой и приходилось бессчетное количество раз переписывать «Войну и мир». Психиатр Чезаре Ломброзо, посмотрев на почерк Льва Толстого, пришел к выводу, что он принадлежит женщине легкого поведения с психопатическими наклонностями.

Александр Сергеевич Пушкин

Великий писатель имел не самый разборчивый почерк, однако в аккуратности письма ему не откажешь.

Сергей Есенин

Рукописи известного дебошира и автора стихотворений порой напоминают сочинение пятиклассника. И дело, конечно же, не в содержании, а в почерке Есенина. Складывается впечатление, что великий писатель, несмотря на образ бунтаря и дебошира, имел вполне себе мягкий характер. [15]

Иван Сергеевич Тургенев

Тургенев, что в жизни, что в почерке - предельно дотошный и аккуратный человек.

Почерк Тургенева по сравнению с толстовским – просто каллиграфический. Николай Васильевич Гоголь

Нервный перфекционист. Любил бесконечно все править и нередко сжигал рукописи, чтобы начать с чистого листа заново. [17]

Чем-то отдалённо напоминает «журавлиный» – определение Цветаевой –почерк Бориса Пастернака. Почерк Достоевского – потруднее, но тут другая беда: многие его рукописи представляют собой сплошной «ковёр» из дополнений, вставок, «мыслей на полях» – разбиралось в этом кружеве не одно поколение учёных. Почерк Чехова разительно менялся с годами: например, рассказы 1880-х распознаются уже по одной страничке рукописи – без всякой датировки.

Почерк А. С. Пушкина в разные периоды

Общая характеристика:

1. Слитное написание всех букв – последовательность

2. Нажим различный – смена настроения

3. Сильный наклон вправо – эмоциональность

4. Подпись длинная – глубоко размышляющий, усидчивый

5. В конце подписи точка – умение завершать дело до конца

1. (1829г.) Нажим очень сильный – писал с увлечённостью. Очень много исправлений при этом с очень сильным нажимом – напряженность. Буквы мелкие – скрытность. Текст сопровождается рисунками (в данном случаи они означают, что писатель в них выплёскивал свою напряженность).

2. (1830г.) Нажим сильный – был увлечён написанием. Все буквы схожи, не разборчивы – спешил. Подпись написана слабым нажимом – уже в этот момент был расслаблен, закончил дело (есть точка). Последняя буква подписи поднялась вверх – хорошее настроение.

3. (1830) Нажим слабый – был в спокойной обстановке. Нижние петли небольшие – добрый, отзывчивый. В подписи имя и фамилия написаны слитно – делал все в последовательно, в конце жирная точка говорит о завершенности дела. В конце есть дугообразные элементы – увлечен делом, желание произвести впечатление.

4. (1836г.) Нажим слабый – в данный момент возможно о чем-то мечтал. Может быть торопился, так как почерк не разборчив и не имеет каллиграфичности. Не пытался произвести впечатления (заглавные буквы не изящны).

5. Нажим сильный – возможно бал сильно увлечён, также есть дугообразные элементы. Есть зачеркнутые слова и не дописывал, ставил троеточие, значит писал торопливо. Пытался произвести какое-то впечатление. Подпись сокращена – торопился

Глава 2. Почерковедение

Почеркове́дение (судебное почерковедение) — раздел криминалистики, изучающий развитие письменно-двигательных навыков человека, разрабатывающий методы исследования почерка в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы. [13]

Суть почерковедения – в сравнительном анализе признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Под почерком в криминалистике понимают индивидуальную и динамически устойчивую программу графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Существенные свойства почерка - индивидуальность и устойчивость – являются предметом изучения только криминалистики.

Почерковедческая экспертиза ставит перед собой разные задачи. Условно их можно разделить на идентификационные (установление исполнителя рукописи, установление тождества почерков), диагностические (установление сведений о личности писавшего), ситуационные (определение условий выполнения текста, в том числе, установление умышленного изменения почерка). [13]

Связь графологии и почерковедения

Развиваясь на стыке судебного почерковедения и дифференциальной психологии, графология способствует установлению взаимосвязи между признаками почерка и психологическими особенностями личности исполнителя документа. В оперативно-розыскной и следственной деятельности нередко возникает необходимость установления исполнителя по выполненному им рукописному тексту.

Поскольку объектом анализа как для графолога, так и для судебного почерковеда является почерк, между графологией и судебным почерковедением не может быть непреодолимой границы. Это смежные, хотя и разные области знаний. [3]

У графологии и судебного почерковедения много общего в фундаментальных, базовых основах. Однако если для графологии, претендующей на познание особенностей человеческой личности, важен весь спектр знаний о человеке, определяющих его биологическую, психологическую, духовную и социальную природу, то для судебного почерковедения, изучающего образно-двигательную сторону письма, интересны прежде всего закономерности формирования и реализации письменно-двигательного функционально-динамического комплекса навыков, определяющих индивидуальность, динамическую устойчивость, избирательную изменчивость почерка.[4]

Можно сказать, что изучение почерка в рамках почерковедения отвечает главным образом на вопрос кто написал. В то время как основной вопрос графологии – какой это человек. [2]

22 октября 2029 года я ездила в Высший Юридический колледж города Глазова. Там я встретилась с Бекмансуровым Денисом Басировичом заместителем директора по учебной и воспитательной работе. Он мне рассказал о почерковедческой и графологической экспертизе, демонстрировал некоторые опыты на мне, показывал свои опыты на студентов, рассказывал интересный ситуации из жизни.

Денис Басирович рассказал, что почерк человек меняется и во многом зависит от физиологического (болезненные отклонения организма) и эмоционального состояния. (Здесь он решил мне доказать это и на моем примере. Сказав две ситуации разного эмоционального состояния, я должна была написать два раза «мама мыла раму». При этом мой почерк изменился, что ещё раз доказывает, что многие факторы могут влиять на почерк). Также мировоззрение человека может меняться каждую минуту, тем самым и почерк в свою очередь будет изменятся. Если человек будет в течение небольшого времени менять свою подпись, то его индивидуальные признаки письма останутся. Но если его почерк изменится через 3-5 лет, то можно заметить, что это письмо как бы другого человека, так как мировоззрение поменялось. Также он отметил, что обычный человек ничего не может судить о людях по их почеркам, так как этом очень долго учатся. В почерковеденье есть «наука-помощница» - физиогномика. Это совершенно другая наука, которая не исследует ничего по почерку, а только по внешности. Но все равно Денис Басирович отмечает её.

Денис Басирович сказал, что каллиграфичность почерка говорит не о совсем здоровом человеке. Излишний каллиграфический ежедневный почерк говорит о психологическом расстройстве.

Также мне рассказали, что с помощью почерковедческой экспертизы можно определить и цифровой текст. В этом случае учитывается совершенно другие факторы, чем при опознание письменного текста.

Глава 3. Психология

Физиолог В. Прейер в 1895 г. установил, что психика через определенные центры головного мозга оказывает влияние на двигательную сферу человека. Примерно с этого периода времени в науке и практике начал широко употребляться термин "психомоторика", подчеркивающий неразрывную связь психического и моторного компонентов в двигательном действии. [1]

Ученый Е.В. Гурьянов писал: "С физиологической точки зрения формирование графических навыков есть процесс установления сложных взаимоотношений между нервными клетками различных областей коры больших полушарий головного мозга, а те или иные особенности почерка - продукт своеобразия этих взаимоотношений".

Навык письма, подобно любому другому навыку, имеет свой нервный физиологический механизм в коре головного мозга, а последняя по своему анатомическому строению у каждого человека индивидуальна и неповторима. Отсюда следует, что функции коры головного мозга являются строго индивидуальными. Почерк взрослого человека служит такой же характерной его особенностью, как и походка, мимика, жесты, другие привычные движения.

Графологию как один из методов изучения личности успешно применяют во многих странах Европы, Азии и Америки, причем в различных областях. Она используется для установления психологических особенностей человека при работе с кадрами, в медицинской практике, в частности в ходе психотерапевтического лечения, при разработке индивидуальных комплексов лечебной гимнастики, диетического питания и т.п.

Графолог Эви Кротти на строго научной основе провела изучение каракулей детей в возрасте 20-36 месяцев. Установлено, что уже самые начальные графические "самовыражения" крошечного ребенка представляют собой важный предмет психоневрологического анализа, полезного как для врача, так и для воспитателя и членов семьи. Графолог и психолог Урсула Аве-Лаллемент исследовала почерки подрастающего поколения с ранних школьных лет до полного становления личности. В своей книге "Графология подростка" она показала, что половое созревание и подростковый кризис оставляют отчетливые следы в почерке. Она отмечает, что на почерк взрослого человека влияют серьезные проблемы в семье или на работе, а также личные кризисные ситуации.

В отличие от судебного почерковедения, которое развивалось как прикладная криминалистическая область знаний, графология исторически формировалась как источник знаний о человеке и его характере. По мнению многих западных авторов, графология должна применяться везде, где нужна информация о личностных свойствах писавшего. Именно поэтому графологи связывают свою область знаний с антропологией, психологией, рассматривают ее в качестве одной из ветвей науки о человеке. [1]

Вывод

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод о том, что почерк – красочный показатель характера человека. И в ходе этой работы я пришла к следующим выводам:

Я познакомилась с наукой графологией, которая изучает связь между почерком и характером.

Изучила 5 основных закономерностей графологического анализа.

Провела графологические анализы почерков учащихся 8 «Б» класса.

Познакомилась с почерками известных писателей. А также проанализировала почерк А. С. Пушкина в разные периоды жизни и выяснила, что в зависимости от характера в той или иной ситуации они различны.

Познакомилась с разделом криминалистики почерковедением и узнала связь между ним и графологией.

Рассмотрела графологию со стороны психологии. Ознакомилась с различными научными исследованиями графологов.

Также подтвердилась моя гипотеза о том, что характер можно определить по почерку. Но при проведении графологических анализов учащихся 8 «Б» класса, я заметила, что некоторые закономерности графологического анализа совпадали. Это можно объяснит тем, что в школе у нас был один учитель и одни правила по красивому письму. Но всё же у каждого человека есть индивидуальные особенности почерка.

И все же проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Ещё большую злободневность указанному вопросу придают требования, предъявляемые к творческим работам, являющимся обязательным при сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ в 9 и в 11 классе.

В заключении хотелось бы сказать, что по почерку можно узнать многое о его носителе. Не зря в настоящее время профессия графолога является востребованной. Так как именно по ней работодатели выясняют какой им нужен сотрудник.

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации классных и психологических часов и поможет обратить внимание преподавателей на характер их учеников для индивидуального подхода на уроках.

Список используемой литературы

Почерковед или графолог? Графология и судебное почерковедение https://studfiles.net/preview/6703084/page:16/

Графология: почерк и характер https://p-i-f.livejournal.com/1830470.html

Графология и почерковедение. В чем разница?http://grapholog.ru/choice/grafologiya-i-pocherkovedenie.html

Графология и почерковедение – в чем разница?https://ceur.ru/news/item133924/

Исследователи графологии с мировыми именами http://inessa-goldberg.ru/index.php/portal-general/296-grafologi

Каллиграфия https://ru.wikipedia.org/wiki

Каллиграфия и Графология, идеальное в реальном: порознь или вместе?http://inessa-goldberg.ru/index.php/portal-other/216-kalligrafia-i-grafologia

Как определить характер по почерку?https://zen.yandex.ru/media/id/5b506b52e83ed200aa464459/kak-opredelit-harakter-po-pocherku-5b6e64a6955bc500a8b99093

Как определить характер по почерку http://www.woman.ru/psycho/medley6/article/51724/

Как определить характер человека по почерку?https://www.wmj.ru/otnosheniya/psihologiya/kak-opredelit-harakter-cheloveka-po-pocherku.htm#4

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ХАРАКТЕР ПО ПОЧЕРКУ?https://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/harakter-po-pocherku/

Легко! Определить характер по почерку https://www.maximonline.ru/v-kurse/_article/harakter-po-pocherku/

Почерковедение https://ru.wikipedia.org/wiki

Правда ли почерк выдает характер, темперамент и другие черты человека?https://tass.ru/obschestvo/6030408

Черновики и почерки известных писателей https://www.inspire-writing.com/handwritings/

Что говорит о человеке его подпись https://www.adme.ru/zhizn-nauka/chto-govorit-o-cheloveke-ego-podpis-1275815/

Почерк известных людей и их почерк https://fishki.net/1238270-17izvestnyh-ljudej-iihpocherk.html/gallery-514484/

Респонденты:

Бекмансуров Денис Басирович (9.02.1984) – заместитель директора по учебной и воспитательной работе в филиале Высшего юридического колледжа города Глазова.

Учащиеся 8-Б класса МБОУ «СОШ №10»

Приложения

Приложение 1

(Лихачева Анастасия, 4 класс.)

Приложение 2

(Лихачева Анастасия, 5 класс.)

Приложение 3

(Лихачева Анастасия, 6 класс.)

Приложение 4

(Лихачева Анастасия, 7 класс.)

Приложение 5

(Лихачева Анастасия, 7 класс январь – март.)

Приложение 6

(Лихачева Анастасия, 8 класс)

Приложение 7

(Лихачев Михаил, 3 года)

Приложение 8

(Лихачева Анастасия, 3 года)

Приложение 9

(Лихачев Евгений, 4 года)

Приложение 10

(Лихачев Андрей, 3 года)

Приложение 21

(Гагарин Тимофей, 5 лет)

Просмотров работы: 27