Образ Змея Горыныча в русском устном народном творчестве

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ Змея Горыныча в русском устном народном творчестве

Салтыкова Т.А. 1
1Школа №9
Цветкова М.А. 1
1Школа №9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

по литературе

Введение

В сказке с ним герой сражался,

Головы срубить пытался.

Он- зелёный, трёхголовый,

К бою страшному готовый!

Дышит пламенем горя,
Обжигает сам себя.
Тяжело сражаться с ним!
В поле наш герой один -
Подавайте меч скорей,
Сгинет пусть…

(Горыныч-Змей)

Змея Горыныча мы знаем с детства. Узнаём его по внешности: по количеству голов, по большим крыльям и извержению огня. В сказках наших предков он выглядит по-разному. Но я задалась вопросом: кто же на самом деле Змей Горыныч и что он обозначал для наших предков?

Цель работы:

Выяснить особые черты образа Змея в русском устном народном творчестве.

Задачи:

Прочитать сказки, где встречается Змей Горыныч.

Узнать, каково происхождение этого персонажа.

Определить характер Змея Горыныча.

Выяснить, чем он угрожал нашим предкам.

Сделать вывод о причинах появления этого сказочного персонажа.

Методы исследования: чтение художественной, справочной и литературоведческой литературы, анализ и сопоставление описания внешнего облика, характера, поступков сказочного персонажа, формулирование выводов.

Глава 1. Обращение к русским народным сказкам, где встречается Змей Горыныч

Во многих русских народных сказках встречается злой персонаж Змей Горыныч. Его облик во многом одинаков, поведение также перекликается в разных сказках. Мы обратились к ряду известных русских народных сказок, знакомых с раннего детства, чтобы проследить за тем, как проявляется этот образ в разных текстах. Мы обратились в первую очередь к сборнику русских народных сказок, собранных А.Афанасьевым еще в 19 веке.

Наиболее ярко образ Змея Горыныча проявляется в следующих, найденных нами сказках:

«Никита Кожемяка»

« Зорька, Вечорка и Полуночка»

«Молодец-удалец»

«Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»

«Буря-богатырь Иван-коровий сын»

«Иван Быкович»

«Два Ивана – солдатских сына»

В сказке «Никита Кожемяка» Змей утаскивает к себе в пещеру царевну. На помощь девушке приходит Никита-Кожемяка, мастеровой, победивший злодея простой хитростью.

В сказке «Зорька, Вечорка и Полуночка» Змей, который представляется сначала трехглавым, потом шестиглавым и двенадцатиглавым, похищает трех королевен. В бой с ним вступают три брата, но спуститься в пещеру Змея отважился только Зорька, а братья поддерживают его. Одолеть врага Зорька смог с помощью булатного меча.

«Буря-богатырь Иван-коровий сын». В этой сказке три брата путешествовали и случайно наткнулись на Змея, который им даже не угрожал. Тем не менее братья вступили с ним в бой, в течение которого Змей предстает сначала шестиглавым, потом девятиглавым и двенадцатиглавым. Старший брат побеждает Змея боевой палицей.

С казка «Иван Быкович». Змей сожрал всех жителей маленькой деревушки. В битву с ним вступает три брата. Змей так же предстает сначала шестиглавым, потом девятиглавым и двенадцатиглавым. Иван, сын коровы, рожденный чудесным образом, побеждает Змея обыкновенным мечом и освобождает плененную царицу Золотые Кудри.

«Два Ивана – солдатских сына». В этой сказке два брата ехали верхом по лесу. Решили они разъехаться. Первый брат, попав в государство, которому угрожал Змей, решил сразиться со злодеем и победил его с помощью сабли, обмотанной платком, смоченным морской водою. Второго Ивана съела львица. Первый, встретившись с этой львицей, убил её и распорол ей живот, освободив брата. С помощью живой и мёртвой воды оживляет его. Но, к сожалению, они оба погибают от рук красавицы, в которую оборотилась жена убитого Змея, отомстив тем самым за его смерть.

Еще раз прочитывая эти сказки, мы составили таблицу, чтобы выявить общее и различия в представлении образа Змея по следующим характеристикам:

П роисхождение

Место обитания

Количество голов

Чем угрожает и чем опасен

Кто вступает с ним в борьбу

Оружие, с помощью которого побеждаю Змея

На основе анализа сюжета данных сказок мы сделали следующий вывод:

Происхождение Змея неизвестно

Обитает либо в трёх царствах, либо в Нижнем мире, либо в море, либо в норе (пещере), либо на Калиновом мосту

Бывает с разным количеством голов: чаще всего трёхглавым, а также восьмиглавым, девятиглавым, десятиглавым, двенадцатиглавым и даже шестнадцатиглавым

Чаще всего летающий Змей ворует царевен или княжон

Опасен бывает своим огненным пальцем

Вступают с ним в борьбу разные герои: богатыри, крестьяне, ремесленники и даже царевичи

Оружие, с помощью которого побеждают Змея: булатный меч, боевая палица и обыкновенная хитрость

Глава 2. Змей Горыныч как сказочный и былинный персонаж

Поскольку мы выяснили, что образ Змея во всех прочитанных нами сказках практически повторяется, необходимо было выяснить, каковы корни появления этого образа в народном творчестве. Для этого мы обратились к справочной и научной литературе.

В словаре В.А.Иванова и В.В. Иванова «Мифы языческой Руси» находим две статьи, описывающие Змея: Змей Горыныч и Змей огненный.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ — сын грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудо­вище с длинным хвостом и перепончатыми кры­льями (отрубит богатырь одну голову — другая вырастает). Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четы­рех лапах и покрыто крепким панцирем. Из­вергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта — пламя (тучи клубятся, и молнии сверкают). Несет службу у Кащея Бессмертного. Похища­ет девушек-красавиц или берет де­вушками дань с населения. Уносит их в свою нору-пещеру в горе, где хранит и богатства свои. Обладает способностью оборотня — мо­жет, например, принять вид молодого красиво­го юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он ударяется оземь.1 Данная статья обобщает те признаки Змея, которые встречаются в русских сказках и былинах. Выводы, сделанные нами после самостоятельного прочтения и анализа сказок соответствуют данной статье.

В статье ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ авторы данного словаря, говорят о мифическом змее-искусителе, воздушном дьяволе, прилетающем к женщинам или девицам. Этот Змей напоминает библейского Змея-искусителя, вступившего в диалог с Евой. В прочитанных нами сказках Змей Горыныч больше похож на мифического дракона. В книге «Мифы древних славян», изданной в 1993 году и содержащей статьи учёных-исследователей 19 века, мы обнаружили сведения о том, что змеи вообще имели большое значение в верованиях древних славян и этим существам даже были выделены особые дни чествования в славянском календаре: 25 марта - день выхода змей, начало сельскохозяйственных работ, и 14 сентября – уход змей, окончание годового земледельческого цикла. Автор книги пишет, что Змеи входили в Перунову свиту и символизировали тучи небесные грозовые. Эти змеи многоглавые. Одну отсечешь, другая вырастает и испускает языки огненные (молнии). Также в этой книге есть и имя Змея Горыныча – сына горы и небесной тучи. Эти Змеи похищают красавиц (луну, звёзды и даже солнце). Так же, как в предыдущем словаре, есть упоминание о способности Змея превращаться в юношу или девушку. Эту способность связывают с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы.2

Более подробное исследование, посвященное происхождению образа Змея Горыныча, мы обнаружили в книге А.Н.Афасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (том 2). Александр Николаевич Афанасьев, который не только собрал дошедшие до 19 века сказки, сказания и былины русского народа, но и исследовал всю систему мифических, сказочных образов славян, связал ее с культом языческих богов, попытался объяснить происхождение многих персонажей. Афанасьев был убежден, что все сказочные образы, так же, как и языческие божества, появились благодаря первообразам видимой природы. В отличие от других исследователей он изучал эту тему очень глубоко. Он также отмечает схожесть Змея Горыныча с небесной молнией и находит доказательства этому не только в сказках, но и в текстах древнерусских летописей и других древних памятниках письменности, например, в «Ригведе», древнеиндийском гимне.

Таким образом, мы можем объяснить, почему Змей Горыныч способен летать и появляется непременно из тёмной грозовой тучи или несёт за собой грозовую тучу и молнию. Афанасьев приводит в качества иллюстрации фрагменты древнерусских былин, где кто-то из богатырей сражается со Змеем, после убийства которого остается много крови-дождя, поглотить которую может только мать-земля. Также теперь понятно другое название Змея – Огненный. На основе описанных исследователем свойств Змея мы составили обобщающую схему:

Из книги А.Н.Афанасьева3 мы также узнали, почему Змей Горыныч охотится именно за царевнами и княжнами, девушками и женщинами. Согласно славянской вере женщина (или девушка) - символ весны, жизни, плодородия. Её похищение и исчезновение сопровождается холодом, сном, засухой. Это объясняет смену времен года, времени суток.

В русских былинах встречается «лютый зверь» Горынчищ, который летит по небу и пускает огненные стрелы.

В былинах со Змеем сражается Добрыня Никитич, Алеша Попович (сражается с сыном Змея – Тугарином Змеевичем), Еруслан-богатырь

Кровь Змея может быть ядовита

Борясь со Змеем и убивая его, богатыри как бы разгоняли грозовые тучи

Освобожденные царевны – это освобождение света, Солнца

После гибели Змея вечная ночь сменялась светом, наступал день

Золото, которое прячет Змей в своей пещере, - это и есть солнце

Кроме того, мы обратились к древнерусскому учению о мироустройстве ЯСНА.

С огласно расположению времени и положению солнца на звезде-ясны (схема мироустройства) или на кресте суток, а также расположению созвездий, которые были известны нашим предкам, можно увидеть расположение сказочных персонажей и тем самым объяснить их поведение.

Кроме этого, наши предки заметили, что созвездие Девы проявляется и хорошо видимо на небе именно весной, с его появлением наступает тепло, начинается подготовка к сельскохозяйственным работам. Осенью же, когда Дева «опускается» на землю и ее уже не видно на небе, сезон земляных работ и сбор урожая подходит к концу. В зимнее время это созвездие нельзя увидеть. Как объясняли это наши предки? В сказках мы и видим это объяснение: Змей Горыныч похищает девушку-красавицу, и она находится у него в заточении, в пещере, пока кто-нибудь из богатырей ее не спасет. Не случайно в сказке «Зорька, Вечорка и Полуночка» братьев зовут такими «вечерними» именами. Ведь именно вечером и ночью солнце находится в плену и происходит его освобождение. Так объяснялась смена времен года, борьба зимы с летом. Похожий сюжет можно увидеть в древнегреческом мифе о Персефоне, на зимний период становившейся женой бога подземного царства Аида, а весной возвращающейся на землю.

Так же можно объяснить и представления славян о смене дня и ночи: уход солнца «под землю» в вечернее время. В ночное время герой сражается со Змеем, стараясь освободить пленницу-солнышко. Как только победа одержана, солнце начинает свой подъем и наступает утро. Вечером «похищение» повторяется и герой снова должен биться с похитителем. Неслучайно, что часто противником Змея-дракона оказывается Иван-Коровий сын. Знак Тельца (коровы, быка) как раз и противостоит знаку Дракона в славянском зодиакальном круге.

Таким образом, мы увидели, что в сказочных сюжетах скрыто представление наших предков о появлении молнии, о смене дня и ночи, о смене зимы и лета.

Заключение

Проведённое исследование показало, что появление в устном народном творчестве такого персонажа, как Змей Горыныч или Змей Огненный связано с представлениями древних славян о причинах и следствиях природных явлений. В огненном змее народная фантазия, создававшая мифические образы на основании сходства их с действительными явления­ми, олицетворяла молнию, прихотливый извив которой напоминал вообра­жению скользящую по земле змею, падаю­щие звезды, которые народу, из-за производимого ими впечатления, казались похожими на сверкающую молнию. Все эти естественные явления для предков наших представляли близ­кое подобие летучего и рассыпающегося в искрах огненного змея.

На основе прочитанных сказок и справочной литературы удалось узнать следующее:

Образ Змея Горыныча родился из сходства грозовых молний и змей.

Происхождение Змея, сына грозовой тучи, также объясняется рождением молний из грозовой тучи.

Молния опасна возможным огнем, пожаром так же, как и сказочный Змей.

Кражи Змеем красных девушек, как пропажа солнца в грозу и дождь, а также смена времени суток и времени года.

Богатыри побеждают его силой, храбростью и честностью. Борьба ведется преимущественно в темное время.

Способность к оборотничеству сделала его Змеем-искусителем.

Кровь Змея способна придать неуязвимость герою, измазавшему себя этой кровью. В этом проявляется связь с целительными возможностями змеиного яда.

Список использованной литературы и информационных источников

Русские народные сказки. - М., «Петрушка», 1993

Афанасьев А.Н. Русские народные сказки в одном томе. - М., Альфа-книга, 2017

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. Том 2. – М., Академический проект, 2015

Иванов В.А., Иванов В.В. «Мифы языческой Руси. Словарь» - Ярославль, Академия «Холдинг», 2001

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост.А.И.Баженова, В.И.Вардугин, - Саратов, «Надежда», 1993

Интернет ресурсы: https://www.livemaster.ru/topic/1594973-baba-yaga-mifologiya-teorii-versii

Интернет ресурсы: https://aromatyschastya.ru/stixi-pro-babu-yagu

Интернет ресурсы: https://yasna.center/

1Иванов В.А., Иванов В.В. «Мифы языческой Руси. Словарь» - Ярославль, Академия «Холдинг», 2001

2Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост.А.И.Баженова, В.И.Вардугин, - Саратов, «Надежда», 1993

3Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х тт. Том 2. – М., Академический проект, 2015

Просмотров работы: 1700