Обоснование необходимости чтения поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в современном мире

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обоснование необходимости чтения поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в современном мире

Хардина А.М. 1
1МБОУ СШ №9
Аникеева М.М. 1
1МБОУ СШ №9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

В современном мире значительное место занимает массовая литература, возрастает роль Интернета, как следствие - снижается интерес к чтению, в т.ч. классической литературы. Также можно предположить, что сказочный жанр для подростков и взрослых в информационном обществе становится не востребованным («сказка – ложь…»?).

Но обращение к классической литературе в наше время особенно важно: для современного человека необходимы нравственные ориентиры. Таким произведением для меня стала поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», с которой я познакомилась после просмотра фильма режиссера Александра Птушко «Руслан и Людмила». Понятны стали и слова пушкиниста Виктора Розанова: «Чтение Пушкина – своеобразная прививка от пошлости» (8). Как было бы прекрасно, если бы каждый из нас получал эту прививку, пушкинскую прививку, чтобы не перепутать добро со злом, честь с бесчестием, благородство с низостью, чтобы стать Человеком. Однако поэма Пушкина в школьном учебнике представлена только отрывком («Пролог»), который мы учим наизусть, и большинством отрывок воспринимается как самостоятельное произведение. Сама поэма остаётся без внимания читателей даже в 200-летний свой юбилей (5 июня 1820 г.- первое печатное издание).

Настоящая работа содержит обоснование, что книга А.С. Пушкина содержит глубокий смысл, учит читать, думать, прислушиваться к «намёкам» автора, поэтому она должна быть востребована в современном информационном обществе.

Введение

Тип проекта: информационный (направлен на сбор информации с целью анализа, обобщения).

Объект – поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (3).

Предмет – проблема развития читательского интереса современного читателя к классическому произведению.

Цель работы: на основе источников информации обосновать, что поэма «Руслан и Людмила» дает нравственные уроки современному читателю.

Продукт – тезисы из различных источников об объекте исследования в качестве обоснования необходимости чтения поэмы современным читателем и материалы с активными ссылками в социальной группе класса.

Задачи:

составить опросник для учеников 6 класса, их родителей по объекту и предмету исследования;

провести опрос, проанализировать результаты;

изучить читательский спрос на книгу в школьной и городской библиотеках, сделать выводы;

изучить и обобщить в соответствии с целью работы материалы и отзывы о произведении А.С. Пушкина;

сформулировать обоснование по цели работы.

Методы: изучение литературы и других источников информации, опрос, анализ, обобщение, классификация.

Значимостьработы:

Для меня и моих сверстников:

- знакомство с произведением, в котором «сказка - ложь, да в ней - намёк».

Для учителя:

- поэма – образовательный и развивающий ресурс.

Для родителей:

- обсуждение книги с детьми : размышление о нравственных уроках поэмы в рамках «Семейного чтения».

Основная часть

3.1. Результаты опроса учащихся и их родителей

Цель:выявить читательский интерес учащихся, родителей к содержанию поэмы А.С. Пушкина

Опрос проведён среди учащихся 6 классов и их родителей: 30 родителей и 30 учащихся.

Таблица 1

Результаты опроса родителей

Из какого произведения строки «Идёт направо - песнь заводит, налево сказку говорит…»?

«не знаю» –33, 3% (10 чел.)

«кажется, это А.С. Пушкин, но произведение не помню» – 30 % (9 чел.)

«стихотворение А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» - 36,6 % (11 чел.)

Знакомы ли вы с произведением Пушкина «Руслан и Людмила»?

«да» - 100% (30 чел.)

«нет» - 0% (0 чел.)

Если «да», то смотрели фильм? Приложение 2

26, 6 % (8 чел.)

Если «да», то читали поэму/отрывок?

73,3 % (22 чел.)

Если «да», то понравила(о)сь поэма/фильм?

«понравилось» - 80 % (24 чел.)

«не понравилось» – 20 % (6 чел.)

Есть ли книга в домашней библиотеке?

«да» -13, 3 % (4 чел.)

«нет» - 60% (18 чел.)

«не помню» 26,6 % (8 чел.)

Результаты опроса учащихся

Из какого произведения строки «Идёт направо - песнь заводит, налево сказку говорит…»?

«не знаю» 63, 3 % (19 чел.)

«кажется, это А.С. Пушкин, но произведение не помню» – 23,3 % (7 чел.)

«стихотворение А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» - 13,3% (4 чел.)

Знакомы ли вы с произведением Пушкина «Руслан и Людмила»?

«да»- 93, 3 % (28 чел.)

«нет» 6,6 % (2 чел.)

Если «да», то смотрели фильм? Приложение 2

66,6 % (20 чел.)

Если «да», то читали поэму/отрывок?

26, 6 % (8 чел.)

Если «да», то понравила(о)сь поэма/фильм?

«понравилось» 73,3 % (22 чел.)

«не понравилось» 26,6 % (8 чел.)

Есть ли книга в домашней библиотеке?

«да»-26,6 % (8 чел.)

«нет» - 60% (18 чел.)

«не знаю» 13,3 % (4 чел.)

Выводы: Все шестиклассники так или иначе знакомы с поэмой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», однако на вопрос о прочтении книги 67 % учащихся ссылаются на просмотр экранизации, а с текстом поэмы знакомы лишь 27% .

На вопрос по тексту произведения многие считают, что строки «Идёт направо - песнь заводит, налево сказку говорит…»? из самостоятельного произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», и только 13, % назвали поэму «Руслан и Людмила».

Таким образом, проблема развития читательского интереса к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в современном мире актуальна.

3.2 Результаты читательского спроса поэмы А.С. Пушкина

Цель: выявить частоту читательского спроса на поэму «Руслан и Людмила»

Провели опрос работников в библиотеках:

школьная библиотека (МБОУ СШ №9);

центральная городская библиотека им. Пушкина;

городская библиотека №2.

Таблица 2

Наименование библиотеки

Частота спроса

Библиотека (МБОУ СШ №9)

ученики 5 классов во время изучения по школьной программе

Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина

3-4 раза в месяц

Городская библиотека №2.

2-3 раза в месяц; чаще берут в начале учебного года: обусловлено изучением произведения в школе

Выводы: несмотря на 200-летний юбилей поэмы, читательский спрос на классическое произведение невелик.

Обоснование необходимости чтения поэмы А.С.Пушкина

«Руслан и Людмила»

Результаты социологического опроса свидетельствуют об отрицательной тенденции: в современном информационном обществе поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» оказалась вне читательского интереса.

Изучение литературоведческого материала из различных источников (не исключая Интернет-ресурсы) мне позволило обосновать необходимость чтения вышеназванного произведения.

3.4.1 Краткое содержание поэмы (Приложение 1)

Людмила, младшая дочь киевского князя Владимира, похищена со своей свадьбы чародеем Черномором. Её жених, Руслан, отправляется искать наречённую. Дорогой он освобождается от двух соперников: от Рогдая, которого победил на поединке, от Ратмира, который, влюбившись в пастушку, забыл про Людмилу. Покровительствуемый колдуном Финном, Руслан отыскивает Черномора, лишает его силы волшебства и едет со своею Людмилой в обратный путь. Но тут встречается новое препятствие: Фарлаф, третий соперник, руководимый Наиною, убивает его. Финн же опрыскивает Руслана мертвою и живою водою – и Руслан снова на коне – с карлом за плечами. Он приезжает в Киев, разбивает печенегов, является в княжеские палаты, пробуждает волшебным кольцом долго спавшую Людмилу» (8) 

3.4.2 Основные идеи автора - «прививка от пошлости» (В. Розанов) современному читателю

1. Поэма Пушкина вся проникнута высоким патриотическим чувством, вызванным Отечественной войной 1812 года. В образе Руслана намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость.

2. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество “русской силы”. Годы, когда Пушкин писал “Руслана и Людмилу”, были временем развития дворянского революционного движения и возникновения тайного общества декабристов. Убеждение, что смелость, твердость и самоотвержение преодолеют все препятствия – все это, несомненно, связано с боевыми настроениями эпохи, со светлыми надеждами на освобождение отчизны от самодержавия. (6)

3.Вся поэма представляет собой картину борьбы с “кознями вероломства”… Торжество правды над коварством, злобой и насилием составляет глубоко гуманистическую мысль поэмы: несмотря на ни что, добро побеждает зло. (5)

4. «Руслан и Людмила» – это пушкинский символ вечной любви, которую не могут разрушить никакие препятствия. Любовь сильнее всего на свете и победит любое зло: нельзя сдаваться - и тогда счастье обязательно настигнет.(7)

5. В произведении Пушкина впервые появляется семейная мысль: отношения между членами семьи Черномора (голова,  брат Черномора,рассказывает о своей семье, о том, что Черномор, его младший брат, убивает старшего.) противопоставляются отношениям в семье князя Владимира.(1)

6. Народность – вот что хотел показать читателю великий писатель А.С. Пушкин: впервые у него народ выступает как действующая сила истории. Народ показан в тревогах, надеждах, борьбе и победе. (7).

Таким образом, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», хотя и написана в сказочной форме, заставляет задуматься над многими вечными проблемами: добра и зла, любви и соперничества, дружбы и борьбы, предательства и преданности.

3.4.3. «Он первый приучил публику читать - и в этом его великая заслуга" (6)

Во времена Пушкина большой успех «Руслана и Людмилы» был отчасти скандальным. Наряду с положительными, были суждения о недопустимых просторечиях в языке, «неувязках» сюжета, необычной технике, непривычной позиции автора-рассказчика и т. п. По мнению критиков, новаторство Пушкина ломало сложившиеся авторитеты в стихосложении, чем и объясняются такие оценки. (7).

Сегодня значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. (6)

1. До Пушкина поэмы серьезного содержания обычно писались тяжелым, так называемым “александрийским стихом”, с однообразными парными рифмами. В поэме поэт почти в первый раз заговорил с читателем языком свободным, текучим, звонким, гармоническим… (2)

2. Пушкин имел полное право сказать, что взял свою “сказку”, как он называл “Руслана и Людмилу”, из того сказочного мира, где “русский дух”, где “Русью пахнет”. Эта “сказка” совершила огромное дело: она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа (7)

3.Действие «Руслана и Людмилы» истинно художественное; оно не запутано, просто для чтения, поэтически естественно и мастерски оживленно, расцвечено разнообразием, мастерски сосредоточенным в единстве. (5)

4. Фантастические моменты добавляют интерес к произведению, читатель не знает, чего ему ожидать далее. Использование магии и колдовства, а также различных волшебных предметов, например, волшебного меча или кольца, с помощью которого Руслан оживляет свою возлюбленную, - одна из самых интересных черт данного произведения. (1)

5. Совмещая черты реальности с мотивами устного народного творчества, писатель смог обратить внимание на современные ему общественные проблемы в интересной, оригинальной и нестандартной форме, которая привлекает читателя.

6. Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» – сказочный и волшебный (похищение невесты, ее поиск, соперничество, заколдованное царство, счастливый конец, повествование). В поэме встречаются параллельно сказочное и весьма обыденное, даже фантастика и обычный быт. Например, колдунья – это обычная злая старуха. Чародей Черномор – вообще немощный старик. Волшебниц можно описать как легкомысленных девушек. Ирония автора видна почти в каждом предложении. Это забавляет читателя и делает произведение еще интереснее. (5)

7. Пушкин умело совместил в одном произведении историю (набеги печенегов на Русь,киевский князь Владимир) и сказку. Автор хотел показать, что даже обычная сказка может заиграть новыми красками и будет интересна всем. Пушкин не ошибся. Руслан и Людмила действительно стали легендарными героями, символами русской жизни.(1)

Таким образом, в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» сочетание фантастических элементов старославянской сказки с драматическими фактами древнерусской истории, необычные персонажи, красочность картин и острота сюжета, благополучный финал не могут не вызвать интерес читателя. Критики отмечают, что произведение «цепляет» (5). Это поэма рассчитана читателя любого возраста.

Заключение

Практическая значимость и перспектива данной работы обусловлены тем, что чтение классической русской литературы способствует не только формированию и развитию культурной среды в современном мире, но и ориентирует читателя в сложной нравственной ситуации.

Значимость работы

-для меня и моих сверстников:

С целью привлечения внимания одноклассников к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» мы подготовили материалы с активными ссылками и разместили их в социальной группе класса, затем провели онлайн - викторину и конкурс иллюстраций к произведению.

Последующий опрос показал, что интерес к произведению у наших одноклассников возрос и многие посмотрели не только фильм, но и прочитали поэму А.С. Пушкина.

-для учителя:

- поэма – объект изучения на уроке текста в полном объёме.

Для родителей:

- участие в проекте «Семейное чтение». В этом мы видим перспективу работы.

В заключение приведу слова М. Горького в качестве призыва для современного читателя: "Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко... Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни" (4)

Список использованных источников и литературы

https://infourok/ru

Неизвестный автор, статья в журнале “Галатея” под ред. С.Е. Раича, 1839 г. 

Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»- М.: Гознак, 1989г.

4. Розанов В.В. Возврат к Пушкину //Мысли о литературе.- M , 1989г.

Слонимский А. Л. Первая поэма Пушкина./ Временник пушкинской комиссии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937.

Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. - М., 1968 г.

Чудаков А. П. «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Дата публикации статьи на Ruthenia 16.12. 2003 г.

https://www.literaturus.ru/2018/03/kritika-ruslan-i-ljudmila-pushkin-otzyvy-sovremennikov.html

Приложение 1

История создания, жанровое своеобразие, герои, идейно-тематическое содержание поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Из истории создания

Замысел «Руслана и Людмилы» возник в Царскосельском Лицее (Петербург): за ненадлежащее поведение и отношение к учёбе готовили документы на отчисление лицеиста Пушкина, а он именно в это время начал писать свою первую поэму «Руслан и Людмила». Написал ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет. Произведение имело успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках. 

Особенности жанра

Эта пушкинская сказка – «Пролог» открыла народной поэзии доступ в литературу.Начало той части поэмы воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны «О царе Салтане»: среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет –песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». По тону и содержанию «Пролог» уже примыкает к сказкам; читатель погружается в фантастический мир волшебной сказки (волшебные предметы, тройственность, поиск возлюбленной).

Предположительно: это не совсем сказка, т.к. в ней говорится о реальной жизни людей, исторических событиях(исторические личности, набеги печенегов, повествование о семье, любовь), появляется автор сказки – рассказчик:«Одну я помню сказку эту, Поведаю теперь я свету…». А.С. Пушкин назвал свое творение «поэмой».

Краткое содержание произведения

Доблестный Руслан, отправившийся на поиски похищенной невесты Людмилы, младшей дочери князя Владимира, одолевает коварство, обман, злое колдовство – и в жестоком бою побеждаетЧерномора и спасает Русь от печенегов.

Герои поэмы

Владимир – Солнце. С его образа начинается поэма. Это киевский князь Владимир.

Руслан – гроза печенегов, могучий воин, преданный своему князю (похож

на Илью Муромца). За его силу и смелость Голова великана дарит Руслану волшебный меч.

Хан Ратмир, Фарлаф,Рогдай - соперники Руслана.

Эти герои могли существовать в реальном мире (с образами этих героев звучат идеи борьбы за счастье, храбрости, чести).   Но как только была похищена Людмила, Руслан попадает в сказочный, волшебный мир.

Сказочные герои.

* Финн – колдун - первый сказочный герой, встретившийся на пути Руслану. Он рассказывает Руслану историю своей любви к красавице Наине. Раньше Финн был  пастухом, воином; теперь находится в пещере, вдали от людского мира, постигая тайны колдовства  40 лет.

* Наина – колдунья,ей 70 лет (напоминает  Бабу – Ягу). Она мстит Финну за то, что его силы сильнее её. Она способнапревращаться врусалку, Крылатого змея, кошку.

* Черномор – волшебник: имеет волшебные предметы (например, шапка невидимка,

сетка); его смерть - в бороде (но без меча отсечь её нельзя.) 
* Голова – брат Черномора -рассказывает о своей семье, о том, что Черномор, его младший брат, убивает старшего.

Пушкин не случайно вводит рассказ Головы о трагедии семьи: отношения между членами семьи Черномора противопоставляются отношениям в семье князя Владимира. Так впервые в произведении Пушкина появляется семейная мысль. 

Печенеги
А.С. Пушкин, создавая собирательный образ вражеской силы, противопоставляет им Руслана – воина - освободителя:
«Блистая в латах, как в огне, чудесный воин на коне
Грозой несётся, колет, рубит, в ревущий рог, летая, трубит
…»
Автор использует звукопись (звуки Л, Р- звонкие согласные), тем самым подчёркивая жестокость битвы с печенегами.

И хотя основная линия поэмы Пушкина – это поиск возлюбленной (как в сказке), в конце автор рисует героя на «кровавом пиру», чтобы показать, что Руслан любит свою родину. Из уст одного из гостей звучит: «И впрямь, Руслан – великий воин, Руки Людмилы он достоин».

Самой огромной ценностью для Руслана является Родина, семья, любовь (ещё важная мысль автора) а для сказочного героя - обогащение, царство, слава. И в этом тоже проявилось соединение сказочного и реального в поэме. 

Приложение 2

Экранизация поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

- экранизация фильма 1914 г., режиссер Петр Чардынин и Владислав Старевич ;

- экранизация фильма 1938 г., режиссеры Иван Никитченко, Виктор Невежин;

- экранизация фильма 1971 г., режиссер Александр Птушко;

- опера Михаила Глинки, 1996 г.;

- мультфильм «Руслан и Людмила».

Просмотров работы: 522